Научная статья на тему 'Территориальное общественное самоуправление в Перми'

Территориальное общественное самоуправление в Перми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
905
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН / ВЛАСТНЫЕ ФУНКЦИИ / ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ИНИЦИАТИВА НАСЕЛЕНИЯ / NATIONALS’ SELF-DETERMINATION / PUBLIC SELF-ADMINISTRATION / POWERS OF AUTHORITY / LEGAL STATUS / INTERACTION WITH LOCAL BODIES / POPULATION INITIATIVE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурылова Любовь Алексеевна, Аверьянова Ольга Эдуардовна

Территориальное общественное самоуправление – это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Правовой статус объединений граждан по месту своего жительства и выборных органов территориального общественного самоуправления до сих пор четко не определен в законодательстве Российской Федерации, хотя дискуссии на эту тему ведутся на протяжении 20 лет. Изучение многолетнего опыта взаимодействия Пермской городской думы с органами территориального общественного самоуправления наряду с положительными результатами выявило причины возникающих на практике противоречий, низкой активности населения. Приведен анализ проблем правового статуса и повышения эффективности территориального общественного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бурылова Любовь Алексеевна, Аверьянова Ольга Эдуардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN PERM

Territorial public self-government is a form of population’s participation in the local self-government. Legal status of citizens’ associations according to their place of residence as well as elective bodies of territorial public self-government have not been defined by RF legislation till now, though they have been discussed during 20 years. During investigation of many years’ experience of Perm city Duma interaction with the bodies of territorial public self-government and its positive results it has been revealed the reasons of contradictions, appearing in practice, as well as poor activity of population. The analysis of problems of legal status and the improvement of territorial public self-government efficiency has been given.

Текст научной работы на тему «Территориальное общественное самоуправление в Перми»

УДК 342.25(470.53-25)

Л.А. Бурылова, О.Э. Аверьянова

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ПЕРМИ

Территориальное общественное самоуправление - это форма участия населения в осуществлении местного самоуправления. Правовой статус объединений граждан по месту своего жительства и выборных органов территориального общественного самоуправления до сих пор четко не определен в законодательстве Российской Федерации, хотя дискуссии на эту тему ведутся на протяжении 20 лет. Изучение многолетнего опыта взаимодействия Пермской городской думы с органами территориального общественного самоуправления наряду с положительными результатами выявило причины возникающих на практике противоречий, низкой активности населения. Приведен анализ проблем правового статуса и повышения эффективности территориального общественного самоуправления.

Ключевые слова: общественное самоуправление, самоопределение граждан, властные функции, юридический статус, взаимодействие с органами местного самоуправления, инициатива населения.

Общественное самоуправление: власть или самодеятельность?

Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, органы которого не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление может осуществляться путем проведения выборов, референдумов и опросов граждан, а также через органы местного самоуправления [1]. Одной из форм народовластия (непосредственной демократии) является территориальное общественное самоуправление. Органы территориального общественного самоуправления являются основным элементом системы общественного самоуправления. Именно они на практике осуществляют большинство прав и обязанностей, которые закреплены за населением в рамках территориального общественного самоуправления.

Вопрос правового статуса территориального общественного самоуправления, начиная с 90-х годов прошлого столетия, неоднократно обсуждался на парламентских слушаниях и научно-практических конференциях, где отмечалась «двойственная или даже тройственная» природа этих органов. Так, участники научно-практической конференции «местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы», проходившей в Москве 2-3 апреля 1998 года, высказывали различные предположения о статусе и

© Бурылова Л.А., Аверьянова О.Э., 2013

Бурылова Любовь Алексеевна - доцент кафедры философии и права ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; e-mail: [email protected].

Аверьянова Ольга Эдуардовна - студентка группы ГМУ-08 ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»; e-mail: [email protected].

роли территориального общественного самоуправления: от «группы энтузиастов» до властных органов. Рассматривались даже варианты двухпалатного представительного органа местного самоуправления, верхняя палата которого формировалась бы «из представителей органов ТОС, избранных на конференции председателей органов ТОС, по норме представительства в соответствии с уставом муниципального образования» [2].

Позиция ученых и практиков, принимавших участие в формировании правовых основ местного самоуправления, как правило, основывалась на многообразном опыте самоорганизации населения различных регионов страны. Так, заместитель начальника департамента по местному самоуправлению Министерства по делам Федерации и национальной миграционной политики

О.Л. Савранская при обсуждении проблем местного самоуправления в 1998 году считала, что «...территориальное общественное самоуправление - это общественное движение», «самоорганизация граждан». Идея передачи органам территориального общественного самоуправления функций власти вообще не допускалась [2]. Спустя три года, в мае 2001 года, О.Л. Савранская, ссылаясь на российский опыт (в том числе и на опыт Перми), доказывала, что территориальное общественное самоуправление может выполнять властные функции, «есть у населения возможность сейчас вот эти органы на местах, территориальные органы, сделать властными в рамках самостоятельного установления структуры органов местного самоуправления. Есть такое право» [3].

Дискуссионным был и вопрос о необходимости принятия Федерального закона «Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления». 20 апреля 2000 года такой законопроект под № 90032612-3 был внесен в Государственную думу. Территориальное общественное самоуправление определялось в законопроекте как форма реализации гражданами Российской Федерации конституционных прав на собрания и объединение для защиты общественных интересов [4].

На юридически некорректное определение понятия «территориальное общественное самоуправление» было указано в заключении правового управления Аппарата Государственной думы ФС РФ от 03.10.2000 № 2.215/1531: «Поскольку орган территориального общественного самоуправления не является общественным объединением, на него нельзя распространить порядок создания, регистрации и ликвидации, аналогичный установленному для общественных объединений» [5]. Указанный законопроект был отклонен [6].

В то время как федеральные чиновники спорили о юридическом закреплении правового положения территориального общественного самоуправления на уровне федерального закона, в Перми уже была создана необходимая правовая база для их создания и успешного взаимодействия с органами местного самоуправления. Еще в октябре 1995 года решением Пермской го-

родской думы была утверждена целевая программа «Поддержка общественного самоуправления на 1996-2000 годы».

Решением Пермской городской думы от 21.09.1999 № 103 «Об утверждении Положения «О муниципальных грантах и социальном заказе» были определены принципы муниципальной поддержки территориального общественного самоуправления в форме предоставления социальных заказов на конкурсной основе [7].

В целях активизации участия населения в решении проблем города и поддержки общественных инициатив в городе проводились конкурсы социально значимых проектов органов территориального общественного самоуправления [8-10].

Решением Пермской городской думы от 20.06.2000 № 73 «Об утверждении нормативных актов, регулирующих территориальное общественное самоуправление в г. Перми» были утверждены: Положение о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми, Положение об уличных, квартальных, дворовых, домовых комитетах в городе Перми, и Положение о выборном лице общественного самоуправления [11]. Эти положения легли в основу Закона Пермской области от 05.11.2001 № 1850-325 «О территориальном общественном самоуправлении в Пермской области» [12], который в настоящее время утратил силу [13].

Одним из важных принципов организации территориально-общественного самоуправления в этих правовых актах была выдвинута свобода выбора гражданами форм самоуправления территориями, а также гарантии и содействие со стороны органов городского самоуправления [12].

Положительный опыт Перми был отмечен участниками Парламентских слушаний на тему «Правовое регулирование территориального общественного самоуправления» 25 мая 2001 года. В частности, начальник отдела по проблемам местного самоуправления Главного территориального управления Президента Российской Федерации A.A. Замотаев заявил: «В Перми действительно настоящее территориальное общественное самоуправление, подтверждаю это на все 100 процентов, я там был полтора года тому назад в командировке, это не бумажные, а живые комитеты самоуправления» [14].

Территориальное общественное самоуправление является важнейшей формой участия населения в осуществлении местного самоуправления, основанного на самоорганизации граждан по месту их жительства. Так гласит Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [15]. Тем не менее организационно-правовая форма территориального общественного самоуправления законодательством до настоящего времени не определена.

Проектом Федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред., принятая ГД ФС РФ в первом чтении 27.04.2012) была сделана попытка отнести территориальное общественное самоуправление к общественным организациям [16]. Эта идея не имела под собой правового обоснования и противоречила ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ [15].

Регистрация территориального общественного самоуправления

Исходя из ч. 5 ст. 27 указанного закона территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации. Возникает вполне закономерный вопрос: что является юридическим лицом - орган ТОС или само территориальное общественное самоуправление?

По Закону РСФСР от 6 июля 1991 г. № 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» предусматривалось, что орган территориального общественного самоуправления может наделяться правами юридического лица [17. Ст. 8]. Наделение органов территориального общественного самоуправления правами юридического лица предусматривалось и Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [18. Ст. 27]. Эти формулировки были понятны и не противоречили гражданскому законодательству. На практике многие органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты) были зарегистрированы в качестве юридических лиц в налоговых органах.

Редакция ст. 27 действующего ныне закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает возможность регистрации органов ТОС в качестве юридических лиц. Поэтому возникает вопрос о легитимности и о необходимости ликвидации ранее созданных юридических лиц. По мнению Е.С. Шугриной, исходя из принципа стабильности гражданского оборота, органы территориального общественного самоуправления, зарегистрированные в качестве юридических лиц до вступления в силу ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ, могут сохранять свой статус до тех пор, пока уполномоченные государственные органы не примут иного соответствующего специального решения [19].

Статус органов ТОС нуждается в правовом регулировании. Это может быть осуществлено путем принятия регионального закона или муниципаль-

ного правового акта в случае предоставления такого права в федеральном законе.

Органы ТОС избираются на собраниях (конференциях) жителей соответствующей территории. В их формировании участвуют и несовершеннолетние лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста (ч. 6 ст. 27 Федерального закона № 1Э1-ФЗ). На практике возникает вопрос: может ли не полностью дееспособный человек, не обладающий избирательным правом, принимать участие в принятии решений по вопросам местного значения? [20].

Влияние органов власти на самоопределение граждан

В своей деятельности территориальное общественное самоуправление взаимодействует с различными партнерами: с администрацией города и районов, депутатами различных уровней, коммерческими структурами, общественными организациями, учреждениями образования и культуры, а также с предприятиями жилищно-коммунальной сферы.

В Перми за последние годы накопилась практика успешного взаимодействия органов местного самоуправления с объединениями территориального общественного самоуправления. Администрация города создает условия для более активного участия жителей, объединенных в территориальные общественные самоуправления, в законотворческой деятельности. Важным достижением является то, что отдельные вопросы развития территорий находятся в совместной компетенции органов территориального общественного самоуправления и администрации города. Объединения территориального общественного самоуправления в городе Перми наделены правом разрабатывать и представлять органам местного самоуправления проекты планов и программ развития соответствующих территорий, выступать с правотворческими инициативами с их обязательным последующим рассмотрением должностными лицами органов местного самоуправления [17].

Администрации районов проводят постоянную и планомерную работу по информированию органов территориального общественного самоуправления, жителей района о реализации планов социально-экономического развития города и района, о ходе выполнения целевых городских и районных программ. В частности, этими вопросами занимается отдел по работе с общественностью, который выполняет координирующие и организационнометодические функции по работе с органами территориального общественного самоуправления и несет ответственность за эффективность работы территориального общественного самоуправления. В районах регулярно проводятся консультации, семинары, тренинги, учебные занятия для руководителей и актива территориального общественного самоуправления. Хорошо поставлена система информационного обеспечения деятельности органов территориального общественного самоуправления, при необходимости пре-

доставляется возможность пользоваться оргтехникой. В совокупности это можно охарактеризовать как выполнение ресурсных функций. Также администрации районов занимаются организацией встреч населения по месту жительства с депутатами, представителями администрации, управляющих компаний, управлений социальной защиты населения, участковыми уполномоченными милиции и т.д.

Взаимодействие и сотрудничество депутатов с органами территориального общественного самоуправления - одно из приоритетных направлений депутатской работы в избирательном округе. Деятельность территориального общественного самоуправления охватывает множество направлений, в числе которых и благоустройство территорий, и работа с детьми, незащищенными категориями граждан, и содействие охране общественного порядка, и создание здоровой городской среды. Депутаты совместно с советами территориального общественного самоуправления занимаются благоустройством дворов, организуют консультации с привлечением специалистов по вопросам, волнующим население района. Ежегодно в летний период совместно с органами территориального общественного самоуправления проводится работа по организации досуга детей, работающих в трудовых отрядах при школах округа. Безусловно, подобные инициативы и активное участие в жизни города необходимо поддерживать и поощрять. И сегодня одна из наиболее эффективных форм такой поддержки со стороны депутатов - это система муниципальных грантов, которая позволяет выделять общественным самоуправлениям средства из городского бюджета на реализацию социально значимых проектов и инициатив.

Положительные стороны такого сотрудничества очевидны. Однако не секрет, что кандидаты в депутаты в период избирательной кампании рассматривают отношения с органами территориального общественного самоуправления исключительно в контексте собственной политической карьеры, а затем уже избранные депутаты - как инструмент для переизбрания. Получается, что существует некая система взаимопомощи: территориальное общественное самоуправление участвует в предвыборной кампании, а депутаты не забывают о них в период своей работы.

Всего, по данным статистики, в 2012 году в городе Перми зарегистрировано 96 территориальных общественных самоуправлений в 7 районах города. Существуют они как в частном секторе, так и в высотных спальных микрорайонах. На сегодняшний день в городе Перми более 9130 человек состоят в объединениях территориального общественного самоуправления. Самым многочисленным по количеству жителей, вступивших в территориальное общественное самоуправление, считается Мотовилихинский район -1565 человек в 13 микрорайонах с общей численностью населения 179,1 тыс. человек [22].

Тем не менее развитие территориального общественного самоуправления невозможно без инициативы жителей муниципального образования.

Как повысить активность самоорганизации населения?

Результат социологического исследования в городе Перми, проводимого в конце 2008 года, показал, что вовлеченность граждан в какие-либо формы самоорганизации невысока: 47 % опрошенных не участвовали в течение года ни в каких мероприятиях, организованных жителями их населенного пункта, или не помнят этого. Только четверть опрошенных жителей Пермского края знают основные моменты реформы местного самоуправления, несколько больше - имеют смутное представление о содержании нового закона, и более 40 % - ничего об этом не слышали. Взаимодействию территориального общественного самоуправления с административными структурами мешает бюрократизм и равнодушие со стороны чиновников [22].

Для реализации права населения самостоятельно решать жизненно важные вопросы на территории проживания необходимо повысить уровень информированности населения о полномочиях территориального общественного самоуправления, принципах его деятельности, круга решаемых вопросов, порядка создания и деятельности. Территориальное общественное самоуправление должно быть обеспечено минимальным набором имущества, необходимого для начала его деятельности, иметь постоянные источники финансирования.

Для обеспечения деятельности органов территориального общественного самоуправления по реальному вовлечению населения в реализацию местных инициатив органам местного самоуправления рекомендуется принимать муниципальные целевые программы поддержки территориального общественного самоуправления. Примером такой программы может являться городская целевая программа «Развитие городских микрорайонов на 2006-2010 годы», утвержденная решением Пермской городской думы от 20 декабря 2005 г. № 231 [23].

В программе определяются направления софинансирования расходов органов территориального общественного самоуправления на осуществление хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение социальнобытовых потребностей населения. В тех поселениях, где еще не определен порядок регистрации территориального общественного самоуправления, следует прописать основные меры по преодолению низкой активности населения по инициированию и созданию территориального общественного самоуправления и четко определить территориальные границы деятельности территориального общественного самоуправления.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 4. - С. 445.

2. Местное самоуправление: проблемы, противоречия, перспективы [Электронный ресурс]: материалы науч.-практ. конф., 2-3 апреля 1998 г., Москва. - иКЬ: http://emsu.ru/lm/monf/library/MUN3/cont.htm.

3. Правовое регулирование территориального общественного самоуправления [Электронный ресурс]: стенограмма Парламентских слушаний 25 мая 2001 г., Москва. - иКЬ: http://vasilievaa.narod.ru/Tos/MatNPKS/-Parl_slush_Prav_reg_TO S/PsPrT О S_Savranskay .htm.

4. Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления: проект Федер. закона № 90032612-3 (ред., внесенная в Государственную думу 20 апреля 2000 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. На проект Федерального закона «Об общих принципах территориального общественного самоуправления» и соответствующий проект постановления Государственной думы: заключение Правового управления аппарата Государственной думы от 03.10.2000 № 2.2-15/1531. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. На проект Федерального закона «Об общих принципах организации территориального общественного самоуправления»: Заключение Комитета Государственной думы по вопросам местного самоуправления от 23.10.2000 № 3.20-13/691. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Положения «О муниципальных грантах и социальном заказе»: Решение Пермской городской думы от 21 сентября 1999 г. № 103. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об обеспечении устойчивого развития и повышения эффективности деятельности территориального общественного самоуправления: Постановление администрации г. Перми от 04 июня 1997 г. № 853. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О проведении конкурса целевых программ органов территориального общественного самоуправления (вместе с «Положением о конкурсе целевых программ органов территориального общественного самоуправления (ОТОС)»): Постановление администрации г. Перми от 26 августа 1997 г. № 1369. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О проведении конкурса социально значимых проектов общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления: Постановление администрации г. Перми от 9 сентября 1999 г. № 2005. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Об утверждении нормативных актов, регулирующих территориальное общественное самоуправление в г. Перми. Вместе с «Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе Перми», «Положением об уличных, квартальных, дворовых, домовых комитетах в городе Перми»: Решение Пермской городской думы от 20 июня 2000 г. № 73. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

12. О территориальном общественном самоуправлении в Пермской области: Закон Пермской области от 5 ноября 2001 г. № 1850-325 // Бюллетень Законодательного собрания и администрации Пермской области. - 2002. -12 февраля. - № 10-11.

13. О признании утратившим силу Закона Пермской области «О территориальном общественном самоуправлении в Пермской области»: Закон Пермской области от 5 сентября 2005 г. № 2474-548. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Правовое регулирование территориального общественного самоуправления: стенограмма Парламентских слушаний 25 мая 2001 г. Москва. -URL: http://www.yabloko.ru/Themes/SG/stenog250501.html#zamotayev.

15. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16. О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации: проект Федер. закона № 47538-6 (ред., принятая Государственной думой в I чтении 27.04.2012). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

17. О местном самоуправлении в Российской Федерации: Закон РФ от 6 июля 1991 г. № 1550-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Шугрина Е.С. Судебная практика по вопросам, связанным с созданием и ликвидацией территориального общественного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 1. - С. 20-25.

20. Бадягина A.B. Понятие и признаки субъектов территориального общественного самоуправления в муниципальных правовых актах // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2012. - № 1. - С. 15-19.

21. Об утверждении положения о территориальном общественном самоуправлении в г. Перми: Решение Пермской городской думы от 29 января 2008 г. № 26. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Территориальное общественное самоуправление. [Электронный ресурс] // Депутатский час: электрон. журн. - 2011. - 27 сентября. - URL: http://glava.perm.ru.

23. Об утверждении городской целевой программы «Развитие городских микрорайонов на 2006-2010 годы: Решение Пермской городской думы от 20 декабря 2005 г. № 231(ред. от 17.12.2010). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

References

1. Konstituciya Rossijskoj Federacii [Constitution of the Russian Federation]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2009, no. 4, pp. 445.

2. Mestnoe samoupravlenie: problemy, protivorechiya, perspektivy [Local

government: problems, contradictions, prospects], available at:

http://emsu.ru/lm/monf/library/MUN3/cont.htm.

3. Pravovoe regulirovanie territorial'nogo obshhestvennogo samouprav-leniya [Legal regulation of territorial public self-government]. Stenogramma Par-lamentskix slushanij 25 maya 2001, Moscow, available at: http://vasilievaa.narod.ru/Tos/MatNPKS/Parl_slush_Prav_reg_TOS/PsPrTOS_Sav ranskay.htm.

4. Ob obshhix principax organizacii territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya [About the general principles of the organization of territorial public self-government]. Proekt Federal'nogo zakona № 90032612-3 (redakciya vnesennaya v Gosudarstvennuyu dumu 20 aprelya 2000 g.), available at: Kon-sul'tantPlyus.

5. Na proekt Federal'nogo zakona «Ob obshhix principax territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya» i sootvetstvuyushhij proekt postanovleniya Gosudarstvennoj Dumy [On the draft of the Federal law "About the general principles of territorial public self-government" and the corresponding draft of the resolution of the State Duma]. Zaklyuchenie Pravovogo upravleniya apparata Gosudarstvennoj dumy ot 03.10.2000 № 2.2-15/1531, available at: Konsul'tantPlyus.

6. Na proekt Federal'nogo zakona «Ob obshhix principax organizacii territo-rial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya» [On the draft of the Federal law "About the general principles of the organization of territorial public selfgovernment"]. Zaklyuchenie Komiteta Gosudarstvennoj dumy po voprosam mest-nogo samoupravleniya ot 23.10.2000 № 3.20-13/691, available at: Konsul'tantPlyus.

7. Ob utverzhdenii Polozheniya «O municipal'nyx grantax i social'nom za-kaze» [About the adoption of the Situation "About Municipal Grants and the Social Order"]. Reshenie Permskoj gorodskoj Dumy ot 21 sentyabrya 1999, no. 103, available at: Konsul'tantPlyus.

8. Ob obespechenii ustojchivogo razvitiya i povysheniya e'ffektivnosti deyatel'nosti territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya [About providing a sustainable development and increase of efficiency of activity of territorial public self-government]. Postanovlenie administracii g. Permi ot 04 iyunya 1997, no. 853, available at: Konsul'tantPlyus.

9. O provedenii konkursa celevyx programm organov territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya (vmeste s «Polozheniem o konkurse celevyx programm organov territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya (OTOS)») [About carrying out competition of target programs of bodies of territorial public self-government (together with "The provision on competition of target programs of the bodies of territorial public self-government (BTPSG)")]. Postanovlenie ad-ministracii g. Permi ot 26 avgusta 1997, no. 1369, available at: Konsul'tantPlyus.

10. O provedenii konkursa social'no znachimyx proektov obshhestvennyx ob"edinenij i organov territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya [About carrying out competition of socially significant projects of public associations and bodies of territorial public self-government]. Postanovlenie administracii g. Permi ot 9 sentyabrya 1999, no. 2005, available at: Konsul'tantPlyus.

11. Ob utverzhdenii normativnyx aktov, reguliruyushhix territorial'noe obshhestvennoe samoupravlenie v g. Permi. Vmeste s «Polozheniem o territori-al'nom obshhestvennom samoupravlenii v gorode Permi», «Polozheniem ob ulich-nyx, kvartal'nyx, dvorovyx, domovyx komitetax v gorode Permi» [About the adoption of the regulations regulating territorial public self-government in Perm. Together with "The provision on territorial public self-government in the city of Perm", "The provision on street, quarter, domestic, house committees in the city of Perm"]. Reshenie Permskoj gorodskoj dumy ot 20 iyunya 2000, no. 73, available at: Konsul'tantPlyus.

12. O territorial'nom obshhestvennom samoupravlenii v Permskoj oblasti [About territorial public self-government in the Perm area]. Zakon Permskoj oblasti ot 5 noyabrya 2001, no. 1850-325. Byulleten'Zakonodatel'nogo sobraniya i administracii Permskoj oblasti, 2002, February 12, no. 10-11.

13. O priznanii utrativshim silu Zakona Permskoj oblasti «O territorial'nom obshhestvennom samoupravlenii v Permskoj oblasti» [About recognition become invalid the Law of the Perm area "About Territorial Public Self-government in the Perm Area"]. Zakon Permskoj oblasti ot 5 sentyabrya 2005, no. 2474-548, available at: Konsul'tantPlyus.

14. Pravovoe regulirovanie territorial'nogo obshhestvennogo samouprav-leniya [Legal regulation of territorial public self-government]. Stenogramma Par-lamentskix slushanij 25 maya 2001, Moscow, available at: http://www.yabloko.ru/Themes/SG/stenog250501.html#zamotayev.

15. Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossi-jskoj Federacii [About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation]. Federal'nyj zakon ot 6 oktyabrya 2003 g. № 131-FZ, available at: Konsul'tantPlyus.

16. O vnesenii izmenenij v chasti pervuyu, vtoruyu, tret'yu i chetvertuyu Grazhdanskogo kodeksa Rossijskoj Federacii, a takzhe v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [About modification of parts of the first, second, third and fourth Civil code of the Russian Federation, and also of separate acts of the Russian Federation]. Proekt Federal'nogo zakona № 47538-6 (redakciya, prin-

yataya Gosudarstvennoj Dumoj v I chtenii 27.04.2012), available at: Konsul'tant-Plyus.

17. O mestnom samoupravlenii v Rossijskoj Federacii [About local government in the Russian Federation]. Zakon RF ot 6 iyulya 1991 g. № 1550-1, available at: Konsul'tantPlyus.

18. Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii [About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation]. Federal'nyj zakon ot 28 avgusta 1995 g. № 154-FZ, available at: Konsul'tantPlyus.

19. Shugrina E.S. Sudebnaya praktika po voprosam, svyazannym s soz-daniem i likvidaciej territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya [Jurisprudence on the questions connected with creation and elimination of territorial public self-government]. Municipal'naya sluzhba: pravovye voprosy, 2012, no. 1, pp. 20-25.

20. Badyagina A.V. Ponyatie i priznaki sub"ektov territorial'nogo obshhestvennogo samoupravleniya v municipal'nyx pravovyx aktax [Concept and signs of subjects of territorial public self-government of municipal legal acts]. Municipal'naya sluzhba: pravovye voprosy, 2012, no. 1, pp. 15-19.

21. Ob utverzhdenii polozheniya o territorial'nom obshhestvennom samou-pravlenii v g. Permi [About the adoption of provision on territorial public selfgovernment in Perm]. Reshenie Permskoj gorodskoj dumy ot 29 yanvarya 2008, no. 26, available at: Konsul'tantPlyus.

22. Territorial'noe obshhestvennoe samoupravlenie [Territorial public selfgovernment]. Deputatskij chas, 2011, September 27, available at: http://glava.perm.ru.

23. Ob utverzhdenii gorodskoj celevoj programmy «Razvitie gorodskix mik-rorajonov na 2006-2010 gody» [About the approval of the city target program "Development of city residential districts for 2006-2010"]. Reshenie Permskoj gorodskoj dumy ot 20 dekabrya 2005, no. 231 (redakciya ot 17.12.2010), available at: Konsul'tantPlyus.

Получено 15.02.2013

L.A. Burylova, O.E. Averyanova TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT IN PERM

Territorial public self-government is a form of population's participation in the local selfgovernment. Legal status of citizens' associations according to their place of residence as well as elective bodies of territorial public self-government have not been defined by RF legislation till now, though they have been discussed during 20 years. During investigation of many years' experience of Perm city Duma interaction with the bodies of territorial public self-government and its positive results it has been revealed the reasons of contradictions, appearing in practice, as well as poor activity of population. The analysis of problems of legal status and the improvement of territorial public self-government efficiency has been given.

Keywords: public self-administration, nationals' self-determination, powers of authority, legal status, interaction with local bodies, population initiative.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.