Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МОРСКОМ ВУЗЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МОРСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модель / информационное обеспечение / образовательный процесс / интерактивные технологии / model / information and methodological support / educational process / interactive technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С А. Баляева, В Ф. Тенищева, Ю С. Кузнецова

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования инновационных дидактических средств базисной и иноязычной подготовки специалистов морского транспорта. Основное внимание авторы акцентируют на разработке комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины в системе высшего морского образования. Важной особенностью этого комплекса является расширенное представление об информационно-дидактических средствах, отвечающих задачам организации ориентировочной основы для персонализированных маршрутов познавательной деятельности курсантов. Главное внимание уделено разработке структуры и содержания предложенной авторами многоуровневой модели информационного обеспечения учебной дисциплины, реализация которой в учебном процессе открывает перспективный путь повышения эффективности подготовки специалистов морского транспорта. В статье отмечается, что использование в образовательном процессе разработанного комплекса информационного обеспечения учебной деятельности курсантов позволяет не только повысить качество обучения, но и сделать оценку уровня сформированных знаний и компетенций более объективной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — С А. Баляева, В Ф. Тенищева, Ю С. Кузнецова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING A COMPLEX OF INFORMATION SUPPORT FOR ACADEMIC DISCIPLINE AT A MARITIME UNIVERSITY

The article addresses a current issue of forming innovative didactic tools for the basic and foreign language training of maritime specialists. The authors focus on the development of an information support system for a discipline in higher maritime education. An important feature of this complex is the expanded representation of information and methodological tools that meet the objectives of providing a provisional basis for personalized routes of cognitive activity for cadets. The main attention is paid to the development of the structure and content of the proposed multi-level model of information support for the discipline, the implementation of which in the educational process opens up a promising path to increasing the effectiveness of maritime specialists’ training. The article notes that the use of the developed complex of information support in educational process allows not only to improve the quality of education, but also to make the assessment of the level of acquired knowledge and competencies more objective.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МОРСКОМ ВУЗЕ»

УДК 378.14:359

Balyaeva S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: bs702@mail.ru

Tenischeva V.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: vic-ver@mail.ru

Kuznetsova Yu.S, Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: julx@bk.ru

FORMING A COMPLEX OF INFORMATION SUPPORT FOR ACADEMIC DISCIPLINE AT A MARITIME UNIVERSITY. The article addresses a current issue of forming innovative didactic tools for the basic and foreign language training of maritime specialists. The authors focus on the development of an information support system for a discipline in higher maritime education. An important feature of this complex is the expanded representation of information and methodological tools that meet the objectives of providing a provisional basis for personalized routes of cognitive activity for cadets. The main attention is paid to the development of the structure and content of the proposed multi-level model of information support for the discipline, the implementation of which in the educational process opens up a promising path to increasing the effectiveness of maritime specialists' training. The article notes that the use of the developed complex of information support in educational process allows not only to improve the quality of education, but also to make the assessment of the level of acquired knowledge and competencies more objective.

Key words: model, information and methodological support, educational process, interactive technologies

С.А. Баляееа, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: bs702@mail.ru

В.Ф. Тенищееа, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: vic-ver@mail.ru

Ю.С. Кузнецова, канд. пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: julx@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В МОРСКОМ ВУЗЕ

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме формирования инновационных дидактических средств базисной и иноязычной подготовки специалистов морского транспорта. Основное внимание авторы акцентируют на разработке комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины в системе высшего морского образования. Важной особенностью этого комплекса является расширенное представление об информационно-дидактических средствах, отвечающих задачам организации ориентировочной основы для персонализированных маршрутов познавательной деятельности курсантов. Главное внимание уделено разработке структуры и содержания предложенной авторами многоуровневой модели информационного обеспечения учебной дисциплины, реализация которой в учебном процессе открывает перспективный путь повышения эффективности подготовки специалистов морского транспорта. В статье отмечается, что использование в образовательном процессе разработанного комплекса информационного обеспечения учебной деятельности курсантов позволяет не только повысить качество обучения, но и сделать оценку уровня сформированных знаний и компетенций более объективной.

Ключевые слова: модель, информационное обеспечение, образовательный процесс, интерактивные технологии

Быстрые темпы развития цифровой экономики и внедрения информационных технологий в морской торговый флот и возросшие требования к цифровой грамотности и профессиональной компетентности выпускников высших морских учебных заведений ставят вопрос о необходимости новых реформ в области реализации стратегии морского образования на основе цифровизации образовательной среды и новых траекторий междисциплинарного синтеза.

В исследованиях по вопросам совершенствования подготовки специалистов морского флота как одного из важнейших факторов безопасности судоходства проанализированы основные причины аварийности и показано, что, наряду с техническими авариями на флоте в результате изношенности судовых устройств и механизмов, достаточно большой процент аварийных случаев произошел по вине командного состава флота. Причем в основном это удары, навалы и посадки на мель, что свидетельствует о недостаточной компетентности судоводителей в области устройства, маневренных характеристик и возможностей морских транспортных средств, то есть о необходимости повышения качества морского образования. К тому же необходимо учитывать, что профессиональная деятельность моряков происходит в условиях иноязычного общения, что требует высокого уровня владения иностранными языками. Поэтому проблемы модернизации профессиональной подготовки морских специалистов в целом, а также базисной и иноязычной подготовок в частности представляются весьма актуальными.

Базисная подготовка отраслевых кадров в высших морских учебных заведениях преследует следующие цели: дать фундаментальные знания, компетенции и цифровые навыки, требуемые государственным образовательным стандартом, Интернациональной морской организацией ИМО и Квалификационными требованиями для будущей морской профессиональной деятельности и подготовить курсантов к изучению специальных дисциплин.

Практика обучения в высших морских учебных заведениях показывает, что базисная подготовка отраслевых кадров, позволяя максимально приближать формируемые цифровые навыки, базисные и профессиональные компетенции к условиям реальной деятельности моряков при управлении судном, обеспечивает достаточно широкий фундамент для развития профессиональных знаний и качеств будущих специалистов морского транспорта.

Однако, несмотря на важную социально-экономическую значимость задачи совершенствования цифровой и специальной подготовки кадрового корпуса морского флота в целом и базисной подготовки в частности, она по-прежнему не решена на достаточном уровне. Так, в процессе базисной подготовки морских специалистов имеет место применение современных информационных технологий, но недостаточно широко. Дидактическое обеспечение базисных учебных дисциплин носит в основном традиционный характер и требует пересмотра и реновации на основе современных электронных средств обучения.

Отметим наличие следующих противоречий:

- между требованиями ИМО к профессиональной подготовки кадрового состава морского торгового флота в условиях цифровизации морского транспор-

та и недостаточным научным обоснованием новых дидактических средств образовательного процесса по формированию профессионально-информационной культуры будущего специалиста;

- высоким потенциалом современных цифровых технологий и традиционными формами организации познавательной деятельности курсантов в цифровой образовательной среде морского университета;

- необратимостью процесса цифровизации образования и недостаточной разработанностью научно-методических аспектов модернизации базисной подготовки курсантов.

Указанные противоречия определили проблему исследования: каким должен быть комплекс образовательных коммуникаций для обеспечения эффективности базисной подготовки отраслевых кадров в условиях цифровизации морского образования? Отсюда вытекает цель исследования - разработка инновационной структуры дидактического комплекса информационного обеспечения базисной подготовки в морском университете.

Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом:

- создание новых педагогических продуктов для базисной подготовки курсантов будет способствовать интеграции дидактических и информационных технологий;

- проектирование комплекса информационного обеспечения базисной подготовки в направлении интеграции дидактических средств и электронных ресурсов на основе интерактивных технологий может обеспечить развитие цифровой учебно-методической базы нового поколения;

- формирование цифровой учебно-методической платформы базисной подготовки на основе нового комплекса информационного обеспечения может создать условия для активизации познавательной деятельности курсантов; развития позитивной мотивации к освоению образовательных программ; повышения уровня профессионально-информационной подготовки отраслевых кадров в морском университете.

Научная новизна исследования состоит в проектировании комплекса информационного обеспечения базисной подготовки моряков на основе аксиологического подхода и персонализированных маршрутов учебной деятельности; в выделении структурных элементов этого комплекса и механизмов их реализации в образовательном пространстве морского университета.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии и расширении понятия информационного обеспечения базисной учебной дисциплины, в выборе и разработке комплекса ориентиров познавательной деятельности курсантов для повышения эффективности морского образования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке и внедрении информационно-дидактических материалов в учебный процесс морского университета, применение которых позволяет повысить эффективность формирования компетенций, теоретических знаний и связанных с ними цифровых умений, моделировать их применение в профессионально значимых ситуациях.

В соответствие с целью и гипотезой исследования был проведен аналитический обзор научно-педагогической и методической литературы, информационных баз, на основании которого были выделены следующие задачи:

- теоретически обосновать необходимость разработки комплекса информационного обеспечения базисной учебной дисциплины как целостной научно-методической структуры;

- определить педагогические условия и механизмы для применения созданного комплекса информационного обеспечения базисной подготовки в экспериментальной учебной деятельности курсантов;

- провести экспериментальную апробацию и анализ результатов внедрения в образовательный процесс разработанного комплекса информационного обеспечения базисной подготовки для качественной оценки эффективности его применения.

- предусмотреть сравнительное оценивание как прироста качества формирования компетенций курсантов, так и динамики формирования их цифровой грамотности и интеллектуальных умений.

Заметим, что успешному решению этих задач способствуют интерактивные информационно-педагогические технологии, направленные на подготовку курсантов в сокращенные сроки к профессиональной деятельности на морском флоте в современных информационных условиях. Применение таких технологий можно рассматривать как важную составляющую образовательных коммуникаций, направленную на освоение общих методов информационного общения, формирование умения ориентироваться в поисках информации, восприятии существенного, выделении главного. По логике передачи и восприятия учебной информации процесс усвоения знаний можно рассматривать как дедуктивный метод решения общих задач определенного типа.

Использование этого метода в процессе базисной подготовки предполагает опору на известные принципы дидактики, такие как научность, доступность, наглядность обучения, прочность, индивидуальный подход. Дидактическая модель такого обучения решает следующие задачи: практическое овладение курсантами научно-теоретических положений изучаемых дисциплин; овладение техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов с предметно-специфической и квазипрофессиональной точек зрения; развитие навыков работы с информационными ресурсами и вычислительной техникой; формирование невербальных приемов образовательной коммуникации, самостоятельности и инициативности курсантов.

Необходимо отметить, что особую роль в процессе обучения в морском университете занимают инновационные методологические подходы, обеспечивающие взаимосвязь базисной подготовки, иностранного языка и профессионального образования. Важное место в этом процессе отводится многими исследователями активным методам обучения [1; 2; 3], в основе которых лежит задача придать стимул учащимся в максимально возможной мере использовать свой интеллектуальный потенциал в рамках образовательного процесса, что порождает, в свою очередь, активную практическую деятельность. Другими словами, высокий уровень познавательной активности напрямую связан с реализацией различных форм активных методов обучения. Они позволяют учащимся не только познавать окружающий мир, но и творить его.

В научной литературе можно встретить различную классификацию активных методов обучения. Интерес представляет классификация, предлагаемая рядом авторов по характеру учебно-познавательной деятельности [3]. В этом контексте выделяются имитационные и неимитационные методы. С точки зрения обучения иностранным языкам интерес представляют имитационные методы, особенно имитационные игровые. К ним можно отнести ролевые и деловые игры, методы имитационного моделирования, анализ конкретных производственных ситуаций, действие по инструкции и тому подобные [4, с. 74].

Неотъемлемой частью образовательного процесса в современном мире стали информационные технологии в сочетании с активными методами обучения, которые дают возможности имитировать различные аспекты профессиональной деятельности и совмещать во времени и в пространстве репродуктивные и креативные компоненты образования. Компьютер создает условия для формирования у учащихся социально-профессиональных алгоритмов решения профессионально-предметных задач с помощью иноязычной речевой деятельности и выступает в качестве средства стимулирования общения. В результате создаются условия для интеграции знаний, умений и навыков в области иностранного языка и спецпредметов в систему профессиональной деятельности будущего специалиста.

Практическое значение представляют активные игровые методы как средство организации учебного процесса для решения профессионально значимых задач. По мнению РП. Мильруд, ролевая игра является «...методическим приемом, относящимся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком» [5, с. 8]. Игра вызывает у обучающихся реальную потребность в общении, мотивирует участников этого общения к коммуникации на иностранном языке, другими словами, является в этом случае моделью межличностного общения. Бесспорную ценность представляет и обучающая цель ролевой игры, так как она обязывает ее участников делать выбор языковых средств для ее реализации. Создаваемый ролевой игрой стимул для овладения и совершенства речевых умений и навыков благодаря моделируемым коммуникативным ситуациям упорядочивает и стандартизирует технологические действия будуще-

го специалиста, создают условия для формирования оперативности их выполнения, умения управлять своими эмоциями и мотивами.

Деловая игра определяется А.А. Вербицким как феномен, позволяющий разрешить возникающие противоречия между профессиональной и учебной деятельностью [6]. Она непосредственно влияет на процесс становления личности с хорошо развитыми управленческими способностями. По сравнению с традиционными методами деловая игра имеет преимущества при обучении профессиональному английскому языку, а именно - моделирует профессиональные ситуации, повышает мотивацию учащихся, позволяет соединить имеющиеся разрозненные информационные блоки и языковые модели в единую функционирующую систему. Немаловажен и тот факт, что такое личностно значимое обучение становится для курсанта приятным и интересным, позволяет оценить свой уровень профессиональной деятельности, в которую вплетена иноязычная речевая компонента, выступающая в качестве средства оперативного решения задач его будущего труда.

Отечественными и зарубежными учеными разработан ряд методик обучения профессиональному иноязычному общению, сочетающих активные методы обучения и компьютерные технологии (Т.П. Аванесова, И.В. Драгомирецкий, Б.В. Илькевич, Е.Н. Цыганко и др.). Интерес представляет технология ситуационно-имитационных игр с опорой на вербальные элементы ситуации на иностранном языке для обучения судоводителей, которая нацелена на освоение обучающимися способов решения речемыслительных задач их будущей профессиональной деятельности [7-10].

Е.Н. Цыганко всесторонне исследует готовность специалиста морского флота к эмоционально-волевой регуляции своей профессиональной деятельности в ситуациях профессионального иноязычного общения в контексте развития профессиональных иноязычных навыков специалиста. Автором подчеркивается, что опыт эмоционально-волевой регуляции решения типовых задач труда в деловых играх на тренажере способствует успешному выполнению служебных обязанностей [8].

Учебная технология интегрированной подготовки инженера разработана Б.В. Илькевич. В ее основе лежит предъявление студентам обучающих программ, выполненных как на русском, так и на иностранном языке, что обеспечивает синтез иноязычной и технической составляющих. Компьютерные программы представляют собой специализированные иноязычные тексты и охватывают все темы технических дисциплин. По мнению автора, эта технология позволяет сформировать профессиональную иноязычную компетентность инженера [9].

Т.П. Аванесовой было доказано, что именно на предметной основе профессионально-технологической деятельности происходит развитие профессиональных навыков. Разработанная автором технология обучения нацелена на формирование профессионально-предметной компетенции с учётом иноязычной составляющей в ходе решения профессионально-предметной задачи [10].

Проектирование инновационных дидактических структур в условиях циф-ровизации морской образовательной сферы предполагает перенос акцентов на самостоятельную учебную деятельность курсантов с учетом их познавательных интересов и мотивационных установок. В качестве теоретической базы таких структур могут выступать исследования новых форматов обучения, включающих интеграцию очных и дистанционных видов учебных занятий, способствующих интенсификации подготовки курсантов на этапе изучения цикла базисных дисциплин [11]. Следует отметить исследования, посвященные решению задач, связанных с конструированием информационных моделей учебной дисциплины и повышением эффективности учебной деятельности в дистанционном формате [12; 13]; а также исследования, направленные на использование компьютерных технологий в поисково-исследовательской работе с курсантами; на разработку концептуальных основ компьютерной диагностики качества морского образования и расширение способов контроля подготовки отраслевых кадров на основе невербальных форм коммуникации [14; 15].

Результаты этих работ открывают направления дальнейших исследований, связанных с развитием образовательных коммуникаций и разработками новых перспективных подходов к проектированию пакетов дидактического обеспечения учебной дисциплины на базе инновационных технологических ресурсов для организации процесса обучения в цифровой образовательной среде морского университета.

Предложенная нами многоуровневая модель информационного обеспечения учебной экспериментальной деятельности курсантов по изучению дисциплин базисного цикла подготовки имеет расширенную структуру и включает теоретический, технологический и аттестационный разделы:

- фонд учебных пособий (ФУП) составляет основу теоретического раздела, содержащего учебные материалы и справочные сведения по освоению предметно-специфического и профессионально ориентированного содержания конкретной дисциплины;

- в технологический раздел входят фонды методических средств (ФМС) и электронных средств обучения (ФЭСО), определяющие методические установки, состав и ориентиры познавательной деятельности на аудиторных учебных занятиях и во время самоподготовок в режиме очного и дистанционного форматов обучения;

- аттестационный раздел включает фонд оценочных средств (ФОС), регламентирующий порядок и содержание контроля на всех этапах учебной дея-

тельности курсантов, включая текущий контроль и коррекцию на формирующих учебных занятиях, самоконтроль, промежуточный тематический контроль и завершающий итоговый контроль в процессе экзамена или зачета во время экзаменационной сессии.

ФУП - теоретический раздел информационного обеспечения базисной учебной дисциплины представлен разработанным нами пакетом учебных пособий, предметно-специфическое содержание которых интегрировано с профессионально ориентированным компонентом; пакетом справочных материалов и таблиц и дополнительным пакетом теоретических пособий для изучения курсов по выбору.

ФМС и ФЭСО - технологический раздел комплекса информационного обеспечения сопровождает персонализированные маршруты обучения, выбор которых делают сами курсанты после диагностики предварительных знаний и умений [11]. Этот раздел нацелен на пересмотр традиционных педагогических технологий управления процессом обучения в морском университете, и в первую очередь это касается проведения формирующих учебных занятий, таких как лабораторные работы, тренажерная подготовка, практические и семинарские занятия.

Важной составной частью технологического раздела является блок, содержащий информативные материалы, регламентирующие образовательный процесс по данной учебной дисциплине. К таким материалам можно отнести:

- рабочую программу, специально адаптированную для курсантов, которая должна содержать убедительное мотивационное обоснование необходимости изучения базисного курса; конечные цели обучения и задачи, которые должны быть решены для успешного достижения общего результата обучения;

- тематический план изучаемого курса, включающий базу предметно-специфических и профессионально ориентированных заданий; перечень видов деятельности, необходимых для выполнения заданий по дисциплине;

- порядок, сроки и способы диагностических и аттестационных мероприятий в течение семестра и в период экзаменационной сессии;

- информацию о творческих заданиях и ведущих направлениях научно-исследовательской работы курсантов, списки учебной литературы ко всем видам занятий, включая расчетно-графические проекты, курсовые работы, рефераты, олимпиады, творческо-исследовательские работы.

Эффективность функционирования технологического раздела информационного обеспечения формирующих учебных занятий в большой степени зависит от качества создаваемых моделей управления процессом обучения и диагностики его результатов.

Лабораторный практикум, как и тренажерная подготовка, имеет ряд специфических особенностей, с учетом которых можно выделить три уровня методической поддержки, обеспечивающих управление самостоятельной деятельностью курсантов при подготовке к учебным занятиям и в процессе этих занятий:

- первый - уровень учебно-методических карт;

- второй - уровень компьютерных программ;

- третий - уровень отчетных материалов.

Основу первого уровня методической поддержки лабораторных занятий составляют учебно-методические карты, содержание которых направлено на усвоение не только теоретических закономерностей изучаемого предмета, но и модели формируемой деятельности. Разработанные нами по методике, предложенной З.А. Решетовой [16], учебно-методические карты представляют собой систему ориентиров для самостоятельной деятельности курсантов по выполнению лабораторного задания. В процессе решения лабораторных заданий происходит отработка навыков обращения с техническими устройствами, овладение совокупностью действий, входящих в состав формируемой деятельности.

Содержание лабораторных заданий носит персонализированный характер, они имеют базовый, профессионально ориентированный и творчески-исследовательский компоненты. Отметим большое значение базового компонента учебно-методических карт, который оказывает помощь в организации самостоятельной учебной деятельности на всех этапах, обязательных для успешного усвоения знаний и видов деятельности. В состав этого компонента входят материалы, обеспечивающие мотивационный, ориентировочный, исполнительский, контрольный и исследовательский блоки. При этом акцент делается на том, чтобы формируемые предметно-специфические знания и компетенции, виды учебной и творческой деятельности были усвоены курсантами с установкой на перенос и активное использование не только при изучении цикла специальных дисциплин в морском университете, но и в процессе будущей профессиональной деятельности.

В наших исследованиях по проектированию дидактических средств в высшей школе содержание учебно-методических карт для физического лабораторного практикума было дополнено уровнем управления самоконтролем после выполнения задания и подготовке к защите полученных результатов [11]. Структурно-функциональная схема таких карт является универсальной и может быть использована для разработки методических руководств не только к лабораторным, но и к тренажерным и практическим занятиям.

Уровень компьютерных программ предполагает создание и накопление программных продуктов для информационно-методического обеспечения компьютеризированных лабораторных занятий и должен включать отбор учебного материала для заданий, выполняемых с помощью компьютера; выделение структуры этих заданий, дидактических требований к ним; разработку программных

средств, определяющих способ и последовательность предъявления учебных материалов (текстов заданий, вопросов, предписаний и т. п.).

Использование электронных средств обучения на лабораторных занятиях позволяет повысить эффективность учебного процесса, перенести акценты на самостоятельную работу курсантов; качественно изменить контроль над деятельностью обучаемых, расширяя функции самоконтроля и обеспечивая при этом гибкость управления познавательной деятельностью.

Отметим, что разработанные учебно-методические материалы к лабораторным занятиям включают руководства к их выполнению, которые, наряду с базовыми заданиями, направленными на формирование предметно-специфических знаний и умений, содержат вариативные задания разной сложности с профессионально ориентированным компонентом, направленным на формирование специальных компетенций и цифровых навыков.

Организация лабораторных занятий предусматривает работу курсанта с компьютером на следующих этапах занятия:

- тестовая проверка необходимых предварительных знаний при допуске к лабораторной работе, после которой курсант имеет возможность самостоятельно выбрать персонализированный маршрут познавательной деятельности, сложность экспериментальных заданий, наличие профессионально ориентированного или исследовательского компонента;

- подготовка к выполнению лабораторного задания: уяснение цели работы и задач эксперимента; ознакомление с лабораторным оборудованием и техническими характеристиками лабораторной установки; изучение теоретических основ эксперимента и правил безопасности при работе с приборами и оборудованием;

- проведение виртуальной части эксперимента, где это предусмотрено; обработка полученных результатов; оформление отчета и подготовка к защите выполненной лабораторной работы.

Компьютерные программы для контроля и коррекции знаний могут предусматривать полные протоколы ответов на контрольные вопросы, что позволяет выявлять и систематизировать типовые ошибки и совершенствовать методический материал по их исправлению. При этом на лабораторном занятии компьютер может использоваться как одно из средств управления учебной деятельностью курсантов наряду с традиционными средствами.

Отчетные материалы могут содержать компьютерные распечатки отчетов либо заполненные листы с протоколами отчетов, либо выполненные индивидуально конспекты отчетов с таблицами исходных данных и численными значениями полученных результатов, графическим представлением полученных зависимостей, сравнительным анализом теоретических и экспериментальных значений исследуемых величин и вытекающими отсюда выводами и практическими рекомендациями там, где это предусмотрено.

В ряде вузов в качестве отчетных материалов к лабораторному практикуму издаются тетради с готовыми протоколами отчетов, в которые должны быть внесены результаты проделанных измерений, вычислений, выполнены графики и сформулированы выводы. Нами к лабораторному физическому практикуму разработан журнал лабораторных работ как форма отчетности, адекватная по содержанию, структуре и логике разработанным на принципах системно-дея-тельностного подхода соответствующим учебно-методическим руководствам.

Аттестационный раздел комплекса информационного обеспечения учебной дисциплины содержит программы текущего и рубежного контролей в форме пакетов тематических тестов разного уровня сложности, которые обеспечивают обратную связь в ходе учебного процесса, дают статистический материал для текущих аттестаций по каждому курсанту. В эти пакеты заложены программы как диагностических, так и тренирующих тестов для самостоятельной подготовки курсантов к плановому тестированию на аудиторных занятиям. Темы пропущенных занятий курсанты могут отработать самостоятельно и сдать тестирование отдельно, так как отсутствие оценок за пропущенные занятия снижает общий балл текущей успеваемости. Для итоговой проверки сформированных предметно-специфических знаний и компетенций разработан специальный пакет, содержащий программы контрольных тестовых заданий, целью которых является оценка успешности прохождения курсантами учебного курса и допуск к экзамену.

Для качественной оценки применимости в образовательном процессе разработанного комплекса информационного обеспечения базисной учебной дисциплины был проведен педагогический эксперимент на втором курсе судоводительского факультета. Он заключался в проверке использования в образовательном процессе этого комплекса с целью повышения его эффективности и объективности определения уровня знаний и компетенций курсантов.

В эксперименте приняли участие три экспериментальные группы (95 курсантов) и две контрольные группы (62 курсанта). В процессе обучения по курсу общей физики в экспериментальных группах использовался экспериментальный вариант разработанного комплекса информационного обеспечения познавательной деятельности курсантов. Управление процессом усвоения знаний носило системный характер. Широкое использование в образовательной среде электронных презентаций и других обучающих видеоматериалов с профессиональным компонентом способствовало укреплению межпредметных коммуникаций базисной и специальной морской подготовки.

Текущая и рубежная проверка уровня знаний и компетенций осуществлялась с помощью разработанных тематических тестов. В процессе эксперимента ответы каждого курсанта оценивались на каждом занятии. Для оценки знаний ис-

пользовалась балльная рейтинговая система. Накопление баллов по всем видам учебных занятий проводилось с помощью компьютера и позволяло в режиме реального времени проследить успешность освоения учебного плана курсантами, которые были заинтересованы в оценке своих знаний по всем изученным темам. Курсанты стремились получить по результатам текущей успеваемости как можно более высокие баллы, так как это повышало общий балл и давало возможность получения допуска к экзамену без общего предварительного тестирования.

Итоговая балльная рейтинговая оценка преобразовывалась в традиционную пятибалльную и учитывалась на экзамене. Курсанты, имеющие низкий рейтинговый балл по результатам текущей успеваемости, не могли получить высокую итоговую оценку на экзамене. Учет на экзамене результатов текущего тематического, общего предварительного тестирования и письменного ответа по билету давал возможность в экспериментальных группах сделать итоговую оценку сформированных предметно-специфических знаний и компетенций более объективной.

В контрольных группах информационные технологии применялись в рамках традиционного дидактического обеспечения учебного процесса согласно требованиям учебного плана и существующего учебно-методического комплекса дисциплины Методическое обеспечение учебных занятий и текущий контроль

Библиографический список

знаний курсантов регламентировались рабочей программой учебной дисциплины. На каждом занятии диагностика знаний не проводилась, и успешность выполнения учебного плана курсантами не фиксировалась. Итоговая оценка выставлялась на экзамене по результатам письменного ответа.

Как планировалось, на данном этапе нашего исследования был проведен качественный анализ и сопоставление итогов экспериментального и контрольного обучения. Следует отметить, что результаты эксперимента в целом положительные, они показали рост мотивации к изучению базисной учебной дисциплины, повышение качества предметно-специфических знаний и цифровых умений в экспериментальных группах, а также помогли наметить пути дальнейшего совершенствования информационного обеспечения базисной подготовки курсантов в морском университете.

Предложенный комплекс информационного обеспечения базисной учебной дисциплины может быть интерполирован и на другие дисциплины гуманитарного и специального циклов обучения, являться фундаментальной платформой для внедрения инновационных образовательных технологий, направленных на реализацию дистанционного обучения в формате переподготовки отраслевых кадров, повышения квалификации, получения дополнительного профессионального образования.

1. Китайгородская ГА. Интенсивное обучение иностранному языку: теория и практика. Москва: Русский язык, 1992.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. Москва: Издательство Смысл, Издательство Эксмо, 2005.

3. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

4. Смолкин А.М. Формирование мотивации учения. Москва: Просвещение, 1990.

5. Мильруд РП. Методология исследования: преподавание языков в межкультурном пространстве. Тамбов: Издательство ТГУ 2003.

6. Вербицкий А.А. Психолого-педагогические особенности деловой игры как формы знаково-контекстного обучения. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск: Наука, СО АН СССР 1987: 78-100.

7. Драгомирецкий И.В. Ситуационно-имитационные игры в обучении английскому языку в морских учебных заведениях. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 1988.

8. Цыганко Е.Н. Целесообразность компьютерной поддержки для мониторинга уровня формирования профессиональной компетенции. Успехи современной науки и образования. 2016; Т. 1: № 8: 60-67.

9. Илькевич Б.В. Интегрированная подготовка инженеров. Высшее образование в России, 2000; № 4: 105-110.

10. Аванесова Т.П., Груздева Л.К., Мефлех М.В., Груздев Д.Ю. Практическая значимость применения информационных единиц в процессе осваивания профессиональной деятельности с помощью компьютерных технологий. Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2023; № 1 (42): 120-124.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Баляева С.А., Митрахович В.А., Аванесова Т.П. Разработка персонализированных маршрутов подготовки специалистов морского флота. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 358-361.

12. Багина В.А., Баляева С.А., Боровкова О.А. и др. Современные образовательные технологии: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017; Кн. 5.

13. Аксиологический подход в практике обучения и воспитания курсантов морского вуза: коллективная монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2023.

14. Митрахович В.А., Баляева С.А., Аванесова Т.П. Контроль в методическом сопровождении профессиональной подготовки курсантов. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 6 (103): 331-335.

15. Зеленков Г. А., Мазанько Е.В. Использование компьютерных технологий для математических исследований с учащимися. Вестник государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2022; № 2 (39): 113-118.

16. Формирование системного мышления в обучении. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

References

1. Kitajgorodskaya G.A. Intensivnoe obuchenie inostrannomu yazyku: teoriya ipraktika. Moskva: Russkij yazyk, 1992.

2. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya rebenka. Moskva: Izdatel'stvo Smysl, Izdatel'stvo 'Eksmo, 2005.

3. Podlasyj I.P. Pedagogika: Novyj kurs. Moskva: Gumanitarnyj izdatel'skij centr VLADOS, 2003.

4. Smolkin A.M. Formirovanie motivaciiucheniya. Moskva: Prosveschenie, 1990.

5. Mil'rud R.P. Metodologiya issledovaniya: prepodavanie yazykov v mezhkul'turnom prostranstve. Tambov: Izdatel'stvo TGU, 2003.

6. Verbickij A.A. Psihologo-pedagogicheskie osobennosti delovoj igry kak formy znakovo-kontekstnogo obucheniya. Igrovoe modelirovanie: metodologiya i praktika. Novosibirsk: Nauka, SO AN SSSR, 1987: 78-100.

7. Dragomireckij I.V. Situacionno-imitacionnye igry v obuchenii angljskomu yazyku v morskih uchebnyh zavedeniyah. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 1988.

8. Cyganko E.N. Celesoobraznost' komp'yuternoj podderzhki dlya monitoringa urovnya formirovaniya professional'noj kompetencii. Uspehisovremennojnaukiiobrazovaniya. 2016; T. 1: № 8: 60-67.

9. Il'kevich B.V. Integrirovannaya podgotovka inzhenerov. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2000; № 4: 105-110.

10. Avanesova T.P., Gruzdeva L.K., Mefleh M.V., Gruzdev D.Yu. Prakticheskaya znachimost' primeneniya informacionnyh edinic v processe osvaivaniya professional'noj deyatel'nosti s pomosch'yu komp'yuternyh tehnologij. Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta imeni admirala F.F. Ushakova, 2023; № 1 (42): 120-124.

11. Balyaeva S.A., Mitrahovich V.A., Avanesova T.P. Razrabotka personalizirovannyh marshrutov podgotovki specialistov morskogo flota. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 358-361.

12. Bagina V.A., Balyaeva S.A., Borovkova O.A. i dr. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2017; Kn. 5.

13. Aksiologicheskijpodhod v praktike obucheniya i vospitaniya kursantov morskogo vuza: kollektivnaya monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2023.

14. Mitrahovich V.A., Balyaeva S.A., Avanesova T.P. Kontrol' v metodicheskom soprovozhdenii professional'noj podgotovki kursantov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 331-335.

15. Zelenkov G.A., Mazan'ko E.V. Ispol'zovanie komp'yuternyh tehnologij dlya matematicheskih issledovanij s uchaschimisya. Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta imeni admirala F.F. Ushakova, 2022; № 2 (39): 113-118.

16. Formirovanie sistemnogo myshleniya v obuchenii. Moskva: YuNITI-DANA, 2002.

Статья поступила в редакцию 10.07.24

УДК 378

Borodina L.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: ludmilasemerqey@mail.ru Klimenko E.S., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: kati.klim@mail.ru Rychenkova A.Yu, Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: anar2702@mail.ru

THE STUDY OF THE WAY TO DEVELOP PROFESSIONAL COMPETENCE IN CADETS OF MARITIME UNIVERSITIES IN THE PROCESS OF GEOMETRIC AND GRAPHIC EDUCATION IN TRAINING OF SPECIALISTS IN TRANSPORT. The article examines the development of professional competence of a marine specialist by solving educational tasks for the development of various types of competencies necessary for the professional activity of a specialist in transport -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.