Научная статья на тему 'МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
89
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА / ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СТАРОСТЫ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ СОВЕТЫ / НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / ВОЛОНТЕРСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Анна Александровна, Масляков Владимир Владимирович, Салтыкова Ольга Петровна

В статье анализируются перспективы развития местного самоуправления в Саратовской области. Отмечается, что для вовлечения населения в местные управленческие процессы и инициативное проектирование органы местного самоуправления взаимодействуют с представителями территориального общественного самоуправления, старостами сельских населенных пунктов, общественными советами, народными дружинами, волонтерскими организациями и другими представителями местных сообществ. В статье не только приводятся примеры развития местных сообществ в Саратовской области, но и определяются перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Анна Александровна, Масляков Владимир Владимирович, Салтыкова Ольга Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL COMMUNITIES IN THE SARATOV REGION: DEVELOPMENT PROSPECTS

The article analyzes the prospects for the development of local self-government in the Saratov region. It is noted that in order to involve the population in local management processes and initiative design, local governments interact with representatives of territorial public self-government, headmen of rural settlements, public councils, people’s squads, volunteer organizations and other representatives of local communities. The article not only provides examples of the development of local communities in the Saratov region, but also determines the prospects for their development.

Текст научной работы на тему «МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_30 УДК 352

МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Гребенникова Анна Александровна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления им. П. А. Сто -лыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: 22.ggu@rambler.ru

Масляков Владимир Владимирович,

доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, Медицинский институт «РЕАВИЗ», г. Саратов, Россия, e-mail: maslyakov@inbox.ru

Салтыкова Ольга Петровна,

кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Поволжский институт управления им. П. А. Сто -лыпина - филиал РАНХиГС, г. Саратов, Россия, e-mail: saltykovaolga1@ mail.ru

В статье анализируются перспективы развития местного самоуправления в Саратовской области. Отмечается, что для вовлечения населения в местные управленческие процессы и инициативное проектирование органы местного самоуправления взаимодействуют с представителями территориального общественного самоуправления, старостами сельских населенных пунктов, общественными советами, народными дружинами, волонтерскими организациями и другими представителями местных сообществ. В статье не только приводятся примеры развития местных сообществ в Саратовской области, но и определяются перспективы их развития.

Ключевые слова: местные сообщества; органы территориального общественного самоуправления; старосты сельских населенных пунктов; общественные советы; народные дружины; волонтерские организации.

UDC 352

LOCAL COMMUNITIES IN THE SARATOV REGION: DEVELOPMENT

PROSPECTS

Grebennikova Anna Alexandrovna,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Povolzhsky Institute of Management Named after P. A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: 22.ggu@rambler.ru

Maslyakov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Medical Sciences, Professor, Professor of the Department of Mobilization Training of Public Health and Disaster Medicine, Medical Institute «REAVIZ», Saratov, Russia, e-mail: maslyakov@inbox.ru

Saltykova Olga Petrovna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Povolzhsky Institute of Management. Named after P. A. Stolypin - branch of the RANEPA, Saratov, Russia, e-mail: saltykovaolga 1@mail.ru

The article analyzes the prospects for the development of local self-government in the Saratov region. It is noted that in order to involve the population in local management processes and initiative design, local governments interact with representatives of territorial public self-government, headmen of rural settlements, public councils, people's squads, volunteer organizations and other representatives of local communities. The article not only provides examples of the development of local communities in the Saratov region, but also determines the prospects for their development.

Keywords: local communities; bodies of territorial public self-government; village elders; public councils; folk squads; volunteer organizations.

По мере формирования гражданского общества в России вопросы участия населения в управлении локальными территориями, инициативного проектирования граждан, инструментов взаимодействия населения с властью и развития местных сообществ приобретают все большую значимость и актуальность. В 2020 г. в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» была внесена статья об инициативных проектах [1]. В настоящее время для вовлечения населения в инициативное проектирование необходимо участие представителей всех местных сообществ. Поэтому органы местного самоуправления ищут перспективные направления и новые механизмы взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления (ТОС), старостами сельских населенных пунктов, общественными советами, советами МКД, народными дружинами, волонтерскими организациями и другими представителями местных сообществ.

Вместе с тем термин «местные сообщества» не имеет законодательного закрепления и характеризуется многообразием подходов к его трактовке. Так, П. А. Сорокин анализирует местные сообщества как структурно-функциональные элементы в местном самоуправлении, взаимодействующие между собой [2]. Е. П Анимица, Т. И. Заславская рассматривают местные сообщества как институт гражданского обществ [3]. К. А. Анти-пьев считает местные сообщества сложной системой, состоящей из элементов и подсистем, взаимосвязанных между собой [4].

Местные сообщества можно рассматривать как совокупность социальных групп, которых объединяют экономические, социальные и иные связи. Они являются основой для территориальной самоорганизации граждан, интегрированы в местную экономику, участвуют в избирательных кампаниях, взаимодействует с органами местной власти, при-

влекаются к принятию решений по развитию территории и т. д. При этом активность населения в решении вопросов местного значения рассматривается как показатель зрелости конкретного местного сообщества [5].

Основное место среди местных сообществ по праву занимает территориальное общественное самоуправление. В муниципальных образованиях Саратовской области территориальное общественное самоуправление стало развиваться с декабря 1990 г. с момента создания ТОС «Солнечный» на территории г. Саратова. По состоянию на 1 января 2021 г. в области количество ТОС, зарегистрированных в органах местного самоуправления - 113, а со статусом юридических лиц (в организационно-правовой форме как некоммерческих организаций) - 19 [6].

Территориальная локация ТОС по Саратовской области представлена следующим образом: г. Саратов, Балаковский, Вольский, Ершовский, Красноармейский, Краснопар-тизанский, Марксовский, Новоузенский, Петровский, Татищевский, Энгельсский муниципальные районы.

В 2021 г. была разработана и принята Стратегия развития территориального общественного самоуправления в Саратовской области до 2030 года в качестве документа стратегического планирования, в которой были определены приоритеты и цели развития, основные направления деятельности территориального общественного самоуправления. Стратегия предполагает дальнейшее развитие системы ТОС; расширение взаимодействия органов ТОС с региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, депутатами всех уровней, негосударственным сектором, некоммерческими организациями, субъектами малого и среднего предпринимательства; повышение гражданской активности и ответственности жителей за решение социально-экономических задач, связанных с развитием территорий [7].

В основе реализации стратегии находится системное взаимодействие и диалог федеральных, региональных органов власти, органов местного самоуправления, органов ТОС, общественных организаций, предпринимателей, депутатов, активных жителей и других заинтересованных лиц. Для выстраивания такого взаимодействия планируется использовать:

- механизм государственной поддержки развития ТОС по реализации инициатив и общественно значимых проектов, в том числе в выполняемых государственных федеральных программах и отраслевых стратегиях;

- конкурсный механизм - проведение различных конкурсов среди ТОСов и их активистов с грантовой поддержкой победителей конкурсов регионального и муниципального уровня;

- разработку и реализацию социальных и бизнес-проектов на основе соучаствующего проектирования и инициативного бюджетирования, кооперации;

- публичные слушания, общественные обсуждения, инициирование общественных дискуссий о значимости ТОС, формах и направлениях их работы, в том числе путем создания дистанционных дискуссионных площадок;

- информационное и методическое сопровождение активистов ТОС о возможностях участия в конкурсных и грантовых программах различного уровня, а также координирование этой работы и проектной деятельности ТОС;

- проведение ежегодных региональных и муниципальных этапов всероссийского конкурса «Лучшая практика ТОС», в том числе на выделение финансовой поддержки в форме грантов;

- популяризацию деятельности активистов ТОС, отдельных успешных проектов, тиражирование и масштабирование доказавших свою эффективность практик, выстраивание побратимских связей в регионах Приволжского федерального округа и других округов;

- организацию при участии активистов специальных событий (конференций, форумов, фестивалей), посвященных различным направлениям деятельности ТОС и т. п.

В целях координации деятельности территориального общественного самоуправ-

ления, представления его общих интересов в органах власти, а также в различных организациях в г. Саратове действует созданная в 1992 г. Ассоциация территориальных общественных самоуправлений «Ассоциации самоуправляемых территории г. Саратова» (АТОС «АСТ г. Саратова»). В 2021 г. была также сформирована региональная Ассоциация территориального общественного самоуправления Саратовской области [6].

Большое место в своей работе органы ТОС Саратовской области отводят культурно-массовым мероприятиям с жителями села: заседания клубов по интересам, проведение праздников к знаменательным датам, поздравления с днем рождения активных общественников и ветеранов. Органы ТОС совместно с работниками культуры про -водят праздники для детей и взрослых [8]. В 2021 г. из-за ограничительных мероприятий, вызванных распространением Covid-19, целый ряд мероприятий был проведен дистанционно.

Территориальное общественное самоуправление оказывает значительную помощь администрациям городских и сельских поселений в решении вопросов местного значения. Их деятельность связана с проведением мероприятий, направленных на благоустройство и озеленение территории, формирование здорового образа жизни человека, популяризацию систематических занятий физической культурой и спортом, патриотическое воспитание подрастающего поколения. Органы ТОС оказывают организационную поддержку администрациям при проведении социально-культурных мероприятий (день Победы, День защиты детей, День муниципального образования и пр.) [9].

Органы ТОС активно участвуют в гранто-вой деятельности всех уровней - федерального, регионального, муниципального. При этом ТОС г. Саратова реализуют социально значимые проекты, финансируемые за счет средств областного бюджета. Например, органы ТОС Натальинского муниципального образования Балаковского муниципального района активно участвуют в реализации проектов, основанных на местных инициативах; осуществляют общественный контроль за проведением ремонта автомобильных дорог; принимают активное участие в благоустройстве общественных территорий.

В последние годы активное развитие в Саратовской области получил институт сельских старост, который показал свою эффективность в Новобурасском, Калининском, Лысогорском, Базарно-Карабулакском и других муниципальных районах. Всего в 2021 г. в Саратовской области были выбраны 373 старосты сельских населенных пунктов [6].

В функции сельских старост входит информирование населения о предстоящих мероприятиях, предоставление информации по населенному пункту, доводение до сведения населения информации об изменениях в законодательстве, муниципальных правовых актах. Сельскими старостами осуществляется работа с населением, выявляются проблемы в населенных пунктах, информация о которых оперативно доводится до администраций муниципальных образований и администрации муниципального района. Они организуют население на проведение общественно полезных мероприятий на территории населенных пунктов (благоустройство, субботники, уборка кладбищ и т. п.).

В настоящее время в Саратовской области предусмотрено правовое регулирование отдельных вопросов статуса и деятельности старост сельских населенных пунктов. Старосты наделены правами в сфере взаимодействия и обмена информацией между населением и органами местного самоуправления, обеспечения пожарной безопасности в границах сельского населенного пункта, предупреждения и минимизации последствий чрезвычайных ситуаций, а также привлечения населения к решению вопросов местного значения в сельском населенном пункте.

В соответствии с Законом Саратовской области от 31.10.2018 № 110-ЗСО «О некоторых вопросах статуса и деятельности старосты сельского населенного пункта в Саратовской области» староста для решения возложенных на него задач также имеет право: быть принятым в первоочередном порядке должностными лицами органов местного самоуправления; участвовать в заседаниях представительного органа; получать организационную, методическую, информационную помощь от органов местного самоуправления; оказывать уполномоченным органам содействие в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах сельского населенного пункта и т. п. [10].

Кроме того, старосты являются генератором идей развития территории сельского населенного пункта. Именно они по собственной инициативе или инициативе жителей реализуют социальные проекты, представляющие собой не только гранты, но и просто оформленные идеи и предложения.

Старосты исполняют свои полномочия на неоплачиваемой основе. Затраты, связанные с организационно-техническим обеспечением деятельности старосты, могут возмещаться за счет средств бюджета муниципального образования в размере и на условиях, установленных постановлением администрации муниципального образования [11].

В старостах сельских населенных пунктов Саратовской области реализован институт местного самоуправления, который смог компенсировать некоторые негативные последствия укрупнения муниципальных образований.

Большую роль в социальной работе с населением играют волонтерские организации. В 2021 г. в Реестре поставщиков социальных услуг области состоят 13 негосударственных организаций: 11 социально ориентированных некоммерческих организаций, 2 коммерческие организации. Две организации имеют статус исполнителей общественно полезных услуг - Областное общество трезвости и здо -ровья и Кризисный центр «С Верой в жизнь!».

Саратовская региональная общественная организация трезвости и здоровья оказывает социально-психологические, социально-педагогические, социально-медицинские, социально-правовые услуги в полустационарной форме социального обслуживания. Основной категорией получателей социальных услуг являются граждане при наличии внутрисемейного конфликта, в том числе это лица с наркотической или алкогольной зависимостью, лица, имеющие пристрастие к азартным играм, лица, страдающие психическими расстройствами, при наличии насилия в семье.

Автономная некоммерческая организация «Кризисный центр «С верой в жизнь!» оказывает бытовые, психологические, педагогические, трудовые и правовые услуги в полустационарной и стационарной форме социального обслуживания. Он реализует несколько направлений деятельности:

предоставление временного приюта женщинам, семьям с маленькими детьми, которые оказались в трудных жизненных ситуациях; предоставление услуг по кратковременному присмотру за детьми; предоставление гуманитарной помощи нуждающимся гражданам: обеспечение продуктовыми наборами, одеждой, обувью, предметами первой необходимости; оказание правовой и психологической помощи и т. п. [6]

Развитие добровольчества (волонтер-ства) является приоритетным направлением в реализации государственной молодежной политики на территории Саратовской области. Министерство молодежной политики и спорта области является координирующим органом по развитию добровольчества на территории региона.

В настоящее время численность «серебряных» волонтеров насчитывается около тысячи человек (за 2021 год было вовлечено 338 граждан старшего поколения). С участием волонтеров проходят добровольческие акции, творческие мастер-классы, социально значимые мероприятия по чествованию долгожителей и супружеских пар, проживших в браке более 50 лет, проведение праздничных концертов, мероприятий, оказание посильной помощи гражданам, проживающим в стационарных учреждениях.

Наиболее значимые в 2021 г. в сфере добровольчества результаты: утверждена межведомственная программа «Развитие добровольчества (волонтерства) на территории Саратовской области на 2021-2025 годы» [12]; участие в работе Волонтерского корпуса по вовлечению населения к участию в голосовании в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда». Кроме того, Саратовская область вошла в число 15 пилотных регионов, на территории которых впервые была проведена федеральная образовательная программа «Школа Добро. Университет» [6].

Среди направлений деятельности волонтерских организаций в области представлены социальное, экологическое, гражданско-патриотическое, пропагандист-ско-профилактическое, спортивное, турист-ско-краеведческое, медиаволонтерство, медицинское, помощь животным. Количество

участников волонтерских акций увеличивается с каждым годом. Своим примером они способствуют формированию в общественном сознании ориентации на социальную ответственность и активной гражданскую позицию, что представляется существенным элементом консолидации ресурсов местного сообщества. В Саратовской области развивается широкий спектр местных сообществ, структура которых уже стала шире рамок Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [13]. Сегодня местные сообщества активно взаимодействуют с органами власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства локальных территории, социальной защиты населения и охраны общественного порядка, развития культуры, физической культуры и спорта, а также других сферах общественной жизни.

В настоящее время информацию о местонахождении местных сообществ, их деятель -ности, бюджете, направлениях развития, планируемых мероприятиях и собраниях с жителями часто достаточно трудно найти. Как правило, информация о собраниях местных сообществ вывешивается на дверях подъездов многоквартирных домах, или члены местных сообществ информируют друг друга о предстоящих мероприятиях друг друга при личных контактах. Для современных местных сообществ самоуправления характерна определенная информационная замкнутость.

В этой связи рекомендуется разработать Электронную карту местных сообществ, которая будет содержать следующую информацию: юридический и фактический адрес местных сообществ; правовые акты местных сообществ; система органов местных сообществ и их функции; бюджет (смета); отчет о проведенных мероприятиях; анонс планируемых мероприятий; лучшие муниципальные практики; участие жителей в работе местных сообществ и т. п.

В структуре исполнительных органов местного самоуправления следует создать структурное подразделение, например отдел, осуществляющий взаимодействие местной администрации с местными сообществами, которое будет выполнять следующие функции:

- методическое, информационное обеспечение и содействие в решении вопросов материально-технического обеспечения деятельности местных сообществ;

- ведение реестра уставов местных сообществ;

- проведение совещаний с представителями местных сообществ, оформление протоколов совещаний, доведение принимаемых решений до сведения всех заинтересованных лиц; организация контроля за их выполнением;

- рассмотрение, обобщение, анализ обращений, предложений собраний, конференций жителей и местных сообществ по проблемам локальной территории;

- рассмотрение жалоб, предложений от жителей по деятельности местных сообществ;

- финансирование деятельности местных сообществ;

- содействие местным сообществам в организации и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий;

- содействие в организации и проведении собраний и конференций граждан;

- организация информирования населения по вопросам местного значения и т.п.

Сегодня законодательство Российской Федерации закрепило нормы, позволяющие населению активно проявлять инициативу в развитии территории, в частности через территориальное общественное самоуправление, старост населенных пунктов, волонтерские организации, инициативные группы граждан, иные формы местного самоуправления, то есть через низовые звенья системы местного самоуправления.

Однако вовлечение людей в процесс подготовки и реализации мероприятий по развитию муниципального образования продолжает оставаться актуальной темой. В

настоящее время очень важно мотивировать жителей муниципальных образований к созданию местных сообществ, так как именно они являются системным инструментом развития территории [14; 15].

Местные сообщества - один из важных механизмов решения многих муниципальных проблем, причем самый близкий и понятный людям. Благоустройство территорий и охрана общественного порядка, организация и проведение праздников и торжественных мероприятий, социальная помощь ветеранам и людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, обустройство водопровода и мест отдыха, а также многие другие вопросы - вот на что направлены проекты местных сообществ.

Местные сообщества в качестве института гражданского общества способствуют формированию у граждан чувства патриотизма, повышению качества жизни населения посредством четкой артикуляции требований к развитию территорий, снижению уровня социальной напряженности, формируют благоприятный социального-психологический климат в городах, селах и малых поселениях Саратовской области.

В связи с укрупнением территорий муниципальных образований Саратовской области, подготовкой и реализацией проекта «Большой Саратов» потребуется разработка Дорожной карты развития местных сообществ - органов ТОС и сельских старост, общественных советов и совещательных органов, волонтерских организаций и народных дружин, которые будут обеспечивать близость местной власти к жителям, учет их мнения и инициатив, вовлекать жителей в решение вопросов местного значения, стимулировать развитие полноценного активного самоуправления на «высвобождаемых» территориях.

Список литературы_

1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон от 06.10.2003 (ред. от 30.12.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

2. Сорокин П. А. Система социологии. М., 1993. Т. 1. 342 с.

3. Анимица Е Г, Заславская Т. И. Основы местного самоуправления. М., 2000. 415 с.

4. Антипьев К. А. Местные сообщества как основа местного самоуправления : моногр. Пермь: Перм. нац. исслед. политехн. ун-т, 2013. 68 с.

5. Пясецкая Е. Н. Местное сообщество и муниципальное управление: трансформация взаимодействия. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/mestnoe-soobschestvo-i-munitsipalnoe-upravlenie-transformatsiya-vzaimodeystviya (дата обращения: 01.08.2022).

6. Ежегодный доклад о состоянии местного самоуправления в Саратовской области в 2021 году и перспективах его развития // Официальный сайт Общероссийской ассоциации «Совет муниципальных образований Саратовской области». URL: https://saratov.gov.ru/gov/auth/minterr/monitoring-deyatelnosti-omsu/%D0%A1%D0%92%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%AB%D0%99%20%D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%9B%D 0%90%D0%94%20-%202021.pdf?ysclid=l9p7vjsbfn527870117 (дата обращения: 01.08.2022).

7. Стратегия развития ТОС в России до 2030 года // Официальный сайт Общероссийской ассоциации ТОС. URL: https://www.oatos.ru/tos-iniciativy/proekt-strategii-razvitiya-tos-v-rossii-do-2030 (дата обращения: 01.08.2022).

8. Гребенникова А. А. Организация территориального общественного самоуправления : учеб. пособие. М. : Инфра-М, 2018. 142 с.

9. Основы организации муниципального управления / С. Ю. Наумов [и др.]. М. : ИНФРА-М, 2020. 375 с.

10. О некоторых вопросах статуса и деятельности старосты сельского населенного пункта в Саратовской области : Закон Саратовской области от 31.10.2018 № 110-ЗСО // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/467719562 (дата обращения: 01.08.2022).

11. Гегедюш Н. С., Гребенникова А. А. Развитие института сельских старост в России : моногр. Саратов : Вузовское образование, 2021. 78 c.

12. Межведомственная программа «Развитие добровольчества (волонтерства) на территории Саратовской области на 2021-2025 годы». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6400202105280014 (дата обращения: 01.08.2022).

13. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Н. А. Агешкина [и др.]. Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. 584 c.

14. Гребенникова А. А., Осипова И. Н., Брянцев И. И. Направления развития органов местного самоуправления: проблемы теории и практики. Саратов : Наука, 2020. 200 с.

15. Организационно-правовые и социально-экономические аспекты развития системы публичного управления : моногр. / Н. С. Гегедюш [и др.]. Саратов : РАНХиГС, 2020. 200 с.

References_

1. On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation : feder. the law of 06.10.2003 (ed. of 30.12.2021). Collection of legislation of the Russian Federation. 2003. No. 40. St. 3822.

2. Sorokin P. A. System of Sociology. M., 1993. Vol. 1. 342 p.

3. Animitsa E. G., Zaslavskaya T. I. Fundamentals of local self-government. M., 2000. 415 p.

4. Antipyev K. A. Local communities as the basis of local self-government: monogr. Perm: Perm. nats. research. polytech. un-t, 2013. 68 p.

5. Pyasetskaya E. N. Local community and municipal management: transformation of interaction. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/mestnoe-soobschestvo-i-munitsipalnoe-upravlenie-transformatsiya-vzaimodeystviya (accessed: 01.08.2022).

6. Annual report on the state of local self-government in the Saratov region in 2021 and prospects for its development. Official website of the All-Russian Association «Council of Municipalities of the Saratov Region». URL: https://saratov.gov. ru/ gov/auth/minterr/monitoring-deyatelnosti-omsu/%D0%A1%D0%92%D0%9E%D0%94%D0%9D%D0%AB%D0%99%20 %D0%94%D0%9E%D0%9A%D0%9B%D0%90%D0%94%20-%202021.pdf?ysclid=l9p7vjsbfn527870117 (accessed: 01.08.2022).

7. CBT development strategy in Russia until 2030. Official website of the All-Russian CBT Association. URL: https:// www.oatos.ru/tos-iniciativy/proekt-strategii-razvitiya-tos-v-rossii-do-2030 (date of application: 01.08.2022).

8. Grebennikova A. A. Organization of territorial public self-government: studies. manual. Moscow : Infra-M, 2018. 142 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Fundamentals of the organization of municipal management / S. Yu. Naumov [et al.]. M. : INFRA-M, 2020. 375 p.

10. On some issues of the status and activity of the headman of a rural settlement in the Saratov region: The Law of the Saratov region dated 31.10.2018 No. 110-ZSO. Electronic Fund of legal and regulatory documents. URL: https://docs. cntd.ru/document/467719562 (date of address: 01.08.2022).

11. Gegedyush N. S., Grebennikova A. A. Development of the Institute of village elders in Russia : monogr. Saratov : University Education, 2021. 78 p.

12. Interdepartmental program «Development of volunteerism (volunteering) in the Saratov region for 2021-2025». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/6400202105280014 (date of appeal: 01.08.2022).

13. Commentary to Federal Law No. 131-FZ of October 6, 2003 «On the general principles of the organization of local self-government in the Russian Federation» /N. A. Ageshkina [et al.]. Saratov : Ai Pi Ar Media, 2019. 584 p.

14. Grebennikova A. A., Osipova I. N., Bryantsev I. I. Directions of development of local self-government bodies: problems of theory and practice. Saratov : Nauka, 2020. 200 p.

15. Organizational-legal and socio-economic aspects of the development of the public administration system: monograph /N. S. Gegedyush [et al.]. Saratov : RANEPA, 2020. 200 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.