Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ / СКАЗКОТЕРАПИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / SOUND RECORDING / INTELLECTUAL VIOLATION / FAIRY TALE THERAPY / CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лядущенкова Е.Г.

В данной статье рассматривается проблема коррекции звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта. Проанализирована методическая литература и описано экспериментальное исследование по обследованию и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением интеллекта методом сказкотерапии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SOUND PRODUCTION IN CHILDREN BY THE METHOD OF SKASHOTHERAPY

This article deals with the problem of correcting sound reproduction in children with intellectual disabilities. The methodical literature has been analyzed and an experimental study has been described on the examination and formation of the pronunciation side of speech in children with intellectual disability using the method of fairy-tale therapy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЕТОДОМ СКАЗКОТЕРАПИИ»

УДК 376.356

Лядущенкова Е.Г. студент магистратуры 2 курса заочного обучения кафедра специальной педагогики и психологии

СмолГУ Россия, г. Смоленск ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ МЕТОДОМ

СКАЗКОТЕРАПИИ

Аннотация: В данной статье рассматривается проблема коррекции звукопроизношения у детей с нарушением интеллекта. Проанализирована методическая литература и описано экспериментальное исследование по обследованию и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушением интеллекта методом сказкотерапии.

Ключевые слова: звукопроизношение, интеллектуальное нарушение, сказкотерапия, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Lyadushchenkova E. G. Completed master's student of 1course of distance learning Department of Special Pedagogy and Psychology of SmolGU

Russia, Smolensk

FORMATION OF SOUND PRODUCTION IN CHILDREN BY THE METHOD OF SKASHOTHERAPY

Abstract: This article deals with the problem of correcting sound reproduction in children with intellectual disabilities. The methodical literature has been analyzed and an experimental study has been described on the examination and formation of the pronunciation side of speech in children with intellectual disability using the method of fairy-tale therapy.

Key words: sound recording, intellectual violation, fairy tale therapy, children with disabilities.

В связи с усложнением характера речевой патологии, появлению большего количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдается нарушения общей и мелкой моторики, грубое недоразвитие высших психических функций, отклонения в эмоционально -волевой сфере. Если эти нарушения не будут скоррегированны в детском возрасте, то в дальнейшем могут возникнуть трудности в коммуникации, в процессе обучения. Это должно подтолкнуть педагогов к поиску новых методов и средств коррекционной работы.

Важно отметить, что коррекционная работа будет эффективней, если нарушение будет минимальное. В случае сложной структуры дефекта, то есть при наличии у одного ребенка нескольких анализаторных систем или психических расстройств, динамика коррекционной работы будет протекать медленно [1, с. 255].

Нарушение интеллекта может входить в структуру сложного дефекта,

например, сочетаться с тугоухостью, что влечёт за собой усугубление речевых дефектов.

При работе со слабослышащими детьми с нарушениями интеллекта трудно добиться быстрой динамики при обучении, в то же время ребенок с сохранным интеллектом достигает высоких результатов при обучении. У детей с нарушением слуха может быть различная форма умственной отсталости. Дети с неосложненной формой олигофрении имеют благоприятный прогноз, очень часто вполне социально реабилитированы. У детей с заболеваниями как шизофрения, эпилепсия и др., приводящими к прогрессированию умственной отсталости, прогноз отрицательный как в обучении, так и жизни в целом [1, с. 253].

Важность проблемы речевых нарушений и их коррекции у детей со сложной структурой дефекта определяется в первую очередь когнитивной функцией речи, взаимосвязи речевых и познавательных процессов.

Умственно отсталые слабослышащие дети имеют своеобразие и отставание в развитии еще большее, чем умственно отсталые с нормальным слухом. К началу школьного обучения у слабослышащих умственно отсталых детей имеются трудности в координации движений собственного тела, в точных движениях рук и ног, в фиксировании взгляда и внимания на определенных предметах. Дети с трудом выполняют простые действия с предметами по точному подражанию действиям взрослого. Их собственная предметно-практическая деятельность весьма элементарна. Наблюдается заметное отставание и своеобразие в развитии всех познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы даже по сравнению с умственно отсталыми, имеющими сохранный слух, тем более по сравнению с детьми, имеющими только нарушение слуха [2].

В литературе отечественных и зарубежных учёных, посвященных проблеме умственная отсталость, представлены данные о том, что у таких обучающихся нет резких аномалий органов речевого аппарата, но речевое развитие таких детей отстает от сверстников. 40% умственно отсталых детей в степени дебильности по данным ученых (Кассель, Шлезингер и М. Зееман) начинают говорить только после трёх лет [3, с. 511].

Практика речевосприятия и речепроизводства у детей с нарушением интеллекта занимает примерно 3-4 года на момент поступления данной категории детей в школу.

В связи с поздними сроками овладения речью детьми и слабой речевой активностью, «слабостью замыкательной функции коры, медленной выработкой новых дифференцировочных связей во всех анализаторах» (С.Я.Рубинштейн) [4, с. 98] у детей с нарушением интеллекта недостатки звукопроизношения встречаются довольно часто. У таких детей наблюдается:

1.Преобладание искажений над заменами.

2.Большинство замен.

3. Большая распространённость искажений и замен.

Неумение ребёнка правильно произносить звуки может быть следствием моторного или сенсорного нарушения центрального или периферического характера.

Для более эффективной коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей с нарушением слуха и интеллекта нами была предпринята попытка использования приемов арт-терапии, а именно сказкотерапия.

В связи с этим нами был проведен эксперимент, направленный на формирование звукопроизношения у слабослышащих обучающихся с нарушениями интеллекта методом сказкотерапии.

Первая часть эксперимента состоит из проверки звукопроизношения. Базой эксперимента является ОГБОУ «Центр образования для лиц с особыми образовательными потребностями г. Смоленска». Нами было обследовано 11 детей 1,2,3,5 классов, обучающихся по вспомогательной программе.

В качестве методик обследования звукопроизношения у детей со сложной структурой дефекта мы использовали методику Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной 1,2 классов, для 3 и 5 классов использовалась методика М.Ф. Фомичевой, Е.П Кузьмичевой, Н.Ф. Слезиной [5, с. 35].

Такое разграничение обусловлено тем, что дети с первого по третий класс имеют низкий уровень речевого развития (некоторые обучающиеся не пользуются связной речью; речь детей не соответствует возрастной норме, фраза аграмматична, строение слово искажено), вследствие этого звуковая сторона устной речи у данной категории детей будет иметь ярко выраженный дефект, а методика Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной направлена на усложнения материала в зависимости от программных требований по обучению произношению детей с нарушением слуха. Для первого класса мы использовали речевой материал предлагаемы в подготовительном классе в первой четверти. Во втором классе речевой материал рассчитанный на обучающихся подготовительного класса во второй четверти и третьей.

Методика проверки произношения по М.Ф. Фомичевой, Е.П Кузьмичевой, Н.Ф. Слезиной ориентирована на чтение слов, насыщенных проверяемым звуком в независимости от программных требований.

При обработке результатов наивысшую оценку получают дети, у которых по параметру «общее впечатление о речи» наблюдается внятность речи, соблюдение орфоэпических правил, словесное ударение. По параметру «голос» - нормальный; по параметру «слова» - слитность произношения без призвуков. По параметру «звуки» - негрубое нарушение звукопроизношения. По параметру «дыхание» - нормальное речевое дыхание.

По результатам обследования мы выявили, что у половины обследуемых не сформирован речевой выдох, который необходим для правильного произношения звуков. 4 ребёнка не используют речь. Для таких детей необходимо больше времени для запуска речи и формирования у них правильного произношения. У 4 обучающихся отмечается тихий голос, что

свидетельствует о неразборчивости речи. У обучающихся 1 и 2 класса отсутствуют йотированные гласные. Сложные по своей артикуляции, гласные дети заменяют и искажают.

При проверке произношения согласных звуков обучающихся 1,2 классов было определено, что у большинства детей наблюдаются серьёзные дефекты звукопроизношения. Большинство звуков у них отсутствуют. У одного ребёнка (обучающегося 2 класса с коллинеарным имплантом) наблюдается относительно большое количество произносимых звуков, несмотря на это в речи ребенка отмечаются искажения звуков, замены по твердости-мягкости, глухости-звонкости.

Перейдем к анализу звукопроизношения у обучающихся 3,5 классов. У всех детей присутствуют в речи звуки лёгкие по своей артикуляции, такие как А,О,У. Звук Ы, вызывающий сложности у детей с нарушением слуха присутствует только у 2-х испытуемых. Йотированные гласные вызывают большую сложность у детей 5 класса, чем у обучающихся 3 класса. У большинства детей наблюдаются отсутствия согласных твердых звуков сложных по своим артикуляционным признакам. В ходе обследования были выявлены искажения некоторых звуков. У обучающихся наблюдается относительно большое количество произносимых звуков.

Можно сделать вывод о том, что у обучающихся наблюдается небольшое количество правильно произносимых звуков, как гласных, так и согласных. В большинстве случаев присутствует наличие мягкой пары согласного звука при отсутствии твёрдой. У детей возникают сложности при произнесении йотированных гласных. Это может быть вызвано быстрой переключаемостью с одного звук на другой.

Перейдем ко второй части эксперимента, целью которого является формирование произношения у обучающихся с интеллектуальными нарушениями и снижением слуха. Данный эксперимент состоял из нескольких частей:

4. Чтение сказок. Данный этап проводился на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи и входил в состав формирования речевого слуха.

5. Коррекционные занятия с включением прочитанной сказки (постановка звука, автоматизация звука, дифференциация звука). Данный этап также проводился на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи и входил в состав формирования произносительной стороны речи.

6. Театрализация сказки проводилась на фронтальных занятиях, внеклассных мероприятиях.

Обобщая всё выше изложенное можно сделать вывод о том, что у обучающихся 1,2,3,5 классов с нарушением интеллекта присутствуют серьёзные дефекты звукопроизношения. Некоторые дети не используют речь. А у детей, которые используют речь, отмечаются грубые нарушения звукопроизношения. Для более эффективной коррекционной работы по

формированию правильного звукопроизношения необходимо использовать новые методы и приёмы, которые направлены на развитие речи, высших психических функций, стабилизацию психического состояния, которая необходима детям с нарушением интеллекта для их полноценного развития.

Использованные источники:

1. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога. -2-е изд. Ростов н/д: Феникс, 2007. - 486с.

2. Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5355

3. Логопедия: Учебник; [под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской]. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

4. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике.— М.: Апрель Пресс: Психотерапия, 2010 .— 159 с.

5. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Организация работы по технике речи в школе глухих (планирование) - Методические рекомендации. — М.: Просвещение, 1967. — 55 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.