ных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
В связи с изложенным считаем уместным предложить внести уточнения в Указ Президента РФ, в частности, пояснить, в каких случаях и в каких органах такие исключения возможны.
1 См.: Керимов Д.А. Философские проблемы права. М., 1972. С. 274
2 См.: Шапиро Е.А. Системный анализ методологических проблем теории государства и права как науки: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2000. С. 126.
3 См.: Петров С.И. Политика обеспечения национальной безопасности в России: учебное пособие. СПб., 2008. С. 56-57.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 2.
5 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 33, ст. 3254.
6 См.: Родионов М.А. Социально-политическая безопасность России: учебное пособие. М., 2009. С. 100.
7 Бойченко Ю.А. Принцип пропорциональности как условие закона режима чрезвычайного положения // Юрист-международник. 2003. № 3. С. 49
8 См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 31, ст. 3258.
9 См.: Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 24, ст. 2867.
10 См.: Жаворонкова Н.Г. Конституционные проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера // Право и государство: теория и практика. 2007. № 3. С. 31.
11 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 20, ст. 2290.
12 Романов Р.А. Государственные услуги в сфере обеспечения общественной безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 18.
13 См.: Там же.
14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 28, ст. 2882.
Г.Ф. Ярош
ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ КАК УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В статье рассматриваются отдельные вопросы национальной безопасности России в связи с лесными пожарами в некоторых регионах Российской Федерации, меры по обеспечению благоприятных условий жизнедеятельности личности, общества и государства.
Ключевые слова: национальная безопасность, угроза национальной безопасности, Лесной кодекс РФ, правила пожарной безопасности, лесопользование.
G.F. Yarosh
FOREST FIRES AS THREAT OF NATIONAL SECURITY OF RUSSIA
Article is devoted to single questions of national security of Russia in connection with forest fires in certain regions of the Russian Federation, to the analysis of fire-fighting and measures of providing favorable conditions of activity of the personality, society and state.
Keywords: national security, threat of national security, forest code of the Russian Federation, fire safety regulation, forest exploitation.
Проблемы взаимоотношения государства, общества и природы в части природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения национальной
© Ярош Геннадий Федорович, 2016
Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия)
безопасности всегда находились в центре внимания государства, общества и законотворческой деятельности. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, в т.ч. лесами, которые являются одним из важнейших и возобновляемых природных ресурсов страны.
Кроме того, леса являются национальным достоянием России, признаны мировым сообществом «легкими» планеты Земля, источником благосостояния и здоровья населения.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.1 предполагает состояние защищенности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, а угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, достойному качеству уровня жизни граждан, устойчивому развитию Российской Федерации и безопасности государства, а также сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты.
В связи с этим одним из наиболее опасных явлений, приносящих значительный урон, в частности лесному хозяйству, являются пожары. Лесом покрыто 22% территории Российской Федерации, что составляет 1,2 млрд га, или почти две трети территории страны. Ежегодно в России регистрируется от 10 тыс. до 35 тыс. лесных пожаров, охватывающих площади от 500 тыс. до 2 млн 500 тыс. га. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), всего с начала 1992 г. до конца 2014 г. в России произошло 589 тыс. 768 лесных пожаров. з В свою очередь, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) от-
? мечает, что в среднем размер ущерба от лесных пожаров в год составляет около
0
я 20 млрд руб., из них отЗдо 7 млрд — ущерб лесному хозяйству (потери древеси-
! ны). Обычно возгорания лесов в России начинаются в апреле и длятся до октября.
1 Полагаем, что в деле исполнения лесного законодательства по борьбе с пожа-
1 рами представляется необходимым учесть выводы С.И. Баскаковой и Г.Н. Ша-
го
| ровой2 о том, что в Лесной кодекс РФ внесены изменения, а именно: ряд понятий
| детализирован, прописана ответственность ведомств за сохранность лесов, общее
| управление ими выведено на федеральный уровень, поскольку Указом Прези-
2 дента РФ образовано Федеральное агентство лесного хозяйства3.
° Нельзя не согласиться и с мнением указанных исследователей о том, что
« острота проблемы защиты природных территорий, прежде всего лесов, от по-
| жаров еще не решена. Так, численность работников органов управления лесным
0 хозяйством в большинстве субъектов РФ составляет всего 20 тыс. чел., которые
1 не наделены достаточным объемом полномочий; штаты лесников укомплекто-
0
° ваны на 40%. Как следствие сокращение численности лесничих привело к тому,
го
что они не в состоянии следить за закрепленными за ними территориями ввиду
1 больших расстояний, у них отсутствуют соответствующий транспорт, радио-| связь, противопожарная техника и другие средства для тушения пожаров.
Вызывает трудности и реализация Федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (в ред. от 13 июля 2015 г.)4, которым предусматривается сложный порядок создания добровольных пожарных формирований, устанавливаются невыполнимые требования по содержанию штатов, поскольку добровольцы не приравнены к профессиональным пожарным 200 и не определены обязательства государства по поддержанию их деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов РФ, в т.ч. органы местного самоуправления, не обеспечивают в полной мере исполнение, например, требований «Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора»5, равно как и Лесного кодекса РФ (ст. 53, 88), «Правил пожарной безопасности в лесах»6, о подготовке и заключению договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, обязательной частью которого являются меры пожарной безопасности.
На наш взгляд, сложившаяся негативная ситуация связана с отсутствием единой системы предупреждения, выявления, ликвидации пожаров в лесах. Так, численность работников органов управления лесным хозяйством в субъектах РФ составляет порядка 12 тыс. чел., а в Республике Саха (Якутия), например, нормативная численность государственных лесных инспекторов установлена лишь в количестве одного инспектора на 10 тыс. га.
Таким образом, фактическая нагрузка на каждого инспектора составляет порядка 0,7 млн га, что, конечно, не обеспечивает эффективное противодействие лесным пожарам. Более того, в принимаемых нормативно-правовых актах и управленческих решениях органов власти и управления субъектов РФ и МСУ не находят места мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов.
Требует усиления деятельность прокурорских органов за своевременной и эффективной реализацией принятых Правительством РФ решений, таких как: Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 376 от 17 мая 2011 г. № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» (в ред. от 29 мая 2015 г.)7; Постановление Правительства РФ от 17 мая 2011 г. № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы» (в ред. от 1 ноября 2012 г.)8.
Представляется возможным в порядке осуществления государственной политики и обеспечения национальной безопасности от лесных пожаров разработать и реализовать следующие меры:
воссоздать единую систему предупреждения, выявления, ликвидации пожаров в Российской Федерации;
обеспечить необходимую и нормативную численность сотрудников органов управления лесным хозяйством в субъектах РФ, в том числе лесников-обходчиков;
в целях обеспечения эффективности мониторинга лесных массивов располагать электронные средства видеонаблюдения на опорах систем телерадиовещания и других высотных сооружениях;
обратить внимание Правительства РФ на разрешение вопросов патрулирования лесов специальными авиационными подразделениями, установления финансовой и иной государственной поддержки участия добровольных пожарных дружин по профилактике и тушению лесных пожаров (в т.ч. приравнивания статуса добровольцев к профессиональным пожарным);
внести изменения и дополнения в ст. 37, 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 64-ФЗ «О пожарной безопасности» (в ред. от 13 июля 2015 г.) в части установления более высоких размеров административных штрафов и более строгих мер уголовной ответственности к виновным физическим и юридическим лицам за возникновение лесных пожаров и материального вреда от них природопользованию, экологии, сохранению лесов.
Таким образом, предлагаемые меры будут способствовать укреплению национальной безопасности в части распространения угроз материальным и человеческим ресурсам от лесных пожаров.
1 См.: Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (в ред. от 1 июля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016.№ 1, ч. II, ст. 212.
2 См.: Баскакова С.И., Шарова Г.Н. Проблемы охраны лесов от пожаров // Экологическое право. 2012. № 2. С. 21-24.
3 См.: Указ Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 г. № 1074 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» (в ред. от 27 июня 2012 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 35, ст. 4533; 2012. № 27, ст. 3683.
4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 19, ст. 2717; 2015. № 29, ч. I, ст. 4360.
5 См.: Постановление Правительства РФ от 22 июня 2007 г. № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» (в ред. от 28 января 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 27, ст. 3282; 2015. № 5, ст. 842.
6 См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» (в ред. от 14 апреля 2014 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2007. № 28, ст. 3432; 2014. № 16, ст. 1901.
7 См.: Российская газета. 2011. 25 мая; Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 21, ст. 2971; 2015. № 23, ст. 3319.
8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011 г. № 21, ст. 2972; 2012. № 46, ст. 6339.
Б.Ш. Гургов
О ЦЕЛЯХ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МОРСКИМ И ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ТРАНСПОРТОМ В РОССИИ
В статье исследуются теоретико-правовые аспекты, связанные с формированием целей системы управления морским и внутренним водным транспортом в России. Анализируются вопросы формирования долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целей в деятельности органов федерального управления данным видом транспорта, связанные с планированием работы субъектов и объектов системы управления.
Ключевые слова: административное право, цели, государственное управление, морской и внутренний водный транспорт, регулирование, субординация.
B.Sh. Gugrov
ABOUT THE PURPOSES OF A CONTROL SYSTEM
OF A SEA AND INLAND WATER TRANSPORT IN RUSSIA
In the publication the teoretical-legal aspects connected with formation are investigated is more whole than a control system of a sea and inland water transport in Russia. Aspects of formation of long-term, medium-term and short-term objectives in activity of bodies of federal management by this type of transport are analyzed. As an element of process of formation of the purposes the single questions connected with scheduling of subjects and objects of a control system are investigated.
Keywords: administrative law, purposes, public administration, sea and inland water transport, regulation, subordination.
Российская система государственного управления морским и речным транспортом будучи сложным по своей структуре правовым явлением имеет не одну, а несколько связанных между собой целей. По справедливому мнению С.Н. Бра-
© Гургов Борис Шамуэльевич, 2016
Аспирант кафедры административного и информационного права (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики)