Научная статья на тему 'ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ФОРМИРОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / AUDIOVISUAL CULTURE / AUDIOVISUAL TECHNOLOGY / STAGES OF THE FORMATION OF AUDIOVISUAL CULTURE / THE FORMATION OF AUDIOVISUAL CULTURE / EDUCATION / SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / ADDITIONAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнаткин Антон Николаевич

В статье анализируются исследования в сфере аудиовизуальной культуры как педагогического феномена. Раскрывается актуальность проблемы формирования аудиовизуальной культуры. Выделены основные этапы формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования (когнитивный, репродуктивный, эвристический, продуктивный). Утверждается, что для каждого этапа развития аудиовизуальной культуры существуют специфические способы, формы и методы работы в системе дополнительного образования. На каждом из обозначенных этапов в рамках курса «Основы аудиовизуальной культуры в концертно-творческой деятельности» отмечены конкретные задачи по формированию аудиовизуальной культуры как основы для творческого саморазвития и самосовершенствования детей в дальнейшей творческой деятельности. Выявлены основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание в процессе педагогической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнаткин Антон Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF THE FORMATION OF CHILDREN AUDIOVISUAL CULTURE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

The article analyzes research in the field of audiovisual culture as a pedagogical phenomenon. The relevance of the problems of audiovisual culture is revealed. The main stages of the formation of the children’s audiovisual culture in the system of additional education (cognitive stage, reproductive stage, heuristic stage, productive stage) are highlighted. For the implementation of each stage of the development of audiovisual culture, certain methods, forms and methods of work in the system of additional education are considered. At each of the indicated stages, within the framework of the course «Fundamentals of Audiovisual Culture in Concert and Creative Activities», specific tasks for the formation of an audiovisual culture as the basis for creative self-development and self-improvement of children in further creative activities are noted. The main aspects to which attention must be paid in the process of pedagogical activity are identified .

Текст научной работы на тему «ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 371.3 ББК 74.202.6

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-53-60

А.Н. Игнаткин

(Челябинский институт культуры, г. Челябинск, Россия)

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье анализируются исследования в сфере аудиовизуальной культуры как педагогического феномена. Раскрывается актуальность проблемы формирования аудиовизуальной культуры. Выделены основные этапы формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования (когнитивный, репродуктивный, эвристический, продуктивный). Утверждается, что для каждого этапа развития аудиовизуальной культуры существуют специфические способы, формы и методы работы в системе дополнительного образования. На каждом из обозначенных этапов в рамках курса «Основы аудиовизуальной культуры в концертно-творческой деятельности» отмечены конкретные задачи по формированию аудиовизуальной культуры как основы для творческого саморазвития и самосовершенствования детей в дальнейшей творческой деятельности. Выявлены основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание в процессе педагогической деятельности.

Ключевые слова: аудиовизуальная культура, аудиовизуальные технологии, этапы формирования аудиовизуальной культуры, формирование аудиовизуальной культуры, образование, система дополнительного образования детей, дополнительное образование.

A.N. Ignatkin

(Chelyabinsk Institute of Culture, Chelyabinsk, Russia)

STAGES OF THE FORMATION OF CHILDREN AUDIOVISUAL CULTURE IN THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION

X

ro m о

CO

ro

CP

Ю о

_0

<u

о с о ч

<u s <u

I—

о s о m

<u

2 CP

The article analyzes research in the field of audiovisual culture as a pedagogical phenomenon. The relevance of the problems of audiovisual culture is revealed. The main stages of the formation of the children's audiovisual culture in the system of additional education (cognitive stage, reproductive stage, heuristic stage, productive stage) are highlighted. For the implementation of each stage of the development of audiovisual culture, certain methods, forms and methods of work in the system of additional education are considered. At each of the indicated stages, within the framework of the course «Fundamentals of Audiovisual Culture in Concert and Creative Activities», specific tasks for the formation of an audiovisual culture as the basis for creative self-development and self-improvement of children in further creative activities are noted. The main aspects to which attention must be paid in the process of pedagogical activity are identified.

Keywords: audiovisual culture, audiovisual technology, stages of the formation -& of audiovisual culture, the formation of audiovisual culture, education, the system of additional education of children, additional education. о

Устойчивой тенденцией современности является процесс аудиовизуализации постоянно нарастающего информационного потока. Аудиовизуальные технологии за последние годы претерпели различные модификации и плотно вошли в жизнь современного человечества (кинофильмы и телевидение, компьютерные и мобильные технологии, интернет контент, мэппинг [11] и цифровые перфоман-сы, спектакли и мультимедийные сопровождения выступлений и т.д.).

Аудиовизуальная культура проникает во все сферы не только современной культуры и искусства, но и жизни человека, отвечая за формирование художественно-эстетических и коммуникативных качеств личности, определяющих культурный и эмоциональный интеллект. Аудиовизуальная культура стирает границы, установленные экраном телевизора или кинотеатра, она персонализируется на компьютерах, планшетах, смартфонах и различных гаджетах. Создание простого аудиовизуального продукта становится доступной широким массам.

Сферу аудиовизуальной и медиакуль-туры в своих исследованиях затрагивали многие российские (Я.Б. Иоскевич, Ю.О. Овакимян, В.П. Пустовойтов, К.Э. Разлогов, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, Н.Ф. Хилько, Н.Б. Кириллова, Л.Б. Шамшин) и зарубежные ученые (М. Джонс, Р. Барт, М. Маклюэн, Л. Мастерман, Д. Бэкингем, С. Минкенен и др.).

Многиеученые (К.Э. Разлогов, Н.Б.Кириллова, Л.Б. Шамшин и др.) указывают на тот факт, что аудиовизуальная культура современного общества наряду с непосредственным общением и письменной (книжной) культурой является одним из способов коммуникативного общения между людьми.

При этом стоит согласиться с мнением Н.Б. Кирилловой, которая указывает, * что аудиовизуальная культура влияет на Е «гуманитаризацию» технического процесса, социализацию личности, форми-< рование ее мировоззрения, нравственных

и эстетических приоритетов и ценностей [8, с. 425-426]. Автор также утверждает, что главным условием таких процессов является развитие информационной культуры зрителей, способности к критическому анализу и мышлению, владению «аудиовизуальным языком» и т.д. [8 с. 425-426].

Аудиовизуальная культура как часть мультимедиакультуры, по мнению А.В. Федорова, «может выступать системой уровней развития личности человека, способного воспринимать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания в области медиа» [15].

Эту теорию подтверждает и Ю.Н. Усов, рассматривая аудиовизуальную культуру как «систему уровней эстетического развития личности обучающегося, способного воспринимать экранную реальность, осмысливать результаты восприятия, оценивать аудиовизуальную информацию, заниматься творчеством и осваивать знания в области экранных искусств и электронных медиасредств» [14]. Основными новообразованиями по мнению ученого, формирующимися в ходе приобщения к аудиовизуальной культуре, выступают:

- навыки восприятия и интерпретации пространственно-временной реальности художественно-творческой деятельности в этой области;

- ориентация в потоке экранной продукции через развитие познавательных интересов и воспитание художественного вкуса по отношению к кино- и электронным искусствам;

- самостоятельность суждений и критических оценок;

- возможность получать представление об основных явлениях в современных аудиовизуальных средствах массовой коммуникации [14].

Рассматривая аудиовизуальную культуру как часть народной культуры,

Н.Ф. Хилько относит ее к ядру последней из-за наиболее адекватного выражения содержательной целостности воспринимаемой реальности в различных художественных и нехудожественных формах и считает, что она отражает национальное самосознание, картину мира, менталитет, мировоззрение народа, склад его души, способы жизнедеятельности, духовные интенции и нравственные позиции [17 с. 13].

Обращаясь же к технологической стороне вопроса, аудиовизуальную культуру понимают как систему формируемых и транслируемых звукозрительных сообщений, комплексно воздействующих на воспринимающую аудиторию.

В словаре по аудиовизуальной культуре представлены основные определения исследуемого понятия, так аудиовизуальная культура (АВК) рассматривается как:

- «совокупность художественных ценностей в сфере аудиовизуального искусства (АВИ), а также определенная система их воспроизведения и функционирования;

- совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений АВИ (художественная технология творчества);

- степень эстетической развитости в сфере аудиовизуального восприятия (культура зрительская), образования (аудиовизуальная грамотность) и творчества (аудиовизуальное развитие);

- совокупность знаний о социально-художественной роли экранных искусств в контексте полихудожественного пространства, морфологии и эстетики кино/видеоискусства, понимание воспитательного потенциала роли человека на экране (Ю.Н.Усов);

- совокупность сформированных качеств личности, направленных на эстетическое восприятие реальности и искусства, владение

навыками АВИ и освоение культуры в процессе аудиовизуальной коммуникации;

- соотношение знаний, умений и навыков восприятия, адекватной художественной оценки и творческого использования потенциала визуальной (книжной, изобразительной, фотографической, худо-жественнозрительной) информации, аудиовизуальной (кино, видео, телевидение) и аудиоинформации (медиазвуковой)» [16 с. 48-49].

Для нашего исследования особый интерес представляют понятия, данные в работах Н.Ф. Хилько и Ю.Н. Усова. Исходя из теоретического анализа мы рассматриваем аудиовизуальную культуру как совокупность сформированных качеств личности, направленных на аудиовизуальное восприятие действительности и искусства, владение навыками аудиовизуального творчества, освоение культуры в процессе аудиовизуальной коммуникации, что обеспечивает аудиовизуальную грамотность.

Исследование аудиовизуальной культуры как педагогического феномена в наше время объективно становится важным не только с теоретической, но и с практической точки зрения. Условия глобализации современного общества делают актуальным изучение широкого комплекса проблем аудиовизуальной культуры.

С педагогической точки зрения, главной задачей при этом становится формирование навыков максимально эффективного использования аудиовизуальных технологий, что увеличивает их позитивное воздействие на личность и социум.

Рассмотрим основные этапы формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования.

Когнитивный этап предусматривает получение новых знаний, умений и навыков в сфере аудиовизуального искусства и творчества, определяющих аудиовизуальную грамотность детей.

I

го со о

СО

го

Ю О

_0

ф

ц

о с о

ч

ф

^ ф

н

о ^

о со

ф

ч 2

£

0

1 .0

го ^

СО ^

со

о ^

го

I

го ш о

о

о

Способность к умственному восприятию, интеллектуальному развитию, переработке, систематизации, категоризации и классификации информации в сознании человека определяет его когнитивное развитие, которое в широком смысле предполагает процесс познания [12].

С точки зрения Л.С. Выготского, источником когнитивного развития выступает культура как совокупность исторически сложившихся ценностных ориентаций, систем поведения, канонов прекрасного, а также социального опыта человечества, которые с раннего детства влияют на интеллектуальное развитие ребенка [6]. Той же теории придерживался и М. Коул, считающий ведущей формой когнитивного развития культурное окружение, в которое человек погружен с рождения [10].

Когнитивными процессами, обеспечивающими познавательное развитие, являются восприятие, внимание, воображение, память, мышление и речь [9].

При этом когнитивное развитие, по мнению многих ученых (Ж. Пиаже, В.Н. Дружинин, Д.В. Ушаков и др.), рассматривается как развитие интеллектуальных и психических особенностей личности (обучаемость, креативность, интеллект и др.) и увеличение объема знаний о мире в ходе биологического созревания организма человека.

С другой стороны, В.В. Давыдов в своей теории делает акцент на том, что когнитивное развитие представляет собой искусственный процесс и является результатом целенаправленного развивающего обучения [7].

Таким образом, целенаправленное развивающее обучение, включающее знания культурно-исторического опыта в определенной сфере, отвечающее возрастным изменениям интеллектуальных и психических способностей личности, представляет собой когнитивное разви-* тие человека.

го ^ т

=Е У каждого человека в течение жизни

^ индивидуальная когнитивная картина

< мира претерпевает изменения за счет про-

цессов познания, обучения, воспитания и накопления личного опыта. Она определяет наше отношение к объектам, интерпретацию явлений действительности, становится основой ценностных и культурных ориентаций, регламентирует моральные принципы и нормы поведения.

Когнитивный этап развития аудиовизуальной культуры основан на методике представления и преподнесения информации, необходимой для качественного усвоения знаний истории и теории аудиовизуальных средств выразительности, структурных и процессуальных элементах, психологических особенностей восприятия аудиовизуальных произведений; возможностях аудиовизуальных технологий в различных видах искусства. Этот процесс формирует мотиваци-онную сферу детей, обеспечивает высокий интерес к дальнейшей деятельности.

Составление базы знаний аудиовизуальных продуктов для демонстрации и последующего критического анализа; освоение ключевых понятий аудиовизуальной культуры и творчества; осознание перцептивных процессов восприятия произведений; анализ сюжетных линий, способов построения, художественно-выразительных средств и авторской мысли в культурном, историческом и социальном контекстах - необходимые элементы когнитивного этапа.

Для реализации данного этапа предусмотрены следующие формы и методы работы, учитывающие возрастные особенности детей: демонстрация и мастер-классы, обсуждения фрагментов, построение логических и образных моделей анализа произведений, когнитивные карты и др.

Репродуктивный этап предполагает воспроизведение и практическое освоение аудиовизуальных знаний и навыков аудиовизуального творчества по предложенным алгоритмам и моделям.

С точки зрения педагогики, репродуктивные методы обучения представляют собой «активное восприятие, запоминание и воспроизведение (репродукцию)

сообщаемой учебной информации словесными, практическими или наглядными методами и приемами» [9].

Репродуктивный метод обогащает учащихся фактологическими знаниями, умениями и навыками; формирует у них основные мыслительные операции и отношения, соответствующие принятым нормам; способствует развитию памяти, воображения, репродуктивного мышления, эмоциональной сферы [3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отличительной чертой этого метода является использование схем, алгоритмов, иллюстраций, видеоматериалов, а также практическое оттачивание умений при помощи выполнения упражнений.

Реализация репродуктивного этапа формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования состоит в практическом освоении и воспроизведении технологии аудиовизуального творчества, средств и способов мультимедийной поддержки, художественной модификации образа с помощью компьютерных средств, анализе сюжетных и смысловых контекстов различных мероприятий по заданным алгоритмам, знакомстве с аппаратным и программным обеспечением процесса, использовании готовых аудиовизуальных образов в творческой деятельности и т.д.

Методы и формы, используемые на данном этапе: игры, контент-анализ творческих концертных номеров с использованием аудиовизуального сопровождения, практические упражнения (составление коллажей и мэппинг-карт к номеру, создание фрагментов аудиовизуального сопровождения), элементы деловых игр и т.д.

Эвристический этап включает в себя индивидуальную интерпретацию аудиовизуального контента, а также творческий поиск аудиовизуальных решений.

С точки зрения В.И. Андреева, «эвристические методы - это система эвристических правил деятельности педагога (методы преподавания) и деятельности ученика (методы учения), разработанные с учетом закономерностей и принципов педагогического управления и само-

управления в целях развития интуитивных процедур деятельности учащихся в решении творческих задач» [1].

Именно эвристический метод позволяет нестандартно мыслить, проявлять творческие способности, исследовать многообразие способов решения одной и той же проблемы, интегрировать и соединять различные направления творческой мысли.

В педагогической теории и практике под эвристикой понимают «постепенную подготовку обучаемых к самостоятельной постановке и решению вопроса» [13, с. 278], что воспитывает интерес к исследовательской, преобразующей и творческой деятельности.

Формирование аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования на эвристическом этапе обеспечивает познание своих собственных творческих способностей; развитие творческой инициативы; продуктивный процесс интерпретации и анализа выступлений с опорой на выработанный комплекс личностных и ценностных ориентаций; креативного мышления в решении стандартных задач аудиовизуального сопровождения.

Методы и формы реализации данного этапа включают: эвристические беседы, кейс-задания, творческие брифы, «колесо» проблем, режиссерские экспликации и творческие выступления и др.

Продуктивный этап характеризуется творческим саморазвитием детей в процессе использования аудиовизуальных средств художественной выразительности в своем направлении, а также последующей рефлексией данного процесса.

Творчество представляет собой «деятельность человека, создающую новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью» [5, с. 54]. Творческий процесс характеризуется наличием творческой задачи, социальной или личной значимостью, использованием потенциала творческих способностей человека, новизной или оригинальностью результата.

I

го со о

СО

го

Ю О

_0

ф

ц

о с о

ч

ф

^ ф

н

о ^

о со

ф

ч 2

£

0

1 _0

го ^

СО ^

ш

о ^

го

I

го ш о

о

о

Постоянная работа над собой, развитие творческих способностей определяет творческое саморазвитие человека, под которым В.И. Андреев понимает «особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности» [2]. Творческое саморазвитие личности, с точки зрения А.И. Шаршова, представляет собой «интегральный творческий процесс сознательного целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне и активно творчески воспринятых внешних факторов» [18].

Этот процесс невозможен без развития психических, познавательных и интеллектуальных сторон деятельности; эмоциональной, мотивационной и волевой сфер; познания собственных потенциальных возможностей; контроля и рефлексии собственных действий.

Рефлексия, представляющая собой «форму теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и законов» [4, с. 239], позволяет контролировать процесс творческого саморазвития, адекватно оценить проделанную работу, скорректировать творческие усилия в зависимости от результатов деятельности. Можно выделить личную (познание личностных качеств), интеллектуальную (оценку когнитивной базы) и эмоциональную (понимание эмоционально-чувственной сферы) рефлексию.

Продуктивный этап формирования аудиовизуальной культуры детей обеспечивает создание собственных творческих выступлений с использованием аудиовизуальных технологий; разработку * режиссерских экспликаций; выражение =Е собственных позиции относительно ау-^ диовизуального сопровождения; отбор < художественно-выразительных средств;

экспериментирование с различными формами и технологиями с целью создания необходимой атмосферы.

Методы и формы реализации данного этапа: режиссерские экспликации, постановка творческих номеров, участие в конкурсах, фестивалях, отчетных концертах, а также методы рефлексивной диагностики.

На каждом из обозначенных этапов в рамках курса «Основы аудиовизуальной культуры в концертно-творческой деятельности» («ОАК в КТД») решаются конкретные задачи по формированию аудиовизуальной культуры детей. Реализация каждого из этапов представлена на рис. 1.

Итак, реализация четырех этапов формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования (когнитивного, репродуктивного, эвристического, продуктивного) позволяет не только развить информационно-перцептивный, мотивационно-цен-ностный и коммуникативно-творческий компоненты, но и дать основу для творческого саморазвития и самосовершенствования детей в дальнейшей творческой деятельности. Выделенные этапы позволили структурировать процесс формирования аудиовизуальной культуры детей в дополнительном образовании, выявить основные аспекты, на которые необходимо обратить внимание в процессе педагогической деятельности, а также рассмотреть способы и методы ее реализации. Библиографический список:

1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.

2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. - Казань, 1996.

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

Рис. 1. Тематическое планирование факультативного курса «Основы аудиовизуальной культуры в концертно-творческой деятельности»

5. Большая советская энциклопедия. Т. 42 / гл. ред. Б. А. Введенский. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1949 - 1958.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс,

1996. - 533 с.

7. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986. - 240 с.

8. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. - М.: Академический Проект, 2006. - 448 с.

9. Коджаспирова ГМ., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 176 с.

10. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. - М.,

1997. - 77 с.

11. Мальцева Е.В., Буцык С.В. 3D-видео-мэппинг - направление аудиовизуального искусства или технология аудиовизуального творчества? // Информационные ресурсы России. -2013. - № 2. С. 33-36.

12. Нечаев В В., Нечаева Н.В. Когнитивно-ментальная информационная деятельность человека // Информа-

ционные и телекоммуникационные технологии. - 2013. - № 17. С. 61-74.

13. Пидкасистый П.И., Краевский В.В., Миняев А.Ф. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов и пед. колледжей. М.: Пед. о-во России, 2004. - 604 с.

14. Усов Ю.Н. Экранные искусства - новый вид мышления // Искусство и образование. - 2000. - № 3. С. 48-69.

15. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория. - М.: МОО «Информация для всех», 2015. - 450 с.

16. Хилько Н.Ф. Аудиовизуальная культура: словарь (учебное пособие для студентов и аспирантов высших и средних учебных заведений культуры и искусства). - Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2000. - 149 с.

17. Хилько Н.Ф., Кириллова Н.Б. Аудиовизуальная культура: словарь. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та им. А.М.Горького, 2011. - 232 с.

18. Шаршов И.А. Профессионально-творческое саморазвитие личности. -Тамбов, 2003. - 145 с.

Поступила 20.12.2019

I

го ш о со ГО

Ю О

_ I

_0

ф

ц

о с о

4

ф

5 ф

н

о

S

о со

ф

Ч 2

to £

0

1 _0

го ^

со

S

ш

о

S

5

го

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

го ш о

О

О

Об авторе:

Игнаткин Антон Николаевич, аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры по направлению подготовки 44.06.01 «Образование и педагогические науки» (Россия, г. Челябинск), [email protected]

Для цитирования: Игнаткин А.Н. Этапы формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1. С. 53-60. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-53-60

References:

1. Andreev V.I. Pedagogy: training course for creative self development. - Kazan, Tsentr innovatsionnykh tekhniologii, 2012. - 608 p. [in Russian]

2. Andreev V.I. Pedagogy of creative self development. Innovative course. - Kazan, 1996. [in Russian]

3. Babansky Yu.K. Selected pedagogical works. - M.: Pedagogika, 1989. - 560 p. [in Russian]

4. Bim-Bad B.M. Pedagogical encyclopedic dictionary. - M.: Bolshaya Rossiyskaya entsiklopediya, 2008. - 528 p. [in Russian]

5. Large Soviet Encyclopedia. Vol. 42. Ed. by B.A. Vvedensky. - M.: Sovetakaya entsiklopediya, 1949-1958. [in Russian]

6. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. - M.: Pedagogika-Press, 1996. - 553 p. [in Russian]

7. Davydov V.V. Problems of developmental education. - M., 1986, - 240 p. [in Russian]

8. Kirillova N.B. Media culture: from modern to post modern. - M.: Akademicheskii Proekt, 2006. - 448 p. [in Russian]

9. Kodzhaspirova G.M. , Kodzhaspirov A.Yu. Padeagogical dictionary. - M.: Akademia, 2000. - 176 p. [in Russian]

10. Cole M. Cultural psychology: a once and future discipline. - M., 1997. - 77 p. [in Russian]

11. Maltseva E.V., Butsyk S.V. 3D video mapping a trend of audio visual art or audio visual creative technology? // Informatsionnye resursy Rossii. - 2013. - № 2. Pp. 33-36. [in Russian]

12. Nechaev V.V., Nechaeva N.V. Cognitive mental human information activity // Informatsionnye i telekommunikativnye tekhnologii. - 2013. - № 17. Pp. 61-74. [in Russian]

13. Pidkasisty P.I., Kraevsky V.V., Minyaev A.F. Pedagogy: book for students of pedagogical higher schools and colleges. - M.: Ped. O-vo Rossii, 2004. - 604 p. [in Russian]

14. Usov Yu.N. Screen arts - a new kind of thinking. Iskusstvo i obrazovanie. - 2000. - № 3. Pp. 48-69. [in Russian]

15. Fedorov A.V. Media education: history and theory. - M.: MOO «Informatiya dlya vsekh», 2015. - 450 p. [in Russian]

16. Khilko N.F. Audiovisual culture: dictionary (for students and post graduate students of arts and culture colleges). - Omsk: Izd-vo Omskogo gos. universiteta, 2000. - 149 p. [in Russian]

17. Khilko N.F., Kirillova N.B. Audiovisual culture: dictionary. - Ekaterinburg, Izd-vo Ural. Gos. Un-ta im. A.M. Gorkogo, 2011. - 232 p. [in Russian]

18. Shirshov I.A. Professional creative self development of personality. - Tambov, 2003. -145 p. [in Russian]

About the author:

Ignatkin Anton Nikolaevich, Post graduate student, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk Institute of Culture (Chelyabinsk, Russia), [email protected]

i—

| For citation: Ignatkin A.N. Stages of the formation of children audiovisual culture s in the system of additional education // Contemporary Higher Education: Innovative 5 Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 53-60. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-53-60

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.