Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы развития территориального общественного самоуправления в России'

Проблемы и перспективы развития территориального общественного самоуправления в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2824
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ОТНОШЕНИЕ ГРАЖДАН / CITIZENS' ATTITUDES / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Подсумкова Мария Александровна

Выделяются основные проблемы развития территориального общественного самоуправления в современной России и предлагаются пути их решения. Через анализ результатов проведенного социологического исследования оцениваются перспективы территориального общественного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and Prospects of Development of Territorial Public Self-Government in Russia

Basic problems of development of territorial public self-government in modern Russia are singled out and ways of their solution are proposed. Trough the analysis of the results of the authors sociological research the prospects of territorial public self-government are estimated.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы развития территориального общественного самоуправления в России»

Считаем, что совокупность и системность в использовании подобных мер может привести к положительному результату по привлечению граждан к участию в местном самоуправлении, а следовательно, к саморазвитию личности, саморегуляции отношений, возникающих между людьми, и самоопределению индивида как неотъемлемого субъекта правоотношений в государстве.

Библиографический список

1. Стенограмма программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение». URL: http:// premier. gov.ru/ events/4255.html

2. Большой социологический словарь - онлайн. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/o/ otvetstvennost.html

3. Основы социального управления: учеб. пособие / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; под ред. В.Н. Иванова. М., 2001.

4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-Ф3 (в ред. от 7 мая 2009 г.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822; 2009. № 19. Ст. 2280.

5. Иванова К.Н. Влияние качественного состава представительного органа поселения на возможности развития муниципального образования // Вестн. ПАГС. 2009. № 21. С. 15-21.

6. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: гуманистическая перспектива / пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина. М., 1996.

7. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова, А.Д. Ковалева под ред. М.С. Ковалевой. М., 1997.

M.A. Podsumkova Problems and Prospects of Development of Territorial Public Self-Government in Russia

Basic problems of development of territorial public self-government in modern Russia are singled out and ways of their solution are proposed. Trough the analysis of the results of the author's sociological research the prospects of territorial public self-government are estimated.

Keywords and key word-combinations: territorial public self-government, prospects of development, citizens' attitudes.

Выделяются основные проблемы развития территориального общественного самоуправления в современной России и предлагаются пути их решения. Через анализ результатов проведенного социологического исследования оцениваются перспективы территориального общественного самоуправления.

Ключевые слова и словосочетания: территориальное общественное самоуправление, перспективы развития, отношение граждан.

УДК 352 ББК 67.401

М.А. Подсумкова ПРОБЛЕМЫ

И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

ходе реформы местного самоуправления достаточно значительное внимание уделяется преобразованиям института территориального общественного самоуправления (ТОС). Оно является одним из институтов местного самоуправления и, вместе с тем, формой прямого волеизъявления граждан. Действующий Федеральный закон «Об об-

щих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 27) под территориальным общественным самоуправлением понимает форму самоорганизации граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения [1].

По мнению большинства исследователей, территориальное общественное самоуправление сегодня - это наиболее востребованная форма участия населения в осуществлении местного самоуправления [2, с. 136].

На 1 июня 2008 г. территориальное общественное самоуправление в той или иной форме создано и развивается в 59 субъектах РФ [3, с. 143]. Данный институт получил широкое распространение благодаря максимальной близости органов ТОС к населению, применению индивидуального подхода в работе с жителями, рациональному использованию ресурсов своей территории, решению конкретных практических вопросов благоустройства территории и жилищного фонда, а также подвижности и оперативности органов ТОС.

В процессе осуществления территориального общественного самоуправления и жители, и органы ТОС сталкиваются с определенными трудностями. Для выявления основных проблем, возникающих в организации территориального общественного самоуправления, в 2009 г. нами проводилось социологическое исследование с помощью метода анкетирования. В ходе анкетного опроса были выделены две группы: пенсионеры (в возрасте от 55 до 70 лет) и трудоспособные жители (в возрасте от 35 до 55 лет).

Ставилась задача выяснить мнения граждан о проблемах и перспективах развития территориального общественного самоуправления в современных условиях. Всего было опрошено 100 человек, из них 50 человек, профессионально связанных с ТОС (25 председателей ТОС и 25 работников органов ТОС -заместители председателей, бухгалтеры, секретари, юристы, работающие в органах ТОС), и 50 жителей, проживающих на территории субъекта ТОС «Новый». Для анкетирования были выбраны именно данные целевые аудитории, так как они представляют собой две наиболее полярные по возрастным параметрам, статусу и взглядам группы людей, способные принять активное участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления.

По итогам проведенного исследования были получены результаты, представленные в табл. 1-2.

По результатам опроса всех трех целевых групп можно сделать следующий вывод: самыми острыми проблемами в организации и деятельности территориального общественного самоуправления являются финансовые трудности, отсутствие эффективного взаимодействия органов ТОС с жителями и неучастие жителей в решении проблем своей территории.

В анкете также были открытые вопросы, например: «Какие другие проблемы в организации деятельности органов ТОС, на Ваш взгляд, являются наиболее острыми?» Наиболее распространенным был ответ: трудности регистрации территориального общественного самоуправления в качестве юридического лица (7 %). Регистрация устава ТОС в органах юстиции нужна для того, чтобы органы ТОС могли осуществлять хозяйственную деятельность в форме некоммерческой организации.

Таблица 1

Проблемы организации территориального общественного самоуправления

Респонденты, %

Вопрос Варианты ответов председа- работ-

тели ники жители всего

ТОС ТОС

1. Какие проблемы Финансовые трудности 22 18 35 75

организации «Кадровый голод»

деятельности в органах ТОС 2 4 0 6

органов ТОС, на Ваш взгляд, Взаимодействие 0 2 3

являются наиболее с жителями 1

острыми? Взаимодействие с органами местного

самоуправления 1 0 4 5

Другое 0 2 9 11

2. Что, по-Вашему, Незнание председателем

вызывает реальных проблем

наибольшее населения 0 1 16 17

недовольство Отсутствие

населения хорошо налаженного

в деятельности информационного канала

органов ТОС? между жителями

и органами ТОС 4 5 31 40

Бумажная волокита,

бюрократия в органах ТОС 0 7 3 10

Другое 21 12 0 33

3. Как Вы думаете, Гражданская пассивность,

что вызывает иждивенческий настрой,

недовольство неучастие жителей в

председателей решении общих проблем 24 21 28 73

органов ТОС во Предъявление

взаимодействии с населением? «надуманных» проблем Предвзятое отношение 0 3 1 4

к органам ТОС 0 1 7 8

Другое 1 0 14 15

Большинство председателей и работников ТОС на вопрос: «Что, по-Вашему, вызывает наибольшее недовольство населения в деятельности органов ТОС?» -дали другой вариант, не предусмотренный анкетой. По мнению 18% председателей ТОС, наибольшее недовольство населения вызывает отсутствие реальных возможностей у органов ТОС для решения вопросов развития территории и удовлетворения потребностей жителей; 9% работников органов ТОС считают, что жители недовольны отсутствием в большинстве органов ТОС квалифицированных юристов.

По мнению жителей, недовольство председателей органов ТОС во взаимодействии с населением, кроме гражданской пассивности жителей и предвзятого отношения к органам ТОС, также вызывает отсутствие в СМИ информации о территориальном общественном самоуправлении (5%) и низкая юридическая грамотность жителей (8%). Таким образом, результаты анкетирования демонстрируют разные оценки представителей органов ТОС и жителей, что свидетельствует об отсутствии единого понимания происходящих процессов и, значит, о неэффективном взаимодействии друг с другом.

Таблица 2

Перспективы развития территориального общественного самоуправления

Респонденты, %

Вопрос Варианты ответов председа- тели ТОС работ- ники ТОС жители всего

4. Как Вы думаете, в чем смысл проводимой Повышение качества услуг, предоставляемых населению 23 20 14 57

в стране реформы Реформа ради реформы 0 2 15 17

территориального общественного Реализация интересов органов власти 2 3 18 23

самоуправления? Друг°е 0 0 3 3

5. Изменит ли, на Ваш взгляд, реформа Да, изменит жизнь к лучшему 14 9 8 31

территориального общественного самоуправления Не изменит жизнь ни в лучшую, ни в худшую сторону 10 13 23 46

жизнь населения к лучшему? Ухудшит сложившуюся ситуацию 1 1 16 18

Затрудняюсь ответить 0 2 3 5

6. Стали бы Вы Да, охотно 9 8 0 17

принимать участие Возможно, стал бы 6 10 6 22

в организации Мне все равно 0 0 32 32

ТОС? Нет 10 7 12 29

7. Каковы Ваши прогнозы ТОС будет активно развиваться 5 8 6 17

относительно дальнейшего развития территориального общественного Развитие ТОС будет полностью зависеть от органов местного самоуправления и политики, проводимой государством 14 16 41 71

самоуправления в России? ТОС скоро исчезнет как институт 6 0 3 9

Затрудняюсь ответить 0 1 2 3

Интересно, что при опросе 2007 г., проводимом в целях оценки эффективности органов ТОС, такому препятствию в деятельность органов ТОС, как низкая правовая грамотность населения, респонденты не уделили должного внимания. В результате опроса 2007 г. были выявлены проблемы недостаточного финансирования органов ТОС и бюрократии в органах местной власти [4, с. 77].

По результатам настоящего опроса бюрократия в органах местного самоуправления уже не является препятствием для развития территориального общественного самоуправления. Действительно, в настоящее время муниципальные органы создают все условия для деятельности органов ТОС, в том числе предусмотрена регистрация территориального общественного самоуправления (без статуса юридического лица) в местной администрации.

Опрос выявил нигилистическое отношение опрашиваемых к проводимым в системе ТОС преобразованиям, в то время как в 2007 г. большая часть респондентов верила, что реформа территориального общественного самоуправления изменит жизнь к лучшему (76%) и проводится она в целях повышения качества услуг, предоставляемых населению (61%) [4, с. 78].

В настоящее время жители относятся к территориальному общественному самоуправлению преимущественно безразлично или даже игнорируют его. Основные причины преобладающей пассивности или негативизма следующие: плохая информированность о деятельности органов ТОС (38%); отсутствие свободного времени у трудоспособных жителей (17%); отсутствие материальных стимулов (11% жителей считают участие в деятельности органов ТОС на добровольных началах пустой тратой времени); неопределенные перспективы развития территориального общественного самоуправления как социального института (25%).

Показательно, что значительная часть председателей ТОС и работников органов ТОС также не стали бы принимать участие в организации и деятельности территориального общественного самоуправления в будущем. В данном случае причинами стали не только трудности (финансовые, юридические, организационные), с которыми они сталкиваются в осуществлении настоящей практической деятельности (38%), но и пенсионный возраст и проблемы со здоровьем представителей органов ТОС (56%).

Таким образом, если в 2007 г. опрошенные жители продемонстрировали готовность к взаимодействию с органами ТОС и участию в решении проблем своей территории [4, с. 79], то в 2009 г. ситуация с активностью жителей явно ухудшилась.

В оценке перспектив территориального общественного самоуправления и представители органов ТОС, и жители сходятся во мнении, что развитие института ТОС будет полностью зависеть от политики, проводимой органами государственного управления и местного самоуправления (71%). Возможно, именно недостаточно четкая государственная и муниципальная политика в отношении территориального общественного самоуправления, отсутствие программ государственной и муниципальной поддержки территориального общественного самоуправления ликвидировали у респондентов желание участвовать в организации новых органов ТОС.

Значение территориального общественного самоуправления возрастает в период избирательных кампаний и проведения массовых мероприятий (напри-

мер, празднование Дня города, операция «Антитеррор», антинаркотические рейды). Созданные системы органов ТОС достаточно эффективно решают вопросы содержания и ремонта жилищного фонда, организации общественного порядка, проведения благотворительных акций, санитарного состояния и благоустройства территории, поэтому в настоящее время достаточно активно продолжается процесс создания территориального общественного самоуправления не только в крупных городах, но и в сельских поселениях.

Вместе с тем зачастую органы ТОС создаются не по инициативе жителей или объединений форм общественного самоуправления, а по желанию органов местной власти, что во многом подтверждают и результаты проведенного анкетирования. Созданные по инициативе властей органы ТОС без участия жителей в их организации и деятельности бесперспективны.

Респонденты отмечали необходимость создания новой системы мотивации жителей к участию в деятельности органов ТОС. Кроме укрепления финансовой базы территориального общественного самоуправления (59%), по их мнению, необходимо также внедрять волонтерство в качестве одного из ресурсов развития территории ТОС (34%).

В перечне мероприятий развития территориального общественного самоуправления, по мнению респондентов, должно быть и формирование позитивного общественного мнения относительно органов ТОС, для чего следует использовать не только средства массовой информации (22%), печатные материалы органов ТОС (19%), информационные стенды в общественных местах (11%), но и чаще организовывать совместные праздники (37%).

Территориальное общественное самоуправление, как и любой социальный институт, имеет перспективы развития только при определенных благоприятных условиях: правовых, организационных, экономических, финансовых, политических, информационных, методических и т.п. Для дальнейшего развития системы территориального общественного самоуправления необходимы не только поддержка органов местного самоуправления, но и активное участие жителей в процессах создания и развития территориального общественного самоуправления.

Таким образом, результаты социологического исследования показали, что хотя перспективы развития территориального общественного самоуправления во многом зависят от государственной и муниципальной политики, но решение проблем развития территории возможно только при активном участии самих жителей и их объединений.

Библиографический список

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. // С3 РФ. 2003. № 40. Ст. 3820.

2. Наумов С.Ю., Подсумкова А.А. Основы организации муниципального управления. М., 2009. (Профессиональное образование).

3. Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / под ред. И.В. Бабичева. М., 2008.

4. Подсумкова М.А. К вопросу оценки эффективности деятельности органов территориального общественного самоуправления // Вестн. ПАГС. 2008. № 4 (17). С. 74-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.