Научная статья на тему 'Аудиовизуальные технологии как приоритетная область формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования'

Аудиовизуальные технологии как приоритетная область формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
353
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФОРМИРОВАНИЕ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ / CULTURE / AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES / FORMATION OF AUDIOVISUAL CULTURE / SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнаткин Антон Николаевич

Проблема и цель. В статье представлены направления формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования (творческо-образовательное, методическое, концертно-творческое). Подробно рассмотрено концертно-творческое направление в контексте реализации зрелищности концертно-массовых мероприятий с использованием аудиовизуальных средств выразительности, а также проблемы их качественного использования. Рассмотрены тенденции аудиовизуального сопровождения в хореографическом, театральном и художественном направлениях. Методы. Исследование проводилось на основе методов изучения, теоретического анализа и обобщения педагогического опыта (на примере включения факультативного модуля «Основы аудиовизуальной культуры концертно-творческой деятельности» в образовательную программу творческих направлений). Результаты. По результатам проведённых исследований рассмотрен практический опыт внедрения факультативного модуля «Основы аудиовизуальной культуры концертно-творческой деятельности», формирующего аудиовизуальную культуру детей в системе дополнительного образования. Выводы. Делаются выводы, что включение данного модуля способствует развитию художественно-эстетического вкуса, знакомит с культурно-историческим наследием общества, улучшает восприятие художественной картины мира, расширяет кругозор детей в области интегрирования информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES AS A PRIORITY AREA OF THE FORMATION OF AUDIOVISUAL CULTURE OF CHILDREN IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

Introduction. The article presents the directions of the formation of children's audiovisual culture in the system of supplementary education: creative, educational, methodical, concert-creative. The concert and creative direction is thoroughly considered in the context of implementation of the entertainment of concert events using audiovisual means of expression, as well as the problems of their qualitative use. The tendencies of audiovisual accompaniment in choreographic, theatrical and artistic directions are regarded. Materials and methods. The research was based on the methods of study, theoretical analysis and generalization of pedagogical experience (for example, the students learn the optional module “Fundamentals of audiovisual culture of concert and creative activities” within the educational program of creative courses). Results. According to the results of the research, the practical experience of the implementation of the optional module “Fundamentals of audiovisual culture of concert and creative activity”, which forms the audiovisual culture of children in the system of additional education, is considered. Conclusions. It is concluded that the inclusion of this module contributes to the development of artistic and aesthetic taste, introduces the cultural and historical heritage of society; improves the perception of the artistic worldview; expands children's horizons in the field of information technology integration.

Текст научной работы на тему «Аудиовизуальные технологии как приоритетная область формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования»

УДК 374.1 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.37.125

А. Н. Игнаткин, Челябинский институт культуры

АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ПРИОРИТЕТНАЯ ОБЛАСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Проблема и цель. В статье представлены направления формирования аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования (творческо-образовательное, методическое, концертно-творческое). Подробно рассмотрено концертно-творческое направление в контексте реализации зре-лищности концертно--массовых мероприятий с использованием аудиовизуальных средств выразительности, а также проблемы их качественного использования. Рассмотрены тенденции аудиовизуального сопровождения в хореографическом, театральном и художественном направлениях. Методы. Исследование проводилось на основе методов изучения, теоретического анализа и обобщения педагогического опыта (на примере включения факультативного модуля «Основы аудиовизуальной культуры концертно-творческой деятельности» в образовательную программу творческих направлений).

Результаты. По результатам проведённых исследований рассмотрен практический опыт внедрения факультативного модуля «Основы аудиовизуальной культуры концертно-творческой деятельности», формирующего аудиовизуальную культуру детей в системе дополнительного образования. Выводы. Делаются выводы, что включение данного модуля способствует развитию художественно-эстетического вкуса, знакомит с культурно-историческим наследием общества, улучшает восприятие художественной картины мира, расширяет кругозор детей в области интегрирования информационных технологий.

Ключевые слова: аудиовизуальная культура, аудиовизуальные технологии, формирование аудиовизуальной культуры, система дополнительного образования детей.

Проблема и цель. Тенденцией современного общества является постоянное нарастание информационного потока: количество телеканалов с каждым годом увеличивается, интернет-площадки становятся доступными любому пользователю сети, ведение блогов - интернет-дневников - перерастает в профессиональное мастерство, количество кинофильмов и сериалов, производимых киноиндустрией, растёт с каждым днем. Таким образом, растёт и влияние аудиовизуальных технологий на сознание людей за счёт демонстрируемых на экране моделей поведения, ценностных ориентиров, культурно-исторических традиций и нравственных воззрений современного общества.

Бесконтрольное использование аудиовизуальных технологий (телевидение, интернет, кино и др.), низкопробность многих аудиовизуальных произведений (фильмов, рекламы, музыкальных клипов) и отсутствие художественно-культурной нагрузки имеет большое количество отрицательных последствий, таких как вред физическому и психическому здоровью (ухудшение зрения и осанки, ожирение и т. д.), интернет-зависимость, поверхностное, т. н. клиповое, восприятие и мышление, конфликт виртуальной (экранной) реальности с действительностью, соотнесение себя с экранными образами, манипулирование подсознанием взрослого и подрастающего поколения, пропаганда насилия на экране.

Актуальным становится вопрос целенаправленного педагогического воздействия на формирование аудиовизуальной культуры детей, которая представляет собой «соотношение знаний, умений и навыков восприятия, адекватной художественной оценки и творческого использования потенциала визуальной (книжной, изобразительной, фотографической, художественно-зрительной) информации, аудиовизуальной (кино, видео, телевидение) и аудиоинформации (медиазвуковой)» [1, с. 48-49].

Ключевым моментом можно считать, что ЮНЕСКО определила медиаобразование как приоритетную область культурно-педагогического развития в XXI в. И «рекомендуется, чтобы оно было введено везде, где возможно в пределах национальных учебных планов: в рамках дополнительного, неформального образования и самообразования в течение всей жизни человека» [2].

При этом в Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 г.» говорится, что «дополнительное образование детей является

сферой высокого уровня инновационной активности, что позволяет рассматривать её как одну из приоритетных сфер инновационного развития России» [3].

Эволюция аудиовизуальной культуры соотносится с развитием информационных и медиатех-нологий, что предопределяет инновационность процесса включения различных аспектов аудиовизуальной культуры в дополнительное образование детей.

Теоретический анализ и обобщение педагогического опыта показывают, что формирование аудиовизуальной культуры детей в системе дополнительного образования реализуется в нескольких направлениях:

• творческо-образовательное (создание аудиовизуального клубного объединения, медиаклуба, киноклуба, студии фотографии и т. п.);

• методическое (внедрение аудиовизуальных технологий в образовательный процесс в качестве источника информации и технического средства обучения, ведение сайта учреждения, группы в социальных сетях, создание медиатеки концертов и выступлений и т. д.);

• концертно-творческое (включение аудиовизуального контента в массовые мероприятия, проводимые на базе учреждений дополнительного образования, через интегрирование его с традиционными направлениями творчества: театральными постановками, хореографией, музыкой, декоративно-прикладным искусством и т. д.).

Ввиду инновационности процесса хотелось бы обратить внимание на формирование аудиовизуальной культуры детей в процессе концертно-творческой деятельности учреждений дополнительного образования.

В учреждениях дополнительного образования в течение учебного года наряду с образовательной и методической деятельностью проводятся культурно-досуговые массовые мероприятия: концерты, спектакли, праздники, конкурсы и фестивали и т. д. Кроме основных функций: когнитивно-ценностной, художественно-эстетической, реляционной, коммуникативной, - такие мероприятия используются в качестве отчета за определённый период обучения, как средство предварительной аттестации учащихся, оценки деятельности педагога.

Под массовыми мероприятиями (в том числе концертами, праздниками и конкурсами) понимается «заранее спланированное и определённое по месту, времени, количеству участников и причинам собрание людей, носящее характер праздника, культурного или рекламного мероприятия либо деловой встречи» [4].

Многие учёные (А. Банфи [5], Т. П. Ванченко [6], Н. А. Хренов [7] и др.) акцентируют внимание на том факте, что в современном мире в культурно-досуговых и массовых мероприятиях одну из ключевых ролей играет так называемая зрелищность процесса.

Использование аудиовизуальных технологий при проведении культурно-массовых мероприятий (концертов, фестивалей, отчетных мероприятий, бенифисов и т. д.) является популярным художественно-развлекательным форматом, используемым как на масштабных, так и на маленьких площадках.

Аудиовизуальное сопровождение представляет собой разработку и демонстрацию с помощью современных технических и программных средств контента, сочетающего качественный звук, текст, графику, фото, видео, анимационные объекты с целью усиления художественно-эстетического воздействия на зрителя и погружения его в атмосферу, происходящую на сцене.

Согласно определению культурологического словаря, зрелище - это «культурный феномен, характеризующийся многообразием социальных и эстетических признаков, сложностью семиотических и психологических особенностей создания и восприятия» [8].

Продолжая данную теорию, Г. С. Тихоновская значительное место в реализации зрелищности культурно-досуговых и массовых программ отводит именно аудиовизуальным искусствам, таким как фотоискусство, киноискусство, телевизионное творчество и т. д. Данные средства, по мнению автора, представляя собой «техническую репродукцию реальной действительности, обладают особого рода зрелищностью, способной показать не только визуальную картинку, но и передать художественно организованную информацию, образ события и времени, обладающий правдивыми и реалистичными чертами» [9].

Таким образом, главная функция аудиовизуальных средств выразительности на культурно-массовых мероприятиях - это не просто создание зрелища как такового, которое быстро улетучится из памяти участников и зрителей, а реализация зрелищного действа на сцене, подкреплённого идейно-смысловым контекстом, которое может надолго оставить у людей яркие, незабываемые эмоциональные впечатления и заставить их задуматься.

В процессе создания и демонстрации аудиовизуального контента на площадках учреждений дополнительного образования возникает аудиовизуальная коммуникация, одной из сторон которой является «зрелищное общение».

Основу зрелищного общения как вида массового средства коммуникации, по мнению Н. А. Хренова, составляет непосредственный контакт, характеризующийся «одновременностью действия и его восприятия» [7, с. 6, 7, 18].

С другой стороны, А. В. Толстых рассматривает зрелищное общение как «процесс взаимодействия и взаимовлияния людей, возникающий в результате определённого публичного действия, в котором особое - чаще всего главное - место занимают аудиовизуальные компоненты («совокупность видимого и слышимого»), вызывающие сильные эмоциональные переживания, обострённое чувство коллективности, общности, причастности к целому» [10, с. 108].

Потребность человека в эмоциональном контакте определяет востребованность аудиовизуальной коммуникации, а средства аудиовизуального сопровождения массовых мероприятий в учреждениях дополнительного образования становятся актуальным способом не только достижения зре-лищности процесса, но и формирования аудиовизуальной культуры зрительской аудитории, которую в основном составляют дети и их родители.

Основным этапом включения аудиовизуального контента в концертно-творческую деятельность учреждения дополнительного образования остается процесс его создания, от творческого замысла общей сюжетно-содержательной нагрузки до технической стороны его реализации и демонстрации.

Современное проекционное, световое и аудиовизуальное оборудование (светодиодные табло, мобильные проекционные дисплеи, проекционные натяжные экраны, плазменные панели, мульти-функциональные световые приборы, светодиодные матрицы, туманные экраны, интерактивный пол, интерактивное стекло и др. [11]), которое приобретают учреждения дополнительного образования, требует включения в штат инженерно-педагогических и инженерно-технических работников (звуко-и видеорежиссеров, методистов по информатизации и т. д.) для обслуживания концертно-творческой деятельности, осуществляемой в стенах учреждения. Создание звукозрительного ряда для основных мероприятий входит в их должностные обязанности.

Анализ концертно-массовых мероприятий, проводимых на базе учреждений дополнительного образования, позволяет выделить следующие недостатки:

• звукозрительный ряд, сопровождающий мероприятие, чаще всего носит только информативный характер (название коллектива, руководитель, краткое портфолио) и демонстрируется зачастую между номерами;

• отсутствует разнообразие использования технологий аудиовизуального сопровождения (наиболее популярны медиапрезентация и показ слайдов);

• аудиовизуальное сопровождение самих выступлений либо отсутствует, либо взаимосвязь между содержательной нагрузкой выступления и аудиовизуальным образом поверхностна;

• мнение участников концертного номера (детей) при включении аудиовизуального сопровождения учитывается крайне редко.

Таким образом, существует проблема качественного использования аудиовизуальных средств выразительности в концертно-творческой деятельности учреждений дополнительного образования, которое может обеспечить повышение уровня аудиовизуальной культуры подрастающего поколения.

Обратим внимание на виды аудиовизуального сопровождения в зависимости от творческого направления.

Профессиональный сценограф Т. В. Астафьева, рассуждает о том, что «графические программы эстетически совершенствуют сценографию постановки путём создания выразительной визуализации: подробной детализации, расширенного цветового и светового диапазона, проявления большой точности в передаче объема, формы и фактуры взаимодействующих предметов. Кино и видеопроекции заменяют декорации. Эффекты 3D-аудиовизуализации позволяют осуществлять сложное интерактивное взаимодействие сценического персонажа и электронного контента» [12].

Тенденции современного танца, основные направления и веяния хореографической моды прослеживаются в танцевальных шоу на различных телеканалах («Танцы», «Танцуют все!», «Танцуй!» и т. д.), а большое количество профессиональных танцоров стремится попасть на эти телепроекты.

Если проанализировать танцевальные номера, в которых используется в качестве декораций аудиовизуальный контент, то мы обнаружим, что именно он создаёт атмосферность выступления, позволяющую усилить художественно-эстетическое воздействие на зрителя. Грамотное сочетание

звукозрительного ряда с хореографической постановкой позволяет донести до широкой аудитории смысловую нагрузку, заложенную хореографом в этой постановке. Примером использования такого сочетания может быть танцевальный номер, поставленный хореографом Евгением Дидюком (проект «Танцы» на ТНТ, 1 сезон, 12 выпуск, танец Ильшата и Пены [13]), в котором демонстрируется история двух людей, проживших счастливую жизнь и решивших вдруг посмотреть свой фотоальбом зимним заснеженным вечером. Декорацией служила динамическая проекция на всю сцену заснеженного парка, скамеек, падающего снега. Продуманное сочетание романтической музыки, хореографической постановки, визуального контента позволили донести до зрителя всю трогательность этой истории, эмоционально почувствовать холод заснеженного парка и теплоту сердец, в которых живет любовь.

Другим актуальным направлением является взаимодействие танцоров с мультимедийной проекцией, придающей выступлению необычайную динамичность и яркость. Эффект, который создаётся такими постановками, напоминает погружение в виртуальную реальность, где окружающее пространство воспринимается как действительность, а объёмные визуальные изображения - как реальные живые артисты.

В современном танцевальном мире существует хореографическое направление, активно использующее мультимедийные проекции. Это dance-mapping, яркими представителями которого являются пара Adrien M / Claire B, японская группа Entra и коллектив Freelusion, принимавшие участие в различных шоу мирового уровня: Московский фестиваль «Круг света», «Америка ищет таланты», «Британия ищет таланты» и др. [14].

В качестве примера приведем номер, поставленный хореографом Владимиром Гудымом (проект «Танцы» на ТНТ, 2 сезон, 12 выпуск, танец Анастасии Чередниковой и Ивана Можайкина [15]), в котором танцоры из зала и с экрана воспринимались как часть виртуальных спроецированных игральных карт (дама и валет). Участники во время танца осуществляли визуальный контакт с проецируемым изображением (раскидывали колоду карт, разбивали стекло), в результате чего создавался эффект реального взаимодействия на сцене. Ключевым моментом выступления стало дублирование танцоров их проекциями, выполнявшими те же движения. Сочетание реального движения танцоров с проецируемым придало яркость и динамику всему выступлению.

Показательным в плане сочетания музыки, танца, сценографии, компьютерной графики можно считать мультимедиаперфоманс «8» от студии DreamLaser, который является отдельным художественным произведением. Аудиовизуальное представление с двумя артистами происходит на компактной трансформирующейся сцене, за 6 минут зрители видят 8 глав истории, рассказанной с помощью таких культурных кодов, как музыка, танец и сценография. Хореограф-постановщик Алексей Карпенко создал историю на языке танца, затем 3D-дизайнеры дополнили её видеоконтентом в сочетании со специально написанной музыкой. В номере не даётся чёткого ответа на возникающие у зрителя вопросы о ситуациях, в которые попадают участники (комната, разрушенный дом, крыша высотки, аквариум и др.). Основная эмоциональная задача - чтобы каждый зритель нашёл в этом поликодовом произведении что-то своё [16].

Анализ описанных сценических номеров показывает, что современная хореография не стоит на месте и простые выступления на большой сцене уже не так заостряют зрительское внимание, а соответственно, и смысл, заложенный в произведении, ускользает от зрителя. Необходимость дополнять выступления аудиовизуальным контентом становится очевидной.

Что касается театрального направления, то использование мультимедийных средств в качестве декораций приобретает очень широкое распространение как на малых сценах, так и в масштабных театральных постановках. Многие известные театры (Александринский, Мариинский, Михайловский и др.) уже включили в свой репертуар спектакли, в которых «одежда» сцены полностью или частично заменена аудиовизуальной проекцией.

Такая популярность обоснована тем, что создание, хранение и перевозка дорогостоящих и габаритных декораций для отдельной пьесы требует больших финансовых, временных и трудовых затрат. А гастроли некоторых спектаклей и вовсе остаются непосильным делом. В то время как смена декораций при использовании аудиовизуальных проекций происходит в один клик, а затраты на оборудование, хоть и дорогостоящее, нивелируются сэкономленными временными и трудовыми ресурсами.

К тому же визуальный эффект восприятия действительности, создаваемый на сцене при динамически меняющихся декорациях, производит потрясающее впечатление на зрительскую аудиторию.

Отдельные аспекты данной проблемы активно изучаются многими современными исследователями: аудиовизуальные технологии в сценографии театра рассматривались в работах Т. В. Астафьевой [11], А. Т. Веллингтон [17], Е. Г. Ростовского [18] и др., особенности создания цифрового перфоманса - в работах С. Диксон [19], Ю. В. Кривцовой [20], В. О. Петрова [21], М. В. Решетовой [22] и др.

По мнению Э. А. Петровой и Т. В. Астафьевой, визуализация «режиссерского текста», привлекающая зрителя эмоциональной вовлечённостью в художественное пространство зрелища, позволяет соединить зримую сценографическую структуру с многослойностью литературного монтажа и даёт режиссеру-постановщику статус создателя и транслятора идей [12].

Примерами таких спектаклей являются спектакль «Идиот» по одноимённому роману Достоевского, поставленный режиссёром М. Диденко в столичном Театре наций, рок-опера А. Кончалов-ского «Преступление и наказание» в Театре мюзикла, спектакль «Пассажиры» в Театре мюзикла от команды "The 7 Fingers" (Канада) и др. Особый интерес представляют постановки для детей. Так, новогодние спектакли «Снежинка» и «Девочка со спичками», представляют собой соединение современных театральных технологий (в том числе аудиовизуальных) и традиций рождественских и новогодних представлений. Сказки, описывая приключения героев, учат малышей добру, любви и состраданию. Сюжетная линия доступна как для самых маленьких, так и для детей постарше [23]. Команда "RussianVisual Artists" создала аудиовизуальное сопровождение, которое дополняло действия на сцене динамичными образами ангелов-хранителей, звездным небом, зимним лесом, злой и холодной вьюгой, что придало сказке то ощущение чуда, в котором нуждаются и дети и взрослые в канун Рождества Христова.

Мультимедийное сопровождение концертных выступлений исполнителей современной популярной музыки на различных площадках также является ещё одной тенденцией современного искусства. Визуальный ряд сопровождает практически каждую церемонию вручения музыкальных премий и наград. В качестве примера можно привести премию Муз-ТВ «Трансформация», «Золотой граммофон», а также международный конкурс «Евровидение», который высочайшим уровнем используемых на нём аудиовизуальных технологий задаёт тон другим шоу в техническом оснащении концертного выступления. Так, сюжетное содержание и художественно-выразительные средства (эффект огромных крыльев, набор трёхмерных объектов и иллюзия движения) в выступлении Сергея Лазарева на Евровидении-2016 потрясло миллионы зрителей, которые голосовали за этот номер. Режиссеры удивили публику спецэффектами, позволившими повысить оценку всего выступления артиста, и заставили публику поверить в другую реальность [24].

При этом использование динамически меняющихся образов, содержательно соотносящихся с музыкальным сопровождением, набирает популярность и в инструментальной музыке. В качестве примера можно привести фортепианный концерт Дмитрия Маликова PANACEA, где живой звук был гармонично визуализирован образами, всплывающими как бы в сознании автора при написании произведений, а также отражающими красоту и динамичность мелодий. Вся гамма эмоций автора передавалась зрителю не только через музыкальные произведения, но и через визуализированные версии этих произведений.

Тенденции, которые встречаются всё чаще на показах модных модельеров по всему миру, также отвечают требованиям современного информационного общества. Так, кульминацией модного показа французского дизайнера Франка Сорбье на Paris Couture Fashion Week в 2012 г. стал проекционный видеомэппинг пышного белого платья. Дизайнер представил коллекцию осень-зима, состоявшую всего из двух платьев, черного и белого. Вся идея заключалась в том, что платья были частью экрана, который, в свою очередь, и передавал творческий замысел художника [25]. На платье проецировались различные футажи, что кардинально меняло образ модели, тем самым автор продемонстрировал сразу несколько своих идей на одной модели [26].

Что касается изобразительного искусства, то немаловажной частью работы художников является ещё и процесс демонстрации своих творческих работ - проведение выставок и презентаций. Одним из способов реализации такого направления является создание динамических выставок, в которых используются оцифрованные произведения искусства с музыкальным сопровождением. Представим, например, интерактивную картинную галерею, в которой на стенах висят пустые багетные рамки, а содержательная часть динамически проецируется с помощью аудиовизуальных средств.

Так, мультимедийная выставка-спектакль «Я Айвазовский», созданная к 200-летию великого художника, - это стремление показать интересного человека, поглощённого любимым делом. Про-

ецируя изображения знаменитых картин в большом формате, авторы погружают посетителей выставки в бурю событий, эмоций и красок, отражённых на полотнах.

Таким образом, аудиовизуальное сопровождение многих произведений сценического искусства и использование аудиовизуализации для создания дополнительного эффекта при демонстрации произведений изобразительного искусства является одним из показателей уровня развития и профессионального мастерства деятелей культуры.

Причинами возникновения проблемы качественного использования аудиовизуальных средств выразительности в концертно-творческой деятельности учреждений дополнительного образования являются нехватка рабочего времени у специалиста для создания достойного аудиовизуального контента для каждого выступления, незнание нюансов различных направлений творчества, отсутствие достаточной квалификации в области аудиовизуального искусства.

Одним из способов решения может стать смещение части ответственности по созданию аудиовизуального образа выступлений на самих участников, что исключает или снижает риск «глухого телефона». Техническое создание аудиовизуального контента, требующее дополнительной подготовки в области компьютерного дизайна, анимации, SD-анимации, видео- и звукомонтажа, остается за профессионалами (видеорежиссер и пр.), хотя существует такая возможность и у детей - участников представлений при условии самостоятельного овладения соответствующими навыками. А вот создание образа, идеи, содержательной составляющей, описание звукозрительных средств реализации, составление режиссерской экспликации членам коллектива необходимо осуществлять совместно с руководителем и постановщиком выступления.

Методы. Одним из возможных способов осуществить решение этой проблемы является включение факультативного модуля «Основы аудиовизуальной культуры концертно-творческой деятельности» в образовательную программу творческих направлений подготовки (хореографических, театральных, музыкальных, изобразительных студий, театра мод и т. д.) в учреждениях дополнительного образования. Внедрение может проводиться штатным или приглашённым специалистом: методистом по информатизации (медиапедагогом), руководителем объединения, прошедшим соответствующее повышение квалификации и т. д. В состав такого модуля должны входить демонстрация возможностей аудиовизуального сопровождения концертных и творческих выступлений, анализ и критическая оценка их использования в своей творческой деятельности, обучение основам аудиовизуальной культуры и аудиовизуального восприятия, технология внедрения в концертно-творческую деятельность того или иного направления, разработка и этапы создания аудиовизуального сопровождения выступления.

Результаты. Практическая реализация внедрения факультативного модуля «Основы аудиовизуальной культуры концертно-творческой деятельности» в учреждениях дополнительного образования проходила на базе МАУДО «Дворец детского творчества» г. Челябинска. Модуль был внедрён в учебные программы творческих коллективов хореографического и театрального направлений, общей численностью 567 человек в возрасте от 6 до 18 лет. За время проведения экспериментальной работы уровень аудиовизуальной культуры участников хореографических коллективов повысился на 56 %, а театральных - на 77 %.

Существенное отличие успешности формирования аудиовизуальной культуры наблюдается в зависимости от творческого направления. Выраженная положительная тенденция роста в театральных коллективах вполне объяснима тем фактом, что использование декорации в театральных постановках является традиционным процессом, называемым сценографией. «Одежда» сцены, костюмы, интерьер-ные детали занимают важное место в проработке спектакля режиссером-постановщиком. Соответственно, модернизация этих объектов с помощью мультимедийного сопровождения вызвала обоснованный интерес у членов коллектива, что и повлияло на рост уровня аудиовизуальной культуры в целом. В свою очередь, для хореографических коллективов интеграция творческих выступлений с аудиовизуальным контентом сопровождалась некоторыми трудностями ввиду инновационности такого процесса.

Выводы. Подводя итоги, можно сказать, что включение данного модуля в программы творческих направлений дополнительного образования способствует развитию художественно-эстетического вкуса, знакомит с культурно-историческим наследием общества, улучшает восприятие прекрасного, способствует формированию художественной картины мира, расширяет кругозор детей в области внедрения информационных технологий в определённое творческое направление, что повышает конкурентоспособность на творческих конкурсах и содействует творческим достижениям. При этом одним из ключевых моментов такой интеграции является учёт особенностей каждого творческого направления.

Библиографический список

1. Хилько Н. Ф. Аудиовизуальная культура: словарь : учеб. пособие для студентов и аспирантов высших и средних учебных заведений культуры и искусства. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2000.149 с.

2. The Seville Recommendation. In: Youth Media Education. Paris : UNESCO, 2002. URL: http://aeema.net/2011/01/youth-media-education-seville-conference-15-16-february-2002/

3. Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс] // Внешкольник. URL: http://www.dop-obrazovanie. com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/normativnye-akty-i-dokumenty/560-federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-dopolnitelnogo-ob-razovaniya-detej -v-rossij skoj -federatsii-do-2020-goda

4. Виленский В. Л. Классификация массовых мероприятий как объектов предпринимательства // Транспортное дело России. М., 2011. № 8. 158-159 с.

5. Банфи А. Природа зрелища / пер. с итал. А. В. Старостина и В. Н. Съедина. Москва : Прогресс, 1965. 291 с.

6. Ванченко Т. П. К проблеме зрелищности шоу-программ // Человек в мире духовной культуры : тез. межвуз. науч.-практ. конф. молодых учёных 24-25 марта 1999 г. М. : МГУКИ, 1999.

7. Paris fashion week [Электронный ресурс] // Russian Visual Artists. URL: http: //russianvisualartists.ru/portfolio/mapping-franck-sorbier

8. Культурология ХХ век : энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С. Я. Левит. СПб : Университетская книга, 1998. 699 с.

9. Тихоновская Г. С. Технологические аспекты реализации элемента зрелищности в культурно-досуговых программах // Вестник МГУКИ. М.,2016. № 5 (73). 155-162 с.

10. Толстых А. В. Взрослые и дети: парадоксы общения. М. : Педагогика, 1988. 128 с.

11. Астафьева Т. В. Компьютерные и медиа технологии в сценографии как фактор развития постановочного процесса // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). СПб, 2011. № 3. 128-133 с.

12. Петрова Э. А., Астафьева Т. В. Аудиовизуализация режиссерской идеи как художественная технология зрелища // Манускрипт. 2016. № 7-1 (69). 117-119 с.

13. Танцы: Ильшат и Пена [Электронный ресурс] // Rutube. URL: https: //rutube.ru/video /af444792c2a101fc2cc3e77012b052b2/?pl_type=source&pl_id=6604

14. Team Freelusion [Электронный ресурс] // Freelusion. URL: https://freelusion. com

15. Танец Анастасии Чередниковой и Ивана Можайкина [Электронный ресурс] // Rutube. URL: https://rutube. ru/video/292d37e04dab3594d0853df7276f92db

16. Мультимедийный перфоманс «восемь» [Электронный ресурс] // Vimeo. URL: https://vimeo.com/225971789

17. Веллингтон А. Т. Интеграция мультимедийных технологий в пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2015. № 6-1. 47-49 с.

18. Ростовский Е. Г. Мультимедийное пространство театра // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2014. № 3. 203-205 с.

19. Диксон, С. Цифровой перформанс [Электронный ресурс] // LibVkarp. URL: http://lib.vkarp.com/2013/04/10/ диксон-стив-цифровой-перформенс-исто

20. Кривцова, Ю. В. Концепт перформанса: действие, действенность и действительность современного искусства // Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2009. № 4. С. 188-191.

21. Петров В. О. Исторические истоки современного перформанса // Культура и искусство. М : НБ-Медиа, 2015. № 2. 198-208 с.

22. Решетова М. В. Коллаж и перформанс как стратегии размывания границ между традиционными практиками искусства // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, 2012. № 9. С. 65-69

23. Новогодний спектакль «Снежинка» в храме Христа Спасителя [Электронный ресурс] // Kassir.ru. -URL: https://msk. kassir. ru/detyam/rojdestvenskaya-skazka-snejinka-v-hrame-hrista-spasitelya

24. Грунчева Е. В. Эволюция экранного искусства: от немого кино к 3d-видеомэппингу // Вестник ЧГАКИ. Челябинск, 2016. № 3 (47). С. 20-25

25. Проекция в дизайне [Электронный ресурс] // СПБ ГКУ «ГЦРПО». URL: http://www. gcrr. ru/news/124-3d-mapping-novaya-forma-zhizni

26. Хренов Н. А. Зрелища в эпоху восстания масс. М. : Наука, 2006. 646 с.

A. N. Ignatkin,

Postgraduate Student, Department of Pedagogy and Psychology,

Chelyabinsk State Institute of Culture, 36a Ordzhonikidze st., Chelyabinsk, 454091, Russian Federation Methodist for Informatization of the Municipal Autonomous Institution of Continuing Education "Palace of Children's Creativity, Chelyabinsk"

15 Dovatora st., Chelyabinsk, 454048, Russian Federation ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-7676-4638

SPIN-код: 1779-8603 e-mail: Ignatkin.anton@gmail.com

AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES AS A PRIORITY AREA OF THE FORMATION OF AUDIOVISUAL CULTURE OF CHILDREN IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

Introduction. The article presents the directions of the formation of children's audiovisual culture in the system of supplementary education: creative, educational, methodical, concert-creative. The concert and creative direction is thoroughly considered in the context of implementation of the entertainment of concert events using audiovisual means of expression, as well as the problems of their qualitative use. The tendencies of audiovisual accompaniment in choreographic, theatrical and artistic directions are regarded.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Materials and methods. The research was based on the methods of study, theoretical analysis and generalization of pedagogical experience (for example, the students learn the optional module "Fundamentals of audiovisual culture of concert and creative activities" within the educational program of creative courses).

Results. According to the results of the research, the practical experience of the implementation of the optional module "Fundamentals of audiovisual culture of concert and creative activity", which forms the audiovisual culture of children in the system of additional education, is considered.

Conclusions. It is concluded that the inclusion of this module contributes to the development of artistic and aesthetic taste, introduces the cultural and historical heritage of society; improves the perception of the artistic worldview; expands children's horizons in the field of information technology integration.

Keywords: audiovisual culture, audiovisual technologies, formation of audiovisual culture, system of supplementary education for children.

References

1. Khil'ko N. F. Audiovisual Culture : Dictionary: textbook for undergraduate and graduate students of higher and secondary educational institutions of culture and art) Omsk : Publ. House of Omsk State University, 2000. 149 p.

2. The Seville Recommendation. In: Youth Media Education. Paris: UNESCO, 2002

3. Federal special-purpose program "Development of supplementary education of children in the Russian Fed -eration until 2020" [Electronic resource] // Vneshkol'nik. Available at: http://www. dop-obrazovanie. com/dlya-pedagogov/v-pomoshch-pedagogam/normativnye-akty-i-dokumenty/560-federalnaya-tselevaya-programma-razvitie-dopolnitelnogo-ob-razovaniya- detej -v-rossij skoj -federatsii-do-2020-goda

4. Vilenskiy V. L. Classification of mass events as objects of entrepreneurship // Russian Transport Affairs. 2011. No 8. Pp. 158-159.

5. Banfi A. Nature of entertainment / translation from Italian. A. V. Starostin and V. N. S'edin. Moscow: Progress, 1965. 291 p.

6. Vanchenko T. P. On the problem of entertainment shows // Man in the World of Spiritual Culture: Abstracts of the Interuniversity Research and Practical Conference of Young Scientists. 1999.

7. Paris fashion week [Electronic resource] // Russian Visual Artists. Available at: http://russianvisualartists. ru/portfolio/mapping-franck-sorbier

8. Culturology of the 20th century: encyclopedia: in 2 volumes / ch. ed. S. Ya. Levit. St. Petersburg: University Book, 1998. 699 p.

9. Tikhonovskaya G. S. Technological aspects of the implementation of the element of entertainment in cultural and leisure programs // Bulletin of MGUKI. 2016. No 5 (73). Pp. 155-162.

10. Tolstykh, A. V. Adults and children: paradoxes of communication. Moscow: Pedagogy, 1988. 128 p.

11. Astafieva T. V. Computer and media technologies in scenography as a factor in the development of the staging process // Society. Medium. Development (Terra Humana). Saint Petersburg, 2011. No 3. Pp. 128-133

12. Petrova E. A., Astafieva T. V. Audiovisualization of the director's idea as an artistic technology of a spectacle // Manuscript. 2016. No 7-1 (69). Pp. 117-119.

13. Dances: Ilshat and Pena [Electronic resource] // Rutube. Available at: https://rutube. ru/video/af444792c2a101fc2cc3e77012b052b2/?pl_type=source&pl_id=6604

14. Team Freelusion [Electronic resource] // Freelusion. Available at: https://freelusion. com

15. Dance of Anastasia Cherednikova and Ivan Mozhaykin [Electronic resource] // Rutube. Available at: https://rutube. ru/video/292d37e04dab3594d0853df7276f92db

16. Multimedia performance "Eight" [Electronic resource] // Vimeo. Available at: https://vimeo.com/225971789

17. Wellington A. T. Integration of multimedia technologies into the theater space // Humanities, Socioeconomic and Social Sciences. 2015. No 6-1. Pp. 47-49.

18. Rostovskiy E. G. Multimedia space of the theater // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2014. No 3. Pp. 203-205.

19. Dickson S. Digital performance [Electronic resource] // LibVkarp. Available at: http://lib. vkarp. com/2013/04/10/dixon-stev-digital-performats -isto

20. Krivtsova Yu. V. Concept of performance: action, effectiveness and reality of modern art // Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2009. No 4. Pp. 188-191.

21. Petrov V. O. Historical origins of modern performance // Culture and Art. 2015. No 2. Pp. 198-208

22. Reshetova M. V. Collage and performance as a strategy for blurring the boundaries between traditional practi-tioners of art // Orenburg State University Bulletin. 2012. No 9. Pp. 65-69.

23. Christmas performance "Snowflake" in the Cathedral of Christ the Savior [Electronic resource] // Kassir. ru. Available at: https://msk. kassir. ru/detyam/rojdestvenskaya-skazka-snejinka-v-hrame-hrista-spasitelya

24. Gruncheva E. V. Evolution of Screen Art: From Silent Cinema to 3D Video Mapping // Bulletin of ChGAKI, Chelyabinsk. 2016. No 3 (47). Pp. 20-25.

25. Projection in design [Electronic resource] // SPB GKU "GCRPO". Available at: http://www. gcrr. ru/news/124-3d-mapping-novaya-forma-zhizni

26. Khrenov N. А. Spectacles in the era of mass uprising. Moscow: Science, 2006. 646 p.

Поступила в редакцию 19.06.2019 © А. Н. Игнаткин, 2019

Автор статьи: Антон Николаевич Игнаткин, аспирант кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного института культуры, 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36а; методист по информатизации, Дворец детского творчества Челябинска, 454048, Челябинск, ул. Доватора 15, e-mail: Ignatkin.anton@gmail.com

Рецензенты:

Р. А. Литвак, доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой педагогики и психологии, Челябинский государственный институт культуры.

С. Н. Широбоков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Омский государственный педагогический университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.