УДК 351/354
система управления благоустройством территории муниципального образования
Аннотация. В представленной работе отражены основные вопросы, касающиеся системы управления благоустройством территории муниципального образования. В первую очередь авторы обращают внимание на теоретические основы благоустройства муниципального образования, где рассматривают отдельные этапы эволюции системы управления благоустройством территории, а также описывают существующее положение дел, касающихся выдвинутой к рассмотрению проблемы. Проводится анализ управления благоустройством на примере муниципальных образований Калужской области и Республики Тыва. В заключение сформулированы предложения по совершенствованию системы управления благоустройством территорий с учетом опыта крупнейших стран Европы.
Ключевые слова: благоустройство территории; окружающая среда; ландшафт; архитектура; микроклимат; воздушный бассейн; территория; застройка; экология; градостроение; озеленение; социально-экономические требования.
Abstract. In the present study the main issues related to the control system landscaping municipality. First of all, the author draws attention to the basics theoretically improvement of the municipality, where the first stages of evolution deals with individual control landscaping, as well as describes the current state of affairs concerning extended to address the problem. In the future, management analyzed accomplishment for example municipalities Kaluga region and the Republic of Tuva. In conclusion, there are proposals to improve the management landscaping, taking into account the experience of the largest countries in Europe.
Keywords: landscaping; environment; landscape; architecture; climate; air pool; grounds; buildings; environment; urban planning; landscaping; social and economic demands.
Свиридова Е.С.,
студентка
Финансового университета Н [email protected]
Скопинский А. И.,
студент
Финансового университета Н [email protected]
Благоустройство территории муниципального образования -совокупность мероприятий, направленных на создание благоприятных условий жизни населения в рамках муниципального образования, которые осуществляют органы государственной власти, местного само-
управления, физические и юридические лица. Так, благоустройство территории включает строительство, реконструкцию, ремонт и содержание городских улично-дорожных сетей, мостов, тоннелей, путепроводов, содержание и развитие сетей освещения, содержание рекреационных зон, озеленение городских территорий, содержание и развитие объектов ливневой канализации, организацию площадок для выгула собак, комплексное развитие внутридворо-вых территорий.
Данные виды работ осуществляются для создания на определенной территории всех необходимых условий, способствующих нормальной жизнедеятельности населения.
Деятельность органов местного самоуправления предполагает проведение специальных мероприятий, решение определенных задач. Так, основополагающими задачами по благоустройству территорий города являются:
• привлечение инвестиций в сферы коммунального хозяйства и жилищного строительства;
Научный руководитель: Филатова Т.В., кандидат экономических наук, профессор.
система управления благоустройством территории муниципального образования
Таблица 1
Элементы благоустройства
Элемент Классификация
Малые архитектурные формы Декоративные бассейны, фонтаны, беседки, водопады, теневые навесы, лестницы, парапеты, оборудование для игр детей и отдыха взрослого населения, городская садово-парковая мебель, ограждения
Коммунальное оборудование Урны и контейнеры для мусора, устройства для уличного освещения, стоянки велосипедов, телефонные будки
Произведения монументального искусства Декоративные композиции, скульптуры, произведения монументальной живописи, памятники
Устройства объектов наружной рекламы и информации Билборды, промостойки, медиафасады, стритлайны
Знаки городской адресации Информационные стенды, номерные знаки домов, щиты со схемами адресации застройки кварталов, микрорайонов
Знаки охраны памятников истории и культуры Указатели, знаки, отметки
• упорядочение земельных отношений и правил оборота недвижимости;
• предупреждение отрицательных последствий социального и имущественного расслоения населения;
• постоянный мониторинг экологической ситуации в городе.
Озеленение территории включает в себя многопрофильные и специализированные парки, сады, скверы, бульвары, набережные, которые предназначены для организации отдыха и досуга населения (табл. 1). Как правило, под элементами озеленения территорий подразумеваются разнообразные зеленые насаждения (деревья, кустарники, газоны, цветники и естественные природные растения) [1, с. 205].
Стоит отметить, что к работам по благоустройству территории следует относить:
• уборку территории, включающую регулярную очистку тротуаров и иных территорий с твердым покрытием от грязи, мусора, снега и льда, газонов -от мусора, вывоз мусора, твердых бытовых отходов, снега, уход за зелеными насаждениями;
• поддержание в первозданном виде элементов внешнего благоустройства;
• озеленение территории города;
• поддержание в надлежащем виде и эксплуатация дорог;
• освещение населенных пунктов.
Рассмотрим проблему благоустройства территории на примере Калужской области. Калужская область - субъект Российской Федерации, располагающийся в центральной европейской части страны, входит в состав Центрального федерального округа, граничит с Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Орловской областями [2, с. 92].
В отношении благоустройства и озеленения в Калужской области действует ведомственная целевая программа «Стимулирование муниципальных программ по повышению уровня благоустройства территорий», разработанная Министерством экологии и благоустройства Калужской области (табл. 2). Данная программа применяется для стимулирования мероприятий по повышению уровня благоустройства территории населенных пунктов, улучшению условий проживания населения, развитию существующих парков, скверов, аллей, зеленых массивов, озеленению улиц, внедрению энергосберегающих технологий при освещении улиц, площадей, скверов, парков культуры и отдыха, других объектов внешнего благоустройства.
Однако в регионе, несмотря на достаточно высокие показатели благоустройства в сравнении с другими областями, существуют некоторые проблемы. Например, в большинстве муниципальных образований области объекты благоустройства,такие как
Таблица 2
состояние объектов внешнего благоустройства населенных пунктов муниципальных образований калужской области
Объект Характеристика
Общая протяженность улиц, проездов, набережных 1407,0 км
Общая площадь тротуаров 14 915,964 кв. м
Общая протяженность сетей уличного освещения 2792,07 км
Общее количество установленных светильников 41 466 шт.
Средний годовой расход электроэнергии на уличное освещение 23 157 тыс. кВ™
Общая площадь зеленых насаждений в пределах городской черты 48 404,0 га
Насаждения общего пользования (парки, сады, скверы и бульвары) 814,0 га
Лесопарковые зоны 1401,0 га
пешеходные зоны, зоны отдыха, дороги, тротуары, уличное освещение, не могут обеспечить необходимые комфортные условия для жизни и деятельности населения и требуют ремонта и реконструкции [3, с. 117].
Уход за внутридворовыми территориями (площадки для игр детей дошкольного и школьного возраста, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей и выгула домашних животных, стоянок автотранспорта) и их озеленение в плановом порядке не ведутся.
Из-за ограниченности средств передовые технологии и новые материалы при содержании дорог и тротуаров внедряются в недостаточных количествах, медленно обновляется парк специальной уборочной техники.
Органами местного самоуправления области недостаточно ведется работа по созданию общественных институтов: уличных и домовых комитетов, территориальных общин граждан, что не позволяет в полном объеме использовать инициативу жителей населенных пунктов области по благоустройству и санитарной очистке подъездов, домов и придомовых территорий.
Необходимо также отметить, что органами местного самоуправления области разрабатываются му-
ниципальные программы, содержащие мероприятия по благоустройству, однако в силу объективных причин уровень их финансирования можно охарактеризовать как недостаточный (табл. 3).
Что же касается Республики Тыва, это субъект Российской Федерации, который входит в состав Сибирского федерального округа. Граничит с Монголией на востоке и юге, с Красноярским краем на севере, Хакасией на северо-западе, Бурятией и Иркутской областью на северо-востоке, с Республикой Алтай на западе [4, с. 59].
Отличительной особенностью Республики Тыва является тот фактор, что здесь отсутствует полноценная программа по благоустройству всей территории. Однако следует отметить, что некоторые территории все же обустраиваются планово.
Основная долгосрочная муниципальная целевая программа по благоустройству и озеленению территории Кызыла находится в разработке. В ходе ее было выявлено, что принятых до настоящего момента мер по озеленению катастрофически не хватает, и в городе есть еще места, которые нуждаются в облагораживании, как на территориях учреждений и предприятий, так и на внутридворовых участках [5, с. 39]. Дополнительного озеленения также требуют некоторые улицы, скверы города. Нуждаются в бла-
Система управления благоустройством территории муниципального образования
Таблица 3
Индикаторы оценки эффективности программы по благоустройству за 2012-2013 гг.
№ п/п наименование целевого индикатора Единица измерения Значение показателей 2012 г. 2013 г.
1 Количество проектов, реализованных победителями конкурса в сфере благоустройства шт. 32 32
2 Удельный вес энергосберегающих уличных светильников в общем количестве установленных на территории области % 22,0 44,6
3 Прирост площади территорий (придомовых, парков, садов, скверов, бульваров, лесопарков), обустроенных малыми архитектурными формами для площадок отдыха, игрового назначения и утилитарного массового использования, к уровню 2010 г. % 16,0 33,0
4 Прирост площади зеленых насаждений на территориях общего пользования (парки, сады, скверы, бульвары) к уровню 2010 г. % 2,7 3,6
5 Прирост площади тротуаров, обустроенных тротуарной плиткой, к уровню 2010 г. % 16,3 33,3
гоустройстве территории госучреждений, предприятий, магазинов, офисов, школ, детских садов. Каждый год проводятся акции по высадке саженцев разных пород деревьев по улицам и скверам города, однако приживаемость их очень низкая, и, к примеру, из десяти посаженных деревьев растет лишь третья часть.
В ходе анализа было выявлено, что основополагающей проблемой в Тыве является нехватка средств [6, с. 143]. В частности, только в Кызыле в 2014 г. предполагается провести благоустройство автодорог общей протяженностью 11,5 км. и площадью 35 тыс. кв. м. Планируется восстановить газоны общей площадью 28 000 кв. м, высадить на них около 1000 деревьев. Еще на 7000 кв. м будут разбиты клумбы и цветники.
Для большинства городов актуальность решения вопросов состояния городских дорог и благоустройства территорий сегодня очевидна и настоятельно необходима [7, с. 59]. Более того, за последний год эта проблема вышла на первый план. Таким образом, для улучшения экологического состояния территории необходимо выполнить следующие преобразования.
• Повысить пропускную способность трасс, шоссе и городских дорог.
• Благоустроить придомовые территории, территории парков, скверов, проспектов.
• Создать необходимое количество автомобильных парковок и запретить стоянку транспортных средств на территориях жилых дворов.
• Разместить деревья и кустарники в качестве средств масштабного и функционального разграничения пространства.
• Адаптировать территории к требованиям физически ослабленных и маломобильных людей.
• Постоянно осуществлять плановое озеленение территорий.
• Привлекать горожан к мероприятиям по благоустройству территорий.
Литература
1. Владимиров В.В. Управление градостроительством и территориальным развитием. М., 2011. С.205.
2. Денисов В.Н. Благоустройство жилых территорий. СПб., 2013. С. 92.
3. Юскевич Н.Н. Озеленение городов России. М., 2010. С. 117.
4. Николаевская И.А. Благоустройство территорий. М.: Академия, 2011. С. 59.
5. Белокаменский В.В. Городское самоуправление в России. СПб., 2013. С. 39.
6. Рагулина Ю.В. Некоторые особенности принятия решений в условиях инновационной экономики // Транспортное дело России. 2008. № 6.
7. Данилова О.В., Плотицына Л.А. Социальные проблемы модернизации России // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2012. Т. 109. № 5.