Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫХ МАРШРУТОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА'

РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫХ МАРШРУТОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация образования / дидактическое обеспечение / учебно-методическая карта / персонализированные маршруты обучения / государственный морской университет / digitalization of education / didactic support / educational and methodical map / personalized learning routes / Maritime State University

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С А. Баляева, В А. Митрахович, Т П. Аванесова

В статье рассматривается инновационный подход к формированию электронной учебно-методической базы образовательного процесса в условиях эволюции содержания и целей обучения. Важной особенностью этой базы выступает расширенное представление информационной среды учебной дисциплины, отвечающей многовекторным целевым установкам. Основное внимание уделено теоретическому обоснованию персонализированных маршрутов обучения в профессионально ориентированной образовательной среде учебной дисциплины. Главный акцент сделан на разработке содержательной структуры дидактического обеспечения в форме учебно-методической карты, которая представляет собой информационную модель по соответствующим темам учебной дисциплины. Карта содержит систему ориентиров и заданий, позволяющих курсантам самостоятельно выбирать персонализированные маршруты обучения. Представлена структурная схема экспериментальной учебно-методической карты. Авторы отмечают, что использование в образовательном процессе учебно-методических карт обеспечивает содержательную и методическую интеграцию базовых и специальных дисциплин и способствует повышению качества формируемых знаний и компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERSONALIZED ROUTES TRAINING OF SPECIALISTS OF THE MERCHANT MARINE FLEET

The article considers an innovative approach to the formation of an electronic educational and methodological base of the educational process in the context of the evolution of the content and goals of learning, an important feature of which is an expanded representation of the information environment of the discipline to meet multi-vector target settings. The main attention is paid to the theoretical substantiation of personalized learning routes in a professionally oriented educational environment of the discipline. The main emphasis is placed on the development of a meaningful structure of didactic support in the form of an educational and methodological map, which is an information model on the relevant topics of the discipline and contains a system of guidelines and tasks allowing cadets to choose personalized learning routes independently. The structural scheme of the experimental educational and methodical map has been presented. The authors note that the use of educational and methodical maps in the educational process provides meaningful and methodical integration of basic and special disciplines and contributes to improving the quality of knowledge and competencies formed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫХ МАРШРУТОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА»

в условиях трансформации бизнеса для эффективного управления в бизнес-среде.

Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы.

Развитие управленческих компетенций в условиях трансформации бизнеса может иметь положительную динамику в контексте формирования управленческого мышления в образовательном процессе вуза при подготовке специалистов по программам управленческого блока.

Процесс развития управленческих компетенций можно считать оптимизированным в том случае, если управленческие компетенции рассматривать в логике развития управленческого мышления как вида мышления, отвечающего требованиям познавательных потребностей личности, которые направлены на эффективность управленческой деятельности и инновационную активность бизнеса.

Процесс подготовки будущих специалистов рассматривают в контексте системного образовательного процесса, представленного теоретико-методологическим, структурно-содержательным, деятельностно-практическим и критериально-диагностическим блоками.

Процесс профессиональной подготовки управленцев для достижения поставленных целевых ориентиров предполагает интеграцию таких подходов, как компетентностный, ситуационный, практико-ориентированный и кибернетический.

Хотелось бы подчеркнуть, что вопрос развития управленческих компетенций при подготовке специалистов является приоритетным в условиях нарастающей необходимости трансформации бизнеса, и его решение возможно в случае совершенствования образовательного процесса.

Библиографический список

1. Соколова С.А. Организационные изменения: классификация и политика изменений. Развитие экономики региона: взгляд в будущее: тезисы докладов III городской научно-практической конференции. Волгоград: ВолгГАСУ, 2020: 131-133.

2. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управление изменениями. Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2020.

3. Наука, инновации и технологии. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/science

4. Катунина И.В. Формирование управленческого мышления и компетенций в управлении человеческими ресурсами. Вестник Московского университета. 2020; № 3: 45-49.

5. Деминг Э. Менеджмент нового времени: простые механизмы, ведущие к росту, инновациям и доминированию на рынке. Перевод с английского. Москва: Альпина Паблишер, 2019.

6. Логиновский О.В., Голлай А.В., Дранко О.И. и др. Эффективное управление организационными и производственными структурами: монография. Москва: ИНФРА-М, 2020.

References

1. Sokolova S.A. Organizacionnye izmeneniya: klassifikaciya i politika izmenenij. Razvitie 'ekonomiki regiona: vzglyad v buduschee: tezisy dokladov III gorodskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Volgograd: VolgGASU, 2020: 131-133.

2. Blinov A.O., Ugryumova N.V. Upravlenieizmeneniyami. Moskva: Izdatel'sko-torgovaya korporaciya «Dashkov i K», 2020.

3. Nauka, innovaciiitehnologii. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/science

4. Katunina I.V. Formirovanie upravlencheskogo myshleniya i kompetencij v upravlenii chelovecheskimi resursami. Vestnik Moskovskogo universiteta. 2020; № 3: 45-49.

5. Deming 'E. Menedzhment novogo vremeni: prostye mehanizmy, veduschie k rostu, innovaciyam i dominirovaniyu na rynke. Perevod s anglijskogo. Moskva: Al'pina Pablisher, 2019.

6. Loginovskij O.V., Gollaj A.V., Dranko O.I. i dr. 'Effektivnoe upravlenie organizacionnymi iproizvodstvennymistrukturami: monografiya. Moskva: INFRA-M, 2020.

Статья поступила в редакцию 01.12.23

УДК 378.14:359

Balyaeva S.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia), E-mail: bs702@mail.ru

Mitrakhovich V.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Military Orders of Zhukov and Lenin Red Banner Academy of Communications

n.a. Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny (Saint Petersburg, Russia), E-mail: V_mitrakhovich@mail.ru

Avanesova T.P., Doctor of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Admiral F. Ushakov Maritime State University (Novorossiysk, Russia),

E-mail: avanesova1@mail.ru

DEVELOPMENT OF PERSONALIZED ROUTES TRAINING OF SPECIALISTS OF THE MERCHANT MARINE FLEET. The article considers an innovative approach to the formation of an electronic educational and methodological base of the educational process in the context of the evolution of the content and goals of learning, an important feature of which is an expanded representation of the information environment of the discipline to meet multi-vector target settings. The main attention is paid to the theoretical substantiation of personalized learning routes in a professionally oriented educational environment of the discipline. The main emphasis is placed on the development of a meaningful structure of didactic support in the form of an educational and methodological map, which is an information model on the relevant topics of the discipline and contains a system of guidelines and tasks allowing cadets to choose personalized learning routes independently. The structural scheme of the experimental educational and methodical map has been presented. The authors note that the use of educational and methodical maps in the educational process provides meaningful and methodical integration of basic and special disciplines and contributes to improving the quality of knowledge and competencies formed.

Key words: digitalization of education, didactic support, educational and methodical map, personalized learning routes, Maritime State University

С.А. Баляееа, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: bs702@mail.ru

B.А. Митрахоеич, д-р пед. наук, проф., Военная орденов Жукова и Ленина Краснознамённая академия связи имени Маршала Советского Союза

C.М. Будённого, г. Санкт-Петербург, E-mail: V_mitrakhovich@mail.ru

Т.П. Аеанесоеа, д-р пед. наук, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: avanesova1@mail.ru

РАЗРАБОТКА ПЕРСОНАЛИЗИРОВАННЫХ МАРШРУТОВ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ФЛОТА

В статье рассматривается инновационный подход к формированию электронной учебно-методической базы образовательного процесса в условиях эволюции содержания и целей обучения. Важной особенностью этой базы выступает расширенное представление информационной среды учебной дисциплины, отвечающей многовекторным целевым установкам. Основное внимание уделено теоретическому обоснованию персонализированных маршрутов обучения в профессионально ориентированной образовательной среде учебной дисциплины. Главный акцент сделан на разработке содержательной структуры дидактического обеспечения в форме учебно-методической карты, которая представляет собой информационную модель по соответствующим темам учебной дисциплины. Карта содержит систему ориентиров и заданий, позволяющих курсантам самостоятельно выбирать персонализированные маршруты обучения. Представлена структурная схема экспериментальной учебно-методической карты. Авторы отмечают, что использование в образовательном процессе учебно-методических карт обеспечивает содержательную и методическую интеграцию базовых и специальных дисциплин и способствует повышению качества формируемых знаний и компетенций.

Ключевые слова: цифровизация образования, дидактическое обеспечение, учебно-методическая карта, персонализированные маршруты обучения, государственный морской университет

Формируемая в нашей стране в настоящее время программа развития искусственного интеллекта ставит новые задачи перед системой высшего образования, решение которых требует проведения образовательных реформ, направленных на введение в учебный процесс различных педагогических инноваций, охватывающих содержание и технологии обучения. В системе образования педагогические инновации предполагают использование научных результатов как для расширения имеющихся образовательных услуг, так и для создания новых услуг или технологий. В морской образовательной сфере комплексные педагогические нововведения востребованы на всех этапах подготовки морских специалистов и призваны на основе современных информационных технологий осуществить реновацию учебно-методической среды в условиях интенсификации и персона-лизации обучения.

В этой связи необходима активация поисков новых подходов к проектированию образовательного пространства в целом и к созданию многополярной технологической среды морского университета в частности. Такая среда предполагает разработку комплекса персонализированных маршрутов обучения с разными целями на многоуровневой дидактической платформе.

В рамках решения этой задачи выделим актуальные направления педагогических исследований, одно из которых касается вопросов, связанных с организацией единого цифрового образовательного пространства [1], с построением содержания учебных дисциплин и познавательной деятельности по их усвоению в условиях цифровизации обучения и переноса акцентов на самостоятельную работу курсантов [2; 3]; с повышением эффективности морского образования в дистанционном формате и развитием цифровых навыков будущих специалистов [4; 5]. Другое направление проявляет себя в педагогических работах по исследованию способов мотивации к достижениям, методов формирования профессиональных компетенций нового уровня [6; 7]; в разработках диагностических материалов по мониторингу качества подготовки морских специалистов [8].

Исследования, выполненные в указанных направлениях, показывают, что цифровизация образовательного пространства требует изменения не только структуры всех программ подготовки специалистов, но и всего содержания и регламентов обучения в целом. Для этого необходима модернизация традиционных методических концепций и педагогических технологий, разработка новых идей и широкое внедрение в учебный процесс уже имеющихся и хорошо зарекомендовавших себя информационных профессионально ориентированных методик и других образовательных продуктов, направленных на формирование персонализированного образовательного процесса.

Отдавая должное результатам этих работ и опираясь на проведенные нами исследования [2; 9], мы полагаем, что еще большие резервы инновационной педагогической деятельности с системами компьютерной поддержки открываются на пути реновации дидактических средств и ресурсов, реализующих интеграцию базовой и профессиональной составляющих учебного процесса на основе цифровизации образовательной среды, применения интерактивных технологий и определения новых траекторий междисциплинарного синтеза, раскрывающих потребительские качества фундаментального знания на морском флоте.

Заметим, что в условиях инновационной образовательной среды проектирование нового дидактического обеспечения учебной дисциплины с электронной поддержкой должно базироваться на предварительном построении структуры учебного предмета и учебной деятельности, раскрывающих педагогические задачи, способы представления содержания учебного материала и выбор форм его организации, средства учебной деятельности и конечные результаты обучения.

Вместе с тем анализ традиционного учебно-методического обеспечения свидетельствует о недостаточно широком применении в процессе обучения электронных ресурсов; об отсутствии в дидактических материалах разноуровневых целевых установок и адекватных им образовательных маршрутов. Во многих учебно-методических пособиях содержится готовая ориентировочная основа учебной деятельности, но не определены формы ее трансформации и активного применения, слабо прослеживаются или вовсе не отражены межпредметные связи базовых и специальных дисциплин [13, с. 262-265].

Несмотря на необратимость процесса цифровизации образования, по-прежнему в системе профессиональной подготовки кадров для морского транспорта доминируют традиционные педагогические технологии, не в полной мере отвечающие запросам и новым стандартам динамично меняющейся морской отрасли. Применение этих технологий в процессе организации познавательной деятельности не в достаточной степени способствует развитию цифровых навыков курсантов, персонализации и дифференциации обучения, интеграции теоретического обучения и формированию практических умений курсантов.

Таким образом, возникает потребность в разработке комплекса нововведений, призванных на основе современных информационных технологий осуществить эволюцию учебно-методической среды в условиях цифровизации морского образовательного пространства.

Все это подтверждает актуальность данного исследования, направленного на устранение следующих противоречий между:

- преимуществами дистанционного формата обучения и недостаточной разработанностью его дидактических средств;

- возрастающими возможностями электронных ресурсов и недостаточной цифровой грамотностью курсантов;

- новыми стандартами высшего профессионального образования и традиционными технологиями обучения.

Исходя из этих противоречий, проблема данного исследования заключается в вопросе: каковы должны быть дидактические средства для организации познавательной деятельности курсантов, чтобы их использование отвечало задачам усиления профессионализации содержания базовых учебных дисциплин, расширения межпредметных связей базовой и специальной подготовки отраслевых кадров, повышения уровня цифровой грамотности, качества формируемых знаний и компетенций, необходимых для успешного освоения образовательных программ в морском университете?

Важным условием решения обозначенной проблемы выступает интеграция дидактических и информационных технологий при акцентуации на освоение методов интерактивного взаимодействия участников процесса обучения в режиме онлайн на основе внедрения цифровых комплексов учебно-методического обеспечения.

Основу для формирования таких комплексов должны составлять тематические учебные модули нового поколения, содержащие блоки учебно-методических материалов с обязательным контролем знаний и умений курсантов. Такие модули должны проектироваться с ориентацией на обеспечение педагогической и электронной поддержек, отвечающих специфике изучаемой предметной области, а также содержать специальные наборы контрольных заданий, диагностирующих качество сформированных профессионально значимых теоретических знаний и практических умений.

Выполненные ранее исследования [10; 11] заложили методологические основы проектирования учебно-методических материалов нового поколения. Отметим организационно-педагогическую модель инновационной подготовки специалистов морского флота, особенностью которой выступает процедура управления процессом формирования ориентировочной основы деятельности, адекватная индивидуальным маршрутам обучения, позволяющая эффективно формировать и развивать базовые компоненты инженерно-морского знания [12]. Дальнейшим продолжением этих исследований выступает развитие информационно-педагогических технологий и учебно-методических ресурсов виртуального образовательного пространства морского университета.

Разработанная экспериментальная модель дидактического сопровождения учебной дисциплины отражает информационную среду этой дисциплины, взаимосвязь элементов теоретико-содержательного и профессионально ориентированного компонентов, информационно-технологические ресурсы, интеграционные связи с внешней и внутренней информационной средой. В теоретическом плане эта модель опирается на аксиологический подход в обучении с применением полидидактических технологий, интегрирующих ряд элементов традиционных и электронных образовательных ресурсов, и выступает, с одной стороны, как теоретический проект управления учебной деятельностью, а с другой - как комплекс необходимых средств для функционирования виртуальной педагогической системы [9].

Данная дидактическая модель предполагает конструирование профессионально ориентированного учебно-методического обеспечения базисной подготовки как целостной дидактической структуры, позволяющей в полной мере реализовывать целевые установки и принципы аксиологического подхода к обучению в морском университете.

Отметим, что аксиологический подход в обучении принципиально позволяет выделить такую систему ориентиров и указаний, которая дает возможность использовать содержание каждой учебной дисциплины как методологического средства в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности курсантов, обеспечивает возможность реализовать педагогическую интеграцию содержания всех учебных дисциплин, участвующих в формировании профессионального мировоззрения специалиста, создает условия для построения органически целостной системы профессиональной подготовки в морском университете, нацеленной на высокие конечные результаты обучения.

В данной работе сделан акцент на формировании электронной учебно-методической базы образовательного процесса в условиях эволюции содержания и целей обучения, когда происходит переход от индивидуализации образования к его персонализации, предполагающий выбор маршрутов учебной деятельности, познавательных целей и итоговых достижений самими курсантами. Важной особенностью такой базы выступает проектирование персонализированных образовательных маршрутов, дифференцирующих информационную среду учебной дисциплины.

Наше исследование продолжает циклы работ, теоретической основой которых являются научные принципы системно-деятельностного [10], контекст-но-компетентностного [6] и личностно ориентированного [7] подходов.

Цель данного исследования состоит в развитии концепции педагогического проектирования в направлении разработки типовой структуры дидактического обеспечения учебных курсов, отвечающего требованиям интеграции фундаментальной и профессиональной составляющих образовательной среды, цифрови-зации и персонализации процесса обучения.

Исходя из проблемы и цели исследования, были поставлены следующие задачи:

- обобщить и оценить эффективность традиционных подходов к проектированию дидактического обеспечения учебных дисциплин в контексте фун-

даментализации и профессионализации их содержания, интегративных связей, индивидуализации обучения;

- теоретически обосновать и разработать персонализированные маршруты подготовки курсантов в морском университете;

- выделить концептуальные основы построения экспериментальной учебно-методической базы, обеспечивающей интеграцию фундаментальной и профессиональной составляющих образовательной среды в условиях персона-лизации обучения;

- разработать типовую структуру дидактического обеспечения в форме учебно-методических карт и технологию их применения для персонализированных маршрутов познавательной деятельности курсантов.

Формирование электронной учебно-методической базы нового поколения мы связываем с проектированием инновационного дидактического обеспечения с опорой на информационные технологии, профессиональную практику и соответствующие цифровые ресурсы с акцентом на персонализированные маршруты обучения, что предполагает разработку разноуровневых дидактических материалов с учетом предварительных знаний, индивидуальных особенностей курсантов, их интересов для выбора ими маршрутов познавательной деятельности с фиксированными инвариантной и вариативными составляющими конечных результатов с использованием возможностей искусственного интеллекта в качестве помощника.

Важными компонентами учебно-методических материалов нового поколения выступают информационные модели, включающие дидактические единицы учебной дисциплины, содержащие знания, опорные для выполнения действий, составляющих методы решения общих предметно-специфических и частных учебно-профессиональных задач, отвечающих критериям формирования базовых, специальных и цифровых компетенций, в соответствии с новыми образовательными стандартами, а также регламенты самоконтроля усвоения учебного материала.

Основное внимание было уделено теоретическому обоснованию и проектированию персонализированных маршрутов обучения в профессионально ориентированной образовательной среде учебной дисциплины. Главный акцент был сделан на содержательной структуре дидактического обеспечения в форме учебно-методической карты, разделы которой содержат материалы, соответствующие разным этапам подготовки по выбору курсантов: базовому предметно-специфическому, расширенному профессионально-ориентированному и творческо-исследовательскому.

Структурная схема экспериментальной учебно-методической карты представлена на рис. 1.

Раздел Информационная модель Уровень

Учебный текст Предметная область Технический текст Профессиональная область Справочные материалы Константы

Учебная деятельность

Типы задач Методы решения Комплекс познавательных действий Учебные задания Примеры с решениями Задачи с ответами

Результаты

Аналитические расчеты Логические выводы Графики Диаграммы Сопоставление Анализ

Аттестация

Самоконтроль Приложения Итоги

Исследовательская деятельность

Темы проектных заданий Процедуры выполнения Доклад на конференции

Рис. 1. Структурная схема учебно-методической карты

Учебно-методическая карта содержит систему ориентиров и заданий для персонализированной аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности курсантов. При разработке учебно-методических карт был использован метод интерполяции элементов профессиональной деятельности инженеров морского флота

на познавательную деятельность курсантов. При этом моделирование профессиональных функций через предметно-специфические задачи учебной дисциплины отвечало следующим требованиям:

- модель должна быть достаточно простой; давать новую информацию; способствовать повышению эффективности познавательного процесса;

- должна соблюдаться четкая целенаправленность в единстве с обеспечением инвариантности модели, то есть ее способности к преобразованию с учетом персонализированных целей обучения;

- модель должна способствовать рационализации и самоуправлению учебной деятельностью.

Разработанное с учетом указанных требований содержание экспериментальной учебно-методической карты состояло из учебных элементов, имеющих следующие уровни:

- ориентирующий, содержащий соответствующие предметно-специфические схемы ориентировочной основы деятельности (ООД) с профессионально направленным компонентом;

- формирующий, включающий комплекты предметно-специфических и профессионально направленных заданий и ситуаций, нацеленных на усвоение выделенных схем ООД;

- аттестационный, осуществляющий контроль формирования ООД, профессионально ориентированных знаний и умений;

- исследовательский, охватывающий информационно-методические материалы, включающие методические рекомендации по организации этапов исследовательской деятельности, разработке проектных заданий, подготовке рефератов и докладов, тезисов на научно-практические молодежные конференции и статей в научные журналы.

Причем к формированию материалов этого уровня целесообразно активно привлекать курсантов. Созданные ими лучшие видеоклипы и анимированные презентации могут составить профессионально ориентированный банк электронной поддержки учебной дисциплины, способствующий более эффективному усвоению основных понятий и законов изучаемого предмета.

Важной особенностью учебно-методической карты выступает инвариантность ее формата, позволяющая по каждой теме формировать персонализированные маршруты обучения с фиксированными инвариантным и вариативными конечными результатами. Структура учебно-методической карты является многоуровневой и включает следующие разделы: «Информационная модель», «Учебная деятельность», «Результаты», «Аттестация», «Исследовательская деятельность», содержание которых соответствует персонализированным маршрутам учебной деятельности.

Цель первого раздела - «Информационная модель» - выделить ориентировочную основу предметно-специфической и профессиональной составляющих изучаемой темы, показать значение теоретического материала для будущей профессиональной деятельности, научить анализировать учебную информацию и работать со справочными материалами.

Содержание второго раздела - «Учебная деятельность» - раскрывает типы рассматриваемых в рамках данной темы задач, методы их решения, комплекс познавательных действий по системному анализу типовых задач. Здесь приводятся примеры задач с разобранным решением и группы предметно-специфических задач и задач с профессионально ориентированным компонентом разной сложности с ответами для персонализированных маршрутов учебной деятельности.

Третий раздел - «Результаты» - содержит группы тестовых заданий: аналитических, графических, логических, направленных на формирование умений сопоставлять и анализировать, делать выводы на основе аналитических расчетов, логических рассуждений, графиков и диаграмм.

Задания четвертого раздела - «Аттестация» - предназначены для самоконтроля курсантами успешности изучения данной темы. В приложениях даны комментарии, пояснения и указаны баллы по выполнению контрольных заданий. Процесс выполнения этих заданий раскрывает, насколько успешным является формирование базовых и профессиональных знаний и компетенций. После прохождения персонализированных маршрутов контроля предлагается самооценка выполненной работы, после которой можно сравнить количество набранных баллов с максимально возможным, указанным в ячейке «Итоги».

Содержание пятого раздела - «Исследовательская деятельность» - соответствует персонализированным маршрутам обучения, выбор которых является инициативным.

Курсанты самостоятельно выбирают темы проектных заданий, причем обязательным условием выбора темы является связь с будущей профессиональной деятельностью на морском флоте. Выбранные курсантами темы проектных заданий должны соответствовать предметно-специфическому содержанию учебной дисциплины, а поставленные задачи - касаться актуального для будущей профессиональной деятельности курсантов конкретного теоретического или практического вопроса. Проектные задания выполняются индивидуально или в команде, а полученные результаты представляются в форме рефератов, содержащих как теоретическую, так и практическую части. По результатам выполненных исследований курсанты готовят доклады и презентации для участия в молодежных научно-практических конференциях.

Выделение многовекторных целевых установок способствует ориентации образовательных маршрутов на интересы и развитие как самостоятельной активности курсантов, так и способностей работать в команде, совместно выполнять проектные задания, критически оценивать полученные результаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Так как для решения задач, поставленных в проектных заданиях, требуются знания не только по изучаемой дисциплине, но и из смежных дисциплин и профессиональной области, то возникает естественная интеграция предметно-специфических и специальных знаний и создаются оптимальные условия для развития технического мышления будущих инженеров морского флота.

Разработанное дидактическое оснащение образовательной деятельности курсантов в форме учебно-методических карт дополняется видеоматериалами с профессионально ориентированным компонентом, обучающими тестовыми программами, обеспечивающими организацию самостоятельной работы курсантов как в процессе формирующих учебных занятий, так и во время самоподготовки.

В этих условиях преподаватель выступает в роли консультанта, помогая курсанту в выборе траектории познавательной деятельности и сопровождая его в реализации персонализированной образовательной программы, консультируя по вопросам, возникающим в процессе самостоятельной учебной работы. Педагогическое взаимодействие здесь направлено на развитие самостоятельности и инициативности курсанта, его творческого потенциала, необходимого для успешного осуществления профессиональных функций на морском транспорте.

Изучение рубежных тем завершает текущая аттестация, которая носит кон-трольно-коррекционный характер и позволяет оценить в режиме онлайн успешность образовательных достижений курсантов.

Курсанты должны знать и понимать основные предметно-специфические законы и границы их применимости при изучении специальных дисциплин; приемы и методы решения типовых задач; уяснить алгоритмы учебно-исследовательской деятельности. Также курсанты должны уметь анализировать и применять предметно-специфические знания при решении задач с профессионально ориентированным компонентом; работать с информационными справочными источниками; правильно пользоваться таблицами; осуществлять расчеты, графические построения, обобщать и интерпретировать результаты эксперимен-

Библиографический список

тальных исследований с предметно-специфической и там, где это необходимо, с профессиональной точек зрения.

Опыт экспериментального использования в учебном процессе дидактического обеспечения нового поколения показывает, что персонализированные маршруты обучения расширяют спектр предоставляемых курсантам учебно-методических услуг, применение которых позволяет сделать учебный процесс современным и интересным, способствующим повышению уровня успешности подготовки курсантов, эффективности освоения учебного материала.

Практическую значимость данного исследования мы видим в разработке экспериментальной технологии обучения, интегрирующей очную и дистанционную формы подготовки морских специалистов; в создании целостной дидактической структуры учебных курсов на базе тематических учебно-методических карт; в конкретизации содержания этих карт; в разработке методической концепции по реализации персонализированных маршрутов образовательной деятельности в морском университете.

Следует отметить, что персонализированные маршруты обучения позволяют обеспечить равномерный характер самостоятельной учебной деятельности курсантов на протяжении всего семестра, мотивировать их к достижению личностных высоких образовательных результатов, понизить число неуспевающих по данной учебной дисциплине.

Реализация в учебном процессе дидактического обеспечения в форме учебно-методических карт, разработанного на основе информационных моделей учебной дисциплины и сопровождающего персонализированные маршруты познавательной деятельности курсантов, расширяет траектории теоретической и практической подготовки отраслевых кадров, обеспечивает содержательную и методическую интеграцию базовых и специальных дисциплин, способствует интенсификации учебного процесса, улучшению образовательных достижений курсантов, а в целом - повышению качества морского образования.

Сравнение результатов настоящего исследования с выводами ранее выполненных работ показывает в целом их согласованность и позволяет наметить направления дальнейшего развития дидактических средств с использованием передовых технологий информационного взаимодействия в образовательной среде.

1. Богун В.В. Особенности организации единого информационного образовательного пространства в вузе. Тенденции развития науки и образования. 2022; Ч. 4, № 85: 35-38.

2. Баляева С.А. Педагогические условия реновации морских образовательных технологий. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 11-14.

3. Тенищева В.Ф., Филоненко В.А., Кузнецова Ю.С. Профессиональная самоорганизация в иноязычной подготовке морского специалиста. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 2 (87): 106-108.

4. Аванесова Т.П., Груздева Л.К., Мефлех М.В., Акетина О.С. Методика проектирования компьютерного обучения как средство улучшения овладением профессионально ориентированным английским языком у будущих кадров морского флота. Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019; № 3/42: 41-54.

5. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки: аналитический отчет к III Международной конференции. Москва: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018. Available at: https://edutechclub.sberbank-school.ru/system/files/event/pdf/demo/ Analytical_ report_digital_skills_web_demo.pdf

6. Нагорнова А.Ю., Миляева Л.Г., Бавыкина Е.В. и др. Формирование профессиональных компетенций в высшей школе: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2019.

7. Алексеева И.А., Байдетская Е.А., Болгова Е.В., Болгов С.А. и др. Современные тренды высшего образования: коллективная монография. Ульяновск: Зебра, 2023.

8. Кондратьев С.И., Боран-Кешишьян А.Л., Томилин Н.А. Концептуальные основы разработки банка тестовых заданий для проведения государственной итоговой аттестации выпускников морских образовательных организаций. Морские интеллектуальные системы. 2019; № 1-2 (43): 142-149.

9. Багина В.А., Баляева С.А., Боровкова О.А. и др. Современные образовательные технологии: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017; Книга 5.

10. Формирование системного мышления в обучении: учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

11. Афонькина Ю.А., Баляева С.А. и др. Образовательно-инновационные технологии: теория и практика: монография. Воронеж: ВГПУ, 2008; Книга 1.

12. Баляева С.А., Углова А.Н. Технологические подходы к проектированию содержания курса физики в морском университете. Общество: Социология. Психология. Педагогика. Краснодар, 2016; № 5: 93-95.

13. Попова Ю.Н., Сизоненко Н.Н., Зюзько А.Ю. Цифровая информационно-образовательная среда в условиях пандемии: актуальность вопроса. Информационная безопасность - актуальная проблема современности. Совершенствование образовательных технологий подготовки специалистов в области информационной безопасности. 2020; № 1 (12): 262-265.

References

1. Bogun V.V. Osobennosti organizacii edinogo informacionnogo obrazovatel'nogo prostranstva v vuze. Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya. 2022; Ch. 4, № 85: 35-38.

2. Balyaeva S.A. Pedagogicheskie usloviya renovacii morskih obrazovatel'nyh tehnologij. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 11-14.

3. Tenischeva V.F., Filonenko V.A., Kuznecova Yu.S. Professional'naya samoorganizaciya v inoyazychnoj podgotovke morskogo specialista. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 2 (87): 106-108.

4. Avanesova T.P., Gruzdeva L.K., Mefleh M.V., Aketina O.S. Metodika proektirovaniya komp'yuternogo obucheniya kak sredstvo uluchsheniya ovladeniem professional'no orientirovannym anglijskim yazykom u buduschih kadrov morskogo flota. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta. 2019; № 3/42: 41-54.

5. Obuchenie cifrovym navykam: global'nye vyzovy i peredovye praktiki. Bol'she chem obuchenie: kakrazvivatcifrovye navyki: analiticheskij otchet k III Mezhdunarodnoj konferencii. Moskva: ANO DPO «Korporativnyj universitet Sberbanka», 2018. Available at: https://edutechclub.sberbank-school.ru/system/files/event/pdf/demo/Analytical_ report_digital_ skills_web_demo.pdf

6. Nagornova A.Yu., Milyaeva L.G., Bavykina E.V. i dr. Formirovanieprofessional'nyh kompetencij v vysshejshkole: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2019.

7. Alekseeva I.A., Bajdetskaya E.A., Bolgova E.V., Bolgov S.A. i dr. Sovremennye trendy vysshego obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Ul'yanovsk: Zebra, 2023.

8. Kondrat'ev S.I., Boran-Keshish'yan A.L., Tomilin N.A. Konceptual'nye osnovy razrabotki banka testovyh zadanij dlya provedeniya gosudarstvennoj itogovoj attestacii vypusknikov morskih obrazovatel'nyh organizacij. Morskie intellektual'nye sistemy. 2019; № 1-2 (43): 142-149.

9. Bagina V.A., Balyaeva S.A., Borovkova O.A. i dr. Sovremennyeobrazovatel'nye tehnologii: monografiya. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2017; Kniga 5.

10. Formirovanie sistemnogo myshleniya v obuchenii: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: YuNITI-DANA, 2002.

11. Afon'kina Yu.A., Balyaeva S.A. i dr. Obrazovatel'no-innovacionnye tehnologii: teoriya i praktika: monografiya. Voronezh: VGPU, 2008; Kniga 1.

12. Balyaeva S.A., Uglova A.N. Tehnologicheskie podhody k proektirovaniyu soderzhaniya kursa fiziki v morskom universitete. Obschestvo: Sociologiya. Psihologiya. Pedagogika. Krasnodar, 2016; № 5: 93-95.

13. Popova Yu.N., Sizonenko N.N., Zyuz'ko A.Yu. Cifrovaya informacionno-obrazovatel'naya sreda v usloviyah pandemii: aktual'nost' voprosa. Informacionnaya bezopasnost'-aktual'naya problema sovremennosti. Sovershenstvovanie obrazovatel'nyh tehnologij podgotovki specialistov v oblasti informacionnoj bezopasnosti. 2020; № 1 (12): 262-265.

Статья поступила в редакцию 30.11.23

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.