УДК 34:316.64
Попова Л.А.
Popova L.A.
Правовые основы деятельности по формированию толерантности
российского общества
Legal bases of activity for tolerance promotion Russian society
Статья посвящена анализу правовой базы, призванной обеспечить формирование толерантности российского общества. Исследуются международные, федеральные и региональные нормативные акты, обеспечивающие развитие толерантности.
This article analyzes the legal framework designed for ensuring the tolerance development in the Russian society. The author explores international, federal and regional regulations that ensure the tolerance development.
Ключевые слова: толерантность, Декларация принципов толерантности, правовые основы толерантности.
Key words: tolerance, the Declaration of Principles on Tolerance, the legal basis of tolerance.
Проблеме формирования толерантного общества в России в последнее время уделяется особое внимание. Вопросы нормализации межнациональных и межконфессиональных отношений значимы не только в нашей стране, они актуальны и в зарубежных странах, а также в рамках международного сообщества. В связи с этим важнейшим документом международного уровня, регулирующим рассматриваемую проблематику, является Декларация принципов толерантности [1], принятая резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.
В ст. 1 Декларация принципов толерантности устанавливает понятие толерантности:
1.1. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
1.2. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
1.3. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Толерантность -это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека.
1.4. Проявление толерантности, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим [1].
В декларации формулируется роль государства в формировании национальной толерантности (ст. 2 Декларации):
2.1. На государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдения правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Отчуждение и маргинализация могут стать причиной состояния подавленности, враждебности и фанатизма.
Попова Л. А. Правовые основы деятельности по формированию толерантности российского общества
2.2. Для того чтобы сделать общество более толерантным, государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и, если это необходимо, разработать новое законодательство с целью обеспечения в обществе равноправного подхода и равенства возможностей для всех групп и отдельных людей.
2.3. В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества. Мир невозможен без толерантности, а развитие и демократия невозможны без мира.
2.4. Нетерпимость может принимать форму маргинализации социально наименее защищенных групп, их исключения из общественной и политической жизни, а также насилия и дискриминации по отношению к ним. Как гласит Декларация о расе и расовых предрассудках, «все люди и группы людей имеют право отличаться друг от друга» [1].
В ст. 3 Декларации сделан акцент на социальные аспекты толерантности:
3.1. Толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур. Каждый регион многолик, и поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. От такой угрозы нельзя отгородиться национальными границами, ибо она носит глобальный характер.
3.2. Толерантность необходима в отношениях как между отдельными людьми, так и на уровне семьи и общины. В школах и университетах, в рамках неформального образования, дома и на работе необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности. Средства коммуникации способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей толерантности и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.
3.3. В Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках провозглашается, что особые меры должны приниматься в целях обеспечения равенства в достоинстве и правах отдельных лиц и групп людей везде, где это необходимо. В этой связи особое внимание следует уделять социаль-
но наименее защищенным группам, находящимся в неблагоприятных социальных или экономических условиях, с тем чтобы предоставить им правовую и социальную защиту, в частности в отношении жилья, занятости и охраны здоровья, обеспечить уважение самобытности их культуры и ценностей и содействовать, в особенности посредством образования, их социальному и профессиональному росту и интеграции.
3.4. В интересах решения этой глобальной задачи необходимы проведение соответствующих научных исследований и налаживание контактов с целью координации деятельности международного сообщества, включая анализ в контексте социальных наук коренных причин этого явления, принятие эффективных контрмер, а также осуществление научных исследований и мониторинга, способствующих выработке политических решений и нормативной деятельности государств-членов [1].
В ст. 4 Декларации особое внимание уделяется роли воспитания в формировании толерантности:
4.1. Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других.
4.2. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.
4.3. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
4.4. Мы заявляем о своей готовности поддерживать и претворять в жизнь программы научных исследований в области социальных наук и воспитания в духе толерантности, прав чело-
века и ненасилия. Это означает необходимость уделения особого внимания вопросам повышения уровня педагогической подготовки, учебных планов, содержания учебников и занятий, совершенствования других учебных материалов, включая новые образовательные технологии, с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность, предупреждать конфликты или разрешать их ненасильственными средствами [1].
Рассматриваемая декларация, безусловно, не является единственным международным правовым актом, регулирующим проблемы формирования толерантности. В большей или меньшей степени эти же вопросы решают следующие нормативные акты международного уровня:
- Международный пакт о гражданских и политических правах;
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
- Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации;
- Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него;
- Конвенция о правах ребенка;
- Конвенция 1951 года о статусе беженцев;
- Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев;
- Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания;
- Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений;
- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам;
- Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма;
- Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека;
- Декларация и Программа действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в Копенгагене;
- Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках;
- Конвенция и Рекомендации ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования.
Российское законодательство в этой сфере находится еще в стадии становления, но уже и сегодня проделана огромная работа по формиро-
ванию правовой базы противодействию экстремизму, развитию толерантности в нашей стране.
Конституция Российской Федерации закладывает принципиальные условия для развития идей толерантности. Согласно конституции, осуществление прав и свобод человека и гражданина в России не должно нарушать права и свободы других лиц. Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. В России действует презумпция невиновности (ст. 17, 19, 28, 29, 49 Конституции Российской Федерации).
Текущее законодательство Российской Федерации, как на федеральном, так и на региональном уровне развивают и детализируют конституционные положения.
Законодательство о культуре [8] декларирует признание государством равного достоинства культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.
Попова Л.А. Правовые основы деятельности по формированию толерантности российского общества
Каждому гарантируется право свободного выбора нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности (ст. 11 Закона о культуре). Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, гарантируется право на культурно-национальную автономию. Малочисленные этнические общности пользуются протекционизмом. В целях сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российская Федерация принимает меры защиты и стимулирования.
Информационное законодательство [6] и законодательство о языках [5] России обеспечивают равный, недискриминационный доступ всех граждан к общедоступной информации. Обеспечивается равное положение языков народов Российской Федерации.
Не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, содержащих культ насилия и жестокости [3].
Законодательство о религии [4] запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.
Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
Уголовное законодательство - любое преступление, совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по
мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривает как совершенное с отягчающими обстоятельствами.
Уголовно наказуемыми деяниями признаются нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (дискриминация), совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Запрещаются создание и участие в некоммерческих организациях, посягающих на личность и права граждан, экстремистских организациях.
Признается преступлением возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 136, 239, 282, 282.1, 282.2 УК РФ).
Системный анализ вышеуказанных нормативных положений показывает, что в России в целом сформирован нормативный массив, обеспечивающий реализацию международных обязательств и положений основного закона страны о толерантности.
Тем не менее, совершенствование российского законодательства в данной сфере представляется необходимым в направлении повышения его эффективности, установления межотраслевых связей, создания единого механизма, на комплексной основе обеспечивающего реализацию идей толерантности.
На региональном уровне также созданы правовые основы организации деятельности по противодействию экстремизму и формированию толерантности. Так, как мы уже указывали выше, в Ханты-Мансийском автономном округе -Югре принята Целевая программа «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО - Югре на 2011-2015 годы» [7], в которой проводится анализ состояния проблем межэтнических и межконфессиональных отношений в округе. В частности, указывается, что Ханты-Мансийский автономный округ -Югра является одним из самых полиэтнических субъектов Российской Федерации. На территории Югры проживают представители более 124 национальностей.
Усиление миграционных потоков требует выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к базовым общечеловеческим ценностям, а также позитивного восприятия этих процессов коренным населением округа разных национальностей. Кроме того, крайне неблагоприятная демографическая ситуация сложилась у коренных малочисленных народов Севера, где наблюдается резкое
снижение рождаемости, значительный рост смертности от внешних причин смерти, средняя продолжительность жизни на 10 и более лет ниже, чем по округу и стране в целом.
Большую роль в решении этих задач играют национально-культурные объединения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Согласно сведениям Управления Министерства юстиции России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, в округе осуществляют деятельность 1 007 общественных объединений, в том числе 74 общественных организации по национальному признаку, из них к основным относятся татарские и русские - по 9, азербайджанские - 8, чеченские - 6, украинские - 4, армянские и узбекские - по 3, киргизские - 2, кумыкская, осетинская, езидская - по 1, дагестанские - 6, в состав которых входят ногайская и таджикская.
Ханты-Мансийский автономный округ -Югра сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений. В Югре растет количество и разнообразие религиозных конфессий и организаций. В настоящее время зарегистрированы 125 религиозных общественных организаций, из них 46 религиозных организаций Русской православной церкви, 27 мусульманских организаций и 52 религиозных объединения различных направлений протестантизма. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает 12-е место по доле мусульманского населения в России.
Низкий уровень религиозной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и непредвзятую информацию о действующих в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре религиозных организациях и группах, может привести к активизации религиозного фундаментализма. В округе зафиксированы случаи распространения радикального течения ислама «ваххабизм».
В Программе отмечается, что в целом, в округе не сложилась система формирования духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанная на принципах
уважения прав и свобод человека, отсутствует согласованность действий в этом направлении различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, государственных и общественных структур, недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности специалистов в вопросах этнокультурных традиций, особенностей этнопсихологии, содержания этнокультурных ценностей. В этой связи реальным механизмом осуществления Программы являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии. Особый акцент сделан на мероприятия, проводимые непосредственно в образовательных организациях округа.
9 октября 2013 г. было принято Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 429-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» [2], в котором помимо традиционных мер противодействия экстремизму в систему включается новый элемент - казачество. Анализ изменений позволяет утверждать о повышении эффективности мероприятий, проводимых в округе, направленных на формирование толерантности.
Итак, в условиях глобальных трансформаций правовая система России сталкивается с задачами нового поколения. Переосмысление правового феномена толерантности сейчас представляется крайне необходимым как на уровне теории, так и на уровне практики нормотворчества и правоприменения. Поддерживающее и в целом развивающее идею терпимости право России в данный момент нуждается в появлении целенаправленного, специального правового режима толерантности, предпосылки которого в настоящий момент уже созданы.
Литература
1. Декларация принципов толерантности URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/ toleranc.shtml (дата обращения: 20.02.2014).
2. О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О реализации государственной политики по профилактике экстремизма и развитию российского казачества в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2014-2020 годы» : постановление Правительства ХМАО - Югры от 9 октября 2013 г. № 429-п // Собр. законодательства ХМАО - Югры 15 окт. 2013 г. № 10.
Филиппова НА. Представительство коренных народов в парламенте и вне парламента:
Россия и зарубежный опыт
3. О противодействии экстремистской деятельности : федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. URL: http://www.rg.ru/2002/07/30/extremizm-dok.html (дата обращения: 21.02.2014) .
4. О свободе совести и о религиозных объединениях (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) : федер. закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О языках народов Российской Федерации : закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 (ред. от 02.07.2013) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148830/ (дата обращения: 20.02.2014).
6. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Об утверждении целевой программы «Профилактика экстремизма, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, укрепление толерантности в ХМАО - Югре на 2011-2015 годы» : постановление Правительства ХМАО - Югры от 23 декабря 2010 г. № 367-п. URL: http://www. ad-mhmao.ru/wps/portal/hmao/dokumenty/targetp/doc (дата обращения: 21.02.2014).
8. Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 30.09.2013). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_152528 (дата обращения: 20.02.2014).