Научная статья на тему 'Формирование здорового образа жизни советской молодежи в 1920-1930-е годы'

Формирование здорового образа жизни советской молодежи в 1920-1930-е годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1465
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА / ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОСПИТАНИЕ / YOUTH / HEALTHY LIFE-STYLE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / NATIONAL PEDAGOGICS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сахаров Василий Александрович, Сахарова Л. Г.

Статья посвящена анализу социально-педагогических аспектов проблемы формирования здорового образа жизни у молодежи в Советской России в 20-30-е годы ХХ века в русле государственной политики, а также в теории и практике отечественной педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сахаров Василий Александрович, Сахарова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of healthy life-style of Soviet youth in 1920s-1930s years

The article considers analysis of social pedagogical aspects of problem of formation of healthy life-style in youth in the Soviet Russia in 1920-1930s years in the course of public policy and as well as in theory and practice of national pedagogics.

Текст научной работы на тему «Формирование здорового образа жизни советской молодежи в 1920-1930-е годы»

© Сахаров В.А., Сахарова Л.Г, 2015 УДК 614.2:616-084]:37

Сахаров В. А.1, Сахарова Л.Г.2 ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СОВЕТСКОЙ МОЛОДЕЖИ В 1920—1930-е ГОДЫ

1ФГБОУ ВПО "Вятский государственный университет", 610000, Киров, Россия; 2ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития, 610998, Киров, Россия

Статья посвящена анализу социально-педагогических аспектов проблемы формирования здорового образа жизни у молодежи в Советской России в 20—30-е годы ХХ века в русле государственной политики, а также в теории и практике отечественной педагогики.

Ключевые слова: молодежь; здоровый образ жизни; воспитывающая среда; отечественная педагогика; воспитание.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (2): 57—61.

Для корреспонденции: Сахаров Василий Александрович, vas701@rambler.ru

Sakharov V.A.1, Sakharova L.G.2 THE FORMATION OF HEALTHY LIFE-STYLE OF SOVIET YOUTH IN 1920S—1930s YEARS

1The Vyatka state university, 610000, Kirov, Russia;

2The Kirov state medical academy of Minzdrav of Russia, 610988, Kirov, Russia The article considers analysis of social pedagogical aspects of problem of formation of healthy life-style in youth in the Soviet Russia in 1920—1930s years in the course of public policy and as well as in theory and practice of national pedagogics.

Key words: youth; healthy life-style; educational environment; national pedagogics; education.

Citation: Problemi socialnoi gigieni, zdravokhranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (2): 57—61.

For correspondence: Sakharov Vasiliy, vas701@rambler.ru

Received 23.10.2014

Сегодня актуальность проблемы формирования здорового образа жизни в молодежной среде представляется очевидной. Это обусловлено прежде всего критическим состоянием физического и духовного развития молодого поколения.

Категория "здоровый образ жизни" включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, поддерживающих оптимальное качество жизни" [1].

Под здоровым образом жизни следует понимать "процесс соблюдения человеком определенных норм, правил и ограничений в повседневной жизни, способствующих сохранению здоровья, оптимальному приспособлению организма к условиям среды, высокому уровню работоспособности в учебной и профессиональной деятельности" [2].

К основным компонентам здорового образа жизни относятся: рациональное питание, быт, организация труда и отдыха, профилактика вредных привычек [3], физическая культура [4], оптимальный двигательный режим, выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания, этические ценности человека [5].

Состояние здоровья населения, в первую очередь детей и молодежи, — важнейший показатель благополучия общества и государства. Поэтому укрепление здоровья населения, существенное снижение уровня социально значимых заболеваний, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни — одна из приоритетных задач демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.

Кроме того, в ряде постановлений, принятых в первой декаде XXI века Министерством образования РФ, "... наличие элементов спортивно-оздоровительной работы, пропаганды и внедрения физической культуры и здорового образа жизни" [6] отмечено среди важнейших педагогических задач.

Таким образом, в начале XXI века в Российской Федерации одним из приоритетных направлений воспитания и социализации подрастающего поколения в целом является формирование здорового образа жизни.

В то же время этот процесс не может осуществляться без преемственной связи с прошлым социально-педагогическим опытом, с тем, что накоплено на всех этапах развития отечественного образования и педагогической мысли. Именно поэтому педагоги, социальные работники, руководители образо-

вательных учреждений в поиске новых подходов к решению данной задачи обращаются к историко-педагогическому опыту.

В связи с этим нам представляется необходимым проанализировать в данной статье основные социально-педагогические тенденции воспитания традиций здорового образа жизни у советской молодежи в 1920—1930-е годы, так как именно в этот период данный вопрос начинает целенаправленно решаться на государственном уровне.

Воспитание здорового образа жизни в первые десятилетия советской власти — обеспечить наиболее гармоничное, правильное, здоровое развитие молодежи — стало одной из приоритетных государственных задач, решение которой строилось на марксистской идейно-политической и социально-педагогической основе (В.И. Ленин, Н.К. Крупская и др.). Оно включало заботу как о физическом, так и о духовном здоровье подрастающего поколения.

В 1918—1919 гг. государством формируется и новая воспитательная система в контексте главной цели — всестороннего развития личности нового типа, направленного на умственное, нравственное, физическое, трудовое воспитание молодого поколения.

Педагогическая разработка теоретических проблем организации образования, обучения и воспитания была сконцентрирована преимущественно в рамках деятельности научно-педагогической секции ГУС, созданной в 1921 г. и возглавлявшейся Н.К. Крупской. В составе научно-педагогической секции ГУС насчитывалось до 50 человек [7], среди которых можно назвать психолога и педагога П.П. Блонского (1884—1941), А.П. Пин-кевича (1884—1939), который был одним из первых теоретиков советской педагогики, и др. К числу известных педагогов рассматриваемого периода можно отнести также С.Т. Шацкого, В.Н. Сороку-Росинского, А.С. Макаренко.

В их педагогических работах и опыте нашли отражение идеи формирования многих компонентов здорового образа жизни (физическая культура, выполнение требований санитарии и гигиены, профилактика вредных привычек, оптимальный режим организации труда и отдыха и т. п.) у детей, подростков и молодежи в контексте решения общих задач воспитания.

Физическая культура

Внедрению здорового образа жизни способствовала организация досуга молодежи, а именно занятий спортом, физкультурой, экскурсий и экспедиций, овладение достижениями в обла-

сти науки и техники, организация массовок, хорошо поставленных, продуманных от начала до конца, чтобы не было сутолоки, беспорядка, чтобы был отдых, а не усталость.

Образовательным учреждениям в плане формирования здорового образа жизни идейно-политическими органами давались следующие установки. Забота об укреплении здоровья молодежи. Работа секций: стрелковой, легкоатлетической, водного спорта, спортивно-массовых игр. Массовые мероприятия: прогулки на дачу, экскурсии в город, музей, фабрики, вечера физкультуры.

Идеи формирования здорового образа жизни нашли отражение и в работах известного русского педагога В.Н. Сороки-Росинского. В 1920 г. В.Н. Сорока-Росинский возглавил школу им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых детей и проявил себя как выдающийся педагог-гуманист. Им были выработаны и сформулированы принципы новой педагогики коллектива как наиболее необходимого инструмента для воспитания трудновоспитуемых детей.

Говоря о роли физического воспитания в процессе всестороннего развития личности, педагог отмечал следующее: "...тренировка, физическая и нравственная, и подразумевает следующее: 1) неприятие данного, сущего и 2) подготовку к будущему, к должному и идеальному. Современный английский спортсмен-студент, ежедневно тренирующийся до седьмого пота с усердием, которое сделало бы честь любому монаху средневековья, современный французский студент, становящийся трезвым и целомудренным по принципу, — все они считают, что настоящие цели их жизни находятся впереди, они не приемлют в этом смысле ни своей психики, ни своей физической организации, но находят их ниже того, чем они должны бы быть, — и нещадно их тренируют; они истязуют свою плоть — дряблые мускулы, слабое сердце, вялые, с неглубоким дыханием легкие — непрестанно, упорно, с неослабным вниманием, пока не добьются того, что мускулы их окрепнут и приобретут упругость стали, а сердце и легкие совершенно не напоминают о себе при самых трудных и утомительных упражнениях. Здесь цель тренировки сводится к тому, чтобы превратить грешное, распущенное, склонное к вялости и к неге, склонное к своим собственным наслаждениям тело просто в послушное орудие воли, в покорного, беспрекословного исполнителя всех велений духа" [8].

А.С. Макаренко физическое развитие воспитанника рассматривал в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности с развитием нравственным. " Неправильно думать, что в трудовом воспитании развиваются только мускулы или внешние качества — зрение, осязание, развиваются пальцы и т. д., — писал педагог-новатор. — Физическое развитие в труде, конечно, тоже имеет большое значение, являясь важным и совершенно необходимым элементом физической культуры. Но главная польза труда сказывается в психическом, духовном развитии человека. Это духовное развитие и должно составить главную особенность человека" [9].

Профилактика вредных привычек. Выполнение требований санитарии, гигиены

В рассматриваемый период в деле профилактики вредных привычек первостепенное значение уделялось идейно-просветительской работе. Широко использовались такие массовые формы работы, как привлечение средств массовой информации, вовлечение молодежи в работу общественных объединений. Среди наиболее эффективных методов работы следует отметить критику негативных явлений в молодежной среде и демонстрацию позитивного опыта воспитания здорового поколения советской молодежи.

Во всесоюзных периодических изданиях регулярно публиковались статьи, ориентирующие молодежь на отказ от вредных привычек: "От запрета самогона, перейти к запрету горькой. Методы: ограничение количества алкоголя. Не разрешать продажу в общественных местах, в буфетах, театре, кино" [10].

Один из главных идеологов воспитания советской молодежи в первые послереволюционные десятилетия Е. Ярославский (Губельман) отмечал, что неряшливость — наследие тех материальных условий, в которых жили и частично живут комсомольцы. Грязь в квартире, негигиенические условия — наследие годов нищеты, лишений, империалистической и гражданской войн. Надо объявить решительную борьбу за чистоту, за чистый воздух, за чистый пол, за красоту помещения, в котором живет

и работает, учится и развивается молодежь. Данная позиция находила отклик в молодежной среде.

Похожие мысли мы встречаем позднее в сочинениях А.С. Макаренко: "Если в квартире идеальная чистота, если нет лишних вещей и если вы поддерживаете порядок, у вас ребенок не может быть очень плохим. Внешний порядок, к которому вы приучаете ребенка с самого раннего возраста, формирует его, заставляет его предъявлять к себе большие требования, — отмечал он. — К сожалению, такой внешний порядок мне не очень часто приходилось наблюдать в тех семьях, куда меня приглашали. Как же вы можете воспитывать ребенка, живое существо, человека, советского гражданина, если вы не способны организовать десяток неодушевленных предметов в вашей квартире? <...> Пришел я к ребенку домой. Беспорядок ужасный. Просто бедлам. Три комнаты. Половина мебели поломана. За окнами мухи валяются с 1930 г. Кругом толстый слой пыли. Какой же воспитательный процесс может быть в этой пыли, в этой свалке вещей, которую никто не разбирает, о которой никто не заботится?" [9].

Органы образования и медицинские учреждения большое внимание в молодежной среде уделяли профилактике заболеваний, особенно инфекционных. Так, профилактика венерических заболеваний была тесно связана с духовно-нравственным воспитанием молодежи. В немалой мере этому способствовал кризис в области нравственного воспитания в Советской России, характерный для переходного период 1918—1920 гг. По словам А.А. Гусейнова, "в первых после победы революции партийных документах вообще не употреблялись слова "мораль", "нравственность". Они казались ненужными, какой-то мишурой, которая, вообще говоря, не имеет никакого значения, только в дальнейшем возвратились к этим понятиям, хотя больше на словах, чем на деле" [11]. Эти кризисные явления отразились и в теоретической педагогике. Так, в начале 1920-х годов психоневролог А.Б. Залкинд в книгах "Очерки культуры революционного времени" (1924), "Революция и молодежь" (1925) пытается полностью, революционным путем сменить моральные устои общества, разрушив, в частности, и религиозные заповеди. В книгах говорится о том, что не надо чтить таких родителей, которые не понимают значения революции. О том, что половая жизнь — неотъемлемая часть боевого арсенала пролетариата, а выбор спутника жизни должен определяться классовой полезностью и т. д. [12].

Как бы заочно полемизируя с данной точкой зрения, классик советской педагогики А.С. Макаренко подчеркивал, что "в воспитании чувства любви "значительным и мудрым будет каждое слово, сказанное вовремя, экономное и серьезное слово о мужественности и целомудрии, о красоте жизни и ее достоинстве, то слово, которое поможет родиться будущей большой любви, творческой силе жизни" [9]. "Половое воспитание по существу и должно быть воспитанием именно этой большой любви, т.е. большого и глубокого чувства, чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд. И в представлении нашей молодежи только с такой любовью и может быть связана половая жизнь, наши юноши и девушки должны сознавать, что свою любовь, свое счастье они могут реализовать только в семье" [13].

С целью излечения молодежи и привлечения к социально-полезной деятельности создавались специальные бесплатные профилактории. Заботу о здоровье молодежи проявляло руководство учебных заведений. Например, ректор университета имени Я. Н. Свердлова регулярно обращался с ходатайствами в ЦК РКП(б) о содействии 3 курсов в поездке на Рижское побережье для поправки здоровья по прилагаемой копии заключения врача. Эффективность работы советских органов в данном направлении подтверждают следующие факты: кокаинистка, морфинистка, венеричка, до крайности социально запущенная с группой своих подруг закрепилась в московском профилактории; за 4 года ликвидировала свою неграмотность, закончила школу 1-й ступени, освоила литейное производство, стала ударницей.

Следует отметить, что положительный педагогический результат не всегда сопутствовал подобным начинаниям. А.С. Макаренко иронически говорил в одной из своих работ: "Я знаю такой случай, когда одна ученица обкрадывала других, и тогда всем синклитом постановили: отправим ее в летний санаторий, она отдохнет и исправится. Но она научилась там танцевать фокстрот и приехала такой же, как была" [14].

Оптимальный двигательный режим. Рациональная организация труда и отдыха

В жизни трудовой колонии, руководимой А.С. Макаренко, одной из ведущих тенденций было формирование здорового образа жизни через педагогическую организацию среды: "<1927 г.> В колонии уделяется исключительное внимание санитарии и гигиене, красоте быта и отдыха. Праздничную нарядность территории и помещениям придает обилие цветов. Утренняя физзарядка, выход на работу и возвращение с работы проводятся под духовой оркестр. В субботние и воскресные дни организуются выходы в город за 8—10 километров в походном порядке, встречи, гулянья в лесу, военные игры на местности ... Работают кружки: хор, авиамодельный, стенографии, сказочников, литературно-театральный, немецкого языка, резьбы по дереву, военно-физкультурный и "кружок для тех, кто не участвует ни в каком кружке". Из подвижных игр в колонии популярны футбол, городки, лапта, крокет ... оригинальные игры — многоборья. Создаются также различные игры-аттракционы, литературно-театральные и настольные военные игры. В колонии есть спортивный городок, проводятся соревнования пловцов, шахматистов [15].

Важно отметить, что игре как педагогическому методу формирования здорового образа жизни в работах и опыте педагогов-новаторов рассматриваемого периода уделяли особое внимание. "Естественная жизнь ребенка наполнена игрой, и игра является великой учительницей ребенка, — отмечал П. П. Блонский. — В играх развиваются органы движений и ощущений ребенка, его внимание и воображение, сметливость и догадливость, подражание и творчество, социальные чувства, ... и т. д." [16].

"Игра — это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества, — вторит ему С.Т. Шацкий [17] ... Игра затрагивает разнообразные впечатления, которые выливаются у него в определенных движениях, необходимых ему, как воздух, как пища" [17].

Использование игрового начала в обучении и воспитании учащихся лежало в основе работы школы им. Ф.М. Достоевского, возглавлявшейся В.Н. Сорокой-Росинским. По его мнению "... без игры ребенок не может нормально расти и развиваться, так же как и нормальный взрослый человек без труда. Игра для ребят не забава, а естественное превращение их духовных и физических сил в действия, в вещи. Это потребность их организма. Энергия ребенка требует выхода, и он играет. Младшие и средние классы школы — это еще время упоительных игр. Лишь в конце этого периода игра разбивается на два русла, переходя в труд в его настоящем значении и в спорт, эту игровую модификацию труда" [8].

А.С. Макаренко, анализируя свой богатый педагогический опыт, приходит к подобным же выводам, отмечая, что "игра ... в жизни ребенка имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре" [9].

Определенное значение в плане приобщения к здоровому образу жизни у молодежи имели экскурсии. Туризм ставил задачей более разумное использование досуга молодежи, через экскурсии, дальние путешествия, с целью ознакомления туристов-экскурсантов с местными достопримечательностями, сельским хозяйством".

С.Т. Шацким экскурсии оценивались как средство всестороннего развития воспитанников. В школах опытной станции широко практиковались прогулки, экскурсии на природу. Впечатления от прогулок оформлялись в сочинениях [18]. Примером большого образовательного и воспитательного значения экскурсий может служить поездка в 1921 г. на Север, в Архангельск и на Пинегу. <...> Путешествие по Северной Двине, красота пейзажей, знакомство с жизнью и бытом народа Пинежья, с замечательными песнями и сказаниями этого края, своеобразие и красота северных лесов не только имели огромное познавательное значение, но и сыграли большую роль в эстетическом развитии ребят [18].

Таким образом, в советской педагогике того периода формирование здорового образа жизни рассматривалось как компонент реализации генеральной цели воспитания — всестороннего развития личности ребенка. Ведущими методическими положениями, с позиций педагогического целеполагания, стали новаторские идеи организации воспитывающей среды, а также

коллективной деятельности воспитанников (учебной, игровой, трудовой).

Анализ социально-исторических источников позволяет сделать вывод об особом внимании государства к следующим направлениям формирования у советской молодежи здорового образа жизни: приобщение к активным занятиям физкультурой и спортом, развитие навыков соблюдения личной гигиены и гигиены жилища, профилактика заболеваний в молодежной среде, борьба с вредными привычками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы: Методическая библиотека. М.: АРКТИ; 2003.

2. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. Ставрополь: Издательство СГУ; 2001.

3. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена. М.: ФкиС; 1990.

4. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни. Теория и практика физической культуры. 1994; 4: 3—5.

5. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М.; 1982.

6. Решение коллегии Министерства образования России "Об итогах реализации программы развития воспитания в системе образования России на 1999—2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002— 2004 годы. М.; 2000.

7. История педагогики. Часть 2. С XVII в. до середины ХХ в. / Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ "Сфера"; 1997.

8. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика; 1991.

9. Макаренко А.С. Сочинения: в 7тт. Т. 4. М.: Изд. АПН; 1957.

10. На борьбу с алкоголизмом. Правда. 1925; 267.

11. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. М.: Знание;

1989.

12. Залкинд А.Б. Революция и молодежь. Л.; 1925.

13. Павлова М.П. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. М.: Высшая школа; 1980.

14. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 тт. Т. 5. М.: Изд. АПН; 1957.

15. Организация воспитательного процесса в практике А.С. Макаренко / Под ред. В.А. Сластенина и Н.Э. Фере. Горький; 1976.

16. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. Т. 1 / Под ред. А.В. Петровского. М.: Педагогика; 1979.

17. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4 тт. Т. 2. М.; 1962.

18. Опыт педагогической деятельности С.Т. Шацкого / Под ред. В.Н. Шацкой, Л.Н. Скаткина. М.: Педагогика; 1976.

Поступила 23.10.2014

REFERENCES

1. Smirnov N.K. Health Saving Educational Technologies in the Work of Teachers and Schools: Methodological Library [Zdorov'esberegayushchie obrazovatel'nye tekhnologii v rabote uchitelya i shkoly]. Moscow: ARKTI; 2003. (in Russian)

2. Luk'yanenko V.P. Physical С^Шк: the Foundations of Knowledge: A Manual [Fizicheskaya kul'tura: osnovy znaniy]. Stavropol': Izdatel'stvo SGU; 2001. (in Russian)

3. Laptev A.P., Polievskiy S.A. Hygiene [Gigiena]. Moscow: FkiS;

1990. (in Russian)

4. Bal'sevich V.K., Lubysheva L.I. Values of physical culture in a healthy lifestyle. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury. 1994; 4: 3—5. (in Russian).

5. Lisitsyn Yu.P. Lifestyle and Health of People [Obraz zhizni i zdorov'e]. Moscow: 1982. (in Russian)

6. The Decision of the Collegium of the Ministry of Education of Russia "About the Results of the Program of Development of Education in the Education System of Russia in 1999—2001 Years and on the Main Directions of Development of Education in the Education System, 2002—2004. Moscow; 2000. (in Russian)

7. History of Pedagogy. Part 2. From the Seventeenth Century Until the Nid-twentieth Century [Istoriyapedagogiki] / Ed. A.I. Piskunov. Moscow: TS "Sfera"; 1997. (in Russian)

8. Soroka-Rosinskiy V.N. Pedagogical Works [Pedagogicheskie so-chineniya]. Moscow: Pedagogika; 1991. (in Russian).

9. Makarenko A.S. Works in 7 Volumes [Sochineniya]. V. 4. Moscow: APN; 1957. (in Russian)

10. To combat alcoholism. Pravda. 1925; 267. (in Russian)

11. Moral Education: the Search for New Approaches [Nravstvennoe vospitanie: poiski novykh podkhodov]. Moscow: Znanie; 1989. (in Russian)

12. ZalkindA.B. Revolution and Youth [Revolyutsiya i molodezh']. Leningrad; 1925. (in Russian)

13. Pavlova M.P. The Pedagogical System of A.S. Makarenko and Modernity [Pedagogicheskaya sistemaA.S. Makarenko]. Moscow: Vys-shaya shkola; 1980. (in Russian)

14. Makarenko A.S. Works in 7 Volumes [Sochineniya]. V. 5. Moscow: APN; 1957. (in Russian)

15. The Organization of Educational Process in the Practice of A.S. Makarenko [Organizatsiya pedagogicheskogo protsessa v praktike A.S. Makarenko] / Ed. V.A. Slastenin, N.J. Fere. Gor'kiy; 1976. (in Russian)

16. Blonskiy P.P. Selected Psychological and Pedagogical Works in 2 Volumes [Izbrannye pedagogicheskie i psikhologicheskie sochineniya]. Vol. 1 / Ed. A.V. Petrovskiy. Moscow: Pedagogika; 1979. (in Russian)

17. Shatskiy S.T. Pedagogical Works in 4 Volumes [Pedagogicheskie sochineniya]. V. 2. Moscow; 1962. (in Russian)

18. The Experience of Pedagogical Activity of S.T. Shatskiy [Opyt pedagogicheskoy deyatel'nosti S.T. Shatskogo] / Ed. V.N. Shackaya, L.N. Skatkin. Moscow: Pedagogika; 1976. (in Russian)

© Егорышева И.В., 2015 УДК 614.2:616.89-082]:93

Егорышева И. В.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ЗЕМСКОЙ МЕДИЦИНЕ (к 150-летию земской реформы)

Национальный научно-слледовательский институт общественного здоровья им. Н.А. Семашко, 105064, Москва, Россия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начало организации лечебных учреждений для душевнобольных в России было положено приказами общественного призрения в конце ХУШ века. После введения земского самоуправления в 1864 г. лечебные учреждения приказов были переданы земским организациям. С этого времени психиатрические отделения земских губернских больниц стали выделяться в самостоятельные учреждения во главе с врачами-психиатрами, увеличилось число психиатрических коек, широкое распространение в земских психиатрических больницах получили методы нестеснения душевнобольных, трудотерапия. В 1884 г. в Тверской губернии открылась первая загородная колония для призрения душевнобольных-хроников. К началу XX века земская психиатрическая помощь превратилась в самостоятельный специализированный вид медицинской помощи, оказываемой в стационарах и во внебольничных условиях (деревенский патронаж).

Ключевые слова: психиатрическая помощь, земство, колонии для душевнобольных, психиатрические больницы, семейный патронаж.

Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 22 (1): 60—64.

Для корреспонденции: Егорышева Ирина Валентиновна, institute@mail.ru

Egorisheva I.V.

THE ORGANIZATION OF PSYCHIATRIC CARE IN ZEMSTVO MEDICINE (TO 150th ANNIVERSARY OF THE ZEMSTVO REFORM)

The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064, Moscow, Russia In Russia, the organization of curative institutions for insane persons was initiated by prikaz (department) of public charity in the end of XVIII century. After the zemstvo self-government was introduced in 1864, curative institutions were assigned to zemstvo organizations. Since that time, psychiatric departments of zemstvo gubernia hospitals began to be selected as independent institutions headed by psychiatrists. The number of psychiatric beds augmented. Such methods as non-constraint of insane patients and occupational therapy received wide propagation in zemstvo psychiatric hospitals. In 1884, the first suburban colony for charity of chronically insane persons was organized in the Tverskaia gubernia. Up to beginning of XX century zemstvo psychiatric care transformed into independent specialized type of medical care provided in hospitals and in out-patient conditions (rural patronage). Keywords: psychiatric care; zemstvo; colony for insane persons; psychiatric hospital; family patronage.

For citation: Problemi socialnoii gigieni, zdravoohranenia i istorii meditsini. 2015; 23 (1): 60—64.

For correspondence: Egorisheva Irina, institute@mail.ru

Received 26.06.2014

С отменой крепостного права и введением "Положения о губернских и уездных земских учреждениях"(1864) в 34 губерниях Европейской России была создана система медико-санитарной помощи сельскому населению — земская медицина. Земской медициной были сформулированы передовые принципы охраны здоровья населения, создана сеть лечебных учреждений, а также санитарная организация, с которой тесно связано развитие в России санитарной статистики. Земской медицине также принадлежат большие заслуги в развитии специализированной помощи сельскому населению и в первую очередь — в организации психиатрической помощи.

Первые лечебные учреждения в России для душевнобольных с конца XVIII века создавались приказами общественного призрения, и в 1852 г. их число достигло уже 50. Однако ревизии Министерства внутренних дел установили, что эти учреждения "находятся в крайнем неустройстве и совершенно неудобны для призрения умалишенных; самые заведения не представляют никаких к тому способов, так и по недостатку врачей-психиатров. От того их следует считать скорее местами заключения, чем местами пользования..." [1].

В 1844 г. правительством было принято решение о строительстве в крупных городах окружных психиатрических лечебниц на

100—250 коек для обслуживания 6—7 губерний. В 1869 г. открылась первая окружная психиатрическая лечебница в Казани на 200 коек, устроенная согласно современным требованиям медицины, предъявляемым к психиатрическим лечебным учреждениям. Строительство оказалось дорогостоящим, а доставка больных из других губерний — весьма затруднительной, потому к 1908 г. было построено только 5 окружных больниц.

Первыми земскими лечебными учреждениями стали переданные земствам согласно Сенатскому указу от 9 февраля 1867 г. больницы приказов общественного призрения, в том числе предназначенные для лечения душевнобольных, на 1167 коек. Число психиатрических коек в земских губерниях в первые годы значительно колебалось и составляло от 6 в Олонецкой губернии до 60 в Костромской, Орловской, Пермской, Харьковской, 70 в Полтавской губернии [2]. Из-за малого числа коек в больницы приходилось принимать лишь пациентов с острыми душевными расстройствами. В Московской и Петербургской губерниях психиатрические учреждения отошли к городским управлениям, в результате чего земские губернские организации этих губерний были вынуждены арендовать койки в городских больницах.

Дома умалишенных, доставшиеся губернским земствам от приказов, а также психиатрические отделения в соматических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.