ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ
Корнильцева Ольга Станиславовна Российский государственный геологоразведочный университет им. Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ), г. Москва, Россия
THE FORMATION OF HEALTH SAVING EDUCATIONAL SPACE IN
TECHNICAL COLLEGES
Korniltseva Olga Stanislavovna Russian State Geological Prospecting University them. Sergo Ordzhonikidze (MGRI-RGGRU), Moscow, Russia
Аннотация. В современных условиях актуальна проблема формированияздоровьесберегающего образовательного пространства в технических вузах. Приоритетом является построение системы, способной сочетать традиции и инновации в сфере физической культуры и спорта, внедрение здоровьесберегающих технологий в среду социализации студентов и др.
Summary. There is very actual problem of forming health supporting educational area in technical universities now dais. In modern conditions the main priority is considered in building of the system in which traditions will be combined with innovations in the field of physical culture and sport and also introduction healthy technologies into environment of socialization students, etc.
В рамках компетентностного подхода профессиональной подготовки специалистов технических вузов возникает необходимость создания условий поддержания и укрепления здоровья студентов в период их обучения, которые соответствовали бы современным стандартам /4,6,9/.
Основные направления формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в технических вузах:
1. Нормативно-правовая регламентация и информационная база данных
2. Организационно-управленческая и финансово-материальная база
3. Физическая культура, как система, объединяющая физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладную физическую подготовку, адаптивную и оздоровительную физическую культуру
4. Создание Центров здоровья, внедрение здоровьесберегающих технологий, повышение мотивации на сохранение собственного здоровья и ЗОЖ субъектов вузов
5. Эколого-психологическая безопасность учебно-воспитательного процесса и социально-психологическое сопровождение студентов
6. Систематическое повышение квалификации ППС и сотрудников вузов
7. Межсекторное сотрудничество и развитие социального партнерства
К факторам мезосреды высших учебных учреждений относятся не только интеллектуальные ресурсы студентов, но и качество их здоровья /6/. Влияние различных социально-психологических и экологических факторов на состояние здоровья студентов в возрасте 18-25 лет считается доминирующим в образовательной среде. В этом случае становится важной не только генетическая и эпигемная, но и этнокультурная программа развития. Психологический климат становится условием формирования личности, который в свою очередь зависит от предметно-практических и организационно-управленческих условий совместной деятельности /3,6/.
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования.
Основными компонентами здоровьесберегающих технологий являются:
- аксиологический (осознание ценности здоровья);
- гносеологический (приобретение необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познание своих потенциальных возможностей);
- здоровьесберегающий (система ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма);
- экологический (учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человека определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами);
- физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
Выделяют следующие основные функции здоровьесберегающих технологий:
- Формирующаяосуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе лежат наследственные качества, предопределяющие физические и психические свойства. Дополняют социальные факторы, ближайшее окружение, учебная деятельность, природная среда.
- Информативно-коммуникативная обеспечивает трансляцию опыта ведения зОж, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующей бережное отношение к здоровью и жизни.
- Диагностическая осуществляет мониторинг развития на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и
направленность действий с природными возможностями, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса.
- Адаптивная предполагает воспитание направленности на ЗОЖ, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость кразличного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды, обеспечивает адаптацию к социально-значимой деятельности.
- Рефлексивная заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и преумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
- Интегративная объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья молодого поколения.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
- по характеру деятельности (здоровьесберегающие технологии могут быть как частные, так и комплексные);
- по направлению деятельности выделяют частные и комплексные; среди частных выделяют медицинские, образовательные, социальные, психологические, а к комплексным относят технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные), педагогические, содействующие здоровью, технологии, формирующие здоровый образ жизни.
Типы технологий:
- здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания);
- оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия);
- технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы социогуманитарного цикла);
- воспитание культуры здоровья (мероприятия, направленные на формирование здоровьесберегающих компетенций у студентов и сотрудников вузов).
Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности студентов технических вузов в образовательный процесс:
- внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового и доступного питания;
- технологии, предлагающие пассивную позицию: фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и пр.;
- технологии, предполагающие активную субъектную позицию студентов: различные виды гимнастики, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья /9/.
Физическая культура, как система, объединяющая физическое воспитание, спорт, профессионально-прикладную физическую подготовку, адаптивную и оздоровительную физическую культуру, в своей концептуальной основе несет не только решение задач развития, функционирования и совершенствования моторно-функциональных качеств (способностей), формирования двигательных навыков, но и направлена на укрепление здоровья, закаливания организма, повышение устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов природной среды и профессиональной деятельности человека /3/.
В рамках дисциплины «Физическая культура» у выпускников технических вузов должны быть сформированы компетенции, позволяющие владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, иметь готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.
Интенсивно развивающаяся такая отрасль физической культуры, как кинезиология, интегрирующая в единое целое биологию, психологию, биомеханику, педагогику и другие науки, способствующие формированию, анализу, познанию, конструированию и планированию двигательных заданий /5/, также предполагает в своем компонентном составе технологии, содержащие средства, несущие современному человеку оздоровительную функцию. К ним Горелов А.А. и др. относят физкультурные технологии, которые проецируются исследователями как компонент кинезиотерапии /1/.
Проектирование и реализация физкультурно-оздоровительного компонента в условиях учебно-воспитательного процесса по физической культуре является одним из приоритетных направлений в решении задач сохранения и укрепления здоровья студентов /8/, а имеющиеся возможности при рациональной организации здоровьесберегающего образовательного пространства могут быть использованы с максимальной эффективностью. Однако практически невозможно создать единый аналог формирования здоровьесберегающего образовательного пространства в технических вузах страны, поскольку в научно-исследовательских, образовательно-просветительских, профилактических и экологических программах необходимо учитывать огромный спектр специфических проблем (климат, природно-географические условия, история, а также образовательная, демографическая, социальная и функционально-этническая структура населения).
Также не следует забывать и о ценностном потенциале спорта. Спорт в современном обществе отражает одну из форм культуры, способствует максимальному развитию и проявлению физических, психических и духовных качеств человека. Стоит отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных способностей человека.
Спорт в узком смысле - собственно-соревновательная деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера унифицированного соревнования человеческих возможностей. Стоит отметить значение накопленного в спорте опыта познания резервных способностей человека.
Спорт в широком понимании - это собственно-соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности. В зависимости от цели и контингента, занимающихся спорт подразделяют на массовый и спорт высших достижений.
С позиции воспитательного процесса приоритет должен отдаваться освоению ценностей физической культуры, в первую очередь в связи с познанием исторического и гуманистического потенциалов олимпийского движения. Поскольку олимпийская культура несет в себе исторический, мировоззренческий, аксиологический потенциалы, то и возрастает роль олимпийского образования, содержание которого, как правило, определяется освоением ценностей олимпийской культуры.
В программе олимпийского образования студенческой молодежи следует выделять три основных направления:
1.познавательное - формирование знаний об олимпийских играх, истории олимпийского движения, о гуманистических идеалах и ценностях олимпизма;
2.мотивационное - формирование интереса к спорту, потребности в спортивных занятиях, стремление к достижению спортивного результата;
3.практическое - формирование умений и навыков для практического освоения принципов и ценностей олимпизма путем активного участия детей и молодежи в традиционных и нетрадиционных моделях физкультурно-спортивной деятельности (спортивных соревнованиях, спартанских играх, культурно-спортивных мероприятиях).
Трансляция олимпийской культуры через систему образования будет служить интеграции спорта, образования, здорового стиля жизни и сближению людей в духе олимпизма. Итак, выполняя «пионерскую функцию» познания человеческих возможностей, спорт также несет в себе одну из самых важнейших и незаменимых социальных ценностей /7/. При характеристике социальной ценности спорта важно иметь в виду его немалое экономическое значение. С целью эффективной реализации данной концептуальной линии предполагается ранжирование проблем по степени важности, поскольку их решение во многом зависит от возможности финансирования. Источниками финансирования могут быть бюджетные и внебюджетные средства вуза, спонсорская помощь, средства различных грантов и целевых программ, др.
Таким образом, приоритетом формирования здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса в технических вузах является построение системы оздоровления студентов, способной сочетать традиции и инновации в сфере физической культуры и спорта, внедрять
здоровьесберегающие технологии в образовательное пространство, транслировать практический и научно-методический опыт имеющегося спортивно-профессионального потенциала в среду социализации студентов и др.
_Q
Список литературы
чу
1. Горелов А. А. Физкультурно-оздоровительные технологии как средство кинезиотерапии в образовательном пространстве вуза / А. А. Горелов, В. Л. Кондаков, О. Г. Румба. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/FVS/2012N6/p47-51.htm.
2. Егоров В. И. Критериальное оценивание и типология базовых компонентов проектирования физкультурно-оздоровительных технологий / В. И. Егоров. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskaya-kompetentnost-v-professionalnom-stanovlenii-spetsialista-fizicheskoy-kultury-i-sporta.
3. Еременко Т. Информационные ресурсы нового типа как фактор влияния на качество образования.// Alma Матер. - 2002. - № 3. - С. 8.
4. Зайцева Г. А. Развитие основ здоровьесберегающей компетенции у студентов на занятиях физической культурой / Сб. н-м статей: Физическая подготовка и спортивное совершенствование студентов МГРИ-РГГРУ. - Москва : изд-во МГРИ-РГГРУ, 2013. - С. 16-20.
5. Коренберг В. Б. Спортивная кинезиология признана - очередь за ее развитием //Культура физическая и здоровье. - 2012. - № 3 (39) - С. 72-79.
6. Кузьмина Н. В. (Головко - Гришина) Предмет акмеологии. - СПб : изд-во «Политехника», 2-е изд. - 2002. - 200 с.
7. Мальгинова Е. А. Формирование заинтересованности у студентов технического вуза к занятиям физической культурой / Е. А. Мальгинова, И. В. Чернышева, М. В. Шлемова, С. П. Липовцев // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - C. 101-102
8. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - Москва : АРКТИ, 2003. - 270 с.
9. Чепурных Е. Е. Социальная значимость здоровья в системе образования // Школа здоровья, 2002. - том 7. - № 2. - С. 8.
10. Мат-лы Всероссийского съезда «(Здоровое поколение - здоровая Россия». - Электрон. дан. - Режим доступа: www.zpzr.ru.
11. Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе -Электрон. дан. - Режим доступа: http://www. orenipk. ru/kp/distant/ped/ped/zdzb. htm/
СП
X References
1. Gorelov A. A. Sport and health technology as a means of physiotherapy in the educational space of the university / A. A. Gorelov, V. L. Kondakov, O. G Rumba. - Electron. Dan. - Access: http://lib.sportedu.ru/Press/FVS/2012N6/p47-51.htm.
2. Egorov V. I. Criteria-based assessment and typology of the basic components of the design of health and fitness technologies / V. I. Egorov. -Electron. Dan. - Access mode: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskaya-kompetentnost-v-professionalnom-stanovlenii-spetsialista-fizicheskoy-kultury-i-sporta.
3. Eremenko T. Information resources of a new type as a factor affecting the quality of education .// Alma Mater. - 2002. - № 3. - P. 8.
4. Zaitseva G. A. Development fundamentals of health-competence of the students in the physical education / Coll. n-m article: Physical fitness and sports perfection of students MGRI-RGGRU. - Moscow: Publishing House MGRI-RGGRU, 2013. - P. 16-20.
5. Korenberg V. B. Sport Kinesiology recognized - all its development // Physical Culture and Health. - 2012. - number 3 (39) - P. 72-79.
6. Kuzmina N. V. (Golovko - Grishina) Subject acmeology. - St. Petersburg: Publishing House "Politehnica", 2nd ed. - 2002. - 200 p.
7. Malginov E. A. Formation of interest among students of a technical high school for physical training / E. A. Malginov, I. V. Chernyshev, M. V. Shlemova, S. P. Lipovtsev // Successes of modern science. - 2012. - № 5. - C. 101-102
8. Smirnov N. K. Zdorovesberegajushchie educational technology and health psychology at the school. - Moscow : ARKTI, 2003. - 270 p.
9. Chepurnykh E. E. Social significance of health in the education system // School of Health, 2002. - Volume 7. - № 2. - P. 8.
10. Materials of the All-Russian Congress "Healthy generation - healthy Russia". - Electron. Dan. - Access: www.zpzr.ru.
11. The implementation of health-technology in the learning process -Electron. Dan. - Access: http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm/