Контрольные группы 9 50 41 100 11 49 40 100
Деятельностно-практический Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
Экспериментальные группы 16 53 31 100 24 68 8 100
Контрольные группы 14 56 30 100 13 54 33 100
Психофизиологический Выс. Сред. Низ. Итого Выс. Сред. Низ. Итого
Экспериментальные группы 7 24 69 100 11 51 38 100
Контрольные группы 6 23 71 100 7 29 64 100
Итого общий уровень ЭГ 13,25 40 46,75 100 22,75 58,5 18,75 100
Итого общий уровень КГ 12,25 41,25 46,5 100 13 42,25 44,75 100
За период опытно-экспериментальной работы по реализации данной программы количество учащихся, имеющих высокий уровень сформированности культуры здоровья, в экспериментальной группе возросло в 1,7 раза, а количество младших школьников, имеющих низкий уровень этой культуры, сократилось в 2,5 раза.
In article the essence and structure of culture of health of younger school students, and its formation in the course of sports and improving activity reveals. Keywords: culture, health, culture of health, sports and improving activity, comprehensive program offormation of culture of health, pedagogical process, younger school age.
Список литературы
1. Авдеев, Н.Н. Здоровье как ценность и предмет научного знания // Мир психологии [Текст] / Н.Н. Авдеев, И.И. Ашмарин, Г.Б. Степанова // Научно-методический журнал. - 2000. - № 1(21). - С. 68-75.
2. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье. Учеб. пособ. [Текст] / И. И. Брехман. М.: Физкультура и спорт, 1990. 208 с.
3. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов [Текст] / Э.Н. Вайнер. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
4. Волкова, О.А. Воспитательная система образовательного учреждения со здоровьесберегающим компонентом: Концепция. Программа. Циклограмма деятельности [Текст] / О.А. Волкова. - М.: УЦ «Перспектива», 2010. - 116 с.
5. Куинджи, Н.Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников: метод. пособие [Текст] / Н.Н. Куинджи. -М.: Аспект-Пресс, 2000. - 139 с.
6. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека [Текст] / Н.К. Смирнов. - М.: АРКТИ, 2003. - 272 с.
7. Татарникова, Л.Г. Культурологический подход в валеологическом образовании [Текст] / Л.Г. Татарникова. - Спб.: РЕТRОС, 1995. - 327 с.
8. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», - М.: Проспект, 2013. - 160 с.
9. Янсон, Ю.А. Физическая культура в школе: научно-педагогический аспект: книга для педагога. - Изд.2-е, дополнен. и перераб. [Текст] / Ю.А. Янсон. - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. - 635 с.
Об авторах
Ретивых М.В. - доктор педагогических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Калоша А.И. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
Рудин М.В. - кандидат педагогических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского
УДК 378.02
О ЦЕЛЕПОЛАГАНИИ И ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ НАУЧНО-ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ КАФЕДРЫ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ И ФОТОМАСТЕРСТВА ОГИИК
М.Э. Рогозянский
Статья содержит сведения о начальном этапе работы научно-творческой лаборатории кафедры экранных искусств и фотомастерства Орловского государственного института искусств и культуры, когда осуществляется утверждение принципов ее работы и целеполагание. Автор опирается на широкий спектр исследований для обоснования целей и задач работы лаборатории, обозначает перспективы и предполагаемые результаты проводимого на этой базе социально-педагогического эксперимента. В статье содержатся конкретные примеры проводимых в рамках научно-творческой лаборатории мероприятий по формированию профессиональных и смысложизненных установок обучающихся. Ключевые слова: система образования, социо-культурная сфера, аудиовизуальная культура, научно-творческая лаборатория, целеполагание, средства аудиовизуальных искусств, смысложизнненные и профессиональные ориентиры, педагогическая регуляция, социально-культурная деятельность
На современном этапе развития системы образования воспитанию творчески и социально активной, позитивно и патриотически направленной личности уделяется большое внимание. Процесс воспитания такой личности детерминирован формированием системы духовно-нравственных ценностей. Этой проблеме посвящены труды русских мыслителей В.С. Соловьева, М.А. Антоновича, Н.А. Бердяева и др., зарубежных философов Н. Кузанского, Э. Роттердамского, И. Канта, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Марселя, Тиллиха и пр., психолого-педагогические исследования И.Я. Лернера, Л.И. Божович, А.Д. Жаркова, Н.Д. Никандрова, А.М. Новикова, О.Н. Смолина, Е.В. Ткаченко, В.М. Филиппова, Г А. Ягодина, работы исследователя аудиовизуальной коммуникации в социо-культурной сфере Н.Ф. Хилько.
На актуальность проблемы всестороннего развития личности обучающегося указывает Федеральный закон от 29
декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" в статьях 2, 3 [6]. Об этом говорит Президент РФ В. В. Путин: «Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны, - впитавших её ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить» [4]. Развивая эту мысль, можно сделать вывод о том, что такие требования должны предъявляться не только к школе, но и ко всей системе образования в целом. Это касается и творческих школ, таких которые сложились во ВГИКе, ФГБОУ ДПО «Академия медиаинду-стрии», на факультете журналистики МГУ, на кафедрах киноискусства и фотомастерства МГИКа.
Роль масс-медиа в современном мире трудно переоценить: аудиовизуальная культура - данность и неизбежность нашего времени, мощный фактор воздействия на массовое сознание и на жизнь каждой личности, подвергающейся этому воздействию. Преемственность традиций сложившихся творческих школ чрезвычайно важно для формирования новых. Одним из направлений подобного взаимодействия являются фестивали, к числу которых относится межвузовский Фестиваль экранной культуры «XXI век», впервые организованный и проведенный кафедрой экранных искусств и фотомастерства Орловского государственного института искусств и культуры в ноябре 2014 года. Наряду с преподавателями и обучающимися ОГИИК в этом форуме приняли участие представители ВГИКа, Академии медиаиндустрии. Фестиваль послужил отправной точкой для организации научно-творческой лаборатории «ОГИИК-медиа: формирование профессиональных и смысложизненых ориентиров учащейся молодежи средствами аудиовизуальных искусств» в заведомо укрупненном формате - межвузовского сотрудничества.
Аудиовизуальная культура - это не только художественная система, строящаяся на основе аудиовизуальных искусств, но и специфическое средство для развития творческих способностей в комплексе с важными личностными характеристиками, поэтому деятельность научно-творческой лаборатории кафедры экранных искусств и фотомастерства Орловского государственного института искусств и культуры должна опираться следующие принципы:
• модернизацию учебно-воспитательного процесса на научно-обоснованной интеграции инновационных и классических теорий (общей и возрастной педагогики, этно-педагогики, акмеистической педагогики, социально-культурной деятельности и медиа-педагогики) и обобщении опыта педагогов-новаторов по воспитанию медиа-грамотной и творчески ориентированной личности;
• многовариантность методов и форм коммуникации для достижения эффективности педагогической регуляции смыслов жизни учащейся молодежи в учреждениях культуры и образования;
• гуманизацию и индивидуализацию содержания педагогического процесса в результате создания творческого микроклимата, воспитания чувства коллективизма и вместе с тем конструирования базы для самовыражения и самоутверждения личности;
• диалогичность коммуникации в процессе взаимодействия педагога и обучающегося для достижения наивысших результатов;
• интеграцию: сочетание экранных и внеэкранных форм творческой деятельности обучающихся, предоставление комплекса теоретических базовых знаний в связи с практической деятельностью на основе моделирования этой деятельности в условиях реальных технологических процессов, потребных, как для профессионального становления, так для саморазвития и самосовершенствования;
• рациональный традиционализм: учет традиций национальной культуры в кинематографе, телевизионном искусстве и фотографии, как значимого феномена мировой аудиовизуальной культуры.
В основу работы лаборатории легли предшествующие инновационные разработки автора статьи [5], уже имеющийся и относительно новый опыт работы с учащейся молодежью. Исходя из этих наработок, а также первичного теоретического осмысления проблемы педагогической регуляции профессиональных и смысложизненных ориентиров средствами аудиовизуальных искусств, для достижения результатов были сформулированы конкретные прикладные цели и задачи деятельности научно-творческой лаборатории:
1. Создать научно-исследовательскую и методическую базу деятельности научной лаборатории и творческой школы.
2. Исследовать возможные направления и методы формирования профессиональных и смысложизненых ориентиров учащейся молодежи средствами аудиовизуальных искусств.
3. Определить следующие направления научных исследований:
3.1.Изучение выразительных средств аудиовизуальных искусств и феномена современной экранной культуры.
3.2.Ознакомление с технологическими основами производства аудиовизуальной продукции.
3.3. Ознакомление с современной практикой просветительства и воспитания молодежи средствами аудиовизуальных искусств.
3.4. Изучение восприятия молодежью аудиовизуальных произведений различных стилей и жанров, созданных на основе традиций национальной культуры в кинематографе, телевизионном искусстве и фотографии.
4. Создать научно-методический фонд лаборатории из публикаций работ преподавателей на тему: «Формирование профессиональных и смысложизненых ориентиров учащейся молодежи средствами аудиовизуальных искусств».
5. Осуществлять научно-методическую проработку деятельности лаборатории: планирование учебного репертуара, проведение мастер-классов и семинаров с закреплением их в форме творческих монографий.
6. Разработать методику изучения произведений различных стилей и жанров, созданных на основе традиций национальной культуры в кинематографе, телевизионном искусстве и фотографии, в том числе и в региональных студиях кино-, фото-, и видеотворчества.
7. Разработать и апробировать на семинарах и мастер-классах систему изучения выразительных средств аудиовизуальных искусств и феномена современной экранной культуры.
8. Регулярно издавать материалы по научному направлению лаборатории.
9. Продолжить работу учебной студии «ОГИИК-медиа», как творческого медийного подразделения вуза и методического центра для руководителей студий кино-, фото-, видеотворчества, режиссеров телевизионных программ и педагогов, преподающих соответствующие спецдисциплины.
10. Продолжить работу молодежного телевизионного клуба «Рубежи», как площадки для формирования ценностных ориентаций у студентов ОГИИК, молодежи Орла и области.
11. Активизировать работу по развитию фестивального движения в области кино-, фото-, и видеотворчества на базе ОГИИК.
12. Совершенствовать профессиональную подготовку молодых специалистов в области экранных искусств и фотомастерства.
13. Привлекать к работе лаборатории специалистов других профильных вузов, факультетов и кафедр, расширять межвузовское научное и творческое сотрудничество.
Работа научно-творческой лаборатории кафедры экранных искусств и фотомастерства Орловского государственного института искусств и кулдьтуры, действующей на основе Положения о научно-творческой лаборатории «ОГИИК-медиа: формирование профессиональных и смысложизненых ориентиров учащейся молодежи средствами аудиовизуальных искусств», утвержденного в вузе с 2015 г, что соответствует нормам Федерального закона от 29 декабря 2012 г N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", утверждаемым в статьях 20, 72, 83 [6], в итоге призвана способствовать изучению, осмыслению и развитию процесса творческой деятельности, личностного и профессионального становления учащейся молодежи.
Для достижения поставленных задач на сегодняшний день в рамках научно-творческой лаборатории реализуются такие проекты, как молодежная телевизионная передача «Объектив» - эфирная программа, хронометражом около 10 минут, выходящая на телеканале «ТНТ-Орел» не реже одного раза в месяц; группа кафедры экранных искусств и фотомастерства в социальной сети «ВКонтакте», где обучающиеся и педагоги размещают оперативную информацию о событиях, происходящих на кафедре и в институте - фото-, видеорепортажи и отчеты, комментированные и некомментированные, обмениваются опытом и мнениями по разным вопросам, как профессиональным, так и мировоззренческим; Фестиваль экранной культуры «XXI-век».
Кроме того, обучающиеся регулярно ведут фото-, видеосъемку разных культурных и научных мероприятий - концертов, фестивалей, конкурсов, конференций различного уровня от вузовских до международных, - что способстует расширению кругозора, формированию ценностных ориентаций, эстетических установок и этических норм, научной и профессиональной культуры, таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие и заинтересованность в максимально качественных результатах творческого процесса.
Все обучающиеся на кафедре, а это бакалавры по направлению «Рукововдство студией кино-, фото- и видеотворчества» и специалисты квалификации «Режиссер телевизионных программ, педагог», а также отдельные студенческие группы - представители направлений обучения, реализуемых на других кафедрах вуза, участвуют в работе молодежного телевизионного клуба «Рубежи». Будучи добровольным любительским досуговым объединением, основанным на зрительском интересе к телевидению, телевизионный клуб представляет собой эффективную форму организации социально-культурной деятельности, реализующей в рамках своих базовых целей и задач широкий спектр культурно-досутовых, социально-психологических и социально-педагогических функций.
В основу деятельности молодежного телевизионного клуба «Рубежи» легли опыт изучения автором организации деятельности подобных любительских объединений по киноискусству и общие принципы социально-культурной деятельности. Таким образом, телевизионный клуб относится к разряду клубов по интересам, является разновидностью этого типа досуговых объединений, получивших достаточно широкое распространение в учреждениях культуры.
Специфика телевизионного клуба полностью отвечает таким общим принципам социально-культурной деятельности, как добровольность (свобода выбора, соответствующая индивидуальным потребностям и запросам человека); самодеятельность, понимаемая не как любительское художественное творчество, а как активность, инициатива, личная заинтересованность в успешности общего дела и его практическое самообеспечение; совместная деятельность, основанная на общности интересов ее участников; некоммерческий (бесприбыльный) характер досутовой деятельности и, наконец, относительная самоцельность последней. Значение телевизионного клуба в том, что это одна из форм реализации прав и потребностей на социальную значимую и познавательную деятельность, результат волеизъявления молодежи.
Таким образом, через вовлечение обучающихся в деятельность научно-творческой лаборатории по различным направлениям посредством аудиовизуальных искусств достигаются стратегические цели - с применением инновационных научных разработок формируются их профессиональные и смысложизненные ориентиры. Насколько эффективно - покажет социально-педагогический эксперимент, проводимый автором на базе научно-творческой лаборатории кафедры экранных искусств и фотомастерства ОГИИК.
Article contains data on the initial stage of work of scientific and creative laboratory of chair of screen arts and photography of the Oryol state institute of arts and culture, when the statement of the principles of its work and a goal-setting is carried out. The author leans on a wide range of researches for justification of the purposes and problems of work of laboratory, designates prospects and estimated results of the social and pedagogical experiment made on this base. Article contains concrete examples of the events for formation held within scientific and creative laboratory professional and meaning of life reference points of students.
Keywords: education system, socio-cultural sphere, audiovisual culture, scientific and creative laboratory, goal-setting, means of audiovisual arts, professional and meaning of life reference points, pedagogical regulation, socio-cultural activities
Список литературы
1. Добрина, Е. К. Педагогическая регуляция патриотического воспитания молодежи в учреждениях культуры на основе личностно-ориентированного подхода // Вестник МГУКИ. - 2011. - №5. С. 100-103.
2. Жарков, А. Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности : Учебник / А. Д. Жарков. - М. : МГУКИ, 2012. 456 с.
3. Мир философии : Книга для чтения. В 2-х ч. / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. - М. : Политиздат, 1991.- Ч. 2. :Человек. Общество. Культура. - 1991. - 624 с.
4. Послание президента Федеральному собранию 12 декабря 2013 года [электронный ресурс] / Издание «Рулента». - М., 2013. - Режим доступа: http://ru-lenta.com/politika/poslanie-prezidenta-federalnomu-sobraniiu-12-dekabria-2013-goda-0000128072.html
5. Рогозянский, М. Э., Рогозянская, Е. А. «Модель функционального подхода к взаимодействию средств массовой коммуникации и учреждений культуры по патриотическому воспитанию молодежи» : монография / М. Э. Рогозянский, Е. А. Рогозянская. - Орел: Госун-т УНПК, 2014. - 148 с.
6. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [электронный ресурс] / Интернет-
портал «Российской газеты». - М., 2013. - Режим доступа : http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
7. Фельдштейн, Д. И. Человек в современном мире : тенденции и потенциальные возможности развития / Д. И. Фель-дштейн // Образование и общество. - 2008. - Май - июнь (№ 3). С. 58-62
8. Хилько, Н. Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере : 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» : автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора пед. наук / Николай Федорович Хилько ; [Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - М., 2007. - 46 с. - Библиогр. : с. 39-46
Об авторе
Рогозянский М.Э. - кандидат педагогических наук, зав. кафедрой экранных искусств и фотомастерства Орловского государственного института искусств и культуры, [email protected]
УДК 378.14
РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В РЕФЛЕКСИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ
БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
А.Ю. Ряховская
В статье рассматривается роль преподавателя в рефлексивном управлении образовательным процессом студентов вуза. Выявлена и обоснована необходимость организации образовательного процесса, направленного на формирование рефлексивных навыков студентов. Охарактеризована роль преподавателя и предпринята попытка дать поэтапное описание деятельности преподавателя и студента в рамках рефлексивного управления образовательным процессом. Обобщены принципы обучения, способствующие созданию рефлексивной образовательной среды, цель которой максимальное включение студента в учебно-познавательный процесс. Значимая роль в организации рефлексивного обучения отведена объективной, многомерной системе оценивания, активизирующей процессы саморегуляции, саморазвития субъектов будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: рефлексия, рефлексивность, рефлексивное управление, рефлексивный диалог, современные средства оценивания.
Рефлексия - один из главных факторов, конструирующих такие основополагающие феномены человеческой психики, как сознание, мышление, что ставит рефлексию преимущественно в ряд психологических проблем. Однако возможность практического применения знаний о рефлексивных механизмах в профессиональной деятельности и подготовки будущих специалистов позволяет рассматривать рефлексию как важнейшую педагогическую проблему. Обозначенная цель согласуется с целью компетентностного подхода к профессиональному образованию - всестороннее развитие личности, формирование социально важных характеристик, потенций творческого развития, самореализации и самоопределения в социальном, образовательном и будущем профессиональном контексте. Непременным условием формирования обозначенных потенций выступает рефлексивная деятельность будущего специалиста
Задача создания рефлексивной среды в процессе обучения позволяет рассматривать процесс обучения как целостную систему взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, направленных на развитие внутреннего потенциала, стремления к самосовершенствованию.
Рефлексивное управление предполагает постановку участника в позицию субъекта, способного к управлению своей образовательной и будущей профессиональной деятельностью. Организация образовательного процесса, активизирующего рефлексивные механизмы студентов, строится на основе субъект-субъектного взаимодействия и представляет собой диалог преподавателя и студента.
Данный уровень рефлексивного управления И.Н. Семенов, Т.Г. Болдина, Г.И. Давыдова трактуют как субъектно-рефлексивный. Такого рода субъектно-рефлексивное управление предполагает, по мнению авторов, как социальную перцепцию протекания указанных психических процессов и состояний личности, так и рефлексивно-психологическую саморегуляцию на основе самопознания, самопонимания и саморазвития. При этом, рефлексивное управление осуществляется как личностью педагога, так и учащегося относительно собственных психических процессов, своего поведения и деятельности, а также своего саморазвития, самообразования [3].
Распределение совместной деятельности преподавателя и студентов в рамках диалогического взаимодействия можно представить следующим образом:_
Преподаватель Студент
Знание, опыт (глубокие предметные знания, знание рефлексивной методики преподавания, индивидуальных, возрастных, особенностей студентов; социально и профессионально апробированный опыт) Знание, опыт (предметные знания на соответствующем уровне, опыт социального взаимодействия).
Вовлечение в проблемно-конфликтную ситуацию Мотивация
Направление мыслительного процесса Творческая активность по преодолению проблемно - конфликтной ситуации
Оценка учащихся (современные средства оценивания, активизирующие самооценку, самоанализ), самооценка, самоанализ деятельности Самооценка, самоанализ деятельности
Умноженное знание, опыт Переосмысление имеющихся личностных и интеллектуальных стереотипов, саморегуляция
Во многих исследованиях подчеркивается роль преподавателя как организатора и консультанта, направляющего, а не руководящего процессом формирования рефлексивных навыков обучающихся (Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Б.З. Вульфов, И.Г. Давыдова, П.А. Сафронов и др.).
Данная совместно-распределённая деятельность, направленная на максимальное включение студентов в активную самостоятельную работу, требует высокого профессионализма со стороны преподавателя, прогностических умений, знания возрастных, личностных особенностей студентов, их уровня подготовки, владения методикой рефлексивного управления.