безопасности (п. 7 Основ государственной политики дерации на период до 2030 года от 30.04.2012). в области экологического развития Российской Фе-
Пристатейный библиографический список:
1. Комаров С.А. Общая теория государства и права. -СПб.: Питер. 2005.
2. Бринчук М.М. Экологическое право. - М.: Юристъ. 2003.
3. Раянов Ф.М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденция). - М.: Издательский дом «Право и государство». 2003.
4. Ибрагимов К.Х. Правовая ответственность государства, органов и должностных лиц исполнительной власти России за экологические правонарушения // Административное право и процесс. 2013. № 8. СПС Кон-сультантПлюс.
5. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Эксмо. 2007
Э.Х. Грипп,
Ю.Х. Яхина
ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
Статья посвящена анализу деятельности органов местного самоуправления в сфере организации благоустройства территории муниципального образования. Авторы исследуют содержание, особенности организации благоустройства территории муниципального образования органами местного самоуправления. Особое внимание уделяется основным проблемам реализации функций органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования.
Ключевые слова: местное самоуправление, население, благоустройство, местный бюджет, муниципальное образование.
E.H.Gripp,
J.H.Yakhina
ORGANIZATION OF AN ACCOMPLISHMENT OF THE TERRITORY OF THE MUNICIPALITY OF LOCAL GOVERNMENTS:CONTENTS AND PECULIARITIES
The article provides brief characteristics of means of conducting illegal enterprise activities, it is pointed out what may be the target of these activities, the circumstances in which it is carried out, criminal personality peculiarities as well as the type of income received from the entrepreneur activities and character of damage inflicted by these activities are marked.
Key words: local self-government, population, accomplishment, local budget, territory of the municipality.
Местное самоуправление в современной России гарантируется Конституцией Российской Федерации и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Оно представляет собой децентрализованную форму организации власти на местах. Именно этот уровень власти наиболее приближен к населению, формируется населением, непосредственно подконтролен ему, и решает вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения1.
1 См. Ишмуратов М.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: приоритеты развития // Правовое государство: теория и практика № 2 (24) 2011. С. 35-40.
С развитием местного самоуправления в Российской Федерации все больше внимания уделяется складывающейся практике решения органами местного самоуправления отдельных вопросов местного значения. Благоустройство территории муниципального образования является одной из важнейших задач, которая стоит перед органами местного самоуправления. Под благоустройством понимается наличие всех необходимых удобств, обслуживающих население какой-нибудь местности2. Именно в
2Большой толковый словарь современного русского языка // под. редакцией Д.Н. Ушакова . - Издательство: Дом Славянской Книги. 2011. С. 25.
этой сфере создаются те условия для населения, которые обеспечивают высокий уровень жизни как для отдельного человека по месту проживания, так и для всех жителей города, района, квартала, микрорайона. Благоустройство территории муниципального образования приобретает особое значение в условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности среды городов и поселков, из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий.
Благоустройство территории муниципального образования представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. А улучшение благоустройства территорий -это такая организация территории, которая будет способствовать экологической безопасности здоровья человека, повышению качественного уровня жизни населения.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»3 к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация благоустройства территории муниципального образования. Для решения данного вопроса представительный орган муниципального образования утверждает правила благоустройства территорий муниципального образования, которые устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий в границах муниципального образования. Среди вопросов местного значения муниципального района сфера благоустройства, как правило, не выделяется, что вполне объяснимо. Поскольку муниципальный район состоит из поселений, то благоустройство осуществляется в поселениях, а не в муниципальном районе в целом. Однако надо иметь в виду, что функции публичного управления в отдельных населенных пунктах муниципальных районов (тех, что не входят в состав поселений) осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов, в том числе и в части вопросов благоустройства и озеленения. Органы местного самоуправления создают муниципальные унитарные предприятия, осуществляющие работы по благоустройству территории муниципального образования, либо заключают договоры на выполнение указанных работ со специализированными организациями.
Ряд проблем, выявленных в процессе управления сферой благоустройства, негативно отражаются на всех субъектах муниципального образования. Поскольку благоустройство жилой территории является комплексной многоаспектной задачей, направленной на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения в границах муниципального образования и осуществляемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами, требует особого внимания на современном этапе развития.
Сфера благоустройства относится к числу важных объектов муниципального управления и характеризуется разнообразными видами деятельности и значительным разнообразием предоставляемых благ и услуг. Её функционирование и развитие осложняется наличием многих острых проблем, в числе которых - имущественные, управленческие, экономико-организационные, финансовые, экологические и другие.
В России 44% улично-дорожной сети местного значения находится в неудовлетворительном состоянии, ее износ в регионах России достиг 54,8%, твердое покрытие имеют лишь 58,8% дорог в населенных пунктах4. В трети городских округов и поселений и более чем в половине сельских поселений отсутствуют схемы санитарной очистки отходов, что ведет к росту стихийных свалок. Износ объектов жилищно-коммунального хозяйства России в среднем превышает 60%, более 4,5 млн. граждан России проживает в ветхом или аварийном жилье 5.
Даже этот ограниченный перечень показателей благоустройства муниципальных образований России свидетельствует о крайне низком его уровне, особенно в сельской местности, а иногда санитарно-гигиеническое и экологическое состояние территорий несовместимо с понятием благоустройства. Если эти характеристики дополнить низким качеством питьевой воды, загазованностью воздуха, зашумленностью среды проживания, недоступностью мест отдыха, запущенностью парков и скверов, отсутствием дорог с искусственным освещением, наличием несанкционированных свалок, которые превращают территории некоторых муниципальных образований в сплошной мусорник, то создается гнетущее впечатление от неустроенности, от неудобства, некомфортности для проживания людей и заброшенности территорий муниципальных образований.
3Собрание законодательства РФ. 2002. № 40. Ст. 3822.
Выступление Министра регионального развития Российской
Федерации Басаргина В.Ф. на заседании Совета по развитию местного самоуправления 10.10.2010 г. / http://www.aЦdoma.rUnovosti-faktyi-tochki-zтеmya/natsюnalnyiy-standart-Ыagoustroystvo.
5http://www.1tv.ru/news/polit/165599.
Низкий уровень благоустройства муниципальных образований обусловлен бессистемностью мероприятий по упорядочению и обустройству территорий, отсутствием целостной концепции благоустройства муниципальных образований в современных условиях, научной неразработанностью проблемы, непониманием ее сущности и значимости при проведении экономических реформ, слабой заинтересованностью политиков и предпринимательских структур этой сферой деятельности, недостаточно развитой культурой и ответственностью как населения в целом, так и отдельных граждан.
Как отметил Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев, выступая в Кремле на заседании Совета по развитию местного самоуправления, «за благоустройство практически каждого клочка земли должен кто-то отвечать, даже в такой огромной стране как наша. Если не будет ответственного, если не будет хозяина, то всегда будет беспорядок. Ну, а спрос (за порядок) обычно происходит с муниципального руководства... Кроме того, необходимо четко определить, что можно и должно требовать с предприятий и организаций - арендаторов и собственников недвижимости, какова ответственность управляющих компаний, ТСЖ и, наконец,
самих жильцов за состояние муниципальной инфра-
6
структуры» .
Основанием для проведения работ по благоустройству территории муниципального образования служит муниципальная целевая программа, составляемая на ближайший период, как правило, на будущий год. Любая программа по благоустройству включает в себя: адреса, объемы, наименование и стоимость работ. Реализация программ осуществляется посредством конкурсной процедуры, определяющей в дальнейшем победителя, который и становится исполнителем работ. Муниципальную целевую программу разрабатывают специалисты службы по благоустройству, каждый по своей специализации. В период реализации программы осуществляется ее контроль, под постоянным наблюдением службы по благоустройству и технического надзора.
Основной целью программы является создание комплекса мероприятий по улучшению благоустройства придомовых и внутридворовых территорий, а именно:создание благоприятных условий для проживания жителей муниципальных образований, сохранение зеленых насаждений, улучшение качества внутридворовых проездов и проходов с целью уменьшения травматизма населения, обеспечение населения физкультурно-оздоровительными, спортивно-техническими, детскими игровыми комплек-
бhttp://www.kremlm.ra.
сами, улучшение санитарного состояния придомовых и внутридворовых территорий, улучшение экологического состояния территории. Прогнозируемые конечные результаты реализации Программы предусматривают повышение уровня благоустройства, улучшение санитарного содержания территории, экологической безопасности. В результате реализации программы ожидается создание условий, обеспечивающих комфортные условия для работы и отдыха населения на территории муниципального образования, улучшение экологической обстановки и создание среды, комфортной для проживания жителей муниципального образования, совершенствование эстетического состояния территории, увеличение площади благоустроенных зелёных насаждений в муниципальном образовании, создание зелёных зон для отдыха населения, предотвращение сокращения зелёных насаждений муниципального образования.
Главным критерием формирования адресов по благоустройству служит постоянный мониторинг состояния территории муниципальных образований, пожелания и рекомендации жителей, а также взаимодействие в данном вопросе с органами государственной власти. Во-первых, учитывается география места - расстояние до детских игровых, спортивных площадок, мест отдыха граждан муниципальных образований должно быть минимальным. Во-вторых, данные объекты должны быть равномерно, по возможности, распределяться по всей территории муниципальных образований.
В перечень благоустроительных работ, как правило, входит: озеленение территории; ремонт детского игрового и спортивного оборудования на площадках; замена песка в песочницах; установка малых архитектурных форм, детского игрового и спортивного оборудования; установка садовой мебели, урн и т.д.; текущий ремонт покрытий из асфальта на внутридворовых территориях и проездах; мощение пешеходных дорожек; установка и ремонт газонного ограждения; устройство новых и ремонт старых газонов; посадка многолетних и однолетних растений (цветов); посадка кустарника и новых деревьев; компенсационная посадка деревьев взамен снесенных аварийных и больных; снос аварийных и больных деревьев; санитарная уборка территории муниципального образования (ликвидация несанкционированных свалок); оборудование контейнерных площадок.
К новинкам деятельности органов местного самоуправления в сфере благоустройства территории муниципального образования можно отнести: устройство на всех детских игровых и спортивных площадках резинового травмобезопасного покрытия, установка информационных щитов и декора-
тивных арок, установка вандалоустойчивых спортивных тренажеров, создание специальных мест тихого отдыха, применение детских игровых комплексов из красочных и долговечных материалов, мощение пешеходных дорожек цветной плиткой, восстановление дворовых покрытий брусчаткой (естественный камень), установка единого для всей территории газонной решетки типа «завиток», применение усиленного асфальтового покрытия на дворовых территориях, где практикуется стоянка автомашин.
Основной проблемой реализации функций органов местного самоуправления в сфере благоустройства является стесненность городских территорий (100% это внутридворовые территории), наличие дворов -«колодцев», большое количество личных автомашин во дворах, изношенность инженерных коммуникаций и как следствие частые аварии на сетях, которые приводят к нарушению уже устроенного благоустройства (вскрытие асфальта, мощения дорожек плиткой, демонтаж малых архитектурных форм и детских игровых комплексов, садовой мебели и проч.).
Одной из проблем благоустройства муниципального образования является негативное отношение жителей к элементам благоустройства. Оно проявляется в приведении в негодность детских площадок, в разрушении и разрисовывании фасадов зданий, в создании несанкционированных свалок мусора. Анализ данных ситуаций показывает, что проблема заключается в низком уровне культуры поведения жителей муниципального образования на улицах и во дворах, небрежном отношении к элементам благоустройства.
Для решения этой проблемы, возможно, является организация и ежегодное проведение смотра-конкурса «Лучший дом, двор, улица». Жители дворов, домов, улиц, принимавшие участие в благоустройстве, будут содействовать участие в обеспечении сохранности объектов благоустройства. Так, в Уфе в целях улучшения внешнего облика города, а также массового привлечения общественности к проводимым мероприятиям по благоустройству города ежегодно с 2006 г. проводится городской конкурс на лучшее содержание жилья на звание «Образцовый двор, образцовый дом, образцовый подъезд». В 2014 г. в городе Уфа возобновляется конкурс на звание «Образцовый двор, образцовый дом, образцовый подъезд». Постановлением Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 27.01.2014 г. № 204 утверждено Положение о проведении ежегодного городского конкурса на лучшее содержание жилья на звание «Об-
разцовый двор, образцовый дом, образцовый подъ-
7
езд» .
Проведение данных конкурсов призвано повышать культуру поведения жителей, прививать бережное отношение к элементам благоустройства, привлекать жителей к участию в работах по благоустройству, санитарному и гигиеническому содержанию прилегающих территорий.
Для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления по благоустройству территории муниципального образования необходимо более тесное взаимодействие органов местного самоуправления в области благоустройства территории с профильными организациями и структурами государственной власти, отвечающими за данное направление своей деятельности. Кроме того, необходимо, на наш взгляд, активнее проводить воспитательную работу среди населения муниципального образования в области благоустройства.
Необходимо отметить, что доходы местного бюджета формируются не только за счет собственных доходов, но и отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также дотаций, субвенций, субсидий и иных поступлений, поэтому собственные возможности бюджета муниципального образования ограничены. Однако главной задачей органов местного самоуправления должно быть стремление в рамках местного бюджета, организовать работу так, чтобы жители проживали комфортно в своем муниципальном образовании.
Таким образом, в целом можно констатировать, что благоустройство территории муниципального образования является важнейшей сферой деятельности органов местного самоуправления. При выполнении комплекса мероприятий они способны значительно улучшить экологическое состояние и внешний облик муниципальных образований, создать более комфортные микроклиматические, санитарно-гигиенические и эстетические условия на улицах, в жилых квартирах, общественных местах (парках, бульварах, скверах, на площадях и т.д.). Уровень благоустройства территорий - один из показателей качества среды обитания, от уровня развития сферы благоустройства муниципальных образований зависит качество жизни населения. Главная задача каждого муниципального образования -обеспечение населения оптимальными условиями жизнедеятельности, труда, общения, отдыха в рамках возможностей общества.
7http://ugh.ufanet.ru.
Пристатейный библиографический список:
1 .Большой толковый словарь современного русского языка / под. редакцией Д.Н. Ушакова. - М., Издательство: Дом. 2011.
2.Выступление Министра регионального развития Российской Федерации Басаргина В.Ф. на заседании Совета по развитию местного самоуправления 10.10.2010 г. / http://www.alldoma.ru/mvosti-faktvi-tochki-zreniva/шtsюnalnviv-standart-Ыagoustюvstvo.
3.Ишмуратов М.М. Местное самоуправление в Российской Федерации: приоритеты развития // Правовое
государство: теория и практика № 2 (24) 2011.
4.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002.№ 40. Ст. 3822.
5.http://www.1tv.ru/news/polit/1б5599.
6.http://www.kremlin.ru.
7.http://ugh.ufanet.ru..
Д.Р. Усманова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Статья содержит нормативно-правовые основы системы предупреждения коррупционных проявлений.Автор указывает отдельные проблемы института государственной службы с коррупционной составляющей. В статье сделана попытка показать систему таких нормативно-правовых актов на уровне Российской Федерации и Республики Башкортостан. Автором сформулированы предложения по совершенствованию антикоррупционного законодательства; предложены конкретные меры по повышению эффективности механизма противодействия коррупции в системе государственной службы.
В частности, автор считает, что необходимо рационализировать взаимодействие между различными правоохранительными органами, задействованными в механизме противодействия коррупции. Для реализации такого взаимодействия целесообразно разработать и принять Федеральный закон РФ «Об основах обеспечения собственной безопасности правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации».
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, государственная служба, государственный служащий.
D.R. Usmanova
The article contains the legal framework of the system of prevention of corruption. The author points out some problems of the Institute of state service with corruption. The article attempts to show the system such regulations at the level of the Russian Federation and the Republic of Bashkortostan. The author formulates proposals on improving anti-corruption legislation; proposed specific measures to increase the efficiency of the mechanism of combating corruption in the public service. In particular, the author considers that it is necessary to streamline the interaction between the various law enforcement agencies involved in the mechanism of combating corruption. For the implementation of such interaction is expedient to develop and adopt the Federal law "About bases of their own security, law enforcement and controlling bodies of the Russian Federation".
Key words:
Для современной российской государственности центральной проблемой является поиск национального пути развития1. В этой связи, коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, по-прежнему серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной
1 Гильманова Л.З. О развитии правопорядка в условиях совре-
менной России // Правовое государство: теория и практика. №
3 (17). 2009. С. 56.
экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается
как одна из угроз безопасности Российской Федера-
2
ции .
2 Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (постатейный) / Под ред. С.Ю. Наумова, С.Е. Чаннова. - М.: «Юстицинформ», 2009.