Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / НАРУШЕНИЕ СЛУХА / ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE / HEARING IMPAIRMENT / PRONUNCIATION SIDE OF SPEECH / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Ася Сергеевна, Рукавицин Максим Сергеевич

В данной статье рассмотрены нарушения произносительной стороны речи у младших школьников с патологией слухового анализатора. Конечной целью работы сурдопедагога является формирование у детей данной группы умения поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации, обеспечивающее их полноценную социализацию. Основное содержание статьи составляет описание организации и анализ результатов исследования использования электронных образовательных ресурсов при формировании произносительной стороны речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Важнейшим фактором теоретической значимости и практической ценности исследования можно считать возможность повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования произношения слабослышащих младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анохина Ася Сергеевна, Рукавицин Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PRONUNCIATION SIDE OF SPEECH OF HEARING IMPAIRED CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

This article discusses the impairments of sound pronunciation skills in younger schoolchildren with pathology of the auditory analyzer. The ultimate goal of the teacher's work is to develop in children of this group the ability to maintain productive interaction in the communication process, ensuring their full socialization. The main content of the article is a description of the organization and analysis of the results of the study of the use of electronic educational resources in the formation of the pronunciation side of speech of children of primary school age with hearing impairment. The most important factor in the theoretical significance and practical value of the research can be considered the possibility of increasing the effectiveness of correctional work in the process of forming the pronunciation of hearing impaired primary schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Педагогика

УДК 376.3

кандидат биологических наук Анохина Ася Сергеевна

Новокузнецкий институт (филиал)

Кемеровского государственного университета (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Рукавицин Максим Сергеевич

Московский государственный областной университет (г. Мытищи)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье рассмотрены нарушения произносительной стороны речи у младших школьников с патологией слухового анализатора. Конечной целью работы сурдопедагога является формирование у детей данной группы умения поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации, обеспечивающее их полноценную социализацию. Основное содержание статьи составляет описание организации и анализ результатов исследования использования электронных образовательных ресурсов при формировании произносительной стороны речи детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Важнейшим фактором теоретической значимости и практической ценности исследования можно считать возможность повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования произношения слабослышащих младших школьников.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, нарушение слуха, произносительная сторона речи, электронные образовательные ресурсы.

Annotation. This article discusses the impairments of sound pronunciation skills in younger schoolchildren with pathology of the auditory analyzer. The ultimate goal of the teacher's work is to develop in children of this group the ability to maintain productive interaction in the communication process, ensuring their full socialization. The main content of the article is a description of the organization and analysis of the results of the study of the use of electronic educational resources in the formation of the pronunciation side of speech of children of primary school age with hearing impairment. The most important factor in the theoretical significance and practical value of the research can be considered the possibility of increasing the effectiveness of correctional work in the process of forming the pronunciation of hearing impaired primary schoolchildren.

Keywords: children of primary school age, hearing impairment, pronunciation side of speech, electronic educational resources.

Введение. Развитие устной речи у ребенка с нарушением слуха - это длительный и сложный процесс, включающий речепорождение и речеобразование. Речепорождение зависит от развития мышления, лексической и грамматической системы родного языка, расширения представлений об окружающем мире. Речеобразование связано с произношением звуков, соответствующих фонетическим и просодическим элементам языка, что позволяет окружающим воспринимать эти звуки как определенные слова, предложения и правильно их интерпретировать [3]. Решением проблемы нарушения формирования произносительной стороны речи у детей с нарушенным слухом занимаются специалисты разных профилей. Речь слабослышащих детей отличается неразборчивостью для окружающих, что препятствует полноценной социализации. Именно поэтому, приоритетным направлением педагогической реабилитации детей данной категории является развитие способности к коммуницированию, а также повседневной самостоятельной активности [14]. Для решения этой задачи могут использоваться электронные образовательные ресурсы (ЭОР), направленные на формирование произносительной стороны речи у детей изучаемой группы.

Изложение основного материала статьи. Формирование устной речи у детей с нарушенным слухом -одна из наиболее сложных задач сурдопедагогики. В системе общей работы по развитию устной речи у детей с нарушенным слухом такие исследователи, как И.В. Королева [4], Э.И. Леонгард [6], Ф.Ф. Pay, Н.Ф. Слезина [10], Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская [8], выделяют работу по формированию произносительной стороны речи. Формирование произносительной стороны речи основано на развитии физиологической базы речеобразования - голосообразования (речевого дыхания, произвольного управления громкостью, высотой, длительностью фонации) и движений органов артикуляции (подвижность, переключаемость, произвольный контроль движений органов артикуляции). Важной частью этой работы является также формирование у ребенка слухового контроля голоса, звукопроизношения, развитие фонематического слуха и интонационных характеристик речи. Последние определяются изменениями уровня голоса, частоты основного тона голоса в потоке речи, а также относительной длительностью гласных в слове или слов в предложении. Интонационные характеристики относят к просодическим характеристикам речи, которые передают лингвистическую информацию, важную для точного понимания высказывания, - интонацию предложения, смысловое ударение, а также положение ударного слога в слове. Опираясь на методические разработки указанных авторов, представим компонентный состав произносительной стороны речи: речевое дыхание, произвольный контроль голоса, звукопроизношение, просодические характеристики речи.

У слабослышащих детей есть нарушения звукопроизношения (искаженное произношение отдельных звуков или их отсутствие; недостаточная автоматизация произнесения звуков в слитной речи) и голоса, обусловленные несформированностью или неправильным формированием движений речеобразующих органов. Для них также характерны различные нарушения интонационно-ритмической структуры речи и голосового контроля (тихий, сдавленный голос, высокий фальцетный голос, назальный оттенок голоса, напряженная и монотонная речь, неправильная интонация и ударение). Эти нарушения затрудняют восприятие речи таких детей окружающими, придают ей неприятное звучание [4]. А также даже у детей с небольшими потерями слуха отмечаются нарушения словесного ударения, звуконаполняемости, слоговой структуры слова: неустойчивые навыки словесного ударения (перенос ударения на последний слог в слове, равноударное произнесение слогов); ошибки звуконаполнения [11]. У слабослышащих младших школьников в произношении часто выпадают безударные слоги в середине слова, а в некоторых словах сохраняется только один ударный слог [2].

Для подтверждения отмеченных нами в литературном обзоре особенностей на основе материалов И.В. Королевой [4], Э.И. Леонгард [6], Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезиной [12], Н.М. Трубниковой [13] была составлена

программа диагностического исследования уровня сформированности произносительной стороны речи у слабослышащих младших школьников. В ходе диагностической работы оценивались следующие параметры: качество речевого дыхания (длительность выдоха, максимальная длительность фонации, направление и сила выдыхаемой воздушной струи); качество голоса (громкость, высота, тембр, выраженность назального оттенка), способность правильно произносить каждый звук речи, независимо от положения в слове, длины слова, в слитной речи; характер и особенности произношения звуков; соблюдение темпа, словесного и логического ударения (выделение ударного слога в слове отстукиванием и более громким произнесением, выделение голосом главного слова); соблюдение интонации (воспроизведение повествовательной, восклицательной и вопросительной интонационных конструкций). Также нами было изучено состояние общей и артикуляторной моторики, которое проводилось по следующим показателям: речедвигательная память, подвижность и переключаемость, произвольный контроль движений органов артикуляции, точность и скорость артикуляторных движений, способность повторять серию из нескольких движений, способность повторять последовательность движений рук, способность воспроизводить ритм в заданном темпе.

По результатам диагностики у девяноста процентов детей нами были выявлены следующие нарушения: изолированно звуки речи дети произносили правильно, а в словах и предложениях произносили их с искажениями, заменами, переставляли звуки и слоги в слове, пропускали их (оглушение звонких согласных, замена их глухими, смешение звуков по твердости-мягкости, замена взрывных согласных звуков). Это объясняется тем, что детям трудно одновременно контролировать правильное произнесение звуков речи и громкость, высоту голоса, управлять движениями мягкого неба, определяющими носовое либо неносовое звучание голоса. Нарушения произнесения гласных звуков у детей не выявлено. Наиболее часто встречались такие нарушения голоса, как его назальный оттенок, напряженное, монотонное, обрывистое, фальцетное звучание. Дети испытывали трудности в изменении высоты и силы голоса в связи с восклицательной и вопросительной интонацией. Обследование речевого дыхания выявило трудности при произношении слитно, на одном выдохе, ряда слогов, слов, словосочетаний. Детям трудно было правильно выделять синтагмы при помощи дыхательных пауз. Данные исследования слоговой структуры слова, звуконаполняемости и словесного ударения показали, что при повторении многосложных слов и слов со стечением согласных у детей часто наблюдались парафазии, у тридцати процентов детей отмечалось нарушение слоговой структуры слова, в основном - звуконаполнения (трелка, релка - стрелка). Значительная часть слабослышащих младших школьников неправильно пользовалась словесным ударением даже в простых двухсложных словах. Особенно трудным для выполнения стало задание на отстукивание слогов на материале трехсложных слов, в которых ударный слог находится в середине слова (картина). Несмотря на правильное отстукивание слова и его произнесение дети неправильно пользовались словесным ударением. Также у тридцати процентов слабослышащих детей возникли затруднения при отстукивании последних, безударных слогов трехсложных слов, так как последний, безударный слог произносится с пониженной громкостью и может не восприниматься детьми на слух. Однако этого не наблюдается при отстукивании слов с последним ударным слогом (паровоз, помидор, молоко).

Проанализировав полученные данные, мы пришли к заключению, что нарушения общей моторики у детей исследуемой категории проявляются при воспроизведении ритма в заданном темпе. У всех детей при выполнении двигательных проб наблюдалась быстрая утомляемость, спустя какое-то время дети снижали заданный темп. Ни один ребенок не смог выполнить задание на идеомоторные реакции. Школьники не могли понять, что им необходимо сделать, несмотря на помощь педагога. Наиболее сохранными у слабослышащих детей оказались переключаемость и самоконтроль движений.

Таким образом, в ходе диагностического обследования произносительной стороны речи слабослышащих младших школьников нами были подтверждены особенности, которые мы отметили при анализе литературы. Следующим этапом нашего исследования стала коррекция выявленных нарушений. В настоящее время в различных исследованиях отмечается роль электронных образовательных ресурсов в повышении познавательного интереса детей к обучению и формировании произносительных навыков [1]. Применение таких информационных разработок в образовательном процессе предполагает их использование в игровой форме и соответствует возрастным, индивидуальным и особым образовательным потребностям ребенка. Проводится как групповая, так и индивидуальная работа со школьниками. Разрабатываемый комплекс заданий в электронных приложениях учитывает состояние слуха детей, имеет разнообразие уровней и вариантов. Это позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, обеспечивает возможность продвижения каждого ребенка по индивидуальному образовательному маршруту, рекомендованному в соответствии с уровнем общего и речевого развития, потенциальными возможностями каждого ребенка, психическими и поведенческими особенностями. Помимо обучающей функции, электронные ресурсы используются при диагностике нарушений различных компонентов речи, закреплении и автоматизации речевых навыков, проверке успешности проводимой коррекционной работы. Проводится разработка наглядных способов донести новый материал: различные мультимедийные презентации, в которых моделируются какие-либо ситуации или действия [9].

Существуют различные компьютерные технологии обучения детей с нарушением слуха. В коррекции произносительной стороны речи используются следующие компьютерные программы: «Живой звук» [7], «Дельфа - 142» [5], «Видимая речь III» [15]. Использование ЭОР в целенаправленной работе по совершенствованию произносительной стороны речи проводится во время подгрупповых и индивидуальных занятий сурдопедагога.

Нами был разработан электронный коррекционный курс по формированию произносительной стороны речи на платформе «Stepik». Курс используется в нескольких направлениях коррекционной работы:

- развитие речевого дыхания и голоса (произвольный контроль экономного, длительного выдоха, высоты и громкости собственного голоса);

- развитие подвижности, переключаемости, произвольного контроля движений артикуляторного аппарата;

- развитие звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звука во всех позициях);

- развитие восприятия и воспроизведения ритмических звуковых последовательностей (с помощью макродвижений и произнесения слогов);

- развитие просодических характеристик речи.

Работа в курсе состоит из следующих разделов по каждому из направлений: обследование, учебный материал, тестирование. Так, например, в работе над звукопроизношением раздел обследования построен в соответствии с аналитико-синтетическим методом на базе речевого материала заданий для проверки произносительных навыков данного звука. Цель обследования - выявить недостатки произношения и устранить их путём выполнения заданий и упражнений. Учебный материал состоит из двух частей: информационной и практической. Информационный материал представлен в виде текстового документа, рисунков, схем, аудио и видеоматериалов. В него включены понятия о механизме образования звука, характеристика и схема правильной артикуляции звука. Практическая часть представлена заданиями по закреплению навыков произношения. Задания предполагают самостоятельное выполнение артикуляционной гимнастики и упражнений на заданный звук. Информация практического блока представлена в виде презентаций и игровых заданий.

Проведенная нами коррекционная работа с использованием ЭОР дала положительную динамику развития произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Выводы. Исходя из результатов нашего исследования, можно сказать, что применение электронных ресурсов в качестве обучающих программ может быть эффективно в группе детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Положительная динамика стала возможной благодаря реализации разработанных нами электронных коррекционных занятий, направленных на формирование произносительной стороны речи слабослышащих учащихся.

Литература:

1. Азарина, Е.Л. Использование электронных образовательных ресурсов в процессе логопедической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида / Е.Л. Азарина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Международной научной конференции (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 136-139.

2. Комаров, К.В. К истории изучения и обучения слабослышащих: Книга для учителя школы слабослышащих / Под ред. И.М. Гилевич, К.В. Комарова, К.Г. Коровина, Л.И. Тиграновой. - Краснодар, 1998. - С. 3-37.

3. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. - Санкт-Петербург: Издательство «КАРО», 2016. - 872 с.

4. Королева, И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации / И.В. Королева. - Санкт-Петербург: Издательство «КАРО», 2016. - 872 с.

5. Кукушкина, О.И. Информационные технологии в обучении произношению: пособие для сурдопедагогов и логопедов, преподавателей и аспирантов кафедр специальной психологии и коррекционной педагогики / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Ю.Б. Зеленская. - Москва: Полиграф сервис, 2004. - 160 с.

6. Леонгард, Э.И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников / Э.И. Леонгард. - Москва: Просвещение, 1971. - 280 с.

7. Луцко, Е.В. Мультимедийное обеспечение для неслышащих и слабослышащих детей с нарушением речи «Живой звук 2.1». Описание и инструкция по эксплуатации / Е.В. Луцко, Б.С. Мороз. - Киев.: НПП «ВАБОС», 2009.

8. Пелымская, Т.В., Шматко, Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 224 с.

9. Применение ЭОР в образовательном процессе: сборник материалов Всероссийской конференции, 7 октября 2011 года. - Москва: ИАТЭ НИЯУ МИФИ, 2011. - 58 с.

10. Рау, Ф.Ф., Слезина, Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих / Ф.Ф. Рау, Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.

11. Рукавицин, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с минимальными нарушениями слуха: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Москва: Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2009. - 23 с.

12. Слезина, Н.Ф. Формирование произношения у глухих школьников: Пособие для учителя / Н.Ф. Слезина. - Москва: Просвещение, 1984. - 96 с.

13. Трубникова, Н.М. Структура и содержание речевой карты. Учебно-методическое пособие / Н.М. Трубникова. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 1998. - 51 с.

14. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции: (Диагностика и коррекция) / Е.Л. Черкасова. - Москва: АРКТИ, 2003. - 190 с.

15. Шевченко, Е.В. Коррекция произносительной стороны речи детей дошкольного возраста с нарушением слуха с помощью компьютерной программы «Видимая речь III» // Мир науки, культуры, образования, - 2010, № 5. - С. 176-178.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Антохина Валентина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского»(г. Калуга)

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К АНАЛИЗУ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются нерешенные вопросы профессиональной подготовки студентов к развитию универсальных учебных действий у младших школьников при использовании современных школьных учебников по русскому языку. Анализируются и интерпретируются результаты экспериментального исследования готовности будущих и практикующих учителей к анализу метапредметного слоя содержания учебных книг и к использованию их для формирования универсальных учебных действий. Выявляются типы затруднений, испытываемых студентами и практикующими учителями при анализе потенциала школьных учебников в развитии универсальных учебных действий. Рассматриваются возможные причины их появления и пути преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.