УДК. 353.2
Будылина Марина Дмитриевна, студентка направления государственное и муниципальное управление, Курский государственный университет
e-mail: [email protected]
ДИАГНОСТИКА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в статье рассмотрен процесс принятия программы для социально-экономического развития муниципального образования, ее экономическое обоснование и реализация. Представлены результаты исследования и диагностики социально-экономического развития муниципального образования.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, механизмы реализации, совершенствование механизмов развития, «Народный бюджет».
Budylina Marina Dmitrievna, student of state and municipal management, Kursk State University
e-mail: [email protected]
DIAGNOSTICS AND IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF MUNICIPAL EDUCATION
Annotation: the article considers the adoption of a program for the social and economic development of the municipal formation, its economic justification and implementation. The results of research and diagnostics of the social and economic development of the municipality are presented.
Key words: social and economic development, implementation mechanisms, improvement of development mechanisms, «People's Budget».
В январе 2017 года в Курской области началась реализация всероссийского проекта «Народный бюджет». Постановлением Администрации города Курска № 251 от 30.01.2017, регламентирующий порядок реализации этого проекта в Курске, утверждён Администрацией областного центра [1].
Целью проекта является развитие потенциала органов местного самоуправления города Курска, активное участие населения города Курска в выявлении и определении степени приоритетности проблем местного значения, в подготовке, реализации, контроле качества и в приемке работ, выполняемых в рамках программ, а также в последующем содержании и обеспечении сохранности объектов; повышение эффективности бюджетных расходов за счет вовлечения населения в процессы принятия решений на местном уровне и усиления общественного контроля за действиями органов местного самоуправления. Значимость проекта активно обсуждается научным сообществом.
Проект «Народный бюджет» направлен на определение и решение органами местного самоуправления социально значимых проблем местного значения с привлечением к этой работе граждан и организаций [2]. Участниками реализации проекта являются главные распорядители средств бюджета Курска, население города, юридические лица, индивидуальные предприниматели.
В рамках проекта планируется решение задач по строительству, восстановлению или ремонту коммунальной инфраструктуры, дорог местного значения, тротуаров, придомовых территорий, площадей, парков, спортивных и детских площадок, мест массового отдыха, объектов культурного наследия, подъездных площадок, лифтов [3]. Список перечня задач в рамках программы «Народный бюджет» планируется расширяться и пополняться из года в год.
Например, жители какого-либо микрорайона или улицы решили построить детскую площадку или осуществить ремонт дороги (выкладка асфальта) в рамках программы «Народный бюджет». Для этого ни создают инициативную группу, которая обращается в администрацию округа или муниципального образования с конкретным описанием проблемы социально-экономического ха-
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 рактера для дальнейшего продвижения этой инициативы, с просьбой о включении вопроса о строительстве данного объекта в проект «Народный бюджет». Далее администрация совместно с инициативной группой направляет предложение в конкурсную комиссию по проведению отбора участвующих в проекте заявок.
Программа призвана удовлетворить потребности населения с точки зрения более рационального распределения бюджетных средств. Само название -«Народный бюджет» - позволяет вовлечь людей в распределение бюджетных средств и повысить открытость деятельности органов местного самоуправления, а также уровень информированности и финансовой грамотности населения
[4].
Финансирование мероприятий проекта будет осуществляться за счет субсидий из областного бюджета и средств бюджета города Курска на условиях софинансирования, средств населения города Курска, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в денежной форме в рамках действующего законодательства Российской Федерации [5].
Главные распорядители бюджетных средств на реализацию проекта «Народный бюджет» определяются конкурсной комиссией. Ежеквартально, а также по итогам отчетного финансового года они обязаны в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в комитет финансов города Курска и одновременно главным распорядителям бюджетных средств Курской области, от которых получены субсидии из областного бюджета, сводный отчет о реализации проекта «Народный бюджет».
Конкурсной комиссией к реализации допущены 48 проектов на общую сумму 34 млн руб. Проекты носят социальный характер и направлены на улучшение жизни населения.
Критерии оценки проектов муниципальных образований Курской области представлены в таблице 1.
Таблица 1- Критерии оценки проектов муниципальных образований Курской
области
Критерии Макс. балл
1. Степень участия населения, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и муниципальных образований в определении проблемы, на решение которой направлен проект (программа) и его реализация 40
1.1. Уровень софинансирования проекта (программы) за счет средств населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: 10
от 40% и более - 10 баллов; от 30% до 39,9% - 8 баллов; от 20% до 29,9% - 6 баллов; от 10% до 19,9% - 4 балла; от 5% до 9,9% - 2 балла
1.2. Уровень софинансирования проекта (программы) за счет средств местного бюджета: 10
от 35% до 45% - 2 балла; от 25% до 34,9% - 4 балла; от 15% до 24,9% - 6 баллов; от 5% до 14,9% - 8 баллов;до 4,9% - 10 баллов
1.3. Степень участия населения в идентификации проблемы и подготовке проекта (программы) (согласно протоколу собрания и количеству собранных подписей в поддержку проекта): до 19,9% от общего числа целевой группы - 1 балл; от 20% до 29,9% - 2 балла; от 30% до 39,9% - 3 балла; от 40% до 49,9% - 4 балла; от 50% до 59,9% - 5 баллов; от 60% до 69,9% - 6 баллов; от 70% до 74,9% - 7 баллов; от 75% до 79,9% - 8 баллов; от 80% до 89,9% - 9 баллов; более 90% - 10 баллов 10
1.4. Степень эффективности участия населения в реализации проекта. Стоимость проекта на одного благополучателя: до 249,9 рубля - 10 баллов; до 499,9 рубля - 9 баллов; до 699,9 рубля - 8 баллов; от700 до 1199,9 рубля - 7 баллов; от 1200 до 1699,9 рубля - 6 баллов; от 1700 до 2199,9 рубля - 5 баллов; от 2200 до 2699,9 рубля - 4 балла; от 2700 до 3199,9 рубля - 3 балла; от 3200 до 3699,9 рубля - 2 балла; от 3700 рублей и более - 1 балл 10
2. Актуальность (острота) проблемы: средняя - проблема достаточно широко осознается целевой группой населения, ее решение может привести к улучшению качества жизни - 3 балла; высокая - отсутствие решения будет негативно сказываться на качестве жизни целевой группы населения - 5 баллов; очень высокая - решение проблемы необходимо для поддержания и сохранения условий жизнеобеспечения целевой группы населения - 7 баллов 7
3. Социальная эффективность от реализации проекта (программы) 11
3.1. Реалистичность конкретных задач, на решение которых направлен проект (программа): поставленные задачи выполнимы, конкретны, имеют элемент новизны - 6 баллов; поставленные задачи выполнимы, конкретны, являются традиционными - 3 балла; поставленные задачи конкретны, но не реалистичны - 0 баллов 6
3.2. Количество благополучателей от реализации проекта (программы): до 50 человек - 1 балл; от 50 до 100 человек - 2 балла; от 100 до 200 человек - 3 балла; от 200 до 500 человек - 4 балла; более 500 человек - 5 баллов 5
4. Применение новых эффективных технических решений, технологий, материалов, конструкций и оборудования: не применяются - 0 баллов; применяются - 2 балла 2
Всего: максимальное количество баллов 60
Источник: [1].
ISSN: 2414-0309 4
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018
Принять участие в программе «народный бюджет» можно следующим образом:
Шаг 1 - Связаться с администрацией муниципального образования и совместно провести собрание жителей.
Шаг 2 - Определить приоритетную проблему. Совместно с администрацией установить примерную стоимость планируемых работ.
Шаг 3 - Определить долю участия жителей в финансировании работ (минимальные условия участия 5%).
Шаг 4 - Избрать инициативную группу для контроля за ходом выполнения работ и их приемкой.
Шаг 5 - Со стороны Администрации муниципального образования -сформировать и подать заявку на рассмотрение.
Наибольший интерес жители области проявили к вопросам благоустройства детских игровых и спортивных площадок - 46%, ремонту автомобильных дорог - 27%. Кроме того, инициативы курян были направлены на развитие жилищно-коммунальной сферы -19% и объектов культуры- 8%.
На реализацию инициатив 50% средств направляется из областного бюджета, 45% - средства местного бюджета, добровольные пожертвования юридических лиц и предпринимателей, 5% средств - добровольные взносы населения.
Победителями «Народного бюджета», реализация которых начнется в 2018 году в городе Курске, стали следующие проекты:
1) Строительство многофункционального сквера по пр. Энтузиастов;
2) Ремонт асфальтобетонного покрытия тротуара по улице 1 -й Стрелецкой;
3) Модернизация уличного освещения улиц Смородиновая и Братская;
4) Ремонт мягкой кровли и замена деревянных оконных блоков в здании Областного Дворца молодежи по улице Белгородская 14б;
5) Ремонт наружной канализации жилого дома по адресу Силикатный проезд 10б/1.
В рамках реализации программы «Народный бюджет» выполняются ра-
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018 боты на 48 объектах в Курской области, 5 из которых находятся в городе Курске. Для повышения эффективности реализации программы «Народный бюджет» рекомендуется провести работу по следующим направлениям:
- Осведомление как можно большего количества граждан о действующей программе «Народный бюджет». Для этого могут печататься и распространяться буклеты, упоминание в СМИ, в том числе на телевидении, радио, периодических печатных изданиях (газеты, журналы), использование наружной рекламы (билборды и щиты, панели-кронштейны, штендеры, транспаранты, призматро-ны);
- Сделать подачу заявки на участие в программе «Народный бюджет» еще более доступной. Для этого необходимо создать интернет-сайт с возможностью приема заявок в электронном виде;
- Расширить перечень проводимых работ в рамках программы «Народный бюджет», а именно:
1) ремонт и строительство газопроводов (проекты стоимостью до 4 млн
руб.);
2) благоустройство территорий мемориальных комплексов, памятников;
3) установка спортплощадок;
4) ремонт спортивных объектов (стадионов, беговых дорожек);
5) ремонт фельдшерско-акушерских пунктов;
6) установка интернет-кабеля;
7) ремонт фасадов, подъездов, лифтов.
Таким образом, будет увеличена продуктивность в рамках программы «Народный бюджет», повышена ее социально-экономическая эффективность для населения, тем самым совершенствуя деятельность Администрации города Курска.
Список источников:
1. Постановление администрации Курской области от 27 сентября 2016 года N 732-па « О вопросах реализации проекта "Народный бюджет" в Курской области» // Справочно-информационная система КонсультантПлюс.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 6 (23), 2018
2. Подосинников Е.Ю., Волобуев С.Н., Пясецкая Е.Н. Политика контроля и надзора в сфере государственных и муниципальных закупок, на примере деятельности органов власти Курской области // Политика, экономика и инновации. 2015. № 2 (3). С. 9.
3. Корякин, А.М. Комплексная оценка социально-экономического развития регионов РФ [Электронный ресурс] / URL: http://www.aup.ru/files/ m900/m900.pdf (дата обращения 27.04.2018)
4. Майн Е. Р., Комплексное социально-экономическое развитие региона: концептуальные подходы и современное методическое обеспечение программ [Электронный ресурс] / URL: http://www.aup.ru/files/n882300/R900.pdf (дата обращения 27.04.2018)
5. Гавриков Ф.А., Шуклин С.И. Креативность в экономике и управлении организацией // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2014. № 1-2 (1). С. 35-39.