Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ФОНЕ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ В ОБЩЕСТВЕ'

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ФОНЕ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
толерантность / формирование профессиональной толерантности / ксенофобия / национализм / экстремизм / меры профилактики / правоохранительные органы / полиция / правовое регулирование.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шагбанова Хабиба Садыровна

В статье проводится анализ проблем формирования профессиональной толерантности сотрудников правоохранительных органах на современном этапе. Исследована практика формирования толерантности, так и меры профилактики, направленные на противодействие ксенофобским настроениям. Установлено, что копирование иностранного опыта в данном аспекте, не всегда оправдано, так как правовые ценности и нормы морали, к примеру, в государствах западной демократии отличаются от российских стандартов поведения в социуме. Предложены рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, которые предусматривают усиление ответственности за проявление ксенофобии в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ФОНЕ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ В ОБЩЕСТВЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-3-189-195 NIION: 2018-0076-3/23-182 MOSURED: 77/27-023-2023-3-182

ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, иностранных языкови гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», e-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ НА ФОНЕ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ В ОБЩЕСТВЕ

Аннотация. В статье проводится анализ проблем формирования профессиональной толерантности сотрудников правоохранительных органах на современном этапе. Исследована практика формирования толерантности, так и меры профилактики, направленные на противодействие ксенофобским настроениям. Установлено, что копирование иностранного опыта в данном аспекте, не всегда оправдано, так как правовые ценности и нормы морали, к примеру, в государствах западной демократии отличаются от российских стандартов поведения в социуме. Предложены рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, которые предусматривают усиление ответственности за проявление ксенофобии в российском обществе.

Ключевые слова: толерантность, формирование профессиональной толерантности, ксенофобия, национализм, экстремизм, меры профилактики, правоохранительные органы, полиция, правовое регулирование.

SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

FORMATION OF PROFESSIONAL TOLERANCE OF LAW ENFORCEMENT STAFF ON THE BACKGROUND OF PREVENTION

OF XENOPHOBIA IN SOCIETY

Annotation. The article analyzes the problems of formation of professional tolerance of law enforcement officers at the present stage. The practice of forming tolerance, as well as preventive measures aimed at counteracting xenophobic attitudes, has been studied. It has been established that copying foreign experience in this aspect is not always justified, since legal values and moral norms, for example, in Western democracies differ from Russian standards of behavior in society. Recommendations are proposed for improving the current legislation, which provide for increased responsibility for the manifestation of xenophobia in Russian society.

Key words; tolerance, formation of professional tolerance, xenophobia, nationalism, extremism, preventive measures, law enforcement agencies, police, legal regulation.

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что значительную угрозу современному миру представляют ксенофобия, национализм, сепаратизм, экстремизм и иные преступные проявления. Их развитие хорошо прослеживается на примере современного внутреннего конфликта на Украине, где

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

основанные на негативных тенденциях, происходящих в обществе, эти явления, нашли почву для своего развития. К сожалению, в современном мире имеют место практически узаконенные на территории отдельных государств профашистские организации, что не позволяет вести консолидировано эффективную борьбу с проявлением

ксенофобии, шовинизма на международном уровне. Понимание сути, идеи ксенофобии и шовинизма позволит рассмотреть эти понятия всесторонне, что является важным для разработки программ, планов мероприятий по борьбе с данными явлениями в современном обществе на уровне правоохранительных органов.

Ксенофобия (от греч. xenos-чужой, fobos-страх) - навязчивый страх перед незнакомыми людьми. В социально-гуманитарных науках этот термин используется для обозначения недоверия и страха перед представителями других этносов, национальностей, религий, культур. Ксенофобия и национализм очень близкие, родственные понятия, так как они активно подпитывают друг друга и фактически являются двумя сторонами единого феномена, порождающего экстремизм [14, с. 8].

Ксенофобия рассматривается как понятие, противоположное толерантности, явление, проявляющееся в нетерпимости, неприятии, ненависти к «чужому», «чужеродному». Особую опасность представляют экстремистские и дискриминационные формы ее проявления. Эти формы содержат преданность крайним взглядам, призывающим к радикальным нетолерантным поступкам, дискриминации, сегрегации и депортации, расизму, фашизму и насилию, групповое и индивидуальное поведение, реализующие эти принципы [14, с. 9; 20, с. 187]. К таким проявлениям относится, например, так называемый исламский экстремизм [10, с. 47].

Поэтому ксенофобию целесообразно рассматривать с двух точек зрения - в широком и узком значении. Широкое значение термина основывается на общем понятии страха перед «другими» и включает в себя в целом негативное отношение к представителям «других групп», выделение принадлежности к которым происходит по признаку, как расы, этничности, национальности, так и пола, сексуальности, возраста, класса, региона проживания, функциональной несостоятельности (или по состоянию здоровья) и тому подобное. В таком случае во внимание принимается социальная стратификация общества (структурированные неравенства между различными группировками людей) - которая характеризуется множественностью иерархий по определенным признакам.

Идея такого широкого определения ксенофобии заключается в том, что, во-первых, разные исследователи определяют её по-разному, принимая во внимание принадлежность людей к разным социальным группам. Во-вторых, социологи также обращают внимание на то, что к одним иерархиям, в основе которых лежит определенная социально-демографическая характеристика, общество относится более предвзято, чем к дру-

гим. Считается, что более чувствительными к предвзятому отношению являются расовая и этническая принадлежность, поскольку именно эти признаки характеризуют человека «другой» культуры. Именно представители других народов, земель, культур, прежде всего, могут вызывать чувство страха.

Современная социокультурная ситуация характеризуется демократическими преобразованиями, серьезными изменениями в области международной политики, акцентированием внимания на проблемах человека [18, с. 3]. Но в то же время человечество продолжает сталкиваться с реальными угрозами для своего физического существования и опасностями, которые угрожают реализации прав и свобод человека и гражданина (в форме нетерпимости, неуважения других и различных проявлений дискриминации) [12, с. 150].

Последняя треть ХХ - начало ХХ1 века ознаменовались выходом в свет большого количества трудов, названия которых содержали термин «толерантность». Наиболее проработанным является круг вопросов из трех составляющих: 1) Почему толерантность нужна человечеству? каковы причины ее сегодняшней актуальности? (А. Морван); 2) Что такое толерантность? (Дж. Локк, П. Рикер); 3) границы, вне которых толерантность превращается в свою противоположность и становится опасной (М. Ворнок, Д. Рафаэль, Р. Друа). Вопрос толерантности в деятельности полиции преимущественно прорабатывается в аспекте общения полицейских с различными категориями граждан (труды В. Литвин, А. Беца, И. Ващенко, л. Вовенарг, Ф. Хмиль, Ю. Шрейдер, Р. Шрейдер и др.). Кроме того, существует ряд учебных пособий по формированию толерантности у полицейских несмотря на это, неизученными остаются философско-правовые вопросы толерантности в деятельности полиции, в частности ее социокультурный и ценностный аспекты [13, с. 85].

Исследование феномена толерантности в деятельности полиции будет нами проводиться с философско-правовых позиций. В отличие от теоретико-правовых и юридически-прикладных исследований этой проблемы, мы сосредоточим наше внимание на терпимости как социальной ценности современности и ее отражении в работе полиции.

Толерантность сегодня провозглашается универсальной ценностью (хотя и имеет разную социальную значимость для разных сообществ) [19]. Толерантность изначально признавалась инструментом для предотвращения конфликтов. Переход к ценностному измерению (но по сохранению ее инструментальности) толерантности связывается с эпохой Возрождения, когда «толерантность начинает рассматриваться как обязан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

ность христианина, приближаясь по своему значению к моральной благотворительности» [12, а 86]. Современное же понимание толерантности как всеобщей ценности и основы мира между различными социальными группами в значительной степени сформировано под влиянием философии XVI-XVII вв.:

- душевное качество, способность лица без внутренней агрессии воспринимать других, имеющих отличные или противоположные взгляды и ценностные наставления;

- терпимое, лояльное отношение к другим, сознательное признание права на их существование, терпимое отношение к убеждениям, мнениям и верованиям других;

- поведение человека в ситуации конфликта, стремление достичь взаимного понимания и согласованности различных наставлений, используя не насилие, унижение человеческого достоинства, а гуманитарные возможности [12, а 89].

Поскольку полиция является социальным институтом, который по своему назначению может использовать меры принуждения, то общество заинтересовано в высоком качестве, как самого института, так и его отдельных представителей. Это качество зависит от конкретного социокультурного контекста, доминирующей системы ценностей и идеологии конкретного общества. Но предметное проявление этого всего происходит на таких уровнях, как:

- государственном (в системе действующего законодательства), поскольку полиция и сегодня является обязательным атрибутом государства, она стала одним из «краеугольных камней» государства. Глобальную силу каждого государства можно измерить по возможностям его полиции. Государство будущего можно представить в мечтах без армии, но с полицией еще более могущественной, чем теперь [15, с. 63]. Законодатель должен поддерживать господствующую систему ценностей в обществе и создать такую систему норм для таких деяний: а) регулирование деятельности полиции, б) развития и реализации профессионального потенциала полицейского; в) возможности свободного развития полицейского-человека и полицейского-гражданина. В дальнейшем это все должно находить конкретизацию в ведомственных нормативных документах;

- индивидуально-личностном (каждый полицейский и работник полиции должен отвечать в профессиональном и морально-этическом отношении установленным требованиям).

Исследования этого уровня являются междисциплинарными, поскольку здесь находятся в тесной взаимосвязи культурные, социальные, педагогические, психологические, акмеологиче-ские факторы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

Эти уровни составляют двуединое начало, которое является одним из способов и средств построения комфортного и безопасного общества.

На современном этапе развитие и функционирование полиции происходит в соответствии с демократическими идеями, но с учетом национально-исторических особенностей конкретных государств, поскольку наблюдается раскол в ценностной системе между странами с традиционным укладам, и странами, проповедующими какие-то новые, неестественные человечеству ценности.

На сегодня наиболее корректным является определение полиции как силового компонента исполнительной власти, основное назначение которого заключается в выполнении правоохранительных функций. В некоторых современных псевдодемократических государствах полиция выполняет, прежде всего, сервисную функцию: она призвана помогать человеку, проявляющемуся в стремлении законодателей демократических государств избежать любой гипертрофации полиции как «силового» механизма. В то же время деятельность полиции направлена и на обеспечение реализации законов, касающихся ее сферы деятельности, и на решение задач правосудия. Поэтому корректно предположить, что современная полиция защищает человека во всей его национальным различиям и с присущими ему правами и свободами, придерживаясь принципа толерантности. На межгосударственном уровне эти идеи нашли воплощение в следующих нормативных документах: Всеобщая декларация прав человека (1948) [1], Декларация принципов толерантности» (1995) [2], Декларация о религиозной свободе (1965) [4] и др. Однако толерантность, утвердившаяся в официальных документах, все еще далека от того, чтобы стать общепринятым принципом взаимоотношений.

Многонациональность, многоконфессио-нальность закреплены в Конституции РФ [5]. В федеральных законах предусмотрена ответственность за нарушения правопорядка в данных областях общественных отношений [6; 7]. Так, недопустимость несоблюдения стандартов поведения в обществе по этим аспектам в информационной сфере детализированы, к примеру, в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ [9].

В современной России профессиональная толерантность как социальная ценность отражается в деятельности полиции по следующим направлениям.

Во-первых, полиция в РФ на законодательном уровне признана таким социальным институтом, деятельность которого направлена, прежде

всего, на обеспечение порядка и защиту человека, ведь задачами полиции является предоставление полицейских услуг в таких сферах:

1) обеспечение публичной безопасности и порядка;

2) охраны прав и свобод человека, а также интересов общества и государства;

3) противодействие преступности;

4) предоставление в пределах, определенных законом, услуг по помощи лицам, которые по личным, экономическим, социальным причинам или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.

Выполнение этих задач связано с терпимостью. Более емко это представлено в Федеральном законе «О полиции» от 07.02.2011 № З-ФЗ [8]. Толерантность в этом контексте является признанием универсальных прав и основных свобод человека. Более того, толерантное поведение должны проявлять как отдельные граждане и группы людей, так и государство. Проявления толерантности всегда созвучны уважению прав человека, это означает нетерпимость к социальной несправедливости, уступка чужим убеждениям. Толерантность сегодня - это признание того, что люди, отличаясь друг от друга расовой принадлежностью, национальностью, полом, поведением и убеждениями, имеют право жить в мире и сохранять свою индивидуальность.

То есть правовые нормы обозначают границу толерантности, которая заканчивается там, где человек позволяет себе нарушать общественный порядок и общественное спокойствие, тем более причинять вред другим. Толерантность не может отождествляться со вседозволенностью и всетерпимостью: факт нарушения лицами действующего законодательства РФ должен получать надлежащую правовую оценку. Полиция, опираясь на предоставленные ей полномочия, призвана обеспечивать порядок и спокойствие в обществе.

Следует отметить, что сотрудники полиции являются членами конкретного общества, а также гражданами конкретного государства. Это означает, что они являются носителями системы ценностей этого общества, «продуктом» конкретной социокультурной ситуации. Повышение социально-сервисного начала в деятельности российского полицейского требует и соответствующей профессиональной подготовки сотрудника. По данным опроса ВЦИОМ россияне видят сотрудника правопорядка как опрятного, храброго, вежливого, сильного и крепкого, а также дружелюбного, грамотного, порядочного и работящего человека [11]. Бесспорно, осознание личной ответственности за защиту общества от преступности, честность, способность к напряженной работе, совпадение личных интересов и требований службы [21, с.

265], всё это является залогом настоящего профессионализма.

Опять же, деятельность полицейского и его морально-этическое лицо являются «зеркальным» отражением мира, в котором он живет. Представители экспертного сообщества справедливо отмечают, что современное состояние общества характеризуется усилением социальной мобильности, миграции, развитием культурных контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров [17, с. 93]. При этом констатируется, что во всех сферах отмечается и повышение уровня межэтнической напряженности, культурной нетерпимости, религиозного и этнического экстремизма [17, с. 93].

Поэтому профессиональная толерантность в деятельности полиции, как правило, является симбиозом, предметным проявлением ценностного состояния общества, в котором каждый полицейский воспитывался, получал образование и проходил профессиональную подготовку. Однако, в деятельности полиции, в частности, проявляется интолерантность, несмотря на то, что декларативно этого не должно быть.

Одним из примеров интолерантности в действиях сотрудников полиции является этнический и расовый профайлинг (profiling) [16, с. 139]. Под ним понимается любое действие полицейского в отношении лица или группы лиц, основанное на фактической или мнимой принадлежности к группе (по расовым, этническим признакам) без фактических причин (т. е. при отсутствии доказанного подозрения на преступную деятельность). На международном уровне недопустимость профай-линга в полицейской деятельности регламентируется, в т.ч. в «программе действий», которая была принята на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Дурбан, Южная Африка, 31 августа-7 сентября 2001 г. [3].

Понятно, что с теоретической точки зрения, профессиональная толерантность в деятельности полиции может исследоваться через описание конкретных механизмов формирования и проявлений толерантности, как способа субъектного существования личности в культуре, а с практической - «построение модели процесса воспитания толерантности, определение наиболее эффективных путей развития способности к восприятию другой культуры, другой системы ценностей без потери собственной идентичности» [17, с. 98]. Формирование толерантности на уровне сотрудников полиции возможно в процессе воспитания и самовоспитания; проведение разъяснительно-информационной работы. Основой для формирования толерантности у представителей полиции является наличие сложившихся убеждений как

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

личного, так и профессионального мировоззрения относительно признания равного достоинства личностей, которым принадлежат непохожие взгляды. Толерантность в деятельности полицейского имеет узкое значение - это соблюдение им одного из алгоритмически-деонтологических требований к его деятельности. Несоблюдение этого требования обуславливает возникновение ряда неудобств, то есть в сфере деятельности полиции толерантность сохраняет инструментальный характер, потому что она является допущением существования другого без каких-либо эмоций, суждений, оценок относительно этого, это принятие другого с одновременным признанием и сохранением незыблемости своей и его идентичности.

Итак, как считают эксперты по вопросам прав человека, для представителей правоохранительных органов важно уметь распознавать символы вражды, для того, чтобы вовремя реагировать на происходящее в нашей среде, и предупредить распространение неофашистской идеологии в обществе. Следовательно, проявления ксенофобии могут быть как в форме высказываний, так и надписей, цель которых - пропагандирование нетерпимости к представителям этнических групп. Правовое государство должно соответствующим образом реагировать на ксенофобные проявления, противодействовать их возникновению и распространению. Сознательные граждане, со своей стороны, также обязаны предупреждать распространение ксенофобных проявлений в обществе, в частности, не допускать языка вражды в своем сообществе, изымать символы вражды и тому подобное.

Список литературы:

[1] Всеобщая декларация прав человека [Электронный ресурс] / Принята Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/declhr.shtml (дата обращения: 15.03.2023).

[2] Декларация принципов терпимости / Принята Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. - URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ toleranc.shtml (дата обращения: 15.03.2023).

[3] Программа действий по осуществлению Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации [Электронный ресурс] / Принята на Всемирной конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, Дурбан, Южная Африка, 31.08-07.09.2001. - URL: https://www. un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ program.shtml (дата обращения: 15.03.2023).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

[4] Декларация о религиозной свободе от 07.12.1965 / Свящ. вселен. ватикан. собор II. -Ватикан: Tip. poliglotta vaticana, 1967. - 16 с.

[5] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения: 15.03.2023).

[6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_34661/ (дата обращения: 15.03.2023).

[7] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 15.03.2023).

[8] Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения: 15.03.2023).

[9] Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения: 15.03.2023).

[10] Вилкова А.В., Ямбаева М.Г., Литвишков В.М. PRO: воспитание и социализация как эффективное средство профилактики экстремистской деятельности и ксенофобии среди несовершеннолетних: учебное пособие. - М.: ФКУ НИИ ФСИН России, 2021. - 77 с.

[11] ВЦИОМ описал, каким россияне видят типичного полицейского [Электронный ресурс] // News.ru. 10.11.2021. - URL: https://news.ru/society/ po-dannym-vciom-bolshinstvo-rossiyan-doveryayut-policejskim/ (дата обращения: 15.03.2023).

[12] Губанов А.В. Полиция зарубежных стран. Организационно-правовые основы, стратегия и тактика деятельности. - М.: МАЭП, 1999. - 288 c.

[13] Историко-правовые и психолого-педагогические аспекты профилактики ксенофобии и экстремизма: монография / С.С. Еремина [и др.]. - Саранск: Мордовский гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2010. - 123 с.

[14] Международный опыт профилактики экстремизма: учебное пособие / В.Л. Назаров, Е.В. Осипчукова. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015 - 248 с.

[15] Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: сборник статей / ред. колл.: пред. А. Л. Осипенко и др. -Воронеж: Воронежский ин-т МВД России, 2018. -367 с.

[16] Профилактика интолерантности и экстремизма в молодежной среде: коллективная монография / И.В. Бобров, Е.Л. Доценко, О.А. Селиванова и др. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. - 259 с.

[17] Рассыпнова Р.И. Педагогическая технология подготовки курсантов вузов МВД России к работе в поликультурной молодежной среде: монография. - Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2018. - 145 с.

[18] Социальное благополучие населения: технологии формирования: монография / Л.Г. Невеличко, Н.С. Николаева, И.М. Воротилкина, А.А. Ревякина; под общ. ред. Л.Г. Невеличко. -Биробиджан: Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, 2019. - 76 с.

[19] Самохвалова В. О содержании понятия «толерантность» в современном культурном контексте [Электронный ресурс]. - URL: http: //www. intelr os. ru/readr oom/fg/fg_1/ 5392-o-soderzhanii-ponyatiya-tolerantnost-v- sovremennom-kulturnom-kontekste.html (дата обращения: 15.03.2023).

[20] Харитонов И.Н. Кризис политики мульти-культурализма и ксенофобия в странах Европы // Социологический альманах. Вып. 3. - Минск: Беларуская навука, 2012. - С. 186-195.

[21] Шагбанова Х.С. Из опыта реализации патриотического воспитания полицейских в зарубежных странах // Образование и право. 2018. № 12. - С. 262-267.

Spisok literatury:

[1] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka [Elektronnyj resurs] / Prinyata Rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assamblei OON ot 10.12.1948. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declara-tions/declhr.shtml (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[2] Deklaraciya principov terpimosti / Prinyata Rezolyuciej 5.61 General'noj konferencii YUNESKO ot 16 noyabrya 1995 g. - URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[3] Programma dejstvij po osushchestvleniyu Deklaracii o likvidacii vsekh form rasovoj diskriminacii [Elektronnyj resurs] / Prinyata na Vsemirnoj konferencii po bor'be protiv rasizma, rasovoj diskriminacii, ksenofobii i svyazannoj s nimi neterpimosti, Durban, YUzhnaya Afrika, 31.08-07.09.2001. - URL: https:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/ program.shtml (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[4] Deklaraciya o religioznoj svobode ot 07.12.1965 / Svyashch. vselen. vatikan. sobor II. -Vatikan: Tip. poliglotta vaticana, 1967. - 16 s.

[5] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (v red. ot 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://

www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[6] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[7] Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10699/ (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[8] Federal'nyj zakon «O policii» ot 07.02.2011 № 3-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_110165/ (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[9] Federal'nyj zakon «Ob informacii, informa-cionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii» ot 27.07.2006 № 149-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_61798/ (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[10] Vilkova A.V., Yambaeva M.G., Litvishkov V.M. PRO: vospitanie i socializaciya kak effektivnoe sredstvo profilaktiki ekstremistskoj deyatel'nosti i ksenofobii sredi nesovershennoletnih: uchebnoe poso-bie. - M.: FKU NII FSIN Rossii, 2021. - 77 s.

[11] VCIOM opisal, kakim rossiyane vidyat tipichnogo policejskogo [Elektronnyj resurs] // News. ru. 10.11.2021. - URL: https://news.ru/society/ po-dannym-vciom-bolshinstvo-rossiyan-do-veryayut-policejskim/ (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[12] Gubanov A.V. Policiya zarubezhnyh stran. Organizacionno-pravovye osnovy, strategiya i taktika deyatel'nosti. - M.: MAEP, 1999. - 288 c.

[13] Istoriko-pravovye i psihologo-pedagogich-eskie aspekty profilaktiki ksenofobii i ekstremizma: monografiya / S.S. Eremina [i dr.]. - Saransk: Mordo-vskij gos. ped. in-t im. M.E. Evsev'eva, 2010. - 123 s.

[14] Mezhdunarodnyj opyt profilaktiki ekstremizma: uchebnoe posobie / V.L. Nazarov, E.V. Osip-chukova. - Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2015 -248 s.

[15] Obshchestvennaya bezopasnost', zakon-nost' i pravoporyadok v III tysyacheletii: sbornik statej / red. koll.: pred. A. L. Osipenko i dr. - Voronezh: Voronezhskij in-t MVD Rossii, 2018. - 367 s.

[16] Profilaktika intolerantnosti i ekstremizma v molodezhnoj srede: kollektivnaya monografiya / I.V. Bobrov, E.L. Docenko, O.A. Selivanova i dr. - Tyumen': Izd-vo Tyumenskogo gos. un-ta, 2014. - 259 s.

[17] Rassypnova R.I. Pedagogicheskaya tekh-nologiya podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii k rabote v polikul'turnoj molodezhnoj srede: monografiya. - Kazan': Kazanskij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2018. - 145 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

[18] Social'noe blagopoluchie naseleniya: tekh-nologii formirovaniya: monografiya / L.G. Nevelichko, N.S. Nikolaeva, I.M. Vorotilkina, A.A. Revyakina; pod obshch. red. L.G. Nevelichko. - Birobidzhan: Pria-murskij gosudarstvennyj universitet imeni SHo-lom-Alejhema, 2019. - 76 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[19] Samohvalova V. O soderzhanii ponyatiya «tole-rantnost'» v sovremennom kul'turnom kontek-ste [Elektronnyj resurs]. - URL: http: //www. intelr os. ru/readr oom/fg/fg_1/ 5392-o-soderzhanii-ponyati-

ya-tolerantnost-v- sovremennom-kulturnom-kontek-ste.html (data obrashcheniya: 15.03.2023).

[20] Haritonov I.N. Krizis politiki mul'tikul'tural-izma i ksenofobiya v stranah Evropy // Sociologich-eskij al'manah. Vyp. 3. - Minsk: Belaruskaya navuka, 2012. - S. 186-195.

[21] Shagbanova H.S. Iz opyta realizacii patriot-icheskogo vospitaniya policejskih v zarubezhnyh stranah // Obrazovanie i pravo. 2018. № 12. - S. 262267.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.