Научная статья на тему 'Коррекция нарушений произносительной стороны речи у учащихся младших классов в условиях логопункта'

Коррекция нарушений произносительной стороны речи у учащихся младших классов в условиях логопункта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2630
663
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Ключевые слова
ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА РЕЧИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПУНКТ / КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Голубева Таисия Павловна, Черепкова Наталья Викторовна

Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у младших школьников. Данная проблема рассмотрена с точки зрения логопедического, лингвистического, физиологического и психологического подходов. Также перечисляются причины и последствия нарушений произношения. Описываются проведение и выводы экспериментального исследования по коррекции произносительной стороны речи у учащихся младших классов в условиях логопункта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Голубева Таисия Павловна, Черепкова Наталья Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коррекция нарушений произносительной стороны речи у учащихся младших классов в условиях логопункта»



SCIENCE TIME

КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА

Голубева Таисия Павловна, Черепкова Наталья Викторовна, Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Е-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена изучению произносительной стороны речи у младших школьников. Данная проблема рассмотрена с точки зрения логопедического, лингвистического, физиологического и психологического подходов. Также перечисляются причины и последствия нарушений произношения. Описываются проведение и выводы экспериментального исследования по коррекции произносительной стороны речи у учащихся младших классов в условиях логопункта.

Ключевые слова: произносительная сторона речи, младшие школьники, логопедический пункт, коррекция нарушений.

Понятие «произносительная сторона речи» охватывает следующие аспекты: фонетическое оформление речи и одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется. Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее средствами, соблюдения норм орфоэпии [1, с.6].

По мнению М.Ф. Фомичевой, основными компонентами произносительной стороны речи являются интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи).

Лингвисты Р.И. Аванесов, Л.В. Бондарко, В.А. Богородицкий, Е.Н. Винарская, Л.В. Щерба определяют язык как систему знаков, единицы которой имеют разноуровневый характер. В рамках двух наук о звуках - фонетики и фонологии к этим единицам относятся фонемы и лексемы. Н.И. Жинкиным и Р. Якобсоном отмечено, что фонема выступает как сегментная единица, играющая роль смыслоразличителя и обладающая дифференциальными признаками, которые различаемы с помощью фонематического слуха.

В.И. Бельтюковым, Л.В. Бондарко отмечено, что акустические

характеристики звуков зависят от их артикуляторных позиций. Следствием ненормированного положения органов речевого аппарата является искажение акустического образа звука. И, по мнению М.Ф. Фомичевой, формирование и исправление произношения звуков возможно только при знании этих акустических и артикуляторных признаков.

С.Н. Цейтлин отмечает, что структурную организацию фонем осуществляет просодическая система языка, как совокупность интонации и ударения.

Л.Р. Зиндер об интонации говорит, как о единстве просодических компонентов, которые участвуют в членении и организации речевого потока с целью передачи необходимого смысла сообщения. Основными компонентами просодики являются: мелодика; темп; интенсивность (сила звука); логическое ударение; смысловые паузы; тембр голоса.

По данным Р.Е. Левиной, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет овладение произносительной стороной речи происходит параллельно с развитием фонематического восприятия. С помощью фонематического слуха осуществляется прием, оценка чужой речи и контроль за собственной речью. Благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится, с одной стороны, с образцом произношения взрослого, а с другой -с собственным произношением.

С.В. Иванова под речевым слухом подразумевает специальную психолингвистическую способность человека, включающую несколько компонентов: звуковысотный слух (способность воспринимать и различать изменения голоса по высоте, чувствовать эмоциональную окраску речи); восприятие темпа речи и громкости голоса (способность воспринимать скорость и громкость речевого высказывания); ритмический слух (способность слышать и правильно воспроизводить ритмический рисунок слова, устанавливать место ударения в нем); фонематический слух (способность различать и воспроизводить все речевые звуки, соотнося их с «решеткой фонем» данного языка) [2, с.14].

Достижение языковой нормы звукопроизношения происходит к 4-5 годам. Г. А. Каше, Л.Г. Парамонова, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев все отклонения в фонетической стороне речи у ребенка до этого возраста считают физиологическими несовершенствами произношения.

Но онтогенез речевого развития ребенка может быть задержан или искажен по разным причинам: дефект речевого аппарата, недостаточная подвижность органов артикуляции. Ребенок рождается с готовыми к функционированию органами артикуляции. Но проходит длительный период времени, прежде чем он сможет произносить членораздельные звуки речи. Это зависит от состояния и функционирования центральной нервной системы, которая играет первостепенную роль в нормальном речевом развитии ребенка. Недоразвитие

фонематического слуха, снижение физического слуха, речевой моторики, усвоение неправильной речи окружающих также могут приводить к недостаткам произношения.

Недоразвитие произносительной стороны речи в школьном возрасте может привести к значительным затруднениям у детей в овладении письмом и чтением. У них будут отмечаться ошибки в грамматическом строе речи; пропуски, замены, смешения и искажения звуков и как следствие букв. Речь школьников характеризуется монотонностью и невыразительностью, а на письме отмечается неправильное использование знаков препинания; нарушается паузирование и эмоциональная окрашенность высказывания, а также прослеживается неуместное использование слова, не подходящее к контексту фразы по причине схожести произношения двух слов.

А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина, О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева М. Е. Хватцев, Н. А. Чевелёва занимались изучением нарушений произносительной стороны речи и рассматривали пути их устранения.

Организация коррекционной работы по исправлению произносительной стороны речи у детей младшего школьного возраста требует специально подготовленных условий на логопункте. Самой коррекционной работе предшествует обследование всех сторон речи детей (лексико-грамматической, произносительной, фонематической). И на его основе выявленных нарушений строится их коррекция, так как отклонения в одной из них влияют на нормальное развитие другой. Должны учитываться принципы индивидуального, дифференцированного, комплексного подхода к детям, использоваться наглядный материал и должна соблюдаться последовательная работа по этапам.

Нами в течение первой недели февраля 2015 года было проведено экспериментальное обследование произносительной стороны речи у детей на базе МБОУ СОШ № 64 г. Ставрополя. Было сформировано две группы: экспериментальная, включающая детей посещающих логопедический пункт (10 детей), и контрольная с детьми без речевых нарушений (также 10 детей).

Использовалась методика на обследование состояния звукопроизношения Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

В ходе исследования у учащихся первого класса было выявлено, что в большинстве случаев у детей экспериментальной группы нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. У некоторых детей прослеживались дефекты звуков сразу из нескольких групп. Также отмечена особенность в группе сонорных: нарушено звукопроизношение их твердого и мягкого вариантов одновременно.

Обследуемые искажали произношение звуков в виде смягчения, заменяли другим, схожим по артикуляции и смешивали в словах и предложениях. У 60%

детей экспериментальной группы показали средний уровень сформированности произносительной стороны речи, а 40% - низкий.

У обследуемых контрольной группы не было выявлено нарушений произношения и все они показали высокий уровень его сформированности.

С детьми экспериментальной группы в течение трех месяцев проводилась коррекционно-развивающая работа по исправлению нарушений произносительной стороны речи, построенная на основе разработанной нами программы. В нее входили индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия, которые проводились два раза в неделю с каждым ребенком.

За последнюю неделю апреля 2015 года было проведено повторное обследование младших школьников, которое показало динамику в улучшении состояния произношения детей, посещающих логопедический пункт. У некоторых детей при совместной работе с логопедом были поставлены звуки в изолированном виде, и проводилась их автоматизация в слогах, в словах и предложениях.

Таким образом, нами был сделан вывод, что коррекционная работа по исправлению нарушений произносительной стороны речи младших школьников в условиях логопункта будет иметь положительные результаты только в том случае, если она будет проводиться целенаправленно, систематизировано, учитывая принципы опоры на закономерности онтогенетического развития, учета ведущей деятельности возраста, раннего воздействия на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений, развития всех сторон речи в единстве и связи речевой деятельности с другими сторонами психического развития. Также необходимо брать во внимание индивидуальные особенности учащихся.

Не маловажную роль играют создаваемые условия на логопункте, требования к которым прописаны в таких нормативных документах как Инструктивное письмо Минобразования России от 14.12.2002 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» и СанПиН.

Литература:

1. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений / Под ред. Л. С. Волковой,- 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2006.

2. Григоренко Н. Ю. Преодоление произносительных расстройств у детей с аномалиями органов артикуляции: Дис. ... канд. пед. наук: М; 2005.

SCIENCE TIME

3. Коваленко А.И., Саркисян К.Р., Черепкова Н.В. Речевое развитие детей в билингвистических семьях. //В сборнике: Новое слово в науке: перспективы развития сборник материалов II международной научно-практической конференции. Редколлегия: Широков О. Н., Абрамова Л. А., Яковлева Т. В., Шоркина М. В.; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»; «Харьковский государственный педагогический университет имени Г.С. Сковороды»; «Актюбинский региональный государственный университет имени К. Жубанова»; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». 2014. С. 134-

4. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М.:МПСИ, 2004.

5. Российская Е. Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е. Н. Российская, Гаранина Л. А. - М.: АРКТИ, 2003.

6. Черепкова Н.В., Гоцкина Т.А., Плотникова В.И. Особенности логопедической работы с детьми с задержкой психического развития. // Science Time. 2014. № 12. С. 597-600

7. Черепкова Н.В., Хаткова Д.Э. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста.// В мире научных открытий. 2010. № 4-18. С. 155-157.

135.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.