Научная статья на тему 'Феноменологический анализ сущностных аспектов категории «Толерантность»'

Феноменологический анализ сущностных аспектов категории «Толерантность» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1935
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ЦЕННОСТИ / ПЛЮРАЛИЗМ / НЕНАСИЛИЕ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / TOLERANCE / VALUES / PLURALISM / NEGATION OF VIOLENCE / INTOLERANCE / PHENOMENOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Касьянова Евгения Ивановна

Толерантность рассматривается как одно из важнейших условий выживания и развития современной цивилизации, социального и духовно-нравственного прогресса. В статье анализируются различные научные подходы к категории «толерантность». Научная новизна статьи определяется недостаточной разработанностью философских аспектов толерантности, касающихся понимания человека, его идентичности; деятельностным подходом в исследовании толерантности, акцентированием ее творческодеятельностного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Phenomenological analysis of the main aspects of the category «tolerance»

Tolerance is regarded as one of the most important conditions of surviving and development of modern civilization, the condition of social and moral progress. The author examines different scientific approaches to the analysis of «tolerance». The scientific novelty of the article is defined by insufficient study of philosophical aspects of tolerance concerning the understanding of man, his identity, by approach to the tolerance research with an accent on its creative aspect.

Текст научной работы на тему «Феноменологический анализ сущностных аспектов категории «Толерантность»»

6. Непознанный мир веры. М.: Сретенский монастырь, 2002. 347 с.

7. Одинцов М. И. Вероисповедные реформы в России: идеи, политика, итоги (1985-1997) // Российское законодательство о свободе совести в 80-90-х гг. ХХ в.: теоретические споры, реформирование правовых основ, практическая реализация законодательных актов. М.: Институт религии и права, 1999. С. 3-40.

8. Толковая Библия. СПб., 1904-1913. Репринтное издание 1987 г.

УДК 316.647.6 ББК С 5

Е. И. Касьянова

Феноменологический анализ сущностных аспектов категории «толерантность»

Толерантность рассматривается как одно из важнейших условий выживания и развития современной цивилизации, социального и духовно-нравственного прогресса. В статье анализируются различные научные подходы к категории «толерантность». Научная новизна статьи определяется недостаточной разработанностью философских аспектов толерантности, касающихся понимания человека, его идентичности; деятельностным подходом в исследовании толерантности, акцентированием ее творческо-деятельностного характера.

Ключевые слова: толерантность, ценности, плюрализм, ненасилие, интолерант-ность, феноменологический анализ.

E. I. Kasyanova

Phenomenological analysis of the main aspects of the category «tolerance»

Tolerance is regarded as one of the most important conditions of surviving and development of modern civilization, the condition of social and moral progress. The author examines different scientific approaches to the analysis of «tolerance». The scientific novelty of the article is defined by insufficient study of philosophical aspects of tolerance concerning the understanding of man, his identity, by approach to the tolerance research with an accent on its creative aspect.

Keywords: tolerance, values, pluralism, negation ofviolence, intolerance, phenomenological analysis.

Проблема толерантности является предметом особого внимания в философии, психологии, педагогике, политологии, этнологии, этике, что отражает реакцию общественного сознания на процесс нарастания агрессивности на всех уровнях человеческого бытия и стремление преодолеть деструктивные тенденции в общественном развитии. По мнению В. А. Лекторского, данный феномен связан с «рядом принципиальных философских вопросов, касающихся понимания человека, его идентичности, возможностей и грани познания и взаимопонимания» [11, с. 46].

Тема толерантности в современной цивилизации лишь на первый взгляд кажется уже открытой, а некоторым представляется и решенной, как в отношении зарубежной, так и российской научной мысли. Однако это неверно. В 1965 г. Герберт Маркузе опубликовал в издательстве Barrington Moore свою книгу «Критика чистой толерантности», в которой подверг критике идею терпимости, толерантности. Терпимость, заявил Маркузе, репрессивна. Единственный путь изменения общества к лучшему -это политика абсолютной нетерпимости. «В связи с этим в западной литературе не

прекращаются оживленные дискуссии по этой проблеме», - пишут Л. М. Дробижева и М. Б. Хомяков [7].

В настоящее время появились научные исследования, посвященные философским аспектам проблемы толерантности (В. А. Балханов, Р. Р. Валитова, Б. В. Емельянов, В. М. Золотухин, Н. В. Круглова, В. А. Лекторский, Е. В. Магомедова, С. В. Скворцов, М. Б. Хомяков и др.). В них дается систематизированный обзор теоретических разработок данного понятия. Вместе с тем в современной научной литературе процесс толкования толерантности находится в стадии становления. «Толерантность» интерпретируется в самых разных контекстах, не исключая вариативности смыслов. Задача феноменологии - раскрытие смысла предмета, представленного разными мнениями, словами и оценками. Раскрывая сущность толерантности, в данной статье используем метод феноменологического анализа.

Недостаточная разработанность понятия толерантности в отечественной литературе является следствием того, что толерантность как условие социального взаимодействия становится в центр внимания российских ученых лишь после 1995 г., объявленного ООН Международным годом толерантности, и особенно после объявления в 1999 г. формирования толерантности как национальной стратегии содействия становлению гражданского общества в Российской Федерации.

Анализ основных подходов к принципу толерантности в современной науке показывает, что толерантность является неоднозначной, многоаспектной и чрезвычайно сложной философской категорией, в отношении которой нет определенной ясности среди исследователей. В связи с этим выделяют такие современные направления трактовок сущности толерантности, как рациональное, ценностное и субъективное.

Первичные интерпретации принципа толерантности, имеющие рациональные основания - в качестве признания убеждений и веры «другого» у Дж. Локка и разнообразия образов жизни в обществе у Дж. Ст. Милля, активно развивают современные англо-американские и отечествен-

ные исследователи. Так, традиционнолиберальное направление среди западных ученых в настоящее время связано с такими именами, как П. Николсон (делает попытку выхода за пределы рационального обоснования толерантности, указывая на теоретическую возможность понимания толерантности как самостоятельного блага), С. Мендус (определяет парадокс толерантности через трудность его осуществления индивидом) [14, с. 99-101]. А. Макинтайр подвергает сомнениям общеобязательную ценность толерантности в силу того, что в современной культуре не существует рациональной гарантии морального согласия [12, с. 11-15]. М. Уолцер описывает различные формы толерантности [18].

Рациональное обоснование толерантности активно используется и отечественными философами, их отличительной чертой является выявление особых качеств толерантности через ее структурные характеристики. Особый интерес представляет анализ толерантности через ситуацию конфликта, по А. В. Перцеву, который предлагает понимать толерантность не как цель, а как промежуточное состояние [15]. При таком рассмотрении толерантности акцент переносится с изучения толерантности как акта, на изучение толерантности как потенции для чего-либо. Особого внимания заслуживают теоретические обоснования различных форм толерантности через призму рациональности В. А. Лекторского [11, с. 284-293].

Однако применение только рационального подхода является недостаточным для выяснения сущности толерантности, поэтому обратимся к ценностному обоснованию толерантности. Так, А. Е. Сериков относит толерантность к сфере витальных ценностей индивида, связывая ее с фундаментальной потребностью в безопасности [16, с. 46-49]. В основу концептуальных разработок Уральского международного института общественных наук положена идея о том, что толерантность есть одна из основных универсальных ценностей современного общества, которая приобрела статус глобальной социокультурной проблемы, и ее роль в современности вырастает до значения правила обращения с универсальны-

ми ценностями вообще. Эта концепция в какой-то мере объединяет позиции рационального и ценностного подходов.

С точки зрения субъектного подхода, концептуальную ценность представляет теория французского персоналиста

Э. Мунье, который акцентирует внимание на внутренней мотивации человека быть толерантным в отношении к Другому [13, с. 70-72]. Этот подход находит свое отражение в работах А. В. Логинова, В. Е. Кемерова и Т. Х. Керимова, он позволяет реализовать идею различия [10, с. 24-27].

На наш взгляд, понятие толерантности настолько многослойное, что для его анализа могут быть применены и другие существующие подходы.

Прежде всего, для анализа толерантности в философском аспекте весьма продуктивным может быть использование такого подхода, как философия языка, в котором толерантность осознана и представлена в качестве языковой структуры. Ведь язык, как развивающаяся система, фиксирует изменения в понимании того или иного явления.

Остановимся на лингвистическом анализе слова «толерантность», который позволит выяснить толкование толерантности в разных культурах. В научную лексику термин «толерантность» был введен в середине XX в. английским иммунологом П. Б. Медаваром и изначально имел исключительно иммунологический смысл как «терпимость» иммунной системы организма к пересаженным инородным тканям. Позднее это понятие стало использоваться в других науках. Существует некое общее понимание самого слова «толерантность» в его наиболее краткой форме, отмеченное в Оксфордском словаре и определяемое как «готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь».

В современном словаре иностранных слов толерантность, производная от латинского слова tolerantia - терпение, определяется, во-первых, как способность организма переносить неблагоприятные воздействия какого-либо вещества или яда, во-вторых, как терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо. Интересный сравнительный анализ понимания данной категории

в разных языках предпринят авторами книги «На пути к толерантному сознанию» [4, с. 255].

Этимологически понятие толерантность происходит от латинского глагола tolerare (переносить, выдерживать, терпеть). «Терпимость» - существительное, связанное с глаголом tolerare - «нести», «держать», «сносить», «терпеть», «выносить». В более точном смысле, принимая во внимание этимологию этого слова, tolerare - именно выносить, переносить, сносить, поскольку этот термин является однокоренным к tollere -«поднимать». Тем самым в термине toleran-tia подчеркивается момент «выдержки», то есть «удержания» ситуации. При этом перевод и трактовка толерантности в разных культурах неоднозначны. Толерантность во французском языке это - «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском - быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность - «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение... расположенность к другим». В персидском - «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».

В английском языке наблюдается целая группа слов с корнем «toler». В результате лексического анализа имени существительного «tolerance» можно сделать выводы о том, что толерантность воспринимается как нечто необходимое, поощряемое и полезное для человека, имеющее вместе с тем границы своего проявления. Следует указать, что в английском языке появляется имя существительное «tolerationist», которое обозначает сторонника или проповедника толерантности. Оно указывает на самоограничение и терпение, которое проявляет верующий человек. Для европейцев и американцев быть толерантным - это значит пытаться увидеть и услышать чужие позиции и голоса, признать существование чужих мнений и уважать их.

Слово «толерантность» стало употребляться в русском языке недавно. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона не содержится сведений ни о существитель-

ном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре этих же издателей дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. Согласно «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова, «толерантность» - производное от французского tolerance, что означает «терпимый». Она трактуется как «качество, характеризующее отношение к другому человеку как к равнодостойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п. ); толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другими, признание и уважение его прав на отличие».

В семантике русского языка трактовка понятия «толерантность» является достаточно сложной и неоднозначной.

Во-первых, в русском языке отсутствует прямой эквивалент этого термина, поэтому в обыденном сознании это слово до сих пор остается семантически «пустым» и воспринимается как заимствованное с Запада. «Терпимость», как главный синоним «толерантности» в русском языке, по мнению исследователей, демонстрирует «страдательно-смирительные коннотации» определения этого понятия. Так, терпеть, по В. Далю, означает выносить, переносить, сносить, нуждаться, страдать, быть кротким, смиряться. В словаре С. Ожегова «терпимый» толкуется как «умеющий без вражды терпеливо относиться к чужому мнению». Словарь русского языка, определяющий «терпимость» как снисходительность к кому или чему-либо, способность мириться с кем-либо, чем-либо, также отражает пассивный характер данного термина [17].

Во-вторых, в связи с тем, что понятие толерантности появилось, а тем более укоренилось совсем недавно в русском коммуникативном сознании, концепт «толерантность» еще находится в процессе становления. Многие отечественные лингвисты, в отличие от философов, проводят грань между понятиями «толерантность» и «терпимость». С. Н. Игнатов при определении толерантности обращается к медицинскому значению этого слова, а при определении терпимости прослеживает взаимосвязь значения существительного терпимость со значением глагола терпеть, производным от которого оно является [8].

Сложность и неоднозначность трактовки толерантности в русском языке определяется традициями, историческим опытом нашей страны. Как отмечают ученые, акценты, присутствующие в различных определениях толерантности у разных народов, также показывают различие их культурных представлений, исторического опыта и т. д.

Между тем, по мнению исследователей, каждое определение толерантности у разных народов выражает ее сущность, а именно: «...уважение права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение его всем, в том числе и самому себе» [6, с. 250].

Для исследования сущности толерантности необходимо проанализировать понятия, близкие по значению к исследуемому объекту: компромисс, миролюбие, договоренность, плюрализм, терпение, терпимость, ненасилие, а также противоположные по значению - нетерпимость, враждебность, конфликтность. Соотношение этих понятий представлено в следующей таблице.

Таблица

«толерантность» в системе близких по содержанию понятий

В словаре С. И. Ожегова компромисс определяется как соглашение на основе взаимных уступок. Его можно рассматривать как первый шаг на пути примирения и установления дружеских открытых взаимоотношений. Поиски компромисса ведут к открытости соперничающих сторон, а открытость представляет необходимое условие толерантности.

бб

Миролюбие Миролюбие в словаре С. И. Ожегова трактуется как «стремление к сохранению мира, мирных отношений». Если целью миролюбия является только достижение мира, то толерантность предполагает еще и взаимообогащение взаимодействующих сторон, дополнение, продление собственного опыта с помощью опыта другой оппонирующей стороны, обмен идеями и ценностями

Договорен- ность «Договоренность» определяют примерно одинаково как соглашение, согласованность на основе предварительных переговоров. Способность договориться можно рассматривать как одну из составляющих толерантности

Плюрализм Плюрализм определяется как философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Если плюрализм допускает высказывание и существование различных мнений, идей, ценностей, то толерантность не всеядна и исключает (не оправдывает) человеконенавистнические представления и поступки

Терпимость Толерантность включает в себя терпимость, но не ограничивается ею. Толерантность - это не пассивное принятие, а активный поиск точек соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное

Ненасилие Это отказ от насилия как способа разрешения общественных конфликтов, борьбы за социальную справедливость. Оно не означает отказ от самой борьбы за социальную справедливость, не тождественно покорности. В современной литературе понятие разработано А. А. Гусейновым. Идея ненасилия как жизненная программа была выдвинута Л. Н. Толстым. Она была реализована в национально-освободительной борьбе индийского народа под руководством М. Ганди. Ненасилие и толерантность есть особый, этически насыщенный тип общественной связи, в основе которой лежат ценности добра, любви и справедливости

Толерантность Наиболее полно современное понимание сущности толерантности изложено в «Декларации принципов толерантности», принятой в 1995 году ООН [5, с. 12]. В ней выделены основные компоненты толерантности - это признание, принятие, понимание, отказ от доминирования и насилия, уважительное отношение к другому в сочетании с установкой на диалогичное взаимодействие с ним. «Отношение к другому» можно рассматривать как фундаментальное, системообразующее понятия толерантности. Толерантность предполагает признание многообразия человеческой культуры, норм, верований, обычаев, традиций, мировоззренческих позиций; допущение, позволение этого многообразия. Толерантность непременно должна предусматривать отказ от намерения изменить другого согласно собственным представлениям о должном, от вторжения в его ценностную систему

Таким образом, анализ показывает, что толерантность - это достаточно сложный термин, объемная и разноплановая категория, обусловленная целым рядом нюансов.

Для того чтобы полнее раскрыть понятие «толерантность», рассмотрим его через свою противоположность, выражаясь гегелевским языком, через «свое иное», т. е. понятие «интолерантность», или «нетерпимость». Под интолерантностью мы понимаем негативное, враждебное отношение к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам или к отдельным представителям данных групп. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он отличается. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказыва-

ет в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей.

Исследованию чувства враждебности, по сути своей противоположного толерантности, посвящены работы О. Шемякиной, Г. Л. Бардиер. Последняя в статье «Толерантность как социальное представление и этическая норма» выделяет разные виды интолерантности [1, с. 109-118]. В случае толерантности наш способ реагирования на различия - принятие, понимание, уважение различий, в случае интолерантно-сти - их неприятие (отвержение), непонимание (к которому обычно добавляется негативная стереотипизация), неуважение (действия, направленные на превосходство

одной из сторон). В целом интолерантный способ реагирования на различия связан с превосходством интересов, свойств одного из акторов взаимодействия и угрозой интересам другого.

Для выяснения сущности толерантности необходимо обратиться к ксеноло-гическому подходу. Он основан на различном отношении субъекта толерантности к иному, чужому. Эволюционное развитие человека тесно связано с процессом формирования человеческой общности. Образование социально-психологической общности «мы» протекало в ходе совместной материальной деятельности и общения индивидов и стимулировалось необходимостью противостоять в борьбе за существование другим общностям. Став частицей некоторого «мы» (групповая идентификация), заняв определенную социальную нишу, человек получает конкретные права и обязанности, усваивает нормы и традиции общности, с которой он себя идентифицирует. В данном случае срабатывают механизмы подражания, внушения, вырабатывается положительное эмоциональное отношение к тем взглядам и представлениям, которые человек усваивает в течение жизни в рамках этого «мы» и осознает себя как «свой». Вышеперечисленные факторы являются причиной инерционности человеческого сознания и затрудняют усвоение нового, провоцируют негативизм в отношении его, интолерант-ность. На уровне межгруппового общения это проявляется в предвзятости социального сравнения, дискриминации (недооценка «их» и переоценка «нас»).

В отечественной науке выделяется несколько типов отношения к иному: 1) активное осуждение, требование применения к иному репрессивных мер; 2) требование непримиримой идейной борьбы, разоблачений, общественного запрета чуждого, но без применения репрессивных мер; 3) безразличное отношение к иному; 4) неприятие чуждого, но уважительное отношение к нему; 5) практическое уважение к чуждому, борьба за то, чтобы оно не отторгалось, имело право быть представленным в обществе, в этом понимании не происходит отказа от ценностных представлений и не возникает необходимости прочувствовать другого, вжиться в его позицию; 6) толерантность

как расширение собственного опыта и критический диалог, как уважение к чужой позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение позиций в результате критического диалога [11, с. 46-54].

Понимание сущности толерантности может быть весьма неоднозначным, так как данный феномен можно рассматривать и на рационально-логическом, и на эмоционально-чувственном уровнях. Толерантность - это не столько рациональное отношение к миру, сколько синтез разума и чувств.

Связь толерантности с позицией плюрализма рассматривается в исследованиях современных ученых В. М. Золотухина, В.А Лекторского, В. А. Тишкова, В. В. Ша-лина. Признание неизбежности и плюрализма взглядов, а значит, требование толерантности к инакомыслию - является отличительным принципом плюралистической культуры. Культура толерантности на современном этапе имеет дело с вызовом плюрализма. Основой толерантного отношения к частным интересам и мнениям, к группам и индивидам, их выражающим, становится признание неустранимости из общественной жизни инаковости. Цивилизационная парадигма представляет различие как общественное благо, заслуживающее одобрения. Лишь взаимодействие различий дает осмысление общего блага и обогащает собственное видение проблемы всеми участниками этого процесса.

Гносеологический подход к изучению феномена толерантности предполагает использование богатого потенциала теории познания для уяснения самой сути толерантности. А. С. Капто, применяющий данный подход в своих исследованиях, отмечает, что на содержание понятия влияют исторические и политические традиции, культурное своеобразие, современное состояние социума [9].

Исследуя содержание понятия толерантности в рамках данного подхода, можно соотнести его с другими понятиями, в частности, ненасилием. Толерантность по своему содержанию значительно шире ненасилия. Задачей толерантности становится не просто преодоление конфликта, а его предотвращение путем создания в общественном и индивидуальном сознании

установки на сотрудничество при взаимном уважении, учете интересов максимального числа сторон взаимодействия. Толерантность обязательно включает в себя преодоление безразличия, нежелания идти на контакт, преодоление снисхождения по отношению к собеседнику, который, в отличие от нас самих, младше по возрасту, менее образован либо менее опытен. В дополнение к этому, толерантность непременно должна предполагать отказ от намерения изменить другого согласно собственным представлениям о должном, от вторжения в его ценностную систему, что лежит в плоскости вопроса о межличностных отношениях как взаимодействии субъектов.

Эпистемический аспект заключается в несовершенности собственных взглядов, ограниченности знаний, толерантность в этом аспекте проявляется как допущение возможности иного, признание за другим права на обладание истиной. Философия толерантности допускает множественность истин, которая соответствует множественности жизневоззрений в обществе. Важным моментом в понимании толерантности является то, что Р. Р. Валитова обозначает как «отказ от привилегии первого лица» [3, с. 37]. Из ее общей концепции исследования данного феномена становится понятно, что в данном случае имеется в виду отношение индивида к истине и его убеждение в обладании ею. Интолерантность во всех случаях связана с безоговорочной верой в ошибочность суждений «другого» и истинность суждений собственных. Толерантная личность никогда в своих рассуждениях не претендует на обладание абсолютной истиной.

В современном обществе изменяется как содержание, так и роль понятия толерантности. Исследователи отмечают, что сегодня уже нельзя смешивать толерантность с «терпением» или «терпимостью» как вынужденным допущением бытия Другого.

Толерантность предполагает заинтересованное отношение к Другому, желание прочувствовать его «инаковость», которое побуждает к работе разум уже потому, что мироощущение Другого иное, отличное от собственного. Такое понимание способствует расширению собственного опыта. Толерантные отношения - это равенство статусов, признаваемое взаимодействующими

субъектами. В то же время, как показывает рационально-логический анализ - это не только принятие, но и отрицание Другого. Иными словами, толерантность - диалектика принятия и отрицания.

Прекратила свое существование и связь Ыетапйа с раЫепНа как пассивность и страдание, характерная для Средних веков. В современном обществе толерантность может функционировать именно как активное отношение к Другому, что подразумевает сознательное признание прав и свобод Другого, как вне зависимости от его этнических, религиозных или гендерных характеристик, так и безотносительно к его силе или слабости.

На наш взгляд, толерантность не пассивна, она активна. Она не означает отказ от собственных взглядов и убеждений. Активная толерантность означает духовную открытость, признание толерирующей позиции в будущем. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков. Содержательная сторона термина постоянно актуализируется, пополняется, затрагивая всё новые аспекты человеческих взаимоотношений.

Вышеизложенные теоретические положения позволяют уточнить исходное понятие толерантности. На наш взгляд, толерантность - как собственно социальнофилософское понятие - это принцип терпимости одного социального субъекта к социальным, политическим, этническим, конфессиональным и иным особенностям другого социального субъекта, т. е. признание мировоззренческого, религиозного, социально-политического, культурного, национального и этического плюрализма. Он предполагает деятельность, взаимодействие на основе равенства социальных партнеров, открытость социальному опыту другого, сохранение индивидуального своеобразия каждого из них и достижение согласия без ущемления их индивидуальных интересов на основе диалога и ненасилия, преимущественно методами разъяснения и убеждения.

Толерантность необходима в определенных ситуациях, которые характеризуются угрозой социальной идентичности, столкновением несовместимых интересов, потребностей, ценностей, то есть являют-

ся конфликтными по своей природе. Следовательно, толерантность по своей сути означает, что противоречие (антагонизм), непринятие, отрицание и негативные эмоции преобразуются в уважение, принятие, понимание.

Сущность толерантности не может быть сведена преимущественно к терпимости. Развивая деятельностный подход в исследовании толерантности, необходимо выделить ее творческо-деятельностный характер. Она представляет собой «креатосферу -сферу со-творчества Человека...» [2, с. 23]. Она предполагает открытый диалог субъектов и их субъект-субъектные отношения, основанные на равноправии, уважении, полифонировании, они реализуются в толерантной деятельности. Как показали теоретики субъект-субъектных отношений (от М. Бахтина до Г. Батищева): «.Творчество есть непосредственно, в своей субстанции и своем процессировании как деятельности общественное отношение, а именно: диалог [многих] субъектов» [3, с. 28]. Отличительной

особенностью такого диалога является то, что человек рассматривает любую окружающую его реальность (природу, других людей) как ценность. В этом диалоге как со-творчестве, преодолении возникших противоречий уникальных, неповторимых личностей, рождается толерантность, товарищество и солидарность, дружба и любовь.

Таким образом, теоретический анализ сущности понятия «толерантность» позволяет сделать следующие выводы: по происхождению толерантность - категория социальная (возникает и проявляется в процессе взаимодействия человека с социумом, с человеком); толерантность фиксирует особый (ненасильственный) тип взаимоотношений человека с социумом; характерной чертой феномена является устойчивость проявлений; толерантность проявляется на двух уровнях: на уровне сознания в виде установки личности, на уровне поведения как сознательное действие или поступок, как со-творчество.

Список литературы

1. Бардиер Г. Л. Толерантность как социальное представление и этическая норма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. 2005. Вып. 4. С. 109-118.

2. Бузгалин А. В. Диалектика: реактуализация в мире глобальных трансформаций // Вопросы философии. 2009. № 5. С. 20-35.

3. Валитова Р. Р. Толерантность: порок или добродетель // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1996. № 1. С. 33-37.

4. Глебкин В. В. На пути к толерантному сознанию / отв. ред. А. Г. Асмолов. М.: Смысл, 2000.

255 с.

5. Декларация принципов толерантности: Двадцать восьмая сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО (25 октября-16 ноября 1995). Париж: Грааль, 1995 г. 16 с.

6. Демократия: конфликтность и толерантность / под ред. В. С. Рахманина. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2002. 402 с.

7. Дробижева Л. М. , Хомяков М. Б. Новые подходы в изучении и преподавании идей толерантности как результат реализации программы Уральского МИОН. URL: http://83.229.148.5/display_ апа^^йет?ід 000100000297 (дата обращения: 05.04.2010).

8. Игнатов С. Н. Толерантная и безопасная образовательная среда как актуальная научнопедагогическая проблема. URL: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/2005_1/03ignatov. Ыт (дата обращения: 18.05.2010).

9. Капто А. С. Энциклопедия Мира. М.: Книга и бизнес, 2002. 544 с.

10. Керимов Т. Х. Проблемы толерантности и социальная гетерология // Толерантность и политсубъектная социальность. Екатеринбург, 2001. С. 24-27.

11. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.

12. Макинтайр А. После добродетели / пер. с англ. В. В. Целищева. М.: Академ. проект «Деловая кн.», 2000. С. 11-15.

13. Мунье Э. Персоналистская и общностная революция // Манифест персонализма. М., 1999. С. 70-72.

14. Николсон П. Толерантность как моральный идеал // Толерантность. Вестник Уральского межрегионального института общественных отношений. 2002. № 1. С. 99-101.

15. Перцев А. В. Ментальная толерантность. и^: http://virlib. eunnet.het/vestimion [01-02] 004.htm (дата обращения: 22.04.2010).

16. Сериков А. Е. Событийность социальной реальности и толерантность // Социальная гетерология и проблема толерантности: материалы круглого стола. Екатеринбург, 2003. С. 46-49.

17. Словарь современного русского литературного языка: в 20 т. М., Л.: Наука, 1963. Т. 15. 1286 с.

18. Уолцер М. О терпимости // пер. с англ. М.: Идея-Пресс. Дом интеллектуальной книги, 2000. 160 с.

УДК 301.085: 378 ББК С 55.55

И. И. Катанаев, М. Б. Лига, И. А. Щеткина

Удовлетворенность студентов качеством образовательных услуг, предоставляемых Забайкальским государственным гуманитарно-педагогическим университетом им. Н. Г. Чернышевского (по результатам социологического исследования)

В настоящее время актуальной становится оценка качества услуг, предоставляемых высшими учебными заведениями со стороны потребителей. Актуальность решения данной задачи обусловлена как объективными, так и субъективными причинами. Сегодня именно в расчете на потребителя образовательная организация должна определять цель своей деятельности и ставить задачи для ее достижения.

Ключевые слова: услуга, качество услуг, образовательная услуга, потребители, удовлетворенность потребителей.

I.I. Katanaev, Ы. Б. Liga, I. А. Shetkina

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The students' satisfaction by the educational service quality provided by ZABSHPU named after N. G. Chernishevsky (according to sociological investigation)

The article points the quality service rating providing by the Institutes of Higher Education from the consumers' views. The vivid actuality of solving this problem depends on the objective and subjective reasons. Today according to the consumers' needs the educational organization must define the aim of its activity and put the tasks to reach it.

Keywords: service, service quality, educational service, consumers, the consumers' satisfaction.

В соответствии с международными стандартами ИСО 9000:2000 фундаментальным принципом построения эффективной и результативной системы управления в организации, в том числе и вузе, является ориентация на потребителя. Первый из восьми принципов менеджмента качества гласит: «организации зависят от своих потребите-

лей, и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания» [1].

Рост конкуренции в сфере образования, изменяющиеся требования со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг, подписание Россией Болон-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.