Научная статья на тему 'Развитие территориального общественного самоуправления: орловский опыт'

Развитие территориального общественного самоуправления: орловский опыт Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
864
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / LOCAL SELF-GOVERNMENT / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT / ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ГОРОД ОРЁЛ / CITY ADMINISTRATION / OREL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Букалова Светлана Владимировна

В статье рассматривается территориальное общественное самоуправление (ТОС) как институт социального партнерства муниципальной власти и организованных жителей. До настоящего времени не сложилось четкого представления о сущности и функциях ТОС, о механизмах взаимодействия органов ТОС и местной администрации. Автор сосредоточивает внимание на анализе управленческих аспектов практики работы ТОС, сложившейся в городе Орле. В городе действуют свыше 350 органов ТОС. Сложились нормативно-правовая регламентация их статуса, формы взаимодействия с городскими властями, территориальными структурами Министерства внутренних дел, Министерства по черезвычайным ситуациям. В последнее время предпринимаются действия по распространению орловского опыта ТОС на территории области. Рассматривается перспектива поддержки инициатив ТОС из средств регионального бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Букалова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT: OREL EXPERIENCE

The article considers territorial public self-government (TPG) as an institution of social partnership of municipal authorities and organized residents. Up to date, there has been no clear understanding of the nature and functions of TPG, the mechanisms of interaction between TPG bodies and local administration. The author focuses on the analysis of managerial aspects of the TPG work practice, which has developed in Orel. There are more than 350 TPG bodies in the city. There was a regulatory legal regulation of their status, forms of interaction with city authorities, territorial structures of the Ministry of Internal Affairs, the Ministry of Emergency Situations. Recently, some actions have been taken to spread Orel experience of TPG in the region. The perspective of supporting TPG initiatives from the regional budget is considered.

Текст научной работы на тему «Развитие территориального общественного самоуправления: орловский опыт»

УДК 349.2 DOI: 10.22394/2071-2367-2018-13-1-144-152

РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ:

ОРЛОВСКИЙ ОПЫТ

Бук алое а С. В.1

В статье рассматривается территориальное общественное самоуправление (ТОС) как институт социального партнерства муниципальной власти и организованных жителей. До настоящего времени не сложилось четкого представления о сущности и функциях ТОС, о механизмах взаимодействия органов ТОС и местной администрации.

Автор сосредоточивает внимание на анализе управленческих аспектов практики работы ТОС, сложившейся в городе Орле. В городе действуют свыше 350 органов ТОС. Сложились нормативно-правовая регламентация их статуса, формы взаимодействия с городскими властями, территориальными структурами Министерства внутренних дел, Министерства по черезвычайным ситуациям. В последнее время предпринимаются действия по распространению орловского опыта ТОС на территории области. Рассматривается перспектива поддержки инициатив ТОС из средств регионального бюджета.

Ключевые слова: местное самоуправление, территориальное общественное самоуправление, городская администрация, город Орёл.

DEVELOPMENT OF TERRITORIAL PUBLIC SELF-GOVERNMENT: OREL EXPERIENCE

BUKALOVA C.V. - Candidate of Historical Sciences, Central Russian Institute of Management, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: STL1612@yandex.ru

The article considers territorial public self-government (TPG) as an institution of social partnership of municipal authorities and organized residents. Up to date, there has been no clear understanding of the nature and functions of TPG, the mechanisms of interaction between TPG bodies and local administration.

The author focuses on the analysis of managerial aspects of the TPG work practice, which has developed in Orel. There are more than 350 TPG bodies in the city. There was a regulatory legal regulation of their status, forms of interaction with city authorities, territorial structures of the Ministry of Internal Affairs, the Ministry of Emergency Situations. Recently, some actions have been taken to spread Orel experience of TPG in the region. The perspective of supporting TPG initiatives from the regional budget is considered.

Keywords: local self-government, territorial public self-government, city administration, Orel.

Категория «местное самоуправление» отражает такое явление социальной жизни, как самоорганизация населения, которая предполагает организацию деятельности его членов по решению вопросов местного значения. Эта деятельность может выступать в виде самоорганизации, самодеятельности, т.е. деятельности как вида внутренней самореализации

Букапова Светлана Владимировна - кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, адрес: 302028, г. Орёл, б. Победы 5-а, e-mail: STL1612@yandex.ru_

местным сообществом своих возможностей и своего потенциала1.

Одна из системных проблем местного самоуправления в России - проблема организации взаимодействия населения и муниципальной власти2. На протяжении многих лет констатируются низкий уровень доверия граждан к местной власти, пассивная позиция потребителя муниципальных услуг, высокий уровень критики жителей в адрес ближайших властных институтов, недостаточная готовность граждан участвовать в формировании органов местного самоуправления, в решении вопросов местного значения, в общественно-политической жизни своих территориальных сообществ. Повсеместно на муниципальном уровне можно наблюдать атмосферу социальной апатии и институциональной инертности.

Проблемы справедливости, доверия, легитимности, участия, нарастающие на местном уровне, ставят на повестку дня «аксиологический поворот» в публичном управлении от бюрократической и экономической парадигм к концепции сетевого подхода и менеджмента публичных ценностей, что выражается в переосмыслении значения системы отношений государственных и негосударственных структур с точки зрения реализации публичных ценностей и интересов. Консолидирующая роль органов публичной власти в этой плоскости проявляется в подключении к решению муниципальных проблем многочисленных действующих в рамках муниципалитета субъектов на основе осознания важности «занятия публичными делами»3.

Участие граждан в местном самоуправлении имеет, как правило, ситуативный, несистемный характер. Если стихийное объединение всё же происходит, оно зачастую принимает форму конфронтации с властью, протестной активности.

На повестке дня стоит задача создания новой системы социальных связей и отношений, необходимой для интенсивного использования социальных ресурсов в развитии муниципального образования. Внедрение социальных технологий призвано способствовать повышению гражданской активности, включению граждан в процессы принятия решений и управления территорией. Для конструктивного взаимодействия власти и населения последнее должно быть консолидировано, что делает актуальным развитие от неорганизованных форм активности к организованным, структурированным4. В этом случае выделяется и институционализируется группа лидеров, возникает возможность конструктивного диалога. Именно активная часть населения, представляющая собой организованное сообщество, должна стать действенным партнером местной власти в управлении муниципалитетом.

Возможность жителей принимать участие в осуществлении местного самоуправления закреплена законодательно в виде институтов прямой или непосредственной демократии (в противовес демократии представительной, парламентской). Прямая демократия может проявляться в разных формах, каждой из которых соответствуют определённые процедуры. Способы гражданского участия в местном самоуправлении можно разделить на три блока -формы непосредственного осуществления гражданами местного самоуправления, формы участия жителей в осуществлении местного самоуправления и формы выявления органами местного самоуправления и государственной власти мнения населения.

1 Лиджиева И.В. Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества // ВестникИКИАТ-2011.-№1 (22).-С. 52.

2 Балашова М.В. Территориальное общественное самоуправление в контексте реформирования местного самоуправления современной России: политические аспекты : дис....канд. полит, наук - Москва, 2011.-С. 52.

3 Слатинов В.Б. Меркулова К.Г. Публичные ценности в структуре идеологии местного сообщества: проблемы формирования и идентификации И Среднерусский вестник общественных наук - 2014 - №4.- С.35-36.

4 Заборова E.H. Власть и население: аспекты взаимодействия на муниципальном уровне // Вопросы управления,- 2014 - №3,- С.46._

Особое место среди форм прямой демократии занимает территориальное общественное самоуправление (TOC), которое представляет собой социальную практику самостоятельного и ответственного осуществления населением собственных инициатив по вопросам местного значения1. В ее основе лежат процессы самоорганизации граждан по месту жительства. Именно органы TOC являются самыми ближайшими и надежными партнерами органов власти в решении вопросов местной жизни. Особенность органов территориального общественного самоуправления проявляется в том, что они носят двойственный характер, сочетающий в себе элементы как публичного, так и общественного управления.

Разные регионы и муниципалитеты выстраивают собственную модель отношений муниципальной власти и TOC, на конкретную конфигурацию которой оказывают влияние такие факторы, как уровень развития территориального самоуправления, численность органов TOC и широта охвата ими территории, финансовые ресурсы муниципалитета, подходы местной администрации к организации взаимодействия с населением. Город Орёл имеет давние и богатые традиции территориального общественного самоуправления. В настоящее время они претерпевают определённую трансформацию в условиях растущего внимания со стороны властей к этой форме организации граждан.

Нормативно-правовую основу создания и деятельности органов территориального общественного самоуправления составляют Устав города Орла2 и Положение «О территориальном общественном самоуправлении в городе Орле»3. В качестве основной задачи органов TOC определена работа по повышению самоорганизации жителей в решении вопросов благоустройства и содержания жилого фонда. Не секрет, что подавляющее большинство обращений граждан в органы местного самоуправления связано с жилищно-коммунальными проблемами.

К концу 2017 года в Администрации города Орла было зарегистрировано 238 домовых и 125 уличных комитетов4. Уличкомы ведут свою историю с советских времен, и зона частной застройки этого периода практически полностью охвачена их деятельностью. На председателей уличкомов возложена важная задача: - выдача справок о регистрации граждан по месту жительства. Неоценимый социальный капитал уличкомов - развитые соседские связи, обеспечение преемственности в работе.5.

В Железнодорожном районе города Орла, где сохранился наибольший массив частной застройки, создан Общественный Совет председателей уличных комитетов района. Совет оказывает методическую и организационную помощь в проведении собраний и совещаний, подготавливает ходатайства в администрацию города, в областной и городской Советы

1 Ст. 27 ФЗ - № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2 Устав города Орла (принят постановлением Орловского городского Совета народных депутатов. - 2005. - 22 июня - № 72/753—ГС).

3 Положение «О территориальном общественном самоуправлении в городе Орле». Принято Решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.03.2008 - № 30/471—ГС, с изменениями, внесёнными Решением Орловского городского Совета народных депутатов. - 2014. -2 9 апреля. - № 48/0915—ГС.

4 Информация о работе органов территориального общественного самоуправления на территории города Орла // Официальный сайт Администрации города Орла http://www.orel-adm.ruЛndex.php?opt¡on=отm_^

оЬзЬсИеБ1уепподо-затоиргау1еп1уа-па-1егп1оп1-догос1а-ог1а (дата обращения: 28.12 2017).

5 Например, М.А. Исаева 58 лет была председателем уличкома - №9 Железнодорожного района г. Орла. Она и сегодня в общественном активе: помогает своему молодому преемнику, не отказывает и тем, кто по старой памяти обращается к ней за советом- источник:Новошинская В. Им года - не беда// Орловская городская газета от 10 марта 2017._

народных депутатов. В Советском районе действует Координационный совет территориальных органов самоуправления1.

Также в городе Орле уже восемь лет работает «школа домкомов»2, которую возглавляет ЖКХ-активист с немалым стажем и колоссальным опытом, медийная персона и председатель Координационного совета территориальных органов самоуправления Советского района Р.Л. Исламгазин. Еженедельно на занятиях любой житель может получить бесплатную консультационную помощь и найти ответы на злободневные вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства.

В отличие от уличных, домовые комитеты в формате ТОС пока не получили должного распространения. По данным Администрации г. Орла, в настоящее время они существуют только в нескольких десятках домов каждого из районов города: Северный район - 56 домовых комитетов, Советский - 80 домовых комитетов, Железнодорожный район - 38 домовых комитетов, Заводской район - 64 домовых комитета.

При взаимодействии с ТОС Администрация г. Орла делает ставку на ТОСовский актив в соответствии с Положением «О материальном стимулировании органов территориального общественного самоуправления города Орла»3. В фокусе внимания - руководители ТОС и их помощники: в связи с юбилеями и праздничными датами они получают от чиновников поздравления, благодарственные письма и грамоты за активную работу с населением по месту жительства, денежные премии в канун Дня местного самоуправления и букеты цветов как символы признания, а также и 50% компенсацию по оплате за коммунальные услуги (электро-газо- и водоснабжение) за счет средств городского бюджета.

Городская администрация и правоохранительные органы активно используют ТОС как канал информационного взаимодействия с горожанами. Совместно с сотрудниками УМВД России по городу Орлу и УФСБ России по Орловской области представители ТОС распространяют информацию по предупреждению случаев мошенничества и терроризма, проводят значительную работу по борьбе с незаконным распространением наркотиков. Совместно с участковыми уполномоченными полиции, работниками отделов административно-технического контроля проводятся рейды по выявлению несанкционированного складирования стройматериалов, свалок. Руководители органов ТОС активно участвуют в работе народных дружин по охране общественного правопорядка.

В канун празднования Дня города подводятся итоги ставшего традиционным конкурса благоустройства «Лучший дом (подъезд, дворовая территория, улица)» среди органов территориального общественного самоуправления4. Участие в конкурсе - хороший повод не только сделать более приветливой территорию своего непосредственного проживания, но и укрепить соседские связи, реализовать собственные дизайнерские таланты, упрочить авторитет активистов ТОС в их ближайшем социальном окружении.

1 Мутаф Б. ТОС: взаимодействие населения и власти // Орловская городская газета. -2015. -13.февраля.

2 Школе домкомов - 8 лет! // Орловское региональное отделение Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей Ьйр://гражданские-силь1.рф/%О1%88%О0%ВА%О0%ВЕ%О0%ВВ%О0%В0-

%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B2.(flaTa обращения: 27.12.2017).

3 Положение «О материальном стимулировании органов территориального общественного самоуправления города Орла». Принято решением Орловского городского Совета народных депутатов. - 2008. - 19.12-№40/656-ГС.

4 Идет прием заявок на конкурс «Лучший дом (подъезд, дворовая территория, улица)» // Официальный сайт Администрации города Орла [Электронный ресурс] - дата публикации: 27 июня 2017.-- URL: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=11682:idet-priem-zayavok-na-konkurs-luchshij-dorri-pod-ezd-dvorovaya—territoriya—ulitsa&ltemid=140 (дата обращения: 28.12 2017)._

Муниципальные власти разработали формат информационного и организационного взаимодействия с органами территориального самоуправления1. Администрация города Орла и Орловский городской Совет народных депутатов регулярно проводят встречи с представителями ТОС, в результате которых формируется более четкое видение стратегии решения насущных проблем и реализации наказов избирателей. Председатели домовых и уличных комитетов участвуют в заседаниях профильных комитетов горсовета. Постоянной является практика встреч руководителей ТОС с депутатами и руководством территориальных подразделений городской администрации2. Предметом для обсуждения становятся коммунально-бытовые вопросы: прохождение отопительного сезона, вывоз мусора, асфальтирование дворов и межквартальных проездов. Немаловажно и то, что на таких встречах присутствуют представители управляющих и подрядных организаций, которые могут дать разъяснения по существу вопросов, вынесенных в повестку дня.

В непосредственном сотрудничестве с депутатами Орловского областного и городского Советов народных депутатов домовым комитетам удается решать вопросы, требующие значительного финансирования: ремонт внутриквартальных дорог, оборудование детских игровых площадок во дворах жилых домов3.

Отдельного упоминания заслуживает участие актива ТОС в осуществлении других форм прямой демократии на местном уровне, прежде всего - в публичных слушаниях. Председатели уличных и домовых комитетов входят в состав участковых избирательных комиссий.

Орловский опыт пока не получил широкого распространения на территории региона: По словам заместителя председателя правительства области по внутренней политике Вячеслава Ерохина, сейчас в нашем регионе действует 381 ТОС, зарегистрированный в органах местного самоуправления. Наибольшее количество (345) создано в г. Орле, два - во Мценске, 30 -в Волховском районе4. Между тем именно этот предусмотренный законом формат призван преодолеть недостатки административно-территориального принципа, положенного в основу организации системы муниципальной власти в РФ, игнорирующего социальную основу местного самоуправления. Действительно, низший уровень муниципального образования -сельское поселение - может объединять до 15 населённых пунктов, значительно удалённых друг от друга и мало связанных между собой. Создание ТОС призвано вернуть местному самоуправлению звание «самой близкой власти».

Предприняты шаги по подготовке проекта закона «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Орловской области»5. По инициативе

1 Глава администрации будет проводить регулярные встречи с активистами ТОС // Официальный сайт Администрации города Орла [Электронный ресурс] - дата публикации: 11 января 2017--URL: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=10507:glava-administratsii-budet-provodit-regulyarnye-vstrechi-s—aktivistami—tos&Itemid=140 (дата обращения: 28.12 2017).

2 Глаза в глаза с депутатами // Официальный сайт Орловского городского Совета народных депутатов [Электронный ресурс] .- дата публикации: 07.02.2018.— URL: http://www.orelgorsovet.ru/p4639.html (дата обращения: 12.03.2018).

3 Встречи с руководителями органов ТОС // Официальный сайт Администрации города Орла [Электронный ресурс] .- - URL: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=395:vstrechi-s-rukovoditelyami-organov-tos&ltemid=13 (дата обращения: 28.12 2017).

4 ТОСам - зелёный свет! // Орловский областной Совет народных депутатов (Официальный сайт) [Электронный ресурс].-дата публикации: 14 сентября 2017 г. - URL:http://oreloblsovet.ru/events/tosam-%E2%80%94-zelyonyiy-svet%21.html (дата обращения: 27.12.2017).

5 Алёшина И. Как помочь ТОСам? В заксобрании региона началась работа над проектом закона «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Орловской области» // Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области «Орёл-регион» [Электронный ресурс]. -

комитета по местному самоуправлению Орловского областного Совета народных депутатов 13 сентября 2017 года состоялся «круглый стол», на котором обсудили проблемы развития территориального общественного самоуправления. Участники «круглого стола» рекомендовали правительству региона разработать государственную программу по развитию ТОСов, а органам местного самоуправления - создать структурные подразделения по работе с TOC и муниципальные центры поддержки гражданских инициатив1.

Подобные инициативы существуют и реализуются уже сейчас, способствуя трансляции орловского опыта на территорию области. С 2014 года в рамках партийного проекта Единой России «Управдом» развивается проект «ТОСовский призыв!» (Региональный центр развития территориального общественного самоуправления Орловской области). Он охватывает серию практических семинаров и трёхмесячные курсы компьютерной грамотности для активистов-ТОСовцев. На семинарах, проводимых в районах Орловской области региональной общественной организацией «Орловская студенческая община», активисты встречаются с представителями органов государственной власти и местного самоуправления, управляющими компаниями. На семинарах проходит обмен опытом, выявляются проблемы в организации и развитии общественного самоуправления. Обучение прошли уже более 1100 активистов, представителей советов многоквартирных домов, товариществ собственников жилья2. Проект реализуется на средства грантов Президента РФ на развитие гражданского общества3.

Обобщая опыт нескольких десятилетий развития территориального общественного самоуправления в городе Орле, можно констатировать его определённую противоречивость. Положительными моментами являются немалый масштаб этой формы непосредственной демократии, большое число органов TOC, прошедших процедуру организационного оформления, а так же отработанные схемы взаимодействия местной власти с активистами TOC. При этом слабо используется потенциал TOC в решении вопросов местного значения (что является предметом деятельности территориального самоуправления согласно федеральному законодательству); большое число органов TOC не является пока показателем столь же значительной доли жителей города, вовлечённых в их деятельность. Положительной чертой орловского опыта является ставка на инициативу «снизу» и самоорганизацию жителей при создании новых ячеек территориального самоуправления. Вместе с тем меры поддержки органов TOC со стороны городской и региональной власти, общественных организаций нельзя признать достаточными и соответствующими задачам развития института территориального общественного самоуправления.

Управление должно стать творческим процессом, в котором происходит поиск истины, вырабатывается единое мнение4, растет информированность и компетентность каждой из

2017. - 19 сентября. - URL: https://regionorel.ru /novosti/socie1y/kak_pomoch_tosam_v_zaksobranii_regiona_ nachalas_rabota_nadjDroektom_zakona_o_gosudarstvennoy_podderzh/ (дата обращения: 27.12.2017).

1 Алёшина И. Как помочь ТОСам? В заксобрании региона началась работа над проектом закона «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Орловской области» // Информационно-аналитическое интернет-издание Орловской области «Орёл-регион» [Электронный ресурс]. — 2017. — 19 сентября. - URL: https://regionorel.ru /novosti/society/kak_pomoch_tosam_v_zaksobranii_regiona_ nachalas_rabota_nad_proektom_zakona_o_gosudarstvennoy_podderzh/ (дата обращения: 27.12.2017).

2 ТОСовский призыв! //Орловское региональное отделение политической партии «Единая Россия» [Электронный ресурс].- дата публикации: — 2017. — 25 сентября г. - URL: http://orel.er.ru /news/2017/9/25/tosovskij-prizyv/ (дата обращения: 28.12.2017).

3 Орловская региональная общественная организация «Орловская студенческая община» // Сайт конкурса государственной поддержи ННО [Электронный ресурс]-URL: http://grants2016.oprf.ru/grants115/projects/nno/1320/(дата обращения: 28.12.2017).

4 Новокрещёнов A.B. Самоорганизация территориальных общностей как основа становления и развития

участвующих сторон и, в конечном счете, достигается компромисс мнений и позиций, находится решение проблемы, наиболее адекватное сложившейся ситуации. Кроме того, непосредственное взаимодействие местной власти со структурированным местным сообществом повышает эффективность муниципального управления за счёт повышения информированности власти о нуждах жителей, общественной экспертизы предполагаемых мероприятий, общественного контроля их реализации.

Политика развития местных сообществ, реализуемая на муниципальном уровне, направлена улучшение социального климата сообщества за счёт наращивания капитала социальных связей. Будучи непосредственно связанным с парадигмой партиципативной демократии, расширение вовлечения населения в процесс местного самоуправления способствует формированию активной и ответственной гражданской позиции жителей, повышению уровня доверия к местной власти и, соответственно, её легитимности.

Библиография/References:

1. Алёшина И. Как помочь ТОСам? В заксобрании региона началась работа над проектом закона «О государственной поддержке территориального общественного самоуправления в Орловской области» II Орёл-регион. - 19 сентября 2017 г. - URL: https://regionorel.ru/novosti/society/kak_pomoch_tosam_v_zaksobranii_regiona_nachalas_rabota_n ad_proektom_zakona_o_gosudarstvennoy_podderzh/ (дата обращения: 27.12.2017).

2. Балашова М.В. Территориальное общественное самоуправление в контексте реформирования местного самоуправления современной России: политические аспекты: дис.. канд. полит, наук. - М., 2011 -185 с.

3. Встречи с руководителями органов ТОО II Официальный сайт Администрации города. -URL: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=395:vstrechi-s-rukovoditelyami-organov-tos&ltemid=13 (дата обращения: 28.12 2017).

4. Глава администрации будет проводить регулярные встречи с активистами ТОО II Официальный сайт Администрации города Орла. - URL: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=10507:glava—administratsii—budet—provodit—

regulyarnye-vstrechi-s-aktivistami-tos&ltemid=140 (дата обращения: 28.12 2017).

5. Глаза в глаза с депутатами II Официальный сайт Орловского городского Совета народных депутатов. - URL: http://www.orelgorsovet.ru/p4639.html (дата обращения: 12.03.2018).

6. Заборова E.H. Власть и население: аспекты взаимодействия на муниципальном уровне II Вопросы управления. - 2014. - № 3. - С. 42-48.

7. Идет прием заявок на конкурс «Лучший дом (подъезд, дворовая территория, улица)» II Официальный сайт Администрации города Орла. - URL: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=11682:idet-priem-zayavok-na-konkurs-luchshij-dom—pod—ezd—dvorovayа—territoriyа—uIitsa&ltemid=140 (дата обращения: 28.12 2017).

8. Информация о работе органов территориального общественного самоуправления на территории города Орла II Официальный сайт Администрации города Орла. - URL: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=12453:informatsiya-o-rabote-organov-territorialnogo-obshchestvennogo-samoupravleniya-na-territorii-goroda-orla (дата обращения: 28.12 2017).

9. Лиджиева И. В. Территориальное общественное самоуправление как институт гражданского общества II Вестник ИКИАТ. - 2011. - № 1 (22).- С. 51-57.

местного самоуправления: дисс.... д-ра соц. наук.- Екатеринбург, 2003,- С.118.

10. Новокрещёнов А.В. Самоорганизация территориальных общностей как основа становления и развития местного самоуправления: дис. ... д-ра социол. наук. - Екатеринбург, 2003.-404 с.

11. Орловская региональная общественная организация «Орловская студенческая община» II Сайт конкурса государственной поддержки ННО. - URL: http://grants2016.oprf.ru/grants115/projects/nno/1320/ (дата обращения: 28.12.2017).

12. Слатинов В.Б. Меркулова К.Г. Публичные ценности в структуре идеологии местного сообщества: проблемы формирования и идентификации II Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - № 4. - С. 35-38.

13. Стенограмма заседания Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации 05 августа 2017 г. - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/55301 (дата обращения: 10.01.2018).

14. ТОСам - зелёный свет! II Орловский областной Совет народных депутатов (Официальный сайт). - URL: http://oreloblsovet.ru/events/tosam-%E2%80%94-zelyonyiy-svet%21.html (дата обращения: 27.12.2017).

15. ТОСовский призыв! II Орловское региональное отделение политической партии «Единая Россия». - URL: http://orel.er.rU/news/2017/9/25/tosovskij-prizyv/ (дата обращения: 28.12.2017).

16. Школе домкомов - 8 лет! II Орловское региональное отделение Общероссийского общественного движения в защиту прав и интересов потребителей. - URL: Ьйр://гражданские-силы.рф. (дата обращения: 27.12.2017).

1. Aleshina, I. Как pomoch' TOSam? V zaksobranii regiona nachalas' rabota nad proektom zakona «О gosudarstvennoi podderzhke territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniia v Orlovskoi oblasti» [How to help TOS? In the legislative Assembly of the region began work on the draft law «on state support of territorial public self-government in the Orel region»] II Orel-region. -19 sentiabria 2017 g. - URL: https://regionorel.ru/novosti/society/kakjDomochJosam_v_zaksobraniLregiona_ nachalas_rabota_nad_proektom_zakona_o_gosudarstvennoy_podderzh/ (data obrashcheniia: 27.12.2017). (In Russ.)

2. Balashova, M.V. (2011) Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie v kontekste reformirovaniia mestnogo samoupravleniia sovremennoi Rossii: politicheskie aspekty [Territorial public self-government in the context of reforming local self-government in modern Russia: political aspects]: diss.... kand. polit. nauk - M. - 185 p. (In Russ.)

3. Vstrechi s rukovoditeliami organov TOS [A meeting with the heads of the TOS] II Ofitsial'nyi sait Administratsii goroda [Administration of the city of Orel official website], - URL: http://www.orel-adm.nj/index.php?option=com_k2&view=itemlist&task=category&id=395:vstrechi-s-rukovoditelyami-organov- tos&ltemid=13 (data obrashcheniia: 28.12 2017). (In Russ.)

4. Glava administratsii budet provodit' reguliarnye vstrechi s aktivistami TOS [The head of administration will hold regular meetings with TOS activists] II Ofitsial'nyi sait Administratsii goroda Orla [Administration of the city of Orel official website], - URL: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=10507:glava-administratsii-budet-provodit-regulyarnye-vstrechi-s-aktivistami-tos&ltemid=140 (data obrashcheniia: 28.12 2017). (In Russ.)

5. Glaza v glaza s deputatami [Eye to eye with deputies] II Ofitsial'nyi sait Orlovskogo gorodskogo Soveta narodnykh deputatov [the Official website of the Oryol city Council of people's deputies], - URL: http://www.orelgorsovet.ru/p4639.html (data obrashcheniia: 12.03.2018). (In Russ.)

6. Zaborova, E.N. (2014) Vlast' i naselenie: aspekty vzaimodeistviia na munitsipal'nom urovne [Government and population: aspects of cooperation at the municipal level] II Voprosy upravleniia [Management Issues], - № 3. - P. 42-48. (In Russ.)

7. Idet priem zaiavok na konkurs «Luchshii dom (pod"ezd, dvorovaia territoriia, ulitsa)» [Is accepting applications for the contest «the Best house (porch, yard, street)»] II Ofitsial'nyi sait Administratsii goroda Orla [Administration of the city of Orel official website], - URL: http://www.orel-adm.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=11682:idet-priem-zayavok-na-konkurs-luchshij-dom-pod-ezd-dvorovaya-territoriya-ulitsa&ltemid=140 (data obrashcheniia: 28.12 2017). (In Russ.)

8. Informatsiia o rabote organov territorial'nogo obshchestvennogo samoupravleniia na territorii goroda Orla [Information about work of bodies of territorial public self-government in the territory of the city of Ore] II Ofitsial'nyi sait Administratsii goroda Orla [Administration of the city of Orel official website], - URL: http:/A/vww.orel-adm.m/index.php?option^m_k2&view=item&id=12453:infoimatsiya-o-rabote-organov-temtorialnogo-obshchestvenno (data obrashcheniia: 28.12 2017). (In Russ.)

9. Lidzhieva, I.V. (2011) Territorial'noe obshchestvennoe samoupravlenie kak institut grazhdanskogo obshchestva [Territorial public self-government as an institution of civil society] II Vestnik IKIAT. - № 1 (22). - P. 51-57. (In Russ.)

10. Novokreshchenov, A.V. (2003) Samoorganizatsiia territohal'nykh obshchnostei kak osnova stanovleniia i razvitiia mestnogo samoupravleniia [Self-organization of territorial communities as a basis for the formation and development of local self-government]: diss. ... d-ra sotsiol. nauk. -Ekaterinburg - 404 p. (In Russ.)

11. Orlovskaia regional'naia obshchestvennaia organizatsiia «Orlovskaia studencheskaia obshchina» [Oryol regional public organization «Oryol student community»] II Sait konkursa gosudarstvennoi podderzhki NNO [website of the competition of state support of NGOs], - URL: http://grants2016.oprf.ru/grants115/projects/nno/1320/ (data obrashcheniia: 28.12.2017). (In Russ.)

12. Slatinov, V.B. Merkulova, K.G. (2014) Publichnye tsennosti v strukture ideologii mestnogo soobshchestva: problemy formirovaniia i identifikatsii [Public values in the structure of the ideology of the local community: problems of formation and identification] II Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk [Central Russian Journal of Social Sciences], - № 4. - P. 35-38. (In Russ.)

13. Stenogramma zasedaniia Soveta po razvitiiu mestnogo samoupravleniia pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii 05 avgusta 2017 g. [The transcript of the meeting of the Council for development of local self-government under the President of the Russian Federation], - URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/55301 (data obrashcheniia: 10.01.2018). (In Russ.)

14. TOSam - zelenyi svet! [Green light for TOS] II Orlovskii oblastnoi Sovet narodnykh deputatov (Ofitsial'nyi sait) [Orel regional Council of people's deputies], - URL: http://oreloblsovet.ru/events/tosam-%E2%80%94-zelyonyiy-svet%21.html (data obrashcheniia: 27.12.2017). (In Russ.)

15. TOSovskii prizyv! [TOS are callings!] II Orlovskoe regional'noe otdelenie politicheskoi partii «Edinaia Rossiia» [Orel regional branch of the political party «United Russia»]. - URL: http://orel.er.rU/news/2017/9/25/tosovskij-prizyv/ (data obrashcheniia: 28.12 2017). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Shkole domkomov - 8 let! [The school house Committee - 8 years!] II Orlovskoe regional'noe otdelenie Obshcherossiiskogo obshchestvennogo dvizheniia v zashchitu prav i interesov potrebitelei [Oryol regional branch of all-Russian public movement to protect the rights and interests of consumers], - URL: http://grazhdanskie-sily.rf (data obrashcheniia: 27.12.2017). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.