Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ТРАНСПОРТЕ'

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / курсанты морских вузов / геометро-графическое обучение / дидактическое обеспечение / учебные задачи / специалисты на транспорте / professional competence / cadets of maritime universities / geometric and graphic training / didactic support / educational tasks / specialists in transport

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л Н. Бородина, Е С. Клименко, А Ю. Рыченкова

В статье исследуется разработка формирования профессиональной компетентности морских специалистов с помощью решения учебных задач для развития различных видов компетенций, необходимых для профессиональной деятельности специалиста на транспорте romanowa.irin@yandex.ru предметно-аналитических, предметно-моделирующих, межпредметно-исследовательских в соответствии с требованиями стандартов нового поколения, соответствующих ФГОС ВПО. В разработанной технологии подготовки курсантов морских вузов с позиции концепции компетентностного подхода обучения авторами демонстрируется специфика использования учебных задач в процессе геометро-графической подготовки инженерно-морских специалистов, соответствующей условиям современного морского флота. Предлагается методика оценки уровня формирования профессиональных компетенций курсантов при решении различных типов учебных задач. Приводятся результаты экспериментального обучения, которые свидетельствуют об успешности формирования профессиональной компетентности при подготовке специалистов на транспорте в морском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Л Н. Бородина, Е С. Клименко, А Ю. Рыченкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STUDY OF THE WAY TO DEVELOP PROFESSIONAL COMPETENCE IN CADETS OF MARITIME UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF GEOMETRIC AND GRAPHIC EDUCATION IN TRAINING OF SPECIALISTS IN TRANSPORT

The article examines the development of professional competence of a marine specialist by solving educational tasks for the development of various types of competencies necessary for the professional activity of a specialist in transport – subject-analytical, subject-modeling, interdisciplinary research in accordance with the requirements of new generation standards corresponding to the Federal State Educational Standard of Higher Education. In the developed technology of training cadets of maritime universities, from the perspective of the concept of a competencebased approach to training, the authors demonstrate the specifics of using educational tasks in the process of geometric and graphic training of marine engineering specialists corresponding to the conditions of the modern navy. A methodology is proposed for assessing the level of formation of professional competencies of cadets in solving various types of educational tasks. The results of experimental training are presented, which indicate the success of the formation of professional competence in training.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ТРАНСПОРТЕ»

пользовалась балльная рейтинговая система. Накопление баллов по всем видам учебных занятий проводилось с помощью компьютера и позволяло в режиме реального времени проследить успешность освоения учебного плана курсантами, которые были заинтересованы в оценке своих знаний по всем изученным темам. Курсанты стремились получить по результатам текущей успеваемости как можно более высокие баллы, так как это повышало общий балл и давало возможность получения допуска к экзамену без общего предварительного тестирования.

Итоговая балльная рейтинговая оценка преобразовывалась в традиционную пятибалльную и учитывалась на экзамене. Курсанты, имеющие низкий рейтинговый балл по результатам текущей успеваемости, не могли получить высокую итоговую оценку на экзамене. Учет на экзамене результатов текущего тематического, общего предварительного тестирования и письменного ответа по билету давал возможность в экспериментальных группах сделать итоговую оценку сформированных предметно-специфических знаний и компетенций более объективной.

В контрольных группах информационные технологии применялись в рамках традиционного дидактического обеспечения учебного процесса согласно требованиям учебного плана и существующего учебно-методического комплекса дисциплины Методическое обеспечение учебных занятий и текущий контроль

Библиографический список

знаний курсантов регламентировались рабочей программой учебной дисциплины. На каждом занятии диагностика знаний не проводилась, и успешность выполнения учебного плана курсантами не фиксировалась. Итоговая оценка выставлялась на экзамене по результатам письменного ответа.

Как планировалось, на данном этапе нашего исследования был проведен качественный анализ и сопоставление итогов экспериментального и контрольного обучения. Следует отметить, что результаты эксперимента в целом положительные, они показали рост мотивации к изучению базисной учебной дисциплины, повышение качества предметно-специфических знаний и цифровых умений в экспериментальных группах, а также помогли наметить пути дальнейшего совершенствования информационного обеспечения базисной подготовки курсантов в морском университете.

Предложенный комплекс информационного обеспечения базисной учебной дисциплины может быть интерполирован и на другие дисциплины гуманитарного и специального циклов обучения, являться фундаментальной платформой для внедрения инновационных образовательных технологий, направленных на реализацию дистанционного обучения в формате переподготовки отраслевых кадров, повышения квалификации, получения дополнительного профессионального образования.

1. Китайгородская ГА. Интенсивное обучение иностранному языку: теория и практика. Москва: Русский язык, 1992.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: Издательство Смысл, Издательство Эксмо, 2005.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

4. Смолкин А.М. Формирование мотивации учения. Москва: Просвещение, 1990.

5. Мильруд РП. Методология исследования: преподавание языков в межкультурном пространстве. Тамбов: Издательство ТГУ 2003.

6. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, СО АН СССР 1987: 78-100.

7. Драгомирецкий И.В. Ситуационно-имитационные игры в обучении английскому языку в морских учебных заведениях. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1988.

8. Цыганко Е.Н. Целесообразность компьютерной поддержки для мониторинга уровня формирования профессиональной компетенции. Успехи современной науки и образования. 2016; Т. 1: № 8: 60-67.

9. Илькевич Б.В. Интегрированная подготовка инженеров. Высшее образование в России, 2000; № 4: 105-110.

10. Аванесова Т.П., Груздева Л.К., Мефлех М.В., Груздев Д.Ю. Практическая значимость применения информационных единиц в процессе осваивания профессиональной деятельности с помощью компьютерных технологий. Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2023; № 1 (42): 120-124.

11. Баляева С.А., Митрахович В.А., Аванесова Т.П. Разработка персонализированных маршрутов подготовки специалистов морского флота. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 358-361.

12. Багина В.А., Баляева С.А., Боровкова О.А. и др. Современные образовательные технологии: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017; Кн. 5.

13. Аксиологический подход в практике обучения и воспитания курсантов морского вуза: коллективная монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2023.

14. Митрахович В.А., Баляева С.А., Аванесова Т.П. Контроль в методическом сопровождении профессиональной подготовки курсантов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 331-335.

15. Зеленков Г. А., Мазанько Е.В. Использование компьютерных технологий для математических исследований с учащимися. Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2022; № 2 (39): 113-118.

16. Формирование системного мышления в обучении. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

References

1. Kitajgorodskaya G.A. Intensivnoe obuchenie inostrannomu yazyku: teoriya ipraktika. Moskva: Russkij yazyk, 1992.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya rebenka. Moskva: Izdatel'stvo Smysl, Izdatel'stvo 'Eksmo, 2005.

3. Podlasyj I.P. Pedagogika: Novyj kurs. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003.

4. Smolkin A.M. Formirovanie motivaciiucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.

5. Mil'rud R.P. Metodologiya issledovaniya: prepodavanie yazykov v mezhkul'turnom prostranstve. Tambov: Izdatel'stvo TGU, 2003.

6. Verbickij A.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti delovoj igry kak formy znakovo-kontekstnogo obucheniya. Igrovoe modelirovanie: metodologiya i praktika. Novosibirsk: Nauka, SO AN SSSR, 1987: 78-100.

7. Dragomireckij I.V. Situacionno-imitacionnye igry v obuchenii angljskomu yazyku v morskih uchebnyh zavedeniyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1988.

8. Cyganko E.N. Celesoobraznost' komp'yuternoj podderzhki dlya monitoringa urovnya formirovaniya professional'noj kompetencii. Uspehisovremennojnaukiiobrazovaniya. 2016; T. 1: № 8: 60-67.

9. Il'kevich B.V. Integrirovannaya podgotovka inzhenerov. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2000; № 4: 105-110.

10. Avanesova T.P., Gruzdeva L.K., Mefleh M.V., Gruzdev D.Yu. Prakticheskaya znachimost' primeneniya informacionnyh edinic v processe osvaivaniya professional'noj deyatel'nosti s pomosch'yu komp'yuternyh tehnologij. Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta imeni admirala F.F. Ushakova, 2023; № 1 (42): 120-124.

11. Balyaeva S.A., Mitrahovich V.A., Avanesova T.P. Razrabotka personalizirovannyh marshrutov podgotovki specialistov morskogo flota. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 358-361.

12. Bagina V.A., Balyaeva S.A., Borovkova O.A. i dr. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2017; Kn. 5.

13. Aksiologicheskijpodhod v praktike obucheniya i vospitaniya kursantov morskogo vuza: kollektivnaya monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2023.

14. Mitrahovich V.A., Balyaeva S.A., Avanesova T.P. Kontrol' v metodicheskom soprovozhdenii professional'noj podgotovki kursantov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 331-335.

15. Zelenkov G.A., Mazan'ko E.V. Ispol'zovanie komp'yuternyh tehnologij dlya matematicheskih issledovanij s uchaschimisya. Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta imeni admirala F.F. Ushakova, 2022; № 2 (39): 113-118.

16. Formirovanie sistemnogo myshleniya v obuchenii. Moskva: YuNITI-DANA, 2002.

Статья поступила в редакцию 10.07.24

УДК 378

Borodina L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: ludmilasemerqey@mail.ru Klimenko E.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: kati.klim@mail.ru Rychenkova A.Yu, Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: anar2702@mail.ru

THE STUDY OF THE WAY TO DEVELOP PROFESSIONAL COMPETENCE IN CADETS OF MARITIME UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF GEOMETRIC AND GRAPHIC EDUCATION IN TRAINING OF SPECIALISTS IN TRANSPORT. The article examines the development of professional competence of a marine specialist by solving educational tasks for the development of various types of competencies necessary for the professional activity of a specialist in transport -

subject-analytical, subject-modeling, interdisciplinary research in accordance with the requirements of new generation standards corresponding to the Federal State Educational Standard of Higher Education. In the developed technology of training cadets of maritime universities, from the perspective of the concept of a competence-based approach to training, the authors demonstrate the specifics of using educational tasks in the process of geometric and graphic training of marine engineering specialists corresponding to the conditions of the modern navy. A methodology is proposed for assessing the level of formation of professional competencies of cadets in solving various types of educational tasks. The results of experimental training are presented, which indicate the success of the formation of professional competence in training.

Key words: professional competence, cadets of maritime universities, geometric and graphic training, didactic support, educational tasks, specialists in transport

Л.Н. Бородина, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: ludmilasemerqey@mail.ru

Е.С. Клименко, канд. техн. наук, доц., Государственный морской университет имени адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: kati.klim@mail.ru

А.Ю. Рыченкова, канд. техн. наук, доц., Государственный морской университет имени адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: anar2702@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ГЕОМЕТРО-ГРАФИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ТРАНСПОРТЕ

В статье исследуется разработка формирования профессиональной компетентности морских специалистов с помощью решения учебных задач для развития различных видов компетенций, необходимых для профессиональной деятельности специалиста на транспорте romanowa.irin@yandex.ru предметно-аналитических, предметно-моделирующих, межпредметно-исследовательских в соответствии с требованиями стандартов нового поколения, соответствующих ФГОС ВПО. В разработанной технологии подготовки курсантов морских вузов с позиции концепции компетентностного подхода обучения авторами демонстрируется специфика использования учебных задач в процессе геометро-графической подготовки инженерно-морских специалистов, соответствующей условиям современного морского флота. Предлагается методика оценки уровня формирования профессиональных компетенций курсантов при решении различных типов учебных задач. Приводятся результаты экспериментального обучения, которые свидетельствуют об успешности формирования профессиональной компетентности при подготовке специалистов на транспорте в морском вузе.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, курсанты морских вузов, геометро-графическое обучение, дидактическое обеспечение, учебные задачи, специалисты на транспорте

В современном мире высокие требования предъявляются к выпускникам высших учебных заведений из-за процесса глобализации, который затрагивает науку образование и технику. Особенно это актуально для специалистов в сфере транспорта, так как изменения на международном рынке труда вносят серьезные коррективы в существующую практику трудовых отношений. Возникает новый тип международного специалиста, который должен быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного производства. Уровень профессионального образования определяется по уровню трудоустройства выпускников, их социальному самочувствию, конкурентоспособности на рынке труда и уровню молодежной безработицы. Наши выпускники сегодня вступают на современный рынок труда, который характеризуется изменчивостью, гибкостью и высокой инновационной динамикой.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки способности выпускников решать встающие перед ними новые, незнакомые задачи, так как итог образования измеряется опытом решения подобных задач и считается одним из значимых прогнозируемых результатов образования. Приоритетным делается не столько приобретение знаний, сколько руководство знанием, информацией для решения конкретных социальных и профессиональных задач, в которых они могут проявиться и принимать результативные решения в нестандартных ситуациях, способности к критическому мышлению, к эффективному действию в конкурентной сфере [1].

Цель исследования сводится к реализации формирования профессиональной компетентности курсантов в процессе геометро-графической подготовки инженерно-морских специалистов, соответствующей условиям современного морского флота. При этом учебный материал инженерно-графической дисциплины постепенно переходит от абстрактных моделей, опирающиеся на фундаментальные знания, к практическим моделям, отражающим действительные профессиональные ситуации и систему интеллектуальных и социальных отношений специалистов, занятых в этих ситуациях.

Задачи исследования: обосновать необходимость подготовки курсантов морских вузов к решению профессиональных задач при геометро-графическом обучении в процессе подготовки специалистов на транспорте; раскрыть специфику использования учебных задач при формировании профессиональных компетенций во время обучения в морском вузе; описать результаты эксперимента, направленного на формирование профессиональных компетенций при подготовке инженерно-морских специалистов.

Научная новизна исследования состоит в обосновании педагогических условий формирования профессиональных компетенций курсантов морских вузов в процессе геометро-графической подготовки.

Теоретическая значимость исследования: определена структура и содержание профессиональных компетенций специалистов инженерного профиля, формируемых при изучении геометро-графических дисциплин в морском вузе.

Практическая значимость состоит в разработке и внедрении в учебный процесс морского университета экспериментальных программ дисциплин геометро-графического цикла, учебных пособий, методических рекомендации, банка профессионально ориентированных уровневых заданий и диагностических материалов. Результаты исследования свидетельствуют о широких возможностях использования учебных задач как средства формирования профессиональных

компетенций в процессе обучения курсантов морских вузов. Материалы исследования могут быть использованы для совершенствования подготовки офицеров флота к выполнению профессиональных обязанностей.

Переход к новой образовательной парадигме, основанной на компетент-ностном подходе, предполагает установление новых целей образования, новых принципов отбора и систематизации знаний. Эти знания не столько расширяют объем профессиональных и общенаучных знаний, сколько определяют другие связи и способы их формирования и функционирования. Изменения в содержании обучения, по определению, не могут гарантировать формирование профессиональных компетенций. Поэтому для обеспечения формирования компетенций необходимо рассматривать сам процесс обучения, который объединяет содержание обучения с его методами и технологиями [2].

Современное образование в основном ориентировано не столько на передачу устаревающих знаний, сколько на развитие базовых компетенций, которые позволяют самостоятельно приобретать знания по мере необходимости. Овладение этими базовыми компетенциями считается показателем социальной и психологической зрелости личности. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) подчеркивает необходимость проектирования содержания предметных компетенций студентов и пересмотра содержания предметов с этой точки зрения [3].

Сегодня требования к подготовке курсантов морских вузов определяются как профессиональные компетенции, соответствующие ФГОС ВПО. Для формирования профессиональных компетенций у обучаемых необходимо пройти три этапа:

- этап усвоения знаний о предметной области и способах работы с ней.

- этап развития операционных навыков, необходимых для решения типовых задач и освоения всех действий, связанных с данной профессиональной компетенцией.

- этап развития умений разрабатывать способы решения новых задач, которые могут возникнуть в рамках данной компетенции [4].

Для подготовки будущих инженеров морского флота были разработаны государственные образовательные стандарты, которые определяют основные виды профессиональной деятельности выпускников: проектно-конструкторская, организационно-управленческая, производственно-технологическая, экспериментально-исследовательская. В системе высшего профессионально-инженерного образования большое значение приобретают общетехнические дисциплины, которые дают будущим специалистам основы инженерных знаний, способность к инженерной инновационной деятельности и конструированию.

Необходимость пересмотра традиционных подходов к геометро-графической подготовке офицеров морского флота обусловлена новыми технологическими условиями, интеграцией научных достижений в области теоретической и прикладной геометрии и компьютерной графики, а также новой философской парадигмой образования, достижениями в области педагогики и психологии. Целью пересмотра является ориентация геометро-графической подготовки на формирование личности с высоким уровнем развития пространственного фактора интеллекта, способной эффективно использовать существующие и перспективные технологии в профессиональной сфере на основе геометрического моделирования и визуализации информации [5; 6].

Для улучшения усвоения учебного материала курсантами мы решили изменить форму его представления, чтобы передать содержание общеинженерной дисциплины оптимальным образом. Мы рассматриваем процесс визуализации как преобразование различных видов информации в профессиональные символы, представленные через схемы, рисунки, таблицы, чертежи. Опыт показывает, что действительно эффективными являются формы визуализации, которые не только дополняют словесную информацию, но и сами являются носителями профессиональной информации.Исходя изрезультатов психологическихисследо-ваний, можно сказать, чтозизуалхзтти язнызкшыртзт пажн улрель вэртвнсмиуе учебной информации [7-1У].

Переосмысливая не только реальность, но и ее символы в виде понятий, высказываний, формул, чертежейи т.д.,об учаиуыЗдвяз ыиа ет эаи сьмволысин-альными объектами, переводит их на язык, соответствующий его опыту, и, следовательно, осознает новыызиаемяныыеыелахсвоиы вызмомехсееУ.Дрдгмпи суо-вами, человек усваивает знания через различные виды восприятия, осознания и запоминания полученнлДиефороуцни о мире.Тамые усвлехоенрыдшесевеыт любому целенаправленному действию - его нельзя осуществить сознательно, не зная о его возможнодтн е судсиУе ныполненил.Поэтому усвоение способа деятельности предполагает первоначальное знание о нем [11].

В педагогической психологи и [1е;10;1Т] oЗечaФо..зтхоздeПcивья пореаз-деляются на основные и вспомогательные. "К первым мы относим: а) изложение учебного материала и б) уоебнyлзaдтчу.кщинoпнlм: а- и, логотые обучающий ставит, когда учащийся не может справиться с основной задачей, б) вопросы и указания oЛачмлщтгы, в)хоквз oыyлaФPннмааaпындшeннядчeе-ной задачи или воспроизведение им микрофрагмента учебной деятельности" [12]. "Учебная задача - это у^е^влетс сеедетвыхбдзтющегоеоздеуитиия, поскольку учебная деятееьнызтнoвyщeатвурeдcя тоыуктнeдeсвeшeнуeпьeбныlx задач" [12]. "Стать предметоызомтвнььаcинрчдбиыь^гaтоpдaымoжeеуипь в том случае, если он вкпючаенси в lгoинelгcекaдучи;Зaыaчл ищ1ротснтоД вс^с^^щетн обязательной формой изложения материала, в которой он только и может быть включен в процесс обучелуя"--а].

В ряде работ [12; 13; 15] обосновано, что все многообразие приемов и способов обучения, видов обучающих воздействий (подзадачи, вопросы, указания

и т. п.) может быть сведено к указанным выше двум основным видам (учебная задача, воспроизведение фрагмента учебной деятельности обучающим). Поэтому при обосновании принципиальной функциональной структуры процесса формирования профессиональной компетенции будем рассматривать только два этих вида обучающих воздействий. Известно, что усвоение любой деятельности невозможно при полном отсутствии знаний об объекте, предмете и способах деятельности. Поэтому формирование компетенции у обучаемого должно начинаться с восприятия и усвоения знаний. "Человек, в том числе обучаемый, ощущает предметы или явления. Ощущаемое фиксируется в его сознании. По мере накопления опыта ощущений (зрительных, осязательных, слуховых и пр.) ученик ассоциирует новые ощущения со старыми, соотносит их, подводит одно под другое, узнает связи между ними - все эти знания закрепляются постепенно в его памяти" [16].

Каждое занятие с использованием данной технологии разрабатывается для отдельного учебного элемента или группы элементов, которые усваиваются в процессе завершенных циклов учебной деятельности. Эти циклы содержат следующие инвариантные этапы:

- усвоение теоретических основ деятельности;

- формирование умений применения теоретических знаний в конкретных условияхучебно-профессиональной деятельности;

- развитие автоматизированных и творческих умений и навыков. В соответствии с деятельностной теорией обучения любая деятельность выполняется человеком только на основе ранее усвоенной им информации, а процесс обучения можетбыть представлен в виде, приведенном на рис. 1.

В различных жизненных ситуациях человек сталкивается с тремя учебными типами задач. Первый тип задач заключается в стереотипном воспроизведении заученной последовательности действий. Второй тип задач требует модификации заученной последовательности действий в измененных условиях. Третий тип диктует необходимость поиска новых, субъективно неизвестных способов действия [16].

Трудность задач первого типа зависит от сложности и прочности усвоенного навыка. Чем лучше усвоены навыки, тем легче их воспроизводить, и меньше они подвержены влиянию различных условий и эмоций. Считается, что человек хоро-

Профессиональная компетентность

предметной области

о

способах деятельности

Умения (навыки)

реализации проектирования

деятельности деятельности

Рис. 1. Структура процесса формирования профессиональной компетентности

шо подготовлен к выполнению определенной деятельности только тогда, когда он способен правильно выполнять ее в изменчивых объективных и эмоциональных условиях. Задачи второго типа связаны с координацией большого количества и разнообразных элементов, вместе с описанными выше особенностями. Задачи первого и второго типов требуют памяти и прочного навыка алгоритмической деятельности. Задачи третьего типа включают в себя задачи, требующие творческой активности и поиска новых, неизвестных схем действий или необычной комбинации известных.

Мы разработали дидактическое обеспечение для инженерно-графической подготовки, которое включает в себя экспериментальные программы дисциплин геометро-графического цикла, учебные пособия, методические рекомендации, банк профессионально ориентированных уровневых заданий и диагностических материалов.

Наш банк заданий включает несколько основных уровней:

- на первом уровне представлены задачи (предметно-аналитические), которые направлены на развитие пространственного представления и воображения, конструктивно-геометрического мышления, а также способностей к анализу и синтезу пространственных форм и отношений. Задачи также включают изучение способов конструирования различных геометрических пространственных объектов и умение решать задачи, связанные с пространственными объектами и их зависимостями, на основе графических моделей и чертежей. Этот тип задач характерен преобладанием репродуктивной деятельности. От обучаемого требуются знания по решению стандартныхзадач, атаюиеинтеллектуальные спо-собностикомбинироватьизвестные зпнкия, подбираиь пооивитктвующыйметод пешения и о. д. Рыаие ныдечи наиНьаенаасть ватречаютоя к тчебннм прьпессе. Примерами их могут служить построение третьего вида по двум заданным; по-(сроптис оасоислрр^и потидам^ыполрыаиесеьеный ьсираедезовпр падан-нымаксоыемнтричесрим ароенырямиположкаиюсекьщиа Пбоскытыяпна них и дМрнп. 2).

Рис. 2Прибтп «(редиситс-аналитических» задач

- во второй уррысин входят кадачи cдмeмниабми пpoфттьтниттьнoй на-ктьклeнненаи(ятeммeтнo-оюаeлиpующтм),корсньlexapaвтьтизтеяис ркладена-енкулcннпсмирыeатсмкноманьть в своей дeятeлкненьз,вapядyетcнерьпeаным языком, азнмьапжeтeехет lpсфикиттeнбирсnoбою мо^нек! и ы^фыссиональ-нoйнOoaнии, чть ьвднeтcр(тыньм азма«оoaьeлeй (зЛ^(^I^LPиттро^nы^(Tnнбxтнтеско-ст мышленть. Такое мышыеаьн содержиь три оьтовных ^ааи^кзсрьианных струк-ком понента - понятие (то есть слово), образ и действие. Решение задай

этого этапа предполагает сочетание репродуктивной и продуктивной деятельности. Для этого требуется привлечение знаний смежных предметных областей, широкая эрудиция обучаемых, владение эвристическими методами, методикой решения творческих задач. К задачам такого типа мы отнесли задачи, готовящие к проектной деятельности; технические задачи, включающие ориентировочно-ситуативные задачи; логические задачи, которые приучают курсантов рассуждать, доказывать, оперируя определенными техническими категориями (рис. 3).

- третий уровень составляют задачи с профессиональной направленностью (межпредметно-исследовательские), которые выполняются на материале специальных дисциплин и включают в себя четко выраженную направленность на формирование у курсантов способности системно ориентироваться в условиях исследования, разработки и эксплуатации морского объекта; на выработку умения соотнести сложившуюся на практике ситуацию с конкретной предметной областью, проанализировать ее с предметной точки зрения, дать профессиональную интерпретацию полученных результатов и затем сформулировать практические инженерные рекомендации. Данный тип задач характеризуется преобладанием продуктивной, творческой деятельности. Требуется широкая эрудиция, знания по смежным дисциплинам. К таким заданиям относятся задачи на конструирование или моделирование по заданным техническим условиям; графические задачи, решения которых необходимо изобразить в виде схем, чертежей, графиков. Профессиональные задачи следует рассматривать как средства формирования у курсантов приёмов самостоятельного подхода к разрешению теоретических и практических проблем (рис. 4).

Рис. 4. Пример «межпредметно-исследовательских» задач

Нааафедре механикианнженернойгр афикиГосуданнтвенныгйморского униваыанаетанмени адм. Ф.Ф.Ундакова-ылoпнденеeно ^саадедг^наа пофор-миоовоннюпрофессиональных компетенций при изучении геометро-графиче-нмох ойHнаооlан.Haecаoкеcnецифаl<и ой^жааеаабщеыехйнчвйннадисциплин определены специалино-предметные иомпетенаии, формируедые вурмента-ми, - пе^е-гп1\енчо1--а1ыае1етпе^скне , арндметте-моделйееющие, межеуаымноно-ис-сееамвееальсаее. /рчя оцаныи эффедеиетесто иссеедевапая еопользнвоомст PюоорюLдиeгрптeоеекдмпенeнеооети:

а) разаитие^екачнынвамoвeооlпатеаноа, ннобхадимывдляпрофсссио-рйыуайа дмныеэгиз-иесунр оуацсаднстс^, -п|медметно-аналитических, предметно-мо-дeлийyющдe,мeжмнедметно-исследовательских;

Динамика сформированное™ компетенций

□ Этап начала эксперимента ■ Этап итогового эксперимента

Рис.3.Пример«предметно-моделирующих» задач

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5.Динамика сформированностикомпетенций

б) изменения в предметно-специфических знаниях и навыках студентов со временем.

Для измерения первого критерия использовались тесты, задания разной сложности (алгоритмы, выделение характеристик объектов, связь теории с графическими построениями, объединение на основе различных свойств) [17].

На диаграмме на рис. 5 показана динамика развития отдельных видов компетенций: предметно-аналитической (П-А), предметно-моделирующей (П-М), межпредметно-исследовательской (М-И).

Результаты наблюдения показывают, что динамика роста числа курсантов, владеющих наиболее сложным видом компетенций - межпредметно-исследовательскими, составила 34%; рост компетенций предметно-моделирующих - 26%; предметно-аналитических компетенций - 20%. Таким образом, зафиксирована положительная динамика результатов формирования профессиональных компетенций курсантов.

Предложенная и теоретически обоснованная технология формирования профессиональных компетенций в морском вузе соответствует требованиям стандарта третьего поколения в совершенствовании и углублении компетент-ностного подхода в становлении будущих специалистов. Данная технология, разработанная с позиций компетентностного подхода к содержанию обучения, включающая систему специальных многоуровневых заданий с предметно-специфическим содержанием (предметно-аналитические), с элементами профессиональной направленности (предметно-моделирующие), с учебно-профессиональной направленностью (межпредметно-исследовательские):

Библиографический список

- ориентирует курсантов на установление связей между элементами, относящимися к разным предметным системам знаний;

- требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, эмоционально-волевых процессов;

- способствует возникновению новых обобщенных понятий и представлений, которые опираются на фундаментализацию знаний;

- формирует обобщенные понятия и новый способ мышления, основанный на умении видеть общее в частном, анализировать частное с позиций общего.

Перспективным направлением дальнейших исследований может быть углубление идеи задачного подхода и включение в этот процесс информационных технологий. Обучение, проводимое в соответствии с данной моделью, позволяет более полно учитывать современные потребности рынка труда и индивидуальные особенности личности.

Наши выпускники, инженеры флота всех специальностей, сразу после окончания вуза могут самостоятельно руководить процессом освоения, эксплуатации и применения морской техники. В ходе выполнения такого комплекса обязанностей морской инженер (особенно в экстремальных условиях) может столкнуться с различными техническими вопросами, решение которых зависит от качества его инженерной подготовки, включая графическую.

Главной задачей профессионального образования является подготовка работника, конкурентоспособного на рынке труда, способного к квалифицированной работе на уровне мировых стандартов, готового к социальной и профессиональной мобильности в постоянно изменяющихся социальных условиях мировой действительности.

1. Бородина Л.Н., Клименко Е.С., Рыченкова А.Ю. Проектирование содержания профессионального образования в рамках компетентностного подхода. Педагогика, психология и образование: от теории к практике: II Международная научно-практическая конференция. Ростов-на-Дону, 2015: 65-68.

2. Бородина Л.Н., Рыченкова А.Ю., Клименко Е.С. Модернизация содержания и дидактического обеспечения геометро-графической подготовки в морском вузе с позиций геометрического моделирования. Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Ростов-на-Дону, 2017; № 7: 91-98.

3. Borodina L., Klimenko E., Rychenkova A. Formation of professional competences in students of transport universities to meet modern requirements SHS Web of Conf. Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2022): 11th International Scientific and Practical Conference. 2023.

4. Бородина Л.Н., Клименко Е.С., Рыченкова А.Ю., Аминева Е.Х. Формирование профессиональных компетенций курсантов морских вузов в процессе решения профессионально-ориентированных задач. Вестник Майкопского государственного технологического университета МГТУ. 2015; № 3: 105-108.

5. Клименко Е.С., Рыченкова А.Ю., Бородина Л.Н. Особенности разработки методики укрупнения дидактических единиц как средства повышения учебно-познавательной деятельности курсантов морского вуза по геометро-графическим дисциплинам. Тенденции развития науки и образования. 2023; № 98, Ч. 1: 135-139.

6. Бородина Л.Н., Клименко Е.С., Рыченкова А.Ю. Разработка дидактического обеспечения учебного процесса с профессионально ориентированным компонентом на основе цифровизации образовательной среды с использованием интерактивных педагогических технологий. Вестник государственного морского университета им. Ф.Ф. Ушакова. 2023; № 2 (38): 143-147.

7. Rychenkova A., Klimenko E., Borodina L. Ensuring the principle of visibility in the development of didactic tools in graphic disciplines SHS Web of Conf. Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2022): 11th International Scientific and Practical Conference. 2023.

8. Клименко Е.С., Рыченкова А.Ю., Бородина Л.Н. Место компьютерного моделирования в системе современного высшего образования. Актуальные проблемы науки и техники. Инноватика. 2023; № МНК-380: 206-211.

9. Klimenko E., Borodina L., Rychenkova A. Computer modeling in education for the development of students' research skills SHS Web of Conf. Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2022): 11th International Scientific and Practical Conference. 2023.

10. Бородина Л.Н., Клименко Е.С., Рыченкова А.Ю. Применение мультимедийных средств обучения при проведении лекций по начертательной геометрии и инженерной графики в морском вузе. Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. 2022; № 1 (38): 104-120.

11. Рыченкова А.Ю., Бородина Л.Н., Клименко Е.С. Особенности разработки и применения обучающих видео по геометро-графическим дисциплинам. Тенденции развития науки и образования. 2022; № 84-5: 19-22.

12. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. Москва: Педагогика, 1988.

13. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища школа, 1987.

14. Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. Рига: Зинанте, 1997.

15. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр "Академия", 2006.

16. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. Москва: Наука, 1973.

17. Кондратьев С.И., Боран-Кешишьян А.Л., Томилин А.Н. Концептуальные основы разработки банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций. Морские интеллектуальные системы. 2019; № 1-2 (43).

References

1. Borodina L.N., Klimenko E.S., Rychenkova A.Yu. Proektirovanie soderzhaniya professional'nogo obrazovaniya v ramkah kompetentnostnogo podhoda. Pedagogika, psihologiya i obrazovanie: ot teorii kpraktike: II Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Rostov-na-Donu, 2015: 65-68.

2. Borodina L.N., Rychenkova A.Yu., Klimenko E.S. Modernizaciya soderzhaniya i didakticheskogo obespecheniya geometro-graficheskoj podgotovki v morskom vuze s pozicij geometricheskogo modelirovaniya. Izvestiya Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Pedagogicheskie nauki. Rostov-na-Donu, 2017; № 7: 91-98.

3. Borodina L., Klimenko E., Rychenkova A. Formation of professional competences in students of transport universities to meet modern requirements SHS Web of Conf. Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (CILDIAH-2022): 11th International Scientific and Practical Conference. 2023.

4. Borodina L.N., Klimenko E.S., Rychenkova A.Yu., Amineva E.H. Formirovanie professional'nyh kompetencij kursantov morskih vuzov v processe resheniya professional'no-orientirovannyh zadach. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta MGTU. 2015; № 3: 105-108.

5. Klimenko E.S., Rychenkova A.Yu., Borodina L.N. Osobennosti razrabotki metodiki ukrupneniya didakticheskih edinic kak sredstva povysheniya uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti kursantov morskogo vuza po geometro-graficheskim disciplinam. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2023; № 98, Ch. 1: 135-139.

6. Borodina L.N., Klimenko E.S., Rychenkova A.Yu. Razrabotka didakticheskogo obespecheniya uchebnogo processa s professional'no orientirovannym komponentom na osnove cifrovizacii obrazovatel'noj sredy s ispol'zovaniem interaktivnyh pedagogicheskih tehnologij. Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta im. F.F. Ushakova. 2023; № 2 (38): 143-147.

7. Rychenkova A., Klimenko E., Borodina L. Ensuring the principle of visibility in the development of didactic tools in graphic disciplines SHS Web of Conf. Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2022): 11th International Scientific and Practical Conference. 2023.

8. Klimenko E.S., Rychenkova A.Yu., Borodina L.N. Mesto komp'yuternogo modelirovaniya v sisteme sovremennogo vysshego obrazovaniya. Aktual'nye problemy nauki i tehniki. Innovatika. 2023; № MNK-380: 206-211.

9. Klimenko E., Borodina L., Rychenkova A. Computer modeling in education for the development of students' research skills SHS Web of Conf. Current Issues of Linguistics and Didactics: The Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences (CILDIAH-2022): 11th International Scientific and Practical Conference. 2023.

10. Borodina L.N., Klimenko E.S., Rychenkova A.Yu. Primenenie mul'timedijnyh sredstv obucheniya pri provedenii lekcij po nachertatel'noj geometrii i inzhenernoj grafiki v morskom vuze. Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta imeni admirala F.F. Ushakova. 2022; № 1 (38): 104-120.

11. Rychenkova A.Yu., Borodina L.N., Klimenko E.S. Osobennosti razrabotki i primeneniya obuchayuschih video po geometro-graficheskim disciplinam. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2022; № 84-5: 19-22.

12. Mashbic E.I. Psihologo-pedagogicheskieproblemy komp'yuterizaciiobucheniya. Moskva: Pedagogika, 1988.

13. Mashbic E.I. Psihologicheskie osnovy upravleniya uchebnojdeyatel'nost'yu. Kiev: Vischa shkola, 1987.

14. Repkin V.V. Razvivayuschee obuchenie i uchebnaya deyatel'nost'. Riga: Zinante, 1997.

15. Zagvyazinskij V.I. Teoriya obucheniya: Sovremennaya interpretaciya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2006.

16. Blauberg I.V., Yudin 'E.G. Stanovlenieisuschnost'sistemnogopodhoda. Moskva: Nauka, 1973.

17. Kondrat'ev S.I., Boran-Keshish'yan A.L., Tomilin A.N. Konceptual'nye osnovy razrabotki banka testovyh zadanij dlya provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii vypusknikov morskih obrazovatel'nyh organizacij. Morskie intellektual'nye sistemy. 2019; № 1-2 (43).

Статья поступила в редакцию 03.07.24

УДК 37.012

Bykova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: elbykova80@mail.ru

Istomina S.V., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Shadrinsk State Pedagogical University (Shadrinsk, Russia), E-mail: istomina-sv@mail.ru

FEATURES OF THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF ADOLESCENTS IN DIFFICULT LIFE SITUATIONS. The article deals with a problem of negative psycho-emotional state of adolescents who have been in difficult life circumstances for a long time. The work presents some results of the study of the emotional state, in which 350 students took part. The following methods are used: "SAN questionnaire: well-being, activity, mood" by V.A. Doskina, N.A. Lavrentieva, V.B. Sharai, M.P. Miroshnikova, "Methodology for diagnosing self-assessment of mental states" by G. Aizenka. Statistical processing are carried out using the SPSS 17.0 program. Data analysis shows that most adolescents have negative well-being, low activity levels, and increased anxiety. A third of the students reveal a negative mood, a high level of frustration, aggressiveness and rigidity. There is an increase in disadvantage by older adolescence in almost all indicators (except activity). A significant tendency to increase the negative psycho-emotional state of adolescents in terms of such indicators as anxiety, aggressiveness, rigidity has been revealed. The researchers notice minor statistical differences in age-related changes - "well-being", "frustration". The highest risk of trouble is found in older adolescents. The study shows the need for psychological work to harmonize the psycho-emotional state of adolescents in difficult life situations.

Key words: psychoemotional state, teenagers, difficult life situation, trouble

Е.А. Быкова, канд. психол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: elbykova80@mail.ru

С.В. Истомина, канд. психол. наук, доц., Шадринский государственный педагогический университет, г. Шадринск, E-mail: istomina-sv@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

В статье рассматривается проблема негативного психоэмоционального состояния подростков, находящихся длительное время в тяжелых жизненных обстоятельствах. Приведены результаты исследования эмоционального состояния. В исследовании приняло участие 350 обучающихся. Использованы следующие методики: «Опросник САН: самочувствие, активность, настроение» В.А. Доскина, Н.А. Лаврентьевой, В.Б. Шарай, М.П. Мирошникова, «Методика диагностики самооценки психических состояний» Г. Айзенка. Статистическая обработка проводилась посредством в программы SPSS 17.0. Анализ данных показал, что большинство подростков имеют негативное самочувствие, низкий уровень активности, повышенную тревожность. У трети школьников выявлено негативное настроение, высокий уровень фрустрации, агрессивности и ригидности. Отмечается повышение неблагополучия к старшему подростковому возрасту практически по всем показателям (кроме активности). Выявлена значимая тенденция усиления негативного психоэмоционального состояния подростков по таким показателям, как тревожность, агрессивность, ригидность. Незначительные статистические различия возрастных изменений - «самочувствие», «фрустрация». Наиболее высокий риск неблагополучия выявлен у старших подростков. Исследование показало необходимость психологической работы по гармонизации психоэмоционального состояния подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, подростки, трудная жизненная ситуация, неблагополучие

Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ЮУрГГПУ и ШГПУ в 2024 году по теме: «Коррекция психоэмоционального состояния обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации» № 16-395 от 02.05.2024 г.

Проблема психологической помощи и поддержки подростков, находящихся в сложной жизненной ситуации, является актуальной и требует особого внимания со стороны профессионального психологического сообщества. Подростковый возраст, являющийся кризисным и переходным, сам по себе создаёт особую психическую реальность для ребёнка. Однако в благоприятных социально-психологических условиях, как указывал А.Н. Леонтьев, кризисное состояние может быть не выражено явно и протекать достаточно ровно и благоприятно. В случае же нахождения подростка в особых (неблагоприятных) условиях, создающих дополнительный риск возникновения неблагоприятных эмоциональных состояний, последствия могут быть самыми непредсказуемыми, поскольку подростковый возраст является наиболее неустойчивым и ранимым периодом [1].

На значимость влияния социальной ситуации развития на психическое развитие детей и подростков указывал Л.С. Выготский. Именно она, с его точки зрения, определяет развитие ключевых новообразований возраста, особенности его сознания и поведения [2].

Жизненная ситуация (события, происходящие с человеком, и специфика восприятия им этих событий) так или иначе влияет на жизнедеятельность личности в определённый отрезок времени [3].

Само понятие «трудная жизненная ситуация» не имеет однозначного определения, но, согласно М.А. Одинцовой, она выходит за пределы повседневности и относится к ситуациям высокого уровня сложности [4].

К. Ясперс трактовал подобные ситуации как пограничные, в которых человек не может управлять событиями и вынужден искать способы их преодоления на пределе своих возможностей [5].

В исследованиях Е.В. Битюцкой обнаружена синонимия понятий «трудная жизненная ситуация», «напряжённая ситуация», «экстремальная ситуация» и пр. Трудная жизненная ситуация объединяет все вышеперечисленные категории. При этом особая роль автором отводится когнитивной оценке ситуации, её субъективному восприятию человеком по следующим критериям: значимость,

беспокойство, высокие затраты ресурсов, невозможность контроля и управления ситуацией, оценка ее как непреодолимой, неожиданность событий, трудности принятия и выбора решения относительно дальнейших действий в ситуации, оценка внутренних ресурсов субъекта как недостаточных для преодоления ситуации [6].

Трудная ситуация, как ситуация напряжения, сопровождается состоянием повышенного функционирования личности, как указывает Н.И. Наенко, повышает мощность эмоционального и поведенческого реагирования при угрозе жизни и здоровью человека [7].

Как указывает Н.Г. Осухова, в трудной жизненной ситуации внешние условия среды нарушают внутренние условия бытия и адаптацию к жизни, способны нарушить деятельность человека и его отношения с людьми, привычный образ жизни, создавая угрозу удовлетворения жизненных потребностей. Для восстановления равновесия требуется приложение больших энергетических затрат и активности [8].

Ситуация, в которой находятся дети из районов боевых действий или прилегающих к ним территорий, правомерно назвать трудной (кризисной). Смена привычного уклада жизни, создающего угрозу физической и психологической безопасности, снижает психическую устойчивость личности, нарушает адаптацию и вызывает спектр разнообразных отрицательных эмоций: фрустрации, страха, тревоги, агрессии. Кризисная ситуация (потери, войны, бедствия, необходимость выживания) делит жизнь человека на 2 периода - «до» и «после» и требует специально организованной помощи выхода из неё и приобретения эффективных копинг-стратегий.

Учитывая эмоциональную неустойчивость подростка, лабильность, повышенную ранимость и рефлексивность, зависимость от мнения окружающих, а также отсутствие эффективных стратегий совладения с трудными жизненными ситуациями, риск возникновения отрицательных эмоциональных состояний увеличивается.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.