Научная статья на тему 'К вопросу цифровизации территориального общественного самоуправления в Саратовской области'

К вопросу цифровизации территориального общественного самоуправления в Саратовской области Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
130
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ЛОКАЛЬНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ / НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫЕ СВАЛКИ / ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА / REGIONAL SELF-GOVERNMENT / AGENCIES OF REGIONAL SELF-GOVERNMENT / LOCAL AUTHORITY / LAND IMPROVEMENT / AMENITIES / UNAUTHORIZED LANDFILLS / ELECTRONIC MAP

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ведяева Екатерина Сергеевна

В статье исследованы вопросы повышения эффективности деятельности органов территориального общественного самоуправления в сфере благоустройства территории с помощью информационно-коммуникационных технологий. Вопросы цифровизации приобретают сегодня особое значение, в том числе в связи с реализацией национального проекта «Цифровая экономика» и активным внедрением цифровых технологий в деятельность не только органов государственного и муниципального управления, но и некоммерческих организаций. Предложено с помощью инструментов цифровизации помочь органам территориального общественного самоуправления решить одну из самых острых проблем - проблему несанкционированных свалок в Саратовской области. Предлагается связать две электронные карты - карту свалок и карту территориального общественного самоуправления, что позволит получать более оперативную и полную информацию и в итоге повысить эффективность борьбы с мусором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Ведяева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF DIGITALIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE SARATOV REGION

The article examines the challenges of improving the efficiency of local self-governing bodies in terms of their involvement in land management and provision of amenities through information and communication technologies. The author argues that different aspects of digitalization are becoming particularly important today, including in connection with the implementation of the national project “Digital economy” and the introduction of digital technologies in the operation of not only state and municipal authorities but also non-profit organizations. The article presents a suggestion to use tools of digitization to help local self-governing bodies solve one of the most pressing current problems, that is the problem of unauthorized landfills in the Saratov region. It is recommended to link two electronic maps: a map of unauthorized landfills and a map of the area of local self-governments, this will ensure timely and accurate discovery of the problem and ultimately improve the efficiency of landfill control.

Текст научной работы на тему «К вопросу цифровизации территориального общественного самоуправления в Саратовской области»

ISSN 1994-5094 ♦-

55 -♦

Ekaterina Sergeevna Vedyaeva,

PhD in Physics and Mathematics, dean of the faculty of economics and management, Saratov socio-economic institute (branch) Plekhanov Russian University of Economics

УДК 352/353

Екатерина Сергеевна Ведяева,

кандидат физико-математических наук, декан факультета экономики и менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

[email protected]

К ВОПРОСУ ЦИФРОВИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье исследованы вопросы повышения эффективности деятельности органов территориального общественного самоуправления в сфере благоустройства территории с помощью информационно-коммуникационных технологий. Вопросы цифровизации приобретают сегодня особое значение, в том числе в связи с реализацией национального проекта «Цифровая экономика» и активным внедрением цифровых технологий в деятельность не только органов государственного и муниципального управления, но и некоммерческих организаций. Предложено с помощью инструментов цифровизации помочь органам территориального общественного самоуправления решить одну из самых острых проблем - проблему несанкционированных свалок в Саратовской области. Предлагается связать две электронные карты - карту свалок и карту территориального общественного самоуправления, что позволит получать более оперативную и полную информацию и в итоге повысить эффективность борьбы с мусором.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, органы территориального общественного самоуправления, локальные территории, благоустройство территории, несанкционированные свалки, электронная карта.

SOME ASPECTS OF DIGITALIZATION OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE SARATOV REGION

The article examines the challenges of improving the efficiency of local self-governing bodies in terms of their involvement in land management and provision of amenities through information and communication technologies. The author argues that different aspects of digitalization are becoming particularly important today, including in connection with the implementation of the national project "Digital economy" and the introduction of digital technologies in the operation of not only state and municipal authorities but also non-profit organizations. The article presents a suggestion to use tools of digitization to help local self-governing bodies solve one of the most pressing current problems, that is the problem of unauthorized landfills in the Saratov region. It is recommended to link two electronic maps: a map of unauthorized landfills and a map of the area of local self-governments, this will ensure timely and accurate discovery of the problem and ultimately improve the efficiency of landfill control.

Keywords: regional self-government, agencies of regional self-government, local authority, land improvement, amenities, unauthorized landfills, electronic map.

Активное внедрение цифровых технологий в самых разных сферах человеческой жизни неизбежно захватит и органы территориального общественного самоуправления. Этот процесс уже начинается, ожидать первых этапов цифровизации системы территориального общественного самоуправления можно уже в самом недалеком будущем, если грамотно использовать новые возможности. Цифровизация многократно упрощает анализ, прогноз и управление. Некоторые специфические проблемы территориального общественного самоуправления вообще невозможно выявить и решить без специальной аналитики.

Органы территориального самоуправления играют большую роль в развитии локальных территорий. Они представляют и защищают интересы жителей соответствующих территорий в органах государственного и муниципального управления, судах и различных организациях и учреждениях по вопросам качества предоставляемых жилищно-коммунальных услуг, организуют проведение собраний и конференций жителей, привлекают жи-

телей к работам по санитарной очистке, благоустройству и озеленению локальных территории, обустройству спортивных и детских площадок, содействуют поддержанию в надлежащем состоянии мест захоронения, проводят массовые культурные и спортивные мероприятия и т.п. [3, с. 46].

Именно территориальное общественное самоуправление, как форма самоорганизации граждан, может помочь собственникам на всех этапах управления многоквартирным домом: от выбора способа управления многоквартирным домом до контроля за деятельностью управляющей компании. Органы территориального общественного самоуправления имеют реальную возможность объединить инициативу всех граждан, как собственников, так и нанимателей жилья, для проведения необходимых мероприятий по месту жительства для улучшения состояния территории проживания. В настоящее время возможности института территориального общественного самоуправления недостаточно используются местным сообществом и органами местного самоуправления.

56 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82) -♦

Одной из самых актуальных проблем в России остается проблема мусора и несанкционированных свалок. Уже сейчас, по подсчетам ученых, их число достигло 20 тысяч, а по площади они равны небольшой европейской стране. Поэтому решение данного вопроса положительно отразится на имидже органов территориального общественного самоуправления. Решить проблему со свалками призван проект «Всероссийская карта свалок», который начался в 2017 г., когда президент Российской Федерации В.В. Путин выступил с предложением создать интерактивную карту, на которой бы любой пользователь мог отметить свалку. Такая карта была создана движением «Общероссийский народный фронт» в сотрудничестве с другими общественными организациями в рамках проекта «Генеральная уборка» [2].

«Всероссийская карта свалок» была разработана для того, чтобы каждый пользователь мог в режиме реального времени обозначить проблему. Чтобы сделать это, жителю необходимо зайти на сайт и отметить точку скопления мусора на карте. Данная отметка будет серой, видеть ее сможет только житель и модератор сайта. Чтобы сотрудники «Общероссийского народного фронта» могли связаться с жителем, необходимо оставить координаты: имя, электронную почту и телефон. Также можно прикрепить к записи фотографию свалки в реальном времени. Заявка будет обработана, и, если наличие свалки подтвердится, метка загорится красным цветом и будет видна всем пользователям карты. Метка зеленого цвета означает, что проблема с мусором в данном месте решена.

Создание «Всероссийской карты свалок» направлено в первую очередь на повышение эффективности деятельности глав муниципальных образований и местных администраций. Если вокруг сельского или городского поселения зафиксировано несколько свалок, значит, из населенного пункта не вывозится мусор. В зависимости от того, где расположена свалка, ответственным за данную территорию лицам будут направлены официальные письма с требованием решить проблему.

В течение 2019 г. на «Всероссийской карте свалок» появилось 15 тысяч красных кружочков - отметок о наличии свалки в разных регионах России. К концу года более 6 тысяч кружочков окрасились в зеленый цвет - эти свалки были убраны [2]. Такой эффект объясняется деятельностью активистов «Зеленого патруля», которые выезжали на места свалок, отмечали на электронной карте, сами организовывали уборки. Увидев эффективность проекта, свалки начинали отмечать на электронной карте и дачники, и жители частного сектора. Одной из причин популярности карты является и то, что сделать отметку о свалке может любой человек, даже не очень владеющий компьютером.

Вместе с тем в настоящее время есть определенные трудности, вызванные отсутствием законодательно закрепленных механизмов по ликвидации свалок. Например, когда обнаруживается свалка,

местная администрация не может сразу приступить к уборке. По действующему законодательству ей необходимо провести конкурс, осуществить предоплату. Если это захламление частной территории, местная администрация вообще не может своими силами ее убрать - это будет нецелевым использованием средств. А собственника найти удается далеко не всегда. Сложности возникают и при обнаружении свалки в лесу. В силу пробелов в лесном законодательстве у лесхозов в уставе не прописана уборка мусора. Соответственно, и бюджет на этот вид работы отсутствует.

Кроме того, сама «Всероссийская карта свалок» слишком примитивна: например, навал мусора в овраге помечается так же, как огромный нелегальный полигон. Провести веселый субботник на два часа или привлекать полицию и прокуратуру, решать вопрос в суде - карта не показывает, сколько усилий необходимо затратить на закрытие точки. Невозможно отследить по карте системную работу органов власти: что было сделано, чтобы люди после уборки снова не начали бросать в этом месте мусор. Ресурсов органов местного самоуправления на этот вид работы также не хватает. И здесь была бы очень эффективна помощь органов территориального общественного самоуправления.

Электронная карта свалок в Саратовской области должна учитывать следующие факторы:

1. Должны классифицироваться свалки, т.е. необходимо отличать навал мусора в овраге от огромного нелегального полигона.

2. Следует показывать, сколько усилий было затрачено на закрытие несанкционированной свалки, так как проведение субботника по уборке мусора или привлечение полиции, прокуратуры, суда для закрытия нелегального полигона занимают разное время и требуют разных усилий и финансовых затрат.

3. Должны указываться фамилии волонтеров, участвующих в уборке мусора.

4. Необходимо указывать название органа территориального общественного самоуправления, на чьей территории находится свалка, и его участие в уборке мусора.

В настоящее время информацию о местонахождении органов территориального общественного самоуправления, их деятельности, бюджете, направлениях развития, планируемых мероприятиях и собраниях с жителями часто достаточно трудно найти. Как правило, информация о собраниях органов территориального общественного самоуправления вывешивается на дверях подъездов многоквартирных домов или члены ТОС информируют друг друга о предстоящих мероприятиях через сети «Одноклассники» или «ВКонтакте». Для современного территориального общественного самоуправления характерна определенная информационная замкнутость.

Поэтому ассоциация «Совет муниципальных образований Саратовской области» разработала Электронную карту территориального обществен-

ISSN 1994-5094 ♦-

57 -♦

ного самоуправления Саратовской области, в которой отражены название, месторасположение органа территориального общественного самоуправления и контактная информация его председателя.

Электронную карту территориального общественного самоуправления Саратовской области необходимо дополнить не только такой информацией, как юридический и фактический адрес органов территориального общественного самоуправления, правовая основа территориального общественного самоуправления, структура и полномочия органов территориального общественного самоуправления, бюджет территориального общественного самоуправления, отчет о проведенных органами территориального общественного самоуправления мероприятиях, анонс планируемых органами территориального общественного самоуправления мероприятий, вопрос председателю территориального общественного самоуправления (с возможностью получить ответ), лучшие практики территориального общественного самоуправления [1, с. 93], но и информацией о наличии свалок на территории конкретных органов территориального общественного самоуправления и участии жителей и органов территориального общественного самоуправления в уборке мусора. Причем подобную электронную карту территориального общественного самоуправления следует создать на общероссийском

уровне и связать ее гиперссылками со «Всероссийской картой свалок».

Таким образом, две электронные карты - карта свалок и карта территориального общественного самоуправления - будут взаимосвязаны, что позволит получать более оперативную и полную информацию и в итоге повысить эффективность борьбы с мусором.

Президент России В. В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. отметил, что развитие современных технологий во всех сферах, в том числе формирование цифровой экономики, является стратегической задачей развития страны. Очень важно, чтобы местные сообщества не отставали от этого процесса, включались в единое цифровое пространство и использовали современные технологии для пользы граждан.

1. Вислов Ю.А. Совершенствование деятельности органов территориального общественного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства / Ю.А. Вислов, А.А. Гребенникова // Образование и наука как стратегические ресурсы развития современного государства: сб. науч. тр. Саратов: Поволжский институт управления им. П. А. Столыпина - филиал РАНХиГС, 2017. С. 92-95.

2. Всероссийская карта свалок. URL: http://ecoportus.ru/ node/864.

3. Гребенникова А.А. Организация территориального общественного самоуправления. М.: ИНФРА-М, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.