ПРОБЛЕМЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С СИСТЕМНЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
THE PROBLEMS OF DIFFERENTIATION IN THE CORRECTION OF THE PHONETIC ASPECT OF SPEECH IN CHILDREN WITH SYSTEMIC SPEECH DISORDERS
Богатырева А.О.
Учитель-логопед ГОУ «Детский сад № 1808», аспирант Московского педагогического государственного университета E-mail: [email protected]
Bogatyreva A.O.
Speech therapist at kindergarten № 1808, postgraduate student at the Moscow Pedagogical State University.
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития и взаимовлияние компонентов фонетической стороны речи, рассказывается о разработке и результатах апробации эффективной программы коррекционной помощи, в основе которой лежат комплексное обследование и сопоставление различных компонентов фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями дошкольного возраста 3-7 лет.
Annotation. The author tries to identify the characteristics of development and mutual influence of the components of the phonetic aspect of speech; describes the process of creation and testing of an effective system of correctional care. Furthermore, the author presents a comprehensive research and comparison of the different components of the phonetic aspect of speech in preschool children 3-7 years of age with systemic speech disorders.
Ключевые слова: компоненты фонетической стороны речи; дети с системными речевыми нарушениями.
Keywords: components of the phonetic aspect of speech, children with systemic speech disorders.
Произносительная сторона речи является ключевым звеном в восприятии и понимании звучащей речи. Однако при системных речевых нарушениях компоненты произносительной стороны речи, как правило, имеют значительные искажения, затрудняющие процесс коммуникации ребенка с окружающими. При этом степень выраженности отклонений у разных компонентов фонетической стороны речи отличается. В литературных источниках (в работах РА. Беловой-Давид, Н.Н. Трауготт, А.Н. Корнева, В.К. Ор-финской, Е.Ф. Соботович, В.А. Ковшикова, О.В. Правдиной, А.К. Марковой, С.Н. Шаховской, В.К. Воробьевой, Б.М. Гриншпун, С.И. Кайданова, РЕ. Левина, Г.В. Бабина,
Н.Ю. Сафонкиной, Е.П. Черновой) имеются данные о сформированности компонентов произносительной стороны речи на разных уровнях речевого недоразвития. Но характер нарушений различных компонентов произносительной стороны речи у детей разного возраста и их взаимовлияние друг на друга пока изучены недостаточно. В связи с этим актуализируется задача комплексного обследования компонентов произносительной стороны речи у детей с системными нарушениями речи и коррекции выявленных отклонений с учетом дифференцированного подхода. Выбор дифференцированного подхода объясняется широким спектром разновидностей отклонений компонентов фонетической стороны речи у детей с системными речевыми нарушениями. Это обусловливает разработку диагностических и коррекционных программ, направленных на коррекцию именно тех компонентов фонетической стороны речи, которые имеют наиболее выраженные отклонения.
Определение оптимальных путей коррекции фонетической стороны речи с учетом дифференцированного подхода позволит предотвратить и скорригировать стойкие нарушения развития речи ребенка и максимально помочь ему адаптироваться в общеразвивающей среде в период школьного обучения. Для этого необходимо выявить особенности развития и взаимовлияния компонентов произносительной стороны речи, обобщить и сопоставить полученные данные, разработать и апробировать на базе сделанных выводов дифференцированную модель коррекционной помощи.
Нами был проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого были обследованы компоненты произносительной стороны речи, с участием 160 детей четырех возрастных групп - младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста. Из них у 80 детей были системные речевые нарушения и у 80-нормальное речевое развитие. Выбор данных возрастных групп обусловлен целесообразностью сопоставления особенностей развития и взаимовлияния компонентов произносительной стороны речи на разных возрастных этапах. Речевое развитие детей соответствовало второму или третьему уровню недоразвития речи.
Обследование было направлено на изучение особенностей развития компонентов произносительной стороны речи и их взаимовлияния друг на друга. При этом использовались наглядные, словесные и игровые методы: показ картинок, отраженное повторение, действия по образу и по словесной инструкции, совместное выполнение действий. Весь материал по возможности представлялся в игровой форме.
Для каждой группы детей подбирались задания соответствующие их возрасту. Они были разделены на три комплекса заданий, направленных на изучение трех компонентов
произносительной стороны речи: звуко-слоговой, просодической стороны и звукопроиз-ношения. При обследовании нами использовались авторские и модифицированные классические методики. Для качественного и количественного анализа результатов использовалась система балльной оценки.
Первый комплекс заданий позволяет обследовать звукопроизносительную сторону речи и разделен на два блока:
1-й блок - изучение анатомического строения, подвижности и переключаемости органов периферического отдела артикуляционного аппарата по классическим методикам.
Критерии количественного анализа:
1 балл - очень тяжелая степень нарушения;
2 балла - тяжелая степень (нарушения имеют стойкий характер и значительно препятствуют нормальной артикуляции);
3 балла - умеренно выраженная степень (нарушения затрудняют нормальную артикуляцию);
4 балла - легкая степень (нарушения незначительно влияют на артикуляцию);
5 баллов -отсутствие нарушений.
2-й блок -изучение состояния звукопроизношения на речевом материале разной слоговой сложности (начиная от простого к сложному), Для того что бы выяснить, как усложнение речевого материала повлияет на звуковую наполняемость.
Критерии количественного анализа:
1 балл -дефектная артикуляция или отсутствие звука, замена на другие звуки;
2 балла -правильное изолированное произношение;
3 балла -правильное произношение в словах;
4 балла -правильное произношение в фразах;
5 баллов - правильное произношение в связной речи.
Второй комплекс заданий направлен на обследование звуко-слоговой стороны речи. Он также разделен на два блока.
1-й блок - воспроизведение слоговых рядов, начиная от более простых (2-дольных) и заканчивая более сложными (5-дольными). Детям предлагались безударные слоговые ряды четырех видов: слоговые ряды с различными гласными, слоговые ряды различными согласными, слоговые ряды с различными гласными и согласными и слоговые ряды со стечениями согласных.
2-й блок - воспроизведение слов и предложений со словами различной слоговой структуры, которые предлагались детям начиная от более простых (без стечений согласных и с небольшим количеством слогов) и заканчивая более сложными (с несколькими стечениями и с большим количеством слогов).
Критерии количественного анализа по 1-му и 2-му блокам:
1балл -непонимание инструкции или отказ от выполнения задания;
2 балла -неправильное воспроизведение на протяжении трех попыток;
3 балла -правильное воспроизведение с третьей попытки,
4 балла -правильное воспроизведение со второй попытки;
5 баллов -правильное воспроизведение с первой попытки.
Третий комплекс заданий направленна обследование просодической стороны речи. Задания разделены на три блока.
1-й блок включал изучение голосовых характеристик:
• Слуховая аудиторская оценка голоса.
• Определение времени максимальной фонации и коэффициента с/з (соотношения времени произнесения звуков С и З).
Критерии количественного анализа:
1 балл - очень тяжелая степень нарушения;
2 балла -тяжелая степень (нарушения имеют стойкий характер и заметны для ребенка и слушателей);
3 балла - умеренно выраженная степень (изменения голоса не заметны для случайного слушателя);
4 балла - легкая степень (непостоянные или незначительные отклонения от нормы);
5 баллов - отсутствие нарушений.
2-й блок включал изучение мелодико-интонационной стороны речи:
• Восприятие и воспроизведение основных видов интонаций - повествовательной, вопросительной и восклицательной - на речевом материале разной слоговой сложности.
• Восприятие и воспроизведение предложений со словами разной слоговой структуры с перемещающимся интонационным ударением, начиная от более простых (состоящих из двух слов), заканчивая более сложными (состоящими из пяти слов).
3-й блок включал изучение темпоритмических характеристик речи:
• Слуховая аудиторская оценка темпа речи и способности к его изменению при воспроизведении речевого материала разной слоговой сложности.
• Воспроизведение разных ритмических рисунков на музыкальных инструментах.
• Воспроизведение однородных слоговых рядов с ударным слогом в различных позициях, начиная от более простых (2-дольных) и заканчивая более сложными (5-дольными).
Критерии количественного анализа 2-го и 3-го блоков:
1балл - непонимание инструкции или отказ тот выполнения задания;
2 балла - неправильное воспроизведение на протяжении трех попыток;
3 балла - правильное воспроизведение с третьей попытки;
4 балла - правильное воспроизведение со второй попытки;
5 баллов - правильное воспроизведение с первой попытки.
Анализ состояния звукопроизносительной стороны речи показал, что у детей с нормальным речевым развитием в большинстве случаев состояние звукопроизношения соответствует их возрасту (в младшей и средней группах звукопроизношение соответствует возрасту у 85% детей, в старшей - у 90%, в подготовительной - у 95%), При этом задержки в появлении звуков минимизируются к возрасту подготовительной группы.
У преобладающей части детей с системными речевыми нарушениями на всех возрастных этапах наблюдается запаздывание формирования звуков. Звукопроизношение не соответствует возрасту у 50% детей младшей, 65% - средней, 85% - старшей и 95% - под-
готовительной группы. Таким образом, у детей с системными речевыми нарушениями задержка в формировании звукопроизношения с возрастом проявляется сильнее.
Следует также отметить, что по характеру нарушения звукопроизношения у детей с нормальным развитием во всех возрастных группах преобладали замены трудных звуков более доступными, а у детей с системными речевыми нарушениями чаще встречались искажения или пропуски звуков, реже - замены, причем заменяющие звуки были непостоянны, что можно объяснить низким уровнем развития фонематического слуха и самокритичности.
При усложнении речевого материала у детей с нормальным речевым развитием в большинстве случаев (85-90%) звуконаполняемость практически оставалась на одном уровне, а у детей с системными нарушениями речи при усложнении речевого материала она резко изменялась: многие звуки, изначально сохранные, заменялись, искажались или отсутствовали. Подобная ситуация наблюдалась у 90% детей младшей и средней групп и у 80% детей старшей и подготовительной групп. Особенно часто такие изменения касались звуков М, Н, В, Ф и их мягких пар. Из этого можно сделать вывод, что у детей с системными речевыми нарушениями при расширении речевого материала снижается способность к переключаемости и контролю над речью.
При анализе состояния звуко-слоговой стороны речи мы выявили следующие особенности.
Большинство детей с системными нарушениями речи смогли воспроизвести только слоговые ряды, доступные более ранней возрастной группе детей с нормальным речевым развитием.
Наибольшую трудность у детей с системными нарушениями вызвали слоговые ряды с различными гласными (60% возможных баллов) или различными согласными (65% возможных баллов). Однако слоговые ряды с различными гласными и согласными воспринимались лучше вышеназванных (80% возможных баллов). Это можно объяснить их более высокой контрастностью по сравнению со слоговыми рядами, отличающимися только одним звуком (согласным или гласным). На этом основании можно предположить, что правильному воспроизведению слоговых рядов мешает недоразвитие фонематического слуха.
Анализ слоговой структуры слов и предложений в детской речи показал, что у большинства детей с системными речевыми нарушениями слоговая структура слов искажена и количество ошибок многократно увеличивается при усложнении речевого материала (воспроизведении предложений). Если в младшей и средней группах нарушения слоговой структуры имеют преимущественно диффузный характер (т.е. распространяются почти на все типы слов и предложений), то в старшей и подготовительной группах в большинстве случаев наблюдаются отдельные нарушения слоговой структуры слов определенного типа и эффект «застревания» на конкретных словах, а также искажение слоговой структуры сложных слов. Можно сделать вывод, что при системном нарушении речи диффузные искажения слоговой структуры слов с возрастом уменьшаются, но при этом все еще наблюдается невозможность овладеть слоговой структурой многих слов, что требует коррекции.
Характер искажения слоговой структуры слов у детей с системными речевыми нарушениями различался между разными возрастными группами, но имел общие закономерно-
сти: чаще всего встречалось упрощение слогов (наблюдалось у 60-100% детей) и их перестановка (40-80% детей). Меньше чем у половины детей встречалось также сокращение (35-45% детей) и увеличение (25-35% детей) числа слогов, реже их уподобление (10-20% детей). Итак, у большинства детей (55-65%) сформировано восприятие количества слогов, и их искажения и перестановки связаны с трудностями в переключении и определении конкретной последовательности слогов и звуков. У оставшейся части детей (45-35%) наблюдается помимо этого еще неспособность безошибочно воспринимать и воспроизводить определенное количество слогов в слове, что приводит к изменению их числа при произношении.
При анализе состояния просодической стороны речи нами были выявлены следующие особенности. Слуховая аудиторская оценка мелодико-интонационной окраски речи (тембр, высота, громкость, темп) показала, что у 40% детей всех возрастных групп с системными нарушениями речи наблюдаются заметные отклонения в мелодико-интонацион-ной окраске речи, у 30% детей - менее значительные отклонения и у 30% детей выявлена нормальная мелодико-интонационная окраска речи. Получается, что у большинства детей с системными речевыми нарушениями снижена способность к контролю и управлению мелодико-интонационной окраской речи.
При обследовании интонации у детей с системными речевыми нарушениями оказалось, что большинство из них затрудняются в распознавании и воспроизведении определенной интонации. При этом вопросительная и восклицательная интонации вызывают больше трудностей, чем повествовательная. При воспроизведении предложений с перемещающимся интонационным ударением у значительной части детей с системными речевыми нарушениями также возникали трудности: интонационное ударение отсутствовало или было смещено. Следовательно, у детей с системными нарушениями речи задерживается формирование умения оперировать различными интонациями ввиду недостатка диалогового общения.
При обследовании темпо-ритмических характеристик речи у детей с системными речевыми нарушениями обнаружилась прямая зависимость правильности звуко-слоговой наполняемости слов от темпа речи: при замедленном темпе у детей реже наблюдались нарушения слоговой структуры, а при убыстренном темпе количество ошибок резко возрастало.
Анализ способности воспроизводить разные ритмические рисунки на музыкальных инструментах (барабан, свисток) показал, что большинство детей (70-80%) с системными речевыми нарушениями справляются только с ритмическими рисунками, доступными детям более раннего возраста с нормальным речевым развитием. Из этого можно сделать вывод, что у детей с системными нарушениями задерживается формирование ритмической способности, что влечет искажение слоговой структуры слова.
Опираясь на результаты исследования, мы пришли следующим выводам.
• У детей с системными нарушениями речи компоненты произносительной стороны речи оказывают значительное влияние на развитие друг друга.
• Чем старше дети с системными речевыми нарушениями, тем сильнее проявляется задержка в формировании звукопроизношения, что подтверждается литературными данными.
• У детей с системными речевыми нарушениями при увеличении речевого материала снижается способность к переключаемости и контролю над речью, в связи с чем искажается произношение изначально сохранных звуков.
• У большинства детей степень сформированности слоговой структуры слова соответствует показателям более ранней возрастной группы детей с нормальным речевым развитием, часто наблюдаются диффузные нарушения слоговой структуры слов, которые с возрастом уменьшаются, но при этом остаются затруднения в овладении слоговой структуры многих слов, что требует коррекции.
• У большинства детей с системными речевыми нарушениями позже развивается способность контролировать мелодико-интонационную окраску речи. При этом у них недостаточно сформировано как восприятие, так и продуцирование интонационных конструкций ввиду недостатка диалогового общения.
• Состояние слоговой структуры у детей с системными речевыми нарушениями напрямую зависит от темпа речи и резко ухудшается при убыстрении темпа.
• У детей с системными нарушениями задерживается формирование ритмической способности, что влечет за собой искажение слоговой структуры слова.
Ориентируясь на полученные данные и сделанные выводы, мы планируем создать дифференцированную систему коррекции произносительной стороны речи у детей разного возраста с системными нарушениями речи.
Список литературы:
1. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Г. А. Волкова. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.
2. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи : кн. для логопеда / Л. Н. Ефименкова. — 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1985. — 112 с.
3. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопедов / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Феличева. - 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1990.
4. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р Е. Левиной : учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Просвещение, 1968. - 198 с.
5. Лубовской, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. — М.: Педагогика, 1989.
6. Маркова, А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / А. К. Маркова // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / под ред. Р. Е. Левиной. — М.: Просвещение, 1961. — 70 с.
7. Микляева, Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Микляева // Дефектология. - 2001. - № 2.
8. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи : пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с.
9. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л. Н. Смирнова. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
10. Степанова, О. А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями / О. А. Степанова, М. Э. Вайнер, Н. Я. Чутко ; под ред. Г. Ф. Кумариной. -М.: Академия, 2003. - 272 с.
11. Степанова, О. А. Организация логопедической работы в ДОУ / О. А. Степанова. - М.: Сфера, 2003. - 112 с.
12. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей шести лет / Т. А. Ткаченко. - М: Гном и Д, 2001.
13. Филичева, Г. Б. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду / Г. Б. Филичева, Г. В. Чиркина // Дефектология. - 1985. - № 6.
14. Филичева, Т. Б. Дети с ОНР Воспитание и обучение / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. - М.: Гном и Д, 2000. - 128 с.
15. Филичева, Т. Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Т. Б. Филиче-ва, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1991. - 44 с.
16. Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми: учеб. пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Г. В. Чиркина ; под общ.ред. проф. ГВ. Чиркиной. -
2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
17. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Г. В. Чиркина ; под общ. ред. проф. Г. В. Чиркиной. — 4-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2005.
18. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи : учеб. пособие для студ. пед. вузов / Г. Р. Шашкина. - М.: Академия, 2005. -192 с.
19. Шкловский, В. М. Некоторые патогенетические механизмы нарушения развития речи у детей / В. М. Шкловский [и др.] // Дефектология. - 2001. - № 2.
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2013, № 2