УДК 33.054.22
Дугинова Анна Олеговна, студент 4 курса факультета Экономики и менеджмента Курского государственного университета
e-mail: aniuta.duginova@yandex.ru
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО БЛАГОУСТРОЙСТВУ ГОРОДА КУРСКА НА 2014-2018 ГОДЫ И ПРОБЛЕМЫ УЛИЧНОГО
ОСВЕЩЕНИЯ
Аннотация: в статье проведен анализ благоустройства муниципального образования «город Курск» в части уличного освещения, выявлены некоторые проблемы в существующей системе управления благоустройством, а также рассмотрена программа «Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске» на 2014-2018 годы, утвержденная для решения существующих в настоящее время вопросов.
Ключевые слова: благоустройство, муниципальное образование, муниципальная программа, качество жизни населения, уличное освещение, энергосбережение, коррупционные риски.
Duginova Anna Olegovna, student of the 4rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University
e-mail: aniuta.duginova@yandex.ru
THE MUNICIPAL PROGRAMME FOR THE IMPROVEMENT OF THE CITY OF
KURSK FOR 2014-2018 AND PROBLEMS OF STREET LIGHTING
Annotation: in the article the analysis of beautification of municipal formation "city of Kursk" in terms of street lighting, identified some problems in the existing system of management improvement, and focused on the program "Organization providing public utility services, landscaping and environmental protection in Kursk" for 2014-2018, approved for solutions to currently existing issues.
Keywords: landscaping, municipality, municipal programme, the quality of life of the population, street lighting, energy saving, the risks of corruption.
Благоустройство муниципальных образований всегда являлось важным фактором, влияющим на уровень жизни населения. Именно поэтому в современных условиях данной сфере уделяется довольно пристальное внимание.
Главной целью деятельности органов местного самоуправления является поддержание благоприятной среды проживания граждан на территории муниципального образования.
ISSN: 2414-0309
Реализация мероприятий по благоустройству в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ [1] входит в перечень полномочий органов местного самоуправления. Попытаемся определить понятие «полномочия местных органов власти в системе благоустройства». Итак, это комплекс прав и обязанностей, которые определяются уставом муниципальных образований и иными правовыми актами, непосредственно предоставляются органам местного самоуправления для решения вопросов, связанных с развитием территорий, поддержанием комфортной жизнедеятельности населения, охраной окружающей среды и т.д. в интересах населения муниципального образования, а также государства в целом[4, ^108-109].
Стоит отметить, что на протяжении уже 18 лет (с 1997 года) в нашей стране Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству проводится ежегодный конкурс среди городов на звание самого благоустроенного города России. Главной целью конкурса является повышение активности местных органов власти в вопросах проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства (Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20 января 2016 г. № 16/пр) [3, с.45].
В отношении благоустройства и озеленения в городе Курске действует муниципальная программа «Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске» на 2014-2018 годы, разработанная совместно комитетами жилищно-коммунального хозяйства города Курска, экологической безопасности и природопользования, управлением муниципального контроля города Курска, администрациями Центрального, Сеймского и Железнодорожного округов города Курска, МКУ «Городская инспекция по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству» [2].
Данная программа создана для стимулирования мероприятий по повышению уровня благоустройства территории населенных пунктов, улучшению условий проживания населения, развитию существующих парков, скверов, аллей, зеленых массивов, озеленению улиц, внедрению энергосберегающих технологий при освещении улиц, площадей, скверов, парков культуры и отдыха, других объектов внешнего благоустройства.
Постановлением Администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 года № 3539 [2] закрепляются следующие основные задачи Программы:
—приведение в нормативное состояние объектов коммунального назначения и коммунальной инженерной инфраструктуры;
— создание условий для содержания объектов благоустройства, искусственных сооружений и автомобильных дорог в городе Курске;
— создание условий для улучшения состояния муниципального жилищного фонда;
ISSN: 2414-0309
—реализация полномочий органа местного самоуправления в сфере
жилищно-коммунального хозяйства; —снижение негативных воздействий на человека и окружающую
природную среду; — сохранение и развитие зеленого фонда города;
—повышение уровня экологического образования и просвещения
населения города Курска; —реализация полномочий органа местного самоуправления в сфере экологической безопасности и природопользования [2]. Стоит отметить, что муниципальная программа направлена на решение целого ряда проблем в сфере благоустройства территорий, одной из которых является проблема освещенности улиц города (табл. 1).
Таблица 1 - Ожидаемые результаты муниципальной программы «Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и _охрана окружающей среды в городе Курске» на 2014-2018 годы_
Сфера Мероприятия
Качество услуг по водоснабжению ввод в эксплуатацию 15330 п. м водоводов, реконструкция 30171 п. м водоводов
Уменьшение скопления дождевых и талых вод строительство и ввод в эксплуатацию 200 п. м ливневой канализации, капитальный ремонт имеющейся
Состояние дорог и тротуаров - приведение в нормативное состояние 400541 м дорожного полотна; - ограничение возможности перехода в неустановленных местах путем установки 2430 п. м дорожных ограждений;
Освещенность улиц увеличение протяженности отремонтированных сетей уличного освещения на 12364 п. м.
Качество жилищного фонда - увеличение срока эксплуатации жилищного фонда; - создание автоматизированной информационной системы сбора информации о жилых домах
Состояние экологии - очистка водоемов; - ликвидация с территории города отходов, скапливающихся на несанкционированных свалках, объемом 8,8 тыс. м3 - озеленение территории за счет высадки 15 тыс. шт. зеленых насаждений, создания и реконструкции 4,46 га объектов озеленения; - проведение 10 экологических конкурсов
*Источник: составлено автором на основе данных [2].
К 2018 году в результате реализации рассматриваемой программы в части уличного освещения должно произойти улучшение освещенности улиц города. Целевым показателем при этом является протяженность отремонтированных сетей.
ISSN: 2414-0309
Источником финансирования программных мероприятий являются средства бюджета города Курска, областного бюджета, федерального бюджета, средства предприятий.
Объемы финансирования мероприятий ежегодно уточняются в установленном порядке при формировании бюджета города Курска на очередной финансовый год и плановый период.
Общий объем финансирования, необходимый для реализации программных мероприятий за весь период реализации программы, составит 3726207,4 тыс. руб. по всем источникам финансирования (табл. 2).
Таблица 2 - Объем финансирования программы (тыс. руб.)
Источники Всего за период
финансирования реализации в том числе по годам
программы
2014 2015 2016 2017 2018
Всего по 3726207,4 1103297,1 731256,8 755766,8 610102,7 525784,1
программе
в том числе:
бюджет города 3161083,7 778528,6 624216,7 664013,0 589322,0 505003,4
Курска
областной 328099,1 160410,3 34373,5 91753,8 20780,7 20780,7
бюджет
федеральный 166937,2 116937,2 50000,0 0,0 0,0 0,0
бюджет
средства 70087,5 47421,0 22666,5 0,0 0,0 0,0
предприятии
*Источник: [2].
В настоящее время на балансе муниципального образования «Город Курск» находится 23547 светильников, из них 94 прожектора (22391 светильник с установленными в них газоразрядными лампами и 1156 светильников с лампами накаливания). На уличное освещение в 2009-2013 годах было израсходовано 447,3 млн. руб. бюджетных средств.
Нормами главы «Наружное освещение» Правил устройства электроустановок, утвержденных Министерством топлива и энергетики РФ от 06.10.1999 года, определено, что наружное освещение предусматривает под собой осветительные приборы (светильники, прожектора), устанавливаемые для освещения проезжей части улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов, детских садов, школ, больниц, санаториев, бульваров, аллей, пешеходных дорог, тротуаров, парапетов и ограждений мостов и эстакад, газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения.
Учитывая, что уличное освещение является лишь частью наружного освещения, четкого разграничения, какие именно объекты на территории
ISSN: 2414-0309
города Курска относятся к уличному освещению, Правила благоустройства не содержат.
Согласно постановлениям Администрации города Курска от 05.02.2015 года № 322 и от 20.03.2015 года № 792, при организации уличного освещения обеспечивается освещение объектов социально-культурной сферы, храмов, дворовых территорий многоквартирных домов.
Итак, нормативно-правовая база города Курска не охватывает весь спектр вопросов наружного освещения города и даже в той части, которая относится к уличному освещению. Отсутствует комплексная схема развития уличного освещения, ни одним документом не отражены вопросы организации освещения площадей, парков, скверов, тротуаров и других объектов, имеющих специфику освещения, отличную от освещения проезжей части автодорог. Не затронуты вопросы заключения договоров на освещение рекламных конструкций. Отсутствует преемственность при разработке целевых программ и взаимоувязка действующих документов в части показателей. В рамках целевых программ по вопросам уличного освещения не нашли отражения показатели энергоэффективности. Не нашли отражение вопросы учета и инвентаризации сетей.
Степень охвата улиц города Курска наружным освещением составляет 85%. Количество поступивших заявок на не горящие светильники наружного освещения города Курска составило в 2013 году - 2495 заявок, в 2014 году -1444 заявок, за 9 месяцев 2015 года - 1883 заявок. Процент выполнения заявок в среднем составляет 90% [2].
При разработке проектно-сметной документации, применяемой при строительстве и капитальном ремонте, предусматриваются современные технологии, в частности установка энергосберегающих светильников, при капитальном ремонте замена провода на самоизолированный.
В основном учет потребленной электрической энергии осуществляется по приборам учета. Вместе с тем, учет потребленной электроэнергии осуществляется по установленной мощности, например, по таким объектам как: «Фонари от сети», «Триумфальная арка», «Дом Советов», «ШНО-908».
Наружное освещение города Курска переведено на систему «Гелиос». Включение и выключение объектов наружного освещения осуществляется через сеть «Интернет».
Пробелы нормативно-правового обеспечения порождают коррупционные риски. Во-первых, отсутствуют четко описанные процедуры, правил, регламентирующих использование бюджетных средств по вопросам наружного освещения города Курска. Во-вторых, отсутствует четкое определение понятия объекта социально-культурной сферы (признаков отнесения к объекту социально-культурной сферы или перечня объектов), что повышает вероятность произвольного применения норм постановлений Администрации города Курска от 05.02.2015 года №322 и от 20.03.2015 года №792, в которых указано обеспечить освещение объектов социально-культурной сферы при организации уличного освещения. В-третьих, отсутствуют четко описанные
ISSN: 2414-0309
процедуры, регламентирующие подключение сторонних объектов (рекламных конструкций и др.) к сетям наружного освещения города Курска [3, с. 48].
Отсутствие в муниципальном образовании «Город Курск» нормативно-правовых документов, охватывающих вопросы по организации освещения улиц (наружного освещения) города Курска, является коррупциогенным фактором в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 года № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка).
Коррупционными признаками в действиях должностных лиц Комитета могут являться следующие выявленные при проверке факты:
— заключение дополнительного соглашения №1, изменяющего условия Энергосервисного контракта, в нарушение ч. 5 ст. 9 ФЗ №94-ФЗ, которое повлияло на расчет величины экономии электроэнергии и повлекло дополнительную оплату Исполнителю в сумме 96 250,2 тыс. рублей за период с сентября 2013 года по сентябрь 2015 года;
— сведения об изменениях Энергосервисного контракта (заключении Дополнительного соглашения №1) с указанием измененных условий Энергосервисного контракта не внесены в реестр контрактов, что является нарушением п. 8 ч. 2 ст. 18 ФЗ №94-ФЗ, пп. «з» п. 3 постановления Правительства РФ №1191.
В части технических показателей работы в области организации уличного освещения (степень охвата улиц, степень удовлетворения заявок на ремонт, применение новых технологий, материалов) Комитетом принимаются эффективные меры. Вместе с тем, наличие недостатков и недоработок в нормативно-правовой базе, обеспечивающей реализацию мероприятий по организации уличного освещения, отсутствие программно-целевого подхода, выявленные нарушения и недостатки при осуществлении закупок свидетельствует о низкой эффективности расходования бюджетных средств в данной области.
Таким образом, благоустройство города Курска в части уличного освещения имеет свои недостатки, на разрешение которых направлены меры в соответствии с муниципальной программой города Курска.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ [Электронный ресурс] / Правовая система «КонсультантПлюс» URL:
ISSN: 2414-0309
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571 // (дата обращения: 12.05.2017).
2.Постановление Администрации города Курска Курской области от 15 октября 2013 года №3539 «Об утверждении муниципальной программы «Организация предоставления населению жилищно-коммунальных услуг, благоустройство и охрана окружающей среды в городе Курске» на 2014-2018 годы» [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации Консорциум Кодекс URL: http://docs.cntd.ru/document/441750570 (дата обращения: 12.05.2017).
3. Гамбург А.А., Ветрова Е.А. Анализ системы благоустройства в муниципальных образованиях (на примере муниципального образования город Краснодар и городского округа Волгоград) / Материалы Ивановских чтений. -2017. № 2-2 (13). - С. 40-47.
4. Свиридова Е.С., Власов Г.А., Кривцова М.К. Управление благоустройством в муниципальных образованиях (на примере муниципальных образований Калужской области и Республики Тыва) / Транспортное дело России. - 2014. № 1. - С. 107-110.
5. Пясецкая, Е.Н., Подосинников, Е.Ю. Социальная ответственность публичной службы в контексте развития сообщества [Электронный ресурс]// Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 24. - С. 60-62. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25067527.
ISSN: 2414-0309