DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2021.103.2.037
НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Научная статья
Гребенникова А.А.1, Масляков В.В.2' *, Федорчук И.Я.3
1 3 Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС, Саратов, Россия;
2 Научно-исследовательский институт Человека при Самарском государственном университете путей сообщения,
Самара, Россия
* Корреспондирующий автор (maslyakov[at]inbox.ru)
Аннотация
В статье отмечается важность развития территориального общественного самоуправления как социального института и формы осуществления населением местного самоуправления. Выделены актуальные проблемы и перспективные направления повышения эффективности деятельности органов территориального общественного самоуправления. Проанализированы традиционные формы информирования населения о деятельности органов территориального общественного самоуправления и наиболее популярные механизмы вовлечения населения в территориальное общественное самоуправление. Предложены направления развития государственной и муниципальной поддержки территориального общественного самоуправления. Показана роль органов территориального общественного самоуправления в период режима самоизоляции, вводимого в регионах России в связи с распространением Covid-19. Предложена программа повышения квалификации председателей и работников органов территориального общественного самоуправления.
Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, органы ТОС, председатель ТОС, жители, государственная и муниципальная поддержка, Covid-19, направления развития органов ТОС.
ON WAYS OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE ACTIVITIES OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT BODIES
Research article
Grebennikova A.A.1, Maslyakov V.V.2' *, Fedorchuk I.Y.3
1 3 P. A. Stolypin Volga Institute of Management, the Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Saratov, Russia; 3 Human Research Institute of the Samara State Transport University, Samara, Russia
* Корреспондирующий автор (maslyakov[at]inbox.ru)
Abstract
The article highlights the importance of the development of territorial public self-government (a form of self-organization of citizens at their place of residence on a part of the territory of a municipality) as a social institution and a form of implementation of local self-government by the population. The current study underlines the problems and promising directions of improving the effectiveness of the activities of territorial public self-government bodies. The authors analyze the traditional forms of informing the population about the activities of territorial public self-government bodies and the most popular mechanisms for providing incentives for the population to participate in territorial public self-government as well as propose the development trajectories of state and municipal support for territorial public self-government. The research demonstrates the role of territorial public self-government bodies in the period of self-isolation introduced in the regions of Russia due to the Covid-19 pandemic and proposes the program of professional development of the chairmen and employees of the territorial public self-government bodies.
Keywords: territorial public self-government, territorial public self-government bodies, territorial public self-government chairman, residents, state and municipal support, Covid-19, development directions of territorial public self-government bodies.
В настоящее время одной из значимых задач является решение проблем развития локальных территорий. Однако органы государственного и муниципального управления часто не могут решать их оперативно, главным образом, из -за территориальной удаленности. В этой связи резко возрастают роль и значение новых субъектов управления, занятых решением вопросов территориального развития и, в конечном итоге, способных внести значительный вклад в социально-экономическое развитие муниципалитета, - органов территориального общественного самоуправления.
В настоящее время Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создал необходимые правовые условия, позволяющие привлекать жителей к решению вопросов местного значения, к управлению местными делами, в том числе, и через органы ТОС [1, Ст. 27]. Данный закон значительно расширил статью, посвященную данному социальному явлению, урегулировав на федеральном уровне многие аспекты, остававшиеся ранее без внимания законодателей [2].
Сегодня именно территориальное общественное самоуправление может стать катализатором многих происходящих общественных процессов. От уровня развития органов ТОС зависит степень развития гражданского общества, успех реализации муниципальной и других реформ.
Территориальное общественное самоуправление, как социальный институт, осуществляет самоорганизацию инициативных граждан для удовлетворения своих потребностей, интересов на территории, на которой они проживают. Территориальное общественное самоуправление необходимо многим субъектам: жителям - для участия в решениях вопросов развития своей территории; органам государственного управления - для разъяснения населению
направлений и перспектив реализуемой государственной политики; органам местного самоуправления - для совместного решения вопросов местного значения; кандидатам на выборные должности в муниципалитете - для информирования населения о своих предвыборных программах, формирования общественного мнения [3], [4], [5].
Одним из направлений деятельности органов ТОС является осуществление взаимодействия с органами местного самоуправления. Председатели и работники органов ТОС более детально, чем органы государственного и муниципального управления, знают проблемы жителей, т.к. территориально находятся ближе к местным сообществам, ведут постоянный прием жителей, разрешают конфликтные ситуации между гражданами, выступая в роли медиатора, решают массу вопросов на месте.
У органов ТОС также есть большие возможности в проведении работ по благоустройству территорий микрорайонов. Совместно с управлением ЖКХ местной администрации председатель ТОС организует и проводит месячники и субботники в целях благоустройства, очистки и озеленения локальных территорий. Результатами этой работы является озеленение дворов, строительство и ремонт малых архитектурных форм, спортивных сооружений, детских площадок, освещение дворов и подъездов, уборка территории, очистка подвалов и вывоз мусора, осуществление общественного контроля за работой коммунальных служб и другое [6].
Вместе с тем, среди основных проблем, препятствующих осуществлению и развитию территориального общественного самоуправления, выделяются, как правило, следующие: низкая информированность населения о деятельности органов ТОС, недостаточные заинтересованность населения в органах ТОС и низкое финансирование территориального общественного самоуправления. Указывается также на проблему недостатка квалифицированных кадров в органах ТОС [7], [8].
В целях изменения сложившейся ситуации и повышения эффективности деятельности органов ТОС предлагается:
Во-первых, активизировать работу по традиционным формам информирования населения о деятельности органов ТОС. Рекомендуется создавать информационные листовки и буклеты, в которых будет раскрыто понятие ТОС, его функции, приведены примеры организации ТОС и конкретные результаты его деятельности; популяризировать деятельность органов ТОС с помощью информационных роликов и статей. Организовать работу по популяризации ТОС в Интернете, включая социальные сети и блогосферу. Создавать информационные интернет--порталы, «группы» -сообщества в социальных сетях, блоги представителей или руководителей ТОС.
Во-вторых, разработать механизмы, способные заинтересовать население в личном активном участии в деятельности ТОС. Например, эффективную систему материального и морального поощрения для наиболее активных участников ТОС, включающую как систему премирования, так и систему информирования жителей муниципальных образований об активной деятельности в области развития ТОС и результатах этой деятельности конкретного участника (например, Доски Почета, публикации в СМИ и на интернет-порталах).
В-третьих, усовершенствовать систему государственной и муниципальной поддержки органов ТОС, в том числе разработать положения, регулирующие порядок и определяющие размеры финансовых выплат; определить правовой статус председателей ТОС. Упростить процедуру организации ТОС, уменьшив, в том числе, количество необходимых для этого документов.
В-четвертых, режим самоизоляции, вводимый в регионах России в связи с распространением Covid-19, заставляет органы ТОС приспосабливаться к новым условиям работы. Так, например, впервые органы ТОС не праздновали 29 мая 2020 года Международный День Соседей. В условиях самоизоляции предлагается проводить праздники по-новому:
- выгрузить видеоролик о деятельности своего органа ТОС длительностью не более 10 минут на страничку Ассоциации ТОС в Фейсбуке и ВКонтакте. Видеоролик может представлять собой отснятый, возможно и на телефон, видеосюжет с небольшим рассказом о главных момента жизни ТОС и его проектах. В видеоролике следует отразить достопримечательности, например, благоустроенный жителями ТОС участок; результат участия в различных конкурсах; деятельность клуба, объединения, организованного по инициативе ТОС и т.п.
- организовать видеоконференцию для представителей органов ТОС на площадке ZOOM;
- провести акцию «Дружные соседи»: изготовить поздравительные открытки и положить в почтовые ящики соседям;
- провести творческий конкурс «История моего дома».
В-пятых, необходимо регулярно проводить для председателей и работников органов ТОС учебно-практические семинары по различным вопросам развития локальной территории и местных сообществ.
Мотивацией для повышения квалификации у председателей и работников органов ТОС могут быть: желание решить вопросы развития локальных территорий в сфере ЖКХ, стремление качественно выполнить свою работу, интерес к новым знаниям и новым навыкам, необходимость обменяться опытом, а также потребность в расширении деловых контактов. Председатели и работники органов ТОС уже обладают определенными практическими и теоретическими знаниям выполнения работ в сфере ЖКХ, поэтому повышение квалификации по этому курсу должно быть направлено на рост мастерства обучающихся.
Разделами программы повышения квалификации должны стать следующие темы в сфере ЖКХ:
1) особенности современного этапа реформы ЖКХ. В этой теме планируется изучение предпосылок, этапов, правовой базы и основных направлений реформирование ЖКХ. Отдельное внимание планируется уделить нововведениям в сфере управления жилищным фондом, особенностям рынка жилищно-коммунальных услуг, вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления и органов ТОС в сфере ЖКХ
2) модели управления развитием ЖКХ на муниципальном уровне. При раскрытии данной темы планируется изучить принципы, способы, инструменты, формы и особенности организации управления ЖКХ. Особо рассмотреть структуру управления ЖКХ в современных условиях. Некоторое внимание уделить муниципальному заказу в сфере ЖКХ. Завершить тему следует вопросами организации управления проектами модернизации коммунальной инфраструктуры.
3) факторы эффективного управления развитием сферы ЖКХ на локальных территориях. В рамках данной темы нужно будет уделить внимание инструментам социального партнерства в сфере ЖКХ, современным инновационным технологиям управления в сфере ЖКХ, управлению качеством жилищно-коммунальных услуг.
4) формирование антикризисных механизмов управления в ЖКХ. При раскрытии данной темы будут изучены механизмы возмещения стоимости услуг производителям, совершенствование системы оплаты коммунальных услуг населением, а также саморегулируемый механизм управления ЖКХ.
5) управление жилищным фондом с большим количеством жильцов. Начинать рассмотрение данной темы планируется с анализа нормативно-правовой базы в сфере управления МКД. Кроме того, будут изучены такие вопросы, как экономические основы управления МКД, организация деятельности управляющих организаций, ТСЖ, жилищно-строительных и накопительных кооперативов, организация деятельности участников договорных отношений при непосредственном способе управления. В завершении темы будут изучены основания и формы ответственности участников жилищных отношений.
6) благоустройство локальной территорий. Особое внимание при раскрытии данной темы планируется уделить роли и формам участия органов ТОС в организации и осуществлении уборки мусора, благоустройства детских и спортивных дворовых площадок, озеленении. Будет сделан акцент на то, что проблема благоустройства территории остается достаточно острой в настоящее время - даже не смотря на реализацию проекта «Комфортная городская среда». В данной сфере также необходимо участие органов ТОС.
Часто стремление повысить эффективность деятельности органов ТОС в практической плоскости сталкивается с разного рода ограничениями: политическими, правовыми, кадровыми, экономическими, организационными, социальными и другими. Преодолеть такие трудности могут помочь Ассоциации муниципальных образований, созданные в каждом субъекте Российской Федерации. В этом случае интересен опыт по обучению председателей и работников органов ТОС Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области» [9].
Территориальное общественное самоуправление занимает особое место в структуре местных сообществ. Именно оно обладает достаточно большими ресурсами для самоорганизации и активизации жителей в направлении благоустройства территории, оказании социальной помощи населению и организации культурно-массовых мероприятий. Однако для развития органов ТОС необходима помощь от органов государственного и муниципального управления по созданию благоприятных условий: правовых, информационных, организационных, экономических, финансовых, политических, методических и т.п. [10].
Конечно, реформирование системы территориального общественного самоуправления является сложным и длительным, но неизбежным процессом, осуществляемым на благо всех субъектов соответствующей локальной территории и с их участием.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - N 40. - ст. 3822.
2. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Н.А. Агешкина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 584 c.— URL: http://www.iprbookshop.ru/87534.htm (дата обращения 12.01.2021)
3. Организационно-правовые и социально-экономические аспекты развития системы публичного управления / Гегедюш Н.С. [и др.] - Саратов: Поволжский институт управления имени П.А. Столыпина - филиал РАНХиГС, 2020. - 200 с.
4. Шугрина Е. С. Муниципальное право Российской Федерации / Е. С. Шугрина: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2017.
5. Местное самоуправление [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Гребенникова А.А., Лагун И.В., Мокеев М.М.— Электрон. текстовые данные. — Саратов: Вузовское образование, 2018.— 87 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/76451.html (дата обращения 12.01.2021)
6. Шугрина, Е.С. О состоянии территориального общественного самоуправления в Российской Федерации (к 30-летию первых российских ТОС): спецдоклад / Е.С. Шугрина, К.А. Иванова. - М.: Издательство «Проспект», 2018. -160 с.
7. Гребенникова А.А. Организация территориального общественного самоуправления / А.А. Гребенникова. - М.: ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2018. - 142 с.
8. Grebennikova A.A. The question of determining the legal status of territorial public self-administration authorities / A.A. Grebennikova, V.V. Maslyakov // Global Science Center LP (Прага): Norwegian Journal of development of the International Science. - 2017. - 7/7.
9. Территориальное общественное самоуправление: опыт, проблемы, резервы повышения гражданской активности населения. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области». URL: http://smosar.sarmo.ru (дата обращения 12.01.2021)
10. Основы организации муниципального управления / Наумов С.Ю. [и др.] - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2020. Сер. Высшее образование: Бакалавриат (2-е издание, переработанное и дополненное). - 375 с.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Federal'nyjj zakon ot 06.10.2003 N 131-FZ (red. ot 20.07.2020) «Ob obshhikh principakh organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijjskojj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. - 06.10.2003. - N 40. - st. 3822. [Federal Law No. 131-FZ from 06.10.2003 (amended on 20.07.2020) "On General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation". - 06.10.2003. - N 40. - article 3822] [in Russian]
2. Kommentarijj k Federal'nomu zakonu ot 6 oktjabrja 2003 g. N 131-FZ «Ob obshhikh principakh organizacii mestnogo samoupravlenija v Rossijjskojj Federacii» [General Review of the Federal Law from October 6, 2003. N 131 -FZ On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation] [Electronic resource]/ N. A. Agashkina et al.— Saratov: Ai Pi Ar Media, 2019. - 584 p. - URL: http://www.iprbookshop.ru/87534.html. - (accessed 12.01.2021) [in Russian]
3. Organizacionno-pravovye i social'no-ehkonomicheskie aspekty razvitija sistemy publichnogo upravlenija [Organizational Legal and Socioeconomic Aspects of the Development of the Public Administration System] / N. S. Gegedyush et al. - Saratov: P. A. Stolypin Volga Institute of Management, the Branch of the The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 2020 - 200 p. [in Russian]
4. Shugrina E. S. Municipal'noe pravo Rossijjskojj Federacii [Municipal Law of the Russian Federation: A Textbook]/ E. S. Shugrina-M.: TK Velbi, Publishing house Prospekt, 2017 [in Russian]
5. Mestnoe samoupravlenie [Local Self-Government] [Electronic resource]: An Educational and Methodological Manual / Grebennikova A. A., Lagun I. V., Mokeev M. M.-Electron. - Saratov: Vuzovskoe obrazovanie, 2018. - 87 p. - URL: http://www.iprbookshop.ru/76451.html. - (accessed 12.01.2021) [in Russian]
6. Shugrina, E. S. O sostojanii territorial'nogo obshhestvennogo samoupravlenija v Rossijskoj Federacii (k 30-letiju pervyh rossijskih TOS): specdoklad [On the State of Territorial Public Self-Government in the Russian Federation (Dedicated to the 30th Anniversary of the First Russian Territorial Public Self-Government): A Special Report] / E. S. Shugrina, K. A. Ivanova. -M.: Publishing house «Prospekt», 2018 - 160 p. [in Russian]
7. Grebennikova A. A. Organizacija territorial'nogo obshhestvennogo samoupravlenija [Organization of Territorial Public Self-Government] / A. A. Grebennikova. - M.: OOO « Publishing house INFRA-M», 2018 - 142 p. [in Russian]
8. Grebennikova A.A. The question of determining the legal status of territorial public self-administration authorities / A.A. Grebennikova, V.V. Maslyakov // Global Science Center LP (Prague): Norwegian Journal of development of the International Science - - 2017. - 7/7.
9. Territorial'noe obshhestvennoe samoupravlenie: opyt, problemy, rezervy povyshenija grazhdanskojj aktivnosti naselenija [Territorial Public Self-Government: Experience, Problems, Reserves of Increasing Civic Activity of the Population] [Electronic resource]. Official website of the Association "Council of Municipalities of Saratov Oblast". URL: http://smosar.sarmo.ru (accessed 12.01.2021) [in Russian]
10. Osnovy organizacii municipal'nogo upravlenija [Fundamentals of the Organization of Municipal Management] / Naumov S.Ju. et al. - M.: Obshhestvo s ogranichennojj otvetstvennost'ju Limited Liability Company "Scientific and Publishing Center Infra-M, 2020. Ser. Vysshee obrazovanie: Bakalavriat [Higher Education: Bachelor's Degree Series (2nd Edition, Revised and Expanded)]. - 375 p. [in Russian]