13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
УДК 378 ПАХОМОВА С.В.
преподаватель, кафедра экранных искусств и фотомастерства, Орловский государственный институт культуры
E-mail: [email protected]
UDC 378 PAKHOMOVA S.V.
Lecturer at the Department of Screen Arts and Photography,
Orel State Institute of Culture E-mail: [email protected]
ФОРМИРУЮЩИЙ СИНТЕЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЭКРАННОЙ ПЕДАГОГИКИ В КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
FORMATIVE SYNTHESIS OF THE THEORY AND PRACTICE OF SCREEN PEDAGOGY IN THE CULTURAL SPACE OF RUSSIA
В статье генезис и трансформация специфического видения места и роли аудиовизуальной культуры интерпретируются через синтез теории и практики экранной педагогики в контексте современной гуманитарной парадигмы развития общества. Автор исследует подход в русле гуманитарной парадигмы образования: рассматривается актуальность вопроса формирования профессиональной культуры студентов в условиях свободной коммуникации цифрового пространства, уделяется внимание концепту «трансмедиальности», обостряющему процессы осознания индивидом всей полноты своей профессиональной ответственности. Роль экранной педагогики, в парадигме модернизации аудиовизуальной сферы, исследуется автором в контексте инновационных подходов: обобщается опыт научно-педагогического подхода к формированию профессиональной культуры будущих специалистов экранных искусств, в процессе модернизации гуманитарного образования в высшей школе. Развивая анализ практики преподавания учебных дисциплин по истории и теории киноискусства, а также исследуя многолетний опыт, автор обоснованно представляет, что использование синтеза теории и практики экранной педагогики в культурном пространстве России позволяет эффективно осуществлять эстетическое формирование профессионально значимых качеств личности студентов творческих специализаций аудиовизуальной сферы.
Ключевые слова: экранная педагогика, модернизация гуманитарного образования, профессиональная культура, студенты-режиссёры, аудиовизуальная сфера.
The article interprets the genesis and transformation of a specific vision of the place and role of audiovisual culture through the synthesis of the theory and practice of screen pedagogy in the context of the modern humanitarian paradigm of social development. The author studies the approach in line with the humanitarian paradigm of education: considers the relevance of the issue offorming professional culture of students in the conditions of free communication of the digital space, attention is paid to the concept of transmedia storytelling which sharpens the processes of individual's awareness of the fullness of their professional responsibility. The role of screen pedagogy in the paradigm of the modernization of the audiovisual sphere the author studies in the context of innovative approaches: the paper deals with the experience of implementing scientific and pedagogical approach to form the professional culture of future directors of screen arts, in the process of modernizing humanitarian education in higher education. Maturity on the analysis of the development of the practice of teaching academic disciplines on the history and theory of cinema, as well as many years of experience, the author shows that the use of synthesis of the theory and practice of screen pedagogy in the cultural space of Russia it possible to carry out effectively the aesthetic formation of the professionally significant personal qualities of students in the creative specialties of the audiovisual sphere industry.
Keywords: screen pedagogy, modernization of humanitarian education, professional culture, students-directors, audiovisual sphere.
Синтез теории и практики экранной педагогики, в контексте современной гуманитарной парадигмы развития общества, затрагивает векторные величины проблем, философский контекст и социальное осмысление которых поддаются анализу только с позиции синер-гетического подхода научными методами познания в беспрерывно меняющихся координатах большой культуры. Ценностно-значимые константы мировой культуры определяют дидактические цели современной педагогики России в содержательном контексте обще-
мирового значения: высокоответственное отношение к профессиональной деятельности будущих специалистов, их активное стремление к самосовершенствованию и личностно-профессиональному творческому росту, активизируют комплексы новых педагогических задач в нарастающих вызовах цифровой эпохи. В этой связи, отбор содержания учебного материала, в зоне межцивилизационного значения педагогической ответственности, формирует сущностную составляющую исследований академической школы экранного искусства,
© Пахомова С.В. © Pakhomova S.V.
направленных на преемствование прекрасно-добрых, высокогуманных ценностей генезиса отечественной высшей школы мастерства.
Анализируя проблемы современной педагогики через призму философских категорий прекрасно-доброго и возвышенного дедуктивным методом познания, можно соотнести константы культуры и трансформацию смыслов в их культуротворческой традиции с трансформой мировоззрения, возникшей в цифровую эпоху [5,7].
Важно, что социальные результаты профессиональной деятельности будущих специалистов экранной индустрии соотносимы с историческим эхом интеллектуального потока глобальной, многовекторной и непредсказуемой направленности в идейно-философском, смысловом процессе трансформации медиалингви-стических величин аудиовизуальных высказываний. Ориентируясь на гуманистические идеалы в становлении информационного общества, экранная педагогика формирует сущность языкового контакта в рамках определённых лингвокультурных систем и создаёт совокупность культуротворческих условий формирования генезиса отечественной школы экранных искусств, в пролонгированном историческом контексте [1, 2, 9].
Важность учёта содержания социокультурных факторов и необходимость обоснования междисциплинарных подходов определяют педагогическое предвидение при отборе содержания учебного материала, направленного на формирование профессиональной культуры будущих специалистов экранной индустрии: режиссёров, продюсеров, операторов, инженеров монтажа и звукозаписи. Учебный процесс, в образовательном пространстве вуза, выступает как инновационная платформа пересечения структурных, социальных и психологических факторов зарождения, развития и передачи профессиональной культуры экранного искусства новым генерациям специалистов. Достижение взаимного единения и культуротворческого ассоциативного восприятия традиций академической школы экранного мастерства поколениями профессионалов отрасли, сформировавшимися без искажения факторов огромной культуры, на основе принципов преемственности генезиса знаний, умений и навыков составляют ориентацию на воспроизводство и сохранение отечественной культуры [8, 9].
Эмпирический опыт и практика исследовательских внедрений показали, что задача обеспечения преемственности, возведённая в принцип прекрасно-доброго и возвышенного деятельностного служения, может быть задокументирована в педагогический метод, имеющий общие дидактические цели: комплексные, интегрирующие, частные. Этот метод интегральной дидактики способен совмещать все лучшие, действенные свойства педагогического анализа, направленного на создание целевого обучающего проекта для приоритетных целей отрасли телевещания и радиовещания, авторского кино, интеллектуального контента, сюжетно-событийного информационного потока сетей коммуникации и т.д.
Изучение образовательного процесса, обеспечи-
вающего преемственность мастерства на высоком морально-интеллектуальном уровне, отражает ход научной мысли и процесс эстетической практики в педагогическом замысле, составленном по единой теории атмосферного поля духовности: истории рассуждений, формальных правил, логики, творческой воли, спонтанных озарений и так далее. Педагогический замысел по учёту дидактического анализа целей воплощения учебно-образовательного экранного проекта, охватывает все стадии трансформы личностно-значимых качеств будущего специалиста. Систематизируя, трансформируя и воплощая экранное тематическое задание, будущий специалист подвергается мотивационным воздействиям (педагога и материала) с ориентацией на личность. Интересы, склонности и возможности студента и преподавателя, проявляемые в раскрытии способности и одарённости, составляют сферу творческого деяния, в которой внутренние вневременные творческие состояния создают атмосферу педагогических событий, приближают к пониманию реальности творчества и составляют сущность генезиса передачи профессиональной культуры в контексте современной гуманитарной парадигмы развития образовательной системы. Непрерывность образования на стадиях преемственности бакалавриат-магистратура-аспирантура позволяет выявить креативные доминанты в развитии и раскрытии личности обучаемого на разных этапах формирования профессионально-значимых качеств его личности.
Эффективность профессиональной ценности носителя культуры в вещательной среде проявляет себя в диалогическом взаимодействии через эстетическую принадлежность субъекта к просветительским свойствам мотивационных потребностей.
Эти показатели сформированности профессиональной культуры специалистов экранного искусства идентифицируют авторство интеллектуальных аудиовизуальных продуктов, в их исторической значимости. Достоинства исторической значимости определяются статусом художественного творения в формате «произведения экранного искусства». Достижение этой творческой доминанты восходит к приоритетам масштаба личности лидера-творца и учитывает не только свойства одарённости субъекта экранной деятельности, но и его философию суждений, социализацию и духовное предвидение.
Формирующий синтез теории и практики экранной педагогики направлен на развитие аналитико-рефлексивного критерия анализа и оценки различных фактографических явлений отечественной и зарубежной практики визуализации действительности на материалах кинематографа, телерадиовещания и Интернет-контента.
Типологизируя видовые свойства интеллектуальных аудиовизуальных продуктов по форматам вещания, инструментариям, методологиям и средствам композиционных решений, будущие специалисты учатся трансформировать представленные факты экранной культуры и ценности, проявляя предвидение в приоритетах усвоенных знаний. Ставится образовательная
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
комплексная педагогическая задача: выразить своё ассоциативное отношение к феноменам экранной культуры в статусе признанных шедевров, компетентно изложить контрольно-оценочное суждение и дать объективные смысловые оценки с позиции современности - это аксиологические составляющие содержательных функций отдельных блоков учебного процесса. На базе этих эстетических основоположений педагогом решаются комплексные учебные задачи по присвоению профессионального предвидения и интуиции студентам-режиссёрам на основе прогнозно-оценочных высказываний в эстетических масштабах которых вызревает будущий специалист-практик и специалист-эксперт.
Критерии показателей профессиональных умений в эпоху цифровизации и трансформации интеллектуальных экранных продуктов связаны с первопричиной всепланетарного масштаба - мультиплатформенным расширением сетей вещания. Всеохватность и беспрерывность распространения контента в информационных потоках определяют сущность гуманитарной парадигмы в плоских аудиовизуальных искусствах цифровой эпохи. В этих условиях, недостаточный уровень сформированности ценностного отношения бакалавров, магистров, аспирантов экранного искусства к межкультурному взаимодействию на платформах аудиовизуального творчества, их медиалингвистиче-ского соприкосновения и международного культурного обмена, представляет собой задачу первостепенной онтологической важности для современной системы российского образования. Проблема трансмедийности выступает в этом процессе как первопричина, определившая ключевое свойство парадигмальных явлений самогибридизации субкультур в современной медиас-фере. Мультиплатформенные экранные произведения, спонтанным расширением и тиражированием в сетях вещания и коммуникации, обусловили ряд значимых трансформаций в современных экранных искусствах и медиасфере в целом.
С позиции культурологического научного подхода этот процесс объективируется учёными как специфический формирующий феномен: «Культура России приобретает черты глобальной информационной системы. Возникают новые формы самоидентификации, ценностные ориентации, меняются прежние стереотипы, под влиянием новых условий постепенно формируется современный тип личности» [3, с. 7].
В социально-детерминированной сфере экранной культуры начинает формироваться особая эстетика цифровых гибридных форматов в основе которой лежит расширение интерактивного типа личности современного человека. Трансформации, обнаруживающие такие особенности самовоспроизведения интерактивной реальности, привнесённые в бытиё цифровыми технологиями, напрямую затрагивают всю социальную сферу новейшего исторического периода, поскольку медиас-фера уже не является феноменом опосредования диалогического общения, она часть личности современного индивида. Влиятельная часть личности, которая посред-
ством расширения медийных моделей диалогического общения, создаёт структурную неустойчивость социальных влияний, в силу симультанной специфики, она осмысливается как трудно прогнозируемая в современном мире: «Социальные влияния в современном мире трудно прогнозируемы, поскольку динамика их возникновения, изменения и трансформации непредсказуема. Спонтанное социальное влияние электронных СМИ и средств коммуникации усиливает многомерные стратегии и векторы» [3, с. 7].
В этих условиях возникла и формируется новая «цифровая эстетика» (как ответ на социальный запрос пользователей информационного пространства) и этот вызов напрямую затрагивает экранные искусства. Он формирует тенденции производства особых аудиовизуальных форм продуктов и объектов синтезированных посредством цифровых технологий на основе единоличного авторства профессиональных, полупрофессиональных и любительских источников применения, использования и употребления. Параллельно формируется запрос аудитории к производству особых эстетических повествовательных концепций на основе моделирования композиционных решений высокого жанра для зрительской аудитории взыскательного вкуса, где язык кинематографа и телевидения поднимает экранную культуру вцелом. И такой язык становится уделом единоличного авторства, подразумевающего наличие духовной Вселенной в креативных возможностях отдельной личности, способной в своей одарённости создавать произведения-продукты смешением аутентичных свойств реальности без конфликта смысловой многозначности.
Высказывания учёных об этих процессах обособления творческого сознания с непредсказуемым векторным масштабом распространения влияния уже подвергаются исследованию с позиции социологии, культурологи и искусствоведения. Характеристики специфики данной феноменологии проявляются, в первую очередь, как свойства смыслового наполнения социума: «Это состояние общественного самосознания и социальной реальности называют культуроцентриз-мом, «культурологическим сдвигом», существенным повышением роли культуры, как фактора социально-экономических и духовных перемен» [3, с. 6].
Концепции отражённой реальности интегрируются в теорию и практику медиаиндустрии и киноиндустрии с высокой скоростью внедрений. В процессе стартапов этих отраслевых направлений модернизация образовательной науки испытывает футурошоки системных перемен, коррелирующихся в своей эпохальности со сменой парадигмы, научной революцией и гештальт-переключением. Укрепившиеся в научно-популярной сфере понятия «расширительности», «трансмедий-ности» экранного повествования восходят к исследовательским практикам исторического прошлого, освоенных, преимущественно, зарубежными исследователями доцифровой коммуникации как предвидения: М. Маклюэн, Л. Делюкк, А. Базен, З. Кракауэр, У Эко,
В. Беньямин и др. Опережая отечественную теорию по степени индуктивно-дедуктивных исследований данной темы, значительное количество специально привлечённых средств изложения не касалось педагогической дидактики. Мастера отечественной школы экранных искусств обеспечили объём наработок по данной теме практикой применения экранных произведений со свойствами трансмедийности и расширительности калькой наложения на социальную действительность пореформенного периода. Процесс выстраивания отечественных экранных искусств медиакомпетентностью из трансмедийных технологий зарубежного вещания сопровождался педагогической деятельностью авторов, обобщивших свой опыт в существенных монографических исследованиях. Теоретическое осмысление актуального и многогранного опыта встраивания отечественной школы мастерства в глобальный контекст экранного искусства обеспечивает теоретический обмен наработками междисциплинарного уровня и сегодня. Научная достоверность исследований экранных искусств и меди-асферы С. Л. Уразовой, Д. Б. Дондурея, В. Г. Лившица, Я. Н. Засурского, И. К. Беляева и др. подтверждалась педагогической деятельностью в высшей академической школе: Авдеева Т.К., Авдеев Ф.С., Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И., Сластёнин В. А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.
Формируя методологические основы педагогического замысла для обучающих блоков в ходе учебного процесса в высшей школе, следует учесть, что учёт социально-философских аспектов трансмедийности экранных произведений, особенностей их композиционного моделирования, смыслонаполнения и последующей расширительности тиражирующих действий составляет ключевой принцип построения педагогической технологии. Художественная специфика объективирования этого ключевого принципа построения многослойных экранных аудиовизуальных произведений на цифровых носителях, способных к самовоспроизводству в файловых системах связи и вещания, тиражирующихся многовекторно на мультимедийных платформах спутниковых сред, - терминологически не структурирована. Придавая научно-практическую значимость исследованию этого явления, определим данный ключевой принцип создания условно-художественной образности в плоских аудиовизуальных искусствах цифровой эпохи как принцип синергетиче-ского медиасимбиоза авторских произведений в экранных искусствах. Тематически предваряя исследования по этой теме в научных и научно-популярных изданиях, следует опираться на значительное количество исследований привлечённых из области искусствоведения: К.Э. Разлогов, Н.И. Дворко, М. Ямпольский, Я.А. Пархоменко, В.Ф. Познин, М.Е. Голдовская, А.С. Сумская, Е.А. Глазкова.
При решении конкретных индуктивных задач в образовательном процессе вуза, педагогу важно оказать верное и ощутимое влияние на когнитивные свойства будущего специалиста экранных искусств в освоении
новых средств и технологий при создании экранного произведения. Выявить фундаментальные прикладные установки у специалистов-режиссёров помогают методологические основы обеспечения качественного содержания замысла произведения, создаваемого на базе новых технологий [2, 4].
Важно привить студенту-режиссёру сформированное интуитивно-познавательное свойство устранять различия действенных категорий влияния интеллектуальных продуктов на реципиентов-зрителей в контексте разницы современной популярной культуры и культуры больших смыслов. Специфика интериаризации педагогических заданий в образовательном процессе высшей школы призвана раскрывать основные аспекты сложной трактовки текстов и подтекстов в современных аудиовизуальных произведениях/продуктах [6, 8].
В ходе выполнения межкультурного взаимодействия представители отечественной школы экранной журналистики, режиссёрского искусства, должны обращать внимание на выполнение следующих групп умений: отбирать, правильно анализировать, систематизировать и представлять обществу факты культуры, ценности и явления отечественной и зарубежной новейшей истории. Контекстуальный анализ множественности гибридных форм аудиовизуальных процессов и информационных сообщений, протекающих как смешанный и бессистемный потоковый режим существования под влиянием интернет-культуры сообщает этим процессам преимущественно междисциплинарный характер.
Исследования показывают, что наличие затруднений в представлении аудиовизуальных решений, связанные с осмыслением, интерпретацией и трансформацией культуротворческих историографических и фактографических явлений зачастую свидетельствуют об отсутствии духовного опыта у субъекта исследования, при наличии компетентностного подхода к приобретению ценностно-значимого эстетического и интеллектуального опыта. Многоаспектная природа исследования новых гибридных жанров и форм медиасферы сама по себе представляет специфическую культуру взаимосвязей, где обусловлены координаты соприкосновения с периметром знаний в области культурологи, искусствоведения, теории коммуникации, лингвистики, наррато-логии, кибернетики, маркетинга, политологии и т.д.
В размышлениях вокруг изучения эстетики режиссёрской самобытности, выраженной в зрелищном, технически сложном и духовно целостном профессиональном подходе, открывается ясность суждения о необходимости использования междисциплинарных знаний на основе формирующего синтеза теории и практики кинопедагогики и медиапедагогики. Данный метод, рассматривается как бином нахождения продуктивной методологии, исследуется автором для организации учебного процесса с ориентацией на определение уровней усвоения изучаемого материала студентом. Контрольно-оценочный результат (в педагогической технологии) сопоставляется с точностью понимания и правильностью исполнения педагогического задания,
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
умением синтезировать форматы нового уровня, на основе классических жанров киноискусства, с использованием темпо-ритмических рисунков современных скоростей подачи медиалингвистической видеофразы, но без дискретности смыслов, без разрушения иерархии кодов горизонтальной цитацией, с сохранением позитивного обращения к исходным прототипам. В свете междисциплинарных исследований метод-бином призван обеспечить подготовку специалиста с гарантированным качеством обучения.
Следует принять в расчет, что подготовка специалистов экранного творчества подразумевает в части преемствования мастерства синхронную передачу педагогических интеллектуально-творческих основоположений: принципов работы с аудиовизуальными материалами предназначенными для публичного показа. Перед педагогом стоит задача преодолеть автономность каждой предметной области кинопедагогики, медиапедагогики, фотомастерства и выйти на константы философско-эстетических закономерностей фундаментального художественного мышления, в котором константы культуры имеют эстетические ограничения нравственных табу. Так создаётся периметр нравственных границ художественного творчества - менталь-ность автора. В условиях расширения всеохватного мультиплатформенного вещания в цифровую эпоху, это важный показатель продуктивной информационной актуализации отечественного российского контента: будущий интеллектуально-духовный пласт экранной культуры.
Закладывая содержательные компоненты взаимовлияния изображения и слова в ассоциативные ряды аудиовизуального контента, будущие режиссёры, жур-
налисты, авторы получают не только возможность актуализировать дебютный опыт в атмосферных условиях высшей школы российской экранной педагогики, они обретают рабочий прототип проектного задания, содержащий прогнозирующий культуротворческий алгоритм. Способствуя раскрытию ментальных свойств своего времени в экранных произведениях, он позволяет поднять ключевые мотивации современников, сверстников, ровесников. По аудиовизуальной культуре XXI века будет определяться уровень цивилизации, как по классической литературе 1ХХ века, проявившей себя ментально через произведения авторов и их биографии сквозь время. Культура экранного творчества создаёт и воспроизводит духовный потенциал державности, определяет всеобщий интерес ценностной значимости к состоянию общественного сознания и самосознания современников в живом диалоге.
На основе синтеза теории и практики, культу-ротворческим предвидением педагог создаёт новые художественные формы, виды и взаимосвязи наступившего времени в социально-детерминированной области аудиовизуальной сферы через генезис творчества своих последователей.
В парадигме модернизации аудиовизуальной сферы, от плоских аудиовизуальных искусств к новым типам восприятия реальности в трёхмерных изображениях, сфера экранной культуры приобретает формат вневременного диалогического свойства на основе развития контента профессиональной, полупрофессиональной и любительской сред, трансформация и генезис в которых требует изучения, систематизации и управления средствами синергетического комплекса современных наук.
Библиографический список
1. Авдеева Т.К., Авдеев Ф.С. Национальные и духовные традиции как основа развития системы высшего педагогического образования // В сб.: Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Материалы XII Международной научно-практической конференции Шегпе^конференции/ Министерство образования и науки РФ, ТГУ им. Г.Р. Державина. 2016. С. 653. с.218-222.
2. Виленский В. Я., Образцов П. И., Уман А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе/ под ред. Сластёнина В.А. М.: Педагогическое общество России, 2004. 192 с.
3. Иконникова С.Н., Леонов И.В. Российская культурология в новой парадигме модернизации // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 4(37). С.6-10.
4. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Применение педагогической методологии при формировании профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества в образовательном процессе вуза. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ 2018. №1(78). С.253-259.
5. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Феноменология экранной педагогики через призму философских аспектов культуры. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ2018. № 2(79). С.269-273.
6. Пахомова С. В. Психолого-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих режиссёров в вузе/ С.В. Пахомова// Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып.63. Ч.4. 323 с. С.207-210.
7. Пахомова С.В. Применение средств аудиовизуальной композиции в педагогических технологиях вуза /С.В. Пахомова// Художественное образование в современных условиях: теория и практика, проблемы и перспективы. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского Орёл: Издательство «Картуш», 2019. 180с. С. 98-101.
8. Пахомова С. В. Формирование профессиональной культуры будущих режиссёров средствами аудиовизуальной композиции в образовательном процессе вуза/ С.В. Пахомова // Материалы международной науч.-практ. конф. (г. Орёл,15-16 марта 2018 г.) / гл. ред. Н.А. Паршиков Орёл: Орловский гос. ин-т культуры, вып. 2018. С. 28-32.
9. Пахомова С.В. Формирование профессиональной культуры режиссёров методом эксперимента в вузе / С.В. Пахомова// Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып.63. Ч.1. 499 с. С.228-231.
10. Сластёнин В.А., Педагогика/ В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М., Академия, 2011. 608 с.
References
1. Avdeeva T.K., Avdeev F.S. National and spiritual traditions as a basis for the development of the system of higher pedagogical education // In: Personal and professional Development of the Future Specialist. Materials of the XII International Scientific and Practical Conference Internetconference. Ministry of Education and Science of the Russian Federation, TSU them. G.R. Derzhavin. 2016. P. 218-222.
2. Vilensky V.Ya.,ObraztsovP.I., UmanA.I., Technologies of vocational education in higher education / Ed. Slastenina V.A., M.: Pedagogical society of Russia, 2004.192 p.
3. IkonnikovaS.N., LeonovI.V., Russian culturology in new paradigm of modernization // Vestnik SPbGIK No4(37). Pp.6-10.
4. Koveshnikova E.N. Pakhomova S.V. Application of pedagogical methodology in forming professional culture of future filmmakers of screen creativity in the university educational process / S.V Pakhomova.// Scientific notes of Orel State University. Series: Pedagogy Sciences, No 1(78). Pp. 253-259.
5. Koveshnikova E.N. Pakhomova S.V Phenomenology of screen pedagogy through the prism of philosophical aspects of culture / S.V. Pakhomova// Scientific notes of Orel State University. Series: Pedagogy Sciences, No 2(79). Pp. 269-273.
6. Pakhomova S.V. Psychological and pedagogical conditions for forming professional culture of future directors in a higher educational institution/ S.V. Pakhomova //Problems of Modern Pedagogical Educational. Ser.: Pedagogy and psychology. Collected scientific works. Yalta: RIO GPA, 2019. Issue 63. Part 4. Pp. 207-210.
7. Pakhomova S.V Use of audiovisual composition resources in the pedagogical technologies of the university /S.V. Pakhomova// Modern art education: theory and practice, problem and perspective. Content of the International Scientific and Practical Conference: to the 115th anniversary from the birthday of D. Kabalevskiy. Orel "Kartush" 2019, Pp. 98-101.
8. Pakhomova S.V Formation of professional culture future producers of composition resources in university process edukation/ S.V. Pakhomova// Materials of the International Scientific and Practical Conference Orel State Institute of Culture ed. Parshikov N.A. , 2018 Pp. 28-32.
9. Pakhomova S.V Formation of future directors' professional culture by the method of experiment in a higher educational institution / S.V. Pakhomova //Problems of Modern Pedagogical Educational. Ser.: Pedagogy and psychology. - Collected scientific works. Yalta: RIO GPA, 2019. Issue 63. Part 1. Pp. 228-231.
10. Slastenin V.A. Pedagogy/ V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. Moscow: Akademiya, 2011. 608 p.