Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВМФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВМФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
языковая компетентность / иностранный язык / междисциплинарный подход / специалист ВМФ / визуальные средства обучения / цифровизация / военно-профессиональная деятельность / language competence / foreign language / interdisciplinary approach / Navy specialist / visual learning tools / digitalization / military professional activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т П. Аванесова, Н А. Фаттахова

В данной статье обосновывается необходимость формирования языковой компетентности будущих специалистов военно-морского флота. В условиях современной обстановки формирование языковой компетентности актуализируется как необходимое условие устной и письменной речи на иностранном языке для специалистов военного дела. При анализе научно-методической и психолого-педагогической литературы уточнено и конкретизировано понятие «языковая компетентность» в системе военно-морского вуза; определены методы и средства обучения иностранному языку (ИЯ) с целью формирования языковой подготовки; при помощи опросника С. Ефремцева у обучающихся выявлен ведущий канал восприятия [1]. Авторы отмечают, что неотъемлемой составляющей формирования языковой компетентности становятся визуальные и цифровые средства обучения в рамках междисциплинарного подхода. В результате исследования была разработана и апробирована методика проектирования учебных видеоматериалов и применения их на практических занятиях посредством задействования учебно-тренировочных комплексов профилирующих кафедр военно-морского вуза для изучения информационных единиц будущей военной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т П. Аванесова, Н А. Фаттахова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE LANGUAGE COMPETENCE OF NAVY SPECIALISTS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

The article substantiates the necessity of formation of the linguistic competence in future Navy specialists. The authors emphasize that for the oral and written communication in a foreign language in the field of military professional activities in the modern environment, forming of language competence is a necessary tool. The analysis of scientific, methodological, psychological and pedagogical literature has clarified the concept of “language competence” in the military system; identified the methods and means of foreign language teaching that contribute to the development of language competence, taking into account a particular period of time and the leading channel of perception among the students by S. Efremtsev. The authors note that the visual and digital learning tools based on the interdisciplinary approach have become the integral part in development of the language competence. As a result of the research, a methodology for designing educational videos and using them during practical lessons is developed and tested, using the simulators of the naval profiling departments in order to study the engineering and technical equipment or phenomena related to the future professional activities of Navy specialists.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВМФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Редактор раздела:

ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет"

(г. Москва)

УДК 378

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Admiral F.F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia),

E-mail: avanesova1@mail.ru

Fattakhova N.A., senior teacher, Department of Foreign Languages, Naval Institute, Military Educatonal and Scientific Center "Naval Academy" n.a. N.G. Kuznetsov

(Saint Petersburg, Russia), E-mail: fatta-nata@yandex.ru

FORMATION OF THE LANGUAGE COMPETENCE OF NAVY SPECIALISTS IN CONDITIONS OF DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS. The article substantiates the necessity of formation of the linguistic competence in future Navy specialists. The authors emphasize that for the oral and written communication in a foreign language in the field of military professional activities in the modern environment, forming of language competence is a necessary tool. The analysis of scientific, methodological, psychological and pedagogical literature has clarified the concept of "language competence" in the military system; identified the methods and means of foreign language teaching that contribute to the development of language competence, taking into account a particular period of time and the leading channel of perception among the students by S. Efremtsev. The authors note that the visual and digital learning tools based on the interdisciplinary approach have become the integral part in development of the language competence. As a result of the research, a methodology for designing educational videos and using them during practical lessons is developed and tested, using the simulators of the naval profiling departments in order to study the engineering and technical equipment or phenomena related to the future professional activities of Navy specialists.

Key words: language competence, foreign language, interdisciplinary approach, Navy specialist, visual learning tools, digitalization, military professional activity

Т.П. Аеанесоеа, д-р пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: avanesova1@mail.ru

Н.А. Фаттахоеа, ст. преп., Военный институт (военно-морской) ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» имени Н.Г. Кузнецова, г. Санкт-Петербург,

E-mail: fatta-nata@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВМФ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В данной статье обосновывается необходимость формирования языковой компетентности будущих специалистов военно-морского флота. В условиях современной обстановки формирование языковой компетентности актуализируется как необходимое условие устной и письменной речи на иностранном языке для специалистов военного дела. При анализе научно-методической и психолого-педагогической литературы уточнено и конкретизировано понятие «языковая компетентность» в системе военно-морского вуза; определены методы и средства обучения иностранному языку (ИЯ) с целью формирования языковой подготовки; при помощи опросника С. Ефремцева у обучающихся выявлен ведущий канал восприятия [1]. Авторы отмечают, что неотъемлемой составляющей формирования языковой компетентности становятся визуальные и цифровые средства обучения в рамках междисциплинарного подхода. В результате исследования была разработана и апробирована методика проектирования учебных видеоматериалов и применения их на практических занятиях посредством задействования учебно-тренировочных комплексов профилирующих кафедр военно-морского вуза для изучения информационных единиц будущей военной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: языковая компетентность, иностранный язык, междисциплинарный подход, специалист ВМФ, визуальные средства обучения, цифровизация, военно-профессиональная деятельность

Актуальность темы вызвана потребностью формирования необходимых ключевых (общекультурных и военно-профессиональных) компетенций будущих специалистов ВМФ, неотъемлемым компонентом которых является соответствующий уровень языковой компетентности (ЯК).

Цель исследования состоит в формировании ЯК на основе проектирования учебных видеоматериалов, редактирования в рамках программного обеспечения «Библио» и применения новых видеоматериалов на занятиях.

Задачи исследования:

- раскрыть содержание понятия «языковая компетентность» будущего специалиста ВМФ;

- проанализировать систему формирования языковой компетентности специалиста ВМФ;

- разработать методику проектирования учебных видеоматериалов и применения их на занятиях;

- провести экспериментальную проверку разработанной модели и методики, апробацию, оценку эффективности.

Научная новизна заключается в выявлении методических особенностей формирования ЯК.

Теоретическая значимость состоит в понимании термина «языковая компетентность» для анализа системы их формирования у будущих специалистов ВМФ.

Практическая ценность видится в проектировании и применении визуальных средств обучения на базе учебно-тренировочных комплексов профилирующих кафедр.

Успех военно-профессиональной деятельности будущего военного специалиста ВМФ на современном этапе взаимодействия с другими государствами на иностранном языке зависит от формирования необходимых ключевых (общекультурных и профессиональных) компетенций, неотъемлемым компонентом которых является соответствующий уровень их подготовки. Это говорит об актуальности темы данного научного исследования, основанного на общекультурных и профессиональных знаниях, с целью решения типовых задач труда специалиста ВМФ, чья деятельность сопряжена с иностранных языком, связанным с вопросами безопасности страны и направлением развития государства [2].

Формирование ЯК является актуальным направлением, поскольку создает условия для повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования обучающихся в связи с реформированием системы военного образования в рамках цифровизации [3-4].

Цифровизация вклюнаетвсебя ресурсы(км. рис. 1):

Рис. 1. Ресурсы цифровизации

В настоящее время основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) ВМФ направлена на формирование способности и готовности выпускника выполнять свои инструкции не только на русском, но и на иностранном языке при общении в смешанном экипаже в объеме функциональных обязанностей, в ходе проведения радиосвязи при прохождении нейтральных вод. Здесь следует отметить научные работы О.В. Парахиной, О.В. Фадейкиной, В.В. Сафоновой, М.Ю. Королевой и др., посвященные ЯК [5-8]. Специфика военного дела заключает в себе развитие когнитивных способностей для осуществления действий при принятии единственно правильного решения профессиональной задачи труда (ПЗД) в определённой ситуации с учётом минимального периода времени в условиях иноязычного общения.

Одной из технологий цифровизации образовательного процесса при формировании ЯК профессионалов ВМФ, учитывая закрытый характер учебного процесса в военных вузах, является разработка интерактивных электронных учебных изданий, соответствующих требованиям Единого стандарта электрон-н ого учебника и функционирующих^ ПЭВМ,обучающихсяподуправление м отечественной упфркцииичо^иФтемыАБ^а Шпих [°]. ВцедренФоЦиТУхнолегий в чИраз оиакие авляетсатребованчтм фонквиВ жизни, поскольку проое социфуово й ниуннфармации оюватил кои сферы оеителюночоч,включаявооннцв обеазова-ние.

Эты нчвуо тохноцогчсоргапизфцииобразовательчсго гфоцессапол^ония ц ныиоення знаним и умений,ктыем числевы^^ме^^с яон1^о^ой подоотовки, уюююыва-ющая особенности современного поколения обучающихся (клиповое - образно-эчоционольноу вышнензе, инфороыбфв^lвчов моб^лочысть и в. д.)ы1печвуыяю-щеч увк^^ктиро^^"^^, андоонниукуюа, ичараллечьно фыц^1нвр^0Е^п^ у^юоэбку^ом-аоцднччocтаcпeцилистою В[ОЭ>во ясин1 нечееой фея-^еп^нес^т^и.

Мып^нолагаем для фови^1^ринин(^^ ЯК нэоцоыФистовВМФ в нИФОннях Ынфpовззбсинпpуыкокpoчвпаeyчыбнюч(вкдeoыaтepидыбвуoгыacнд оывзчаче-укемуг1лану свныведующнмкxппимeнывпeм оэ пуоктичлских занятиех (ыНЭ) или в процессе самостоятельного и дистанционного обучения в новой оболочке «Би-олиo>с.Bкoмовактвтoгpaмдыюro ыдecпnнвния<<Вкблаo>>кxoдят разлпро-гpцдмы,наопоыи юфи роизводить, проектировать и редактировать видео-

Грамматико-переводной

чтение и перевод текстов с иностранного языка на родной, затем - наоборот; объяснение грамматических явлений

Коммуникативный

определение базовых компонентов системы обучения: отбор, организация, презентация учебного материала, закрепление, тренировка, контроль

Сознательно-сопоставительный

осознание

обучающимися языковых явлений, опора на родной язык

Инновационный

сочетание многих способов, приемов, технологий, форм проведения ПЗ и средств визуализации, в том числе в интерактивном режиме, с учетом информационно-коммуникативных технологий,

цифровизации, творческих

способностей

обучающихся

Активный коммуникативный метод

Брифинги, Всеармейские олимпиады по ИЯ, Song Club, ДПО «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

материалы по изучаемой тематике, а также проводить текущии и промежуточный контроль в форме тестирования при помощи редакторов тестов.

В основе методики обучения ИЯ находятся научные труды отечественных и зарубежных ученых (Р.П. Мильруд, М.В. Кларин), посвященные как традиционным, так и инновационным составляющим, целью которых является формирование ЯК в области высшего образования военно-морского вуза [10; 11]. Особое внимание обращается на общедидактические, психологические, лингвистические и методические принципы обучения иностранным языкам, описанные в научных изысканиях таких авторов, как И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Е.Н. Солово-ва и др.) [12; 13; 14]. Специфика обучения в военно-морском вузе, совмещение служебной и образовательной деятельности в условиях сокращения учебных часов, отведенных на изучение иностранного языка, отсутствие языковой практики за рубежом учитывается в рамках теории коммуникативно-деятельностного, личностно ориентированного и проблемно-контекстного подходов. Определены методы обучения ИЯ на основе опыта педагогической деятельности профессор-ско-педагогического состава (ППС) кафедры иностранных языков (см. рис. 2).

Необходимо отметить, что данной методикой учитываются учебные и воспитательные цели обучения; возраст и уровень ЯК обучающихся; количество часов, отведённых на изучение аудиторной и самостоятельной подготовки. Считается, что каждый метод имеет свои положительные и отрицательные стороны, которые учитываются преподавателями при выборе подходов для формирования ЯК специалиста ВМФ.

В течение большого периода времени ведущими методами считались грам-матико-переводной, сознательно-сопоставительный, коммуникативный с точки зрения традиционных подходов. Они имели свои положительные результаты. Современные условия диктуют использование новейших технологий в обучении ИЯ, инновационных методов, приемов, форм проведения ПЗ с помощью средств визуализации. В основе этих методик находятся информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) для интерактивных режимов работы в рамках цифровизации образовательного процесса (программная среда «Библио»). Бесспорно, происходит развитие творческих способностей обучающихся.

Учитывая специфику строгого распорядка дня и отведения времени на подготовку к занятиям в военно-морском вузе, ППС кафедры приходится постоянно придерживаться положений руководящих документов Минобороны России, регламентирующих процесс обучения на высоком методическом уровне. Следовательно, формирование ЯК будущего военного специалиста с целью ведения успешной военно-профессиональной деятельности на ИЯ возможно за счет более активной интеграции инновационных методов обучения на основе традиционных. А также современная тенденция обучающихся к восприятию визуализированной и цифровой информации, изменения в образе познавательной деятельности и стиле мышления, использование символической коммуникации, где обучающиеся становятся больше «пользователями», а не слушателями [11], приводят к тому, что неотъемлемой составляющей процесса обучения становятся такие методы, которые включают в себя различные средства визуализации и цифровизации учебного материала.

Кроме того, мы определили ведущую перцептивную модальность обучающихся с первого курса по пятый при помощи опросника С. Ефремцева [1] для правильного подбора необходимого средства визуализации или педагогической опоры (см. рис. 3).

Рис.2.Методы обучения ИЯвсистемевысшего образования военно-морского вуза

Рис. 3. Типы ведущей перцептивной модальности обучающихся

Опираясь на исследования в области систем педагогических опор Е.И. Чирковой, Черновец Е.Г., Е.М. Зориной, подчеркивающих универсальность и междис-циплинарность данной системы, следует обратить внимание на педагогические опоры -«ориентиры»на всехэтапахпознавательной деятальности. Они приводят к концентрации своего внимания на существенном, помогая адаптировать и индивидуализировать процесс обучения. Диагностика перцептивной модальности пвыазала, нто ыедущпа тхы васпетятаы уЫольшвнвтваобтнающихвп- аудиои

визуалы. Хотя на старших курсах преобладающий тип - кинестетики. Определив ведущий канал восприятия, а также склонность обучающихся к конкретно-образному мышлению, решению визуальных задач, необходимо подобрать канал восприятия и запоминания учебного материала, представленного визуально [15].

На начальном этапе обучения курсантам могут быть представлены ИЕ в виде изображений, схем, фотографий, опорных конспектов, звуковых материалов для введения и закрепления. Практика показывает, что учебный процесс в военно-морском институте подчинён в определенной степени алгоритмизации и клишированию. Поэтому, являясь естественным инструментом для структурирования, восприятия и отработки учебного материала в неязыковом техническом институте, использование простых рисунков, диаграмм, облаков слов, интеллектуальных карт позволяет сделать учебный процесс, в том числе по дисциплине «Иностранный язык», более продуктивным и доступным.

На старших курсах целесообразно взаимодействовать с профилирующими кафедрами, используя их учебно-тренировочные комплексы (УТК) с целью закрепления терминологии по специальности на иностранном языке. Считаем целесообразным совместными силами преподавателя и обучающихся проектировать учебные видеофильмы на УТК профилирующих кафедр при изучении темы «Моя специальность». Ситуации, максимально приближенные к реальным условиям речевого (военно-профессионального) общения, способствуют изучению ЛЕИ -объектов, связанных с будущей профессиональной деятельностью в рамках иноязычного общения. Таким образом, подчёркивается эффективность средств аудиовизуального комплекса, способного поднять уровень учебно-познавательной мотивации и сформировать языковую компетентность. Также Е.И. Чиркова отмечает, что «действия влияют на мышление во всём и везде: при осуществлении разнообразных коммуникативных актов (в школе, в вузе, на работе, во взаимоотношениях с близкими). Память тела или, как ещё её называют, телесная память оказывается долговременней ментальной. Поэтому информация, подкреплённая соответствующими действиями, запоминается значительно лучше» [15].

Для подтверждения гипотезы была разработана методика формирования языковой компетентности будущих специалистов ВМФ на основе проектирования учебных видеофильмов (см. табл. 1), представляющая собой целостный творческий процесс, разбитый на определенные этапы и направленный на овладение каждым обучающимся способами приобретения как существующих, так и новых компетенций с учетом специфики обучения в военно-морском вузе.

Таблица 1

Методика проектирования учебных видеофильмов по дисциплине «Иностранный язык»

№ п/п Этап Содержание этапа

1. Проектирование Постановка цели в соответствии с учебной программой дисциплины «Иностранный язык». Согласование с профилирующими кафедрами. Выбор темы. Разработка концепции или выбор жанра будущего учебного видеофильма. Хронометраж видеофильма. Необходимые технические средства. Выбор ролей, распределение на группы

2. Совместная работа обучающихся и преподавателя Написание и редактирование сценария. Подготовка раскадровки. Съёмка учебного видеофильма. Монтаж в программной среде «Библио». Написание титров или закадровой речи. Запись фильма на учтенный носитель информации и включение его в электронный образовательный ресурс кафедры иностранных языков

3. Презентация конечного продукта Демонстрация готового учебного видеофильма в ходе практических занятий, самостоятельной работы, индивидуального или электронного обучения

Для достижения цели в решении профессиональных задач необходимо порождение знаний, умений и навыков для развития общекультурных и профессиональных компетенций. Согласно Л.С. Выготскому, при проектировании видеофильма образуется ситуация концептуального пространства для осваивания деятельности с погружением в задачу, обозначенную сценарием с целью осмысления и последующего этапа редактирования после обсуждения в рамках профессиональной направленности. Задачи сценария видеофильма редактируются в программной среде «Библио», освоенной обучающимися. Это свидетельствует о творческой составляющей процесса создания видеосюжетов, участии в ролях исполнителей и применении в учебном процессе с целью запоминания ЛЕИ для их дальнейшего использования в решении ПЗД, связанных с общением на английском языке.

Особенностью методики является применение профессионально ориентированного подхода к освоению профессиональной деятельности в рамках ИЯ по

схемам «профессия - иностранный язык» и «иностранный язык - профессия». Лидирующее положение в данной методике занимает принцип профессиональной (междисциплинарной) направленности, предполагающий отбор лексических единиц информации (ЛЕИ) военно-профессиональной направленности, а также подъязыка специальности в целях служебного взаимодействия на иностранном языке. В научных изысканиях отмечены результаты выполнения педагогических тестов с помощью компьютерной поддержки в режимах тренинга и контроля [16; 17].

В ходе данного исследования проведена экспериментальная проверка методики. Эксперимент проходил в естественных условиях учебного процесса, был «горизонтальным» («вариантным»), то есть сравнивались «контрольная» и «экспериментальная» группы. В процессе эксперимента новая тема практического занятия в контрольной группе отрабатывалась под руководством преподавателя в аудитории кафедры ИЯ по традиционной модели обучения, а экспериментальная группа участвовала в проектировании учебного видеофильма (фильма-инструктажа) на УТК профилирующих кафедр. Далее видеофильмы загружались в программную среду «Библио», в которой обучающиеся редактировали, монтировали, озвучивали видеосюжеты, параллельно закрепляя терминологию по специальности. Затем учебные видеоматериалы применялись на практическом занятии по дисциплине «Иностранный язык» с целью закрепления ЛЕИ. Курсанты выполняли специально разработанные упражнения по тематике видеофильмов, созданных ими. Эксперимент показал, что среднее количество правильных ответов в экспериментальных группах в ходе проведения итогового теста-среза увеличилось (см. табл. 2).

Также в ходе подготовки к эксперименту и в процессе самого эксперимента проводился контроль равномерности подготовленности и обучаемости курсантов в каждой из групп. Для определения равномерности результатов и эффекта обу-ченности был использован метод Гурвича П.Б., который показал, что в эксперименте принимали участие группы с равномерным распределением курсантов по уровню подготовленности. Результаты эксперимента не должны были зависеть от нескольких курсантов с выдающимися, отличными или, наоборот, со слабыми знаниями. Курсанты, принявшие участие в эксперименте, показали практически один уровень подготовки в начале эксперимента, что было подтверждено результатами входного контроля. Помимо этого, расчеты показали увеличение эффекта обученности и равномерности результатов в экспериментальной группе, что подтвердило положительный эффект использования методики формирования ЯК на основе проектирования и применения учебных видеофильмов (см. табл. 2).

Практические занятия сприментнием учебных видеофильмов открывают нов ые ротможноихр мяиииацню из^инпя пуофьнсиона"1инФ1иты°ми но в воен-но-морскойтеманики и ьемосомрирования ндовняязыковоИ подиотовки участников данной методики, нацеленной на более интересную и доступную форму вохддиянидтомо! ПЗ, и способствуют лучшему запоминанию лексических единиц ибщо го и терминологического характера.

Таблица 2

Рзиьпктоты в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Кроме того, на основе анализа научных работ Т.П. Аванесовой, И.Н. Семеновой, А.В. Слепухина, В.Ф. Тенищевой обоснована целесообразность проектирования УВ на учебно-тренировочных комплексах профилирующих кафедр и их иьимедения няг-еа1мическсо зямоиои [16-09].

В процессе анализа научных трудов отечественных и зарубежных авторов, посвящённых традиционным и инновационным методам формирования ИЯ в рамках цифровой трансформации военно-морского образования, были выбраны методики использования методов, приемов и форм проведения ПЗ с помощью средств визуализации. Совместная учебно-познаватель-

Библиографический список

ная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал обучающихся в рамках их будущей профессии. Таким образом повышается мотивация курсантов, их интерес и индивидуализация в процессе проектирования учебных видеоматериалов в программной среде «Библио», формируется ЯК.

1. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. Available at: https://r1.nubex.ru/s11003-7bb/f779_26/Аудиалы,%20визуалы,%20кинесте-тики^

2. Вестник военного образования: научно-методический журнал Министерства обороны Российской Федерации. 2023; № 1 (40).

3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/

4. Рыбакова М.В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций. Перспективы науки и образования. 2021; № 1 (49): 232-248.

5. Парахина О.В. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих инженеров в системе дополнительного профессионального образования военно-морского вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Калининград, 2016.

6. Фадейкина О.В. Формирование иноязычной коммуникативной компетентности будущих офицеров. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Екатеринбруг, 2001.

7. Сафонова В.В. Соизучение языков и культур в зеркале мировых тенденций развития современного языкового образования. Язык и культура. 2014; № 1 (25): 123-141.

8. Королева М.Ю. Профессионально ориентированная иноязычная подготовка курсантов военных вузов на основе компетентностного подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Ялта, 2020.

9. Российская операционная система Astra Linux. Available at: https://astralinux.ru/

10. Мильруд РП. Актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам за рубежом. Иностранные языки в школе. 2004; № 3: 34-40.

11. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: исследование мирового опыта. Москва: Луч, 2016.

12. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского): учебное пособие. Обнинск: Титул, 2001.

13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Москва, 2007.

14. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс: пособие для студентов педагогических вузов и учителей. Москва: АСТ: Астрель, 2010.

15. Чиркова Е.И., Черновец Е.Г, Зорина Е.М. Влияние движения тела на запоминание учебного материала при обучении английскому языку. Ученые записки Орловского государственного университета. Орел: Издательство ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». 2016; № 2 (71).

16. Аванесова Т.П. Методология педагогического проектирования технологий электронного обучения специалистов военно-морского флота. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Новороссийск, 2021.

17. Аванесова Т.П., Попова А.В., Груздева Л.К., Груздев Д.Ю., Шверова Л.С., Никтовенко Е.Ю., Мефлех М.В., Цепордей О.В. Актуальные психолого-педагогические, методические и лингвистические подходы к изучению информационных обучающих единиц: коллективная монография. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.

18. Семенова И.Н., Слепухин А.В. Определение и дидактическая конструкция методики использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. Педагогическое образование в России. 2012; № 2: 34-39.

19. Тенищева В.Ф., Аванесова Т.П. Специфика применения программных продуктов при интегрированном обучении. Известия вузов Северо-Кавказского региона. Технические науки. Спецвыпуск. Проблемы водного транспорта. 2004: 95-98.

References

1. Diagnostika dominiruyuschejperceptivnoj modai'nosti S. Efremceva. Available at: https://r1.nubex.ru/s11003-7bb/f779_26/Audialy,%20vizualy,%20kinestetiki.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vestnik voennogo obrazovaniya: nauchno-metodicheskij zhurnal Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii. 2023; № 1 (40).

3. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniyu ot 29.02.2024. Available at: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_471111/

4. Rybakova M.V. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor razvitiya inoyazychnyh kompetencij. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021; № 1 (49): 232-248.

5. Parahina O.V. Razvitie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetencii buduschih inzhenerov v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya voenno-morskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Kaliningrad, 2016.

6. Fadejkina O.V. Formirovanie inoyazychnoj kommunikativnoj kompetentnosti buduschih oficerov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Ekaterinbrug, 2001.

7. Safonova V.V. Soizuchenie yazykov i kul'tur v zerkale mirovyh tendencij razvitiya sovremennogo yazykovogo obrazovaniya. Yazyk i kultura. 2014; № 1 (25): 123-141.

8. Koroleva M.Yu. Professional'no orientirovannaya inoyazychnaya podgotovka kursantov voennyh vuzov na osnove kompetentnostnogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Yalta, 2020.

9. Rossijskaya operacionnaya sistema Astra Linux. Available at: https://astralinux.ru/

10. Mil'rud R.P. Aktual'nye problemy metodiki obucheniya inostrannym yazykam za rubezhom. Inostrannyeyazyki v shkole. 2004; № 3: 34-40.

11. Klarin M.V. Innovacionnye modeii obucheniya: issiedovanie mirovogo opyta. Moskva: Luch, 2016.

12. Bim I.L. Koncepciya obucheniya vtoromu inostrannomu yazyku (nemeckomu na baze anglijskogo): uchebnoe posobie. Obninsk: Titul, 2001.

13. Gal'skova N.D., Gez N.I. Teoriya obucheniya inostrannym yazykam. Lingvodidaktika i metodika. Moskva, 2007.

14. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: prodvinutyj kurs: posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov i uchitelej. Moskva: AST: Astrel', 2010.

15. Chirkova E.I., Chernovec E.G., Zorina E.M. Vliyanie dvizheniya tela na zapominanie uchebnogo materiala pri obuchenii anglijskomu yazyku. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Orel: Izdatel'stvo FGBOU VO «Orlovskij gosudarstvennyj universitet imeni I.S. Turgeneva». 2016; № 2 (71).

16. Avanesova T.P. Metodologiya pedagogicheskogo proektirovaniya tehnologij 'elektronnogo obucheniya specialistov voenno-morskogo flota. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Novorossijsk, 2021.

17. Avanesova T.P., Popova A.V., Gruzdeva L.K., Gruzdev D.Yu., Shverova L.S., Niktovenko E.Yu., Mefleh M.V., Cepordej O.V. Aktuai'nyepsihoiogo-pedagogicheskie, metodicheskie ilingvisticheskie podhody kizucheniyu informacionnyh obuchayuschih edinic: kollektivnaya monografiya. Cheboksary: CNS «Interaktiv plyus», 2017.

18. Semenova I.N., Slepuhin A.V. Opredelenie i didakticheskaya konstrukciya metodiki ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v uchebnom processe. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012; № 2: 34-39.

19. Tenischeva V.F., Avanesova T.P. Specifika primeneniya programmnyh produktov pri integrirovannom obuchenii. Izvestiya vuzov Severo-Kavkazskogoregiona. Tehnicheskie nauki. Specvypusk. Problemy vodnogo transporta. 2004: 95-98.

Статья поступила в редакцию 10.05.24

УДК 37.026.6:372.881.1

Alksnit N.A., teacher, Biotech University; postgraduate, Pushkin State Russian Language Institute (Moscow, Russia), E-mail: alksnitna@mgupp.ru

CRITERIA FOR THE EFFECTIVE DESIGN OF DIGITAL EDUCATIONAL MATERIALS FOR SYNCHRONOUS ONLINE LESSONS IN RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE (RFL). The article is dedicated to the issue of optimizing educational materials for synchronous online classes in Russian as a Foreign Language (RFL). The main objective of the study is to systematize the accumulated pedagogical experience in the field of educational design concerning the development of digital educational materials to establish criteria for their effective presentation. The study synthesizes findings from instructional design, linguodidactics, and sociological research, underscoring the relevance of this investigation. Five aspects of successful digital educational material design are identified: 1) application of the principles of cognitive theory of multimedia learning, 2) consideration of attention distribution specifics in the online environment, 3) use of appropriate color schemes and fonts, 4) relevant graphical content, and 5) comprehensive aesthetic quality of the material. Based on these categories, recommendations for effective digital educational material design are formulated. The results may be beneficial for advancing the field of educational experience design in Russian language teaching instruction. The results may be useful in the development of the field of educational experience design based on Russian language learning.

Key words: synchronous online lesson, Russian as a foreign language, teaching material, digital linguodidactics

Н.А. Алкснит, преп., Российский биотехнологический университет, аспирант, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина,

г. Москва, E-mail: alksnitna@mgupp.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.