Научная статья на тему 'Применение педагогической методологии при формировании профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества в образовательном процессе вуза'

Применение педагогической методологии при формировании профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества в образовательном процессе вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / CULTURE / ПРОИЗВОДСТВО АУДИОВИЗУАЛЬНОГО КОНТЕНТА / ДОКУМЕНТАЛЬНО-ПОСТАНОВОЧНЫЙ ФИЛЬМ / PRODUCTION OF AUDIOVISUAL CONTENT / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / INTELLECTUAL PRODUCT / СЪЁМОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЗАМЫСЕЛ / PEDAGOGICAL PLAN / СВЕРХЗАДАЧА / SUPER TASK / FILMING / DOCUMENTARY-PRODUCTION FILM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковешникова Е. Н., Пахомова С. В.

В статье исследуются возможности применения интеллектуального потенциала кинообразования в инвариантном пространстве социально-культурной сферы современного вуза. Выявляется специфика функционирования образовательнопроизводственного процесса экранизации режиссёрского замысла при решении конкретных педагогических задач в условиях поликультурного взаимодействия. На основании результатов экспериментально-творческого воплощения аудиовизуального произведения в формате документального фильма делаются выводы о закономерностях использования такого потенциала в методологических конструкциях динамичной системы педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF PEDAGOGICAL METHODOLOGY IN FORMING PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE FILMMAKERS OF SCREEN CREATIVITY IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

The article explores the possibilities of using the intellectual potential offilm formation in the invariant space of the socio-cultural sphere of a modern university. The specifics of the functioning of the educational and production process of screening of the director’s intention for solving specific pedagogical tasks in conditions of multicultural interaction are revealed. Based on the results of the experimental and creative implementation of the audiovisual work in the format of a documentary film, conclusions are drawn about the patterns of using such a potential in the methodological constructs of a dynamic system of pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Применение педагогической методологии при формировании профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества в образовательном процессе вуза»

УДК 378.147.01:[378.6:791]

UDC 378.147.01: [378.6:791]

КОВЕШНИКОВА Е.Н.

доктор педагогических наук, профессор кафедры индустрии моды, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Email: [email protected] ПАХОМОВА С.В.

преподаватель кафедры экранных искусств и фотомастерства, Орловский государственный институт Культуры

Email: [email protected]

KOVESHNIKOVA E.N.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of fashion

industry, Orel State University Email: [email protected] PAKHOMOVA S.V.

Teacher, Department of Screen Arts and Photo Skills, Orel State

Institute of Culture Email: [email protected]

ПРИМЕНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ РЕЖИССЁРОВ ЭКРАННОГО ТВОРЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

APPLICATION OF PEDAGOGICAL METHODOLOGY IN FORMING PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE FILMMAKERS OF SCREEN CREATIVITY IN THE UNIVERSITY EDUCATIONAL PROCESS

В статье исследуются возможности применения интеллектуального потенциала кинообразования в инвариантном пространстве социально-культурной сферы современного вуза. Выявляется специфика функционирования образовательно-производственного процесса экранизации режиссёрского замысла при решении конкретных педагогических задач в условиях поликультурного взаимодействия. На основании результатов экспериментально-творческого воплощения аудиовизуального произведения в формате документального фильма делаются выводы о закономерностях использования такого потенциала в методологических конструкциях динамичной системы педагогических условий.

Ключевые слова: культура, производство аудиовизуального контента, интеллектуальный продукт, съёмочный процесс, документально-постановочный фильм, педагогический замысел, сверхзадача.

The article explores the possibilities of using the intellectual potential offilm formation in the invariant space of the socio-cultural sphere of a modern university. The specifics of the functioning of the educational and production process of screening of the director's intention for solving specific pedagogical tasks in conditions of multicultural interaction are revealed. Based on the results of the experimental and creative implementation of the audiovisual work in the format of a documentary film, conclusions are drawn about the patterns of using such a potential in the methodological constructs of a dynamic system of pedagogical conditions.

Keywords: culture, production of audiovisual content, intellectual product, filming, documentary-production film, pedagogical plan, super task.

Культура и образование, в контексте современного развития общества, свою роль в формировании профессионального мастерства будущих деятелей искусства определяет как ценностное назначение современного векторного развития вузов. Традиции отечественной педагогики, основанные на компетентностном субъектно-ориентированном подходе и субъект-субъектных отношениях преподавателей и студентов вуза, характеризуются как научно-исследовательская работа в методологическом центре высшей школы.

Деятельностная парадигма научно-методического исследования, вскрывающая сущность противоречий между: концептуально завершёнными педагогическими идеями для переходного этапа от индустриального к постиндустриальному развитию общества, сконструированными с учётом интегративной связи с личностно ориентированными достижениями современной психологии, социологии, культурологи, контрастирует в большей мере, с консервативным характером режиссёрской подготовки будущих специалистов аудиовизуальных искусств. Поиск педагогических решений здесь может лежать в плоскости возможностей изъятия ресурса креативности, заключающегося в сущности положительно-эмоционального климата учебного процесса в творческой традиции конкретного вуза, продуцирующего кадровый потенциал для отраслей культуры и искусства.

Ставится задача: по результатам диагностики готовности будущих режиссёров к воплощению на экране профессио-

нальных решений, с целью изучения возможностей развития учебно-творческих программ, определить уровни потенциалов педагогических условий вуза для эффективного раскрытия способностей студентов на высоком профессиональном уровне культуры.

Измерение исходных показателей личностно-творческого компонента студентов с помощью диагностических методик включает операционные механизмы в виде условных связей, которые не были заложены генотипически, и лишь частично наличествуют в функциональных механизмах, формируемых общегуманитарными науками.

Научно-педагогические теории, в области методологии преподавания экранных искусств, слабо оснащены инновационными идеями о методах производства аудиовизуального контента в учебном процессе. Это обстоятельство определено недостаточной полнотой современных представлений о роли единоличного авторства в построении режиссёрских концепций. Важность исследования обусловлена внедрением в теорию и практику экранной педагогики передовых аспектов воспитания средствами композиции на основе индивидуальных проявлений человека при развитии и функционировании интеллекта студента творческой специализации в образовательном процессе вуза.

В реалиях данной педагогической парадигмальности наращивается барьер между востребованностью режиссёрской педагогической практики и недостаточной разработанно-

© Ковешникова Е.Н., Пахомова С.В. © Koveshnikova E.N., Pakhomova S.V.

стью теории преподавания конкретных практических умений. Формирование профессиональной культуры будущих режиссёров средствами аудиовизуальной композиции осуществляется продуктивно при наличии индивидуальных возможностей и биографических особенностей личности преподавателя. Базовая модель личности профессионала-педагога в творческом вузе всегда выступала основой формирования культуры и компетентности специалистов будущих поколений.

«Не важно, где учиться - важно, у кого учиться» - эта мысль остаётся основополагающей доктриной при выборе режиссёрских школ на адресных рейтингах вузов. Репутационная составляющая - это приоритетная часть модели развития alma mater. Реализация персонального успеха специалиста определяется как процесс движения в едином профессиональном пространстве рядом с рейтинговой шкалой феномена педагогической культуры позиционирующей уровень процесса подготовки кадров.

Индивидуальную траекторию поступательного развития режиссёр-профессионал (режиссёр кино и телевидения) развивает самостоятельно в авторской деятельности, но интеллектуально, в инерции творческого поиска, ассоциирует себя с сообществом личностно-творческой династии. Обеспечение выполнения индивидуальных творческих заказов субъект осуществляет на основе выбора инструментария, методологии и принципиальных основоположений, усвоенных профессиональных действий, прежде всего из банка возможностей, разработанных и апробированных им в экспериментально-практическом учебном процессе.

Достижение прогнозируемого интеллектуального результата в профессиональном росте диктуется логикой возможного, но главенствующий фактор повышения успешности профессиональной деятельности субъекта воспринимается как самостоятельный выбор операционных механизмов, развитие структуры которых осуществляется в педагогическом процессе в двух направлениях. Первое движется в направлении системного запоминания: освоения задачи построения концепта композиции экранного произведения с помощью накопления и увеличения количества мнемических действий, а затем в направлении трансформы знаний, усвоенных учебных действий и усложнения связей между действиями. От системного запоминания последовательной цепочки действий с аппаратными устройствами, на основе классического построения композиции, до вариативного выстраивания многомерных и динамических экранных продуктов, в ходе воплощения которых активизируется мыслительная обработка творческого потока вдохновения.

Продуктивность и эффективность профессиональной деятельности будущих режиссёров формируется на основе симбиоза классики, традиций и новаций, посредством погружения в культурно-этическую атмосферу вуза. Формирование режиссёрских умений осуществляется средствами аудиовизуальной композиции, в специальным образом организованном педагогическом процессе, где начинающие режиссёры с выраженными художественно-фантазийными склонностями преодолевают способность к созерцательно-безучастному за-печатлению информации с помощью аппаратных устройств и навыков их применения, налагая на этот процесс симультант-ное доминирование мыслительной обработки своих действий без потери ориентиров на творческую сверхзадачу.

Содержательный блок такого процесса формируется из тех этических возможностей высшей школы, которые присутствуют у студентов старших курсов и могут обеспечить планомерное и эффективное применение структурных компонентов профессиональной культуры для достижения поставленных задач на основе произвольного запоминания предлагаемых педагогом методик.

Педагогическая модель развития профессиональной культуры будущих режиссёров осуществляется в образова-

тельном пространстве вуза, где, с помощью набора педагогических средств, создаются методологические условия для построения проекта аудиовизуальной композиции в формате документального фильма. Реализация данного замысла воплощается при включении дополнительно созданного комплекса организационных решений.

1. Научно-технический потенциал вуза задействуется как креативный центр и площадка масштабного производства документального фильма.

2. Целенаправленный образовательный процесс вуза используется как ситуация погружения в инновационную реальность, на фоне которой разворачиваются постановочные события составных эпизодов фильма.

3. Апробируется технология коллективного сопровождения съёмочного процесса педагогическим советом из смежно-отраслевых областей знания.

4. На период создания фильма формируется управляемая сеть интегративных связей между блоками научно-исследовательской, образовательной и внеаудиторной деятельности.

5. В социокультурной среде вуза создаётся образовательно-профессиональная сфера кадрового модуля специалистов, обеспечивающих генерирование решений по воплощению идеи фильма в ценностных ориентирах социокультурной практики эксперимента.

6. Выделяются локальные среды взаимодействия из образовательно-профессионального и предметно-пространственного окружения для обеспечения жизнебытия учебного кинопроцесса.

7. Осуществляется целенаправленное динамическое партнёрство между профильными кафедрами.

8. Кастинг-соответствие оптимальным конструированием путей верного отбора студентов-иностранцев, портретируемых в качестве героев фильма.

9. Формирование съёмочных и монтажно-инженерных бригад из студентов режиссёрских курсов, интеллектуальная инновационность и культуросообразность учебного опыта которых ориентирована на возможности практического результата эксперимента.

10. Атрибутивные, прагматические и динамические блоки архивной информации по категориям входящих в них отдельных курсов - базы данных

В педагогических приёмах осуществления проекта используются методологические решения, направленные в первую очередь на реализацию идеи основного замысла, через выявление и соблюдение приоритетных педагогических условий.

Первое педагогическое условие: создание точной формулировки содержательного назначения сверхзадачи экранного замысла, оценивающей свойства прагматической полезности конечного интеллектуального продукта для пользователя.

Сверхзадача основного замысла сформулирована в задании следующим образом: осуществить экранизацию гуманистической идеи совместного обучения студентов разных стран и народностей в вузе культуры с богатыми традициями отечественной школы мастерства.

Цель создания интеллектуального продукта в формате фильма сформулирована в следующем оценочном обосновании: пополнение и обновление ресурсов сайта вуза достоверной, полной и объективной информацией для профориентации и обозначения качества структурных составляющих системы электронного обучения.

Второе педагогическое условие: содержательное соответствие готовности к формированию профессиональной компетенции студентов-режиссёров и студентов-персонажей в ходе учебно-репетиционного и учебно-съёмочного процесса поставленной культурологической задаче.

Третье педагогическое условие: применение прогно-

стической репетиционной задачи по формированию спектра экранизируемых номеров на предмет содержательного соответствия репертуару русской классики.

Данное педагогическое условие встречает ряд проблемных препятствий.

Рефлексивно-творческие задачи осложнены для педагога-постановщика и студентов (будущих режиссёров) ситуационным присутствием языкового барьера у исполнителей главных ролей. Эстетика свободного высказывания на экране требует чистоты лексических основ и артикуляционной выразительности, которыми студенты-иностранцы обладают не в полной мере. Педагогом-постановщиком проанализирована проблема и, совместно с педагогическим советом, предпринимается ряд конгруэнтных действий направленных на преодоление данного кризисного обстоятельства: предложено, в частности, отказаться от монологов героев в кадре и достичь высказывания на экране выразительными средствами пластики. Для этого основной упор композиционного портретирования иностранных студентов осуществить силами балетмейстерско-хореографического профиля и режиссёров-театралов завершивших постановку дипломной работы - спектакля.

Четвёртое педагогическое условие: создание эмоционально-стимулирующей и мотивационно-действенной атмосферы в ходе учебно-репетиционного, учебно-съёмочного, и монтажно-сборочного процессов.

Таким образом, на период создания фильма, в образовательно-профессиональной среде вуза организовывается экспериментальная площадка, в которой будут заданы координаты взаимодействия, позволяющие сформировать особую творческую социокультурную сферу. В данной динамической системе взаимодействие субъектов образования, являющихся носителями профессионального опыта, обеспечит взаимовлияние и перенос социально-культурного и профессионально-нормативного опыта на будущих специалистов в духовном и интеллектуальном контексте, который соответствует масштабу успешной социализации студентов-иностранцев и успешной индивидуализации студентов-режиссёров.

Механизм культурно-профессиональной преемственности направленного действия на базе вуза представлен совокупностью педагогических методик.

Конкретизируем содержание основных методов, направленных на приобретение будущими специалистами фундаментальных и профессиональных знаний в процессе изготовления документального фильма.

1. Метод упражнения. Смыслопостроение сценарного плана основывается на дроблении главной линии действия фильма на эпизоды по количеству героев-персонажей в кадре. Это позволяет постановку и съёмку каждого портретного эпизода производить в заданных характеристиках, повторение и воспроизведение которых служит упражнению и запоминанию конструкта в шаблоне и стандартах соответствия нормативу. Основной жанр - интервью.

2. Наглядные методы. Информационные технологии и компьютерные устройства используются в качестве педагогической поддержки непосредственно в ходе эксперимента. Съёмочное оборудование применяется для обеспечения наглядности отснятых рабочих материалов непосредственно на учебной площадке. Воспроизведение образов с помощью наглядных средств аудиовизуальных устройств позволяет педагогу задействовать познавательную деятельность студентов при раскрытии чувственных образов и представлений, которые формируются с помощью цифровых технологий и наглядных средств в режиме реального времени.

3. Практические методы обучения включают формы овладения материалом при помощи навыка доведённых до автоматизма специализированных действий по формированию композиции кадра, записи звука, мезансценированию

постановочного пространства, ракурса, фокуса и перспективы кадрирования портретируемого объекта, на высоком качественном уровне.

Применение комплекса словесных методов является приоритетным направлением работы в практике эксперимента. Осуществляя акт преобразования интеллектуального познания в содержательное знание для студентов, преподаватель далеко выходит за рамки традиционного транслятора. Словесно-логические и словесно-творческие умения позволяют умело выбирать оптимальные стратегии применения словесных методов и их комбинаций. Акцент в таких комбинаторных построениях переносится на партнёрство, соуправление в сопричастности событиям, а характер взаимоотношений студентов и преподавателей определяется как субъект-субъектный. Приоритет отдаётся следующим словесным методам:

1. Запоминание

2. Воспроизведение

3. Иллюстрирование

4. Интегрирование

5. Индукция

6. Дедукция

Применение словесных методов в ходе реализации проекта решает несколько экспериментальных задач одновременно: учебно-познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентированную и духовно-просветительскую. Интерактивный характер деятельности по созданию документально-постановочного фильма предполагает беспрерывный режим общего со-действия и со-трудничества всех участников процесса обучения в созданной сфере внутриву-зовского взаимодействия.

Взаимодействие в режиме рабочего диалога и экранного интервью активизирует все виды речевой деятельности. При этом запоминаемая информация проходит специфическую обработку на уровне восприятия.

Арсенал инновационной компьютерной дидактики и факторинг педагогических знаний на ресурсе речевого обмена генерируют основы различных видов умственных операций для трансформации постановочного эксперимента. Нарастающая ритмичность этой деятельности активизирует мышление участников независимо от их желания. В педагогическом процессе возникает произвольный момент качественного перехода общей активности в вынужденную интеллектуальную активность результирующую на определённых этапах в эффект озарений.

Для организации коллективного логического мышления (мозгового штурма) применяются фундаментальные приёмы методологии из основ педагогической науки: сравнение, анализ и синтез, классификация и обобщение, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция. На основе применения этих приёмов многоуровневая процедура рефлексивной учебной деятельности позволяет вычленить аналитико-синтетический мыслительный процесс субъектов экспериментального действия, вскрывающий сущность их ментальности.

Выделяя из целого отдельные признаки, отбирая наиболее существенные из них, выявляются связи между портретируемыми субъектами и выстраиваются импровизации режиссёрских версий эпизодов. При этом композиционное построение аналитико-синтетический мыслительный процесс довершает с помощью технологий интеллектуальной компьютерной деятельности. Комплексный тест для вариантов построения композиции (дублей) эпизода может включать ряд операций, на основе которых будущие режиссёры экранного творчества могут моделировать учебное проектирование.

Для дальнейшего эффективного использования предлагаются следующие операции:

1. Выделение элементов из целого, различение, отделение друг от друга.

2. Мысленное сопоставление разделённых объектов: установление признаков сходства или различия между ними.

3. Отождествление подобия по нескольким признакам.

4. Логическая операция типологизации отличий в группе снимаемых объектов.

5. Выявление индивидуальных различий портретируемых персонажей.

6. Объединение в целостную композиционную структуру прошедших сравнение объектов и субъектов. Построение проекта событийного ряда.

7. Наложение прошедших сравнение и обнаруживших контрастирующие признаки объектов и субъектов. Применение закона контраста.

8. Абстрагирование: выделение существенных свойств объектов, деталей и крупных планов, которые имеют акцент характерности. Видеоряд.

9. Выявление противоречивых противоположностей внутри субъекта-персонажа. Дуалистические признаки предлагаемых обстоятельств.

10. Синтез противоположностей. Гармонизация структуры проекта композиции по признакам триединства с учётом пропорций предполагаемых обстоятельств.

11. Конкретизация. Формирование умений трансформации исходных текстов, в акцентах авторского прочтения. Звукоряд.

12. Символизация. Соотнесение экранизируемого реального объекта с параметрами и координатами абстрактных категорий.

13. Стилизация. Изменение жанровой окраски готового экранного произведения посредством использования знаков и символов. Цвет и свет.

14. Акцентировка. Алгоритм технологической обработки завершающий целостность логических связок итогового монтажного проекта.

15. Формулировка составных высказываний о контексте созданного произведения.

Разработанный алгоритм создания контента в исследовательском процессе вуза составляет основу метода герменевтического круга, который входит в процедуру рефлексивной учебной деятельности и требует организации и развёртывания комплекса педагогических условий в соответствии со спецификой содержания педагогической задачи. Путём методической трансформации можно замедлять и ускорять процесс изготовления контента. Характерна общая структура подготовки, которая позволяет применять вариативные средства построения аудиовизуальной композиции внутри использования комплекса методов, главенствующим из которых в образовательном процессе явится метод герменевтического круга. При этом разработанный алгоритм создания фильма в образовательном процессе вуза перманентно пополняется новыми вариациями: расширяется в цикловой, многосерийный. Меняется по жанровой и видовой типологизации: документально-постановочный, методический, игровой, анимационный и т.д.

Конструкт авторской оболочки формирования профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества - метод герменевтического круга, это творческий внедренческий контент исследовательской практики, который позволяет при производстве венчурного аудиовизуального продукта принимать на себя ответственность за действия, которые обсуждались с педагогом-наставником и формировались педагогом-наставником в субъект-субъектном образовательном процессе вуза. Такая практика внедрения в образовательный процесс вуза учебно-научно-производственных инноваций эффективно реализовывается при наличии у преподавателя таких функций как:

- формирование культуры будущих режиссёров экранного творчества;

- проявление профессиональной универсальности: применение средств аудиовизуальной композиции как методологических решений, где режиссёр на съёмочной площадке способен успешно выполнить совмещение функций оператора;

- когнитивное воздействие: раскрытие творческо-личностного потенциала будущего режиссёра;

- доминантное регулирование эмоционального фона производственно-образовательного процесса: проявление сопереживания и принятие решений с учётом коллективных возможностей;

- осуществление номинирования коллективного мыслительного процесса этической нормативностью: ансамбле-вость в симультантном творчестве характеризуемом наличием многомерных лексических систем поликультурного общения;

- применение способов осознанной необходимости саморазвития в режиме репортажной съёмки;

- оценка уровней развития будущих режиссёров без применения лексических частиц отрицания в речевых оборотах.

- применение фазовых глаголов в профессиональной лексике при использовании команд режиссёра к оператору в устойчивых сочетаниях культурологической лексики без употребления профессионализмов.

Концептуальная основа педагогических усилий предполагает погружение во взаимонаправленные ментальные действия поэтапно раскрывающие взаимосвязь мыслительных когнитивных процессов воплощения субъект-субъектных актов постановочных решений. Выделяются ситуации, когда отведённого времени на осуществление номенированно-го репетиционно-съёмочного процесса не хватает. Иногда действия по завершению начатого требуют некоторых усилий без нарушения гармоничности творческого процесса. Подобный момент требует наличия возможностей у педагога увлечь студентов силой личного примера. Сосредоточенность студенческих бригад следует сконцентрировать на поиске корректирующих решений способных дать сочетаемость реальных возможностей наличиствующих выразительных средств сохраняющих связь с мотивирующим первичным значением композиционного замысла. С точки зрения прагматической характеристики затруднений на основе эмпирического опыта, обычно следует отменить назначенную форму, и предложить новую, сохраняя содержание.

Начало новой темы внутри заявленной концептуальной темы при портретировании героя может появиться как внезапная, неожиданная вариация в творческом взаимодействии живого обмена.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образовательный процесс, включающий взаимодействие русскоязычных и иностранных студентов, протекает в значениях метаязыковых единиц, которые могут использоваться как импровизационные находки маркеров метатекстовых орнаментов диалоговой структуры экранного текста. Выявление возможностей использования фонда знаний о мире через поток обиходной речи на съёмочной площадке позволит фрагментировать разграничение принципов нормальной и индивидуальной дикции и артикуляции. Маркеры портретиро-вания могут выстраиваться режиссёрским акцентом в пользу выявления характерности героя. Пример таких построений приводится на периоде монтажной сборки отснятого материала и указывает на применения постулата ясности - коммуникативных постулатах упорядоченности акцентов.

В целях общественного использования и хранения конечный продукт эксперимента - аудиовизуальный диск с зафиксированной на нём информацией в виде документально-постановочного фильма, - подвергается обязательному атри-буцированию. Комплекс культурологических мероприятий по атрибуцированию объекта нематериального актива на материальном носителе включает системно организованный

перформанс. Лингвокультурная специфика методологии пер-форманса определяется методикой исследования речевых жанров, представленных в виде исследования. Образовательные дискурсы, в этой связи, определяются как языковое воплощение отчётности. Ценностная составляющая профессиональной культуры созданного продукта имеет соотносимость с ретроспективой хроникально-исторической значимости. Ядро информационной отчётности содержит ценностную составляющую культурного уровня и качественного значения данного продукта в прямой корреляции с рейтинговым значением векторного развития вуза.

Экспериментальное апробирование проекта создания документально-постановочного информационного продукта в формате фильма на базе вуза с использованием образовательных ресурсов на специально организованной площадке указывает на результат, приводящий к общей удовлетворённости.

Современный историко-культурологический контекст пополнился документально-постановочным фильмом отечественного производства с международным участием «Шёлковый путь к граниту науки».

Информационно-аналитический потенциал авторов-создателей и информативно-описательный характер постановочно-съёмочных и инженерно-монтажных решений позволяет рассмотреть на экране и проанализировать в исследованиях прошедшие события и дать им объективную оценку с позиции периодизации.

Созданный конструкт авторской оболочки формирования профессиональной культуры будущих режиссёров экранного творчества, показал эффективность педагогического замысла. Формирование готовности к действию в кадре (съёмке) всех систем и субъектов общения выявило творческую эффективность интеллектуальных решений лингво-культурной педагогической мотивации. Преодоление множественных когнитивных расстройств и психо-физических зажимов позволило высвободить творческую энергию направленного действия. Эффективность системы педагогического контроля вскрыла возможности оптимального администрирования педагогического процесса в рамках соблюдения заданных педагогических условий.

Таким образом, методом выявления компетентностного содержания осуществлён отбор студентов-исполнителей и их показательных номеров, раскрыты логическая суть и образная специфика постановочных решений их представления на экране в значениях образов и сущностных высказываниях от первого лица. Найдены интегральные методы внутрикадро-вых переходов в экранном повествовании - составных высказываний о контексте созданного произведения. Выстроены эмоциональные подтексты по рефлекторной дуге зрительского восприятия экранного действия в предлагаемых и предполагаемых обстоятельствах. Отобран технологический инструментарий экранизации реальности образовательного процесса вуза.

Эксперимент. Осуществлена реализация модели развития педагогической культуры будущих режиссёров средствами аудиовизуальной композиции. Апробирована технология коллективного сопровождения процесса съёмки педагогическим советом из смежно-отраслевых областей знания.

Задействованы административные и образовательные возможности вуза, позволяющие создать педагогические условия, направленные на изготовление интеллектуального аудиовизуального продукта в процессе профессионального обучения.

Данная технология представляет собой механизм ин-тегративного системного организованного взаимодействия субъектов образовательного процесса в системе внешний-педагог и внутренний-педагог, а также педагог-методист организационного сопровождения процесса съёмки в котором задействованы студенты-режиссёры и студенты-хореографы.

В процессе последовательно реализуемых процедур выстраиваются классические этапы создания экранного продукта в формате аудиовизуального произведения документального жанра:

1. Подготовительный этап: коллегиальная формулировка темы, проблемы, идеи, сверхзадачи. Отбор справочно-информационного материала аутентичного свойства подтверждающего зону правового регулирования проблемы и достоверность темы, значимость идеи, нормативность сверхзадачи. Отбор элементов факторинга для отражения единства времени, места и действия - в пространстве вуза. Кастинг исполнителей основных ролей. Параметры: шаблон интервью и съёмочного решения. Проект сценария. Проект режиссёрского замысла композиции.

2. Производственный этап съёмочного процесса: действия в заданном стандарте воплощения творческого замысла. Поэпизодное дублирование портретных решений в формате образных значений режиссёрского замысла и актёрских импровизаций.

3. Производственный этап монтажного процесса: корректировка литературного сценария в части уточнения закадрового авторского текста. Отбор и корректировка дублей исходной съёмки. Введение архивных материалов в структуру основной монтажной фразы. Цветокоррекция в переходах и акцентах. Выравнивание по голосовому звучанию и музыкальному сопровождению - создание саунд-трека. Проектный монтаж композиции.

4. Этап итоговой готовности продукта: наложение цветокоррекции, саунд-трека, выравнивание пропорций темпо-ритмических рисунков основной линии действия, устремлённой к сверхзадаче, контроль идейного смыслосо-держания в прочтении подтекстов, редактура контекстных значений вводом режиссёрских акцентов, титрование.

5. Этап экспонирования: создание технологической вариации версий основного продукта в пропорциях заданных назначений использования: файлы, диски, флэш-карты, жёсткие диски, Интернет-порталы. Размещение на информационных пространствах заданных категорий экспонирования. Аннотирование, отчётность, научно-исследовательская ретроспекция. Обратная связь. Архивация данных об обратной связи: статистическая отчётность востребованности.

6. Этап распространения авторского продукта (экспансия): перевод на иностранные языки, написание монографий.

7. Управление оценками: внедрение в педагогическую практику итогов эксперимента.

8. Этап эффективности воплощения: приём новых студентов из дальнего зарубежья на обучение в данном вузе.

9. Этап исторического доминирования: нивелирование проблем семантики присутствия отечественного контента в общемировом пространстве интеллектуального поля непосредственным размещением виртуальной реальности в формате аутентичного продукта соответствующего современным нормам повествования.

10. Функционально-доминантный этап. Создание базы идентификаторов адресной справки для поддержания рейтинга вуза. Размещение упоминания о значении вуза в образовательной системе общемирового масштаба.

11. Инерционный этап: распространение идей интеллектуального продукта в системах коммуникаций. Подъём потенциалов отечественного образовательного процесса в общекультурном значении.

12. Этап реализации сверхзадачи режиссёрского замысла: нарастание интенсивности международного культурного обмена по вектору вуз-всепланетарное пространство. Предоставление дополнительной информации о вузе по персональным запросам потенциальных партнёров просветительской деятельности.

В результате эксперимента выявлена связь между эстети-

ческой культурой атмосферы alma mater и мотивацией обучаемых на приобретение знаний и овладение профессиями, что свидетельствует о повышении уровня культуры самоопределения в мотивации приверженности избранной профессии - самоценности. Это начальная ступень психологического осознания способности к единоличному художественному творчеству - авторскому мастерству.

Студенту дано понять, каким образом мысль с уровня авторского озарения (в форме всего лишь мысли) овеществляется в контекст непротиворечивого замысла, объективируется в сценарий, отснятый материал, монтажный проект, итоговый фильм, с установкой на протяжённость в пространстве и вре-

мени феномена общественного сознания в поликультурном сообществе и вневременных границах существования.

Приобретение знаний, овладение профессией и получение диплома в данном вузе становится ценностной ориентацией направленной на принятие уважения коллег и формирование внутренних условий для реализации способностей к широкому зрительскому успеху. Осознание наличия духовных усилий позволяет будущим режиссёрам преодолеть появление психологических колебаний в творческих решениях и сохранить принцип верной последовательности действий во всём дальнейшем профессиональном самостоятельном поиске.

Библиографический список

1. Зимняя И.А. Единая социально-профессиональная компетентность выпускника университета: понятие, подходы к формированию и оценке / И.А.Зимняя, Е.В. Земцова. М.: 2008, 54 с.

2. Ковешникова Е.Н., Бахлова Н.А. Интеграция как фактор построения процесса оценки профессиональных компетенций будущих дизайнеров // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология.- Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА , 2017. Вып.56. Ч.1. 308 с.

3. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. М.: Изд-во «Профит Стайл» , 2007. 224 с.

4. СластёнинВ.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. М.: Академия, 2011. 608 с.

References

1. Zimnaya I.A. Unified social and professional competence of a university graduate: concept, approaches to formation and evaluation / I.Zimnyaya, E.V. Zemtsova. Moscow: 2008, 54 p.

2. Koveshnikova E.N., Bakhlova N.A. Integration as a factor in the process of assessing the professional competencies of future designers // Problems of Modern Pedagogical Education. Ser.: Pedagogy and psychology. - Collected scientific works. Yalta: RIO GPA, 2017. Issue 56. Part 1. 308 p.

3. KorotaevaE.V. Psychological foundations of pedagogical interaction. Moscow: Publishing house "Profit Style", 2007. 224 p.

4. Slastenin V.A. Pedagogy / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov. Moscow: Akademiya, 2011. 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.