УДК 330.131.7:656.6
Васильев Ф. П.
Доктор юридических наук, профессор кафедры «Транспортное право» МИИТ, Помощник директора Юридического института по внешним связям федерального ФБОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»
КАК СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОРСКИХ ПОРТОВ?
Госрегулирование деятельности в м/порту осуществляется посредством различных инструментов, таких как издание НПА по вопросам, связанным с осуществлением и развитием деятельности в м/порту, эксплуатацией объектов инфраструктуры морского транспорта (ИМТ); лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых в м/порту; технического регулирования в м/порту; возложения обязанностей по оказанию отдельных видов услуг или наложения запрета на оказание отдельных видов услуг на ОМТ, иных владельцев объектов ИМТ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ; открытия и закрытия морского порта для оказания услуг; установления: порядка сбора, накопления и анализа информации о деятельности в м/порту; ставок портовых сборов и тарифов на услуги в м/порту, оказываемые субъектами естественных монополий; порядка сдачи в аренду имущества в м/порту, находящегося в государственной собственности; создания условий для равного доступа ОМТ и перевозчиков к объектам ИМТ; осуществления навигационно-гидрографического обеспечения на подходах к морскому порту и в м/порту; организации мобилизационной подготовки, проведения мобилизации и осуществления мероприятий по гражданской обороне в м/порту; проведения госэкспертизы проектной документации для строительства и реконструкции объектов ИМТ; выполнения иных предусмотренных ФЗ функций; осуществление в м/порту госконтроля (надзора). При этом, необходим постоянный поиск дальнейших направлений совершенствования административно-правового регулирования в области обеспечения деятельности морских портов, в том числе за счет соотношения существующего уровня регулирования потребностям развития транспортной инфраструктуры и обеспечения ее безопасности.
Ключевые слова: безопасность морского порта, гидросооружение, речной, морской и водный транспорт, собственник, оператор морского терминала (ОМТ), объект морской транспортной инфраструктуры (МТИ), порт.
Вопросы безопасности отдельных видов транспортной безопасности (объектов транспортной инфраструктуры), правового регулирования по отдельным направлениям (экономическое, оборонное) в области эксплуатации (оборота) морских, водно-речных (внутриводных судов — транспорта) существенную роль играют морские порты. В целях их реализации в России действует Федеральный закон от 8.11.2007 № 261 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»1 (с изменениями от 13.07.2015. Далее — ФЗ о морских портах).
По существу данный ФЗ регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в России (далее также — м/порты), устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия м/портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы госрегулирования в их деятельности
СЗ РФ от 12 ноября 2007 г. № 46 ст. 5557. Далее — ФЗ о морских портах.
(предмет). А особенности госуправления (административно-правовое), а также особенности осуществления экономической деятельности и правового положения субъектов такой деятельности в портовых особых экономических зонах устанавливаются ФЗ об особых экономических зонах2. Или же, в соответствии ФЗ о морских портах под морскими портами в понимаются м/порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания РФ (далее — КТМ, Кодекс). В частности, Кодекс разработан для того, чтобы урегулировать отношения в соответствующей сфере и определены сфера применения норм, основные понятия, задачи госконтроля и надзора за торговым мореплаванием. Торговое мореплавание — это деятельность, связанная с использованием судов для различных целей, в том числе для перевозок грузов, рыболовства, лоцманской и ледокольной проводок, поисковых, спасательных и буксирных операций. Требования, предусмотренные КТМ, распространяются на морские суда во время их плавания как по морским, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором или ФЗ. Это касается также судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания по морским, по внутренним водным путям при перевозках грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный порт, во время спасательной операции и при столкновении с судном. Суда должны быть зарегистрированы в одном из следующих реестров: Государственный судовой реестр, судовая книга (ГСР), бербоут-чартерный реестр, Российский международный реестр судов3 (МРС). Право собственности и иные вещные права на судно должны быть зарегистрированы в Госсудовом реестре или судовой книге. То же самое касается ограничений (обременений) прав на него (ипотека, доверительное управление и др.) и закреплены условия и порядок их регистрации и требования к экипажу, в том числе к капитану. Урегулированы трудовые отношения на судне и предусмотрено несколько договоров, которые могут заключаться в сфере торгового мореплавания. В их числе — договоры морской перевозки груза (пассажира), фрахтования без экипажа, буксировки, агентирования, страхования, посредничества. КТМ установлена ответственность за ущерб, причиненный собственником судна, в том числе в связи с перевозкой опасных и вредных веществ. А отдельные главы посвящены морским протестам, претензиям и искам, а также определен порядок их предъявления. Вместе с тем, общее правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением деятельности в м/портах занимает особе место. Так, ФЗ о морских портах основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ и осуществление деятельности в морских портах регулируется ФЗ о морских портах, КТМ, другими НПА4. А если международным м/портах договором РФ установлены иные правила,
2 СЗ РФ 25 июля 2005 г. № 30 (часть II) ст. 3127.
3
Международный реестр — означает ведущуюся Международным бюро официальную подборку сведений о международных регистрациях, запись которых требуется или разрешается настоящим Актом или Инструкцией, независимо от носителя, на котором хранятся эти сведения. См. Женевский акт Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов; ФЗ от 20.12.2005 № 168 (ред. от 29.11.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с созданием Российского международного реестра судов». Изменения направлены на повышение конкурентоспособности судов российского морского торгового флота и создание Российского МРС. Целью образования Реестра является создание экономических, юридических, организационных и других необходимых условий, обеспечивающих функционирование зарегистрированных в нем российских и иностранных судов. В Реестре регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. Регистрация в Реестре предусматривает создание льготных налогового и таможенного режимов, иных условий для успешной деятельности судов при осуществлении ими транспортных услуг на мировом рынке. Также предусматривается внесение соответствующих изменений в КТМ, НК РФ и Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе».
4 См. Постановление Правительства от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на
морском и внутреннем водном транспорте» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров», «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов», «Положением о лицензировании деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)», «Положением о
чем те, которые предусмотрены ФЗ о м/портах, применяются правила международного договора. Но, субъектам, имеющим непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, также следует знать нормы Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7.03.2001 № 24-ФЗ5 (КВВТ). И правовая (водная) дисциплина в данном случае обеспечивается через обычаи м/порта, т.е. они представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в м/порту и не предусмотренные ФЗ. Но, нельзя при этом не учитывать и нормы Постановления Правительства от 23.05.2000 № 395 «Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта»6, а торгово-промышленная палата РФ также свидетельствует обычаи морского порта7. И они не должны противоречить Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ, КТМ РФ, ФЗ о м/портах, другим ФЗ и иным НПА. В целях обеспечения единого толкования в процессе применения данного ФЗ и других НПА, регламентирующих деятельности м/портов законодателями даны основные понятия (определения), а именно:
объекты инфраструктуры морского порта ИМТ (далее — ИМП)- портовые гидротехнические сооружения (далее — ГТС), внутренние рейды, якорные стоянки, доки, буксиры, ледоколы и иные суда портового флота, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информсистемы, перегрузочное оборудование, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, оборудование, инженерные коммуникации, склады, иные здания, строения, сооружения, расположенные на территории, АМП и предназначенные для обеспечения безопасности мореплавания (ОБМ), оказания услуг в м/порту, обеспечения в м/порту госконтроля (надзора);
внутренний рейд — водное пространство, специально выделенное на АМП и предназначенное для обслуживания судов и осуществления операций с грузами;
внешний рейд — водное пространство, специально выделенное на подходах к морскому порту и предназначенное для стоянки и обслуживания судов;
портовые гидротехнические сооружения (ГТС) — инженерно-технические сооружения (берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, а также подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ), расположенные на территории, АМП (АМП), взаимодействующие с водной средой и предназначенные для ОБМ и стоянки судов;
лицензировании погрузочно-разгрузочнои деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах»). СЗ РФ 19.03.2012 № 12 ст. 1416.
5 Кодекс ВВТРФ — свод правил, регулирующих отношения между транспортными организациями, грузоотправителями, грузополучателями, пассажирами и другими лицами при осуществлении судоходства на внутренних водных путях России. Положения Кодекса посвящены следующим вопросам: содержание и использование внутренних водных путей; госрегистрэация судов и прав на них; экипаж судна; организация грузовых, пассажирских и почтовых перевозок; провозная плата; аренда судов; спасание людей, судов и иного имущества; ответственность при перевозках и др. Отдельная глава содержит нормы о безопасности судоходства. Ее обеспечивают судовладельцы. Судно допускается к плаванию, если оно отвечает требованиям экологической, санитарной и пожарной безопасности. Кроме того, должен быть полностью укомплектован экипаж. А также закреплены полномочия контролирующих и надзирающих органов. Урегулирована деятельность порта. Его инфраструктура включает портовые гидротехнические сооружения, навигационное и гидрографическое оборудование, перегрузочные комплексы, причалы, служебные здания и иное имущество, необходимое для обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов. И регламентированы правоотношения между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями, грузополучателями. Наряду с правами и обязанностями устанавливается равная ответственность сторон договора за несоблюдение принятых на себя обязательств по перевозке. Установлен порядок предъявления и рассмотрения претензий. Определены специальные сроки исковой давности. СЗ РФ 12 марта 2001 г. № 11 ст. 1001.
6 СЗ РФ от 29 мая 2000 г. № 22, ст. 2311.
7 См. Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой РФ обычаев морских портов в РФ, утвержденное постановлением Правления ТПП РФ от 24 декабря 2009 г. № 67-7.
причал — портовое ГТС, предназначенное для стоянки и обслуживания судов, обслуживания пассажиров, в том числе посадки их на суда и высадки их с судов, осуществления операций с грузами;
владельцы объектов ИМТ — юрлица или индивидуальные предприниматели (далее — ИП), зарегистрированные в соответствии с ФЗ и осуществляющие эксплуатацию объектов ИМТ от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании;
морской терминал — совокупность объектов ИМТ, технологически связанных между собой и предназначенных, используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств, обслуживания пассажиров;
оператор морского терминала (далее — ОМТ) — транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств, обслуживание пассажиров;
перевалка грузов — комплексный вид услуг, работ по перегрузке грузов, багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах м/порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта;
технологическое накопление грузов — формирование партий грузов в ожидании подачи транспортных средств, осуществляемое при перевалке грузов;
пользователи услугами, оказание которых осуществляется в м/порту (далее — пользователи), — грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица;
услуги, оказание которых осуществляется в м/порту (далее — услуги в м/порту), — услуги, оказание которых пользователям обычно осуществляется в м/порту и на подходах к нему в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ;
территория м/порта — земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах м/порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки;
акватория м/порта (АМП) — водное пространство в границах м/порта; подходы к морскому порту (м/порта) — внешние рейды и участки морских путей установленной ширины, примыкающие к АМП, но не выходящие за пределы территориального моря РФ, где суда должны следовать с использованием системы управления движением судов, лоцманской проводки, должны соблюдать установленные обязательными постановлениями в м/порту меры ОБМ8 для захода судов в морской порт, выхода судов из м/порта.
Эти определения следует учитывать не только в процессе правоприменительной деятельности, но и в учебном процессе. Кроме того, ныне в рамках изучаемого вопроса следует учитывать и нормы ФЗ от 13.07.2015 № 212 «О свободном порте Владивосток»9 (и ФЗ не дает дополнительных определений).
8
8 Имеется в виду — обеспечения безопасности мореплавания.
9 В данном случае, речь идет о части территории Приморского края, где действуют меры господдержки предпринимательской деятельности. Среди целей — использование географических и экономических преимуществ региона как восточных морских ворот России для интеграции в экономическое пространство государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Повышение уровня жизни населения Дальнего Востока. Свободный порт создается на 70 лет. Этот срок может быть продлен федеральным законом. Перечислены территории, которые образуют свободный порт. Это т. н. Владивостокская агломерация и некоторые другие. К ним не относятся особая экономическая зона, зона территориального развития и территория опережающего социально-экономического развития. На указанных территориях создаются условия для вложения инвестиций в действующие и вновь создаваемые предприятия, в инфраструктурные объекты, в транспортно-логистические
В деятельности м/портов существенную роль играют границы м/порта и подходы к м/порту и ими являются границы его территории и акватории и они устанавливаются и изменяются Правительством10 в соответствии с Земельным кодексом и Водным кодексом РФ, а подходы к м/порту устанавливаются Минтрансом России. Что же касается строительство, расширение, открытие и их закрытие установлены особый порядок. Так, решение о строительстве или расширении м/порта принимается Правительством России на основании схемы территориального планирования РФ в области развития федерального транспорта, путей сообщения, информации и связи, подготовка и утверждение которой осуществляются в соответствии с ФЗ о градостроительной деятельности. Морскому порту присваивается наименование как географическому объекту в соответствии с ФЗ от 18.12.1997 № 152 «О наименованиях географических объектов»11 (с изменениями от 10.07.2012). А решением о строительстве или расширении м/порта может предусматриваться создание искусственных земельных участков и объектов капстроительства на них, осуществляемое. Или же, искусственно создаваемые земельные участки, а также создаваемые, реконструируемые объекты ИМТ могут являться объектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. При этом, запрещается создание искусственных земельных участков на признанных м/путях, имеющих существенное значение для международного судоходства, а также в случаях, если создание искусственных земельных участков несовместимо с требованиями безопасности морского судоходства. Далее, после завершения строительства, обустройства и материально-технического оснащения м/порта он подлежит открытию для оказания услуг на основании решения Минтранса, с внесением соответствующих сведений в Реестр м/портов (РМП) страны. А их закрытие для оказания услуг, за исключением случаев, установленных ФЗ о м/портах, осуществляется также на основании решения Правительства не ранее чем через год со дня принятия такого решения. О принятии решения о закрытии м/порта для оказания услуг портовые власти обязаны уведомить в письменной форме ОМТ и иных владельцев объектов ИМТ не позднее чем в течение месяца со дня принятия такого решения. При возникновении же явлений стихийного характера, крушений судов, аварий, иных ситуаций, при которых оказание услуг в м/порту или морском терминале невозможно в связи с угрозой жизни или здоровью человека, повреждения, уничтожения имущества, в том числе грузов, портовыми властями может быть принято решение о временном закрытии м/порта или морского терминала для оказания услуг. О таком решении портовые власти немедленно уведомляют Минтранс России, который устанавливает срок действия такого решения. Информация об открытии или о закрытии м/порта, м/терминала
комплексы, включая возведение и модернизацию м/причалов, и т. д. Критерии отбора резидентов порта определяет Правительство. Непосредственное управление территориями порта возлагается на наблюдательный совет. Он создается для координации деятельности органов власти и решения других основополагающих вопросов и задач порта. Состав совета утверждается Правительством. В него входят как региональные, так и федеральные представители. Установлены особенности государственного и муниципального надзора и контроля, а также в сфере рыболовства, градостроительной деятельности, лицензирования. Введен упрощенный визовый порядок въезда, пребывания и выезда иностранцев. Регламентированы вопросы трудовой деятельности лиц, работающих у резидентов порта. Последним предоставляются льготы по налогам и обязательным страховым взносам. Закреплены особенности выделения резидентам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Определен порядок применения процедуры свободной таможенной зоны. Данный ФЗ вступил в силу 12 октября 2015 г., за исключением ст. 20, вступ. в силу 1 января 2016 г., и ст. 22 вступ. В силу 1 октября 2016 г. СЗ РФ 20 июля 2015 г. № 29 (часть I) ст. 4338.
10 Так, Постановлением Правительства от 31.12.2004 № 897 (с изменениями 30.07.2013) «Об установлении многостороннего постоянного морского грузопассажирского пункта пропуска через государственную границу РФ в порту Высоцк» установлено, что в порту Высоцк установлен многосторонний постоянный морской грузопассажирский пункт пропуска через госграницу РФ. В приложении к Постановлению даны описания границы территории и акватории порта. Правительству Ленинградской области до конца 2004 г. поручено обеспечить по согласованию с заинтересованными федеральными ОИВ обустройство и техническое оснащение пункта пропуска, оборудование его спецтехникой и создание условий для осуществления пограничного, таможенного и других видов госконтроля.
11 Данный ФЗ установил правовые основы деятельности в области присвоения наименований географическим объектам и переименования географических объектов, а также нормализации, употребления, регистрации, учета и сохранения наименований географических объектов как составной части исторического и культурного наследия народов РФ.
для оказания услуг опубликовывается в «Извещениях мореплавателям». При этом, ныне присутствует непосредственное госрегулирование деятельности в м/порту, и оно осуществляется в целях обеспечения: комплексного развития м/порта; эффективного использования объектов ИМТ, находящихся в госсобственности; обороны и безопасности государства; транспортной безопасности (т/б); безопасной: мореплавания, жизни и здоровья граждан; эксплуатации объектов ИМТ; равных условий для осуществления деятельности в м/порту; равного доступа к услугам в м/порту; предотвращения загрязнения окружающей среды, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов; конкурентоспособности м/порта.
Одновременно, в целях обеспечения соблюдения в м/порту требований, установленных в соответствии с международными договорами РФ, ФЗ о м/портах, другими ФЗ и иными НПА в области торгового мореплавания, т/б, охраны окружающей среды, санэпидемблагополучия населения, ветеринарии, карантина растений, охраны труда и безопасности ГТС м/портов, уполномоченными федеральными ОИВ и КМП (далее — органы госконтроля) осуществляется госконтроль согласно их компетенции12. И к отношениям, связанным с осуществлением госконтроля в м/порту, проведением проверок юрлиц, индивидуальных предпринимателей (далее — ИП), осуществляющих деятельность в м/порту, применяются положения ФЗ о защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и муниципального контроля с учетом особенностей организации и проведения проверок данных лиц. А содержание, средства и методы контроля, порядок его осуществления в пунктах пропуска через Госграницу РФ в м/порту устанавливаются Правительством13. Время работы пунктов пропуска через нее в м/порту устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций и иных осуществляющих деятельность в м/порту хозяйствующих субъектов и субъекты госконтроля (надзора) не вправе создавать препятствия для осуществления не запрещенной законом деятельности в м/порту или возлагать на лиц, осуществляющих такую деятельность, исполнение каких-либо обязанностей, не предусмотренных ФЗ о м/портах, другими НПА.
Отдельного же рассмотрения (учитывать) подлежит госнадзор в области безопасности ГТС в отношении ГТС м/порта осуществляется Ространснадзором с учетом особенностей организации и проведения проверок юрлиц, ИП, установленных ФЗ от 21.07.1997 №117 (ред. от 13.07.2015) «О безопасности гидротехнических сооружений»14.
Надо отметить, что правовая дисциплина и т/б обеспечивается через Реестр морских портов РФ. Так, ни подлежат госрегистрации в Реестре морских портов России (РМП), и ведение Реестра осуществляется Росморречфлотом. И в РМП вносятся следующие сведения: порядковый регистрационный номер м/порта; наименование м/порта; местонахождение м/порта; дата и номер решения об открытии м/порта для оказания услуг; перечень ОМТ, а также услуг, оказание которых осуществляется ими (ОМТ); основные технические характеристики м/порта, в том числе его возможности по перевалке грузов, обслуживанию судов, обслуживанию пассажиров; период навигации; наименование и адрес администрации м/портов; основание и дата исключения м/порта из РМП. А в случае изменения сведений,
По данным проблемам см. Васильев Ф.П., Николаев А.Г., Дембицкая И.Л., Лятифова Т.С. и др. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 — 2014 г. С. 146-153.
13
Например, см. Постановление Правительства от 19.03.2008 № 184 «О порядке оформления судов рыбопромыслового флота, уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции и государственного контроля в морских портах в РФ» (с изменениями 13.07.2013).
14 Данный ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации ГТС (ГТС), устанавливает обязанности органов госвласти, собственников ГТС и эксплуатирующих организаций по обеспечению их безопасности. А также регулируются отношения по обеспечению их безопасности, надзору их за безопасностью, финансовому обеспечению безопасности, нарушению законодательства о безопасности.
соответствующие изменения вносятся в РМП, но, исключение м/порта из РМП осуществляется решением Правительства о закрытии м/порта для оказания услуг не ранее чем через год со дня принятия такого решения.
Как основной субъект управления капитан м/порта (далее — КМП) осуществляет возложенные на него ФЗ о м/портах, другими ФЗ, НПА Правительства административно-властные полномочия в м/порту. Он является должностным лицом, возглавляет службу КМП, входящую в состав администрации м/портов, непосредственно подчиняется Росморречфлот и действует на основании положения о КМП, утвержденного Минтрансом15. Его функции осуществляются КМП или по его поручению должностными лицами службы КМП. И обязательным требованием к нему является наличие высшего образования в области морского судовождения и стажа плавания не менее чем 24 месяца в должности капитана морского судна (КМС) валовой вместимостью 3 тыс. и более. Иные требования к нему (его знаниям и навыкам, профобучению, дополнительному профобразованию, порядку его назначения на должность) устанавливающего м/порта. Он осуществляет(вляются) положением о КМП, указанным в ФЗ о м/портах. В настоящее время его функции: организует спасание людей, судов в границах АМП, ликвидацию пожаров на судах, находящихся в м/порту; руководит мероприятиями по предотвращению загрязнения АМП отходами производства и потребления, сточными, нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными, вредными для здоровья человека, окружающей среды веществами и ликвидации последствий такого загрязнения; выдает разрешения на проведение дноуглубительных работ на АМП; проводит мероприятия по обеспечению мобилизационной подготовки; предпринимает меры по предупреждению ЧС, участвует в организации работ по ликвидации таких ситуаций; обеспечивает: безопасность плавания и стоянки судов в АМП и на подходах к нему; т/б АМП, в том числе принимает меры по предотвращению, прекращению незаконных нахождения и передвижения морских и иных судов в АМП и т.д.. И в целях осуществления своих функций он издает акты ненормативного характера, подлежащие исполнению капитанами судов и лицами, которые находятся, осуществляют деятельность в м/порту и которым указанные акты адресованы. Его акты не должны противоречить Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ, Кодексу торгового мореплавания РФ, ФЗ о м/портах, другим НПА РФ.
Как субъект управления администрация м/портов (АМП) создается в отношении 2х и более м/портов в России в форме федерального госбюджетного учреждения и действует в соответствии с положением об АМП, утвержденным Минтрансом. Перечень м/портов, входящих в соответствующую АМП также утверждается Минтрансом. Ее (администрацию) возглавляет руководитель АМП. Обязательным требованием к нему является наличие стажа работы не менее чем 3 г. в должности КМП либо при условии выполнения требований, предъявляемых к КМП, в должности заместителя КМП. Иные требования к руководителю АМП (его знаниям и навыкам, профобучению, дополнительному профобразованию, порядку его назначения на должность) устанавливаются положением об АМП, указанным в ФЗ о м/портах. Она также осуществляет организацион- ное, материально-техническое и финансовое обеспечение исполнения всеми КМП функций, предусмотренных ФЗ о м/портах, другими ФЗ, НПА, а также оказывает услуги в м/порту пользователям в соответствии с требованиями ФЗ о м/портах. Перечень услуг в м/портах, оказываемых АМП, устанавливается Минтрансом16. При
15 В частности см. Приказ Минтранса от 17.02.2014 № 39 «Об утверждении Положения о капитане морского порта» Зарегистрировано в Минюсте 23 июля 2014 г. № 33240.
16 Дополнительно см. Приказ Минтранса от 12.12.2013 № 460 «Об утверждении Административного регламента Росморречфлота предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче удостоверений личности моряка членам экипажей морских судов, судов смешанного (река — море) плавания и судов рыбопромыслового флота» Зарегистрировано в Минюсте 24.03.2014 № 31697. А также Приказ от 07.07.2014 № 178 «Об утверждении перечня услуг в морских портах, оказываемых администрациями морских портов». Зарегистрировано в Минюсте 25.07.2014 № 33290. Так в перечень услуг входят услуги: по обеспечению безопасности мореплавания в м/порту и на подходах к нему; по обеспечению готовности к
этом руководитель АМП не вправе вмешиваться в деятельность КМП и должностных лиц службы КМП при осуществлении ими своих функций. Но, в данном случае необходимо учитывать общие правила плавания и стоянки судов в м/портах и на подходах к ним (далее — общие правила) установлены приказом Минтранса от 20.08.2009 № 140 (ред. от 22.03.2010) «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в м/портах РФ и на подходах к ним»17: общие положение; правила: плавания судов и управления движением судов в АМП и на подходах к ним, в том числе в зонах действия систем управления движением судов; захода судов в м/порты и выхода судов из м/портов; стоянки судов в м/портах и на подходах к ним и др. иную предусмотренную ФЗ в области торгового мореплавания информацию.
То же самое обязательные постановления в м/порту: разрабатываются на основании общих правил и отражают особенности определенного м/порта; утверждаются Минтрансом и после их официального опубликования издаются АМП на русском и английском языках. А в случае, если: м/порт и военно-морская база или пункт базирования военных кораблей, кораблей и катеров береговой охраны имеют смежные акватории, обязательные постановления в м/порту согласовываются соответственно с Минобороны и ФСБ России; в границах АМП или на подходах к нему сформированы рыбопромысловые участки, обязательные постановления в м/порту согласовываются с Росрыболовства. А обязательные постановления в м/порту содержат: описание м/порта, сведения о рыбопромысловых участках (при их наличии) в АМП и на подходах к нему; правила: захода судов в м/порт и выхода судов из м/порта, в том числе меры ОБМ для захода судов в м/порт, выхода судов из м/порта; плавания судов в АМП и на подходах к нему; зоны действия систем управления движением судов и правила плавания судов в этих зонах; стоянки судов в м/порту и указание мест их стоянки; обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина в м/порту; пользования спецсредствами связи на территории и АМП; сведения о: границах м/порта; подходах к м/порту; границах морских районов А1 и А2 Глобальной морской системы (ГМС) связи при бедствии и для обеспечения безопасности; технических возможностях м/порта в части приема судов; периоде навигации; районах обязательной и необязательной лоцманской проводки судов; глубинах АМП и подходов к нему; переработке опасных грузов; передаче информации капитанами судов, находящихся в м/порту, при возникновении угрозы актов незаконного вмешательства в м/порту; передаче навигационной и гидрометеорологической информации капитанам судов, находящихся в порту; сведения об организации плавания судов во льдах в м/порту и на подходах к нему; иную предусмотренную НПА РФ в области торгового мореплавания информацию.
В целях обеспечения безопасности (о/безопасности) деятельности, осуществляемой в м/портах и на подходах к ним, Минтрансом устанавливаются требования к радиолокационным системам управления движением судов, объектам ИМТ, необходимым для функционирования ГМС связи при бедствии и для о/безопасности, объектам и средствам автоматической информсистемы, службе контроля судоходства и управления судоходством. Так, ОМТ, иные владельцы объектов ИМТ, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность, находятся в м/порту, обязаны: выполнять требования безопасности мореплавания, т/безопасности морских терминалов (БМТ), АМП; незамедлительно информировать КМП о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности мореплавания, осуществлению деятельности в м/порту, а также об угрозе совершения, о совершении АНВ в м/порту и на подходах к нему в порядке, установленном в соответствии с ФЗ о транспортной безопасности и др.. Но, притом КМПобязан: при получении информации о возникновении ситуаций, создающих угрозу безопасности деятельности, осуществляемой в м/порту, о загрязнении территории, АМП, других подобных происшествиях своевременно
проведению аварийно-спасательных работ; по обеспечению транспортной безопасности акватории м/порта; связанные с проведением в м/порту спасательных операций.
17
Зарегистрировано в Минюсте 24.09.2009 № 14863
сообщать о них в уполномоченные федеральные ОИВ в соответствии с их компетенцией для принятия соответствующих мер; оказывать содействие уполномоченным федеральным ОИВ в ОБМ и защиты от актов незаконного вмешательства (АНВ) в м/порту, а также в проведении объективного, полного и всестороннего расследования причин возникновения происшествий в м/порту. А защита морских терминалов и АМП от АНВ осуществляется в соответствии с ФЗ о транспортной безопасности.
Безусловно, наряду с выполнением требований, установленных ФЗ о м/портах, ОМТ и иные владельцы объектов ИМТ обязаны: осуществлять: мероприятия, связанные с обеспечением защиты объектов ИМТ от АНВ в м/порту; эксплуатацию объектов ИМТ в соответствии с требованиями обеспечения безопасности (промышленной, экологической, транспортной, пожарной, мореплавания, технической) и требованиями технических регламентов; обеспечить равный доступ к услугам в м/портах, открытость сведений о таких услугах; не допускать действий (бездействия), признанных в соответствии с ФЗ монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией. А операторы обязаны заключать между собой соглашения, существенными условиями которых являются организация и обеспечение непрерывности технопроцесса оказания соответствующих услуг в м/порту, установление порядка техобслуживания и эксплуатации объектов ИМТ, ответственность сторон, в том числе ответственность по обязательствам, вытекающим из договоров оказания соответствующих услуг в м/порту, перед пользователями.
Следующим административно-правовой особенностью является то, что в м/порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, о/безопасности мореплавания в м/порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению т/безопасности АМП и иных услуг. В частности, Постановлением Правительства от 19.08.2009 № 676 «О Правилах обслуживания пассажиров и оказания иных услуг, обычно оказываемых в м/порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности» (с изменениями 14.05.2013), определены о порядке их реализации. Правила оказания услуг в м/порту представляют собой изданные НПА, которые регулируют оказание услуг в м/порту и являются обязательными для участников правоотношений, регулируемых данными правилами. Одновременно, Минтранс с учетом предложений заинтересованных федеральных ОИВ утверждает: правила оказания иных обычно оказываемых в м/порту услуг; правила оказания услуг по: обслуживанию судов в м/порту и на подходах к нему; перевалке грузов в м/порту. При этом, правила обслуживания пассажиров и правила оказания иных обычно оказываемых в м/порту и не связанных с осуществлением пассажирами и другими гражданами предпринимательской деятельности услуг, в том числе услуг в отношении ручной клади, багажа, грузобагажа
Правилами оказания услуг по: перевалке грузов в м/порту регулируются технологические процессы перевалки грузов с учетом особенностей различных видов грузов, и в этих правилах должны содержаться правила приема и сдачи грузов, осуществляемых ОМТ и перевозчиком, определение места приема и сдачи грузов, порядок оформления приема и сдачи грузов и другие правила; обслуживанию судов в м/порту и на подходах к нему регулируются условия оказания таких услуг. И услуги в м/порту оказываются юрлицами и ИП на основании договоров с пользователями. Осуществление же ими видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с ФЗ, допускается только на основании лицензий, а в отношении услуг по буксировке судов, морскому агентированию, морскому посредничеству, морскому страхованию, а также услуг, связанных с проведением в м/порту спасательных операций, применяются правила, установленные ГК и Кодексом торгового мореплавания РФ. Или же, для целей применения ФЗ от 29.04.2008 № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» хозяйствующим субъектом,
занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг в м/портах в России, является хозяйствующий субъект, установленная антимонопольным органом доля которого на этом рынке в географических границах м/порта превышает 20%. Но, тарифы на услуги в м/порту, оказываемые субъектами естественных монополий, и правила применения таких тарифов устанавливаются в соответствии с ФЗ о естественных монополиях. А размер оплаты услуг в м/порту, не относящихся к данной сфере, определяется на основании договоров.
Несомненно, оказание в м/портах услуг по использованию отдельных объектов ИМТ, а также по ОБМ в м/порту и на подходах к нему осуществляется на платной основе (портовые сборы). Так, эти сборы подлежат уплате АМП, хозяйствующему субъекту, осуществившим оказание соответствующих услуг в м/порту. А в м/порту могут устанавливаться следующие портовые сборы: корабельный; канальный; ледокольный; лоцманский; маячный; навигационный; причальный; экологический; т/безопасности АМП. В частности, перечень портовых сборов, взимаемых непосредственно в каждом м/порту, устанавливается Минтрансом. А ставки портовых сборов и правила их применения устанавливаются в соответствии ФЗ о естественных монополиях. И учет доходов и расходов портовых сборов АМП, в том числе в целях обеспечения деятельности КПМ, хозяйствующим субъектом, осуществившим оказание соответствующих услуг в м/порту, осуществляется в соответствии ФЗ от 17.08.1995 № 147 «О естественных монополиях». Или же, существенную правовую роль играет услуги по перевалке грузов оказываются ОМТ на основании договора перевалки груза. Так, по договору перевалки груза одна сторона (ОМТ) обязуется осуществить за вознаграждение перевалку груза и выполнить другие определенные договором перевалки груза услуги и работы, а другая сторона (заказчик) обязуется обеспечить своевременное предъявление груза для его перевалки в соответствующем объеме, своевременное получение груза и его вывоз. По договору перевалки груза заказчиком может выступать грузоотправитель (отправитель), грузополучатель (получатель), перевозчик, экспедитор либо иное физическое или юрлицо. Тем самым в договоре перевалки груза определяются объем, сроки перевалки груза и другие условия оказания услуг и выполнения работ ОМТ, условия предъявления заказчиком груза для перевалки, а также иные условия, признаваемые сторонами существенными условиями для организации и осуществления процесса перевалки груза. Далее по договору перевалки груза ОМТ могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах м/порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ. Притом, стороны обязаны соблюдать правила прием и сдача грузов ОМТ и перевозчиками осуществляются в расположенных в м/порту местах погрузки, выгрузки грузов для соответствующих транспортных средств. Местами погрузки грузов в вагоны, выгрузки грузов из вагонов являются части ж/д путей необщего пользования, предназначенные для таких погрузки, выгрузки грузов и расположенные на причалах, складах, примыкающие к ним, часть ж/д путей общего пользования. А прием грузов для перевозки морским перевозчиком от грузоотправителя (отправителя) и сдача грузов морским перевозчиком грузополучателю (получателю) в м/порту осуществляются в трюме или у борта судна либо на палубе судна. В том числе, прием и сдача на внутреннем рейде м/порта во всех случаях осуществляются в трюме или на палубе судна. Когда же договором перевалки груза на ОМТ возложена обязанность принять груз от перевозчика, сдать груз перевозчику для продолжения перевозки груза, перевозчик при наличии договора перевозки груза обеспечивает сдачу груза ОМТ, прием груза от него с проверкой его состояния посредством внешнего осмотра, а также с проверкой массы груза и количества его мест.
Параллельно, своевременный вывоз грузов из м/порта обеспечивается заказчиком или управомоченным заказчиком на получение грузов от ОМТ лицом. Срок, в течение которого грузы должны быть вывезены из м/порта, определяется договором перевалки груза в
соответствии с установленными правилами оказания услуг по перевалке грузов в м/порту. А действия ОМТ в случае, если грузы не вывезены из м/порта в установленный срок, определяются также правилами оказания услуг по перевалке грузов в м/порту. Он должен: принять меры, доступные в сложившихся обстоятельствах и направленные на обеспечение сохранности грузов, не вывезенных из м/порта в установленный срок; уведомить в письменной форме заказчика об истечении срока, установленного договором перевалки груза для вывоза грузов из м/порта, если иной порядок уведомления не предусмотрен таким договором. Если же иное не предусмотрено договором перевалки груза, в отношении грузов, не вывезенных из м/порта в установленный срок, ОМТ может быть использовано право удержания грузов в соответствии ФЗ о м/портах. На основании соответствующего договора он передает таможенному органу или уполномоченному им лицу грузы, находящиеся под таможенным контролем и не вывезенные из м/порта в установленный срок, для вывоза на склад временного хранения. Или же он имеет право удерживать грузы (за исключением грузов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с ФЗ, а также грузов, предназначенных для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка) в случае неуплаты ему предусмотренных договором перевалки груза, ФЗ о м/портах платежей. В этом случае требования ОМТ, осуществляющего удержание грузов, удовлетворяются за счет стоимости реализуемых грузов. Он вправе удерживать грузы до погашения в полном объеме заказчиком задолженности по платежам, предусмотренным договором перевалки груза, ФЗ о м/портах, с учетом расходов ОМТ, связанных с удержанием грузов. Но, при этом, в случае, если в течение срока, предусмотренного договором перевалки груза, сданные ОМТ грузы не востребованы, не вывезены из м/порта либо заказчиком не погашена задолженность перед ним по платежам, предусмотренным договором перевалки груза, ФЗ о м/портах, грузы могут быть полностью или частично реализованы ОМТ на основании судебного решения. Судебный порядок реализации грузов не распространяется на случаи, установленные ФЗ. Или же, контейнеры, поддоны или подобные приспособления для транспортировки или упаковки грузов, если такие приспособления принадлежат на праве собственности заказчику, могут быть полностью или частично реализованы ОМТ на основании судебного решения. Судебный порядок реализации таких приспособлений не распространяется на случаи, указанные в ФЗ, а о предстоящей самостоятельной реализации продовольственных, скоропортящихся грузов, а также приспособлений для их транспортировки или упаковки, принадлежащих на праве собственности заказчику, ОМТ должен уведомить в письменной форме заказчика, если иной порядок уведомления не предусмотрен договором перевалки груза. А в случае непринятия в течение 4х суток после уведомления заказчиком решения о судьбе продовольственных, скоропортящихся грузов ОМТ имеет право самостоятельно реализовать такие грузы, а также приспособления для их транспортировки или упаковки, принадлежащие на праве собственности заказчику (за исключением грузов, изъятых из оборота или ограниченных в обороте в соответствии с ФЗ, и грузов, предназначенных для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка), в соответствии с договором купли-продажи исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате их стоимости или при отсутствии таких документов соответствующим договором, либо исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, либо на основании экспертной оценки. Экспертная оценка стоимости грузов осуществляется субъектами оценочной деятельности в соответствии с ФЗ об оценочной деятельности или посредством проведения экспертизы в соответствии с ФЗ о гражданском судопроизводстве или ФЗ о судопроизводстве в арбитражных судах либо ФЗ о третейских судах. И порядок учета реализуемых ОМТ грузов и расчетов за них определяется Минтрансом. А средства, полученные от реализации грузов, за вычетом причитающихся ОМТ платежей и связанных с удержанием и реализацией грузов расходов подлежат перечислению заказчику. В случае, если средств, полученных от реализации грузов, недостаточно для покрытия причитающихся ОМТ
платежей и связанных с удержанием и реализацией грузов расходов, он вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков в судебном порядке. А также в случае реализации грузов, изъятых уполномоченными на то госорганами, а также грузов, от которых лицо, управомоченное распоряжаться грузами, отказалось в пользу государства, платежи, предусмотренные договором перевалки груза, ФЗ о м/портах, перечисляются ОМТ за счет средств, полученных от реализации грузов, если заказчик не оплатил ему стоимость оказанных услуг и выполненных работ.
Несомненно, он также несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение грузов со дня их принятия на склад до дня их выдачи или предоставления грузов в распоряжение заказчика либо у правомоченного им лица. Так, он несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение грузов, произошедшие по его вине, в следующих размерах:
в размере стоимости утраченных или недостающих грузов — за утрату или недостачу
грузов;
в размере суммы, на которую снизилась стоимость грузов, и в размере стоимости поврежденных грузов при невозможности их восстановления — за повреждение грузов;
в размере объявленной стоимости грузов — за утрату, недостачу или повреждение грузов, сданных ОМТ с объявлением их стоимости.
Наряду с возмещением стоимости утраченных, недостающих или поврежденных грузов он возвращает заказчику ранее полученную плату за технологическое накопление таких грузов, если договором перевалки груза предусматривалась услуга по технологическому накоплению грузов и эта плата не входит в их стоимость. Или же, стоимость утраченных, недостающих или поврежденных грузов определяется исходя из цены грузов, подтвержденной документами об оплате их стоимости или указанной в документах, сопровождающих груз. При отсутствии указания цены в документах, сопровождающих груз, стоимость грузов определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, или на основании экспертной оценки. А если грузы не выдаются ОМТ заказчику или управомоченному им лицу в течение 30 дней после дня, определенного договором перевалки груза, грузы признаются утраченными. Заявление же об утрате, о недостаче или о повреждении грузов подается ОМТ в день выдачи либо отказа в выдаче грузов заказчику или управомоченному им лицу. В случае, если во время выдачи грузов заказчик или управомоченное им лицо не подали в письменной форме заявление ему об утрате, о недостаче или о повреждении грузов и не указали общий характер утраты, недостачи или повреждения грузов, считается, если не доказано иное, что грузы получены в соответствии с описанием, содержащимся в документах, сопровождающих груз. Также же учитывать и вопросы порядка реализации претензии, иски и исковой давности. Так, до предъявления ОМТ иска, вытекающего из договора перевалки груза, обязательным является предъявление ему соответствующей претензии, за исключением предъявления исков в связи с оказанием услуг, выполнением работ для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением заказчиком предпринимательской деятельности нужд. В частности, все претензии, вытекающие из договора перевалки груза, могут быть предъявлены ОМТ в течение 6 месяцев со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. Он (ОМТ) вправе принимать для рассмотрения данные претензии по истечении срока, если признает уважительными причины пропуска срока предъявления данных претензий. А претензии, вытекающие из договора перевалки груза, предъявляются в письменной форме, и к ним должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные требования, в том числе документы, удостоверяющие массу грузов, количество их мест и стоимость грузов. Он обязан рассмотреть претензию, вытекающую из договора перевалки груза, в течение 30 дней со дня ее получения и уведомить в письменной форме заявителя об удовлетворении (в том числе о частичном удовлетворении) или отклонении данной претензии. А при частичном
удовлетворении или отклонении данной претензии им в уведомлении заявителя должны быть указаны основания принятого решения со ссылкой на соответствующие НПА РФ. С уведомлением в письменной форме о частичном удовлетворении или об отклонении данной претензии заявителю возвращаются представленные при ее предъявлении документы. Далее со дня предъявления ему претензии, вытекающей из договора перевалки груза, течение срока исковой давности приостанавливается до получения ответа на данную претензию или истечения установленного для ответа срока. Но иски, вытекающие из договора перевалки груза, могут быть предъявлены в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления таких исков.
В области обеспечения безопасности и жизнедеятельности м/портов занимает соблюдение требований к перевалке опасных грузов. Так, грузы, поступающие на склады ОМТ, в части их физико-химических свойств, упаковки и маркировки должны соответствовать требованиям безопасности перевозок грузов, установленным приказом Минтранса от 21.04.2003 № ВР-1/п «Об утверждении Правил безопасности морской перевозки грузов» (зарегистрировано в Минюсте 27.06.2003 № 4835)18. Опасными же грузами являются грузы, которые в силу присущих им физико-химических свойств, иных особенностей при перевозке, перевалке и хранении могут создавать угрозу для жизни или здоровья человека, нанести вред окружающей среде, привести к повреждению или уничтожению материальных ценностей. А если опасный груз сдан ему (ОМТ) с нарушением установленных правил (неправильные наименование и маркировка, отсутствие маркировки, обозначения, упаковки или требуемых документов) и при приеме опасного груза он не мог посредством наружного осмотра удостовериться в опасном характере груза или иным образом не был осведомлен об опасном грузе либо о необходимых мерах предосторожности, уничтожение, обезвреживание такого груза обеспечивает ОМТ в случае возникновения ситуации, создающей угрозу другим грузам, находящимся в м/порту, безопасности деятельности, осуществляемой в м/порту, безопасности объектов его инфраструктуры, жизни или здоровью человека, без возмещения убытков грузоотправителю (отправителю) или грузополучателю (получателю) либо другому действующему на ином законном основании в отношении данного груза лицу. При этом, все расходы ОМТ, понесенные им в связи с принятием мер по уничтожению или обезвреживанию опасного груза возмещаются лицом, обязанным информировать об опасном грузе.
Правовую значимость имеет также регулирование правоотношений между ОМТ и перевозчиками. Так, в м/портах может осуществляться перевозка грузов, перевозимых в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, посредством взаимодействия их (ОМТ) и перевозчиков морского, железнодорожного, автомобильного и иных видов транспорта. Порядок же взаимодействия, права, обязанности ОМТ и перевозчиков при оказании услуг по перевалке грузов в м/порту определяются узловыми соглашениями, предусмотренными ст. 799 ГК РФ. При этом, узловые соглашения заключаются сроком на 5 лет, а в случае изменения технического оснащения сторон узлового соглашения либо технологии проведения ими работ узловое соглашение по предложению одной из его сторон может быть полностью или частично изменено до истечения срока его действия. В узловом соглашении, заключенном ОМТ с перевозчиком ж/д транспорта, устанавливаются: места и нормы одновременной погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов с учетом производственных условий и объема перевозок на основе единого технологического процесса работы ж/д станции и ОМТ;
18 В частности устанавливаемы единые требования к погрузке-разгрузке судов, обеспечивающие безопасность при
перевозке генеральных грузов, в том числе опасных веществ в упакованном виде, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, которые в силу присущих им свойств и особенностей могут при перевозке морем создать угрозу для жизни и здоровья людей, привести к повреждению судов и перевозимых грузов. Правила применяются при перевозке различных штучных грузов, металлогрузов всех разновидностей, подвижной техники (самоходной и несамоходной, на колесном или гусеничном ходу), железобетонных изделий и конструкций, контейнеров, тарно-штучных грузов, грузов в транспортных пакетах, крупногабаритных и тяжеловесных грузов, лесных грузов.
нормативы времени на: расформирование поездов, групп вагонов, подачу и уборку вагонов; оформление и выдачу документов) сортировку вагонов и других транспортных средств относительно грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей). Им др., а при отсутствии у ОМТ локомотива подача и уборка вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов, маневровая работа на ж/д путях необщего пользования, расположенных в границах м/порта, осуществляются локомотивом перевозчика ж/д транспорта в соответствии с условиями узлового соглашения. А перевозчики морского, ж/д и иных видов транспорта могут заключать соглашения с собственниками (владельцами объектов ИМТ), не являющимися ОМТ.
В деятельности м/портов (безопасности) юридическое значение имеют земельные и имущественные отношения в м/порту. Так, в целях создания необходимых условий для безопасной эксплуатации объектов ИМТ на земельных участках, прилегающих к границе м/порта, могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Но при этом, земельные участки в границах м/порта: не могут находиться в собственности иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций; не предоставляются ИП и юрлицам в собственность. А земельные участки в границах территории м/порта, занятые портовыми ГТС, созданными или приобретенными за счет средств инвесторов (ИП или юрлиц), а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для осуществления деятельности в м/порту и принадлежащими на праве собственности ИП или юрлицам, и искусственные земельные участки, созданные ИП или юрлицами на водных объектах в соответствии с ФЗ «Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», могут находиться в их собственности19. При этом, в границы же м/порта для осуществления деятельности в м/порту могут включаться земельные участки, находящиеся в собственности ИП или юрлиц. И земельный участок, расположенный в границах м/порта, может быть изъят для госнужд в порядке, предусмотренном ГК и земельным законодательством. А федеральные ОИВ, уполномоченные принимать решения об изъятии земельных участков, расположенных в границах м/портов, для госнужд, порядок подготовки и принятия этих решений определяются федеральным земельным законодательством.
Правовая дисциплина обеспечивается в области пользования, владения и распоряжения, в том числе ограничение оборота объектов ИМТ. Так, исключительно в федеральной собственности находятся следующие объекты ИМТ: подходные каналы, подводные сооружения, созданные в результате проведения дноуглубительных работ; радиолокационные системы управления движением судов; объекты ИМТ, необходимые для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности; средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения м/путей; объекты и средства автоматической информсистемы, единой службы контроля судоходства и управления судоходством. И не подлежат отчуждению в частную собственность или передаче в муниципальную собственность находящиеся в госсобственности следующие объекты ИМТ: берегозащитные сооружения, волноломы, дамбы, молы, пирсы, причалы, за исключением причалов, предназначенных для комплексного технологического обслуживания судов атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юрлиц, включенных в утверждаемый Президентом России перечень российских юрлиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки; объекты ИМТ, используемые для обеспечения деятельности органов госконтроля (надзора); железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, устройства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, иные устройства, инженерные коммуникации,
О праве собственности и других вещных правах на землю см. главу 17 Гражданского кодекса РФ.
используемые при эксплуатации 2х и более морских терминалов; ледоколы, за исключением атомных ледоколов, которые могут находиться в собственности российских юрлиц, включенных в утверждаемый Президентом России перечень российских юрлиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки, спецспасательные суда.
Объекты ИМТ: созданные или приобретенные за счет средств юрлиц или ИП, могут находиться в их собственности. Но распространяется также на объекты ИМТ, находящиеся во владении юрлиц или ИП и созданные или приобретенные ими до дня вступления в силу ФЗ о м/портах; могут передаваться во владение, в пользование юрлицам, ИП, если иное не предусмотрено ФЗ; не подлежат продаже в ходе процедур банкротства, в том числе не подлежат включению в конкурсную массу.
Для обеспечения реализации выше перечисленных правовых факторов осуществляется управление госимуществом в м/порту. Так, если, управление госимуществом в м/порту осуществляется в целях создания условий для обеспечения и развития деятельности в м/порту, эффективного использования госимущества в соответствии с его целевым назначением и обеспечения сохранения и воспроизводства госсобственности. То, управление федеральным имуществом в м/порту осуществляется уполномоченными Правительством федеральными ОИВ в соответствии НПА РФ20. А Росморречфлот, осуществляет наряду с имеющимися полномочиями следующие полномочия в отношении федерального имущества, закрепленного соответственно в хозяйственном ведении или в оперативном управлении подведомственных ФГУП21 и ФГУ22: организует оценку федерального имущества в целях осуществления имущественных и иных прав и законных интересов РФ, определяет условия договоров о проведении оценки федерального имущества; осуществляет в отношении ФГУП: утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг; согласование: сделок с недвижимым имуществом; решений об участии унитарного предприятия в коммерческих и некоммерческих организациях, а также о заключении договора простого товарищества; распоряжения вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ или товариществ, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями; закрепляет федеральное имущество в: хозяйственном ведении и оперативном управлении ФГУП и производит правомерное изъятие этого имущества; оперативном управлении ФГУ, производит изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного в оперативном управлении указанных учреждений; осуществляет контроль за распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества; проводит в пределах своей компетенции проверку использования федерального имущества, назначает и проводит документальные и иные проверки, в том числе организует проведение ревизий и принимает решение о проведении аудиторских проверок ФГУП и ФГУ.
В целом ФЗ о м/портах регулирует также условия предоставления во владение и в пользование находящихся в госсобственности земельных участков в границах м/порта и объектов ИМТ путем передачи таких земельных участков и объектов ИМТ в аренду и заключения концессионных соглашений. А их передача в аренду осуществляется в соответствии с их целевым назначением в порядке, установленном ФЗ о м/портах, другими НПА РФ. При аренде же земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и на которых расположены портовые ГТС или которые предоставлены для строительства этих сооружений, размер арендной платы не должен превышать сумму, рассчитанную исходя из установленной в соответствии ФЗ о налогах и сборах ставки земельного налога для земель транспорта. Размер же арендной платы за пользование находящимися в госсобственности и относящимися к недвижимому имуществу объектами
О совершенствовании системы госуправления морскими портами см. постановление Правительства России от 25.09.2002 № 705.
21 Имеется в виду — федеральных государственных унитарных предприятий.
22 Имеется в виду — федеральных государственных учреждений.
ИМТ определяется на основании отчета независимого оценщика об оценке рыночной стоимости имущественных прав пользования по договору аренды государственного недвижимого имущества, расположенного в границах м/порта, в соответствии ФЗ об оценочной деятельности и федеральным стандартом оценки, утвержденным Минэкономразвития России. И весь порядок индексации арендной платы за пользование находящимися в госсобственности объектами ИМТ определяется в соответствии с условиями заключенного сторонами договора аренды. Арендную плату за пользование находящимися в госсобственности объектами ИМТ арендаторы перечисляют лицам, на балансе которых находятся такие объекты аренды. В случае, если такие объекты аренды находятся на балансе ФГУ, арендная плата за пользование находящимися в госсобственности объектами ИМТ перечисляется в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. А срок аренды находящегося в госсобственности и расположенного в м/порту имущества составляет 49лет, если более короткий срок не будет заявлен арендатором такого имущества. В случае возложения на арендатора находящегося в госсобственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта ИМТ обязанности осуществлять за свой счет капремонт такого арендованного объекта минимальный срок его аренды не может составлять менее чем 15 лет. Обязательными условиями договора аренды, концессионного соглашения в отношении находящихся в госсобственности и относящихся к недвижимому имуществу объектов ИМТ являются: использование объекта аренды, объекта концессионного соглашения по назначению; равный доступ к услугам в м/порту, оказываемым с использованием объекта аренды, объекта концессионного соглашения; беспрепятственный доступ представителей органов госконтроля для осуществления своих полномочий. А использование объекта аренды не по назначению, а равно и неиспользование такого объекта аренды по вине арендатора более 1 года являются существенными нарушениями условий договора аренды и могут повлечь за собой его досрочное расторжение по требованию арендодателя в судебном порядке. Арендатор вправе сдавать с согласия арендодателя находящийся в госсобственности объект ИМТ в субаренду. Договор аренды находящегося в госсобственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта ИМТ заключается без проведения конкурса с лицом, которому на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления принадлежит смежный объект ИМТ, относящийся к недвижимому имуществу, если этот смежный объект недвижимого имущества по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению неразрывно связан с указанным объектом аренды и обеспечивает технологический процесс оказания услуг в м/порту. Когда правом на заключение договора аренды находящегося в госсобственности и относящегося к недвижимому имуществу объекта ИМТ желают воспользоваться несколько лиц, обладающих правом заключения договора без проведения конкурса, проведение конкурса между этими лицами является обязательным. Заключение же о наличии неразрывной связи объектов ИМТ и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в м/порту выдает Росморречфлот23. И порядок сдачи в аренду федерального имущества, переданного соответственно ФГУП и ФГУ, подведомственным Росморречфлоту, устанавливается Минтрансом по согласованию с Росстатом социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности. Тем самым, современное обеспечение жизнедеятельности м/портов в России и их безопасности осуществляются, прежде всего, административно-правовыми мерами (международными). Но, при этом, участники правоотношения (собственники) должны учитывать и требования соответствующих административно-технических регламентов. А также в целях недопущения внутренних упущений (коррупциогенных факторов) надзорно-контрльные вопросы не должны осуществлять субъекты, находящегося в ведении Минтранса,
23 См. Административный регламент Росморречфлота предоставления государственной услуги по выдаче заключений о
наличии неразрывной связи объектов ИМТ, относящихся к недвижимому имуществу, и об обеспечении технологического процесса оказания услуг в морском порту, утвержденный приказом Минтранса России от 9 июля 2012 г. № 206.
а введении Аппарата Президента или Правительства России. К этим позициям автор придерживается с 2011 года.
Литература
1. Будрина Е.В., Булько Е.А. (Рожновская) Перспективы развития акватории порта Санкт-Петербург на основе логистической концепции «перехватывающих терминалов» / Логистика: современные тенденции развития: VI Международная научно-практическая конференция 19-20 апреля 2007 г.: Тез. докл. / Ред. колл.: B.C. Лукинский, С.А. Уваров, Е.А. Королева. — СПб.: СПбГИЭУ, 2007.
2. Букшев А. В1 Техническая- и коммерческая эксплуатация судна: Учебн. пособие для студентов, обучающихся по, специальности 140100 "Кораблестроение". СПб: Издательский центр СПбМТУ, 2006.
3. Быкадаров В.А., Васильев Ф.П. Техническое регулирование и обеспечение безопасности. Учебное пособие. Под ред. доктора юр. наук. Ф.П. Васильева. Предисловие доктора технических наук, профессора В.С. Артамонова и доктора экономических наук, профессора Н.Д. Эриашвили. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2014. — 640 с.
4. Быкадоров В.А., Васильев Ф.П., Мельников А.В., Ушаков С.Н. Технические регламенты: необходимость изучения в ведомственных вузах // г. Владимир Вестник Владимирского юридического института № 2(27) 2013. С. 60-67.
5. Васильев Ф.П. Административное регламентирование деятельности МВД России. Учебное пособие. В семи частях. Часть 1. Административный регламент в государственном управлении / М.:, ЦОКР ДГСК МВД России. 2011. — 176 с.
6. Васильев Ф.П. Духно Н.А. Правовое положение Ространснадзора в области обеспечения безопасности на современном этапе //Таврический научный обозреватель www.tavr.science № 1 (сентябрь), 2015
7. Васильев, Ф. П. Духно Н.А. Корякин В.М. Современное толкование о транспортной безопасности в России и ее административно-правовое регулирование //Крымский научный вестник. — 2015. — № 5.
8. Дембицкая И.Л., Васильев Ф.П., Николаев А.Г., Лятифова Т.С. и др. Осуществление государственного надзорно-контрольных функций в России и их научно-теоретическое толкование в административном праве на современном этапе// жур. (ВАК) Вестник Московского университета МВД России № 5 — 2014 г. С. 146-153.
9. Духно Н. А., Васильев Ф.П. Паспортизация объектов как способ установления стандартов безопасности и их обеспечения// Таврический научный обозреватель (сентябрь), (окт.) 2015 № 2.
10. Духно Н.А., Васильев Ф.П. Вопросы нормативного регулирования разработки и применения технических регламентов в Российской Федерации// Крымский научный вестник. — № 4 — 2015 г., Том 3. «Юридические науки», с. 38-57. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://krvestnik.ru/pub/2015/09/DuhnoNA-VasilievFP.pdf
11. Ширяев С.С. Повышение эффективности работы инфраструктуры Находскинского морского торгового порта: Обобщ. доклад на соиск. уч. ст. д. трансп. Владивосток, 2001. — 54 с.