Научная статья на тему 'НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / ВОЕННЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / INTERACTIVE TECHNOLOGIES / INTERACTIVE WHITEBOARD / FOREIGN LANGUAGE / MILITARY SPECIALIST / LANGUAGE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фаттахова Наталья Анатольевна, Левчина Ирина Борисовна

Статья посвящена вопросам применения интерактивных технологий, в частности интерактивной доски, как одного из эффективных средств формирования языковой компетентности будущих военных специалистов в процессе изучения иностранных языков. Авторы подчеркивают необходимость использования интерактивной доски при обучении курсантов иностранному языку в современном образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фаттахова Наталья Анатольевна, Левчина Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN INTEGRAL PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPING FUTURE MILITARY SPECIALISTS LANGUAGE COMPETENCE

The article is devoted to the use of interactive technologies, in particular, an interactive whiteboard, as one of the effective means of developing the language competence of future military specialists in the process of foreign languages learning. The authors emphasize the need to use an interactive whiteboard while teaching the naval cadets a foreign language in the modern educational process.

Текст научной работы на тему «НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Н.А. ФАТТАХОВА, И.Б. 71ЕВЧИНА

НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

AN INTEGRAL PART OF THE EDUCATIONAL PROCESS

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF DEVELOPING FUTURE MILITARY SPECIALISTS LANGUAGE COMPETENCE

Сведения об авторах: Фаттахова Наталья Анатольевна -доцент кафедры иностранных языков Военного института (военно-морского ) Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» (г. Санкт-Петербург. E-mail: fatta-nata@yandex.ru);

Левчина Ирина Борисовна - профессор кафедры иностранных языков Военного института (военно-морского) Военного учебно-научного центра Военно-морского флота «Военно-морская академия им. Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова», кандидат филологических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: levc-irina@ yandex.ru ).

Аннотация. Статья посвящена вопросам применения интерактивных технологий, в частности интерактивной доски, как одного из эффективных средств формирования языковой компетентности будущих военных специалистов в процессе изучения иностранных языков. Авторы подчеркивают необходимость использования интерактивной доски при обучении курсантов иностранному языку в современном образовательном процессе.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивная доска, иностранный язык, военный специалист, языковая компетентность.

Information about the authors: Natalya Fattakhova - Associate professor of the Foreign Language Department of the Military Educational-and-Research Centre Naval Academy named after «Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov» (St. Petersburg. E-mail: fatta-nata@yandex.ru );

Irina Levchina - Professor of the Foreign Language Department of the Military Educational-and-Research Centre Naval Academy named after «Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov» (St. Petersburg. E-mail: levc-irina@yandex.ru).

Summary. The article is devoted to the use of interactive technologies, in particular, an interactive whiteboard, as one of the effective means of developing the language competence of future military specialists in the process of foreign languages learning. The authors emphasize the need to use an interactive whiteboard while teaching the naval cadets a foreign language in the modern educational process.

Keywords: interactive technologies, interactive whiteboard, foreign language, military specialist, language competence.

^ЛцШЕТПЗ

члзШйМю

N.A. FATTAKHOVA, I.В.LEVCHINA

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

^★¿НШТГШ

Учебная дисциплина «Иностранный язык» реализуется в военном вузе в рамках базовой части основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по разным специальностям подготовки. В соответствии с требованиями, установленными новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, результаты освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» отражают сформированность языковой компетентности, необходимой для успешной коммуникативной деятельности в устной и письменной формах на государственном и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Это связано:

- с развитием военного сотрудничества с зарубежными странами;

- с расширением обмена информацией военного характера на взаимной основе (в том числе на иностранном языке);

- с проведением различных мероприятий военной деятельности (например, Вооруженные Силы Российской Федерации организуют и проводят международные военные учения, морские маневры, миротворческие операции, а также мероприятия по борьбе с терроризмом, пиратством);

- развивают долгосрочное партнерство в подготовке военных специалистов в рамках междуна-

родных военных (морских) салонов и т.д.

Все вышеперечисленные факторы обусловливают необходимость формирования языковой компетентности будущих военных специалистов на высоком уровне с целью осуществления коммуникации в профессиональных целях.

Необходимо подчеркнуть, что образовательная деятельность в военном вузе по дисциплине «Иностранный язык» осуществляется вне языковой среды с учетом всех требований по защите

ШШ Один язык приводит вас в С С коридор жизни. Два язы-^ ^ ка открывают все двери на этом пути».

Фрэнк Смит,

английский политический деятель

государственной тайны, поэтому актуальным становится поиск мотивирующих подходов (методов), позволяющих сформировать языковую компетентность будущего военного специалиста с целью решения образовательных и воспитательных задач.

Анализ существующих подходов в этом направлении свидетельствует о том, что большинство из них направлено на преодоление таких проблем, как:

а) необходимость развития новых стилей мышления (клиповое, равновесное), потому что новое

поколение обучаемых отличается способностью к многозадачности, быстроте реагирования на меняющиеся условия. В этой связи мышлению требуется быстрота действия, стремительность мысли, не встречающей на своем пути препятствий в виде фиксированных идей, догм и стереотипов, постоянно вступающих в конфликт с меняющейся реальностью. Более того, каждое последующее поколение становится более развитым технологично, что требует пересмотра педагогических подходов к учебному процессу;

б) повышение мотивации в военном (неязыковом) вузе к формированию языковой компетентности;

в) изменение отношений преподаватель-курсант на взаимоотношения сотрудничества;

г) внедрение в образовательный процесс эмоционально-личностного контекста профессиональной деятельности;

д) обеспечение непрерывности дидактического процесса обучения;

ж) реализация процесса индивидуального и дистанционного обучения, контроля и самоконтроля знаний;

з) систематизация усвоенных знаний;

и) отсутствие интерактивной обратной связи.

По мнению авторов, одним из средств достижения поставленных целей и решения этих проблем является применение современных интерактивных технологий (ИТ)

Methods Used to Control Flooding

( gaskets ] plugs shores bucket

wedges

Match the synonyms

boundaries total

sufficient to get ready

facilities to go down to the bottom

to patch fittings

to prepare dewatering

a hole to miss, to ignore

to sink ability

drainage system an opening

solid 1 limits_

capacity to reconstruct

to overlook enough

to confine to restrict

.J -u-

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

и педагогических теории, которые располагают большим количеством вариантов активизации образовательной деятельности курсантов.

Как показывает практика преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык» в военном вузе, одним из эффективных средств является интерактивная доска, которая позволяет реализовать дифференцированный подход к обучению курсантов с разным уровнем языковой компетентности; разрабатывать и использовать учебно-методические материалы в привычном стандартном пакете программ Microsoft Office, а также осуществляет интеграцию электронных учебных изданий и разнообразных проверочных заданий и тестов к ним.

Интерактивная доска является неотъемлемой частью учебного процесса при формировании языковой компетентности будущего военного специалиста, так как специальное программное обеспечение дает возможность:

• демонстрировать аутентичные аудио- и видеоматериалы (в том числе военно-профессиональной тематики);

• сочетать цвета, анимацию, музыку, динамические модели, ме-диаиллюстрации, которые можно увеличивать, копировать, распечатывать отдельно от текста, и т.д.;

• делать записи от руки прямо поверх открытых документов (упражнений), корректировать и сохранять информацию;

• визуально представить теоретическую информацию (например, грамматические явления иностранного языка) не только в статическом режиме, но и динамическом;

• воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную;

• повышать уровень активной деятельности обучаемых, мотивации и вовлеченности их на практическом занятии;

cfr ,,

Ж

I

Look at the picture and speak about the submarine design

• включить всех обучаемых в процесс познания на максимальном для каждого уровне успешности;

• стимулировать развитие мыслительной и творческой активности;

• интенсифицировать процесс обучения, способствовать увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками говорения и восприятия речи на слух, что обеспечивает в конечном счете эффективность усвоения учебного материала;

• снизить психологический барьер, позволяя обучаемым преодолеть свой страх перед техникой и начать использовать современные информационные технологии;

• обеспечивать преемственность, полноту и согласованность логической подачи учебного материала при изучении языковых аспектов.

Таким образом, интерактивная доска является эффективным средством для:

- введения и закрепления лек-сико-грамматического минимума;

- введения лексических единиц общего и терминологического характера;

- развития умений восприятия иноязычной речи на слух и, как результат, порождения коммуникативного высказывания;

- выполнения и проверки текущего и рубежного контроля;

- активизации внимания, мышления и памяти;

- поддержания высокого мо-тивационного уровня не только во время практических занятий, но и в часы самостоятельной подготовки или индивидуального обучения;

- формирования языковой компетентности будущего военного специалиста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Президента РФ от 27 июля 2001 года № 1387 // Сб. документов МО Российской Федерации и ВМФ. -СПб.: Изд-во ГУНИО МО Российской Федерации, 2002.21 с.

2.0 Военной доктрине Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 г. № 146 // Рос. газ., 2014. URL: http://www. rg. ru/2014/12/30/ doktrina-dok. html (дата обращения: 18.09.2018).

3. Развитие долгосрочного партнерства // Военно-промышленный курьер № 26/2007 URL: http://militaryarticle. ru/voenno-promishlennii-kurer/2007-vpk/2078-razvitie-dolgosrochnogo-partnerstva (дата обращения: 18.09.2018).

4. Курбатова, М. А., Пореч-ная, ЕА. Интерактивная доска как средство повышения эффективности учебного процесса // Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе. Часть II. -СПб., 2010, с. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.