Научная статья на тему 'ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ'

ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
339
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА / ИНИЦИАТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ / ОРГАНЫ ТОС / СЕЛЬСКИЕ СТАРОСТЫ / ПУБЛИЧНЫЕ СЛУШАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБСУЖДЕНИЯ / СОБРАНИЯ / КОНФЕРЕНЦИИ / ОПРОСЫ / ОБРАЩЕНИЯ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПАРТИСИПАТИВНЫЕ (СОУЧАСТВУЮЩИЕ) ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Екатерина Юрьевна, Масляков Владимир Владимирович

Сегодня вопросы вовлечения населения муниципального образования в управленческие процессы и развитие территории приобретают особую значимость и актуальность. Такие формы и механизмы вовлечения населения муниципального образования в решение вопросов местного значения, как правотворческая инициатива и инициативные проекты, органы территориального общественного управления (ТОС) и сельские старосты, публичные слушания и общественные обсуждения, собрания и конференции, опросы и обращения в органы местного самоуправления становятся все более востребованными. В статье дается емкая характеристика основным формам участия населения в осуществлении местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Екатерина Юрьевна, Масляков Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMS AND MECHANISMS OF INVOLVEMENT OF THE POPULATION IN SOLVING LOCAL ISSUES

Today, the issues of involving the population of the municipality in management processes and the development of the territory are of particular importance and relevance. Such forms and mechanisms of involving the population of a municipality in solving issues of local importance as law-making initiatives and initiative projects, territorial public administration bodies (TOC) and village elders, public hearings and public discussions, meetings and conferences, surveys and appeals to local governments are becoming increasingly in demand. The article gives a succinct description of the main forms of public participation in the implementation of local self-government.

Текст научной работы на тему «ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ»

DOI 10.47576/2949-1878_2023_8_124 УДК 332

ФОРМЫ И МЕХАНИЗМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ

Гребенникова Екатерина Юрьевна,

магистрант, Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: grebennikova77787@ mail.ru

Масляков Владимир Владимирович,

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, г. Саратов, Россия, e-mail: maslyakov@inbox.ru

Сегодня вопросы вовлечения населения муниципального образования в управленческие процессы и развитие территории приобретают особую значимость и актуальность. Такие формы и механизмы вовлечения населения муниципального образования в решение вопросов местного значения, как правотворческая инициатива и инициативные проекты, органы территориального общественного управления (ТОС) и сельские старосты, публичные слушания и общественные обсуждения, собрания и конференции, опросы и обращения в органы местного самоуправления становятся все более востребованными. В статье дается емкая характеристика основным формам участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Ключевые слова: правотворческая инициатива; инициативные проекты; органы ТОС; сельские старосты; публичные слушания; общественные обсуждения; собрания; конференции; опросы; обращения; органы местного самоуправления; партисипативные (соучаствующие) технологии.

UDC 332

FORMS AND MECHANISMS OF INVOLVEMENT OF THE POPULATION IN SOLVING LOCAL ISSUES

Grebennikova Ekaterina Yurievna,

Master's student, P. A. Stolypin Volga Institute of Management - RANEPA branch, Saratov, Russia, e-mail: grebennikova77787@mail.ru

Maslyakov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Mobilization Training of Healthcare and Disaster Medicine, Saratov State Medical University named after V. I. Razumovsky, Saratov, Russia, e-mail: maslyakov@inbox.ru

Today, the issues of involving the population of the municipality in management processes and the development of the territory are of particular importance and relevance. Such forms and mechanisms of involving the population of a municipality in solving issues of local importance as law-making initiatives and initiative projects, territorial public administration bodies (TOC) and village elders, public hearings and public discussions, meetings and conferences, surveys and appeals to local governments are becoming increasingly in demand. The article gives a succinct description of the main forms of public participation in the implementation of local self-government.

Keywords: law-making initiative; initiative projects; CBT bodies; village elders; public hearings; public discussions; meetings; conferences; polls; appeals; local self-government bodies; participatory (co-participating) technologies.

В настоящее активно применяются программы и проекты с привлечением населения к участию в управленческих процессах. Реализация политики по привлечению населения к активному участию в процесс принятия управленческих решений повышает эффективность управления территориями [1, с. 14]. Формы вовлечения населения в решение вопросов местного значения способствуют непосредственному осуществлению власти населением и являются важным элементом системы местного самоуправления. Можно выделить формы вовлечения населения в решение вопросов местного значения, которые способствуют выявлению общественного мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. К ним относятся правотворческая инициатива; инициативное проектирование; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрания граждан; конференции жителей по вопросам местного значения; опросы общественного мнения; обращения граждан в органы местного самоуправлени-яи т.п.

Правотворческая инициатива - достаточно актуальная сегодня форма прямого волеизъявления граждан, позволяющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 Ш31-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом [2, ст. 26].

Закон № 131-Ф3 (ст. 26.1) вводит институт инициативного проектирования. Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые, в том числе, с учетом объемов инициативных пла-

тежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.

При этом под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом РФ в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов. В настоящее время создана правовая основа для развития практики реализации проектов инициативного проектирования на муниципальном уровне, реализуемых в разных формах в большинстве субъектов Российской Федерации.

Инициативные проекты позволяют обеспечить непосредственное участие граждан в определении приоритетных направлений расходования местных бюджетов путем разработки проектов, направленных на решение местных проблем и имеющих наибольшую значимость для жителей городов - от благоустройства парков и строительства детских площадок до ремонта школ и детских садиков.

Закон №131-Ф3 (ст. 27) определяет территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Органы субъекта территориального общественного управления (ТОС) создаются по инициативе жителей соответствующей территории. Выборы органов ТОС проводятся на общем собрании или конференции жителей. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом местного самоуправления по предложению жителей.

Органы ТОС вправе осуществлять такие полномочия, как: защита прав и законных интересов жителей в органах государственной власти области и в органах местного самоуправления; организация акций милосердия и благотворительности; содействие поддер-

жании общественного порядка и решении жилищных проблем; озеленение и благоустройство территории и т.п. Наряду с перечисленными к полномочиям органов ТОС мо -гут быть отнесены и другие вопросы, в том числе переданные им органами местного самоуправления и добровольно взятые на себя субъектом ТОС в соответствии с действующим законодательством [3, с. 231].

Органы ТОС представляет собой одну из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления и содержат значительный потенциал для формирования позитивного общественного мнения и эффективного управленческого решения органами местного самоуправления [5, с. 89].

Источниками формирования имущества органов ТОС являются: добровольные взносы и пожертвования; доходы от предпринимательской деятельности; доходы от гражданско-правовых сделок; другие, не запрещенные законом поступления. В 2021 году в России была принята Стратегия развития территориального общественного самоуправления до 2030 года [4]. Принятие данного акта стало катализатором для развития территориального общественного самоуправления.

В 2018 году в Закон № 131-Ф3 была введена статья 27.1, посвященная старостам сельских населенных пунктов. В 2020 году в Саратовской области было избрано 340 сельских старост (из них 27 в городских поселениях и 313 - в сельских поселениях). Наибольшее количество старост работают сегодня в Петровском, Базарно-Карабулак-ском, Аткарском, Екатериновском, Татищев-ском, Новоузенском, Перелюбском, Ртищев-ском районах Саратовской области [6, с. 24].

В соответствии с Законом Саратовской области № 110-ЗСО «О некоторых вопросах статуса и деятельности старосты сельского населенного пункта в Саратовской области» сельский староста осуществляет следующие функции:

1) взаимодействует с органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями и иными организациями по вопросам решения вопросов местного значения в сельском населенном пункте;

2) взаимодействует с населением, в том числе посредством участия в сходах, собра-

ниях, конференциях граждан, направляет по результатам таких мероприятий обращения и предложения, в том числе оформленные в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению органами местного самоуправления;

3) информирует жителей сельского населенного пункта по вопросам организации и осуществления местного самоуправления, а также содействует в доведении до их сведения иной информации, полученной от органов местного самоуправления;

4) содействует органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений, обнародовании их результатов в сельском населенном пункте;

5) осуществляет иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации [7, ст. 1].

Целью проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) является обсуждение с жителями наиболее значимых проектов местных нормативных актов. Так, на публичные слушания, согласно ст. 28 Закона № 131-ФЗ, в обязательном порядке должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проекты о внесении изменений и дополнений в устав, проект местного бюджета и отчет о его исполнении, проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования, а также вопросы о преобразовании муниципального образования.

В соответствии со ст. 29 и 30 Закона № 131-ФЗ граждане также вправе проводить со -брания и конференции (собрания делегатов). Собрания и конференции проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления и т.п.

Опросы общественного мнения - еще одна из форм прямого волеизъявления населения, позволяющая выявить его общественное мнение по поводу осуществления местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер (ст. 31

Закона № 131-Ф3). В настоящее время особую популярность получили интернет-опросы.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, выработке проектов их решений, контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления как лично, так и направлять в них индивидуальные и коллективные обращения. В соответствии со ст. 32 Закона № 131-Ф3 органы местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение месяца, за нарушение сроков и порядка ответа на обращения установлена административная ответственность.

Наряду с предусмотренными федеральным законом формами вовлечения населения в решение вопросов местного значения граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству. Непосредственное осуществление населением местного самоуправления и участие населения в осуществлении местного самоуправления основываются на принципах законности, добровольности.

Взаимодействие органов местного самоуправления с населением осуществляется на концепции «goodgovemance». «Goodgovemance» в переводе с английского языка означает «эффективное управление», под которым понимается верховенство закона, равенство прав, результативность управления, подотчетность, а так же привлечение населения к взаимодействию с органами местного самоуправления.

В данной ситуации можно говорить о кон-

цепции партисипативной демократии, подразумевающей три главных компонента: участие населения, публичное обсуждение, расширение возможностей и прав населе-ния[8, с. 131]. Очень важным считается участие населения в процессах принятия решений, оперативная реакция органов местного самоуправления на запросы и общественные проблемы.

Партисипативные (соучаствующие) технологии являются актуальным российским трендом, который активно развивается некоммерческим сектором в развитии территорий. Они взаимосвязаны с решением вопросов местного значения и организацией общественного пространства, с образовательными мероприятиями, которые помогают сформировать новый способ взаимодействия населения, формируют местные сообщества по интересам и потребностям. Данный подход позволяет разработать и реализовать проекты для решения проблем, а также вовлечь население в проектный процесс.

Их можно применять в оффлайн и онлайн среде. Например, для онлайн применения существуют порталы городских проектов, сайты местных администраций и другие виртуальные площадки, с помощью которых население вовлекается в решение вопросов местного значения. Благодаря этому у населения появляется возможность проголосовать за выдвинутые проекты, а также обсудить их через Интернет.

Таким образом, формы и механизмы вовлечения населения в осуществление местного самоуправления, решение вопросов местного значения, участие в деятельности местных сообществ и развитие территории муниципального образования постоянно развиваются и совершенствуются. Кроме того, периодически появляются новые формы и механизмы вовлечения населения в осуществление местного самоуправления, созвучные современным вызовам и трендам.

Список литературы _

1. Брянцев И. И., Гребенникова А. А. Оценка эффективности деятельности органов власти и служащих : учебное пособие. Саратов: Вузовское образование, 2019.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 06.02.2023). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Н. А. Агешкина [и др.]. Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019.

4. Стратегия развития ТОС в России до 2030 года: Официальный сайт Общероссийской Ассоциации ТОС. URL: https://www.oatos.ru/tos-iniciativy/proekt-strategii-razvitiya-tos-v-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 20.01.2023).

5. Брянцев И. И. Общественное мнение как условие выработки эффективного управленческого решения // Реформирование государственной службы: проблемы кадровой политики и пути их решения: материалы межрегиональной научно-практической конференции. 2002.

6. Гегедюш Н. С., Гребенникова А. А. Развитие института сельских старост в России: монография. Саратов: Вузовское образование, 2021.

7. О некоторых вопросах статуса и деятельности старосты сельского населенного пункта в Саратовской области: Закон Саратовской области № ^^^.URL: https://docs.cntd.ru/document/467719562 (дата обращения: 20.01.2023).

8. Перезолова А. С. Практики партисипативного управления в публичной политике // Вестник РУДН. Серия: Политология. 2018. № 1.

References _

1. Bryantsev I. I., Grebennikova A. A. Evaluation of the effectiveness of the activities of authorities and employees : a textbook. Saratov: University Education, 2019.

2. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation: Federal Law No. 131-FZ of 06.10.2003 (ed. of 06.02.2023). Access from the ConsultantPlus legal reference system.

3. Commentary to Federal Law No. 131-FZ of October 6, 2003 «On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation» /N. A. Ageshkina [et al.]. Saratov: Ai Pi Ar Media, 2019.

4. CBT Development Strategy in Russia until 2030: Official website of the All-Russian CBT Association. URL: https:// www.oatos.ru/tos-iniciativy/proekt-strategii-razvitiya-tos-v-rossii-do-2030-goda (date of appeal: 20.01.2023).

5. Bryantsev I. I. Public opinion as a condition for developing an effective management decision. Reforming the civil service: problems of personnel policy and ways to solve them: materials of the interregional scientific and practical conference. 2002.

6. Gegedyush N. S., Grebennikova A. A. Development of the Institute of village elders in Russia: monograph. Saratov: University education, 2021.

7. On some issues of the status and activities of the headman of a rural settlement in the Saratov region: The Law of the Saratov region No. 110-ZSO. URL: https://docs.cntd.ru/document/467719562 (date of address: 20.01.2023).

8. Perezolova A. S. Practices of participatory management in public policy. Bulletin of the RUDN. Series: Political Science. 2018. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.