DOI 10.47576/2712-7559_2021_4_1 УДК 332.1
Гребенникова Анна Александровна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина -филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: [email protected]
Масляков Владимир Владимирович,
доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Научно-исследовательского института человека, Самарский государственный университет путей сообщения, г. Самара, Россия, e-mail: [email protected]
Марьенко Виталий Николаевич,
магистрант 2 курса магистерской программы «Региональное управление», Поволжский институт управления им. П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: [email protected]
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье выделены актуальные проблемы вовлечения населения в организацию благоустройства территории муниципального образования и определены направления их решения. Отмечается важность данных вопросов, поскольку граждане составляют мнение о деятельности органов местного самоуправления, в первую очередь, по уровню благоустройства территории и комфортности проживания в муниципальном образовании. Подчеркивается значимость вовлечения жителей и организаций в развитие и благоустройство общественной среды. Показана роль органов территориального общественного самоуправления в решении некоторых вопросов благоустройства территорий муниципальных образований. Анализируется механизм инициативного проектирования в сфере благоустройства.
Ключевые слова: муниципальное образование; благоустройство территории; общественная среда; органы местного самоуправления; «Чистые игры»; территориальное общественное самоуправление; инициативное проектирование; вовлечение населения.
UDC 332.1
Grebennikova Anna Alexandrovna,
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Volga Region Institute of Management named after P. A. Stolypina -branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: [email protected]
Maslyakov Vladimir Vladimirovich,
Doctor of Medical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Human Research Institute, Samara State Transport University, Samara, Russia, e-mail: [email protected]
SOME ASPECTS OF INVOLVING THE POPULATION IN SOLVING THE PROBLEMS OF IMPROVING THE TERRITORY OF THE MUNICIPALITY
Marienko Vitaly Nikolaevich,
2nd year master's student of the master's program "Regional management", Volga Institute of Management named after P.A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: [email protected]
The article highlights the actual problems of involving the population in the organization of the improvement of the territory of the municipality and identifies the directions of their solution. The importance of these issues is noted, since citizens form an opinion on the activities of local self-government bodies, first of all, in terms of the level of improvement of the territory and the comfort of living in the municipality. The importance of involving residents and organizations in the development and improvement of the public environment is emphasized. The role of the bodies of territorial public self-government in solving some issues of the improvement of the territories of municipalities is shown. The author analyzes the mechanism of proactive design in the field of improvement.
Keywords: municipal formation; improvement of the territory; social environment; local government bodies; "Clean Games"; territorial public self-government; proactive design; involvement of the population.
В современных условиях из-за загрязнения окружающей природной среды выбросами промышленных предприятий и автотранспорта вопросы благоустройства, расширения возможностей территорий повышение качества жизни населения и озеленение населенных территорий приобретают особо важное значение. Проблема создания здоровой и комфортной для населения среды входит в число ключевых задач управления различными территориями. С развитием науки и техники существенно увеличилась антропогенная нагрузка на территории, нередко наблюдается деградация природных комплексов, исторических и культурных памятников [5].
Благоустройство территорий муниципальных образований имеет особое значение, потому что граждане составляют мнение о деятельности органов местного самоуправления, в первую очередь, по уровню комфортности проживания. Современная проблема благоустройства территории имеет не только экономические, культурные, экологические, эстетические и санитарно-гигиенические аспекты, но и включает в себя потребность в новых формах и инструментах вовлечения населения в данные процессы.
В Большом толковом словаре благоустройство определяется как наличие всех необходимых удобств, обслуживающих население какой-нибудь местности [2]. Благоустройство территории представляет собой деятельность по строительству, ремонту, реконструкции и содержанию улично-дорожной
сети территориального образования, мостов, тоннелей, путепроводов, развитию и содержанию сетей освещения, рекреационных зон, деятельность, связанную с озеленением территории, содержанием и развитием объектов ливневой канализации, организации площадок для выгула собак, содержанием общественных туалетов, содержанию и развитию внутридворовых территорий [2].
Это деятельность, направленная на обеспечение безопасности, художественной выразительности и удобства среды муниципального образования, осуществляемая при помощи средств пластической организации рельефа, декоративного озеленения и обводнения, покрытия поверхности земли, некапитальных сооружений, малых архитектурных форм, визуальной информации, наружного освещения, рекламы и иных средств.
В соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.03.2019 № 162/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в текстовую часть соответствующих региональных и муниципальных программ включаются минимальный и дополнительный перечни работ по благоустройству.
Так, в минимальный перечень обычно включается: ремонт дворовых проездов,
обеспечение освещения территории, установка скамеек, урн для мусора. Расходы на реализацию минимального перечня видов работ по благоустройству территорий, нуждающихся в благоустройстве, софинансиру-ются за счет средств, полученных субъектом Российской Федерации в качестве субсидии из федерального бюджета. В дополнительный перечень включаются работы по размещению малых архитектурных форм и объектов благоустройства, в частности оборудование детских и спортивных площадок, автомобильных парковок, озеленение территории. В этом случае необходимо непосредственное участие собственников через трудовые или финансовые ресурсы, включая привлечение средств самих жителей.
Несмотря на предпринимаемые меры в сфере благоустройства, на сегодняшний день в муниципальных образованиях остается большой спектр проблем, которые нуждаются в решении.
Во-первых, низкое качество состояния объектов благоустройства: высокая степень износа асфальтового покрытия пешеходных дорожек, тротуаров; несоответствие уровня освещения общественных территорий требованиям национальных стандартов; неудовлетворительное состояние большого количества зеленых насаждений общественных территорий, разрушение травяного покрытия газона; недостаточное обеспечение общественных территорий элементами благоустройства (урны, скамейки, детские и спортивные площадки); недостаточное обеспечение доступных для инвалидов мест отдыха на общественных территориях, ограниченность доступа и передвижения.
В настоящее время население не удовлетворено работой органов местного самоуправления в сфере благоустройства. В качестве причины исследователи отмечают, что в России 44 % улично-дорожной сети местного значения находится в неудовлетворительном состоянии, ее износ в регионах достигает 56,8 %. В каждом третьем городском округе и в половине сельских поселений отсутствуют схемы санитарной очистки отходов, что обусловливает возникновение стихийных свалок. Более 60 % составляет износ объектов коммунального хозяйства, а число россиян, проживающих в аварийном и ветхом жилище, составляет более 4,5 млн чел. [5].
Все больше жителей недовольны минимальным благоустройством придомовой территории. По данным поисковых запросов «Яндекс.Вордстат» с 2017 по 2020 г. в 3,7 раза выросло среднемесячное количество запросов о стандартах и идеях в сфере благоустройства территорий многоквартирных домов: подъездов, дворов, парковок.
Этому способствует рост популярности урбанистических блогеров, которые становятся амбассадорами качественно благоустроенной" территории. В средствах массовой информации часто появляются заголовки: «Жители регионов недовольны качеством благоустройства», «Люди остались недовольны благоустройством дворов», «Жильцы недовольны благоустройством своих дворов», «Чебоксарские власти назвали «вкусовщиной» недовольство жителей благоустройством дворов», «Жители Ставрополя недовольны благоустройством». Такое обилие критики населением комплекса услуг по благоустройства связано с отсутствием двухсторонней коммуникации. Часто органы муниципальной власти идут по пути наименьших трудозатрат и не рассматривают жителей территорий как ключевых акторов благоустройства.
В сфере благоустройства необходимы вовлечение населения, организация работы с активными жителями, органами территориального общественного самоуправления, управляющими компаниями, товариществами собственников жилья. Требуется внедрение сложных механизмов софинансирования проектов благоустройства, которое сопровождается учетом трудовых и финансовых ресурсов населения. В целях повышения уровня благоустройства территорий муниципальных образований необходимо выполнение мероприятий по благоустройству общественных территорий с учетом комплексного подхода и использования программно-целевого метода бюджетного планирования.
В рамках реализации муниципальных программ планируется продолжить начатую планомерную работу по благоустройству общественных территорий. Применение программно-целевого метода позволит осуществлять комплексное благоустройство общественных территорий с учетом мнения граждан, а именно: улучшить содержание объектов благоустройства, зеленых насаж-
дений и в целом внешний облик города; обеспечить устройство новых спортивных и детских площадок, зон озеленения, пешеходных и велосипедных дорожек на территориях муниципальных образованиях.
Целью реализации муниципальных программ «Комфортная городская среда», принятых, как правило, на 2018-2024 гг., является повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований. Основными задачами данных программ являются следующие: повышение уровня благоустройства общественных территорий, доступности общественных территорий для маломобильных групп населения, вовлеченности заинтересованных лиц в реализацию мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.
В результате реализации мероприятий, предусмотренных муниципальными программами, планируется повышение уровня комфортности и безопасности проживания населения; увеличение количества благоустроенных общественных территорий; повышение доступности общественных территорий для маломобильных групп населения; оснащение наиболее значимых зданий и сооружений и достопримечательностей энергоэффективной подсветкой; формирование комфортных условий для массового отдыха жителей и гостей города.
Во-вторых, во многих района муниципальных образованиях проблемой необходимость является года образование несанкционированных территорий свалок и переполненность основной баков для курирующего отходов. Это происходит как по января причине предложений недостаточного количества урн на после улицах, так и низкой культуры жителей.
Решением подобное данной проблемы решении может органом стать внедрение дорожного направлений состоянии циф -ровой трансформации, например технологии интернета вещей. Основным эксплуатации драйвером развития первоочередных будет использование информационных технологий работы мусороперерабатывающими компаниями. Предлагается на номенклатуру мусорные данной контейнеры устанавливать проблема специальные датчики, которые общественного передают специфика информацию об их наполненности, а среды
автомобили по основная перевозке мусора оснащать оборудованием, с помощью озеленения которого подлежащих можно оптимизировать данная маршруты их пожизненного передвижения. На данный четыре момент задач разработкой умных крупнейших технологий в решения сфере переработки реализуется бытовых окружающей отходов занимаются более более 50 едера-ции компаний.
Решением также также может соответствии послужить популяризация философии настоящее трех R - поддержка reduce, reuse, хозяйства recycle (сокращай, используй повторно, перерабатывай). Сегодня внедряется раздельная сортировка отходов. недельного Жители смогут общественное посмотреть на района карте «Полезный город», где этой можно сдать заметное различные природные виды отходов, и городской решить, recycle какие виды управление сырья они того готовы собирать направлений дома.
В-третьих, остается актуальной проблема вандализма элементов благоустройства. Приводятся в опосредованно негодность являются детские и спортивные площадки, транспортного разрушаются и разрисовываются занадворов фасады основа зданий.
Решением данной проблемы может стать повышение экологической культуры населения, в том числе и с помощью территориального общественного самоуправления. Следует отметить, что территориальное общественное самоуправление представляет собой одну из форм инициативного участия населения в осуществлении местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление - это первичная, наиболее близкая и понятная для населения форма решения проблем местного сообщества, затрагивающих и коллективные, и индивидуальные интересы граждан, которая обеспечивает связь между органами местного самоуправления общества и населением местного сообщества, а через это с государством. Территориальное общественное самоуправление, опираясь на правило «сверху вниз», является проводником народной инициативы [3].
Согласно Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27) территориальное общественное самоуправление - это форма самоорганизации граждан по месту их жительства для осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на части территории муниципального образования. Границы территории территориального общественного самоуправления устанавливаются представительным органов муниципального образования по предложению населения. Мнение населения, проживающего на данной территории, может быть выявлено с помощью собраний, конференций жителей, опросов общественного мнения и др. [8].
К вопросам компетенции территориального общественного самоуправления, которые наиболее часто становятся предметом деятельности, относятся благоустройство территории (участие в мероприятиях, организованных в рамках месячников по благоустройству, санитарной очистке и озеленению городских территорий; проведение конкурсов «Лучший дом», «Лучший двор», «Лучший подъезд», «Лучший балкон», экологических акций среди детей и подростков); оказание консультативной и иной помощи в решении вопросов местного значения; поддержка и реализация общественных инициатив [9].
Привлечение органами ТОС к благоустройству территорий в рамках социальной обучающей практики учащихся образовательных учреждений является важным воспитательным ресурсом нового отношения граждан к публичным проявлениям жизнедеятельности района. Именно с ранних лет нужно прививать определенные поведенческие стереотипы. Взаимодействие образовательных учреждений района и органов территориального общественного самоуправления в вопросах образования и организации социальной обучающей практики для учащихся школ (совместные акции по благоустройству территории и тому подобное) является залогом повышения социальной активности подрастающего поколения. А необходимость участия данных органов в благоустройстве территорий муниципального образования, особенно мест отдыха, в решении проблем недостатка парковочных мест и прочего, что
будет способствовать наибольшей реализации интересов граждан в организации благоустройства [11].
Социальное значение территориального общественного самоуправления определяется его функциональными, организационными, управленческими, правовыми особенностями, уровнем интегрированности в систему институтов местной власти и управления. Основным направлением деятельности органов территориального общественного самоуправления является решение социально значимых для населения вопросов. Внедрение на территориях муниципального образования территориального общественного самоуправления позволит привлечь граждан к решению вопросов местного значения, повысить их общественно-политическую культуру и расширить сферу взаимодействия с муниципальной властью. Также повысится управляемость территорий, структурирование сообщества, снизится социальная напряженность.
В-четвертых, проблемой является низкая активность жителей муниципального образования в уборке территории. В советское время были механизмы по привлечению граждан к уборке территории района, например субботники. Чаще всего субботники проводились по месту работы, реже по месту жительства. Благодаря субботникам улучшалось благоустройство территории. На этих мероприятиях осуществлялись уборка мусора, покраска заборов, ремонт лавочек, вскапывание газонов, благоустройство детских площадок и т. п.
Решением данной проблемы может стать более активное внедрение экологических проектов. Например, в 2019 г. на территории Саратовской области областным отделением Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России» проводились «Чистые игры» [10].
«Чистые игры» представляют собой экологический и образовательный проект, позволяющий участникам внести свой вклад в очищение окружающей среды и освоить азы раздельного сбора мусора. Он нацелен, в первую очередь, на методику объединения через игру людей всех возрастов. Главной идеей данного экоквеста является облечение в игровую форму деятельности по очистке территории от мусора. В процессе игры
участники очищают природные объекты и дворы, объединяясь в команды и соревнуясь за баллы. Побеждает команда, которая соберет больше мусора. Кроме того, участники сразу видят результат своих усилий: чистую территорию и множество мешков с мусором, собранным за короткое время. Все мероприятие занимает 2-3 часа и проходит в один день.
Для того чтобы усилить игровую составляющую и предоставить участникам возможность проявить как можно больше личностных качеств, на наш взгляд, следует ввести чекины (геолокационные отметки в Интернете) с фотографиями очищенных от мусора территорий, фотоохоту, загадки, поиск среди мусора необычных предметов («артефактов»).
В-пятых, в настоящее время одной из актуальных проблем развития территорий муниципальных образований является привлечение населения к сотрудничеству с органами местного самоуправления при решении вопросов благоустройства территории. Население старается самостоятельно благоустроить территории муниципального образования, но часто не находит способ решения вопросов благоустройства территории, а также финансовые средства.
Именно поэтому органы местного самоуправления проводят политику по привлечению населения к активному участию в процессе принятия решений, при распределении бюджетных средств. Вовлечение населения в решение вопросов местного значения возможно благодаря проектам инициативного бюджетирования. Под программой инициативного бюджетирования понимается программа, реализуемая в рамках одного муниципального образования, которая направлена на вовлечение жителей в бюджетный процесс, а также участие в бюджетных решениях [6]. Это деятельность, направленная на решение вопросов местного значения, при помощи напрямую выделяемых для этой цели бюджетных средств. Определенные проблемы и недостатки в инструментах и формах участия населения в осуществлении местного самоуправления, а также уже известные мировые механизмы вовлечения населения в бюджетные решения подтверждают, что проекты инициативного бюджетирования являются эффективным инструмен-
том финансирования инициатив населения с помощью средств местного бюджета и средств софинансирования [7].
Планируется, что в 2021 г. инициативное бюджетирование в России получит новый импульс развития. В Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в 2020 г. была введена ст. 26.1, посвященная инициативному проектированию. Закон устанавливает требования к содержанию инициативного проекта, процедурам его предварительного обсуждения, внесения инициативного проекта в местную администрацию, его рассмотрения местной администрацией, затем рассмотрения представительным органом муниципального образования, исчерпывающий перечень оснований отказа в поддержке инициативного проекта, особенности финансового и иного обеспечения реализации инициативных проектов.
Ведение новой формы участия населения в осуществлении местного самоуправления продиктовано современной ситуацией. Дело в том, что муниципальные образования принимают участие в реализации национальных проектов, и условием такого участия является привлечение широких слоев жителей. Внесенные изменения позволят обеспечить непосредственное участие граждан в определении приоритетных направлений расходования местных бюджетов путем разработки проектов, направленных, в том числе, и на решение проблем благоустройства, имеющих наибольшую значимость для жителей муниципальных образований.
Вместе с тем следует отметить некоторую длительность и сложность, возникающие для жителей при реализации данного механизма. Так, например, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при осуществлении правотворческой инициативы жителям ненужно предварительно обращаться в местную администрацию. Думается, что механизм инициативного проектирования был бы более востребован населением муниципального образования, в том числе и при решении вопросов благоустройства территории, если бы инициативные группы жителей обращались со своими проектами напрямую в предста-
вительные органы муниципальных образований, минуя местную администрацию.
Таким образом, вовлечение населения в решение проблем благоустройства территории и процессы развития общественной среды является одной из форм гражданского участия, подразумевающей процесс определения целей, функций, архитектурного облика общественного пространства и их обсуждение со всеми заинтересованными участниками. Кроме того, создание комфортных условий проживания на территории муниципальных образований путем качественного повышения уровня благоустройства общественных территорий способствует обеспечению устойчивого социально-экономического развития и повышению туристической привлекательности муниципалитетов, а также формированию позитивного имиджа органов местного самоуправления.
Список литературы
1. Большой толковый словарь современного русского языка / под. ред. Д. Н. Ушакова. - Москва, 2011.
2. Бутова, Т. В. Особенности управления благоустройством территории муниципального образования / Т. В. Бутова, Е. С. Свиридова // Актуальные проблемы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 98-100.
3. Гребенникова, А. А. Организация территориального общественного самоуправления / А. А. Гребенникова. - Москва : ИНФРА-М, 2018. - 142 с.
4. Миронова, Е. М. Благоустройство территории муниципального образования: проблемы и перспективы развития (на примере города Мценска Орловской области) / Е. М. Миронова, Л. В. Сеничева // Новое поколение. - 2015. - № 8. - С. 108-111.
5. Направления развития органов местного самоуправления: проблемы теории и практики / И. И. Брян-цев [и др.] - Саратов : Наука, 2020. - 200 с.
6. Современное состояние институтов государственного и муниципального управления / Н. С. Геге-дюш [и др.] - Саратов, 2019. - 200 с.
7. Организационно-правовые и социально-экономические аспекты развития системы публичного управления / Березина Е. С. [и др.] - Саратов, 2020. -226 с.
8. Основы организации муниципального управления / С. Ю. Наумов [и др.] - Москва : ИНФРА-М, 2020. -375 с.
9. Территориальное общественное самоуправление. URL: http://smosar.sarmo.ru/territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie (дата обращения: 01.09.2021).
10. Чистые игры. URL: https://cleangames.ru/events/ petrovsk (дата обращения: 01.09.2021).
11. Grebennikova, A. A. Tradition of development of territorial public selft-administration authrities in Russia / A. A. Grebennikova, V. V. Maslyakov // Norwegian Journal of development of the International Science (Global Science Center LP). - 2017. - № 7/7. - P. 56-62.
References
1. Bol'shoj tolkovyj slovar sovremennogo russkogo yazy'ka / pod. red. D.N. Ushakova. Moskva, 2011.
2. Butova T.V., Sviridova E.S. Osobennosti upravleniya blagoustrojstvom territorii municipal'nogo obrazovaniya, Aktual'ny'e problemy' razvitiya nauki i obrazovaniya: sb. nauch. trudov po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 2014, pp. 98-100.
3. Grebennikova A.A. Organizaciya territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya. Moskva : INFRA-M, 2018, 142 p.
4. Mironova E.M., Senicheva L.V. Blagoustrojstvo territorii municipal'nogo obrazovaniya: problemy' i perspektivy' razvitiya (na primere goroda Mcenska Orlovskoj oblasti), Novoe pokolenie, 2015, no. 8, pp. 108111.
5. Napravleniya razvitiya organov mestnogo samoupravleniya: problemy' teoriiipraktiki/ I.I. Bryancev [i dr.]. Saratov: Nauka, 2020. 200 p.
6. Sovremennoe sostoyanie institutov gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya / N.S. Gegedyush [i dr.]. Saratov, 2019, 200 p.
7. Organizacionno-pravovye i social'no-e'konomicheskie aspekty razvitiya sistemy publichnogo upravleniya / E.S. Berezina [i dr.]. Saratov, 2020, 226 p.
8. Osnovy organizacii municipal'nogo upravleniya / S. Yu. Naumov [i dr.]. Moskva : INFRA-M, 2020, 375 p.
9. Territorial'noe obshhestvennoe samoupravlenie. URL: http://smosar.sarmo.ru/territorialnoe-obshchestvennoe-samoupravlenie (data obrashheniya: 01.09.2021).
10. Chistye igry'. URL: https://cleangames.ru/events/ petrovsk (data obrashheniya: 01.09.2021).
11. Grebennikova A.A., Maslyakov V.V. Tradition of development of territorial public selft-administration authrities in Russia, Norwegian Journal of development of the International Science (Global Science Center LP), 2017, no. 7/7, pp. 56-62.