DOI: 10.24412/2076-1503-2022-6-418-424 NIION: 2018-0076-6/22-801 MOSURED: 77/27-023-2022-6-999
ОРЛОВА Анна Владимировна,
кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой права по научной работе, доцент, Институт социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: [email protected]
ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,
доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации»,
e-mail: [email protected]
МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА КАК ВАЖНЕЙШИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. В статье проанализирован ряд аспектов, связанных с особенностями реализации молодёжной политики в Российской Федерации на современном этапе. Авторы рассматривают составляющие государственной молодёжной политики. Освещены основные направления развития государственной молодёжной политики. Даётся общая характеристика современной молодежной среды. Акцентируется внимание на трудностях реализации государственной молодежной политики. Подчеркивается актуальность совершенствования механизмом взаимодействия институтов гражданского общества и государственных органов власти и управления в рамках реализации молодёжной политики. Говорится о роли государства в формировании молодёжной культуры и воспитании молодого поколения в духе патриотизма.
Ключевые слова: государственное молодёжная политики, молодёжь, молодёжная культура, формирование молодёжной политики, правовое регулирование, Российская Федерация.
ORLOVA Anna Vladimirovna,
Candidate of Philosophical Sciences, Deputy Head of the Department of Law for Research, Associate Professor,
Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University
SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,
Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
YOUTH POLICY AS THE MOST IMPORTANT RESOURCE FOR THE FORMATION OF CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA
Annotation. The article analyzes a number of aspects related to the peculiarities of the implementation of youth policy in the Russian Federation at the present stage. The authors consider the components of the state youth policy. The main directions of development of the state youth policy
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
are highlighted. The general characteristic of the modern youth environment is given. Attention is focused on the difficulties of implementing the state youth policy. The relevance of improving the mechanism of interaction between civil society institutions and state authorities and administration in the framework of the implementation of youth policy is emphasized. It is said about the role of the state in the formation of youth culture and education of the younger generation in the spirit of patriotism.
Key words: state youth policy, youth, youth culture, youth policy formation, legal regulation, Russian Federation.
Актуальность темы исследования определяется тем, что государственная молодежная политика остается одним из приоритетов в деятельности органов власти, и в настоящее время в основном реализуется в по конкретным направлениям (социальное обеспечение молодёжи, образование, спорт, строительство доступного для молодежи жилья), что напрямую подтверждает и актуализирует переход к целостной, перспективной государственной молодежной политике с принятием Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации» [4].
Целью статьи является анализ реализации молодёжной политики на современном этапе как важнейшего ресурса формирования гражданского общества в российском государстве.
Зачастую современная молодежная среда характеризуется таким рядом особенностей как: отсутствие сформировавшейся жизненной позиции, системы ценностей, из чего вытекает, к примеру, подверженность радикальным взглядам, конфликтный характер и максимализм переходного возраста, отсутствие способностей в полной мере осознать последствия предпринимаемых действий. Данные особенности позволяют вовлекать отдельных представителей этой социальной группы в преступное сообщество, которое активно используют этих молодых людей в своих противоправных интересах [15, а 3; 17, с. 435; 18, с. 187]. В отдельных регионах России отмечается все больше проявлений экстремизма в молодежной среде, что свидетельствует о необходимости развития молодёжной политики на государственном уровне для решения этой проблемы. На наш взгляд, одним из инструментов противодействия такого рода негативных тенденций может служить слаженная система патриотического воспитания молодежи. Нам всем крайне важно независимо от этничности, вероисповедания, культуры, политических предпочтений и прочего осознавать себя гражданами России и ее патриотами [21, а 68].
Проблема государственной молодёжной политики занимает одно из центральных мест в научных концепциях и теориях. Вопросам институционального становления молодёжи посвящены научные работы Г.Р. Ахматшиной [8], С.О. Елишева [11; 12], И.М. Ильинского [13], С.Ю. Попо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
вой [9], Т.В. Шелудяковой [22], О.Г. Щениной [24] и др.
Известны подходы к таким составляющим молодежной политики как общественная молодежная политика и государственная молодежная политика. Так, специалистами, в частности, российским ученым И.М. Ильинским, отмечается, что общественная молодежная политика складывается из системы идей, взглядов в отношении молодежи и ее роли в общественном развитии, а также практических действий разных структур гражданского общества, осуществляющих реализацию этих идей и взглядов в целях достижения общественных перспектив, поддерживаемых большинством народа [13, с. 43].
В современном мире гражданское общество является основной политической платформой для формирования правового, целостного государства. В теоретических исследованиях понятие гражданского общества не имеет однозначного определения. Так, С.С. Алексеев отмечал, что уже в античности гражданское общество понималось как совокупность свободных граждан, наделенных правами и обязанностями, при этом оно отождествлялось с понятием «государство» [19, с. 81]. Теоретики, рассматривающие вопросы в аспекте культуры, противопоставляли гражданское общество варварству, дикости... [14, с. 55]. Подчеркивалось, что такое общество составляют не «любые граждане», а только свободные, самодостаточные, образованные, интеллектуально развитые, активные [20, с. 12].
В целом рассматриваемые определения отражают различные грани явления гражданского общества, но при этом важно исключать односторонность в приоритетах как государственных, так и частных интересов, ибо в первом случае в максимальной степени ослабляется гражданское общество, а во втором - сама государственность.
Цель гражданского общества - преодоление отчуждения граждан от общественных и государственных дел, создание условий для самовыражения и развития личности, налаживание широкого сотрудничества, согласия и доверия людей, контроль и критика, диалог людей с государством. К современным условиям формирования гражданского общества, как особого качества социальности, исследователи относят: стабильность
политической системы; установление справедливого экономического порядка; прозрачность и подконтрольность системы управления; наличие четкой ценностно-нормативной системы; принятие людьми ценностей свободы, справедливости, солидарности, гуманизма, плюрализма, толерантности, равенства; наличие развитого общественного мнения; свобода СМИ, практик публичного обсуждения актуальных социальных проблем; защищенность граждан. Т.е. гражданское общество - это свободное, плюралистическое рыночное общество, где нет места режиму личной власти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважают закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости, где центральное место занимает человек, гражданин, личность [10, с. 22]. Полагаем, что для формирования гражданского общества также необходимы децентрализация государственного управления, развитие местного самоуправления, независимость политических партий от государства, упрощение законодательной базы для малого бизнеса и деятельности благотворительных фондов.
На сегодняшний день достигнуты несомненные результаты: заложен фундамент рыночной экономики, возникли новые социальные практики, модернизировалась политико-правовая система, появились многочисленные политические партии, общественные организации, ассоциации (союзы), движения гражданских инициатив (экологических, культурных, правозащитных, молодежных, региональных, феминистских и др.). К примеру, одним из результатом широкого партийного строительства стало создание молодежных «крыльев» политических партий (Молодая Гвардия Единой России, Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи, Молодежная организация ЛДПР, Справедливая Сила и т.д. [23, с. 214-215].
Однако опыт построения гражданского общества не во всём оказался вполне удачным. Причинами этого стали следующие особенности российской жизни: доминирование экономических подходов и корпоративных интересов в движении к демократии; неразвитость демократических институтов, их низкая эффективность и отсутствие массовой поддержки населения; манипулирование общественным сознанием; непонимание людьми ценностей гражданского общества и демократии, дискредитация их в глазах населения; апатия людей; игнорирование этнического и регионального факторов перемен; слабость политических партий; отсутствие общей ценностной матрицы общества и др. Имеет место и агрессивный настрой некоторых общественных движений, их «негражданский» характер. Угроза радикализации маргинальных, шовинистических, националистических движений вызвала у россиян даже
некоторое охлаждение к идее гражданского общества.
Государственная и муниципальная молодежная политика как важнейшее из направлений деятельности государственных и муниципальных органов власти призвана выражать в отношении к молодым поколениям стратегическую линию государства, направленную на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, а также соблюдение прав человека.
Важным тематическим вопросом является аспект правового регулирования молодежной политики в Российской Федерации. Сегодня правовое регулирование сферы молодежной политики в России осуществляется совокупностью законодательных актов и специальных программ, мероприятий федерального и регионального уровней, направленных на молодых граждан. На федеральном уровне нормативно-правовые положения, относящиеся к вопросам государственной молодежной политики, отражены в Конституции РФ [3]. Весомый вклад в структурирование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики вносят как федеральные законы [4], так нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации [5] и Правительства РФ [6], министерств и ведомств РФ [7]. Помимо этого, регламентация направлений молодежной политики осуществляется также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации, региональными программами. Бесспорно, правовые векторы развития государственной молодежной политики в нашей стране определяются исходя и из международно-правовых стандартов [1; 2].
Особое внимание при формировании молодёжной политики уделяется трем приоритетам:
- информированию молодежи о потенциальных возможностях ее развития в России и вовлечению в социальную практику;
- развитию инновационной активности молодежи;
- интеграции молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социум. Следует отметить сохраняющуюся актуальность данных приоритетов, поскольку их адресная реализация с объединением государственных и негосударственных ресурсов имеет социальную значимость и позволяет:
во-первых, системно, полноценно информировать всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе на основе интерактивных подходов и новейших коммуникационных технологий, вовлекать молодежь в многообразие форм социальной практики;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
во-вторых, выявлять, поддерживать активность молодежи в социально-экономической, общественно-политической и творческой сферах;
в-третьих, привлекать в полноценную жизнь молодых людей, испытывающих серьезные жизненные проблемы, способствуя снижению социальных и финансовых расходов на поддержку этих категорий граждан страны и одновременно минимизируя риск их устойчивого депрессивного состояния.
Безусловно, отмеченные приоритеты не вмещают весь спектр существующих проблем молодежи и общества, но задают вектор решения первоочередных задач в рамках молодежной политики.
Сегодня Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь) -ведомство-координатор молодежной политики и как федеральный орган исполнительной власти выступает медиатором между государством, молодежными и общественными организациями. Одной из задач ведомства является координация патриотического воспитания молодых поколений российских граждан. Большое внимание уделяется работе с международным молодежным сообществом, в том числе с соотечественниками, проживающими за рубежом. Востребованными направлениями деятельности в молодежной среде определены:
- создание профессиональных молодежных сообществ;
- вовлечение молодых людей в волонтерскую, инновационную деятельность, научно-техническое и художественное творчество, в работу СМИ (молодежные медиа);
- развитие молодежного самоуправления, культуры безопасности, здорового образа жизни;
- укрепление межнациональных отношений, межрегионального молодежного сотрудничества.
В современных условиях стратегия государственной молодежной политики РФ обеспечена утвержденными Правительством РФ «Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [6], положения которых следует учитывать в том числе и органам исполнительной власти субъектов РФ при формировании и осуществлении региональных программ в сфере гражданско-патриотиче-ского и духовно-нравственного воспитания молодежи.
В субъектах Российской Федерации осуществление мер государственной молодежной политики входит в компетенцию разных органов исполнительной власти, например: в Забайкальском крае - в компетенцию Министерства образования и науки; в Кемеровской области - Министерства туризма и молодежной политики; в Москве - Комитета общественных связей и молодежной политики; в Московской области - Комитета по делам молодежи.
Необходимо отметить, что в большинстве субъектов Российской Федерации сложилась многолетняя оправдавшая себя практика по принятию Законов о молодежной политике, а в ряде субъектов - Концепций муниципальной молодежной политики [22, с. 15].
Особая роль принадлежит механизмам, составляющим практический компонент: программно-целевой и финансовый.
Программно-целевой механизм способствует реализации конкретных мероприятий, направленных на осуществление определенных целей и задач. На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации есть несколько форм реализации данных мероприятий, классифицирующихся в зависимости от степени консолидации отдельных мероприятий в системы (см. рис. 1).
Рис. 1. Формы реализации программно-целевого механизма
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
В частности, отдельные мероприятия (комплексы из нескольких мероприятий) направлены на решение какого-либо конкретного вопроса. На пример, проведение семинаров, форумов, открытие учреждений по содействию трудоустройству молодежи, и т.д. Данные мероприятия имеют и свои минусы, поскольку в связи с их огромным количеством, зачастую внеплановыми мероприятиями, они не являются эффективными с финансовой точки зрения, при этом, становится достаточно затруднительно преобразовать их в единую систему.
Государственная молодежная политика в России остается одним из приоритетов в деятельности органов власти и управления и в настоящее время в основном реализуется в рамках отдельных направлений (образование, социальное обеспечение, спорт, строительство доступного для молодежи жилья), что напрямую подтверждает и актуализирует переход к целостной, перспективной государственной молодежной политике.
Системный, комплексный подход к данной области важнейших общественных отношений позволит на общефедеральном уровне законодательно закрепить и отрегулировать:
- меры социальной поддержки молодежи с распределением их по категориям;
- способы финансирования по реализации молодежной политики;
- процедуры материальной помощи молодым в жилищной сфере;
- меры по обеспечению трудовой занятости молодых лиц, окончивших образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по специальности;
- направления доступности образования для сельской молодежи;
- гарантии реализации культурных прав, включая аспекты правовой социализации молодых поколений.
Таким образом, проблема недостаточности участия государства в развитии молодежи требует комплексного решения. Это решение может быть обеспечено применением программно-целевого метода (методом целевых программ). Продуманность и результативность политики развития и эффективной поддержки молодежи позволит Российскому государству иметь достойный и надежный интеллектуальный и трудовой ресурс, столь необходимый для будущего развития.
Список литературы:
[1] Декларация о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами / Принята резолюцией № 2037 (XX) Генеральной Ассамблеи
от 07.12.1965) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/youth_peace_ideals.shtml (дата обращения: 12.05.2022).
[2] Рекомендация № Rec (2004) 13 Комитета министров Совета Европы «Об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (Вместе с «Пересмотренной Европейской хартией...») / Принята 17.11.2004 на 904-ом заседании представителей министров) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=52167#s pxwiDTqwJvwiB7x (дата обращения: 12.05.2022).
[3] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (дата обращения: 12.05.2022).
[4] О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_372649/ (дата обращения: 12.05.2022).
[5] О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 12.05.2022)
[6] Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171835/54 16a7ecef3afe3ff052deb74264bbf282e889ef/ (дата обращения: 14.06.2022).
[7] Об утверждении системы ключевых показателей реализации государственной молодежной политики региональными органами исполнительной власти: Приказ Федерального агентства по делам молодежи от 21.03.2016 № 54 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_253862/ (дата обращения: 14.06.2022).
[8] Ахматшина Г.Р. О связи общественной молодежной политики и государственной молодежной политики в деятельности молодежных организаций [Электронный ресурс] // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2019. № 1 (3). - С. 257-263. - URL: https://readera. org/147228575 (дата обращения: 14.06.2022
[9] Государственная молодежная политика в России: социально-психологические основания и технологии реализации: Монография / Отв. ред. Попова С.Ю. - М.: Аквилон, 2019. - 448 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
[10] Грудцына Л.Ю., Петров С.М. Власть и гражданское общество в России: взаимодействие и противоречие // Административное и муниципальное право. 2012. № 1. - С. 19-29.
[11] Елишев С.О. Молодежная политика и ценностные ориентации российской молодежи // Елишев С.О. Основы национальной политики. -М.: Канон+, РООИ «Реабилитация», 2012. - С. 87-204.
[12] Елишев С.О. Молодежная проблематика и подходы к определению понятия «молодежь» в социологии // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2017. Т. 23. № 3. - С. 200-223.
[13] Ильинский И.М. Играющий триумвират: образование политика, право. -М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 134 с.
[14] Колесов В.В. Философия русского слова.
- СПб.: Юна, 2002. - 444 с.
[15] Лазарев Д.А. Молодежный экстремизм в условиях трансформирующегося российского общества: проблемы профилактики и противодействия: Дисс. ... к.соц.н. - Краснодар, 2017.
- 172 с.
[16] Молодёжь как субъект регионального социально-политического процесса: научно-информационный бюллетень: научное издание / Вершинин А.А., Вишневский Ю.Р., Глацких О.В. и др. - Орёл: Изд-во Среднерусского ин-та упр. -фил. РАНХиГС, 2018. - 339 с.
[17] Некрасова Е.В. Экстремизм и его особенности в молодежной среде // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2011. Вып. 4. - С. 432-439.
[18] Рыжов В.Б. Международная преступность: понятие, доктринальное и правовое обоснование методов противодействия ей на современном этапе // Образование и право. 2018. № 4.
- С. 183-192.
[19] Теория государства и права: Учебник / Алексеев С.С., Архипов С.И., Игнатенко Г.В. и др.; Авт. предисл. С.С. Алексеев; Отв. ред.: В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2000. - 595 с.
[20] Четвернин В.А. Гражданское общество, правовое государство и право // Вопросы философии. 2002. № 1. - С. 3-51.
[21] Шагбанова Х.С. Место патриотизма в системе ценностей сотрудников МВД России // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2020. № 2 (15). - С. 67-73.
[22] Шелудякова Т.В. Молодежная политика в России и зарубежных странах // Правовая наука и реформа юридического образования. 2012. №2 (25). - С. 15-20.
[23] Ширяева С.В., Орлова А.В. Парламентские партии и молодежные политические органи-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022
зации: проблемы и перспективы II Многопартийность в России в XX в.: становление, динамика, трансформации. Материалы международной научной конференции I Под общ. ред. А.Б. Анан-ченко. - М.: МПГУ, 2019. - С. 214-221.
[24] Щенина О.Г. Приоритеты государственной молодежной политики II Молодежь России: Сборник рефератов статей из периодических изданий. - М.: Российская государственная библиотека для молодежи, 2012. - С. 58-61.
Spisok literatury:
[1] Deklaraciya o rasprostranenii sredi molo-dezhi idealov mira, vzaimnogo uvazheniya i vzaimo-ponimaniya mezhdu narodami I Prinyata rezolyuciej № 2037 (XX) General'noj Assamblei ot 07.12.1965) [Elektronnyj resurs]. - URL: https:IIwww.un.orgIruI documentsIdecl_convIdeclarationsIyouth_peace_ ideals.shtml (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[2] Rekomendaciya № Rec (2004) 13 Komiteta ministrov Soveta Evropy «Ob uchastii molodezhi v obshchestvennoj zhizni na mestnom i regional'nom urovne» (Vmeste s «Peresmotrennoj Evropejskoj hartiej...») I Prinyata 17.11.2004 na 904-om zasedanii predstavitelej ministrov) [Elektronnyj resurs]. - URL: http:IIwww.consultant.ruIconsIcgiIonline.cgi?req=-doc&base=INT&n=52167#spxwiDTqwJvwiB7x (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[3] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (v red. ot 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - URL: http:IIwww. consultant.ruIdocumentIcons_doc_LAW_28399I (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[4] O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 30.12.2020 № 489-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - URL: http:IIwww.con-sultant.ruIdocumentIcons_doc_LAW_372649I (data obrashcheniya: 12.05.2022
[5] O Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 19.12.2012 № 1666 (red. ot 06.12.2018) [Elektronnyj resurs]. -URL: http:IIwww.consultant.ruIdocumentIcons_doc_ LAW_139350I (data obrashcheniya: 12.05.2022).
[6] Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 29.11.2014 № 2403-r [Elektronnyj resurs]. - URL: http:IIwww.consultant.ruIdocumentI cons_doc_LAW_171835I5416a7ecef3afe3ff-052deb74264bbf282e889efI (data obrashcheniya: 14.06.2022).
[7] Ob utverzhdenii sistemy klyuchevyh poka-zatelej realizacii gosudarstvennoj molodezhnoj politiki regional'nymi organami ispolnitel'noj vlasti: Prikaz Federal'nogo agentstva po delam molodezhi ot 21.03.2016 № 54 [Elektronnyj resurs]. - URL: http:II
www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_253862/ (data obrashcheniya: 14.06.2022).
[8] Ahmatshina G.R. O svyazi obshchestvennoj molodezhnoj politiki i gosudarstvennoj molodezhnoj politiki v deyatel'nosti molodezhnyh organizacij [Elek-tronnyj resurs] // Social'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika. 2019. № 1 (3). - S. 257-263. -URL: https://readera.org/147228575 (data obrashcheniya: 14.06.2022).
[9] Gosudarstvennaya molodezhnaya politika v Rossii: social'no-psihologicheskie osnovaniya i tekh-nologii realizacii: Monografiya / Otv. red. Popova S.YU. - M.: Akvilon, 2019. - 448 s.
[10] Grudcyna L.Yu., Petrov S.M. Vlast' i grazh-danskoe obshchestvo v Rossii: vzaimodejstvie i proti-vorechie // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2012. № 1. - S. 19-29.
[11] Elishev S.O. Molodezhnaya politika i cen-nostnye orientacii rossijskoj molodezhi // Elishev S.O. Osnovy nacional'noj politiki. - M.: Kanon+, ROOI «Reabilitaciya», 2012. - S. 87-204.
[12] Elishev S.O. Molodezhnaya problematika i podhody k opredeleniyu ponyatiya «molodezh'» v sociologii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18: Sociologiya i politologiya. 2017. T. 23. № 3. - S. 200-223
[13] Il'inskij I.M. Igrayushchij triumvirat: obra-zovanie politika, pravo. -M.: Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2010. - 134 s.
[14] Kolesov V.V. Filosofiya russkogo slova. -SPb.: YUna, 2002. - 444 s.
[15] Lazarev D.A. Molodezhnyj ekstremizm v usloviyah transformiruyushchegosya rossijskogo obshchestva: problemy profilaktiki i protivodejstviya: Diss. ... k.soc.n. - Krasnodar, 2017. - 172 s.
[16] Molodyozh' kak sub»ekt regional'nogo social'no-politicheskogo processa: nauchno-informa-cionnyj byulleten': nauchnoe izdanie / Vershinin A.A.,
Vishnevskij YU.R., Glackih O.V. i dr. - Oryol: Izd-vo Srednerusskogo in-ta upr. - fil. RANHiGS, 2018. -339 s.
[17] Nekrasova E.V. Ekstremizm i ego osoben-nosti v molodezhnoj srede // Vestnik SPbGU. Ser. 12.
2011. Vyp. 4. - S. 432-439.
[18] Ryzhov V.B. Mezhdunarodnaya prestup-nost': ponyatie, doktrinal'noe i pravovoe obosnovanie metodov protivodejstviya ej na sovremennom etape // Obrazovanie i pravo. 2018. № 4. - S. 183-192.
[19] Teoriya gosudarstva i prava: Uchebnik / Alekseev S.S., Arhipov S.I., Ignatenko G.V. i dr.; Avt. predisl. S.S. Alekseev; Otv. red.: V.M. Korel'skij, V.D. Perevalov. - 2-e izd., izm. i dop. - M.: Norma, 2000. - 595 s
[20] Chetvernin V.A. Grazhdanskoe obshchestvo, pravovoe gosudarstvo i pravo // Voprosy filo-sofii. 2002. № 1. - S. 3-51.
[21] Shagbanova H.S. Mesto patriotizma v sisteme cennostej sotrudnikov MVD Rossii // Vestnik Tyumenskogo instituta povysheniya kvalifikacii sotrudnikov MVD Rossii. 2020. № 2 (15). - S. 67-73.
[22] Sheludyakova T.V. Molodezhnaya politika v Rossii i zarubezhnyh stranah // Pravovaya nauka i reforma yuridicheskogo obrazovaniya. 2012. №2 (25). - S. 15-20.
[23] Shiryaeva S.V., Orlova A.V. Parlamentskie partii i molodezhnye politicheskie organizacii: problemy i perspektivy // Mnogopartijnost' v Rossii v XX v.: stanovlenie, dinamika, transformacii. Materialy mezh-dunarodnoj nauchnoj konferencii / Pod obshch. red. A.B. Ananchenko. - M.: MPGU, 2019. - S. 214-221.
[24] Shchenina O.G. Prioritety gosudarstvennoj molodezhnoj politiki // Molodezh' Rossii: Sbornik ref-eratov statej iz periodicheskih izdanij. - M.: Rossi-jskaya gosudarstvennaya biblioteka dlya molodezhi,
2012. - S. 58-61.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 6 • 2022