Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих режиссёров в вузе'

Психолого-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих режиссёров в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / ЭКРАННЫЕ ИСКУССТВА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PROFESSIONAL CULTURE / AUDIOVISUAL COMPOSITION / SCREEN ARTS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Светлана Владимировна

Автор рассматривает актуальность вопроса формирования профессиональной культуры студентов-режиссёров средствами аудиовизуальной композиции в образовательном процессе вуза в условиях появления свободной коммуникации цифрового пространства, обостряющего процессы осознания индивидом всей полноты своей профессиональной ответственности. В исследовании представлен оптимальный выбор сочетательного комплекса методов и средств, как инструментов для создания педагогических условий, направленных на решение проблемы психолого-педагогической идентификации специфического видения места и роли аудиовизуальной культуры будущих специалистов экранного искусства в контексте современной гуманитарной парадигмы развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological and pedagogical conditions for forming professional culture of future directors in a higher educational institution

The author considers the relevance of the issue of forming professional culture of students-directors by means of audiovisual composition in the university educational process in the conditions of the emergence of free communication of the digital space, which sharpens the processes of individual’s awareness of the fullness of their professional responsibility. The study presents the optimal choice of a combination of methods and means as tools for creating pedagogical conditions, which are aimed at solving the problem of psychological and pedagogical identification of a specific vision of the place and role of the audiovisual culture of future screen art specialists in the context of the modern humanitarian paradigm of social development.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия формирования профессиональной культуры будущих режиссёров в вузе»

Педагогика

УДК:378.015.3:791.071.2]:174

преподаватель кафедры экранных искусств и фотомастерства Пахомова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный институт культуры» (г. Орёл)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РЕЖИССЁРОВ В ВУЗЕ

Аннотация. Автор рассматривает актуальность вопроса формирования профессиональной культуры студентов-режиссёров средствами аудиовизуальной композиции в образовательном процессе вуза в условиях появления свободной коммуникации цифрового пространства, обостряющего процессы осознания индивидом всей полноты своей профессиональной ответственности. В исследовании представлен оптимальный выбор сочетательного комплекса методов и средств, как инструментов для создания педагогических условий, направленных на решение проблемы психолого-педагогической идентификации специфического видения места и роли аудиовизуальной культуры будущих специалистов экранного искусства в контексте современной гуманитарной парадигмы развития общества.

Ключевые слова: профессиональная культура, аудиовизуальная композиция, экранные искусства, психолого-педагогические условия.

Annotation. The author considers the relevance of the issue of forming professional culture of students-directors by means of audiovisual composition in the university educational process in the conditions of the emergence of free communication of the digital space, which sharpens the processes of individual's awareness of the fullness of their professional responsibility. The study presents the optimal choice of a combination of methods and means as tools for creating pedagogical conditions, which are aimed at solving the problem of psychological and pedagogical identification of a specific vision of the place and role of the audiovisual culture of future screen art specialists in the context of the modern humanitarian paradigm of social development.

Keywords: professional culture, audiovisual composition, screen arts, psychological and pedagogical conditions.

Введение. Закономерное развитие духовно-нравственной культуры общества на материалах и средствами народной художественной культуры на экране выходит далеко за рамки профессионального предназначения будущих специалистов экранного искусства и предполагает системное проявление ими профессионально-важных качеств человеческой личности. В то же время, отсутствие ярко выраженного стремления к проявлению профессиональных способностей в культуротворческом процессе производства экранных аудиовизуальных произведений, может свидетельствовать о недостаточной сформированности деятельностно-ценностного самосознания специалиста данной области.

На раскрытие способностей студента к профессиональной деятельности на высоком уровне культуры начинает оказывать регулирующее влияние его отношение к профессиональным формирующим факторам преемственного развития. В образовательном процессе вуза уже на ранних стадиях обучения обнаруживается отсутствие или наличие ярко выраженного стремления к профессиональной аудиовизуальной деятельности, свидетельствующее о наличии режиссёрских склонностей концептуальной духовной направленности.

Формирование профессиональной культуры студентов-режиссёров средствами аудиовизуальной композиции в образовательном процессе вуза строится на разрешении исследовательских психолого-педагогических задач направленных на воспитание специфического видения места, роли и проблемы аудиовизуальной деятельности будущих специалистов, в контексте современной гуманитарной парадигмы развития цифрового общества.

В этой связи, педагогическая дидактика призвана учесть следующие аналитические обоснования. Во-первых, следует выявить формирование гипотетической проблемы, основывающееся на генезисе аудиовизуальных сред: их внедрении (в период научно-технической революции), последующей модернизации (из аналоговых технологий в цифровые форматы), возникновении свойств самовоспроизводства и способности к расширительным воздействиям непредсказуемого векторного распространения файловых носителей аудиовизуальной информации. Это специфическое свойство расширительности мультиплатформенных систем вещания определяет производство и самовоспроизводство файлов аудиовизуальных объектов. Таким образом, широкомасштабно тиражируется интеллектуальная значимость содержимого авторского файла в пространственно-временных координатах большой культуры. Коммуникативно-когнитивное свойство этих процессов носит характер диалогического взаимодействия вневременного и внегеографического масштаба, подлежащее пристальному научному изучению аксиологическими средствами педагогической науки.

Существенно, что в процессе профессиональной аудиовизуальной деятельности, будущий специалист вступает в реалистические ценностные отношения с объективной действительностью, где принятие полноты ответственности за состояние нравственно-ценностных установок транслируемых современностью будущим генерациям составляет его социальную и личностную сущность не иллюзорного, а действенного свойства.

Творческая декомпозиция культуры управления профессиональными свойствами личности в ситуации глобального коммуникативного процесса всепланетарного масштаба представляет собой проблему для академической образовательной науки, способ решения которой удовлетворяет требованиям изучения и систематизации нравственно-ценностных показателей сформированности носителя профессиональной культуры в образовательном процессе вуза.

Психологические основы воспитания восприимчивости студентов к проявлениям пространственной гармонии аудиовизуального мира, познанию закономерностей системного мышления в профессиональной проектной деятельности раскрывают пути качественной педагогической подготовки выпускников. Это третья проблема современного процесса овладения профессиональной культурой прогностически отражается в рефлексивных критериях мотивационно-потребностного плана. Рассматривая комплекс педагогических условий для создания формирующей среды в образовательном пространстве вуза, мы учли необходимость использования анализа профессионального предвидения с целью обеспечения успешности, эффективности и гармоничности процессов вхождения будущих специалистов в аудиовизуальную экранную культуру, с включением импозантных свойств её трансформы, смоделировав логическую последовательность реализации

комплекса педагогических условий в единую структурно-функциональную методологию инновационного педагогического замысла.

Помимо вышеописанных проблемных факторов влияния на формирование педагогических подходов к исследованию психолого-педагогических условий конструктивной направленности на формирование индивидуально-значимых качеств личности профессионального режиссёра экранного искусства, педагогическая задача включает исследования разноуровневых показателей востребованности аудиовизуальных произведений за пределами жизнетворческой активности их создателя. Этот показатель ценностно-значимых свойств личности восходит к критериальным оценкам одарённости и может быть выявлен, учтён и развит в специально созданных психолого-педагогических условиях преподавания.

Изложение основного материала статьи. Формирование когнитивных свойств профессионала экранного искусства наиболее полно выражается в общей динамике выполняемой им деятельности по созданию аудиовизуальных произведений, трансформируемых в цифровом интеллектуальном поле в продукты и объекты аудиовизуальной культуры по специфике решаемых коммуникативных задач интеллектуального поля.

В этом ключе процесс профессиональной подготовки студентов выступает реализацией формирующих знаний о личностных и профессиональных ценностях одарённого интеллектуала, необходимых для становления, развития и эффективной реализации его навыков, умений и способностей. Под влиянием реальной жизненной практики, вызывающей необходимость формирования ценностного отношения будущего режиссёра к действительности, формируется процесс переноса социально-личностных профессиональных ценностей педагога на субъективную сущность обучающегося. Поддерживающим и регулирующим фактором в этом процессе выступают сферические атмосферные условия, создаваемые педагогом в образовательном процессе вуза.

Скорость процесса реализации готовности студента к режиссёрской деятельности и её культуротворческая эффективность объективируются при наличии творческой активности в субъект-субъектных взаимоотношениях обучающего и обучающегося. Способность к творческой активности алгоритмически выстраивается педагогическим воздействием на основе мотиваций, с учётом дифференцированных способностей, склонностей, самосознания и самоидентификации студента.

Процесс переноса строится преподавателем как поэтапный последовательный алгоритм индивидуального педагогического замысла, созданного с учётом учебной программы, утверждённой на основе образовательного стандарта. Сущность самого психолого-педагогического процесса формирования профессиональной культуры будущих режиссёров экранного искусства средствами аудиовизуальной композиции представляет собой, в авторском дидактическом исследовании, сочетательную методологию алгоритма воплощения логической тематики преподавательского задания по раскрытию «большой темы» в экранном произведении, объективирующую атмосферные условия по эффективному исполнению студентом (или группой студентов) режиссерских задач. Дидактический замысел позволяет педагогу психологически последовательно усложнять, изменять и корректировать исполнение алгоритмических задач, изменяя время исполнения отдельных композиционных решений на основе психолого-педагогических установок, мотиваций, в поэтапном воспитательном воздействии. Сущность самого психолого-педагогического процесса создания экранного произведения, его смысловой дидактический замысел и дифференцированный поэтапный график реализации экранного произведения составляют, в совокупности, завершенную педагогическую технологию.

Сохранение последовательного алгоритма сочетательных действий педагогической технологии базируется на творческо-образовательном и личностно-значимом замысле педагога, его умении распознавать и правильно интерпретировать типологическую подвижность способностей каждого конкретного студента и группы в целом в дифференцированном ключе специфического усвоения профессиональных знаний, умений и навыков на основе культуротворческих всеобще значимых ценностей и в открытом взаимодействии.

Следует отметить, что эффективность последовательных сочетательных действий по исполнению алгоритмических задач осуществляется при наличии внутренней активности студентов. Увлечённость замыслом композиционной идеи определяют: главная мысль будущего аудиовизуального произведения, режиссёрский замысел и организационно-технические действия. Эти творческо-образовательные составляющие реконструируют поэтапный ход взаимодействия таким образом, чтобы практические действия по исполнению алгоритмических задач сочетательно будировали творческую активность каждого студента и группы в целом.

Внутренняя активность обусловливает быстроту мыслительной деятельности реципиентов и обеспечивает ценностную направленность их мотиваций к реальной жизненной практике через образовательную практику. Посредством этого влияния задействуется физиологический механизм подвижности мыслительной деятельности каждого конкретного субъекта педагогического воздействия, учитывается подвижность информационно-рецептивных и проблемно-творческих процессов, включается метод коррекции: метод анализа инцидента или метод анализа создавшейся ситуации направленные на снятие и преодоление барьеров при конкретизации индивидуального задания по исполнению режиссёрского замысла, где средством воздействия выступает композиция.

Практическое педагогическое наблюдение показывает, что можно говорить о существовании прямой связи между скоростью мыслительной деятельности, быстротой восприятия задания и типологической подвижностью нервных процессов на основе выявления должной мотивации у каждого конкретного обучаемого (повышение интерференции диалогичности с целевой аудиторией на основе культуры родного языка).

В период дебютного проявления режиссёрских способностей в вузе обнаруживается их тесная взаимосвязь с особенностями темперамента, проявления которого в учебном процессе наиболее полно отражаются на общей динамике выполняемой деятельности, облегчая или затрудняя воплощение замысла (склонность к оценочно-состязательному характеру взаимодействия).

Анализируя причины, обусловливающие разную степень сосредоточенности и увлечённости исполнением учебного задания, удалось определить механизм подвижности нервных процессов, главным образом воздействующий на формирование способности к творческому и интеллектуальному восприятию, усвоению и присвоению ценностей профессиональной культуры как дара преображения.

Первопричина феноменологии явления обусловлена индивидуальным антропологическим свойством подвижности нервных процессов каждого конкретного обучаемого. Но вторая причина лежит в плоскости индивидуального построения структуры ассоциаций, их подвижности, гибкости, изменчивости.

В связи с этим умозаключением, замысел тематического задания в структуре педагогической технологии должен строиться на гибких приёмах совершенствования творческой сверхзадачи и вариативных способах итогового монтажа архитектуры композиционного решения в рамках нравственного табуирования духовных мотиваций и оценке результатов другими людьми в характеристиках значимости художественного произведения.

В основе психической деятельности будущих режиссёров лежат многочисленные системы пространственно-временных взаимосвязей. Например, одно и то же задание выполняется разными студентами не одинаковым темпо-ритмом. Темпо-ритм опосредуется интересом к заданию и режиссёрской деятельности в целом, а также другими профессиональными отношениями, которые начинают складываться и проявлять себя в процессе образовательно-воспитательной деятельности. Сюда опосредованно относятся: регулирующее влияние рынка труда, мнение и субъективные предпочтения гипотетических работодателей, мэмы из любительской и полупрофессиональной сред, стереотипы и штампы, моды, разноуровневое развитие профессиональных технологий.

В системных связях этих сред находятся субкультуры, способные вызывать девиации при неустойчивом росте профессиональной культуры студента. Необходима избирательная актуализация купирования этих скрытых систем с помощью педагогических технологий мотивационно-ценностного воздействия. Скорость актуализации субкультур в образовательном процессе вуза зависит от ценностных связей самоактуализирующейся академической системы: традиций функционирования и формирования атмосферных качеств и свойств, духовных смыслов и нравственных основ историографии высшей школы. В сущностном воздействии философии доброго и прекрасного в академической школе режиссуры процессы преемственного функционирования сводят к купированию девиации недобросовестных смыслов уже на дебютном этапе формирования студента.

Дальнейшее преемственное развитие обучаемого в условиях высшей школы подтверждается важностью раннего выявления индивидуализированных способностей студента и направлением их в русло специально созданных педагогических условий. Задача нашего исследования состояла в том, чтобы лабораторно-творческим путём, в образовательном процессе вуза, изучить особенности типологических факторов влияния на процессы творческой подвижности в нервной деятельности студентов. Исследовать их мыслительную деятельность на восприятие творческих задач в контексте мотивационно-ценностных установок и затем соотнести эти данные наблюдений с доминантами усвоения приоритетных нравственных и духовных ориентиров человеческой личности, с быстротой исполнения режиссёрского задания.

Реконструируя обобщения в формате заявленной темы, следует привести следующиесистематизирующие обоснования.

Исследование дозировочных действий по элементам исполнения аудиовизуальной композиции позволяет педагогу учесть сенсомоторную и логическую структуры действий студентов по исполнению творческих задач, и в соотношения характера их взаимосвязи внести корректирующие мотивационно-ценностные потенциалы профессиональной значимости. Акт профессиональных корректирующих, оценочных и экспертных действий обладает кинестетическими ассоциациями в ощущениях обучающихся. Следовательно, в педагогической технологии создания специальных условий для раскрытия способностей студента это воздействие призвано носить характер педагогического события. Мыслительные действия студентов в реальной обстановке исполнения целевого задания аксиологически воспринимают профессиональный образ мира педагога, расширяющий их сознание.

Вместе с результатами наблюдения за действиями студентов в реальной обстановке исполнения целевого задания выделяем три основных уровня психической регуляции творческой деятельности будущего режиссёра.

Во-первых, уровень творческого взаимодействия отдельного студента внутри группы с множественными аппаратными комплексами, положительно коррелирующий его деятельность в целом с усвоенными факторами взаимодействия на основе дозировочных действий, полученными на дебютном уровне познаний и предыдущих этапах обучения.

Во-вторых, уровень регуляции диалогического взаимодействия в творческо-поисковых действиях коррелирующийся с самостоятельной попыткой студента абстрагироваться от включенности в отдельные действия в общее смысловое целое с характером усложнено-важной взаимосвязи с идеалами большой культуры.

В третьих, потребность в положительной регуляции алгоритмического действия педагогическим воздействием компенсирующая преодоление различий положительной и отрицательной направленности в ассоциативных взаимосвязях, переменно-последовательно выстраивающих ценностно-целостную композиционную структуру в достоинствах мудрости экранной картины.

Гуманитарное образование мыслится М. Шелером, в учёных изысканиях, как овладение знаниями при исполнении целевого задания с параллельным сущностным изменением самой сути человека, где образование выступает не в статусе учебной подготовки к профессии, специальности, ко всякого рода производительности, действует не ради учебной подготовки, а напротив, подготовка «к чему-то» осуществляет преображение личности, лишённое всяких внешних, нарочито поставленных целей «для самого благообразно сформированного человека» (М.Шелер[4]). Постулируя истины в аксиомы, педагогика древних отцов и учителей духовности, библейский талант причисляла к дарам духа, утверждая, что владение знаниями заложено в сути способности человека к духовному творчеству преображения своей природы.

Комплекс направленного методологического воздействия предполагает редукцию мыслительных процессов у будущих специалистов как целенаправленного сотворения на гуманитарных основаниях высшей школы собственного профессионального образа мира. Регулируемые зрительно-кинестетические восприятия ассоциативных рядов ощущений и представлений мотивируют профессиональные устремления студентов. Ухватить исчезающую самобытность культуры мастера и осуществить раскрытие собственных способностей в значениях таланта - это задача в горизонтах времени пребывания в образовательном процессе вуза. Стремление стать значимым человеком в этом временном промежутке включает реабилитацию искусством достоинства всех свойств, наклонностей и потенциалов студента.

Выводы. Само по себе время решения учебных задач в образовательном процессе вуза не может служить критерием для определения типологического воспреемствования мотивационно-ценностных установок обучающимися. Ценностные характеристики этого процесса имеют вневременные рамки, но структуры ассоциативных рядов аудиовизуальных решений вскрывают свойства мыслительных задач по качеству их нравственно-смыслового содержимого. Безошибочная проверка ценностных характеристик режиссёра и его творения - это качество зрительского внимания.

Дифференцированный научно-педагогический подход, обнаруживающий тесную взаимосвязь проявления усвоенных профессиональных компетенций в сочетании с ростом уровня мотивационно-ценностных значений зрительского внимания, является показателем усвоения студентом учебной программы и синхронизируется с ментальным ростом субъекта, обучаемого на основе индивидуального тематического задания преподавателя.

Наблюдение показывает, что студенты, принадлежащие инертному типу высшей нервной деятельности, способны решать алгоритмические задачи по построению аудиовизуальных композиционных решений так же быстро, как и обучаемые с подвижными нервными процессами, и ускоряться в конвейерном производстве аудиовизуальных продуктов ещё быстрее, если им обеспечивается положительный зрительский отклик высокого качества внимания. Значительная разница в скорости и качестве исполнения профессиональных задач основывается на способности преподавателя поддерживать атмосферу алгоритмического действия мотивационно-ценностных установок мудрости комплиментарного свойства. Это условие эффективно ранжирует профессиональные навыки студентов, выполняющих задание внутри группы, если они умеют воспринять информационно-рецептивные и проблемно-творческие этапы коммуникации без искажения семантических смыслов внутрикультурного и межкультурного взаимодействия, общения и сотворчества исключая их методом анализа инцидента. Данное наблюдение подтверждает вышеизложенные выводы и указывает на необходимость установления ментальной связи учителя и ученика для ранжирования уровней переноса художественных мотивационно-ценностных значений профессиональной культуры. Форму и содержание этого субъект-субъектного процесса переноса эстетики (в диалогической манере) определяет роль эзотерического общения, обусловленного чертами характера, мнемическими свойствами памяти, темпераментом и потенциалом природной одарённости саморазвивающейся личности.

Литература:

1. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Применение педагогической методологии при формировании профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества в образовательном процессе вуза. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ. Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ. - 2018. - №1(78). - С. 253-259.

2. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Феноменология экранной педагогики через призму философских аспектов культуры. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ. Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ. - 2018. -№2(79). - С. 269-273.

3. Пахомова С.В. Применение средств аудиовизуальной композиции в педагогических технологиях вуза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского - Орёл: Издательство «Картуш», 2019. - 180 с. - С. 98-101.

4. Шелер М. Избранные произведения. - М.: Гнозис, 1984. - 413 с.

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор Сайгушев Николай Яковлевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Веденеева Ольга Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); аспирант Гарипов Марсель Айратович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Аннотация. В статье обосновывается актуальность проблемы педагогического взаимодействие и кибербезопасности в информационном обществе. Рассматриваются субъект-субъектные связи как форма гуманизации отношений при использовании компьютерных технологий в процессе профессиональной подготовки.

Ключевые слова: педагогическое взаимодействие, субъект-субъектные связи, кибербезопасность, формирование культуры кибербезопасности, кибератаки, информатика.

Annotation. The article substantiates the relevance of the problem of pedagogical interaction and cyber security in the information society. The subject-subject relations are considered as a form of humanization of relations when using computer technologies in the process of professional training.

Keywords: pedagogical interaction, subject-subject relations, cybersecurity, the formation of a culture of cybersecurity, cyber attacks, computer science.

Введение. Педагогического взаимодействие многообразно, в процессе его осуществления решаются задачи формирования личности, ее развития, приобретения социального опыта, взаимного обогащения как преподавателя, так и студента. В то же время существует основной признак, опираясь на который, можно четко выделить типы взаимодействия и построить их модели. В качестве такого признака выступает противоречие между целями и задачами, которые ставят в вузе, и целями и задачами, которые преследуют студенты в данный конкретный момент.

Мы придерживаемся позиции В.Г. Маралова [4], который считает, что педагогическое взаимодействие такое взаимное воздействие педагогов и обучающихся друг на друга, в результате чего осуществляется

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.