Научная статья на тему 'Толерантность - как нравственное качество'

Толерантность - как нравственное качество Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
680
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ПОНИМАНИЕ / НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ / САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / TOLERANCE / MORAL UNDERSTANDING / INVIOLABILITY / SELF-ESTEEM OF THE INDIVIDUAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жабборова Ойша Искандаровна

В статье дается социально-философский анализ понятия толерантности. Уделяется особое внимание международным правовым актам по вышеуказанным проблемам. Анализируются и обсуждаются функции толерантности. Автор учитывает, что идеи толерантности развития общества, межнационального и межконфессионального согласия являются той надежной основой, на которой строится духовно-культурное наследие наших народов и всего человечества. В статье на основе культурно-духовного наследия Узбекистана рассмотрены вопросы воспитания молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Толерантность - как нравственное качество»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ТОЛЕРАНТНОСТЬ - КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО Жабборова О.И. Email: Jabborova1153@scientifictext.ru

Жабборова Ойша Искандаровна - кандидат биологических наук, доцент, кафедра медицинской биологии и гистологии, Бухарский государственный медицинский институт, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье дается социально-философский анализ понятия толерантности. Уделяется особое внимание международным правовым актам по вышеуказанным проблемам. Анализируются и обсуждаются функции толерантности. Автор учитывает, что идеи толерантности развития общества, межнационального и межконфессионального согласия являются той надежной основой, на которой строится духовно-культурное наследие наших народов и всего человечества. В статье на основе культурно-духовного наследия Узбекистана рассмотрены вопросы воспитания молодого поколения.

Ключевые слова: толерантность, терпимость, нравственное понимание, неприкосновенность, самооценка личности.

TOLERANCE - AS MORAL QUALITY Jabborova O.I.

Jabborova Oysha Iskandarovna - Candidate of biological Sciences, Associate Professor,

MEDICAL BIOLOGY AND HISTOLOGY DEPARTMENT, BUKHARA STATE MEDICAL INSTITUTE, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article gives a socio-philosophical analysis of the concept of tolerance. Special attention is paid to international legal acts on the above mentioned problems. The functions of tolerance are analyzed and discussed.

The author considers that ideas of tolerance of development of society, interethnic and interfaith harmony are that reliable basis on which the spiritual and cultural heritage of our people and all mankind is under construction. The article is based on the cultural and spiritual heritage of Uzbekistan, the issues of education of the younger generation.

Keywords: tolerance, tolerance, moral understanding, inviolability, self-esteem of the individual.

УДК 37.013

DOI: 10.20861/2312-8267-2018-53-004

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин «толерантность» стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что содержание толерантности постоянно обогащается.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности, толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности» [2]. Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр. На русский язык с английского Декларация была переведена как «Декларация принципов терпимости». Но понятие «терпимость» не только не отражает полноты «толерантности», но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол «терпеть» имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения, никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, «толерантность»

толкуется в Декларации как «активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека».

Толерантность в научной литературе рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе - в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж. Локк в «Очерках о терпимости» и «Письмах о терпимости», П. Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга. Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский [3] предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, «толерантность как безразличие», предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана: религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения. Второй, «толерантность как невозможность взаимопонимания», ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. «Толерантность как снисхождение» подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И, наконец, «терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог» позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.

До конца XVIII века латинское слово йэ1егаийа переводилось на русский язык словом «терпеливость». Позднее для этого стало использоваться слово «терпимость», явно подразумевающее элемент снисходительности и отрицательную оценку явления или свойства человека, с которыми мирятся по необходимости или из милости. «Терпимый, что или кого терпят только по милосердию, снисхождению; терпимость - свойство, качество» [4].

Идеи толерантности развития общества, межнационального и межконфессионального согласия являются той надежной основой, на которой строится духовно-культурное наследие наших народов и всего человечества. Эта идея во все времена была ядром развития человеческой цивилизации, основой духовности и гуманизма. Ее роль особенно возрастает в XXI веке - веке глобализации. Сегодня наша республика - многонациональное государство, где мирно и в согласии проживают представители более 130 национальностей. Огромная роль в решении этой задачи принадлежит Конституции Республики Узбекистан, в которой, в ст. 8. записано: «Народ Узбекистана составляют граждане Республики Узбекистан независимо от национальности» [1]. Данная статья дает возможность нового прочтения понятия исторической Родины и восприятия Узбекистана многими национальными и этническими группами как собственной Отчизны, родного очага. Сегодня представители всех наций и народностей, проживающих в стране, пользуясь равными правами и широкими возможностями, предоставленными им Конституцией и законами независимого Узбекистана, живут в мире и согласии. Уверенные в завтрашнем дне они работают в самых разных отраслях экономики, науки и культуры, вносят свой посильный вклад в процветание Родины. При этом последовательное обращение к национальным традициям и ценностям,

93

совершенствование их в контексте демократических принципов дают положительные результаты в реформах, проводимых с учетом национальных интересов. Социально-политическая культура и духовное наследие нашего общества выступают важными факторами, с помощью которых современные ценности и принципы демократии доводятся до сознания людей, облегчая их восприятие и понимание. Разработка и осуществление государственных мер по формированию толерантности и профилактике экстремизма в стране являются комплексной задачей, требующей скоординированного взаимодействия органов государственной власти, общественных организаций, средств массовой информации, педагогов, ученых.

Воспитание - наиболее эффективное средство предупреждения нетерпимости, поэтому воспитание в духе толерантности следует сегодня рассматривать как первостепенную задачу.

Как подчеркивается в «Декларации принципов толерантности», воспитание в духе терпимости «следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями».

Список литературы /References

1. Конституция Республики Узбекистан. Т., 2014.

2. Декларация принципов толерантности. 16.11.1995.

3. Лекторский В. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. М., 1999.

4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. Т. IV.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.