ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО
В. К. Быковский*
Понятие экологической безопасности в соответствии с лесным законодательством
Аннотация. Понятие экологической безопасности является одним из базовых понятий экологического законодательства. В науке нет единого понимания экологической безопасности, в науке лесного права данная категория не разработана. Между тем лесному законодательству принадлежит одна из решающих ролей в обеспечении экологической безопасности. В этой связи в статье проанализированы вопросы обеспечения экологической безопасности лесным законодательством, особое место уделено Лесному кодексу РФ. Кроме того, автором исследовано международное законодательство, изучено место экологической безопасности в системе права, проведено соотношение понятий «экологической безопасность» и «национальная безопасность» между собой, выявлено содержание понятия экологической безопасности в сфере лесного хозяйства. В конце статьи приводятся выводы по теме исследования.
Ключевые слова: Экологическая безопасность, лесное законодательство, обеспечение экологической безопасности, институты лесного права, лесное право, национальная безопасность.
001: 10.17803/1994-1471.2016.69.8.213-220
Вопросы национальной безопасности, включая экологическую безопасность, приобретают первостепенное значение в настоящее время. Лесному законодательству принадлежит одна из решающих ролей в обеспечении экологической безопасности. Леса являются одной из наиболее крупных экосистем, формирующих климат и благоприятно влияющих на экологическую обстановку на расстоянии десятков километров от них. Между тем в науке практически отсутствуют исследования в области обеспечения экологической безопасно-
сти лесным законодательством. Также требует рассмотрения вопрос о соотношении понятий «экологическая безопасность» и «национальная безопасность».
Понятие «национальная безопасность» тесно связано с понятием «экологическая безопасность». Оно является производным от понятия «безопасность». Важнейшими признаками правового понятия «национальная безопасность» являются следующие.
В юридическом смысле безопасность представляет собой состояние защищенности субъ-
© Быковский В. К., 2016
* Быковский Вадим Кириллович, кандидат юридических наук доцент кафедры экологического и приро-доресурсного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]
123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
екта от угроз, вреда или зла. Понятие национальной безопасности носит межотраслевой, междисциплинарный характер; одним из важных атрибутов категории «национальная безопасность» является бесконечность правового содержания. Другим значимым атрибутом понятия «национальная безопасность» является защищенность. «Защищенность выражает определенную правом деятельность, совершаемую внутри установленных территориальных границ и времени по принятым участниками международных отношений, государством или обществом обязательным правилам»1 .
31 декабря 2015 г. был принят Указ Президента РФ № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»2.
Стратегия является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности РФ и обеспечение устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу.
В данном нормативном правовом акте дается следующее определение национальной безопасности Российской Федерации: это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.
В Стратегии названы следующие виды национальной безопасности: государственная, общественная, информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая безопасность, безопасность личности.
Можно выделить три научных подхода к определению сущности понятия «экологическая безопасность»3. Первый подход был разработан О. С. Колбасовым. Он понимал экологическую безопасность как «систему мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественные физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира»4 .
В соответствии со вторым подходом (А. К. Го-личенков, Т. В. Петрова, Н. Н. Веденин, В. В. Петров) экологическая безопасность понимается как система мер по «поддержанию такого качества окружающей природной среды, при котором не нарушаются жизненно важные интересы человека, а опасность вредного воздействия неблагоприятных факторов окружающей природной среды или вероятности экологических аварий и катастроф здоровья человека минимизирована до возможно малой вероятности»5 .
При третьем подходе (М. М. Бринчук) к определению экологической безопасности понятия «экологическая безопасность», «охрана окружающей среды» рассматриваются в качестве тождественных категорий. Согласно данному подходу понятие «экологическая безопасность» определяется как «деятельность по охране
1 Глебов И. И. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1999. С. 11, 15, 17, 20.
2 СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
3 Агафонов В. Б. Правовое регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами: теория и практика : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2014. С. 68.
4 См.: Колбасов О. С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) // Советское государство и право. 1988. № 12. С. 48.
5 Веденин Н. Н. Экологическая безопасность как институт экологического права // Журнал российского права. 2001. № 12. С. 53 ; Голиченков А. К. Охрана окружающей природной среды безопасности, обеспечение рационального использования природных ресурсов: термины, содержание, соотношение // Сборник материалов всероссийских научно-практических конференций «Софрино» 1995—2004 гг. М., 2004. С. 125 ; Петрова Т. В. Техническое регулирование как системы правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды // Экологическое право. Специальный выпуск. 2005. С. 79.
окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, отвечающая интересам сохранения благоприятного состояния окружающей среды, а также по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц»6 .
Данный подход представляется наиболее верным применительно к лесному законодательству, что будет обосновано ниже.
Нормативно-правовой основой для обеспечения экологической безопасности в России лесным законодательством является Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»7. Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Достоинством данного федерального закона является то, что в нем определяется содержание понятия «экологическая безопасность» — это состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Специального нормативного правового регулирования по обеспечению экологической безопасности в лесах он не содержит.
Основным нормативным правовым актом стратегического планирования в сфере лесного хозяйства является приказ Минпромторга РФ № 248, Минсельхоза РФ № 482 от 31.10.2008 «Об утверждении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года»8 .
Одной из целей принятия Стратегии является обеспечение экологической безопасности.
В ней сформулированы цели стратегического развития лесного комплекса Российской Федерации, такие как:
— обеспечение устойчивого управления лесами, сохранение и повышение их ресурсно-экологического потенциала;
— снижение доли импортируемой продукции на внутреннем рынке (импортозамещение);
— повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие регионов страны;
— обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса и др.
Для достижения этих целей, включая цель по обеспечению экологической безопасности, необходимо решить следующие задачи, установленные Стратегией:
• совершенствование функциональной и организационной структуры государственного управления лесами;
• совершенствование лесного законодательства Российской Федерации и субъектов как основы нормативной базы лесной политики;
• совершенствование системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях;
• обеспечение отвечающего современным социально-экономическим и экологическим требованиям уровня охраны и защиты лесов, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов;
• совершенствование и развитие государственного лесного надзора и контроля;
• оптимизация экологической нагрузки на окружающую среду и др.
Достижение целей должно базироваться на определенных принципах, установленных концепцией. Важнейшими принципами являются следующие:
— соответствие государственной лесной политики и стратегии развития лесного комплекса международным принципам и обязательствам Российской Федерации в области лесных отношений;
6 Бринчук М. М. Роль государства в обеспечении экологической // Экологическая безопасность, проблемы, поиск, решения. М. : Макцентр, 2001. С. 107.
7 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.
8 Справочная правовая система «ГАРАНТ».
— сохранение государственной (федеральной) собственности на леса и земли лесного фонда в качестве доминирующей формы собственности;
— освоение лесов с учетом их целевого назначения;
— разграничение полномочий федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области лесных отношений;
— сбалансированность использования и воспроизводства лесных ресурсов;
— обеспечение неубыточности лесного хозяйства на основе платности использования лесов и формирования рыночных механизмов в лесном комплексе;
— сохранение ресурсо-экологического потенциала лесов, их биологического разнообразия, роли лесов в стабилизации глобального и регионального состояния окружающей природной среды.
Другим нормативным правовым актом, принятым для реализации целей стратегического планирования, является Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 318 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы»9 .
Целью программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов.
Несмотря на то, что среди целей и задач Программы прямо не указано достижение экологической безопасности, реализация целей и задач позволит, во многом, обеспечить экологическую безопасность.
Нормы, прямо регулирующие вопросы обеспечения экологической безопасности, в Лесном кодексе РФ отсутствуют.
Говоря о содержании понятия «экологическая безопасность в сфере лесного хозяйства»,
следует отметить следующее. Экологическая безопасность в сфере лесного законодательства состоит из трех элементов: из обеспечения охраны лесов, из обеспечения рационального использования лесов и из обеспечения экологических прав граждан, включая право на посещение лесов, сбора грибов и ягоды и др.
Институт охраны лесов предусмотрен главой третьей ЛК РФ. В соответствии с ч. 1 ст. 21 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Данные нормы лесного законодательства направлены на обеспечение рационального использования лесов и обеспечение экологических прав граждан.
Таким образом, под экологической безопасностью в лесном праве следует считать такое качественное состояние лесного законодательства, при котором обеспечивается эффективная охрана лесов от неблагоприятных факторов, рациональное использование лесов, а также защита экологических прав граждан.
Правовую охрану лесов на уровне СНГ регулирует ряд актов.
Определенное значение для регулирования общественных лесных отношений на уровне СНГ имеет Модельный лесной кодекс СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 15 ноября 2003 г. № 22-11)10.
Ему свойственен рекомендательный характер в порядке добровольных самообязательств. Отсутствие обязательной силы у модельных законов дает основание ряду авторов утверждать, что они не являются правовыми актами11. Однако другие ученые полагают, что отсутствие обязательной силы у данных нормативных правовых актов не лишает их юридической характеристики, а всего лишь исключает применение прямых санкций за их неисполнение12. По моему мнению, последняя точка зрения является более обоснованной. Представляется, что модельные кодексы для
9 СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. II). Ст. 2164.
10 Справочная правовая система «ГАРАНТ».
11 Мухин И. А. Правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации: международно-правовые аспекты : дис. ... к. ю. н. М., 2006. С. 180.
12 Цит. по: Мухин И. А. Указ. соч. С. 180.
государств-участников СНГ хотя и носят рекомендательный характер, но их основное значение заключается в создании унифицированных норм рекомендательного характера для национальных законодателей.
Содержание Модельного кодекса в настоящее время не вполне актуально, поскольку по содержанию Модельный лесной кодекс СНГ практически дублирует Лесной кодекс РФ, принятый 29 января 1997 г. № 22-ФЗ13, утративший силу в настоящее время. Поэтому в настоящее время ведется определенная работа по разработке нового модельного Лесного кодекса СНГ.
Значимым для международной правовой охраны лесов в свете международного сотрудничества является Соглашение о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства между странами, входящими в СНГ (Москва, 11 сентября 1998 г.), ратифицированное в Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2002 г. № 720 «Об утверждении Соглашения о сотрудничестве в области лесопромышленного комплекса и лесного хозяйства»14.
В Соглашении установлено, что Стороны принимают меры по выработке взаимосогласованных подходов к решению проблем охраны окружающей природной среды в соответствии с требованиями мирового сообщества по сохранению лесов и их восстановлению (ст. 5).
В целях развития и сотрудничества Соглашением создан Межправительственный совет по лесопромышленному комплексу и лесному хозяйству. Задачами совета являются, в частности:
— оказание содействия развитию взаимовыгодного сотрудничества в области правовых, административных, социально-экономических аспектов устойчивого управления лесами, сохранению и воспроизводству лесных ресурсов;
— создание условий, обеспечивающих непрерывное, неистощительное и устойчивое лесопользование;
— выработка в рамках своей компетенции взаимосогласованных подходов к решению проблем охраны окружающей природной среды с учетом действующей мировой практики.
Не менее важным нормативным правовым актом является Соглашение о профилактике и тушении природных пожаров на приграничных территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, ратифицированное распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2013 г. № 866-р.15 Суть данного Соглашения заключается в совместной охране лесов от пожаров на приграничных территориях. Специального (самостоятельного) правового регулирования экологической безопасности в данных нормативных правовых актах нет.
Итак, правовое регулирование в области охраны лесов на уровне СНГ осуществляется довольно детально. В СНГ вопросы обеспечения экологической безопасности лесным законодательством прямо не урегулированы, но регулируются косвенно посредством установления правового охранного режима лесов. Данное обстоятельство является аргументом к принятию точки зрения, согласно которой институт экологической безопасности не является самостоятельным на уровне наднационального правового регулирования СНГ. Экологическая безопасность обеспечивается правовым институтом охраны лесов.
Важным является вопрос: является ли институт экологической безопасности самостоятельным институтом национального экологического права. Ряд авторов (В. Б. Агафонов, А. К. Голиченков, Н. Г. Жаворонкова) считают, что институт экологической безопасности является самостоятельным объектом правового регулирования наряду с институтом охраны окружающей среды16
По мнению А. К. Голиченкова, «как с юридической, так и с политической точек зрения, термины «экологическая безопасность», «обеспе-
13 СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610.
14 Справочная правовая система «ГАРАНТ». Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 24 февраля 2003 г.
15 Справочная правовая система «ГАРАНТ».
16 Агафонов В. Б. Указ. соч. С. 70 ; Жаворонкова Н. Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
чение экологической безопасности» являются легальными, становятся общеупотребительными, и эти бесспорные факторы нельзя не учитывать по следующим основаниям. Во-первых, термин «экологическая безопасность» закреплен в Конституции Российской Федерации, а также в иных нормативных правовых актах. Во-вторых, данный термин зачастую употребляется наряду с термином «охрана окружающей среды» через союз (в той же ст. 72 Конституции Российской Федерации)»17 .
Сходный вывод о самостоятельности институтов «обеспечение экологической безопасности» и «охрана окружающей среды» отмечается и другими авторами.
Согласно научной позиции Н. Г. Жаворон-ковой «обеспечение экологической безопасности преследует и задачи, обусловленные, во-первых, повышенной степенью опасности антропогенной деятельности для окружающей природной среды, жизни и здоровья граждан, во-вторых, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Таким образом, обеспечение экологической безопасности связано с соблюдением требований законодательства в области размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов, могущих или оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду — т. е. особым предметом правового регулирования, имеющим свою специфику, свой объект, свои особые нормы»18.
Представляет интерес научная позиция Красновой И. О. Она, не отвергая существующие научные позиции, пришла к выводу о необходимости выделения норм, регулирующих отношения экологической безопасности, в качестве отдельного института экологического права. Это связано с необходимостью четко определить круг субъектов хозяйственной деятельности, их права и обязанности в сфере обеспечения экологической безопасности и экологические требования по отношению к ним. Соответственно, по ее мнению, в рамках совершенствования законодательства целесообразно кодифициро-
вать имеющиеся правовые нормы в состав отдельной главы Федерального закона «Об охране окружающей среды»19 .
На основании анализа законодательства и использования достижений теории права, можно сделать следующие выводы.
Наиболее применимым к лесному законодательству является подход М. М. Бринчука, согласно которому понятия «экологическая безопасность» и «охрана окружающей среды» тождественны.
В лесном законодательстве Российской Федерации, так же как и в законодательстве СНГ, отсутствует самостоятельный, структурно выделенный правовой институт экологической безопасности. И это при том, что основная цель лесного законодательства — охрана лесов. Более того, в лесном законодательстве отдельное (специальное)правовое регулирование экологической безопасности отсутствует.
Большинство норм лесного законодательства направлены на обеспечение экологической безопасности в контексте охраны лесов и поэтому относятся к институту экологической безопасности. Представляется проблематичным выделить нормы экологической безопасности в отдельный институт лесного права, потому что их сложно, практически невозможно отделить от института охраны лесов. Фактически институт экологической безопасности совпадает с институтом охраны лесов.
Правовое регулирование в области охраны лесов на уровне СНГ осуществляется достаточно детально. На уровне СНГ вопросы обеспечения экологической безопасности лесным законодательством прямо не урегулированы, но регулируются косвенно посредством установления правового охранного режима по отношению к лесам. Данное обстоятельство является аргументом к принятию точки зрения, согласно которой институт экологической безопасности не является самостоятельным на уровне наднационального правового регулирования СНГ. Экологическая безопасность обеспечивается правовым институтом охраны лесов.
17 См.: Экологическое право России : сборник материалов науч.-практ. конференций / сост. А. К. Голи-ченков, И. А. Игнатьева. М. : Зерцало, 1999. С. 96.
18 Жаворонкова Н. Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера : монография. М. : Юриспруденция, 2007. С. 70.
19 Краснова И. О. Экологическая безопасность как правовая категория // Lex Russica. 2014. № 5. С. 553—554.
Экологическая безопасность в сфере лесно- экологической безопасности в лесном праве:
го хозяйства, как уже указывалось, состоит из это такое качественное состояние лесного за-
трех элементов: из обеспечения охраны лесов, конодательства, при котором обеспечивается
из обеспечения рационального использования эффективная охрана лесов от неблагоприятных
лесов и из обеспечения экологических прав факторов, рациональное использование лесов,
граждан. Можно дать следующее определение а также защита экологических прав граждан20 .
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Агафонов В. Б. Правовое регулирование охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности при пользовании недрами: теория и практика : дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 2014.
2 . Бринчук М. М. Роль государства в обеспечении экологической // Экологическая безопасность, про-
блемы, поиск, решения. — М. : Макцентр, 2001.
3 . Веденин Н. Н. Экологическая безопасность как институт экологического права // Журнал российского
права. — 2001. — № 12.
4 . Глебов И. И. Правовые проблемы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации :
дис. ... д-ра юрид. наук. — М., 1999.
5 . Голиченков А. К. Охрана окружающей природной среды безопасности, обеспечение рационального
использования природных ресурсов: термины, содержание, соотношение // Сборник материалов всероссийских научно-практических конференций «Софрино» 1995—2004 гг. — М., 2004.
6 . Жаворонкова Н. Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуа-
циях природного и техногенного характера : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2007. 7. Жаворонкова Н. Г. Эколого-правовые проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера : монография. — М. : Юриспруденция, 2007.
8 . Колбасов О. С. Концепция экологической безопасности (юридический аспект) // Советское государ-
ство и право. — 1988. — № 12.
9 . Краснова И. О. Экологическая безопасность как правовая категория // Lex Russica. — 2014. — № 5.
10 . Мухин И. А. Правовое регулирование охраны окружающей среды в Российской Федерации: между-
народно-правовые аспекты : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2006.
11 . Петрова Т. В. Техническое регулирование как системы правового регулирования отношений в сфере
охраны окружающей среды // Экологическое право. — Специальный выпуск. — 2005. 12. Экологическое право России. Сборник материалов научно-практических конференций / сост. А. К. Голиченков , И. А. Игнатьева. — М. : Зерцало, 1999. 13 . Martin Noqueras DJL. Instituciones y derecho de la Union Europea. — Madrid : Me Graw-Hill, 1996. — P. 376.
Материал поступил в редакцию 1 марта 2016 г.
THE CONCEPT OF ENVIRONMENTAL SECURITY SUBJECT TO FOREST LEGISLATION
BYKOVSKIY Vadim Kirillovich — PhD in Law Associate Professor at the Department of Environmental
and Natural Resources Law Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
123995, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Street, 9
Review. The concept of environmental security is one of the basic concepts of environmental legislation. Science has no common understanding of environmental security, forest law science has yet to develop this category. Meanwhile, forestry legislation plays a decisive role in ensuring environmental security. In this regard, the article deals with the issues of environmental safety of forest legislation, a special place is given to the Forest Code of the Russian Federation.
При написании статьи использована Справочно-правовая система «ГАРАНТ».
In addition, the author researches international legislation, studies the place of environmental security in the system of law, the correlation of "environmental security" and "national security", reveals the meaning of environmental safety in forestry. At the end of the article the author makes some conclusions on the subject of research.
Keywords: environmental security, forestry legislation, provision of environmental security, forest law institutions, forest law, national security.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Agafonov V. B. Pravovoe regulirovanie ohrany okruzhajushhej sredy i obespechenija jekologicheskoj
bezopasnosti pri pol'zovanii nedrami: teorija i praktika : dis. ... d-ra jurid. nauk. — M., 2014.
2 . Brinchuk M. M. Rol' gosudarstva v obespechenii jekologicheskoj // Jekologicheskaja bezopasnost', problemy,
poisk, reshenija. — M. : Makcentr, 2001.
3 . Vedenin N. N. Jekologicheskaja bezopasnost' kak institut jekologicheskogo prava // Zhurnal rossijskogo
prava. — 2001. — № 12.
4 . Glebov I. I. Pravovye problemy obespechenija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii : dis. ... d-ra
jurid. nauk. — M., 1999.
5 . Golichenkov A. K. Ohrana okruzhajushhej prirodnoj sredy bezopasnosti, obespechenie racional'nogo
ispol'zovanija prirodnyh resursov: terminy, soderzhanie, sootnoshenie // Sbornik materialov vserossijskih nauchno-prakticheskih konferencij «Sofrino» 1995—2004 gg. — M., 2004.
6 . Zhavoronkova N. G. Jekologo-pravovye problemy obespechenija bezopasnosti pri chrezvychajnyh situacijah
prirodnogo i tehnogennogo haraktera : dis. ... kand. jurid. nauk. — M., 2007. 7. Zhavoronkova N. G. Jekologo-pravovye problemy obespechenija bezopasnosti pri chrezvychajnyh situacijah prirodnogo i tehnogennogo haraktera : monografija. — M. : Jurisprudencija, 2007.
8 . Kolbasov O. S. Koncepcija jekologicheskoj bezopasnosti (juridicheskij aspekt) // Sovetskoe gosudarstvo
i pravo. — 1988. — № 12.
9 . Krasnova I. O. Jekologicheskaja bezopasnost' kak pravovaja kategorija // Lex Russica. — 2014. — № 5.
10 . Muhin I. A. Pravovoe regulirovanie ohrany okruzhajushhej sredy v Rossijskoj Federacii: mezhdunarodno-
pravovye aspekty : dis. ... kand. jurid. nauk. — M., 2006.
11 . Petrova T. V. Tehnicheskoe regulirovanie kak sistemy pravovogo regulirovanija otnoshenij v sfere ohrany
okruzhajushhej sredy // Jekologicheskoe pravo. — Special'nyj vypusk. — 2005. 12. Jekologicheskoe pravo Rossii. Sbornik materialov nauchno-prakticheskih konferencij / sost. A. K. Golichenkov , I. A. Ignat'eva. — M. : Zercalo, 1999.