Научная статья на тему 'Модернизация управления водным транспортом в Вологодском регионе'

Модернизация управления водным транспортом в Вологодском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / РЕГИОН / MODERNIZATION / GOVERNMENT ADMINISTRATION / WATER TRANSPORT / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кошутин Михаил Александ-рович

В статье рассматриваются современные подходы к государственному управлению водным транспортом. Наиболее подробно анализируются проблемы управления предприятиями водного транспорта Вологодской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кошутин Михаил Александ-рович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация управления водным транспортом в Вологодском регионе»

Список литературы

1. Костюнин, Д. С. Инструментальные средства подготовки консолидированной финансовой отчетности группы компаний / Д.С. Костюнин // Материалы III Междунар. конференции «Управление развитием крупномасштабных систем». - М., 2009. - С. 252 - 254.

2. Скребкова, Ж.Р. Моделирование учетного процесса в условиях перехода на международные стандарты финан-

совой отчетности: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ж.Р. Скребкова. - Екатеринбург, 2009.

3. Чистов, Д.В. Автоматизация трансформации отчетности из РСБУ в МСФО / Д.В. Чистов. - URL: http:// www.fa-kit.ru/main_dsp.php?top_id=1151 (апрель 2011).

4. Шишкова, Т.В. Международные стандарты финансовой отчетности: учебник / Т.В. Шишкова, Е.А. Козельцева. - М., 2009.

УДК 338.47.656

М.А. Кошутин

МОДЕРНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ В ВОЛОГОДСКОМ РЕГИОНЕ

В статье рассматриваются современные подходы к государственному управлению водным транспортом. Наиболее подробно анализируются проблемы управления предприятиями водного транспорта Вологодской области.

Модернизация, государственное управление, водный транспорт, регион.

The paper considers modern approaches to the government administration of water transport in the region. The problems of managing water transport enterprises in Vologda region are analyzed in detail.

Modernization, government administration, water transport, region.

Водный транспорт - важная составная часть производственной инфраструктуры Вологодской области, поэтому его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием для стабилизации и структурной перестройки экономики, улучшения условий и уровня жизни населения. Основные показатели деятельности внутреннего водного транспорта в Вологодской области приведены в таблице [2].

Анализ показателей за рассматриваемый период показывает следующее: размер уставного капитала не снизился, а размер инвестиций увеличился, что говорит о росте инвестиционной привлекательности этой отрасли в регионе. Снижение среднесписочной

численности работников на предприятиях водного транспорта свидетельствует о сокращении числа занятых на внутреннем водном транспорте. Неизменный размер пассажирооборота и динамика грузооборота в последние годы, включая кризисный период, является признаком экономической стабильности отрасли. Но для того, чтобы временная стабильность не превратилась в стагнацию, необходимы определенные меры.

По территории области проходят два крупных речных канала Северо-Запада РФ: Волго-Балтийский водный путь и Северо-Двинская шлюзованная система. Особое значение для региона имеет Волго-Балтийский водный путь, который связывает Северо-

Результаты деятельности внутреннего водного транспорта в области

Таблица

Показатели Годы 2009 г., %

2007 2008 2009 к 2006 г.

Уставной капитал, млн р. 60,2 60,2 60,2 100,0

Среднесписочная численность работников, чел. 1169 1154 1097 93,8

Инвестиции в основной капитал (млн р.)* 174,8 556,6 765,3 434,8

Судоходные пути, км 2116 2116 2116 100,0

Отправление грузов, млн т 2,6 3,6 2,7 103,8

Грузооборот, млн т км 1091 1324 1057 96,8

Перевозка пассажиров, млн чел. 0,1 0,1 0,1 100,0

Пассажирооборот, млн пасс. км 1,0 1,0 1,0 100,0

' По организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства.

Западный регион с Центральным и городами Волги, Камы, Дона, обеспечивает выход к Беломоро-Бал-тийскому каналу, в Белое, Каспийское, Черное и Средиземное моря.

Полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта возложены на Минтранс РФ, а разрешительные, контрольные и надзорные функции с 2004 г. возложены на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, в составе которой на территории области образованы Вологодский, Череповецкий и Вытегорский территориальные органы государственного надзора на внутреннем водном транспорте [1]. Федеральным органом, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, является Федеральное агентство морского и речного транспорта [3]. На бассейновом уровне управление, содержание водных путей и гидротехнических сооружений в настоящее время на территории Вологодского региона осуществляют два федеральных государственных учреждения - Северное и Северо-Западное государственные бассейновые управления водных путей и судоходства, в составе которых функционируют четыре филиала (Вологодский район водных путей, Вытегорский, Шекснинский и Череповецкий районы гидротехнических сооружений (схема 1).

Схема 1

Структура управления внутренними водными путями Вологодского региона

Росморречфлот Ространснадзор

г

ФГУ «Волго-Балтийское» и ФГУ «Северо-Двинское» ГБУВПиС (2)

Северное и СевероЗападное управления Госморречнадзора (2)

Вологодский, Череповецкий, Шекснинский, Вытегорский районы водных путей и судоходства (4)

Череповецкая, Вологодская, Вытегорская территориальные инспекции (3)

Основными функциями филиалов государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства с 1995 г. являются эксплуатация и развитие водных путей и гидротехнических сооружений, государственное регулирование деятельности субъектов речного транспорта всех форм собственности по вопросам, отнесенным к компетенции государственных органов, контроль за обеспечением безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности, надзор за технической эксплуатацией объектов речного транспорта, находящихся в федеральной собственности, а также оказание государствен-

ных услуг, осуществление хозяйственной, предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход.

Инфраструктура внутренних водных путей региона характеризуется высокой степенью износа, требует больших затрат на текущее содержание и ремонт, создает опасность потери технологической устойчивости внутреннего водного транспорта и определяет значительную потребность в инвестициях. Нормативная база управления и содержания внутренних водных путей требует внесения изменений, так как система государственного регулирования деятельности организаций внутренних водных путей и система управления путями, включая распределение функций и полномочий между соответствующими участниками управления, неэффективна, не соответствует современным требованиям, стандартам и задачам. Функционирование внутреннего водного транспорта не в должной степени способствует самостоятельному социально-экономическому развитию региона. Так, филиалы Северного и СевероЗападного государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, расположенные в области, имеют право на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь в рамках выданного Минфином РФ генерального разрешения. Неотложность решения указанных проблем определяет необходимость и возможность проведения реформы системы управления внутренним водным транспортом, включая водные пути.

Достижение поставленной цели предусматривается решением следующего комплекса задач:

- формирование централизованной гармоничной системы управления внутренними водными путями;

- разделение как функций госрегулирования и хозяйственной деятельности, так и федеральной собственности, находящейся в оперативном управлении бассейновых управлений, на имущество, необходимое для осуществления функций и задач госрегулирования, а также для содержания и эксплуатации гидротехнических сооружений, и имущество, находящееся в хозяйственном ведении для выполнения функций по содержанию путей и проведения работ на объектах инфраструктуры водного транспорта;

- создание равных и экономически выгодных условий коммерческой деятельности на внутреннем водном транспорте;

- снижение совокупных затрат на грузо- и пасса-жироперевозки;

- удовлетворение спроса на услуги, предоставляемые пользователям водных путей, сохранение их единой государственной сетевой инфраструктуры.

На внутренних водных путях на территории области расположены судоходные гидротехнические сооружения (СГТС), часть из которых является высоконапорными, аварии на которых могут привести к техногенной катастрофе. Исходя из изложенного, обеспечение безопасности СГТС является государственной задачей, и они должны находиться исключительно в федеральной собственности. Финансирование содержания СГТС должно осуществляться из федерального бюджета, что обусловлено невозмож-

ностью в обозримом будущем покрытия расходов за счет платности за использование инфраструктуры водных путей. Систему управления водными путями и речными портами предлагается организовать на основе функционирования:

- федеральных государственных учреждений -администраций речных бассейнов на базе существующих в регионе филиалов Северного и СевероЗападного бассейновых управлений - для реализации функций государственного регулирования на внутренних водных путях;

- федерального государственного унитарного предприятия с филиалами в бассейнах внутренних водных путей - для содержания водных путей и работ на объектах инфраструктуры водного транспорта, причальных и портовых сооружений, находящихся в федеральной собственности.

Предлагаемая модель управления (см. схему 2) включает в себя:

Схема 2

Предлагаемая структура управления внутренними водными путями в регионе

Ространснадзор

I

Территориальные управления Госмор-

речнадзора(2) (с передачей части функций в филиалы ФГУ - администрации речных бассейнов)

- Министерство транспорта РФ;

- подведомственные ему федеральные органы исполнительной власти: Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта;

- администрации речных бассейнов, подведомственные Федеральному агентству морского и речного транспорта, созданные на базе действующих государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства путем внесения изменений в уставные документы;

- хозяйствующие субъекты - федеральное государственное унитарное предприятие «Российский водный путь» (сокращенное наименование ФГУП «Росводпуть»).

При переходе к новой модели организации системы управления внутренними водными путями основополагающим является разделение функций государственного регулирования от хозяйственной деятельности. Систему управления внутренними водными путями предлагается организовать на основе функционирования(см. схему 3):

- административно-властных органов (федеральных государственных учреждений) - администраций речных бассейнов на базе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства - для реализации функций государственного регулирования на внутренних водных путях и для содержания судоходных гидротехнических сооружений;

- хозяйствующего субъекта - федерального государственного унитарного предприятия с филиалами в бассейнах внутренних водных путей - для содержания внутренних водных путей, причальных и портовых сооружений, находящихся в федеральной собственности, а также для проведения работ на объектах инфраструктуры внутреннего водного транспорта.

X

Филиалы ФГУ -администрации

Северо-Западного и Северного речных бассейнов (4)

Минтранс России

Росморречфлот

V

/

Филиалы

ФГУП «Росвод-путь»

V

верного речных бассейнов (4)

V

Филиалы

ФГУП «Росвод-путь»

Схема 3

Передача функций при реформировании действующей структуры управления в регионе

Действующая структура

Предлагаемая модель

\

Филиалы ФГУП

«Росводпуть»

ч /

I.

Административно-властные полномочия в сфере государственного управления внутренними водными путями и расположенными на них судоходными гидротехническими сооружениями будут осуществлять администрации речных бассейнов, являющиеся федеральными государственными учреждениями, образованными на базе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства. За администрациями речных бассейнов предлагается закрепить на праве оперативного управления федеральное имущество, необходимое для осуществления функций государственного регулирования. Администрации речных бассейнов в соответствии с бюджетным законодательством РФ получают средства федерального бюджета на выполнение своих функций, а также доходы от сборов и других, не запрещенных законом источников, и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью на внутренних водных путях РФ.

Осуществление хозяйственной и предпринимательской деятельности от государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства предлагается передать хозяйствующему субъекту -специализированному федеральному государственному унитарному предприятию «Российский водный путь». Его образование позволит обеспечить оптимизацию расходов на содержание инфраструктуры, концентрацию бюджетных средств на решении приоритетных задач и устранении диспропорций, эффективное использование федерального имущества на внутренних водных путях, а также эффективное использование собственного капитала и привлечение кредитных ресурсов. Основной задачей создаваемого хозяйствующего субъекта является обеспечение безопасности судоходства в части содержания путей и навигационно-гидрографического обеспечения судоходства. Кроме того, ФГУП «Росводпуть» будет осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, определенные его учредительными документами, в том числе перевозку грузов и пассажиров судами и автотранспортом предприятия; добычу, переработку и реализацию нерудных строительных материалов и т.д.

Перечисленные виды деятельности, за исключением направленных на обеспечение безопасности судоходства, носят рыночный характер и будут осуществляться в условиях конкурентной среды в соответствии с законодательством РФ. Ремонт внутренних водных путей осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на текущее содержание, реконструкция - за счет бюджетных инвестиций из федерального бюджета.

Формирование единой системы управления водными путями в регионе создаст условия для рацио -нального распределения финансовых ресурсов, направленных на содержание инфраструктуры путей, развития взаимодействия и координации в обеспече-

нии безопасности судоходства и удовлетворения потребностей в перевозках грузов и пассажиров водным транспортом; использования транзитного потенциала путей, привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры внутренних водных путей Вологодской области.

Снижение совокупных затрат на перевозки грузов внутренним водным транспортом и повышение его экономической эффективности будет осуществляться за счет улучшения качественных параметров путей. Эффект от реализации предусмотренных мероприятий по реформированию системы управления внутренними водными путями достигается на следующих направлениях: расширение источников финансирования содержания и развития путей; увеличение поступлений в бюджеты всех уровней; сокращение чрезвычайных бюджетных расходов за счет снижения рисков аварийных происшествий и затрат на ликвидацию их последствий в результате повышения уровня безопасности судоходства и экологической безопасности вследствие реформирования системы управления внутренними водными путями.

Экономическая оценка повышения безопасности судоходства вследствие организационных преобразований на водном транспорте достаточно затруднительна, но частично повышение безопасности предлагается оценивать путем определения так называемого эффекта предотвращенного ущерба. Эффект предотвращенного ущерба - специфический вид эффекта, в настоящее время недостаточно изученный. Методические подходы к его оценке на водном транспорте отсутствуют, поскольку предотвращенный ущерб - это гипотетический ущерб от гипотетического неблагоприятного события. Таким образом, на водном транспорте ущерб обусловлен снижением (нарушением) безопасности судоходства и надежности водного пути. Поскольку предотвращенный ущерб представляет собой суммарные текущие и единовременные (капитальные затраты) на возмещение и компенсацию, то снижение (предотвращение) этих затрат и есть экономический эффект от предотвращенного ущерба.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» // Российская газета (Федеральный выпуск). - 2004. - № 3546.

2. Транспорт Вологодской области: статистический сборник / Росстат: территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области. - Вологда, 2010.

3. Указ Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. - 2004. - № 106.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.