Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательно-профилактическая среда / университет / цифровое проектирование / цифровая образовательная среда / educational and preventive environment / university / digital design / digital educational environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна, Краус Александр Сергеевич, Флянцрайх Андрей Павлович

В статье исследуется вопрос формирования воспитательно-профилактической среды с использованием цифрового проектирования университета. Изучена актуальность проблемы, показаны возможности цифровой образовательной среды образовательной организации. Конкретизированы аспекты проектирования цифровой образовательной среды и требования к разработке электронных воспитательных ресурсов. Систематизированы данные по целевым ориентирам проектирования, содержательному наполнению воспитательного процесса, реализуемого в рамках цифровой образовательной среды. Рассмотрены основные характеристики воспитательного взаимодействия в условиях цифровизации университета и общества, влияние мультимедиа на развитие воспитательных составляющих студентов, воспитание по средствам внедрения в образовательных процесс цифрового проектирования качеств адаптивности, гибкости, навыков «цифровой гигиены».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ксенофонтова Алла Николаевна, Краус Александр Сергеевич, Флянцрайх Андрей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the issue of the formation of an educational and preventive environment using the digital space of the university. The relevance of the problem is studied, the possibilities of the digital educational environment of an educational organization are shown. The aspects of designing a digital educational environment and the requirements for the development of electronic educational resources are specified. Systematized data on design targets, content of the educational process implemented within the digital educational environment. The main characteristics of educational interaction in the conditions of digitalization of the university and society, the influence of multimedia on the development of educational components of students, education by means of introducing the qualities of adaptability, flexibility, and "digital hygiene" skills into the educational process of digital design are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ»

Под документационным обеспечением управления образовательной деятельности понимают выстроенную организацию документирования и координацию всеми системами документации с целью своевременного обеспечения актуальной информацией, которая нужна для осуществления решений с учетом внедрения новейших технических разработок и современных информационных технологий. Главная задача - организация работы с документами и их систематизация. Применительно к ВУЗу задачей документоведения является документационное обеспечение управления учебным процессом.

С целью совершенствования документационного обеспечения управления в Мининском университете были разработаны методические рекомендации для сотрудников деканатов по документационному сопровождению студентов в ВУЗе. Практическая значимость исследования подтверждается тем фактом, что в настоящее время специализированной нормативно-правовой, методической, научной литературы, которая посвящена основам документационного обеспечения учебного процесса в Мининском университете нет.

Литература:

1. Бичева, И.Б. Развитие профессиональной компетентности специалистов педагогического образования в построении карьеры / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Наука и практика регионов. - 2019. - № 1 (14). - С. 63-66

2. Булат, P.E. Документационное обеспечение управления персоналом / Булат P.E. - Москва, 2015. - 234 с.

3. Волкова, Н.Р. К вопросу о содержании курса "делопроизводство в образовании" для студентов педагогических вузов / Н.Р. Волкова // Научно-педагогическое обозрение. - 2020. - №1 (29). - С. 121-128

4. Морозова, И.М. Содержание и структура готовности педагога профессионального обучения к управленческой деятельности / И.М. Морозова, И.Б. Гроссман // Педагогическое образование и наука. -2012. - № 1. - С. 87-92

5. Ничагина, A.B. Документационное обеспечение управления образовательными системами / A.B. Ничагина. -Санкт-Петербург, 2019. - 100 с.

6. Папуткова, Г.А. Современные подходы к систематизации информационных научно-методических ресурсов / Г.А. Папуткова, И.В. Головина, Т. Ю. Медведева // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10,- № 4. - С. 13.

7. Прохорова, М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании / М.П. Прохорова // Наука и школа. -2011,- № 5. - С.4-6

8. Рюмшина, Е.В. Документационное обеспечение управления образовательным процессом в сфере высшего образования / Е.В. Рюмшина, A.C. Матвеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 65-3. -С. 142-145

9. Синева, Н.Л. Управление системой креативного менеджмента (менеджмента творчества персонала) как фактор формирования конкурентных преимуществ инновационной организации / Н.Л. Синева, Е.В. Яшкова, Т.В. Перова // Интернет-журнал Науковедение. - 2014. - № 5 (24). - С. 115.

10. Сулейманов, P.P. Модель оценки использования информационных технологий в делопроизводстве образовательной организации / Сулейманов P.P. // Успехи гуманитарных наук. - 2020. - № 10. - С. 66-69

11. Фильченкова, И.Ф. Образовательный менеджмент инновационной деятельности преподавателей как объект педагогических исследований Фильченкова И.Ф. // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т. 7, №4. - С. 749.

12. Шевченко, С.М. Повышение качества подготовки специалиста / С.М. Шевченко, Т.Е. Лебедева // Профессиональное образование. Столица. -2009. -№ 12. - С. 30-31

Педагогика

УДК 378.1

заведующий кафедрой «Педагогики высшей школы»,

доктор педагогических наук, профессор Ксенофонтова Алла Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирант кафедры педагогики высшей школы Краус Александр Сергеевич Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); аспирант кафедры педагогики высшей школы Флянцрайх Андрей Павлович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВОГО

ПРОЕКТИРОВАНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация. В статье исследуется вопрос формирования воспитательно-профилактической среды с использованием цифрового проектирования университета. Изучена актуальность проблемы, показаны возможности цифровой образовательной среды образовательной организации. Конкретизированы аспекты проектирования цифровой образовательной среды и требования к разработке электронных воспитательных ресурсов. Систематизированы данные по целевым ориентирам проектирования, содержательному наполнению воспитательного процесса, реализуемого в рамках цифровой образовательной среды. Рассмотрены основные характеристики воспитательного взаимодействия в условиях цифровизации университета и общества, влияние мультимедиа на развитие воспитательных составляющих студентов, воспитание по средствам внедрения в образовательных процесс цифрового проектирования качеств адаптивности, гибкости, навыков «цифровой гигиены».

Ключевые слова: воспитательно-профилактическая среда, университет, цифровое проектирование, цифровая образовательная среда.

Annotation. The article examines the issue of the formation of an educational and preventive environment using the digital space of the university. The relevance of the problem is studied, the possibilities of the digital educational environment of an educational organization are shown. The aspects of designing a digital educational environment and the requirements for the development of electronic educational resources are specified. Systematized data on design targets, content of the educational process implemented within the digital educational environment. The main characteristics of educational interaction in the conditions of digitalization of the university and society, the influence of multimedia on the development of educational components of students, education by means of introducing the qualities of adaptability, flexibility, and "digital hygiene" skills into the educational process of digital design are considered.

Key words: educational and preventive environment, university, digital design, digital educational environment.

Введение. Глобальная цифровизация общества выдвигает требования «пересмотра содержания и подходов к организации образовательного процесса (ОП)» Г5, С. 3781. Аспекты содержания воспитательной деятельности в условиях цифровизации образования обозначены в ряде документальных источников: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года»; Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (2019-2024 гг.)» и других.

Воспитательно-профилактическая среда в настоящее время является составной частью цифрового образовательного пространства высших учебных заведений России. Цифровизация образования является важнейшим трендом инновационной образовательной политики, реализуемой на уровне государства в рамках национальных проекторов принятых на 2018-2024 гг. По мнению авторитетных ученых, исследователей проблем проектирования ЦОС, цифровая среда значительно расширяет воспитательные возможности образовательной организации. В частности, речь идет об активном использовании мультимедийности, под которой понимается «многообразие форм преподнесения информации и способов информационного обмена» [2, С. 9]. Благодаря комплексу дидактических возможностей ИКТ создается насыщенная информационная образовательная среда, с ее ведущей характеристикой - мультимедийностью. Это делает возможным виртуальное ознакомление с пространством музеев, выставок, посещение культурных мероприятий в онлайн-формате, виртуальные экскурсии и т.д.

Изложение основного материала статьи. Внедрение практики цифрового проектирования воспитательно-профилактической среды ВУЗа является ответом на нововведения и инициативы, которые сформулированы ряде законодательных актов и Федеральных проектов, основными среди них являются «Закон об образовании в РФ», ФГОС ВО, проект «Цифровая школа» (структурный компонент Федерального проекта «Образование» Г1, С. 151. Целью проектирования цифровой образовательной среды (ЦОС) и ее участия в ряде воспитательно-профилактических и развивающих мероприятиях в ВУЗе является разработка и создание «цифровых платформ, как совокупности информационных систем, обеспечивающих достижение разноуровневых задач воспитательной практики ВУЗа» Г1,С. 151.

Цифровое проектирование такой среды связано с расширением возможностей традиционных воспитательных практик в ВУЗе средствами информационно-коммуникативных технологий, предоставляя особую виртуальную площадку, новое виртуальное пространство для осуществления ряда направлений для развития коммуникативных и креативных способностей студентов, всестороннего воспитания (гражданского, эстетического, патриотического и т.д.), становления научно-исследовательских компетенций.

Для грамотного проектирования среды важно следовать ряду сформированных в науке дидактических принципов:

1) открытости системы для ее обогащения инновационными образовательными технологиями, общедоступность и функциональность ЦОС;

2) ответственность и информационная безопасность участников виртуального сообщества;

3) достижение эффективности в рамках поставленных целей воспитательной деятельности ВУЗа.

Важными условиями работы в ЦОС являются: уровень цифровой грамотности всех субъектов ОП; доступность цифровых ресурсов для всех субъектов ОП, знание цифрового этикета [1, С. 17]. В связи с тем, что в рамках ЦОС воспитательный процесс осуществляется дистанционно, то его основой становится применение средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обладающих интерактивностью, возможностью обеспечения незамедлительной обратной связи, возможностью предоставления огромных объемов аудиовизуальной информации адекватно целям воспитательно-профилактической работы со студентами.

Проектирование воспитательно-профилактической среды (ВПС) в рамках цифрового пространства ВУЗа предполагает учет специфики воспитательного взаимодействия в условиях цифрового образования, к основным характеристикам которого относят:

- специфику профессионального языка, включая язык ИКТ;

- особые форматы общения, с преобладающими характеристиками интерактивности и мультимедийности (вебинарные площадки, видеоконференции, виртуальное культурное просвещение, онлайн-трансляции воспитательных мероприятий и т.д.);

- внедрение ряда инновационных функций педагога, выступающего в качестве тьютора, фасилитатора и куратора воспитательной деятельности [5, С. 3791.

Проектирование воспитательно-профилактической среды представляет собой формирование особой воспитательной системы с использованием арсенала ИКТ для оптимизации педагогического воздействия на обучающихся студентов. Проектирование предполагает определенное целеполагание, содержательную и организационную оснастку разработки данной системы.

Основные содержательные направления в цифровом проектировании ВПС ВУЗа представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Направления в цифровом проектировании воспитательно-профилактической среды ВУЗа

Цель данной системы: способствовать формированию ответственного, продуктивного поведения воспитанного человека со сформированной гражданской позицией, ценностной основой поведения (с доминированием гуманистических установок, принятие норм ЗОЖ, духовно-нравственных ориентиров государства), способного к решению задач жизнедеятельности в условиях нестабильного мира. Основной задачей является организация «конструктивных практик педагогического взаимодействия» Г5, С. 3801 в цифровой среде. В научных источниках сформулированы также дидактические и психологические требования к проектированию электронных воспитательных ресурсов (ЭВР). Так, в исследовании C.B. Елисеевой приведены такие, как:

- педагогическая целесообразность выбранных форм воспитательного воздействия, обеспечение включенности студенчества в разные форматы воспитательной работы;

- научность используемых ЭВР, в том числе, достоверность и актуальность примеров и закономерностей в рамках воспитательного контента: текстов, видео, сайтов и т.д.;

- доступность для студенческой аудитории, адаптивность содержания;

- соответствие ЭВР требованиям ФГОС ВО и воспитательных программам, утвержденным руководством вуза; нацеленность на обеспечение индивидуализации ОП [3, С. 761.

Одним из примеров цифрового проектирования воспитательно-профилактической среды является использование технологий виртуальной реальности (VR) в образовании. VR позволяет обучающимся погрузиться в виртуальный мир, где могут изучаться разные темы и решаться воспитательные задачи. Это помогает развивать креативность мышления и способствует повышению эффективности воспитания среди обучающихся университета.

К компонентам информационного воспитательного пространства ВУЗа по C.B. Елисеевой, относятся такие компоненты, как: «информационные ресурсы, организационно-управленческие средства; методические ресурсы; программно-техническое обеспечение» ГЗ, С. 761.

Конкретизируя направления деятельности с использованием ЭВР, следует отметить, что педагоги для достижения эффективности воспитательной деятельности могут использовать разнообразные образовательные сервисы и платформы (Socrative, dmodo, Quizizz, Google Expeditions, Mentimeter, Moodle и др.).

Это дает возможность «обмениваться интерактивными материалами, конструировать учебные курсы с воспитательной составляющей, использовать различные форматы предоставления образовательных материалов» [3, С. 761.

Мы разделяем мнение C.B. Росляковой, согласно которому, для проектирования ЦОС ВУЗа, обладающей высоким воспитательным потенциалом необходимо использовать «субъекты воспитательной активности», к которым относятся «digital - технологии, сетевые группы, субкультурные интернет-сообщества» [5, С. 3791 со своими ресурсами и тематическим контентом. Одним из вариантов использования цифрового пространства ВУЗа, как площадки для репрезентации воспитательно-профилактической среды является внедрение так называемой «сетевой активности».

Для реализации такого формата работы подходят социальные сети и их возможности, также применимы возможности платформ Сферум, VK, Zoom и Google Meet (веб-приложение для организации видеоконференций) для проведения воспитательных мероприятий: вебинаров, тренингов, прямых эфиров.

Важно отметить, что воспитательные мероприятия с использованием ЦОС вуза, а также электронных ресурсов отличаются характером «коммуникативно-интерактивного обмена» между субъектами ОП. Это способствует социализации в виртуальной среде, развитию коммуникативной культуры, психологической адаптивности и готовности к инновационному поведению, навыков коллективной работы с использованием инструментов медиатехнологий.

В исследовании Л.Н. Овиной постулируются такие направления проектирования ЦОС для реализации воспитательных задач, как: «предоставление открытого комплекса IT-ресурсов», а также таких возможностей для реализации воспитательных практик, как «смешанное, дистанционное обучение, проектные технологии и технологии сетевой коммуникации» [4,С. 703].

Выводы. Таким образом, благодаря проектированию воспитательно-профилактической среды в рамках ЦОС ВУЗа становится возможным формирование «социальной ответственности в системе «человек - цифровая среда - общество», культуры сетевой коммуникации, воспитание качеств адаптивности, гибкости, навыков «цифровой гигиены» [4, С. 703].

Исходя из этого, формирование воспитательно-профилактической среды с использованием цифрового проектирования в университете может быть достигнуто через следующие шаги: разработка и внедрение цифровых платформ для коммуникации между студентами и преподавателями; использование цифровых технологий для организации мероприятий, направленных на профилактику; использование цифровых ресурсов для организации спортивных мероприятий и досуга обучающихся в университете; развитие онлайн-платформ для поддержки обучающихся, которые нуждаются в социализации и помощи в решение личных и учебных проблем; внедрение системы электронного документооборота.

Функционирование ВПС создает ряд возможностей в педагогическом сопровождении профилактической работы со студентами по наиболее актуальным темам: буллинга, кибербуллинга, экстремизма, профилактике аддикций и т.д. Также становится возможным реализация инновационных форматов воспитательной работы через активизацию комплекса ИКТ и использование форумов, чатов, мультимедийных технологий и т.д.

Одним из значимых эффектов внедрения инструментов цифровизации в учебно-воспитательную деятельность ВУЗа является обеспечение «доступа к богатым информационным ресурсам», совершенствование информационных компетенций студентов и преподавателей, фасилитация познавательной самостоятельности и саморазвития студентов.

Литература:

1. Алешина, С.А. Цифровая образовательная среда как новое пространство воспитательной деятельности / С.А. Алешина, Ю.А. Бабушкина // Педагогика: история, перспективы. - 2021. - №2. - С. 15-18

2. Беляева, Л.А. Интерактивные средства обучения иностранному языку. Интерактивная доска: учебное пособие для вузов / Л.А. Беляева. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 157 с.

3. Елисеева, Е.В. Воспитательный процесс в университете цифровой эпохи / Е.В. Елисеева, И.И. Киютина, O.E. Никонец // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №62-2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vospitatelnyy-protsess-v-universitete-tsifrovoy-epohi (дата обращения: 19.05.2023)

4. Овинова, Л.Н. SWOT-анализ процесса воспитания в цифровой образовательной среде вуза / Л.Н. Овинова, Е.Г. Шрайбер // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021. - №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/swot-analiz-protsessa-vospitaniya-v-tsifrovoy-obrazovatelnoy-srede-vuza (дата обращения: 19.05.2023)

5. Рослякова, C.B. Характеристики воспитания в цифровую эпоху / C.B. Рослякова, Е.М. Харланова, Е.В. Моисеева, Г.Ю. Ярославова // Ученые записки университета Лесгафта. - 2022. - №10 (212). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/harakteristiki-vospitaniya-v-tsifrovuyu-epohu (дата обращения: 19.05.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.