дистанционном труде. Вынужденная апробация подобного режима занятости в России продемонстрировала возможности более гибко реагировать на изменяющиеся условия современного рынка и гарантировать социальную защищенность граждан. В этой связи приоритетом является обеспечение правовых механизмов оформления удаленной занятости и электронного кадрового документооборота с учетом особенностей хозяйственной деятельности предприятий.
Литература и источники
1. Будущее удаленной работы // TheFutureofRemoteWork: официальный сайт. - URL: https://usefyi.com/future-of-remote-work/ (дата обращения: 14.04.2021).
2. Ушкова Е.Л., Вер. Э. Влияние дистанционной работы на работника в профессиональной, семейной и общественной сферах. Реф. ст.: Vayre É. LES INCIDENCES DU télétravail SUR LE TRAVAILLEUR DANS LES DOMAINES PROFESSIONNEL, FAMILIAL ET SOCIAL // LE TRAVAIL HUMAIN. - 2019. - VOL. 82, № 1. - P. 1-39 // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11, Социология: Реферативный журнал. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/2020-02-010-ver-e-vliyanie-distantsionnoy-raboty-na-rabotnika-v-professionalnoy-semeynoy-i-obschestvennoy-sferah-ref-st-vayre-les-incidences (дата обращения: 25.04.2021).
3. ILO, Working from Home: A potential measure for mitigating the COVID-19 pandemic, Policy Brief, April 2020. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_protect/---protrav/---travail/documents/briefingnote/wcms_743447.pdf (дата обращения: 18.03.2021).
4. Каждый десятый сотрудник в России будет работать удаленно. - Текст: электронный // Российская газета: официальный сайт. - URL: https://rg.ru/2021/01/14/kazhdyj-desiatyj-sotrudnlk-v-rossii-budet-rabotat-udalenno.html (дата обращения: 25.04.2021).
5. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от б марта 2020 г. № 14-2/ООГ-1773 О подаче заявления об увольнении по собственному желанию, подписанного электронной подписью, по электронной почте. - Текст: электронный // ГАРАНТ.РУ: информ.-прав. портал. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73848891/ (дата обращения: 25.04.2021).
References and Sources
1. Budushchee udalennoj raboty // TheFutureofRemoteWork: oficlal'nyj sajt. - URL: https://usefyl.com/future-of-remote-work/ (data obrashcheniya: 14.04.2021).
2. Ushkova E.L., Ver. E. Vliyanie distancionnoj raboty na rabotnika v professlonal'noj, semejnoj i obshchestvennoj sferah. Ref. st.: Vayre É. LES INCIDENCES DU télétravail SUR LE TRAVAILLEUR DANS LES DOMAINES PROFESSIONNEL, FAMILIAL ET SOCIAL // LE TRAVAIL HUMAIN. - 2019. - VOL. 82, № 1. - P. 1-39 // Soclal'nye i gumanitarnye nauki. Otechestvennaya i zarubezhnaya literatura. Ser. 11, Soclologlya: Referativnyj zhurnal. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/artlcle/n/2020-02-010-ver-e-vllyanle-dlstantslonnoy-raboty-na-rabotnlka-v-professionalnoy-semeynoy-i-obschestvennoy-sferah-ref-st-vayre-les-incidences (data obrashcheniya: 25.04.2021).
3. ILO, Working from Home: A potential measure for mitigating the COVID-19 pandemic, Policy Brief, April 2020. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_protect/---protrav/---travail/documents/briefingnote/wcms_743447.pdf (data obrashcheniya: 18.03.2021).
4. Kazhdyj desyatyj sotrudnik v Rossll budet rabotat' udalenno. - Tekst: elektronnyj // Rossljskaya gazeta: oficlal'nyj sajt. - URL: https://rg.ru/2021/01/14/kazhdyj-deslatyj-sotrudnlk-v-rossll-budet-rabotat-udalenno.html (data obrashcheniya: 25.04.2021).
5. Pls'mo Ministerstva truda i soclal'noj zashchity RF ot б marta 2020 g. № 14-2/OOG-1773 O podache zayavlenlya ob uvol'nenii po sobstvennomu zhelaniyu, podpisannogo elektronnoj podpis'yu, po elektronnoj pochte. - Tekst: elektronnyj // GARANT.RU: inform.-prav. portal. - URL: https://www.garant.ru/products/lpo/prlme/doc/73848891/ (data obrashcheniya: 25.04.2021).
ВАСИЛЬЕВА ЖАННА СЕРГЕЕВНА - кандидат исторических наук, доцент кафедры публичного права, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова (kaf [email protected]).
VASILIEVA, JEANNE S. - Ph.D. of History, Associate Professor, Department of Public Law, I.N. Ulyanov Chuvash State University.
УДК 342.951 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-24-28
ВЕРЕЩАК С.Б., АБРАМОВА Л.А., ВЕРЕЩАК А.В. НОВЫЕ ВЕКТОРЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА
Ключевые слова: молодежная политика, молодежь, молодые граждане, региональное правовое регулирование молодежной политики.
В статье проводится анализ федерального и регионального правового регулирования в связи с принятием Федерального закона «О молодежной политике в Российской Федерации». В отсутствие системообразующего федерального закона, регионы проводили собственное правовое регулирование, которое различается по ключевым аспектам определения и реализации молодежной политики. Новый федеральный закон ставит задачи по корректировке и обновлению законодательства в субъектах Российской Федерации. Авторы делают вывод о целесообразности унификации наименований региональных законов о молодежной политике, устранения различий в определении возрастных рамок категории «молодежь», уточнения понятий: молодежь, молодые граждане, молодежное предпринимательство, молодой специалист. Кроме того, предлагается развить региональную правовую основу по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности, а также института наставничества, который может быть реализован в сфере молодежных инициатив по предпринимательству, в сфере подготовки кадров для работы с подростками, в системе вузов, в системе молодежной грантовой деятельности.
VERESHCHAK, S.B., ABRAMOVA, L.A., VERESHCHAK, A.V. NEW VECTORS OF LEGAL REGULATION OF YOUTH POLICY IN THE CONTEXT OF FEDERAL AND REGIONAL LAWMAKING
Key words: youth policy, youth, young citizens, regional legal regulation of youth policy.
The article analyzes the federal and regional legal regulation of youth policy. In the absence of a system-forming federal law, the regions carried out their own legal regulation, which differs in key aspects of defining and implementing youth policy. The new federal law "On Youth Policy in the Russian Federation" sets the tasks of correcting and updating legislation in the constituent entities of the Russian Federation. The authors make a conclusion that it is expedient to unify the names of regional laws on youth policy, eliminate differences in the definition of the age framework of the category "youth", clarify the concepts: youth, young citizens, youth entrepreneurship, young specialist. In addition, it is proposed to develop a regional legal framework for the implementation of voluntary (volunteer) activities, as well as a mentoring institute, which can be implemented in the field of youth entrepreneurship initiatives, in the field of training personnel to work with teenagers, in the system of universities, in the system of youth grant activities.
В декабре 2020 года принят Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» [1]. В нем заложен системообразующий подход, объединяющий органы власти всех уровней, организации, юридические лица, граждан, в целях реализации по самым разным направлениям молодежных инициатив. Молодежная политика рассматривается как важнейшее условие устойчивого социального, экономического, культурного развития страны, национальной безопасности Российской Федерации, обеспечения ее глобальной конкуренции.
Еще в 2014 году в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [4] отмечалось, что стратегические преимущества закрепляются за теми государствами, которые уделяют должное внимание разработке и реализации государственной молодежной политики. Ведь молодежь является носителем инновационного потенциала развития страны. Неэффективность молодежной политики, недостатки ее правового обеспечения приводят к демографическим проблемам, нехватке трудовых ресурсов, проблемам в пенсионной сфере, напряженности в общественно-политической жизни, снижению обороноспособности страны и другим проблемам.
Важно, чтобы молодежная политика способствовала формированию личности, способной к саморазвитию, нацеленной на позитивный действия, имеющей нравственные устои, конкурентоспособной, ответственной, нацеленной на рост благосостояния своей страны, своей семьи.
Новый закон формирует единое правовое поле, в рамках которого будет скорректировано и обновлено региональное законодательство. Законом закреплены цели и принципы молодежной политики, формы и основные направления ее реализации, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Он дает четкие определения основным понятиям в сфере молодежной политики. Закон вводит систему мониторинга реализации молодежной политики, систему подготовки и организации деятельности специалистов по работе с молодежью. Распределены полномочия между различными органами власти. Разработка единой молодежной политики отнесена к федеральным полномочиям, а ее реализация на территории субъекта - к полномочиям региональных органов государственной власти.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления получили новые полномочия по организации деятельности специалистов по работе с молодежью, а также по организации и осуществлению мониторинга реализации молодежной политики на соответствующей территории. На органы местного самоуправления также возложены разработка мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи, проведению мероприятий по работе с ней на территории муниципального образования.
Как справедливо отмечается в литературе, отсутствие четкого прозрачного федерального правового регулирования в рассматриваемой области в течение достаточно долгого времени не позволяло в полной мере реализовывать все направления молодежной политики. Вместе с тем, молодежная политика должна иметь фундаментальную правовую основу.
В результате субъекты Российской Федерации на своем уровне, исходя из региональных потребностей и особенностей, стали формировать свою правовую базу, сеть региональных законодательных и подзаконных актов. В некоторых конституциях республик и уставах субъектов Российской Федерации содержатся основы правового регулирования молодежной политики [8].
Так, в Уставе Хабаровского края статья 69 посвящена молодежной политике. Она определяет такое направление деятельности органов власти, как содействие созданию условий и гарантий для воспитания, социального становления, развития и самореализации молодежи в общественной жизни. В статье 34 Устава Саратовской области закреплены положения об
осуществлении молодежной политики, которая гарантирует возможность реализации молодежью своих прав. В статье 95 Устава Забайкальского края, статье 13 Устава Брянской области в числе задач социальной политики - обеспечение проведения государственной молодежной политики. Статья 86 Устава Курской области провозглашает поддержку и признание целей и принципов государственной молодежной политики, содействие органов власти осуществлению соответствующих программ и иных мероприятий. В Уставе Ямало-Ненецкого автономного округа целый ряд статей, направлен на закрепление основ по различным направлениям молодежной политики. В статья 73 закреплены полномочия органов власти по государственной поддержке талантливых молодых людей, в статье 75 - по содействию трудоустройства молодежи. Статья 76 регламентирует обеспечение условий и возможностей для самореализации и социализации молодежи. Данный опыт правового регулирования представляется положительным и может быть воспринят другими регионами.
В большинстве российских регионов, несмотря на долгое отсутствие федерального закона, приняты и реализуются собственные законы о молодежной политике, наименование, содержание и структура которых значительно отличаются друг от друга. Специфика регионального законодательства проявляется в основополагающих аспектах, в том числе в определении круга субъектов молодежной сферы, компетенций, основных понятий.
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [4], предусматривают разработку комплексных программ в этой области как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
В регионах приняты подзаконные акты в этой сфере. Если обратиться к соответствующему опыту органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то он показывает, что утверждены (приняты): региональные стратегии и концепции государственной молодежной политики, в целом, или касающиеся некоторых ее направлений, а также поддержки отдельных категорий молодых людей - в частности. Чаще всего молодежные разделы (подразделы) предусмотрены в стратегиях социально-экономического развития соответствующего региона.
Основные задачи молодежной политики в регионах, в целом, отвечают федеральному законодательству. Однако многие положения региональных законов нуждаются в изменении и дальнейшем развитии, в соответствии с Федеральным законом «О молодежной политике».
В настоящее время в субъектах РФ активизировалась законотворческая работа по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным. Так, в Самарской и Иркутской областях внесены законопроекты, направленные на повышение возраста молодежи до 35 лет; также вводятся понятия «развитие системы экологического образования», «муниципальный молодежный центр», «молодежная добровольческая деятельность» и др. [7, 11]. В Чувашии предлагается уточнить понятия и дополнить их такими, как «содействие международному и межрегиональному сотрудничеству», «участие молодежи в реализации государственной молодежной политики», «мониторинг реализации государственной молодежной политики в Чувашской Республике».
На основании проведенного анализа, можно высказать следующие предложения по развитию регионального законодательства в молодежной сфере. Необходимо:
1. Унифицировать названия региональных законов, например «О реализации молодежной политики на территории ... (субъекта Российской Федерации)».
2. Устранить различия при определении возрастных рамок категории «молодежь» путем установления следующих возрастных границ: от 14 до 35 лет; скорректировать в соответствии с данным положением понятия (молодежь, молодые граждане, молодежное предпринимательство, молодой специалист), иные статьи региональных законов, в которых имеется информация о возрастных пределах.
3. Неотъемлемым элементом реализации молодежной политики является взаимодействие органов государственной власти с детскими и молодежными общественными объединениями, а также вопросы их государственной поддержки. В связи с этим на федеральном уровне действует отдельный закон [2], в 40% (34 из 85) субъектов Российской Федерации приняты аналогичные региональные законы. Полагаем, данный опыт может быть воспринят регионами, как положительный.
4. В последнее время в Российской Федерации акцентировано внимание на правовом обеспечении добровольческой деятельности молодежи, введены в действие концептуальные и иные документы по организации и развитию молодежной добровольческой деятельности, внесены изменения и дополнения в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» [3]. Вместе с тем, развитие молодежного добровольчества и деятельность волонтерских организаций не должны рассматриваться как некая «подмена» или конкурент молодежных и детских общественных организаций. Социальная значимость данной деятельности и необходимость ее правового регулирования сегодня очень важны для всех субъектов РФ, в связи с чем, принятие отдельного закона, регулирующего отношения по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности в регионах будет способствовать повышению эффективности регулирования в этой области.
5. Еще одним направлением развития регионального законодательства в молодежной сфере может стать поддержка молодежных политических общественных движений, которые бы стали весомой альтернативой деструктивным проявлениям в этой области. Вовлечение большего количества молодых людей в такие общественно-политические движения будет способствовать вытеснению негативных явлений в этой области и формированию политической и правовой культуры.
6. Необходимо совершенствование правовой основы развития и реализации института наставничества в сфере работы с молодежью, для чего целесообразно дополнить региональные законы о молодежной политике соответствующим разделами. Наставничество может быть реализовано в сфере молодежных инициатив в предпринимательстве, в сфере подготовки кадров для работы с подростками, в системе вузов, в системе молодежной грантовой деятельности.
Таким образом, полагаем, региональное законодательство должно двигаться по пути сближения, унификации, что обусловлено теми векторами, которые заложены в Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации».
Литература и источники
1. О молодежной политике в Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
2. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
3. О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве): Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
4. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 г. № 2403-р // [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru
5. О государственной молодежной политике: Закон Чувашской Республики от 15.11.2007 № 70 // СЗ ЧР. 2007. № 11. Ст. 741.
6. Стратегия развития системы образования и молодежной политики в Чувашской Республике на 2020 - 2024 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.obrazov.cap.ru/action/activity/provision/strategiya-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-i-molode/strategiya-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-i-molode
7. Депутаты Самарской губдумы увеличили возраст молодёжи до 35 лет URL:// https://www.samara.kp.ru/online/news/4224310/;
8. Конституции и Уставы субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://constitution.garant.ru/region/
9. Князькова Е.А., Береза Н.А. Вопросы актуальности института наставничества в молодежных сообществах на местном уровне // Вопросы управления. 2018. №5 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-aktualnosti-instituta-nastavnichestva-v-molodezhnyh-soobschestvah-na-mestnom-urovne (дата обращения: 25.03.2021).
10. Кочетков А.В. Анализ законов субъектов Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики // Закон и право. 2009. №. 7. С. 17-21.
11. Молодость VS здравый смысл: в Приангарье внесли изменения в закон о молодежной политике // URL:// https://i38.ru/obichnie-politika/molodost-vs-zdraviy-smisl-v-priangare-vnesli-izmeneniya-v-zakon-o-molodezhnoy-politike?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
References and Sources
1. O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 30.12.2020 N 489-FZ // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru
2. O gosudarstvennoj podderzhke molodezhnyh i detskih obshchestvennyh ob"edinenij: Federal'nyj zakon ot 28 iyunya 1995 goda № 98-FZ // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru
3. O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i dobrovol'chestve (volonterstve): Federal'nyj zakon ot 11.08.1995 № 135-FZ // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru
4. Osnovy gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 29 noyabrya 2014 g. № 2403-r // [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://pravo.gov.ru
5. O gosudarstvennoj molodezhnoj politike: Zakon CHuvashskoj Respubliki ot 15.11.2007 № 70 // SZ CHR. 2007. № 11. St. 741.
6. Strategiya razvitiya sistemy obrazovaniya i molodezhnoj politiki v CHuvashskoj Respublike na 2020 - 2024 gody [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.obrazov.cap.ru/action/activity/provision/strategiya-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-i-molode/strategiya-razvitiya-sistemi-obrazovaniya-i-molode
7. Deputaty Samarskoj gubdumy uvelichili vozrast molodyozhi do 35 let URL:// https://www.samara.kp.ru/online/news/4224310/;
8. Konstitucii i Ustavy sub"ektov Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://constitution.garant.ru/region/
9. Knyaz'kova E.A., Bereza N.A. Voprosy aktual'nosti instituta nastavnichestva v molodezhnyh soobshchestvah na mestnom urovne // Voprosy upravleniya. 2018. №5 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-aktualnosti-instituta-nastavnichestva-v-molodezhnyh-soobschestvah-na-mestnom-urovne (data obrashcheniya: 25.03.2021).
10. Kochetkov A.V. Analiz zakonov sub"ektov Rossijskoj Federacii v sfere gosudarstvennoj molodezhnoj politiki// Zakon i pravo. 2009. №».7. S.17-21.
11. Molodost' VS zdravyj smysl: v Priangar'e vnesli izmeneniya v zakon o molodezhnoj politike // URL:// https://i38.ru/obichnie-politika/molodost-vs-zdraviy-smisl-v-priangare-vnesli-izmeneniya-v-zakon-o-molodezhnoy-politike?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop
ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова ([email protected])
АБРАМОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА - доктор педагогических наук, профессор Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова ([email protected])
ВЕРЕЩАК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент Чувашского государственного аграрного университета ([email protected]).
VERESHCHAK, SVETLANA B. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of the Chuvash State University. I.N. Ulyanov ([email protected])
ABRAMOVA, LYUDMILA A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov. VERESHCHAK, ALEXANDER V.- Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Chuvash State Agrarian University.
УДК 336.1.07 DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-28-31
КИСЕЛЕВА А.В., КОЛЕСНИКОВ Ю.А. КОНСТИТУЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
Ключевые слова: конституционная экономика, финансовая система, конституционное регулирование, Конституцию 2020 года, ограничительные процедуры, конституционное поле в дореволюционной России, М. Сперанский.
Финансовая система составляет важную часть экономики страны, подвергаясь регулирующему воздействию Конституции. Определенные ограничения в финансовой сфере, провозглашённые на конституционном уровне, определяют горизонты развития экономических процессов. Изучая проблему влияния Конституции на развитие финансовых систем, авторы рассматривают ее как с точки зрения конституционного, так и финансового права. Показано, что Конституция, как основной закон государства, влияет на финансовую систему прямо и опосредованно. Прямое воздействие выражается в непосредственном регулировании нормами основного закона соответствующей группы общественных отношений, а также в формировании отраслевого законодательства, регулирующего финансовую систему в соответствии с конституционными установками. Опосредованное влияние на финансовую систему конституция оказывает через регулирование экономических основ государства. Исследуя проблему в широком историко-правовом контексте, авторы обращаются к творческому наследию М. Спаранского, предложившего интересное видение исследуемой проблематики на стадии концептуального зарождения конституционного поля в дореволюционной России и, в частности, указавшего на публичный характер финансов и необходимость их включения в предмет конституционного регулирования. По мнению авторов, Конституция должна дать возможность самостоятельному развитию рынка и действиям субъектов общественных отношений по собственному разрешению, исходя из интересов частного характера. Именно такой подход был выработан одним из первых российских конституционалистов - М. Сперанским.
KISELEVA, A.V., KOLESNIKOV, Yu.A.
CONSTITUTIONAL ECONOMICS AND FINANCIAL LAW
Key words: constitutional economics, financial system, constitutional regulation, the 2020 Constitution, restrictive procedures, constitutional field in pre-revolutionary Russia, M. Speransky.
The financial system is an important part of the country's economy, subject to the regulatory influence of the Constitution. Certain restrictions in the financial sphere, claimed at the constitutional level, determine the horizons for the development of economic processes. Studying the problem of the influence of the Constitution on the development of financial systems, the authors consider it both from the point of view of constitutional and financial law. It is shown that the Constitution, as the main law of the state, affects the financial system directly and indirectly. The direct impact is expressed in the direct regulation of the relevant group of social relations by the norms of the basic law, as well as in the formation of sectoral legislation regulating the financial system in accordance with constitutional provisions. The constitution exerts an indirect influence on the financial system through the regulation of the economic foundations of the state. Exploring the problem in a broad historical and legal context, the authors turn to the creative heritage of M. Sparansky, who offered an interesting vision of the problem under study at the stage of conceptual emergence of the constitutional field in pre-revolutionary Russia and, in particular, pointed out the public nature of finance and the need to include them in the subject of constitutional regulation. According to the authors, the Constitution should enable the independent development of the market and the actions of subjects of public relations at their own permission, based on private interests. This approach was developed by one of the first Russian constitutionalists - M. Speransky.
Актуальность проблематики, связанной с конституционным характером экономики и конституционным воздействием на финансы, возросла в настоящее время, особенно в связи с глобальным финансовым преобразованием в плане цифровизации экономики и необходимости преодолеть последствия ковидных ограничений. Проблема подвергалась изучению с точки зрения конституционного права и с точки зрения финансоведов, однако глобальное комплексное исследование до настоящего времени, на наш взгляд, не осуществлено. Исторические подходы к