экономических, культурных институтов, призванных обеспечивать социализацию и последующую интеграцию населения.
Социальное взаимодействие в системе «этнические мигранты - население принимающего общества» происходит на межличностном и на социальногрупповом уровнях. В связи с этим требуется разработка и применение определенных способов и форм пребывания и поведения мигрантов в принимающем обществе, заключающихся в изменении самоидентификации, ценностных ориентаций, ролевого поведения мигранта, а также принятие местным населением роли активного партнера и субъекта, который, несмотря на взаимодействие с мигрантами на основе своих правил, в то же самое время чутко реагирует на то, чем и как воздействуют на него мигранты.
Библиографический список
1. Левада, Ю. А. От мнений к пониманию: социологические очерки 1993-2000 [Текст] / Ю. А. Левада. - М., 2000.
2. Юдина, Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления [Текст] / Т. Н. Юдина. - М., 2003.
3. Савва, М. В. Пресса, власть и этнический конфликт (взаимосвязь на примере Краснодарского края) [Текст] / М. В. Савва, Е. В. Савва. - Краснодар, 2002.
4. Маликова, Н. Этносоциальные проблемы конфликтогенности миграции в современной России: Научный доклад [Текст] / Н. Маликова. - М., 2004.
5. Бритвина, И. Жизнь мигрантки в моногороде [Текст] / И. Бритвина, М. Киблицкая. - М., 2004.
M.A. Podsumkova Territorial Public Self-Government Bodies Activity Efficiency Assessment
The article analyses the main problems of TPS bodies' activity. Special attention is given to the assessment of the degree of the citizens' awareness about TPS bodies.
Key words and word-combinations: territorial public self-government; TPS bodies; activity efficiency; questionnaire design.
Анализируются проблемы оценки деятельности органов территориального общественного самоуправления. Особое внимание уделяется определению степени осведомленности жителей об органах территориального общественного самоуправления.
Ключевые слова и словосочетания: территориальное общественное самоуправление; органы территориального общественного самоуправления; эффективность деятельности; анкетирование.
УДК 352 ББК 67.401
М.А. Подсумкова
К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
ОБЩЕСТВЕННОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ
Те
ерриториальное общественное самоуправление (ТОС) является одним из составных элементов местного самоуправления, которое осуществляется на части территории муниципального образования. Это наиболее доступная форма участия населения в осу-
ществлении местного самоуправления, основанная на самоорганизации граждан по месту их жительства [1].
Органы ТОС осуществляют функции по организации и проведению мероприятий по благоустройству территории, таких, как субботники и месячники, обустройство спортивных сооружений, озеленение, проведение мероприятий по охране окружающей среды. В социальном плане на ТОС также возлагаются большие надежды, поскольку именно эта форма участия населения в решении социальных вопросов в состоянии охватить весь объем проблем, возникающих в муниципальных образованиях [2, с. 283].
Роль территориального общественного самоуправления в решении вопросов местного значения велика, поскольку его природа, как наиболее подвижной системы организации населения, позволяет более оперативно реагировать на изменяющиеся условия развития соответствующей территории. Достаточно широкая деятельность органов ТОС приводит к необходимости проводить периодический мониторинг с целью выявления мнения жителей. Кроме того, оценка работы всех субъектов местного самоуправления имеет и перспективное значение. В настоящее время уже реализуется Указ Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [3]. В будущем, возможно, также потребуется выработать показатели для оценки эффективности деятельности органов ТОС.
Эффективность территориального общественного самоуправления в широком смысле слова понимается как степень достижения целей развития соответствующей территории под управляющим воздействием органов ТОС. Эффективность ТОС в узком смысле слова определяется, с одной стороны, через полноту и качество деятельности непосредственно работников органа ТОС, а с другой - через результаты деятельности и степень вовлеченности каждого жителя в сфере самоорганизации.
Для оценки эффективности деятельности органов ТОС в 2007 г. было проведено исследование с использованием метода анкетирования с целью выяснения степени осведомленности жителей об органах ТОС и их деятельности. Задачей являлось ознакомление жителей с данной структурой и выявление отношения к ней. В ходе анкетного опроса были выделены две целевые группы: студенты (в возрасте 20-22 лет) и пенсионеры (в возрасте 5460 лет).
Всего было опрошено 100 человек, из них 50 студентов (25 студентов Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина и 25 студентов колледжа управления и сервиса Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского) и 50 пенсионеров, проживающих на территории субъекта ТОС «Авиатор». Для анкетирования были выбраны именно данные целевые аудитории, так как они представляют собой две наиболее полярные во взглядах группы людей, способные принять активное участие в деятельности органов ТОС в силу потенциальной своей заинтересованности.
По итогам проведенного исследования были получены результаты, представленные в табл. 1-4.
Таблица 1
Оценка информированности жителей о деятельности органов ТОС
№ Вопрос Варианты ответов Респонденты, %
п/п студенты пенси- всего
ПАГС СГУ онеры
1 Знаете ли Вы, что такое Знаю хорошо 22 15 43 80
территориальное общественное Что-то слышал 2 7 6 15 3 2
самоуправление? Не знаю Затрудняюсь ответить 1 0 1 2 1 0
2 Как часто Вы Часто 2 1 7 10
обращаетесь за помощью Редко 3 2 10 15
в органы ТОС? Никогда 20 22 33 75
3 Принимали ли Вы участие в деятельности Да, постоянно принимаю участие 0 0 5 5
органов ТОС? Принимаю участие по мере возможности 0 0 5 5
Редко принимаю участие 2 0 8 10
Никогда не принимал 23 25 32 80
участия
По результатам опроса всех трех целевых групп можно сделать следующий вывод: самыми осведомленными об органах ТОС являются пенсионеры, которые проживают на территории ТОС, но студенты тоже показали знание вопроса, в основном благодаря изучаемым в вузах управленческим дисциплинам. Две опрашиваемые группы студентов никогда не принимали участия в деятельности органов ТОС, но тем не менее они готовы к сотрудничеству с этими структурами.
В анкете также были представлены открытые вопросы, например: «В чем Вы видите основную миссию территориального общественного самоуправления?»; «При решении какой проблемы Вы бы обратились в органы ТОС?». Основную миссию территориального общественного самоуправления в социальной направленности видят 60% жителей, в благоустройстве территории - 20%, в организации населения для решения проблем - 13%. Признали отсутствие миссии у органов ТОС, как таковой, 7% жителей. При решении проблемы уборки мусора в органы ТОС обратились бы 10%, озеленения территории с помощью посадок - 6%, коммунальных вопросов - 20%, строительства детской площадки и иных спортивных сооружений - 14%, не решали бы никаких проблем с помощью органов ТОС - 50% жителей.
Таким образом, большинство опрошенных имеют общее представление о том, что такое территориальное общественное самоуправление, но при этом недостаточно четко осознают функции органов ТОС и, как следствие, пренебрегают обращением в них при решении вопросов местного значения.
Таблица 2
Оценка эффективности деятельности председателя ТОС
№ Вопрос Варианты ответов Респонденты, %
п/п студенты пенси- всего
ПАГС СГУ онеры
4 Знаете ли Вы, кто Да, знаю лично 3 0 6 9
является председателем Вашего субъекта ТОС? Знаю, кто является председателем, но никогда его не видел 3 3 24 30
Не знаю 4 0 7 11
Не имею представления 15 22 13 50
5 Какие чувства, Недоверие, неприязнь 5 2 8 15
по Вашему мнению, выпытает у населения председатель ТОС? Интерес Уважение Благодарность, надежда на помощь 0 0 0 0 1 0 0 9 11 0 10 11
Сочувствие 5 0 0 5
Восхищение 0 0 0 0
Зависть 0 0 0 0
Не вы1зы1вает никаких 15 22 22 59
особыгх чувств
6 Что, на Ваш взгляд, мешает председателю Бюрократия в органах местной власти 9 12 35 56
ТОС в работе? Слабая финансовая база органов ТОС 12 10 7 29
Низкая правовая 4 3 8 15
грамотность населения
Основными проблемами в работе ТОС все целевые аудитории назвали недостаточное финансирование и бюрократию в органах местной власти. Низкой правовой грамотности населения как препятствию в деятельности органов ТОС опрошенные не уделили должного внимания.
Из результатов анкетирования также видно, что одной из причин недоверия жителей к председателю ТОС стала его недостаточная коммуникабельность и отсутствие заинтересованности в более тесном контакте с населением (так, многие респонденты признались, что ни разу не видели председателя ТОС и он не вызывает у них никаких чувств), то есть равнодушие со стороны руководителя органа ТОС породило в ответ некую апатию со стороны населения и даже недоверие к деятельности органов ТОС.
При оценке экономического состояния органов ТОС и студенты и пенсионеры сходятся во мнении, определяя его как плохое. Выход из сложившейся ситуации большинство опрошенных видит в развитии предпринимательской активности органов ТОС. Вместе с тем часть студентов выступают против ком-
мерциализации органов ТОС, отмечая в открытых вопросах, что предпринимательская деятельность будет отвлекать органы ТОС от проблем развития своей территории.
Таблица 3
Оценка экономического положения органов ТОС
№ Вопрос Варианты ответов Респонденты, %
п/п студенты пенси- всего
ПАГС СГУ онеры
7 Как Вы оцениваете экономическое положение органов ТОС? Очень хорошее Скорее хорошее Плохое 0 2 20 0 0 24 0 4 46 0 6 90
8 Имеет ли смысл органам ТОС заниматься предпринимательской деятельностью? Затрудняюсь ответить Да, имеет смысл Нет Затрудняюсь ответить 3 24 1 0 1 16 9 0 0 49 0 1 4 89 10 1
Таблица 4
Оценка перспектив развития ТОС
№ Вопрос Варианты ответов Респонденты, %
п/п студенты пенси- всего
ПАГС СГУ онеры
9 Как Вы думаете, в чем Повышение качества услуг, 17 18 26 61
смысл проводимой в стране реформы ТОС? предоставляемый населению Реформа ради реформы 5 6 19 30
Реализация интересов 3 1 5 9
органов власти
10 Изменит ли, на Ваш Да, изменит жизнь к лучшему 20 10 46 76
взгляд, реформа ТОС Не изменит жизнь 0 0 4 4
жизнь основной массы людей к лучшему? ни в лучшую, ни в худшую сторону
Изменит жизнь к худшему 5 12 0 17
Затрудняюсь ответить 0 3 0 3
11 Считаете ли Вы деятельность органов Да, она достаточно эффективна 0 0 25 25
ТОС эффективной? Малоэффективна 4 5 3 12
Неэффективна 20 13 22 55
Система ТОС изжила себя 1 7 0 8
Несмотря на то что студенты и частично пенсионеры оценивают деятельность органов ТОС как неэффективную и малоэффективную, большинство из них верят в реформу территориального общественного самоуправления. Высо-
кий процент опрошенных относится позитивно к проводимым преобразованиям в системе территориального общественного самоуправления, считая, что они улучшат положение органов ТОС и, как следствие, повысят качество предоставляемых услуг населению.
Опрошенные готовы к взаимодействию с органами ТОС и предлагают им развиваться именно в направлении дальнейшего максимально плотного сотрудничества с жителями территории. Среди предложений по совершенствованию деятельности органов ТОС опрашиваемые наиболее часто предлагали следующее: органам ТОС следует быть более активными в контакте с населением (68%), заявлять о себе, предоставлять больше информации о своей деятельности (31%).
С учетом результатов проведенного исследования в целях повышения эффективности деятельности органов ТОС сформулированы следующие предложения:
1) развитие кадрового потенциала исполнительных органов ТОС, в том числе за счет привлечения молодых специалистов, предоставление места практики в органах ТОС студентам, а также организация и проведение учебы, семинаров, конференций с работниками органов ТОС и жителями;
2) формирование при исполнительных органах ТОС библиотек специализированной литературы, куда вошли бы основные правовые акты и их комментарии, словари и справочники;
3) создание позитивного имиджа органов ТОС, привлечение к нему общественного внимания и активизация участия жителей в данном процессе (своеобразная PR-кампания ТОС).
С учетом выявленного мнения целевых аудиторий предлагается следующий план-график мероприятий повышения имиджа органов ТОС:
1) организация на местном телевидении прямой линии общения председателя и работников ТОС с жителями;
2) создание и выпуск ежемесячной радиопередачи об органах ТОС, проведение регулярных интервью с председателями и работниками ТОС;
3) открытие новых клубов по спортивным и творческим интересам, а также поддержание уже созданных клубов в надлежащем состоянии, проведение меж-дворовых спортивных турниров и соревнований;
4) забота о внешнем облике органов ТОС (хорошее состояние здания, наличие вывески с названием, расписание дней приемов посетителей);
5) периодический мониторинг общественного мнения о деятельности органов ТОС.
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что оценка деятельности органов ТОС весьма неоднозначна и зависит во многом от субъективных факторов, например от личного опыта опрашиваемых по взаимодействию с органами ТОС. В связи с этим мерой оценки эффективности в данном исследовании выступила не только степень выполнения своих обязанностей работниками ТОС, но и уровень информированности жителей о работе органов ТОС и степень вовлеченности жителей в процесс самоуправления своей территории.
Любой социальный институт может развиваться только при определенных благоприятных условиях. Для оптимизации и совершенствования территориального общественного самоуправления необходимо наличие таких предпосылок, как стремление органов местного самоуправления к созданию условий, которые позволят территориальному общественному самоуправлению достигать практических результатов, и активная общественная позиция населения, его готовность взять на себя решение вопросов развития своей территории.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] // СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3820.
2. Подсумкова, А. А. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Текст] / А. А. Подсумкова, С. Е. Чанов. - М., 2007.
3. Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» [Текст] // Российская газета. - 2008. - 30 апр.