половым путем (ИППП) среди студентов.
Материал и методы исследования. В исследовательской работе участвовали студенты трех высших учебных заведений: Бухарский государственный университет (43 чел), Бухарский инженерно-педагогический институт высших технологий (30 чел) и Бухарский филиал Ташкентского ирригационного института (16 чел) путем анкетирования. Всего в анкетировании участвовали 89 студентов. Вопросы анкетирования состояли из 3-этапов: 1-общие сведения о респондентах, возраст, пол, отношения к половой жизни, 2-уровень информированности студентов о безопасном половом поведений и контрацепции, о развитии доступа молодежи к информации, жизненно необходимым навыкам в области здоровья, 3-уровень информированности студентов о ИППП, их профилактики, пути заражения, первичных клинических признаках. После оценки и анализа результатов анкетирования врачами общей практики проведены семинары и круглые столы для молодежи на следующие темы: «Профилактика ВИЧ/СПИД среди молодежи», «Предотвращения ИППП и СПИД», «Актуальные вопросы здорового образа жизни», «Профилактика случайных связей», «Виды контрацепции и их применение».
Результаты и их обсуждение. 73% всех опрошенных получают информацию о безопасном половом поведении со средств массовой информации. Это говорит о том, что их преподаватели (2%) и родители (3%) не уделяют должного внимания на эти вопросы, а тем более врачи общей практики, их положительное участие в этом вопросе составило всего 7%. Полученные информации удовлетворяют всего лишь 44% студентов, 66% из них сами старались добыть информацию из разных источников (интернет, книги, газеты, журналы, от сестер или братьев). Необходимость думать и искать информации о безопасном половом поведении заинтересовала в основном респондентов женского пола. 74% опрошенных студентов не живут половой жизнью, а 25% из них ответили, что живут половой жизнью. Профилактику случайных связей обеспечивают: 40% ответили - резиновые изделия (презервативы), 25% -оральная контрацепция (гормональные таблетки). Средства защиты от ИППП, 85% студентов ответили - презервативы. Уровень информированности о путях заражения сифилиса и гонореи: черезь кровь и медицинские инструменты (58%, 51% сооотвественно), бытовые пути (47%, 32%), от матери к ребенку (51%, 25%) и 2%, 18% соответственно отметили, что насекомые передают заражения. Уровень знания респондентов о ВИЧ/СПИДе: всего 76% думают что СПИДом заражаются через кровь и медицинские инструменты, 72% вертикально (от
324
матери к ребенку), а 9% - ответили, что насекомые передают ВИЧ/СПИД. Подводя итоги результатов анкетирования студентов высших учебных заведений можно отметить рост восприимчивости молодежи к вопросам здорового образа жизни (73%), однако для повышения информированности, изменения поведения и отношения молодежи необходимо применение дополнительных подходов образовательных работ в виде семинаров для молодежи. С этой целью врачи общей практики после оценки и анализа результатов анкетирования провели несколько семинаров и круглых столов для студентов этих вузов. Они включали также распространение информационных буклетов в области здорового образа жизни. Следующее анкетирование этих студентов после семинаров планируется через несколько месяцев для повторного контроля уровня знаний и выявления эффективности проведенных разъяснительных работ о ВИЧ/СПИД, ИППП.
Выводы. Мировой и наш собственный опыт показывает пользу проведения семинаров и круглых столов по актуальным проблемам здоровья среди молодежи.
Литература:
1. Методические рекомендации по второму поколению эпидемиологического надзора за ВИЧ, ЮНЭЙДС/ВОЗ, 2000.
2. Эпиднадзор за ВИЧ инфекцией / учеб. модуль. ВОЗ, 1992.
А. Э. Болотин, В. В. Бакаев
ПОКАЗАТЕЛИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
СТУДЕНТОВ ВУЗОВ3
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург, [email protected]
Здоровый образ жизни студентов во многом определяет качество их жизни и профессиональное долголетие после окончания вуза. Неблагоприятная экологическая обстановка, наличие негативных социальных факторов предъявляют повышенные требования к здоровому образу жизни студентов
A.E.Bolotin, V.V.Bakaev. The Indicators Defining The Healthy Lifestyle Of Students Of Higher Education Institutions.St. Petersburg state polytechnical university, St. Petersburg.
вузов. Вместе с тем, здоровый образ жизни студентов позволяет минимизировать отрицательное воздействие этих факторов. Поэтому выявление показателей, определяющих здоровый образ жизни студентов, является важной научной задачей.
Проблема выявления показателей, определяющих здоровый образ жизни студентов, вызвана необходимостью совершенствования системы оздоровительной физической культуры в России. Это позволит оптимизировать деятельность преподавательского состава вузов по формированию навыков здорового образа жизни у студентов. [1-5].
Для решения этой задачи проводился опрос специалистов в сфере обеспечения здорового образа жизни. Всего в опросе приняли участие 83 респондента из 17 вузов г. Санк-Петербурга.
В ходе этого опроса специалистов были установлены показатели в наибольшей степени, определяющие здоровый образ жизни студентов. К ним относятся: высокий уровень двигательной активности (ранговый показатель 17,2%); хорошо развитые навыки здорового образа жизни (14,1%); высокий уровень знаний по организации здорового образа жизни (13,7%); высокий уровень мотивации студентов к занятиям физическими упражнениями (12,6%); устойчивый отказ от вредных привычек (12,4%). Сюда же респонденты отнесли наличие волевых качеств во время практической реализации плана здорового образа жизни (11,3%); наличие индивидуального опыта самоорганизации в процессе двигательной деятельности (10,9%); высокий уровень развития самодисциплины во время учебной деятельности (7,8%).
ВЫВОД. Выявленные показатели позволяют определить основные направления деятельности преподавательского состава вузов по формированию навыков здорового образа жизни у студентов.
Литература:
1. Болотин, А.Э. Направления работы по формированию навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов / А.Э. Болотин, Н.М. Зверев // Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». СПб: СПбГПУ, 2013. - С. 750-753.
2. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р. А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
3. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции
326
совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
4. Болотин, А.Э. Факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студентов вузов / А.Э. Болотин // Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». СПб: СПбГПУ, 2013. - С. 164-166.
5. Сущенко, В.П. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов / А.Э. Болотин, В.П. Сущенко // Материалы VIII Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции «Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения». СПб: СПбГПУ, 2013. - С. 215-217.
Ключевые слова: показатели, здоровье, студенты. Keywords: indicators, health, students.
УДК 796.07
Болотин А.Э., Васильева В.С.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ4
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербург, a bolotin@inbox. ru
Здоровый образ жизни студентов тесно связан с их поведением в социальной среде вуза. Социальная среда может оказывать позитивное или негативное влияние на состояние здоровья студентов [1-6]. Поэтому перед педагогами возникает сложная задача по созданию благоприятных организационно-педагогических условий, необходимых для обеспечения здорового образа студентов в социальной среде вузов.
4 A.E.Bolotin, V. S. Vasilyeva. Organizational And Pedagogical Conditions Necessary for Providing The Healthy Lifestyle Of Students Of Higher Education Institutions. St. Petersburg state polytechnical university, St. Petersburg.
Выявление организационно-педагогические условий, необходимых для обеспечения здорового образа студентов вузов является важной научно-педагогической задачей, стоящей перед кафедрами физического воспитания вузов. Решение этой задачи позволит оптимизировать деятельность преподавательского состава вузов по обеспечению здорового образа жизни студентов.
С этой целью проводился опрос преподавателей кафедр по физическому воспитанию. Всего в опросе приняли участие 73 респондента из 7 вузов г. Санк-Петербурга.
В ходе опроса преподавателей кафедр по физическому воспитанию были выявлены организационно-педагогические условия, необходимые для обеспечения здорового образа студентов вузов. К ним относятся: планирование и проведение массовых спортивных мероприятий среди студентов (ранговый показатель 18,3%); формирование навыков здорового образа жизни у студентов (16,2%); постоянная пропаганда здорового образа жизни в студенческой среде (14,7%); развитие интереса у студентов к занятиям физической культурой и спортом (13,2%). Большое внимание респонденты уделили формированию негативного отношения у студентов к курению, употреблению алкоголя и наркотиков (11,8%); совершенствованию спортивной базы в вузах (10,3%); созданию условий для занятий спортом (8,8%); воспитанию позитивного отношения у студентов к занятиям по физической культуре (6,7%).
ВЫВОД. Проведенное исследование позволяет определить направления деятельности преподавательского состава вузов по созданию организационно-педагогических условий, необходимых для обеспечения здорового образа студентов вузов.
Литература:
1. Болотин, А.Э. Направления работы по формированию навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов / А.Э. Болотин, Н.М. Зверев // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. Т.8. С. 750-753.
2. Болотин, А.Э. Модель процесса подготовки призывной молодежи к воинской службе / А.Э. Болотин, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 12 (94). - С. 27-31.
3. Болотин, А.Э. Структура и содержание педагогической концепции совершенствования многоуровневой системы физического воспитания в России / А.Э. Болотин, А.В. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф.
328
Лесгафта. - 2013. - № 3 (97). - С. 35-41.
4. Болотин, А.Э. Факторы, негативно влияющие на состояние здоровья студентов вузов / А.Э. Болотин // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. Т.8. С. 164-166.
5. Сущенко, В.П. Педагогическая технология формирования навыков здоровьесберегающего поведения у студентов вузов / А.Э. Болотин, В.П. Сущенко // Здоровье-основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. Т.8. С. 215-217.
6. Киршин Н.М., Косырев С.В., Свитнев А.И. и др. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в классических университетах России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. 2014. № 3. С. 216-222.
Ключевые слова: организационно-педагогические условия, здоровый образ жизни, студенты.
Keywords: organizational and pedagogical conditions, healthy lifestyle, students.
Гольдман И.Л.
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В МЕДИАСРЕДЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА5
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет им. Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия, iragold@mail333. com
В условиях глобализации мировая художественная культура как область междисциплинарного знания является неотъемлемой частью современного российского медиапространства, активно функционируя в нем, переживая существенные изменения и модификацию. Развитие самой медиасреды также оказывается под влиянием мирового художественного процесса, в рамках которого формируется человек культуры (Бахтин М.М., Библер В.С., Бубер М.), а именно, человек медиакультуры (Разлогов К.Э., Кириллова Н.Б., Хилько Н.Ф.,), способный к осмыслению, не только рекламы и связей с общественностью (PR) в контексте мировой художественной культуры
5 Goldman I.L. World Art And Culture In The Media And Professional Higher Education. Saint Petersburg State Polytechnical University named after Peter the Great, St.Petersburg, Russia.
329
(Ученова В.В., Дмитриева Л.М., Тульчинский Г.Л., Ульяновский А.В.), но и интерпретации произведений художественной культуры в истории отечественной и зарубежной рекламной и РЯ-деятельности.
Формирование такого профессионала, свободно ориентированного в медиапространстве, адаптирующегося в медиасфере, где наблюдается трансформация современных форм художественной коммуникации, интеграция последних с рекламной и РЯ-практикой, в виду того, что художественная культура в настоящее время рассматривается как информационная система (Суминова Т.В.) [7, 11], происходит благодаря гуманитарному, эстетическому восприятию и глубине понимания данных процессов, обусловленных высоким уровнем организации медиаобразовательной деятельности в вузе, подготовки студентов к практике в сфере профессиональной коммуникации, владения соответствующими теоретическими и практическими знаниями.
В свою очередь, изучение и освоение студентами мировой художественной культуры как учебной дисциплины направлено на овладение компетенциями, необходимыми для эффективного использования потенциала мировой художественной культуры в реализации рекламных и РЯ-проектов, креативных технологий в медиакоммуникациях.
Мировая художественная культура как структурно-образующая дисциплина отвечает за творческий компонент в основной образовательной программе подготовки бакалавров направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью». В преподавании данной дисциплины, учитывая профиль подготовки студентов, следует руководствоваться «креативно-интенационалъным подходом» (Термин авт. - И.Г.), акцентируя тем самым внимание на креативной составляющей их будущей профессиональной деятельности, развитии творческих компетенций студентов на основе богатого материала отечественной и зарубежной художественной культуры, достижений международной креативной индустрии, с целью активизации творческого мышления и раскрытия потенциала студентов, необходимых для разработки и реализации творческих проектов в сфере медиакоммуникаций на этапе регенерации промышленных зон, создания на их территориях культурных кластеров.
Ярким примером воплощения «рекламно-художественной коммуникации» может служить креативная рекламная кампания биеннале европейского актуального современного искусства «Манифеста 10» (28 июня - 31 октября 2014 года), благодаря грамотно выстроенному рекламному маршруту в
330
Петербурге: размещенным креативным баннерам, установленным оранжевым рекламно-информационным ящикам, которые выглядят как самостоятельные арт-объекты, рекламным тизерам как отдельным аудиовизуальным произведениям искусства, оригинальной рекламе в метрополитене.
Такая рекламная коммуникация требует от студентов определенной культуры восприятия, развитого воображения, креативного мышления, для того, чтобы правильно интерпретировать замысел современных художников, среди которых особого внимания заслуживает Франсис Алиса. Проект «Лада-копейка» бельгийско-мексиканского художника - лишь воплощение его давней мечты. Разбитый в Эрмитажном дворе о дерево автомобиль, на котором художник приехал в Петербург, будучи арт-объектом европейской биеннале, послужил эффективной креативной рекламой «Манифесты 10». Своего рода продолжением биеннале стал интригующий арт-проект «Ода городу» спортивного бренда «Addidas Originals». Гигантские кроссовки, диазйн которых разработан известными личностями (Никита Яруцкий, Диана Вишнева и др.), неожиданно появлялись в сентябре на улицах Петербурга и демонстрировали на практике «рекламно-художественную коммуникацию» и чудеса PR-воздействия. Данные примеры, безусловно, подтверждают, что реклама -феномен мировой современной художественной культуры, познание и осмысление которого происходит на всех этапах профессиональной образовательной подготовки студентов в сфере медиакоммуникаций в вузе и требует от них креативного мышления, овладения творческими компетенциями.
Иными словами для профессиональной медиаобразовательной деятельности вуза применительно к освоению мировой художественной культуры характерна бинарность: анализ рекламной и PR-практики в мировой художественной культуре с одной стороны, прослеживание динамики мировой художественной культуры через историю рекламы и связей с общественностью - с другой. При этом, если первая тенденция уже не вызывает вопросов, в этом направлении проводились исследования известных специалистов в своей области (В.В. Ученова[10], Л.М. Дмитриева[5], Г.Л. Тульчинский[8], А.В. Ульяновский[9], Е.Ю. Кармалова[3]), то системного, комплексного, непрерывного и последовательного изучения мировой художественной культуры в исторической динамике на рекламном и PR-материале еще не проводилось. Однако и здесь есть значимые результаты (Д.К. Красноярова [4], Т.А. Дьякова[6], Н.А. Анашкина[5], А.Ф. Векслер[2].
331
Выявленная бинарность свидетельствует о том, что художественным содержанием, в частности, наделяется не только рекламная продукция, рекламные мероприятия, но и сам процесс рекламной коммуникации, а произведения художественной культуры, в том числе размещенные в городском пространстве, демонстрируемые в арт-кластерах, становятся носителями рекламного контента.
Таким образом, мировая художественная культура является своеобразным источником креативной деятельности в сфере медиакоммуникаций, рекламного и PR-творчества, неким медиатором в процессе интеграции современных медиа и креативной индустрии в постиндустриальную экономическую эпоху. Кроме того, современная мировая художественная культура представляет собой некую систему, внутри которой выстраивается эффективная модель образования в сфере медиакоммуникаций, предусматривающая научно-педагогическое сотрудничество теоретиков и практиков гуманитарного и научно-технического знания, имеющих междисциплинарную подготовку и занимающихся исследованием, как творческих, так и технических вопросов создания рекламной продукции, организации рекламных и PR-кампаний в условиях активного развития креативной экономики, медиаиндустрии, последовательной интеграции в международное образовательное сообщество.
В качестве подтверждения своей позиции сошлемся на высказывание Джона Белла, сфокусировавшего внимание, размышляя о постиндустриальном обществе на том, что «главным... стало доминирование теоретического знания, превалирование теории над эмпиризмом и кодификация знаний в абстрактные своды символов, которые... могут быть использованы для изучения самых разных сфер опыта».[1, с.25]
Актуализацию знаний по мировой художественной культуре в теорию и практику образовательной деятельности в сфере медиакоммуникаций, по нашему мнению, целесообразно рассматривать в виде трех систем: мировая художественная культура - профессиональный медиаобразовательный процесс - сфера медиакоммуникаций; арт-среда - научно-образовательный процесс -медиасреда; арт-проект - научно-образовательный проект - рекламная и PR-проект (проект в творческой индустрии, проект в образовании, проект медиаиндустрии). Выстраивание образовательного процесса согласно указанным системам предусматривает реализацию трех видов деятельности: художественно-творческой, образовательной, коммуникационной, учитывая которые, как и направление, профиль обучения студентам, студентам могут
332
быть предложены следующие направления научно-исследовательской деятельности: продвижение российских арт-кластеров в условиях глобализации, зарубежный опыт регенерации промышленных зон и создания креативных кластеров, управление рекламной деятельностью арт-кластеров: международная интеграция в креативную индустрию.
Таким образом, вполне закономерным видится участие медиакомпетентных искусствоведов как профессиональных медиаторов и фасилитаторов в сфере художественной культуры в достижении целей массовой художественной коммуникации в практике медиакоммуниканий, а также в содействии максимальному сближению рекламы, связей с общественностью и искусства, а именно: восприятию рекламы как искусства, искусства в системе рекламной и PR-деятельности, а также в процессе интеграции теоретической и практической подготовки студентов направления 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама в международном сотрудничестве») анализа и интерпретации произведений мировой художественной культуры: изобразительного искусства, театра музыки, кино, фоторафии, медиа-арта и т.д.; проведения внеаудиторных занятий в современных арт-институциях творческой индустрии, позволяющих осмыслить значение рекламы в мировой художественной культуре в междисциплинарном искусствоведческо-культурологическом ракурсе, используя креативно-интенциональный подход.
Литература:
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт соц. прогнозирования /Даниел Белл; Пер. с англ. под ред. В.Л. Иноземцева. - [2-е изд., испр. и доп.]. - М.: Academia, 2004. - 783 с.
2. Векслер А.Ф. PR и культура: Учебные материалы: Учебное пособие. -СПб.: Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ; Издательство «Лань», 2010.
3. Кармалова Е.Ю, Аудиовизуальная реклама в контексте культуры: миф, литературы, кинематограф. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2008.
4. Красноярова Д.К. Реклама vs театр. Теория и практика взаимодействия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Реклама» Д.К. Красноярова; под ред. Л.М. Дмитриевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. -192 с.
5. Реклама в системе культуры: философский анализ: монография /д.филос.н., проф. Л. М. Дмитриева, кандидаты филос. наук, доценты Н. А. Анашкина, Ю. С. Вегенер и др. - М.: Магистр, 2012. - 231 с.
6. Реклама и искусство: Сборник научных трудов. В 2-х т./ под ред. Т.А.
333
Дьяковой. - Воронеж: Факультет журналистики ВГУ, 2011. - Т.2.
7. Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания). - М.: Академический Проект, 2006. - 269 с.
8. Тульчинский Г.Л. PR в сфере культуры: учебное пособие / Г.Л. Тульчинский; Нац. исслед. ун-т, Высш. шк. экономики в Санкт-Петербурге. -СПб.: Лань, 2011. - 571 с.
9. Ульяновский А.В. Реклама в сфере культуры. - СПб.: Лань, 2012. - 536 с.
10. Ученова В.В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа?: Учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2008.-248 с.
11. Строев Ю.И., Чурилов Л.П., Шмелев А.А. Медицина и изобразительное искусство // Пространство и время.-2014.-№3(17).-с. 72-84.
Ключевые слова: мировая художественная культура, медиакоммуникации, рекламные произведения, медиаобразование, креативное мышление, арт-проект медиасфера, медипространство, международная художественная практика.
Keywords: world art and culture, advertising works, media communication, professional media education, creative thinking, art project, media sphere, media space, international art practice.
УДК 37.062
Дашанимаева И.М.
ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ
СРЕДЕ6
ГОУ ВПО Бурятский государственный университет им. Д.Банзарова, г. Улан-Удэ, Россия, [email protected]
Введение. Важной задачей социальной политики на современном этапе развития общества является формирование здорового образа жизни населения (ЗОЖ). Большая роль в решении этой проблемы принадлежит медицинским работникам. Развитие высшей школы в современных условиях сопровождается
6 Dashanimaeva I.M. Healthy Lifestyle Among Students. GOU VPO Buryat State University. D.Banzarova, Ulan-Ude, Russia.
интенсификацией труда студентов, возрастанием информационного потока, сильным социально-экономическим влиянием на все стороны студенческой жизни.
Материалы и методы. С целью изучения состояния здоровья студенческой молодежи проведен социологический опрос 202 студентов ВосточноСибирского государственного университета технологий и управления по вопросам ЗОЖ. Вопросы анкеты были сгруппированы в блоки, отражающие их отношение к своему здоровью, знание основ здорового образа жизни (ЗОЖ).
Положительным фактором в формировании ЗОЖ является организация рационального питания. Немалая часть респондентов (44%) отметили, что питаются как придется. Как известно, ошибки питания не только взаимосвязаны, но и ведут к росту количества заболеваний связанных с пищеварением. К ошибкам можно отнести употребление продуктов «быстрого приготовления», сокращение количества приемов пищи максимум до трех раз.
Уже в течение многих лет во всем мире ведется борьба с курением. Курить уже не модно. Отрадным является факт, что по данным опроса есть желание бросить курить у 71,8% курящих студентов. На вопрос: «Курите ли Вы?» ответы распределились следующим образом: курят от случая к случаю 10%; курят постоянно14,4%. Основная часть респондентов (65,1%) впервые попробовали курить в подростковом возрасте (10-15 лет), хотя 6,6% попробовали вкус табака в раннем школьном возрасте. Причинами желания бросить курить явились в 33,7% случаев понимание того, что курение вредит здоровью. 16,8% респондентов отметили ухудшение здоровья и 9,9% -недовольство родственников, коллег по работе. Немалая часть (18,8%) студентов осознают, что надоело зависеть от вредной привычки; 16,8% пытаются таким образом сэкономить деньги, только 4% отметили влияние информационной деятельности о ЗОЖ. Тем не менее, все респонденты знают о вредном влиянии курения на здоровье.
Употребление несовершеннолетними алкогольных напитков и чрезмерное употребление в студенческой среде является социальной проблемой в России. Употребляют алкогольные напитки 61,9% респондентов. В структуре причин потребления спиртных напитков в молодежной среде превалируют такие как -поддержать компанию (30,3%), повысить настроение (25,4%), снять напряжение- стресс (18,8%). Кроме того, 12,3% опрошенных студентов выпивают по традиции, а также 3,5% - от безделья и 0,9% - по привычке, по другим причинам - 8,8%. И все-таки у 63% студентов, принявших участие в
335
опросе, появлялась мысль о сокращении употребления алкоголя.
Снимают напряженность студенты несколькими способами: общение -52,9%; выход на природу - 37,1%; спорт - 26,2%; чтение - 23,8%; посещение храма - 18,8%; физический труд - 17,3%; алкоголь - 14,3%, курение 8,4%. Данные опроса демонстрируют высокую распространенность негативных стереотипов поведения - каждый 6-ой из респондентов прибегают к алкоголю и каждый 7-ой к курению как способу снятия психо-эмоционального стресса.
Выводы: Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что ценностные ориентации, связанные со здоровьем и ведением ЗОЖ, в системе ценностей студента не занимают соответствующего места.
В общем виде им присущи наличие вредных привычек, недостаточный сон, низкая физическая активность, нерациональное питание, постоянный и периодический психо-эмоциональный стресс. При этом следует отметить, что, несмотря на довольно высокую распространенность вредных привычек среди студентов, большая часть из них пытается бороться с ними: 71,8% с курением и 63% с употреблением алкоголя.
Большую роль в формировании здоровьесберегающего мышления студента играет комплексная работа по формированию ЗОЖ в семье с привлечением различных общественных институтов. Необходимо воспитать в молодежной среде потребность в сохранении и укреплении здоровья.
Таким образом, проблема состояния здоровья студенческой молодежи является одной из самых актуальных для общества в целом и для медицины и педагогики в частности.
Одной из самых актуальных на сегодняшний день проблем является психологическая профилактика употребления алкоголя среди молодежи, наглядные примеры социальных и медицинских последствий потребления алкоголя также эффективно воздействуют на сознание молодых людей.
Литература
1. Киршин Н.М., Косырев С.В., Свитнев А.И. и др. Актуальные вопросы преподавания дисциплины «безопасность жизнедеятельности» в классических университетах России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 11: Медицина. 2014. № 3. С. 216-222.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, вредные привычки, здоровье студентов, профилактика алкоголизма и табакокурения. Keywords: healthy lifestyle, bad habits, health students.
336