Научная статья на тему 'ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / TERRITORIAL SELF-GOVERNMENT / LOCAL GOVERNMENT / CIVIL INITIATIVES / CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сунцов Александр Павлович, Абдулгалимов Рустам Зухребегович

В статье рассмотрены особенности территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления Тюменской области, а также пути повышения эффективности их деятельности как наиболее приближенного к населению канала реализации гражданских инициатив. На примере Заводоуковского городского округа авторами проанализировано взаимодействие населения и органов публичной власти по решению вопросов местного значения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Сунцов Александр Павлович, Абдулгалимов Рустам Зухребегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation and Development Experience of Territorial Self-government in the Tyumen Region

The present article considers the features of territorial self-government in system of local government of the Tyumen region; also the way of activity efficiency improvement as the channel of civil initiatives realization that is most approached to the population is defined. The authors analyzed the process of interaction between public and local authorities in Zavodoukovsky city district.

Текст научной работы на тему «ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 342.25(571.12)

Сунцов А.П., Абдулгалимов Р.З.

Suntsov A.P., Abdulgalimov R.Z.

Опыт становления и развития территориального общественного самоуправления в Тюменской области

The Formation and Development Experience of Territorial Self-government in the Tyumen Region

В статье рассмотрены особенности территориального общественного самоуправления в системе местного самоуправления Тюменской области, а также пути повышения эффективности их деятельности как наиболее приближенного к населению канала реализации гражданских инициатив. На примере Заводоуковского городского округа авторами проанализировано взаимодействие населения и органов публичной власти по решению вопросов местного значения.

The present article considers the features of territorial self-government in system of local government of the Tyumen region; also the way of activity efficiency improvement as the channel of civil initiatives realization that is most approached to the population is defined. The authors analyzed the process of interaction between public and local authorities in Zavodoukovsky city district.

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, местное самоуправление, гражданские инициативы, гражданское общество.

Key words: territorial self-government, local government, civil initiatives, civil society.

В соответствии с Федеральным законом № 131-Ф3 от 06.10.2003 г. (в ред. от 03.02.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления» [8] (далее - ФЗ № 131), территориальное общественное самоуправление (далее - ТОС) - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения. Столь лаконичное содержание статьи 27 ФЗ № 131 способствует продолжающимся дискуссиям как на федеральном [3; 10], так и региональном уровнях [7] государственной власти как об их форме, так и о порядке создания органов ТОС. Нет единого подхода в этом вопросе и в научной литературе [1; 14]. Особенно это касается случаев, когда органы местного самоуправления не приняли правовой акт о порядке регистрации органов ТОС. Ряд авторов в этом случае предлагают создаваемые населением органы именовать не органами ТОС, а органами общественного самоуправления жителей сельского поселения [2]. В то же время, как нам представляется, для более широкого вовлечения граждан в различные формы осуществления местного самоуправления приоритет должен быть отдан изучению положительного опыта деятельности органов ТОС как на уровне муниципального образования, так и сельского населенного пункта, не являющегося муниципальным образованием.

Сегодня большинством авторов [1; 2; 4; 12; 13] признается, что ТОС как форма самоорганизации граждан является исключительно гибкой и максимально приближенной к населению. На уровне ФЗ № 131 закреплено, что она имеет ряд особенностей, а именно:

- возникает там, где есть инициатива, в первую очередь, граждан;

- отличается многообразием своих уровней;

- может иметь статус юридического лица.

Из этого следует, что федеральный законодатель отвел ТОС весьма значимое место в системе местного самоуправления (далее - МСУ). Это дает основание полагать, что по замыслу

Сунцов А.П., Абдулгалимов Р.З. Опыт становления и развития территориального общественного самоуправления в Тюменской области

законодателя ТОС должно стать наиболее массовой формой вовлечения населения в систему МСУ и выступить источником формирования и развития гражданского общества посредством объединения частных и групповых интересов, связи членов местного сообщества [8].

Именно поэтому вопросы создания и деятельности ТОС в Тюменской области находятся в постоянном внимании Тюменской областной Думы [5; 7]. Например, они обсуждались на «Дне Тюменской областной Думы в Заводоуковском городском округе» [5], в ходе проведения которого было отмечено, что в Заводоуковском городском округе идет активное развитие данной формы непосредственно демократии. Охват населения деятельностью органов ТОС на территории Заводоуковского городского округа составляет 75 %. Это высокий показатель, если учесть, что в среднем по России в 2014 г. он составлял 12 %, а на 2020 г. должен составить 35 % [9].

В Заводоуковском городском округе особую значимость ТОС имеет в сельских населенных пунктах, которые входят в состав городского округа и не наделены статусом сельских поселений, а, соответственно, не являются муниципальными образованиями. В связи с чем, для полного и качественного жизнеобеспечения населения на соответствующей территории ее жителям, в соответствии с ФЗ № 131, предоставлено право на самоорганизацию. Здесь создано и осуществляют свою деятельность 38 советов сельских населенных пунктов. Основными направлениями их деятельности стало решение самых социально значимых для населения вопросов (благоустройство территории; организация культурно-массовой и спортивно-оздоровительной работы).

Городское население менее активное - в городе 3 органа ТОС. Важным направлением их деятельности стало осуществление общественного контроля за техническим использованием и ремонтом муниципального жилищного фонда; ходом подготовки жилищного фонда к работе в осенне-зимний период.

Также для этих ТОС характерна хозяйственная деятельность по благоустройству территории, поэтом они наделены правами юридического лица.

Органы ТОС проводят активную работу по организации на своей территории работ по обустройству придомовых и дворовых территорий, осуществлению общественного контроля за вывозом мусора, а также по участию в осуществлении мер пожарной безопасности, содействию в оказании помощи различным категориям граждан, имеющим право на льготы.

В соответствии с решением Думы Заводоуковского городского округа, граждане, проживающие на территории этого муниципального образования, имеют право воспользоваться социальной поддержкой в виде материальной помощи. Согласно этому решению о порядке оказания социальной поддержки отдельным категориям граждан, решением городской Думы на той территории, где создан орган ТОС, администрация принимает решение об оказании материальной помощи с учетом мнения органа ТОС.

В Заводоуковском городском округе в рамках постоянного взаимодействия между органами МСУ и ТОС ежемесячно составляется график, в соответствии с которым, каждый заместитель главы администрации округа, начальники отделов, председатели комитетов выезжают в органы ТОС и принимают участие в их работе. Кроме того, между администрацией округа и органами ТОС, наделенными правами юридического лица, заключены договоры и соглашения. Согласно этим договорам (соглашениям), органы ТОС осуществляют полноценную хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение своих потребностей как за счет средств самих граждан, так и на основании договора, который заключен между органами ТОС и администрацией городского округа с использованием средств муниципального бюджета.

Как отметили участники «Дня Тюменской областной Думы в Заводоуковском городском округе», вся правовая база по этому вопросу в городском округе принята. Принятые правовые акты касаются не только вопросов непосредственного регулирования порядка создания ТОС, но также включают целевую программу, которая направлена на поддержку и развитие ТОС.

Так, постановлением администрации округа утверждена муниципальная программа развития ТОС в Заводоуковском городском округе. В 2012 г. на реализацию данной программы было выделено из бюджета 2 млн 373 тыс. руб., в 2013 г. - 4 млн 876 тыс. руб. и в 2014 г. объем средств составил 15 млн 812 тыс. руб.

По мнению депутатов Тюменской областной Думы, также заслуживает внимания опыт работы Бигилинской сельской администрации. Здесь ТОС, созданное в границах территорий пяти сельских администраций (Першинской, Колесниковской, Бигилинской, Дроновской и Совхозной), начало свою деятельность в 2012 г. Первоначально были проведены собрания жителей отдельно по каждой улице. На собраниях обсуждали вопросы о создании ТОС с правом юридического лица, избирали старост населенных пунктов, старших улиц и делегатов на конференцию.

В каждом населенном пункте создан Совет ТОС. В с. Бигила он состоит из 19 человек, в с. Яковлево - 7, а в маленькой д. Плюхино - 3. Возглавили советы старосты населенных пунктов. Кроме старост и старших улиц в состав Совета входит глава сельской администрации, а также избранный по данному избирательному округу депутат Думы Заводоуковского городского округа. Заседания Совета проводятся каждый последний вторник месяца, а иногда чаще.

В июне 2012 г. некоммерческая организация ТОС «Лидер» прошла регистрацию, открыла счет в банке, в августе получила первое финансирование за счет муниципальной программы развития ТОС в Заводоуковском городском округе. Первыми для обсуждения на заседании Совета ТОС «Лидер» были следующие финансовые вопросы:

- как использовать предусмотренные бюджетом денежные средства по статье «Благоустройство»?

- как вести учет отдельно по каждому населенному пункту или распоряжаться деньгами сообща?

Кроме распределения финансовых средств на заседаниях Совета обсуждали проблемы территории, заявления граждан об оказании им материальной помощи, рекомендации для организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, режимы работы уличного освещения, контроля за объемом и качеством выполнения дорожных работ.

В августе 2013 г. в с. Бигила прошло выездное заседание Думы Заводоуковского городского округа с участием актива ТОС. Заслушивалась информация о реализации полномочий по развитию вопросов местного значения на территории Бигилинской сельской администрации. С информацией о работе Совета ТОС с. Бигила выступал староста. В июне 2014 г. Совет ТОС принял участие во встрече с губернатором Тюменской области В.В. Якушевым, в ходе которой обсуждали имеющиеся на территории проблемы. Губернатором области была поддержана инициатива Совета ТОС о введении режима жесткой экономии [6] и выполнении значительного объема работ по санитарной уборке общественных мест посредством субботников.

В честь празднования 69-й годовщины со Дня Победы в Великой Отечественной войне в с. Бигила посадили первую аллею. В центре села соорудили плетеные из ивняка клумбы, высадили цветы, сделали имитацию речки (сухой ручей с мостиком) и соорудили альпийскую горку. У территории нового фельдшерско-акушерского пункта в с. Яковлево построили деревянный мостик с тротуаром.

Большое внимание Совет ТОС уделил обустройству детских игровых площадок. Так, в в 2013 г. в с. Яковлево и д. Плюхино вокруг детских площадок сделали изгородь из профна-стила, построили веранду. В 2014 г. огородили детскую площадку в с. Бигила. Здесь в течение 3 дней по 2-3 часа в день на покраске площадки работали добровольцы, которых направляли уличные комитеты.

Кроме того, Советом ТОС с. Бигила по мере возможности осуществляется сотрудничество со службой занятости населения. Дважды принимали рабочих по благоустройству за счет областной программы создания рабочих мест для граждан, недавно освободившихся из мест лишения свободы. Задействовали их в вырубке кустарников, подрезке деревьев, изготовлении украшений для улиц села.

Сунцов А.П., Абдулгалимов Р.З. Опыт становления и развития территориального общественного самоуправления в Тюменской области

Также Совет ТОС в рамках полномочий, переданных на уровень сельской администрации, обеспечивает пожарную безопасность. По решению Главного управления МЧС России по Тюменской области через Заводоуковский городской комитет имущественных отношений в марте 2014 г. Совет получил пожарный автомобиль после капитального ремонта. Администрация городского округа профинансировала ремонт крыши и системы отопления в помещении гаража, в котором в зимнее время располагается пожарный автомобиль. Из числа водителей, имеющих категорию С, создали команду в с. Бигила, т.е. по 2-3 человека с каждой улицы. Большинство из водителей уже прошло обучение.

Самым серьезным успехом в работе Совета ТОС с. Бигила является то, что ему удалось привести в порядок уличное освещение, которое расходовало больше половины средств, предусмотренных статьей «Благоустройство». Совет решил привлечь для этого средства населения в виде добровольных пожертвований. Большинство жителей отнеслись к предложению с пониманием, и на расчетный счет некоммерческой организации ТОС «Лидер» от населения территории поступила 81 тыс. руб. Благодаря программе софинансирования, которую предложил глава администрации Заводоуковского городского округа А.Н. Анохин, был осуществлен переход на светодиодное освещение меньше чем за 2 года.

По решению Совета ТОС осуществлено обустройство концертно-танцевальных площадок с. Бигила и с. Яковлево для проведения массовых мероприятий, посвященных дням основания Советов ТОС (к их проведению готовились улицами, соревновались в художественной самодеятельности, проводили конкурсы по изготовлению бальных платьев, конкурсы по изготовлению огородных чучел, ходили на ходулях, тянули канат, чествовали земляков за их заслуги и просто общались); проводам масленицы (с играми катанием на конях и снегоходах и др.).

Среди других социально значимых направлений деятельности Совета ТОС с. Бигила можно выделить следующие:

- вовлечение взрослого населения в участие в сельских спортивных играх (в последних зимних играх жители с. Бигила заняли в своей подгруппе 1-е место, а на летних играх - 3-е);

- содержание и благоустройство мест захоронения (на Совете ТОС было принято решение построить от входа до центральной части кладбища 100-метровую асфальтовую дорожку шириной 1,5 метра. В 2014 г. эта работа выполнена, в 2015 г. планируется по границам секторов продолжить дорожки из бетона);

- ликвидация так называемых несанкционированных свалок (этим вопросом Совет ТОС занимаемся вплотную на протяжении 3 лет. Несколько таких свалок удалось ликвидировать. Жители перестали укреплять плотины на мусором р. Ук, в школьном озере; убрали свалки внутри села. С декабря 2013 г. решением Заводоуковского районного суда закрыты свалки в с. Яковлево и с. Бигила).

В ближайшей перспективе Советом ТОС запланировано следующее:

- разбить плодово-ягодный сад;

- сделать асфальтовые дорожки для катания на роликах;

- продолжить комплектование детских площадок;

- построить спортивную площадку в с. Яковлево.

Еще в планах работы Совета ТОС - создание зон отдыха в с. Бигила. Первая зона - для любителей рыбалки. Вторая - для любителей закаливания холодной водой и зимнего плаванья [11].

Проведенное исследование показывает, что в Заводоуковском городском округе созданы необходимые правовые и организационные основы формирования и плодотворной деятельности ТОС как на территории городских, так и сельских поселений. Это позволило вовлечь в деятельность территориального общественного самоуправления 75 % взрослого населения Заводоуковского городского округа.

Литература

1. Бобачев И. В. К вопросу о территориальном устройстве местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 3. С. 66-72.

2. Иванова Е. Ю. Территориальное общественное самоуправление в сельских поселениях: проблемы деятельности и перспективы развития // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 6. С. 74- 76.

3. Территория общественного самоуправления: состояние, проблемы и направления дальнейшего развития : мат-лы науч.-практ. конф. / лич. арх. А. П. Сунцова.

4. Мишунина А. А., Сунцов А. П. Актуальные вопросы совершенствования деятельности представительных органов власти по оказанию бесплатной юридической помощи // Вестник Тюменского государственного университета. 2013. № 3. С. 105-115.

5. О Плане работы Тюменской областной Думы на 2014 год : постанов. Тюменской обл. Думы № 1662 от 19 дек. 2013 г. (в ред. от 18.12.2014) // Вестник Тюменской областной Думы. 2013. № 11.

6. О положении дел в области : послание Губернатора Тюменской обл. В. Якушева областной Думе от 20 ноя. 2014 г. // Тюменская область сегодня. 2014. № 214.

7. О создании временной комиссии Тюменской областной Думы по вопросам развития территориального общественного самоуправления в Тюменской области : постанов. Тюменской обл. Думы № 778 от 29 мая 2008 г. // Вестник Тюменской областной Думы. 2008. № 7. Ч. 1.

8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федер. закон № 131-ФЗ от 06 окт. 2003 г. (в ред. от 03.02.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 40, ст. 3822.

9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Региональная политика и федеративные отношения» : постанов. Правительства РФ № 307 от 15 апр. 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 18 (ч. I), ст. 2153.

10. Вопросы организации и деятельности территориального общественного самоуправления : стенограмма парламентских слушаний. URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4388 (дата обращения: 5.05.2015).

11. Стенограмма Дня Тюменской областной Думы в Заводоуковском городском округе. Тюменская областная Дума. Тюмень. 27 ноя. 2014.

12. Сунцов А. П. К вопросу о принятии и сущности независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов // Академический юридический журнал. 2013. № 3. С. 24-29.

13. Сунцов А. П. Актуальные вопросы совершенствования деятельности избирательных комиссий по повышению правовой культуры избирателей // Академический юридический журнал. 2012. № 2. С. 13-16.

14. Чеботарев Г. Н. Территориальное общественное самоуправление в системе местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.