Научная статья на тему 'Формирование профессиональной культуры будущих режиссёров методом эксперимента в вузе'

Формирование профессиональной культуры будущих режиссёров методом эксперимента в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ / РЕЖИССЁР / ЭКРАННОЕ ИСКУССТВО / PROFESSIONAL CULTURE / AUDIOVISUAL COMPOSITION / DIRECTOR / SCREEN ART

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Светлана Владимировна

В статье анализируются проблемы и тенденции развития профессиональной культуры будущих режиссёров экранных искусств в инвариантном образовательном процессе вуза с позиции экспериментального педагогического подхода в применении формирующих аудиовизуальных средств, определяющих профессиональное становление творческой личности. Обзор педагогического замысла отражает историю и теорию философии и методологии кинопедагогики и медиапедагогики и позволяет создавать инновационные модели теории и практики кино-, фото-, видеодела высшей школы в согласии с базовыми педагогическими и психологическими концепциями, а также с новейшими тенденциями эстетического воспитания средствами аудиовизуальной композиции в вузе. Автор исследует подход в русле гуманитарной парадигмы образования: методом практического эксперимента естественного вида осуществляется формирование мотивационно-ценностных характеристик качества будущих специалистов отрасли экранных искусств в инвариантном образовательном процессе вуза на основе специально созданных педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FUTURE DIRECTORS’ PROFESSIONAL CULTURE BY THE METHOD OF EXPERIMENT IN A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The paper analyzes the problems and tendencies in developing professional culture of future directors of screen arts in the invariant educational process of the university from the perspective of an experimental pedagogical approach in the use of formative audiovisual means that determine the professional development of a creative person. The review of the pedagogical concept reflects the history and theory of philosophy and methodology of film pedagogy and media education, and allows creating innovative models of the theory and practice of film, photo, video activities of higher education in accordance with the basic pedagogical and psychological concepts, as well as with the latest audiovisual composition in a higher educational institution. The author studies the approach in line with the humanitarian paradigm of education: the method of practical experiment of a natural type is used to form the motivational and value characteristics of the quality of future specialists of the screen arts industry in the invariant educational process of the university based on specially created pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной культуры будущих режиссёров методом эксперимента в вузе»

Педагогика

УДК: 378.018.43:791.071.2]:004:174

преподаватель кафедры экранных искусств и фотомастерства Пахомова Светлана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Орловский государственный институт культуры» (г. Орёл)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РЕЖИССЁРОВ МЕТОДОМ

ЭКСПЕРИМЕНТА В ВУЗЕ

Аннотация. В статье анализируются проблемы и тенденции развития профессиональной культуры будущих режиссёров экранных искусств в инвариантном образовательном процессе вуза с позиции экспериментального педагогического подхода в применении формирующих аудиовизуальных средств, определяющих профессиональное становление творческой личности. Обзор педагогического замысла отражает историю и теорию философии и методологии кинопедагогики и медиапедагогики и позволяет создавать инновационные модели теории и практики кино-, фото-, видеодела высшей школы в согласии с базовыми педагогическими и психологическими концепциями, а также с новейшими тенденциями эстетического воспитания средствами аудиовизуальной композиции в вузе. Автор исследует подход в русле гуманитарной парадигмы образования: методом практического эксперимента естественного вида осуществляется формирование мотивационно-ценностных характеристик качества будущих специалистов отрасли экранных искусств в инвариантном образовательном процессе вуза на основе специально созданных педагогических условий.

Ключевые слова: профессиональная культура, аудиовизуальная композиция, режиссёр, экранное искусство.

Annotation. The paper analyzes the problems and tendencies in developing professional culture of future directors of screen arts in the invariant educational process of the university from the perspective of an experimental pedagogical approach in the use of formative audiovisual means that determine the professional development of a creative person. The review of the pedagogical concept reflects the history and theory of philosophy and methodology of film pedagogy and media education, and allows creating innovative models of the theory and practice of film, photo, video activities of higher education in accordance with the basic pedagogical and psychological concepts, as well as with the latest audiovisual composition in a higher educational institution. The author studies the approach in line with the humanitarian paradigm of education: the method of practical experiment of a natural type is used to form the motivational and value characteristics of the quality of future specialists of the screen arts industry in the invariant educational process of the university based on specially created pedagogical conditions.

Keywords: professional culture, audiovisual composition, director, screen art.

Введение. В условиях усиления обмена аудиовизуальной информацией развитие духовно-нравственной культуры на материалах и средствами народной художественной культуры на экране выходит далеко за рамки конкретного профессионального предназначения будущих специалистов экранного искусства и предполагает системную духовно-творческую деятельность по формированию гуманитарно-ориентированного профессионального образа мира обучаемых.

Профессиональное экранное образование, в отличие от профессиональной подготовки, является способом вхождения в профессиональную аудиовизуальную культуру, принципиально связанную со смысложизненным контекстом личности будущего специалиста экранного искусства. Педагогическая практика высшей школы всё более склоняется к сочетательному применению инструментально-утилитарной подготовки будущего режиссёра с его мотивационно-ценностной концепцией авторства. Исследование этого дедуктивно-индуктивного процесса опирается на культуротворческий педагогический поиск в инвариантном образовательном процессе вуза. Становление будущего педагога-режиссёра в профессиональной культуре -составляет суть процесса данного исследования. Критерии качества образованности будущего специалиста аудиовизуальных искусств не могут быть выявлены вне специально созданных педагогических условий сформировавших его человеческие и смысловые идейные цели.

В этой связи формирование у будущего специалиста экранного искусства способности к эффективной реализации актуальных аудиовизуальных задач, направленных на воспитание различных групп населения, расширение национально-культурных отношений, приобщение к духовно-нравственным приоритетам интеллектуального видеотворчества, создаётся на основе преемственности нравственно-ценностных приоритетов от преподавателя к студенту, на материалах и средствами большой художественной культуры.

Исследование проведено с учётом специализаций, дальнейшая творческо-производственная деятельность которых предназначена вышеозначенной целенаправленности. В этой связи подбор групп подготовки следующий: «Режиссёр кино и телевидения, педагог»; «Руководитель студии кино-фото и видеотворчества». Рассматриваются группы студентов специалитета и бакалавриата соответственно, очной и заочной форм обучения. Для удобства изложения исследовательского материала, студентов этого направления подготовки принято называть в сокращённой форме «режиссёрами», т.к. специфика их деятельности по совокупности образовательных норм и выбору адекватных средств и методов, единообразно соответствует задачам воплощения авторского художественного замысла в композициях аудиовизуальной формы. Студенты, достигшие определённой устойчивости в структурах исполнения операций по видеосъёмке, видеомонтажу, звукомонтажу, работе с графическими объектами и программами, мультикамерной съемке получают целевое педагогическое задание по исполнению идейного аудиовизуального замысла на основе темы определённого жанра. Экранный проект конечной композиции аудиовизуального замысла должен отражать педагогическое задание по раскрытию главной мысли произведения в контексте заданной темы. Раскрытие и развитие темы на экране должно подчиняться заданной жанровой стилистике (например, фильм-портрет) и основываться на студенческом исследовании: поиске, накоплении, осмыслении исходных данных и справочных материалов. Последующий перевод этих материалов в литературно-художественную основу режиссёрского замысла сценария является смысловым фундаментом проекта будущей аудиовизуальной композиции. Это первая серия педагогических задач, рассчитанная на развитие литературных и риторических способностей студентов. Педагогическая

методология, в этом ключе, использует эстетические приёмы медиалингвистики: сочетательные возможности живого слова в кадре и закадровой авторской сопроводительной речи с осмыслением текста и подтекста.

Вторая серия задач эксперимента естественного вида направлена на создание образного видения на экране выразительными средствами аудиовизуальной режиссуры. В процессе осуществления комплекса режиссёрских задач на этом этапе используются проекты индивидуальных замыслов в контексте создания «экранного полотна», «аудиовизуального произведения» завершенного авторского замысла. Анализируется учёт компонентов: свет-цвет, звуко-шумовое решение, динамика и статика, перспектива, их формы отражения и олицетворения в образах на экране. На данном этапе исполнения задач в полной мере проявляют себя творческо-эстетические склонности студентов: становится проявленным индивидуальное обособление их исключительных способностей. Именно на этом этапе проявляет себя к изучению в естественном виде дебютная готовность будущего специалиста к экранному творчеству: формирующая сила вдохновения является экранным показателем эстетических свойств развития студента в его нравственно-ценностных категориях принадлежности академической школе.

Формулируя цели изложения наблюдений и исследований в данной статье, следует заметить, что образовательный процесс творческой деятельности студентов нуждается в специально созданных педагогических условиях. Изучение эффективности взаимосвязи междисциплинарного проектирования аудиовизуальных продуктов и мотивационно-ценностной, личностно-творческой ориентации студентов в специально созданных педагогических условиях, направленных на формирование профессиональной культуры будущих режиссёров экранного искусства, создаёт вдохновенную атмосферу эмоционального олицетворения воплощаемого замысла, как когнитивной формы отражения лидерских качеств режиссёра: человека с его правами и ценностями.

Режиссёрский процесс регенерации интерактивной среды внутри аудиовизуального пространства позволяет выстраивать этнолингвистические субкультуры съёмочно-монтажной фразы на основе говорения. Вот почему основным кодом эксперимента естественного вида в образовательном процессе вуза автором исследования избираются две учебные дисциплины основного модуля: «История кино» (отечественного и зарубежного) и «Дикторское мастерство».

Исследование вопроса профессиональной культуры в аудиовизуальной режиссуре вызывает ряд трудностей. Сложность объекта исследования определяется, прежде всего, отсутствием универсальных, унифицированных средств оценки, связанных с использованием аудиовизуальных продуктов в формате многожанровых произведений, объединяющих способы их применения и тиражирования в новых интеллектуальных медиасредах.

Отсюда очевидно, что без осознания природы этого импозантного явления средствами педагогической науки подача его восприятия новым генерациям может лишиться методологической основы в фундаментальных исследованиях пограничных наук.

Изложение основного материала статьи. Методология педагогического эксперимента естественного вида построена таким образом, что практическая деятельность преподавательского исследования не нарушает ход и график учебного процесса в вузе. Концептуально-педагогический подход направлен на креативную активность усвоения избранных ценностей личностью ученика в атмосферных условиях волевого творческого акта. Избранные ценности в освоении научно-теоретического подхода методологически отражают поступательную алгоритмическую последовательность замысла технологии проведения эксперимента по этапам развития обучающихся: усвоение коммуникативных и поведенческих качеств личности в совокупности с компетентностными инструментально-функциональными знаниями.

Способы сочетания методов в экспериментальной педагогической технологии включают модули знания, программно обусловленные образовательным стандартом, как основу алгоритмического уровня знать-уметь-владеть на каждом конкретном этапе развития экспериментальной группы. Учет этих особенностей педагогической децимонологией экспериментальной работы носит индивидуально-дифференцированный характер. Критерием профессиональной эффективности исследования выступает в этой связи качественное своеобразие творческих способностей будущих специалистов. Определение критериев позволяет избежать погрешности в отклонениях от норм формирования профессиональной культуры при соприкосновении с инфернальными аудиовизуальными средами.

Вторым аргументом обоснования избранного подхода при осуществлении эксперимента естественного вида, выступает наблюдение, что вложенные в образовательную учебную программу модули обязательного и вариативного набора дисциплин содержат знания, но не охватывают векторного предназначения склонностей каждого конкретного обучаемого субъекта. Концептуально-педагогический подход в условиях данной парадигмы призван включать способы и подходы к формированию профессионализма добросовестного вкуса, как третью составляющую. Профессионализмы добросовестного вкуса призваны сохранять будущее предназначение ученика как носителя школы мастера. Педагог прививает эти свойства своему ученику для обретения подвижности, гибкости и пластичности в интеллектуальных средах с неравенством творческим и материальным. Сохранность аудиовизуального произведения, его творческая состоятельность и долгожительство сопрягаются с биографической данностью автора - его средствами креативной активности, имеющими качественно-количественные характеристики уровней оценки.

Педагогическая технология данного исследования опирается на философию новой концепции развития интеллектуальных сред современности. Интеллектуальная парадигма метаплатформенного расширения сред вещания и доставки сигнала реципиенту расширяет возможности тиражирования аудиовизуального произведения в константах непредсказуемой виртуальной реальности. Синхронизация этого процесса расширительных практик производства интеллектуальных продуктов аудиовизуального формата, с одновременным наложением парадигмы интеллектуально-образовательных сред, даёт новую философию просветительского свойства. Пятой составляющей концептуального замысла описываемого педагогического процесса выступает миссия экспериментального исследования, основанная на идее о том, что современное экранное образование это бином кинопедагогики и медиапедагогики. Применение междисциплинарных знаний это своеобразная, наивысшая и совершенная форма активизации внимания. В избранной педагогической технологии формирования профессиональной культуры будущих специалистов аудиовизуального искусства междисциплинарные связи в диагностическом проецировании и взаимодействии и составляют контур профессиональной культуры. Комплекс проявленных замыслов педагогической технологии взаимодействия будирует состояние вдохновения, которое есть совершенная форма и уровень

активизации внимания, сконцентрированного на впечатлениях духовного замысла: тексте, подтексте, преображающей семантике смыслов.

Консолидируя усилия внешней и внутренней среды процесса обучения на создании педагогических условий для формирования профессиональной культуры будущих режиссёров методом эксперимента в вузе, через несколько лет находим средство унификации - медиалингвистическую платформу освоения профессионального познания. Анализ оценки эмпирических значений этого научного определения позволяет констатировать его соответствие интегративной природе медиальных процессов в современном развитии новых двухмерных аудиовизуальных продуктов и в раскрытии подходов к их освоению.

Медиалингвистическое основание формирующей технологии имеет алгоритмический цикл воздействия на обучающихся в инерционно-прикладном и ценностно-ориентационном направлениях формирующего воздействия. При этом, педагогическая методология строится на следующем утверждении.

Эмпирическим путём доказано, что режиссёрский процесс регенерации интерактивной среды внутри аудиовизуального пространства авторского произведения позволяет выстраивать этнолингвистические субкультуры съёмочно-монтажной фразы на основе говорения. Вот почему основным кодом эксперимента естественного вида в образовательном процессе вуза автором исследования избираются две учебных дисциплины основного модуля: «История кино» (отечественного и зарубежного) и «Дикторское мастерство».Основываясь на этом утверждении, выстраиваем синергетический системный теоретико-практический комплекс воплощения педагогического замысла экспериментальной работы, включающий: ценностный, компетентностный и технологический подходы к моделированию воздействующих педагогических установок, позволяющих осуществить переход от педагогической дидактики к практике воплощения общего идейного замысла проекта.

Целевой ценностный блок определит дифференцированные задания группам. Исполнение заданий будет основываться на унифицированном педагогическом средстве - аудиовизуальной композиции. Основу композиционного решения, по этимологии исходного замысла научного исследования, составит медиалингвистический принцип воплощения экранных решений. Апробация методики состоит из этапов. Первый этап учитывает подготовительную работу обучающихся к их восприятию сознанием и психофизическим свойством индивидуальной антропологии свода деятельностных экспериментальных педагогических задач по их ценностным мотивационным установкам в логике, семантике и силе убеждения.

Деятельностные экспериментальные педагогические задачи, направленные на формирование профессиональной культуры будущих режиссёров строятся средствами аудиовизуальной композиции в образовательном процессе вуза с опорой на ценности-средства. В координатах данной педагогической концепции апробация метода учитывает следующий целевой ценностный блок:

- ценности-отношения, сформированные на этапе эксперимента как совокупность взаимоотношений участников педагогического эксперимента;

- ценности-средства мониторинга формирующих факторов по их действенности на динамику усвоения профессионально-важных качеств личности студента в ходе эксперимента;

- ценности-знания психологии личности и её деятельности в мире ведущих идей экранного творчества на основе закономерностей расширительности;

- ценности-качества индивидуализированных свойств личности будущего профессионала - качества авторского свойства;

- ценности-акценты: стилевые значения аутентичности, и достоверности результата духовной режиссёрской активности, распространяющие предметоцентрический подход к созданию нетленного произведения.

Предназначение первого педагогического формирующего этапа эксперимента: усвоение знаний по кинопедагогике и медиапедагогике в их культурологическом и искусствоведческом смысловом аспектах.

Второй этап - системно-аналитического применения формирующих знаний и навыков в пределах ценностного освоения темы большого жанра. В преподавательских решениях поставленных задач он характеризуется «синкретизмом» стилистических характеристик литературной ткани формируемого текста, связанного с использованием языковых основ устной и письменной речи. Создаются формы фигур речи, стилистической полифункциональностью соответствующие режиссёрским акцентам будущей аудиовизуальной монтажной фразы. Методом наблюдения педагогом проводится дифференцированная фиксация протекания специфики проявления профессиональной культуры в организационной работе личности.

Третий этап - этап аудирования. Отличается спецификой редактирования всех исходных основ замысла: литературно-стилистической, режиссёрско-композиционной и съёмочно-монтажной. Данный этап представляет собой научно-исследовательский педагогический поиск корректирующих элементов воздействия, позволяющий познакомить студента с практическим применением специфики редактирования в профессиональной культуре. Методы стимулирования долга и ответственности личности и группы(сплошные и выборочные)применяются преподавателем в избранной экспериментальной методологии именно на этом этапе.

Четвёртый этап -результирующий этап создания итоговой композиции экранного произведения. Характеризуется неконтролируемыми и контролируемыми проявлениями факторов профессиональной культуры в лабораторных условиях процедуры итоговых монтажных действий по созданию аудиовизуальной концепции педагогического замысла. Целенаправленная фиксация специфики протекания творческих актов с аудиовизуальными продуктами (эпизодами) позволяет систематизировать наблюдение за проявлением личности и группы в коллективном культуротворческом процессе.

Пятый этап - психопрогностический. Этап стандартизации педагогического задания в дидактических приёмах функционирования познавательной деятельности обучаемых на основе разработанного ценностно-мотивационного блока. Педагогом применяется избранный метод психопрогностической функциональной интерпретации: метод обобщения независимых характеристик экспериментальной работы. Этап включает составление характеристики педагогического события - публичного экспонирования (показа) на конкретно-научном уровне социометрической матрицы: системно-педагогический отбор продуктивных экспертных высказываний.

Шестой этап - моделирующий аудиовизуальное портфолио проекта педагогического замысла: режиссёрская трансформа педагогического аудиовизуального произведения созданного по тематическому

экспериментальному замыслу в учебный этапный продукт аудиовизуального творчества с последующей трансформацией свойств оригинала в объект аудиовизуальной культуры.

Седьмой этап - систематизация сенсорного восприятия окружающей среды обучавшимися, для создания когнитивных действий по организации функционально-управляемого интеллектуального процесса специально созданных педагогических условий, регулирующих творческие действия студента при формировании его профессионально-значимых качеств личности.

Выводы. На эмпирическом уровне пятилетнего исследования проведены и обоснованы следующие выводы. Во множестве оценок профессиональной экранной культуры современности перспектива лидерского предвидения определяет качество коллективного и единоличного автора как его идентификацию параметрам соответствия высшей школе мастерства, в отличие от любительства, дилетантизма и полупрофессионализма.

Педагогическое исследование в экспериментальном ключе ставит задачу, получившую идейное обоснование заботы о преемнике-профессионале. Экспериментальная проверка эффективности междисциплинарного проектирования аудиовизуального объекта в условиях высшей школы определяет психолого-педагогические условия, позволяющие создать методологию организации профессионального формирования культуротворческой личности будущего режиссёра экранного искусства в духовных ориентирах добродетели.

Литература:

1. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Применение педагогической методологии при формировании профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества в образовательном процессе вуза. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ. Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ. - 2018. - №1(78). - С. 253-259.

2. Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. Феноменология экранной педагогики через призму философских аспектов культуры. / С.В. Пахомова // Учёные записки ОГУ. Научный журнал. Орёл: Изд-во ОГУ. - 2018. -№2 (79). - С. 269-273.

3. Пахомова С.В. Формирование профессиональной культуры будущих режиссёров средствами аудиовизуальной композиции в образовательном процессе вуза / С.В. Пахомова // Материалы международной научно-практической конференции «Культура, наука и искусство -современные векторы развития вуза культуры» - Орёл: Орловский государственный институт культуры, 2018. - С. 28-32.

4. Пахомова С.В. Применение средств аудиовизуальной композиции в педагогических технологиях вуза // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 115-летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского «Художественное образование в современных условиях: теория и практика, проблемы и перспективы» - Орёл: Издательство «Картуш», 2019. - С. 98-101.

Педагогика

УДК:37.014

доктор педагогических наук, профессор Певзнер Михаил Наумович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Петряков Петр Анатольевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); доктор педагогических наук, профессор Донина Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород); кандидат философских наук, доцент Ушанова Ирина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» (г. Великий Новгород)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ МНОГООБРАЗИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ

Аннотация. В статье представлена концепция реализации идеи информационно-маркетингового подхода в управлении культурным многообразием. Авторы предлагают базовую модель управления многообразием в образовательных системах, включающую концептуально-целевой, диагностический, формирующий, аналитический и результативный блоки. На основе представленной модели в будущем могут быть спроектированы частные модели, учитывающие специфику конкретных регионов, образовательных организаций и изменяющийся социокультурный контекст их развития. Примерами таких моделей являются информационно-диверсификационная модель и информационно-консультативная модель.

Ключевые слова: информационно-маркетинговый подход, информационное многообразие, стратегии управления многообразием, модель управления многообразием в образовательных системах.

Annotation. The article presents the concept of implementing the idea of an information-marketing approach in managing cultural diversity, describes the results of an experiment to identify leading strategies for managing information diversity. The authors propose a basic model for managing diversity in educational systems, including conceptually targeted, diagnostic, formative, analytical, and effective units. On the basis of the presented model, in the future, private models can be designed, taking into account the specifics of specific regions, educational organizations and the changing socio-cultural context of their development. Examples of such models are the information and diversification model and the information and advisory model.

Keywords: information marketing approach, information diversity, diversity management strategies, diversity management model in educational systems.

Введение. В настоящее время в педагогической науке все больше внимания уделяется процессам проектирования различных педагогических моделей. Разработанные различными авторами модели изучаемых педагогических явлений и процессов позволяют исследовать их компоненты, их характеристики и логические связи. Для успешного проектирования модели необходим обоснованный выбор методологических оснований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.