Научная статья на тему 'Управление благоустройством в муниципальных образованиях(на примере муниципальных образований Калужской области и республики Тыва)'

Управление благоустройством в муниципальных образованиях(на примере муниципальных образований Калужской области и республики Тыва) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1016
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОУСТРОЙСТВО / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ / LANDSCAPING / MUNICIPAL INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свиридова Е.С., Власов Г.А., Кривцова М.К.

В статье рассмотрено управление благоустройством в муниципальных образованиях на примере муниципальных образований Калужской области и республики Тыва. Исследовано состояние объектов внешнего благоустройства населенных пунктов муниципальных образований Калужской области, а также существующие проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGE LANDSCAPING IN MUNICIPALITIES (FOR EXAMPLE, MUNICIPALITIES OF THE KALUGA REGION AND THE REPUBLIC OF TIVA.)

The article considers the management of landscaping in municipalities for example municipalities Kaluga region and the Republic of Tuva. The condition of external improvements settlements municipalities Kaluga region, as well as the existing problems.

Текст научной работы на тему «Управление благоустройством в муниципальных образованиях(на примере муниципальных образований Калужской области и республики Тыва)»

альных, финансовых, сырьевых ресурсов выдвигает задачу увеличения сроков эксплуатации созданных средств производства.

Анализ задач, решаемых на стадиях инновационного цикла, выявил их большое разнообразие. Они отличаются не только целями, но и характером показателей результатов деятельности. Из анализа задач можно установить, что формализация, структуризация и возможность математического моделирования соответствующих процессов возрастают от первой к последеней стадии. В том же направлении повышается определенность принятия решения по внедрению разрабатываемого нововведения. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что при выборе методов прогнозирования важным моментом является глубина упреждения прогноза. Если прогнозируемый процесс можно представить эволюционным, без скачков, то применение статистических и формализованных методов оправдано. Если в прогнозируемом процессе возможно появление скачков, то необходимо применять методы экспертных оценок для определения скачка и оценки времени его осуществления, а на участках эволюционного процесса следует применять статистические или другие формализованные методы.

Прогнозирование фундаментальных и прикладных исследований производят путем применения системного анализа и синтеза, метода экспертных оценок, написания сценариев, построения "дерева целей". Это позволяет провести структуризацию проблем, найти целесообразную последовательность решений, получить варианты количественных оценок, выбрать лучшее направление исследований.

При прогнозировании на стадии технико-экономических разработок применяются методы межотраслевого баланса, "затраты -выпуск" и др. Прогноз экономических и технических показателей

новой продукции производится на основе применения комбинации методов экстраполяции, анализа патентной документации и научно-технической информации, метода экспертных оценок.

При прогнозировании на стадиях опытного производства, подготовки производства, серийного производства и эксплуатации применяют методы экспертных оценок, факторного анализа, имитационные методы. Особое место в прогнозах занимает система укрупненных балансовых расчетов.

Литература:

1. Бутова Т.В., Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе. Москва, 2007, с. 3-17

2. Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование, 2008

3. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. // под ред. МорозовойТ.Г., Пикулькина А.В. 2009

4. Рагулина Ю.В. Предпосылки формирования теории и практики управления знаниями. Вестник Института экономики РАН. 2009. №2. С. 195-202

References:

1. Butova T.V., Erkhov M.V. Government and business in modern society. Moscow, 2007, p. 3-17

2. Kuzyk B.N., Kushlin V.I., Yakovets Y.V. Forecasting, strategic planning and national programming, 2008

3. Forecasting and planning in market conditions. / / Ed. Morozova T.G., Pikulkin A.V. 2009

4. Ragulina Y.V. Prerequisites for the formation of the theory and practice of knowledge management. Bulletin of the Institute of Economics. 2009. Number 2. pp. 195-202

УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ(НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКИ ТЫВА)

Свиридова Е.С., бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации» Власов Г.А., бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации» Кривцова М.К., бакалавр факультета «Государственное и муниципальное управление» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при

Правительстве Российской Федерации»

В статье рассмотрено управление благоустройством в муниципальных образованиях на примере муниципальных образований Калужской области и республики Тыва. Исследовано состояние объектов внешнего благоустройства населенных пунктов муниципальных образований Калужской области, а также существующие проблемы.

Ключевые слова: благоустройство, муниципальное образование, инвестиции.

MANAGE LANDSCAPING IN MUNICIPALITIES (FOR EXAMPLE, MUNICIPALITIES OF THE KALUGA REGION AND THE REPUBLIC OF TIVA.)

Sviridova E., bachelor of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation Vlasov G., bachelor of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation Krivtsova M., bachelor of the State and municipal management faculty, Financial University under the Government of the Russian Federation

The article considers the management of landscaping in municipalities for example municipalities Kaluga region and the Republic of Tuva. The condition of external improvements settlements municipalities Kaluga region, as well as the existing problems.

Keywords: landscaping, municipal investments.

Калужская область - субъект Российской Федерации, который располагается в центральной европейской части страны, входит в состав Центрального федерального округа, граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской областями.

Ведущее место в структуре хозяйственного комплекса Калужской области занимает промышленное производство. По итогам 2012 года регион занимает первое место в России по индексу промышленного производства, который составил 144,7 %. Калужская область является ярким примером промышленного региона с доминирующим положением обрабатывающих производств. Наибольшую долю в объёме промышленного производства занимают машиностроение и металлообработка (67 %), пищевая промышленность (14 %), лесопромышленный комплекс (4,5 %), энергетика (4,5 %).

Экологическая обстановка на территории Калужской области по сравнению с рядом областей Центрального федерального округа на протяжении последних десяти лет остается достаточно стабильной и благополучной. Большое внимание органами власти уделяется, прежде всего, сохранению природы Калужской области, оздоровлению среды обитания человека и обеспечению экологической безопасности. С целью сохранения уникальных, невосполнимых, ценных в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природных объектов и комплексов, на территории области создано 190 особо охраняемых природных территорий, из которых 4 — федерального значения.

Для совершенствования реализации полномочий органов местного самоуправления и выявления наиболее эффективных мето-

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 | 107

дов благоустройства в Калужской области высчитывается индекс благоустройства территории. Внедрение индекса благоустройства позволит:

1. комплексно оценить благоустроенность территории

2. прослеживать динамику благоустроенности на временных интервалах

3. оценить удовлетворенность населения благоустроенностью муниципального образования,

4. создать «дух соревнования» в работе местных администраций,

5. выявить «провалы» по отдельным показателям благоустройства территорий.

Что же касается республики Тыва, то это субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа. Граничит с Монголией на востоке и юге, с Красноярским краем на севере, Хакасией на северо-западе, Бурятией и Иркутской областью на северо-востоке, с Республикой Алтай на западе.

Республика Тыва - уникальная металлогеническая провинция. На её территории - около 2 тыс. месторождений цветных и редких металлов, в том числе два десятка крупномасштабных объектов дефицитного минерального сырья: кобальта, лития, карбонатитов, танталниобитов. Число освоенных месторождений невелико. Выявлены месторождения каменного угля, цементного сырья, строительных материалов, минеральных вод. Промышленный комплекс республики Тыва образован 218 крупными и средними предприятиями, 67 малыми предприятиями. Основными видами промышленности Республики Тыва являются следующие отрасли: горнодобывающая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая, электроэнергетика

Ведущая отрасль экономики республики - аграрно-промышлен-ный комплекс. В структуре валового регионального продукта в 2012 году промышленность составляла 11,0%; сельское хозяйство -20,5%; строительство - 3,3%; транспорт - 1,8%; торговля и общественное питание - 13,1%. Валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения за 2012 год - 53.3 тыс. руб.

В Республике Тыва расположены 14 памятников природы и два заповедника. Один из них — государственный природный биосферный заповедник - Убсунурская котловина, которая является памятником всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

Территория республики подразделяется на 5 географических зон: горную, лесную, предгорную лесостепную, степную, сухостеп-ную и полупустынную. Степи (равнинные и горные) занимают до 40 % территории республики, леса до 50 %, высокогорные и долинные формации - около 10 %.

В отношении благоустройства и озеленения в Калужской области действует ведомственная целевая программа "Стимулирование муниципальных программ по повышению уровня благоустройства территорий", разработанная Министреством экологии и благоустройства Калужской области.Данная программа применяется для стимулирования мероприятий по повышению уровня благоустройства территории населенных пунктов, улучшению условий проживания населения, развитию существующих парков, скверов, аллей,

зеленых массивов, озеленению улиц, внедрению энергосберегающих технологий при освещении улиц, площадей, скверов, парков культуры и отдыха, других объектов внешнего благоустройства.

Задачей Программы является оказание государственной поддержки реализации мероприятий муниципальных программ в сфере благоустройства в части:

- проектов по благоустройству территорий муниципальных образований области;

- внедрения энергосберегающих технологий при освещении улиц, площадей, скверов, парков культуры и отдыха, других объектов внешнего благоустройства населенных пунктов Калужской области;

- увеличения общей площади зеленых насаждений на территориях населенных пунктов Калужской области;

- внедрения новых технологий и современных приемов благоустройства территорий городских и сельских поселений, обустройства тротуаров, площадей, скверов, парков культуры и отдыха, придомовых территорий.

Содержание и уборку объектов благоустройства обязаны осуществлять физические и юридические лица, которым принадлежат на соответствующем праве и в объеме, предусмотренном законодательством объекты благоустройства и (или) земельные участки, на которых они расположены. Данные работы организации осуществляют самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств.

Городская Управа города Калуги в лице специально уполномоченного органа за счет средств бюджета города обеспечивает:2

а) содержание (уборку и ремонт) проезжей части улиц, площадей, скверов, парков, остановок транспорта общего пользования, пешеходных территорий и иных территорий, за исключением территорий, содержание которых обязаны обеспечивать юридические и физические лица;

б) содержание объектов благоустройства, являющихся собственностью муниципального образования "Город Калуга", а также иных объектов благоустройства, находящихся на территории муниципального образования "Город Калуга", до определения их принадлежности и оформления права собственности;

в) ликвидацию стихийных свалок;

г) организацию, проведение мероприятий по благоустройству и озеленению территорий города.

Состояние объектов внешнего благоустройства населенных пунктов муниципальных образований Калужской области по состоянию на 01.01.2012 характеризуется следующими основными показателями:

Однако в регионе, несмотря на достаточно высокие показатели по благоустройству среди других областей, существуют некоторые проблемы. Например, в большинстве муниципальных образований области объекты благоустройства, такие как: пешеходные зоны, зоны отдыха, дороги, тротуары, уличное освещение, не могут обеспечить необходимые комфортные условия для жизни и деятельности населения и требуют ремонта и реконструкции.

Уход за внутридворовыми территориями (площадки для игр

Таблица №1.3 Состояние объектов внешнего благоустройства населенных пунктов муниципальных образований Калужской области

Название объекта Характеристика

Общая протяженность улиц, проездов, набережных 1407,0 км

Общая площадь тротуаров 14915,964 кв.м

Общая протяженность сетей уличного освещения 2792,07 км

Общее количество установленных светильников 41466 шт.

Средний годовой расход электроэнергии на уличное освещение 23157 тыс. кВт.час

Общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты. 48404,0 га

Насаждения общего пользования (парки, сады, скверы и бульвары) 814,0 га

Лесопарковые зоны 1401,0 га

108 TRANSPORT БШШБВВ Ш ЯИВВТЛ | №1 2014 |

Таблица №2.4 Индикаторы оценки эффективности программыпо Благоустройству за 2012-2013 гг.

N п/п

Наименование целевого индикатора

Единица измерения

Значение показателей

2012 г.

2013 г.

Количество проектов, реализованных победителями Конкурса в сфере благоустройства_

32

32

Удельный вес энергосберегающих уличных светильников, в общем количестве установленных на территории области_

22,0

44,6

Прирост площади территорий (придомовых, парков, садов, скверов, бульваров, лесопарков), обустроенных малыми архитектурными формами для площадок отдыха, игрового назначения и утилитарного массового использования, к уровню 2010 года

16,0

33,0

Прирост площади зеленых насаждений на территориях общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары) к уровню 2010 года

2,7

3,6

Прирост площади тротуаров, обустроенных тротуарной плиткой, к уровню 2010 года

16,3

33,3

детей дошкольного и школьного возраста, для отдыха взрослого населения, для занятий физкультурой, для хозяйственных целей и выгула домашних животных, для стоянок автотранспорта), и их обустройство зелеными насаждениями в плановом порядке не ведется.

Из-за ограниченности средств передовые технологии и новые материалы х при содержании дорог и тротуаров внедряются в недостаточных количествах, медленно обновляется парк специальной уборочной техники.

Органами местного самоуправления области недостаточно ведется работа по созданию общественных институтов: уличных и домовых комитетов, территориальных общин граждан, что не позволяет в полном объеме использовать инициативу жителей населенных пунктов области по благоустройству и санитарной очистке подъездов, домов и придомовых территорий.

Однако с целью коренного изменения указанной выше ситуации в 2010-2013 годах властями был проведен ряд мероприятий, которые обеспечили совместное участие области и муниципалитетов в повышении уровня благоустройства населенных пунктов области, а именно:

- закупка и установка энергоэффективных уличных светильников;

- закупка и установка малых архитектурных форм утилитарного массового использования, парковых скамеек и урн;

- закупка и укладка тротуарной плитки и бордюрного камня.

Необходимо также отметить, что органами местного самоуправления области разрабатываются муниципальные программы, содержащие мероприятия по благоустройству, однако в силу объективных причин уровень их финансирования можно охарактеризовать как недостаточный.

Таким образом, в целом, реализация Программы по благоустройству и озеленению территорий позволит:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- добиться качественных результатов в повышении комфортабельности среды проживания населения;

- повысить внешнюю привлекательность населенных пунктов Калужской области;

- обеспечить формирование единых подходов к созданию комплексной системы благоустройства территорий населенных пунктов Калужской области;

- привлечь финансовые средства из бюджетов всех уровней и внебюджетных источников на благоустройство населенных пунк-

тов.

Что касается республики Тыва, то здесь отсутствует полноценная программа по благоустройству всей территории. Однако, следует отметить, что некоторые территории все же обустраиваются планово. Так, например, в феврале 2013 года был поднят вопрос о комплексном освоении озера Дус-Холь, известного своими лечебно-оздоровительными свойствами.

Был определен перечень основных мероприятий, связанных с подготовкой Концепции:5

1) определение единого собственника территории;

2) определение дальнейшие действия по использованию существующих зданий и сооружений (демонтаж, реконструкция и т.д.);

3) определение границы земельного участка для комплексного освоения с перспективой застройки территории (для проектирования и строительства), в соответствии с землеустроительными документами, с учетом охранных зон;

4) определение статуса территории - курорт или санаторно-оз-доровительный комплекс;

5) определение перечня зданий и сооружений, которые необходимы для строительства, в соответствии с расчетными показателями градостроительного проектирования по статусу территории, действующим нормами и правилам, требованиям, предъявляемым к курортным зонам;

6) согласно технико-экономических обоснований определить потребность инженерному обеспечению территорий (техприспособ-ление к существующим сетям электроснабджения).

Основной акцент был сделан на такие проблемные вопросы как зонирование прибрежной территории озера Дус-Холь, санитарно-гигиеническое состояние озера и пансионатов, строительство автодороги "Подъезд к озеру Дус-Холь" и его финансирование.

Основная долгосрочная муниципальная целевая программа по благоустройству и озеленению территории города находится в разработке. В ходе работы над ней было выявлено, что принятых до настоящего момента мер по озеленению катастрофически не хватает, и в городе есть еще места, которые нуждаются в облагораживании, как на территориях учреждений и предприятий, так и на внутридворовых участках. Дополнительного озеленения также требуют некоторые улицы, скверы города. Нуждаются в благоустройстве территории госучреждений, предприятий, магазинов, офисов, школ, детских садов. Каждый год в городе проводятся акции по высадке саженцев разных пород деревьев по улицам и скверам го-

1 Приказ от 17 февраля 2011 г. N 51-11 о ведомственной целевой программе «стимулирование муниципальных программ по повышению уровня благоустройства территорий»

2Приказ от 17 февраля 2011 г. N 51-11 о ведомственной целевой программе «стимулирование муниципальных программ по повышению уровня благоустройства территорий»

3Постановоение городского головы( ( от 4 августа 2006 года N 204-ПОб утверждении Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" (с изменениями на 15 августа 2013 года)

4Постановление городского головыот 4 августа 2006 года N 204-ПОб утверждении Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" (с изменениями на 15 августа 2013 года)

5Приказ от « 19 » августа 2013 г. № 87 г. Кызыл «Об утверждении перечня показателей эффективности деятельности государственных учреждений Республики Тыва, подведомственных Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, их руководителей и критерии их оценки»

ТЯАШРОЯТ БШШЕ88 Ш ЯШ8!А | №1 2014 | 109

рода, однако приживаемость их очень низкая и, к примеру, из десяти посаженных деревьев растет лишь одна третья часть.

Для разрешения перечисленных выше проблем необходимо в кратчайшие сроки разработать муниципальную целевую программу по благоустройству и озеленению. Ее разработка будет возложена наспециалистов департамента городского хозяйства мэрии. Обязанности по содержанию, благоустройству и санитарной очистке прилегающих территорий, выявлению и привлечению к ответственности лиц, не выполняющих требований по поддержанию чистоты и порядка на участках, закрепят за управдомами (десятками УК и ТСЖ республики), а также за различными организациями и предпринимателями.6

В конце 2013г. в столице Тывы - городе Кызыл началась подготовка к весенней кампании по озеленению. В столице был создан Совет по озеленению и благоустройству. Постановление главы города об этом опубликовано в газете «Кызыл-неделя». В Совет вместе с сотрудниками мэрии, депутатами городского хурала, вошли специалисты Госкомлеса, члены Молодежного правительства и парламента, представители станции юннатов. Активно участвовать в работе городского Совета по озеленению и благоустройству будут и представители двух факультетов Тывинского госуниверситета -естественно-географического, городского хозяйства. Однако большая часть успеха, по мнению властей, состоит в желании самих граждан жить в чистоте и порядке. Именно они в первую очередь должны быть заинтересованы в поддержании чистоты не только на своих лестничных площадках, во дворах, придомовых территориях, домовладениях, но и во всем районе или городе. В большинстве муниципальных образований созданы оргкомитеты по санитарной очистке и озеленению территорий, объявлены месячники чистоты и порядка, проведены субботники.

Для привлечения молодого поколения к работе по озеленению родного города необходимо задействовать потенциал молодежных общественных объединений города.7 С этой целью молодежному парламенту Тывы совместно с Советом молодежных инициатив Кызыла и управлением по делам молодежи и спорта мэрии было поручено взять шефство над одним из дворов города, где весной следующего года молодые люди проведут озеленение территории.

Члены Совета по озеленению и благоустройству Кызыла также выступили с предложением закрепить территории города за определенными госучреждениями, предприятиями, ТСЖ и управляющими компаниями, где они самостоятельно будут проводить озеленение, следить за чистотой и санитарным состоянием.

В ходе анализа было выявлено, что основополагающей проблемой в Тыве является нехватка средств. В частности, только в Кызыле в 2014 году предполагается произвести благоустройство автодо-

рог общей протяженностью 11,5 километров и площадью 35000 квадратных метров. Планируется восстановить газоны общей площадью 28000 квадратных метров, высадить на них около 1000 деревьев. Еще на 7000 квадратных метров будут разбиты клумбы и цветники.

На работы по озеленению и благоустройству городу требуется 33,7 миллиона рублей, однако в бюджете на эти цели предусмотрено лишь 11,2 миллионов. И это без учета средств, необходимых на приобретение спецтехники, которая требуется для регулярного обслуживания и полива зеленых насаждений, поддержания чистоты на улицах города, установку дорожных ограждений.

В заключении необходимо сделать вывод о том, что управление благоустройством в республике Тыва в значительной степени отстает от Калужской области. В первую очередь стоит отметить отсутствие самой программы по благоустройству и озеленению в республике. Во-вторых, необходимо упомянуть о значительной нехватке средств. Для этого стоит начать активное привлечение частных инвестиций, а также добровольцев, которые смогут выполнить элементарные, не требующие специальных навыков работы. В отношении Калужской области следует добавить, что властям необходимо особое внимание обратить не только на благоустройство часто посещаемых мест или густо населенных районов, но и на отдаленные территории, которые не всегда находятся в благоприятном состоянии.

Таким образом, в обоих регионах имеются свои недостатки, которые требуют принятия некоторых дополнительных управленческих решений, также некоторых доработок.

Литература:

1. Постановление городского головыот 4 августа 2006 года N 204-П0б утверждении Правил благоустройства и озеленения территорий муниципального образования "Город Калуга" (с изменениями на 15 августа 2013 года)

2. Приказ от « 19 » августа 2013 г. № 87 г. Кызыл «Об утверждении перечня показателей эффективности деятельности государственных учреждений Республики Тыва, подведомственных Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, их руководителей и критерии их оценки»

3. Приказ от 17 февраля 2011 г. N 51-11 о ведомственной целевой программе «стимулирование муниципальных программ по повышению уровня благоустройства территорий»

4. Бутова Т.В., Солтан Ю.Д., Пахомов А.А., Необходимость управления стратегическим развитием города на современном этапе // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2011. № 5-6. С. 120-124

'Приказ от « 19 » августа 2013 г. № 87 г. Кызыл «Об утверждении перечня показателей эффективности деятельности государственных учреждений Республики Тыва, подведомственных Министерству труда и социальной политики Республики Тыва, их руководителей и критерии их оценки»

7Бутова Т.В., Солтан Ю.Д., Пахомов А.А., Необходимость управления стратегическим развитием города на современном этапе // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. 2011. № 5-6. С. 120-124

110 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №1 2014 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.