Научная статья на тему 'Северный морской путь -комплексный инфраструктурный проект'

Северный морской путь -комплексный инфраструктурный проект Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
589
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Северный морской путь -комплексный инфраструктурный проект»

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ -КОМПЛЕКСНЫЙ ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ПРОЕКТ

Арктика - важнейший стратегический регион, являющийся зоной интересов не только арктических государств - России, США, Канады, Дании, Норвегии, но и Европейского союза и других стран с развитой экономикой, таких как Китай, Япония, Южная Корея, Сингапур. Прежде всего, эти страны привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического континентального шельфа, а также возможность сокращения маршрутов трансконтинентальных перевозок.

Через Арктику проходят кратчайшие морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. Так, при использовании эталонного маршрута Роттердам - Йокогама, расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11205 морских миль. При использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%.

По существующему положению границами Северного морского пути на Западе являются новоземельские проливы (Карские Ворота и Югорский Шар), на Востоке - Берингов пролив.

Впервые официальное название Северному морскому пути дано в постановлении Совета Народных Комиссаров Союза ССР 1932 года. Этим постановлением образовано Главное управление Северного морского пути, перед которым была поставлена задача «проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечивать безопасность плавания по этому пути».

За эти годы в Арктике проделана колоссальная работа. Построены арктический ледокольный флот, транспортные суда для арктического плавания, морские порты, радиоцентры, созданы системы навигационно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения.

В целом, к 90-м годам прошлого столетия инфраструктура Северного морского пути соответствовала требованиям по обеспечению безопасных условий плавания.

В настоящее время интерес к арктическим трассам значительно повысился. Этот интерес связан с началом освоения арктических шельфовых месторождений, глобальным потеплением климата и развитием судоходства в арктическом регионе.

По оценке зарубежных экспертов только потенциальный объем транзитных грузов по Северному морскому пути в восточном направлении составит 5-6 млн. тонн и в западном - 2-3 млн. тонн.

Поэтому не случайно все, что связано с арктической морской транспортной системой, является частью национальной политики России в области транспорта.

Северный морской путь надо рассматривать как комплексный транспортный объект, и все планы развития его инфраструктуры необходимо строить исходя из комплексного развития Арктической морской транспортной системы.

Развитие инфраструктуры Севморпути предусматривает модернизацию базовых портов, улучшение ледокольного, гидрографического, аварийно-спасательного и гидрометеорологического обеспечения, совершенствование системы связи.

Основой безопасных условий плавания судов в ледовых условиях Северного морского пути является ледокольный флот.

Расчет необходимого ледокольного обеспечения морских перевозок грузов на перспективу до 2020 года, выполненный с учетом продления сроков службы действующих атомных и дизельных ледоколов, показал, что необходимо построить три универсальных атомных ледокола типа ЛК-60Я, четыре дизель-электрических ледокола типа ЛК-25Д и два дизель-электрических ледокола типа ЛК-18Д.

В настоящее время на трассах Северного морского пути действуют 9 линейных ледоколов (из них 5 атомных, в том числе построенный в 2007 году атомный ледокол «50 лет Победы» и 4 дизельных).

В ходе реализации ФЦП «Модернизация транспортной системы России 2002-2010 гг.» за счет средств федерального бюджета закончено проектирование атомного ледокола нового поколения мощностью 60 МВт, дизель-электрического ледокола мощностью 25 МВт. В ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.» планируется построить один универсальный атомный ледокол и три линейных дизельных ледокола.

Что касается коммерческого флота, то в настоящее время наш арктический транспортный флот насчитывает более 150 судов различных ледовых классов.

Развитие этого флота осуществляется по планам и за счет средств

Давыденко А.А.,

Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта

судоходных и ресурсодобывающих компаний. Государственная поддержка строительства этих судов на российских верфях под российский флаг осуществляется в виде субсидий на оплату части процентной ставки по кредитам российских банков.

Кроме того, проходит процедуру согласования проект Закона о государственной поддержке судостроения и судоходства.

Огромное значение для развития Севморпути имеет навигационно-гидрографическое обеспечение (НГО), которое является составной частью системы безопасности судоходства.

Во исполнение функций НГО для арктических морей издано 747 открытых навигационных морских карт, 19 руководств и пособий для плавания. Установлено 1555 объекта различных средств навигационного оборудования.

Безусловно, вся система навигационно-гидрографического обеспечения в Арктике требует модернизации. Этим вопросам сегодня придается огромное значение, выделяется дополнительное финансирование. Для создания современной комплексной системы НГО на Северном морском пути предусматривается:

- площадная съёмка рельефа дна всей протяженности СМП и создание банка данных электронных карт;

- строительство береговых контрольно-корректирующих станций Глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, обеспечивающих использование систем в высокоточном дифференциальном режиме (ФЦП «Глобальная навигационная система», финансирование - около 170 млн. руб.);

- замена радиоизотопных термоэлектрических генераторов (РИ-ТЭГ) на альтернативные источники питания на навигационных объектах в Арктике (ФЦП «Обеспечение ядерной безопасности на 20082012 гг.», финансирование - 457 млн. руб.).

- проведение организационных и технических мероприятий по передаче навигационных предупреждений на районы НАВАРЕА ХХ и XXI в Арктике по Сети Безопасности системы ИНМАРСАТ-С.

Координацию поисково-спасательных операций в Арктике осуществляют:

- в западном районе Арктики - Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) в портах Мурманск и Архангельск;

- в восточном районе Арктики - МСКЦ в портах Владивосток и Петропавловск-Камчатский.

Граница между западным и восточным районами Арктики проходит по устью реки Лена (125 градусов восточной долготы).

В целях обеспечения поисковых и аварийно-спасательных работ в Арктике в зоне ответственности Российской Федерации Росморреч-флотом организовано несение аварийно-спасательной готовности:

- в западном районе Арктики - силами и средствами ФГУП «Мурманское БАСУ» с филиалом в Архангельске;

- в восточном районе Арктики - силами и средствами ФГУП «Дальневосточное БАСУ», ФГУП «Сахалинское БАСУ» и филиала в Петро-павловске-Камчатском.

Линейные ледоколы несут аварийно-спасательную готовность в районах, в которых они осуществляют ледокольное обеспечение.

Задачи обновления аварийно-спасательного и гидрографического флотов решаются в рамках реализации ряда Федеральных целевых программ.

В 2009 году закончено проектирование и начато строительство многофункциональных аварийно-спасательных судов и водолазных катеров.

С 2010 по 2015 годы за счет средств федерального бюджета планируется построить около 50 аварийно-спасательных и гидрографических судов, на что предусмотрено выделение около 40 млрд. рублей.

Существующая нормативно-правовая база и система управления арктическими морскими операциями была создана в советский период государственного монополизма и органично вписывалась в систему производственных отношений.

Правила плавания по трассам Северного морского пути, утвержденные Министром морского флота СССР в 1990 г., в настоящее время действуют в рамках, не противоречащих законодательству Российской Федерации. Правила разработаны с учетом статьи 234 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, дающей право прибрежным государствам принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдом большую часть года районах в пределах исключительной экономической зоны.

Однако реформы России начала 90-х годов внесли существенные изменения в систему управления Северным морским путем и организацию проводки судов по трассам Северного морского пути.

Ликвидирована Администрация Северного морского пути, на которую ранее Правительством были возложена задача по обеспечению безопасности судоходства. Ее функции были переданы центральному аппарату Министерства морского флота (в 1988 г.) и Департаменту морского и речного транспорта Минтранса России (в 1991 г.).

Произошла приватизация государственных судоходных компаний - Мурманского и Дальневосточного морских пароходств, осуществлявших управление арктическим ледокольным флотом и непосредственное руководство ледокольными операциями на трассах Северного морского пути. В 1994 году решением Правительства ледокольный флот был передан в доверительное управление уже акционированным Мурманскому и Дальневосточному морским пароход-ствам.

В настоящее время оператором атомного ледокольного флота является ФГУП «Атомфлот», входящее в состав Госкорпорации «Росатом».

Линейными дизельными ледоколы управляют Дальневосточное морское пароходство и ФГУП «Росморпорт».

В ходе административной реформы 2004 года, функции регулирования судоходства на трассах Северного морского пути исключены из Положений о федеральных органах исполнительной власти в области транспорта, поскольку федеральным законодательством этот вопрос не урегулирован.

Что сейчас делается в этом направлении?

Минтрансом России разработан проект Федерального Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части Государственного регулирования торгового мореплавания по трассам в акватории Северного морского пути».

Этим законопроектом государственное управление судоходством по трассам Северного морского пути возлагается на Администрацию Северного морского пути. Предполагается, что Администрация Северного морского пути будет создана в виде отдельного Управления в Федеральном агентстве морского и речного транспорта.

Оперативное руководство проводками судов по трассам СМП предполагается возложить на Штабы морских операций, действующие в структуре администраций морских портов (Мурманск, Владивосток) на базе которых предполагается создать бассейновые администрации. Территориально Штабы должны размещаться в местах базирования ледокольного флота. В состав Штабов морских операций должны входить представители операторов ледокольного флота, арктических подразделений Гидрографического предприятия и Росгидромета.

В настоящее время приоритетным направлением является разработка новых, включая транзитные, маршрутов в Арктике, включение Северного морского пути в систему международных транспортных коридоров при сохранении за этой магистралью юрисдикции Российской Федерации.

Один из таких маршрутов предполагается реализовать уже в этом году. Совкомфлот впервые предполагает осуществить перевозку газового конденсата из порта Витино (Мурманская обл.) в Юго-Восточную Азию, то есть пройти маршрутом Запад-Восток. В подготовке этого проекта принимают участие Минтранс России, Росморречфлот и его подразделения, Атомфлот. Мы очень надеемся, что реализация этого проекта даст толчок к существенному увеличению перевозок грузов и пассажиров на трассах Севморпути.

Арктическое судоходство, с использованием современной инфраструктуры, призвано обеспечить расширение ресурсной базы страны и социально-экономическое развитие арктических территорий при соблюдении жёстких требований к сохранности окружающей среды. При этом решается одна из главных задач Транспортной стратегии РФ до 2030 года - реализация транзитного потенциала страны.

Это уже сегодня является предметом деятельности Федерального агентства морского и речного транспорта, других государственных органов и компаний транспортной отрасли России. Только совместные усилия и комплексный подход позволят решить вопросы освоения Арктического шельфа и восстановления транспортного потенциала Северного морского пути на новой основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.