Научная статья на тему 'О целях системы управления морским и внутренним водным транспортом в России'

О целях системы управления морским и внутренним водным транспортом в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
508
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ЦЕЛИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МОРСКОЙ И ВНУТРЕННИЙ ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБОРДИНАЦИЯ / ADMINISTRATIVE LAW / PURPOSES / PUBLIC ADMINISTRATION / SEA AND INLAND WATER TRANSPORT / REGULATION / SUBORDINATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гургов Борис Шамуэльевич

В статье исследуются теоретико-правовые аспекты, связанные с формированием целей системы управления морским и внутренним водным транспортом в России. Анализируются вопросы формирования долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей в деятельности органов федерального управления данным видом транспорта, связанные с планированием работы субъектов и объектов системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE PURPOSES OF A CONTROL SYSTEM OF A SEA AND INLAND WATER TRANSPORT IN RUSSIA

In the publication the teoretical-legal aspects connected with formation are investigated is more whole than a control system of a sea and inland water transport in Russia. Aspects of formation of long-term, medium-term and short-term objectives in activity of bodies of federal management by this type of transport are analyzed. As an element of process of formation of the purposes the single questions connected with scheduling of subjects and objects of a control system are investigated.

Текст научной работы на тему «О целях системы управления морским и внутренним водным транспортом в России»

Таким образом, предлагаемые меры будут способствовать укреплению национальной безопасности в части распространения угроз материальным и человеческим ресурсам от лесных пожаров.

1 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 1 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016.№ 1, ч. II, ст. 212.

2 См.: Баскакова С.И., Шарова Г.Н. Проблемы охраны лесов от пожаров // Экологическое право. 2012. № 2. С. 21-24.

3 См.: Указ Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 г. № 1074 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (в ред. от 27 июня 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 35, ст. 4533; 2012. № 27, ст. 3683.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 19, ст. 2717; 2015. № 29, ч. I, ст. 4360.

5 См.: Постановление Правительства РФ от 22 июня 2007 г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (в ред. от 28 января 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 27, ст. 3282; 2015. № 5, ст. 842.

6 См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (в ред. от 14 апреля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 28, ст. 3432; 2014. № 16, ст. 1901.

7 См.: Российская газета. 2011. 25 мая; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 21, ст. 2971; 2015. № 23, ст. 3319.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011 г. № 21, ст. 2972; 2012. № 46, ст. 6339.

Б.Ш. Гургов

О ЦЕЛЯХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМ И ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ

В статье исследуются теоретико-правовые аспекты, связанные с формированием целей системы управления морским и внутренним водным транспортом в России. Анализируются вопросы формирования долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей в деятельности органов федерального управления данным видом транспорта, связанные с планированием работы субъектов и объектов системы управления.

Ключевые слова: административное право, цели, государственное управление, морской и внутренний водный транспорт, регулирование, субординация.

B.Sh. Gugrov

ABOUT THE PURPOSES OF A CONTROL SYSTEM

OF A SEA AND INLAND WATER TRANSPORT IN RUSSIA

In the publication the teoretical-legal aspects connected with formation are investigated is more whole than a control system of a sea and inland water transport in Russia. Aspects of formation of long-term, medium-term and short-term objectives in activity of bodies of federal management by this type of transport are analyzed. As an element of process of formation of the purposes the single questions connected with scheduling of subjects and objects of a control system are investigated.

Keywords: administrative law, purposes, public administration, sea and inland water transport, regulation, subordination.

Российская система государственного управления морским и речным транспортом будучи сложным по своей структуре правовым явлением имеет не одну, а несколько связанных между собой целей. По справедливому мнению С.Н. Бра-

© Гургов Борис Шамуэльевич, 2016

Аспирант кафедры административного и информационного права (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики)

тановского, определение целей — многоаспектная логическая деятельность, на которой основывается любая управленческая система. Она включает в себя сбор информации, определение потребностей, анализ имеющихся средств и ресурсов. Генерация задач, происходящая посредством этого процесса, оканчивается оценочной процедурой, включающей в себя анализ начальных и конечных результатов и формирование соответствующих выводов1. Продолжая мысль ученого, отметим, что управление неразрывно связано с целями системы, в которой оно существует. В свою очередь, содержание управления зависит от целей управления, желаемого, возможного и необходимого состояния системы, которое должно быть достигнуто. По мнению Ю.А. Тихомирова, без надлежащим образом организованного целеполагания сам процесс управления может оказаться в стагнации и потерять свои свойства властного воздействия. Система может потерять управляемость как таковую и утратить свое изначальное предназначение, что способно привести к хаотичному движению системных элементов2.

Определение целей управления морским и внутренним водным транспортом — начальный и главный этап управления в данной сфере. Осуществляющие управление компетентные органы и должностные лица формируют массив целей и создают практические условия для их достижения. Субъекты управления контролируют действия подчиненных объектов и корректируют собственное косвенное участие и прямое вмешательство в процесс осуществления мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. Именно в осознании, при вынашивании и обосновании целей проявляются творческие возможности социального управления перевозками.

Наиболее разработанный метод целеполагания связан с формированием «древа ш целей», которое является схемой, показывающей декомпозицию, членение общих и (главных) целей на подцели, последних на подцели следующего уровня и т.д.3 а

Как отмечает Л.А. Бурганова, формирование целей происходит от каких-либо о потребностей и зависимостей, которые невозможно реализовать имеющимися к силами и средствами. В дальнейшем они объединяются по единым признакам о

с

и свойствам. В итоге целеполагание приобретает вид «древа целей», в котором | существует многоступенчатая иерархия деления целей на общие и частные, в

е

промежуточные и конечные и т.д. Подобное схематичное строение позволяет о определить период достижения каждой цели и определить их последовательное ю

построение, иерархию и взаимозаменяемость. Требования к сформированному | применительно к определенной системе управления «древу целей» определяют- к

ся социальной направленностью и сводятся к приемлемости, достижимости и а

к

реалистичности поставленных целей4. е

По своей значимости цели управления морским и внутренним водным транс- ии портом подразделяются на генеральные и частные, совместные и индивидуаль- № ные, начальные, промежуточные и конечные, оперативные и стратегические, 1 краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Все виды целей дополняют друг ) друга и находятся в отношениях субординации. К примеру, частные цели Фе- 6 дерального агентства морского и речного транспорта не могут быть определены ранее, чем будут установлены общие цели функционирования Министерства транспорта РФ. Следовательно, цели вышестоящих звеньев в системе управления транспортом являются основополагающими, ибо на их базе выдвигаются цели и подцели для нижестоящих звеньев и систем управления различными видами транспорта. 203

Цели управления системой морского и внутреннего водного транспорта тесно связаны и обусловлены задачами всего российского транспортного комплекса. Непосредственные задачи морского и речного транспорта вытекают из Конституции РФ, закрепляющей право на свободное передвижение (ст. 27) и определены в действующих нормативных актах. Анализ специальной литературы5 и современной практики реализации законодательных норм позволяет выделить следующие задачи исследуемого нами транспорта: повышение эффективности государственного управления морскими и внутренними водными путями; обеспечение безопасности судоходства и надежности эксплуатации гидротехнических сооружений; повышение качества перевозок; создание многофункциональной государственно-общественной системы контроля деятельности морских и речных предприятий-перевозчиков; развитие программно-целевого механизма управления и финансирования транспортной инфраструктуры на морских и внутренних водных путях сообщения; осуществление активной интеграции инновационных технологий на указанных видах транспорта; развитие социально-экономического партнерства и т.д.

Применение права является юридическим фактом, ведущим к возникновению, изменению, прекращению правоотношений. Это одновременно и цель права, и цель правового регулирования и цель государственной деятельности. Данный процесс находит свое наглядное выражение в деятельности сотрудников Федеральной службы по надзору в сфере транспорта6, которые в целях обеспечения законности и правопорядка проводят проверки деятельности морских и речных перевозчиков, портов на предмет исполнения ими законодательства з о безопасности, охране окружающей среды, трудовых норм (применительно к ? лицам, осуществляющим трудовую деятельность на морских и речных судах)

0

з и т.д. По результатам проверок указанные сотрудники принимают решения

т о

ц о привлечении виновных лиц к установленной законом ответственности или

1 принятии иных мер. Кроме того, правоприменительная форма управления на

1 морском и внутреннем водном транспорте имеет место при осуществлении Мин-

го

| трансом РФ, указанной Службой, Росморречфлотом РФ и их территориальными

| органами разрешительных и согласительных процедур.

| Указанные цели и задачи в системе государственного управления морским

и

2 и внутренним водным транспортом достигаются на основе реализации плана, ° который устанавливает последовательность общих и частных задач и увязывает ж их между собой.

| Необходимо отметить, что при переходе России к рыночной экономике и

е многообразию форм собственности прежняя система всеобщего директивного

1 планирования социально-экономического развития страны и отдельных терри-

0

° торий была разрушена. В начале 90-х гг. был выдвинут тезис о несовместимости

го

рынка и плана. Однако вскоре стало очевидно, что необходима не отмена всякого

1 планирования, а лишь переход от прежних методов директивного планировала ния к оперативному и стратегическому планированию. Стратегический план

представляет собой перечень целей и набор стратегий, в обязательном порядке содержащих инновационные решения и ресурсы его обеспечения.

Планирование — это определение перспектив, направлений, пропорций, темпов, средств и способов, количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов в системе государственного управления морским 204 и внутренним водным транспортом. В процессе реализации планирования

создаются программы, различные стратегии по развитию отношений в сфере пассажирских и грузовых перевозок по водным путям сообщения. Составление плана включает в себя 5 этапов: 1) анализ состояния рынка транспортных услуг, определение избыточных секторов, в которых предложение превышает спрос, а также секторов с дефицитом, в которых имеется повышенный спрос на услуги водных перевозчиков, однако количество последних недостаточно; 2) определение перспектив развития морского и речного транспорта в регионах страны; 3) перераспределение управленческой нагрузки и акцентирование внимания на наиболее проблемных участках работы этой транспортной отрасли; 4) организация стимулирования транспортного процесса; 5) активирование механизмов текущего и внепланового контроля за реализацией запланированных мероприятий.

Отметим, что Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г.7 уделяет значительное внимание долгосрочным перевозочным перспективам, в связи с которыми планируется введение в грузопассажирский оборот новых морских и речных судов. В документе закреплены мероприятия, связанные со строительством судов большого водоизмещения для гражданского назначения (торгового и научно-исследовательского флота), модернизацию мощностей судовых верфей и предприятий, производящих текущий и капитальный ремонт морских и речных судов, строительство арктического флота. Стратегия указывает на необходимость создания паромного сообщения между отдаленными регионами нашей страны, повышения объемов транспортировки углеводородного сырья, создания условий для развития рынка малых перевозок, а также ускорения транспортировки сырья и грузов смешанными путями (река-море)

В определенных случаях процессу планирования предшествуют прогнозы деятельности транспортного комплекса, обусловленные факторами политического, экономического, социального и правового воздействия. Прогнозирование на анализируемом нами транспорте осуществляется на основе мониторинга реализации федерального и регионального законодательства, практики и перспектив его развития.

В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р8, отмечено, что важнейшим стратегическим направлением развития транспортной системы является повышение эффективности инфраструктуры транспорта. Реализация этого направления означает согласованное комплексное развитие всех элементов транспортной инфраструктуры на основе всестороннего анализа статистики и использования математических методов прогнозирования потребностей секторов экономики и населения в услугах транспорта, оптимизации системы статистического учета, построения транспортно-экономического баланса, прогнозирования динамики грузовой базы, анализа моделей совершенствования управления транспортной системы с целью выбора сбалансированных вариантов.

1 См.: Братановский С.Н. Административное право России. М., 2013. С. 154.

2 См.: Тихомиров Ю.А. Государственное управление: модели и реальность // Право и экономика. 2006. № 4. С. 58.

3 См.: Управление организацией / под ред. Л.И. Лукичева. М., 2005. С. 25-26.

4 См.: Бурганова Л.А Теория управления. М., 2005. С. 51-52.

5 См.: Авраменко И.М. Международное морское право: учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 56; Терский М. Морской транспорт России на фоне мировых тенденций. М., 2008. С. 45; Иванов Г.Г. Правовое регулирование морского судоходства в Российской Федерации. М., 2002; Грязев Р. Стоимость судоходства можно снизить путем совершенствования законодательства // Морские порты России. 2001. № 2. С. 57 и т.д.

6 См.: Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 184 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 15, ст. 1477.

7 См.: Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. № 45 «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 50, ст. 5977.

Е.В. Китрова

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АСПИРАНТУРЕ

В статье рассматриваются изменения в системе подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, последовавшие в результате современной реформы российского образования. Предпринята попытка проанализировать и систематизировать разноуровневое законодательство, регулирующее подготовку кадров высшей квалификации в аспирантуре.

Ключевые слова: аспирантура, высшее образование; подготовка кадров высшей квалификации; подготовка научных и научно-педагогических кадров.

Ye.V. Kitrova

MODERN PROBLEMS OF LEGAL ENVIRONMENT OF TRAINING OF THE HIGHEST LEVEL SPECIALISTS AT THE POST-GRADUATE COURSES

The article deals with changes in the system of training of the highest level specialists at the post-graduate courses taking place as a result of the modern reform of Russian education. In the article an attempt was made to analyze and systematize the multi-level legislation regulating training of the highest level specialists at the post-graduate courses.

Keywords: post-graduate courses, level of higher education, training of the highest level specialists, training of higher school research workers and teaching stuff.

Российская Федерация, в период существенных социально-экономических преобразований нуждается в качественных человеческих ресурсах. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что возрастание роли человеческого капитала является одним из основных факторов экономического развития1. Вся сегодняшняя система высшего образования нацелена на решение ряда комплексных задач, «которые в свою очередь выступают основой формирования личности, человеческого капитала как важнейшего фактора поступательного развития российского общества, государства и экономики»2.

Подготовка грамотных, конкурентоспособных кадров, обладающих прочными профессиональными знаниями, напрямую зависит от обеспеченности высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами. На сегодняшний день аспирантура занимает основное место в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров как в интересах образования, так и реального сектора экономики.

© Китрова Екатерина Валерьевна, 2016

Аспирант кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.