DOI: https://doi.org/10.52623/2227-4383-2-44-25 УДК 340.13
ЭВОЛЮЦИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О МОЛОДЕЖИ
В.В. Егоров
В статье показана эволюция закона о молодежи в контексте становления и развития государственной молодежной политики. Актуальность работы связана с высокой значимостью молодежи в процессе развития государства, его стабильности и безопасности. Нормативно-правовая база является неотъемлемым элементом, определяющим развитие государственной молодежной политики.
В работе проведен компаративный анализ законодательных актов. Показан исторический опыт развития нормативно-правовой базы государственной молодежной политики. Дана оценка принимаемых нормативных актов и законопроектов. Рассмотрены и проанализированы основные положения закона о молодежи. Автор приходит к выводу, что в настоящее время нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере молодежной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях, находится в завершающей стадии становления, о чем свидетельствует принятый в 2020 г Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации». Наличие закона позволяет говорить о конституционно-правовом признании государственной молодежной политики в нашей стране.
Ключевые слова: закон о молодежи; государственная молодежная политика; нормативно-правовое обеспечение; молодежь.
V.V. Egorov. EVOLUTION OF DOMESTIC LEGISLATION ON YOUTH
The article shows the evolution of the law on youth in the context of the formation and development of the state youth policy. The relevance of the work is associated with the high importance of young people in the development of the state, its stability and security. The legal framework is an integral element that determines the development of the state youth policy.
The paper provides a comparative analysis of legislative acts. The article shows the historical experience of the development of the legal framework of the state youth policy. The assessment of the adopted normative acts and draft laws is given. The main provisions of the law on youth are considered and analyzed. The author comes to the conclusion that at present, the regulatory framework governing relations in the field of youth policy at both the federal and regional levels is in the final stage of formation, as evidenced by the Federal Law «On Youth Policy in the Russian Federation» adopted in 2020. The existence of the law allows us to speak about the constitutional and legal recognition of the state youth policy in our country.
Keywords: the law on youth; the state youth policy; regulatory and legal support; youth.
В конце декабря 2020 г произошло важное событие в истории развития государственной молодежной политики - Президентом Российской Федерации был подписан закон о молодежи. Закон призван стать «системообразующим нормативным правовым актом и фундаментальной основой для эффективной реализации федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления эффективной молодежной политики на территории Российской Федерации» [5].
Путь к подписанию этого документа был длительным и непростым. Значимость молодежи, ее влияние на развитие и стабильность государства придавали в разное время вопросам,
связанным с молодежным законодательством, одинаковую актуальность. Так, еще в период существования СССР предпринимались неоднократные попытки разработки закона о молодежи. Один из таких проектов получил название «О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций в государственном, хозяйственном и социально-культурном строительстве СССР» (1967). Он так и не был вынесен на обсуждение в Верховный Совет СССР Не стал законом и проект «О повышении роли советской молодежи и молодежных организаций в коммунистическом строительстве» (1977). Обсуждались разные варианты названия, но все они так и остались проектами.
Следующий этап разработки закона о молодежи пришелся на вторую половину 1980-х гг.
Это время признания необходимости активного проведения молодежной политики и связанной с ней разработкой основных положений закона. В 1986 г. была начата разработка государственной молодежной политики НИЦ Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. Была поставлена цель подготовки проекта закона о молодежной политике, создания органов, эту политику осуществляющую, а также разработки комплексной программы, направленной на поддержку молодежи. С этого же времени становится правовым термин «молодежная политика», который использовался раньше только по отношению к зарубежным странам [6].
В итоге появился закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» (1991). Молодежную политику стали определять как направление государственной деятельности по созданию условий для самореализации молодых людей. Еще одним важным шагом развития молодежной политики стало создание одноименной структуры - госкомитета, который определял главные направления молодежной политики, координировал деятельность министерств и ведомств, разрабатывал государственные программы в этой сфере. Все эти новшества так и не успели реализоваться, оставшись частью разрушенного советского прошлого страны.
Попыткой реанимации утраченной системы стало подписание Президентом Б.Н. Ельциным распоряжения от 29.01.1992 «О полномочном представителе Правительства Российской Федерации по делам молодежи». Вместо государственной структуры - госкомитета по делам молодежи, отныне действовал полномочный представитель, что явно не способствовало обеспечению всестороннего охвата направления.
Базовыми нормативно-правовыми актами 1990-х гг. можно считать президентский указ от 16.09.1992 № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» и постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в России», подписанное 3 июня 1993 г.
Указ определял молодежную политику как приоритетное направление социально-экономической политики и нацеливал на соблюдение прав и предоставление гарантий молодым гражданам. Также были затронуты такие важные аспекты, как помощь молодой семье и получение льготных кредитов [3; с. 107]. Безусловно, для развития молодежной политики президентский указ был позитивен. Государственная власть признавала необходимость
обособления в отдельное направление молодежную политику, формулировала ее концептуальные основы [7].
В постановлении была обозначена задача создания объединяющей службы, которая координирует и органы власти, осуществляющие молодежную политику, и разного профиля социальные учреждения. Кроме того, были сформулированы главные тезисы молодежной политики:
- объект молодежной политики - вся молодежь, которой надо помочь, компенсировать трудности социального становления;
- молодежь не только объект, но и субъект политики;
- создание условий для самореализации;
- развитие молодежных объединений и др.
В это же время под пристальным вниманием государства оказались и общественные детско-юношеские и молодежные организации. В 1995 г. выходит Федеральный закон от 28.06.1995 № 98 «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». По этому закону молодежные организации могли получить государственную поддержку, которая понималась как комплекс мер, предпринимаемых органами государственной власти в сфере молодежной политики [1].
Логическим завершением поступательного развития нормативно-правовой базы молодежной политики должен был стать закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», внесенный на рассмотрение в парламент. В 1999 г. прошедший обе его палаты закон был остановлен президентским вето. Предлагаемый проект объединял советский опыт с последующими изменениями и наработками в области государственной молодежной политики. Однако закон был признан несоответствующим ст. 80 Конституции РФ, устанавливающей, что основные направления внутренней и внешней политики определяются Президентом РФ.
В последующее десятилетие базовый закон о молодежи предлагали принять самые разные организации и структуры. О необходимости и поддержке принятия закона выступили все парламентские партии. Тем не менее предлагаемые законопроекты не проходили или не доходили до чтений в Государственной Думе. Остался на бумаге и проект закона о молодежной политике в 2009 г. С депутатами нижней палаты парламента, отклонившими законопроект, был солидарен и Президент РФ Д.А. Медведев. В качестве обоснования отклонения был высказан тезис о недостаточ-
ной нормативной составляющей, т.е. слабой подготовке проекта [8].
Пока решалась судьба закона о молодежи на федеральном уровне, большинство регионов страны уже приняли подобные законодательные акты. Сложилась своеобразная, нелогичная правовая ситуация, когда субъекты федерации опередили в законодательстве федеральный центр.
Последний законопроект был внесен в Государственную Думу 22 июля 2020 г. от пяти членов Совета Федерации и четырнадцати думских депутатов [9]. Обращает на себя внимание то, что законопроект внесен представителями всех фракций. Такое редкое единодушие говорит о его крайней необходимости. На этот раз, с некоторыми замечаниями, администрация президента концептуально проект поддержала. Закон «О молодежной политике Российской Федерации» был подписан президентом и опубликован в средствах массовой информации 30 декабря 2020 г. [2].
Долгожданный закон имеет векторный характер и окажет влияние на последующее развитие государственной молодежной политики. Значение этого законодательного акта прослеживается в следующих положениях:
- завершено формирование нормативно-правовой базы государственной молодежной политики;
- закон направлен на объединение подходов и упорядочивание работы с молодежью на федеральном и региональных уровнях;
- впервые в законе закреплены понятия «молодежная политика», «молодежь» и иные базовые категории;
- определен возраст «молодежи», причем верхняя планка этого возраста увеличена на пять лет (теперь молодыми людьми считаются граждане 14-35 лет);
- сформулирован механизм участия молодежи и молодежных объединений в реализации государственной молодежной политики;
- расширены цели и основные направления молодежной политики, которые включают волонтерскую деятельность, развитие института наставничества, поддержку лиц из числа детей-сирот и др.;
- предусмотрено международное сотрудничество в сфере молодежной политики, участие в научных, образовательных, внешнеэкономических и иных проектах.
Таким образом, принятие закона о молодежи позволяет говорить о переходе на новый уровень развития государственной молодежной политики, который характеризуется созданием общей системы, связующей деятельность
всех органов власти и общественных структур, осуществляющих социализацию и воспитание молодых людей. Вместе с тем по-прежнему остаются актуальными вопросы практического применения закона. Одной декларацией, пусть и важной, решить проблемы молодежи невозможно. Дело за дальнейшими шагами по реализации молодежного закона.
Список литературы
1. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: фе-дер. закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/8019 (дата обращения: 18.05.2021).
2. О молодежной политике в Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ // Рос. газ. 2021. 11 янв.
3. О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики: указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 № 1075 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/2028 (дата обращения: 17.05.2021).
4. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации: постановление ВС РФ от 03.06.1993 № 5090-1 // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https:// legalacts.ru/doc (дата обращения: 17.05.2021).
5. Владимир Путин подписал закон о молодежной политике // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/ news (дата обращения: 18.05.2021).
6. Государственная молодежная политика: уроки недавнего прошлого // Ильинский Игорь Михайлович: офиц. сайт. URL: http://ilinskiy.ru/ publications/stat/gosmolpol.php (дата обращения: 17.05.2021).
7. Егоров В.В., Йованович Т.Г. Становление государственной молодежной политики России в период либеральных реформ 1990-х гг. // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 1 (23). С. 106-109.
8. Заключительное слово на заседании Государственного совета о молодежной политике в Российской Федерации // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/transcripts/deliberations/4833 (дата обращения: 18.05.2021).
9. Законопроект № 993419-7 «О молодежной политике в Российской Федерации» // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: офиц. сайт. URL: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/993419-7 (дата обращения: 18.05.2021).
References
1. O gosudarstvennoj podderzhke molodezhnykh i detskikh obshchestvennykh ob"edinenij [About the state support of youth and children's public associations]: feder. zakon ot 28.06.1995 № 98-FZ // Prezident Rossii: ofits. sajt. URL: http://www.krem-lin.ru/acts/bank/8019 (Accessed 18.05.2021).
2. O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federa-tsii [About Youth Policy in the Russian Federation]: feder. zakon ot 30.12.2020 № 489-FZ // Ros. gaz. 2021. 11 yanv.
3. O pervoocherednykh merakh v oblasti go-sudarstvennoj molodezhnoj politiki [On priority measures in the field of state youth policy]: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federatsii ot 16.09.1992 № 1075 // Prezident Rossii: ofits. sajt. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/2028 (Accessed 17.05.2021).
4. Ob osnovnykh napravleniyakh gosudar-stvennoj molodezhnoj politiki v Rossijskoj Fede-ratsii [About the main directions of the state youth policy in the Russian Federation]: postanovlenie VS RF ot 03.06.1993 № 5090-1 // Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: https://legalacts.ru/doc (Accessed 17.05.2021).
5. Vladimir Putin podpisal zakon o molodezhnoj politike // Ministerstvo nauki i vysshego obrazova-niya Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: https:// minobrnauki.gov.ru/press-center/news (Accessed 18.05.2021).
6. Gosudarstvennaya molodezhnaya politika: uroki nedavnego proshlogo // Ilinskij Igor Mikhaj-lovich: ofits. sajt. URL: http://ilinskiy.ru/publica-tions/stat/gosmolpol.php (Accessed 17.05.2021).
7. Egorov V.V., Jovanovich T.G. Stanovlenie gosudarstvennoj molodezhnoj politiki Rossii v period liberalnykh reform 1990-x gg. [Formation of the State Youth Policy of Russia during the Period of Liberal Reforms in the 1990s] // Vestnik Ros-sijskogo universiteta kooperatsii. 2016. № 1 (23). S.106-109.
8. Zaklyuchitelnoe slovo na zasedanii Gosu-darstvennogo soveta o molodezhnoj politike v Ros-sijskoj Federatsii // Prezident Rossii: ofits. sajt. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/ deliberations/4833 (Accessed 18.05.2021).
9. Zakonoproekt № 993419-7 «O molodezhnoj politike v Rossijskoj Federatsii» // Gosudarstvennaya Duma Federalnogo Sobraniya Rossijskoj Federatsii: ofits. sajt. URL: https://sozd.duma.gov.ru/ bill/993419-7 (Accessed 18.05.2021).
ЕГОРОВ Владислав Викторович - кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и правовых дисциплин. Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Волгоград. E-mail: [email protected].
EGOROV, Vladislav Viktorovich - Candidate of History, Associate Professor of the Department of Humanities and Law. Volgograd Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Volgograd. E-mail: [email protected].