Научная статья на тему 'КИНО, КОТОРОЕ УЧИТ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"'

КИНО, КОТОРОЕ УЧИТ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЕ ФИЛЬМЫ / ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / EDUCATIONAL FILMS / VISUAL TEACHING METHODS / FOREIGN LANGUAGE / LANGUAGE COMPETENCE / MILITARY SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаттахова Наталья Анатольевна, Зимина Елена Владимировна

В статье теоретически обосновывается применение учебных фильмов как визуального средства обучения иностранным языкам в военном вузе с целью формирования языковой компетентности. Предлагаются пути совершенствования применения учебных фильмов в образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаттахова Наталья Анатольевна, Зимина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MOVIE THAT TEACHES THE LANGUAGE COMPETENCE FORMATION OF THE FUTURE MILITARY SPECIALIST WITH THE USE OF EDUCATIONAL FILMS AT THE ENGLISH LESSONS

The article theoretically states the use of educational films as a visual method of foreign language teaching in the military institute in order to form the language competence. The ways of improving the use of educational films are suggested.

Текст научной работы на тему «КИНО, КОТОРОЕ УЧИТ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК"»

N.A. FATTAKHOVA, E.V. ZIMINA

КИНО, КОТОРОЕ УЧИТ

A MOVIE THAT TEACHES

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ ФИЛЬМОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

THE LANGUAGE COMPETENCE FORMATION OF THE FUTURE MILITARY SPECIALIST WITH THE USE OF EDUCATIONAL FILMS AT THE ENGLISH LESSONS

Сведения об авторах: Фаттахова Наталья Анатольевна -доцент кафедры иностранных языков Военного института (военно-морского ) Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (г. Санкт-Петербург. E-mail: fatta-nata@yandex.ru);

Зимина Елена Владимировна - заведующая кафедрой иностранных языков Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», кандидат педагогических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: evzim@mail.ru).

Аннотация. В статье теоретически обосновывается применение учебных фильмов как визуального средства обучения иностранным языкам в военном вузе с целью формирования языковой компетентности. Предлагаются пути совершенствования применения учебных фильмов в образовательной деятельности.

^^ Ключевые слова: учебные фильмы, визуальные средства обучения, иностранный язык, языковая компетентность, военный специалист.

Information about the authors: Natalya Fattakhova - Associate professor at the Foreign Language Department of the Military Educational-and-Research Centre Naval Academy named after «Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov» (St. Petersburg. E-mail: fatta-nata@yandex.ru);

Elena Zimina - the Head of the Foreign Language Department of the Military Educational-and-Research Centre Naval Academy named after «Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov» (St. Petersburg. E-mail: evzim@mail.ru).

Summary. The article theoretically states the use of educational films as a visual method of foreign language teaching in the military institute in order to form the language competence. The ways of improving the use of educational films are suggested.

Keywords: educational films, visual teaching methods, foreign language, language competence, military specialist.

"СШВЖ Ш

гмШМ

Н.А. ФАТТАХОВА, Е.В. ЗИМИНА

/

i

й

Развитие военной науки на современном этапе предполагает способность военнослужащего к коммуникативному высказыванию в устной и письменной формах на государственном и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного

взаимодействия. Это связано с развитием военного сотрудничества с зарубежными странами и расширением обмена информацией военного характера на взаимной основе.

Кроме того, принимая во внимание регулярное послание Верховного Главнокомандующего

Вооруженными Силами Российской Федерации о ключевой задаче образования - развитии способности к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, самообразованию и постоянному совершенствованию в профессиональной, интеллектуальной,

\ ' Jjp ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2019 №1 (16)

ДРШР

1

«- ' | ;, у{гШ

культурной и нравственной деятельности, в рамках изучения учебной дисциплины «Иностранный язык» в военных учебных заведениях (военно-морского в части касающейся) необходимо обеспечить прочный фундамент для формирования языковой компетентности будущего военного специалиста, которая предусматривает овладение лексическими, орфографическими, грамматическими и фонетическими средствами, необходимыми для:

- анализа военно-профессиональной информации, полученной на основе перевода иностранной научной и исследовательской литературы;

- самостоятельной работы по совершенствованию навыков употребления как лексико-граммати-ческого минимума, так и общих учебных единиц терминологического характера;

- получения информации из зарубежных источников с целью осуществления общей и профес-

сиональной коммуникации по направлению подготовки (военной специальности).

Необходимо отметить, что образовательная деятельность в военных учебных заведениях по дисциплине «Иностранный язык» осуществляется вне языковой среды с учетом всех требований по защите государственной тайны, поэтому одной из главных задач становится поиск мотивирующих стратегий (методов), позволяющих сформировать языковую компетентность будущего военного специалиста с целью осуществления коммуникации в профессиональных целях.

Практикой подтверждается, что обучающиеся лучше всего воспринимают и запоминают визуально представленный учебный материал за счет различных средств визуализации, используемых в обучении иностранному языку в военном вузе. Самые распространенные из них представлены на рис. 1.

«При восприятии наглядного материала человек может охватить единым взглядом все компоненты, входящие в целое, проследить возможные связи между ними, произвести категоризацию по степени значимости, общности, что служит основой не только для более глубокого понимания сущности новой информации, но и для ее перевода в долговременную память».

Особенно эффективно применение средств визуализации на первом этапе (1 курс) освоения дисциплины «Иностранный язык», с первых практических занятий, где обучение иностранному языку осуществляется практически «с нуля». Обучающимся могут быть представлены изображения, схемы, фотографии, аудиовизуальные материалы, моделирующие различные реалии и их взаимосвязи с целью введения и закрепления лек-сико-грамматического минимума.

Кроме того, визуальные средства обучения позволяют инте-

рес. 1. Средства визуализации

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2019 №1(16)

cjnr; Ijl

liiMAit

¿ж

Рис. 2. Классификация учебных фильмов, применяемых в образовательном процессе

грировать полученные знания по учебной дисциплине «Иностранный язык» с дисциплинами военно-профессионального цикла в единую целостную картину для получения более глубоких знаний и расширения кругозора, а самое главное для развития необходимых общекультурных, профессиональных компетенций будущего военного специалиста.

Учитывая тот факт, что иноязычная подготовка в военном вузе проходит в специфических условиях, по мнению авторов, одним из эффективных средств визуализации для успешного формирования и дальнейшего совершенствования языковой компетентности будущих военных специалистов являются именно учебные фильмы.

Прежде всего, уточним определение самого понятия «учебный фильм». Анализ литературы показал, что фильм является одним из видов аудиовизуальных средств обучения, широко используемых в процессе обучения разным дисциплинам, в том числе и иностранным языкам, при просмотре которого происходит синхронное зрительное и слуховое восприятие его содержания. Обоснование применения учебных фильмов для формирования языковой компетентности будущего военного специалиста целесообразно начать с их классификации.

В настоящее время можно выделить четыре основных вида учебных фильмов, которые используются при обучении иностранному языку в высшем военно-учебном заведении (см. рис. 2).

К первой группе учебных фильмов относятся специально разработанные видеофильмы, входящие в комплект современных учебно-методических материалов (УММ). Основным преимуществом является то, что они понятны и разработаны для обучающихся в соответствии с их языковым уровнем, но целям освоения основной профессиональной образовательной программы данная категория фильмов не соответствует.

Вторая группа учебных фильмов создается на профессиональных видеозаписывающих студиях. Это художественные фильмы, комедийные шоу, документальные фильмы о живой природе, обучающие программы и т.д. Здесь нужно выбрать фильм, который будет понятен обучающимся, а также будет соответствовать учебным целям.

Третья группа включает фильмы, записанные с телевизионных каналов, которые называются off-air programs, т.е. программы, записанные непосредственно с эфира, например, новости, документальные фильмы или научно-познавательные программы. Преимуществом данной группы

является то, что достаточно легко подобрать близкие по изучаемой тематике видеоматериалы. Кроме того, важно отметить аутентичность данных материалов, что в свою очередь позволяет осуществлять дальнейшее совершенствование навыков владения языком.

Дж. Лонерган выделяет четвертую категорию учебных фильмов - это фильмы, снятые самостоятельно обучающимися и преподавателем, утверждая, что съемка видео в учебных целях позволяет обучающимся применить на практике полученные знания и проанализировать сформированность речевых навыков и развитие умения говорения.

В то же время, по мнению авторов, необходимо совершенствовать далее четвертую группу учебных фильмов, где исполнителями «главных ролей» будут сами обучающиеся.

В этом случае происходит становление новых дидактических функций фильмов, связанных с управлением обучающимися своей познавательной деятельностью, самовыражением и самопрезентацией личности во время освоения учебной дисциплины, а самое главное, позволяет реализовать немаловажный дидактический признак - возможность воссоздания речевой ситуации, отсутствующей в учебном процессе военного вуза, в

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2019 №1(16)

условиях которой и формируется языковая компетентность.

Далее сьемка и использование видеоматериала для обратной связи. Ведь основное назначение фильма - не введение нового материала, а развитие речевых навыков и умений. По своей природе кино ситуативно, как утверждает А.Н. Щукин, и в этом отношении создает наиболее благоприятные условия для реализации в учебном процессе принципа речевых действий.

По мнению Е.И. Пассова: «ситуация всегда динамична, то есть изменяется постоянно, вместе с речевыми действиями и в зависимости от них. Каждая реплика меняет, продвигает ситуацию. Ситуация -такая динамичная система взаимоотношений обучающихся, которая, благодаря своей отраженности в сознании говорящего, порождает личностную потребность в целенаправленной деятельности и питает эту деятельность», а проигрывание неформальных ролей в ситуации речевого общения и совместная сьемка помогают увидеть реальные взаимоотношения обучающихся, их интересы и через них повлиять на мотивационную сферу обучения иностранным языкам, особенно в неязыковом вузе.

Е.И. Чиркова отмечает: «Действия влияют на мышление во всем и везде: при осуществлении разнообразных коммуникативных актов (в школе, в вузе, на работе, во взаимоотношениях с близкими). Память тела или, как еще ее называют, телесная память оказывается долговременней ментальной. Поэтому информация, подкрепленная соответствующими действиями, запоминается значительно лучше.

С позиции психологии, например, именно учебные фильмы, снятые самостоятельно обучающимися и преподавателем, позволяют пробудить интерес к изучению иностранных языков, повысить восприятие, улучшить процесс запоминания, что, несомненно, важно. Например, Джон Арден ука-

i^mrarrr

Как показывают традиции иноязычного образования в России; принцип визуализации (наглядности) всегда был одним из центральных принципов обучения иностранным языкам.

зывает на следующий факт: «фактор внимания критически важен. Внимание - ворота памяти. Можно не запомнить абсолютно ничего из того, что вам рассказывают, если вы слушаете не слишком внимательно. Однако если следующий разговор окажется эмоционально важен, вы уделите ему больше внимания и вспомните его позже».

Нельзя не отметить принцип новизны (имеется в виду новизна формы практического занятия -создание учебного фильма обучающимися и преподавателем) - как компонент методического содержания занятия по иностранному языку, обеспечивающий интерес у обучающихся. Это абсолютно правильно, ибо никакой учебник не угонится за современностью. А современность - обязательный компонент информативности, новизны занятия и, как следствие, повышения мотивации к изучаемой дисциплине.

Несомненно, существует ряд неотработанных вопросов теории и практики использования учебных фильмов, например, четкие методические рекомендации по созданию и использованию учебных фильмов по военно-профессиональной тематике или фильмов по специальности, а также недостаточная подготовка преподавателей к работе с различными видами технических средств обучения и их комплексному применению в учебном процессе.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что такое средство визуализации, как учебные фильмы, создают реальные ситуации для осуществления коммуникативных намерений, что важно в военном вузе, повышают эффективность восприятия учебной информации, вносят разнообразие в образовательный процесс, варьируют виды учебной деятельности,

I управляют познавательной деятельностью курсантов, активизируют внимание, мышление и память, поддерживают высокий мотивационный уровень и, как следствие, формируют языковую компетентность будущего военного специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инновационное образовательное пространство: теория и практика обучения иностранным языкам и русскому языку как иностранному в высшей школе. Выпуск 1 [Электронный ресурс]: коллективная монография / [под ред. Е.И. Чирковой; отв. за выпуск JI.C. Алпеева]. - Электрон, текст, дан. (3,5 Мб). - Киров: Изд-во МЦИТО, 2017. - 1 эл. оп. диск (CD-R). - Систем, требования: PC, Intel 1 ГГц, 512 Мб RAM, 3,5 Мб свобод. диск, пространства; CD-привод; ОС Windows ХР и выше, ПО для чтения pdf-файлов. - Загл. с экрана. ISBN 978-5-906642-66-0

3. Лаврентьев, Г.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов/ Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, H.A. Неуда-хина. - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2012. - С. 231.

4. Даминова, С.О. Методические рекомендации по работе с видеофильмом в процессе обучения устной иноязычной речи. Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. № 7 (25): в 2-х ч. Ч. II. С.87-92.

ЯНВАРЬ - ФЕВРАЛЬ 2019 №1(16)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.