Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ'

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / КОРОНАВИРУС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Евгеньев А.А., Виноградов И.Г., Шубин Е.Г.

Весной 2020 года мир оказался охваченным влиянием глобальной пандемии новой коронавирусной инфекцией COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. Введенные ограничения в связи с пандемией оказали значительное воздействие на многие аспекты жизни - на социальную, политическую, экономическую, культурные сферы, наиболее существенно пандемия сказалась на здоровье людей. Стиль жизни людей и, в частности, студентов после введения ограничительных мер претерпел значительные изменения, что отразилось на двигательной активности. Проявляя волевые качества, в преодолении последствий пандемии, соблюдая принципы постепенности, регулярности, систематичности, последовательности и индивидуализации учащийся сможет обеспечить себе крепкое физическое здоровье для преодоления жизненных трудностей. В проводимом нами научном исследовании в университете 2020-21году по оценке волевых качеств, и их влиянии, на физическую подготовку студентов была дана оценка, возникающих трудностей в процессе физического воспитания студентов в процессе учебных занятий. А также исследовалось влияние уровня развития волевых качеств на физическую подготовку студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Евгеньев А.А., Виноградов И.Г., Шубин Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VOLITIONAL QUALITIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS AND THEIR EFFECT ON PHYSICAL TRAINING

In the spring of 2020, the world was gripped by the impact of the global pandemic of the new coronavirus infection COVID-19 caused by the coronavirus SARS-CoV-2. The restrictions imposed in connection with the pandemic have had a significant impact on many aspects of life - on the social, political, economic, cultural spheres; the pandemic has most significantly affected people's health. The lifestyle of people and, in particular, students has undergone significant changes after the introduction of restrictive measures, which has affected motor activity. By showing strong-willed qualities, observing the principles of gradualness, regularity, systematic, consistency and individualization, the student will be able to ensure strong physical health to overcome life difficulties. In the scientific experiment, conducted by us at the university of 2020-21, the assessment of volitional qualities, and their impact on the physical fitness of students was given concerning the difficulties encountered in the process of physical education of students in the course of training sessions. The influence of the level of development of volitional qualities on the physical training of students was also studied.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ»

состояния. Действительно наличие спортсменов с разными показателями антропометрических данных и функционального состояния требует разного подхода к применению тренировочных программ. Это также определяет необходимость совершенствования системы подготовки КПЛ.

Расширение программы соревнований пловцов в ластах требует совершенствования системы подготовки КПЛ. Изменение правил соревнований, увеличение количества дистанций для плавания КПЛ требует индивидуализации их тренировки.

Таким образом, выявленные факторы определяют необходимость совершенствования системы подготовки КПЛ. Учет этих факторов позволит оптимизировать деятельность тренеров и специалистов, работающих в сфере подготовки КПЛ. Это может явиться хорошей платформой для разработки оптимальной модели тренировки КПЛ.

ВЫВОД

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов для разработки оптимальной модели проведения тренировочных занятий с КПЛ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дудченко П.П. Современные подходы к определению содержания подготовки юных пловцов в ластах в годичном макроцикле с учетом их монотоноустойчивости / П.П. Дудченко, В.П. Аксёнов, С.А. Шепеленко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2017. -№ 4. - С. 18-20.

REFERENCES

1. Dudchenkctô P.P. Акзуопоуб V.P. and Shepelenkctô S.A. (2017), "Modern approaches to determining the content of training young swimmers in flippers in a one-year macrocycle, taking into account their monotone resistance", Physical education: education, education, training, No. 4, pp. 18-20.

Контактная информация: a_s@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2022

УДК 796.015.62

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ

ПОДГОТОВКУ

Александр Анатольевич Евгеньев, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения;

Игорь Геннадьевич Виноградов, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Евгений Георгиевич Шубин, кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического

приборостроения

Аннотация

Весной 2020 года мир оказался охваченным влиянием глобальной пандемии новой корона-вирусной инфекцией COVID-19, вызванной коронавирусом SARS-CoV-2. Введенные ограничения в связи с пандемией оказали значительное воздействие на многие аспекты жизни - на социальную, политическую, экономическую, культурные сферы, наиболее существенно пандемия сказалась на здоровье людей. Стиль жизни людей и, в частности, студентов после введения ограничительных мер претерпел значительные изменения, что отразилось на двигательной активности. Проявляя волевые качества, в преодолении последствий пандемии, соблюдая принципы постепенности, регулярности, систематичности, последовательности и индивидуализации учащийся сможет обеспечить

себе крепкое физическое здоровье для преодоления жизненных трудностей. В проводимом нами научном исследовании в университете 2020-21году по оценке волевых качеств, и их влиянии, на физическую подготовку студентов была дана оценка, возникающих трудностей в процессе физического воспитания студентов в процессе учебных занятий. А также исследовалось влияние уровня развития волевых качеств на физическую подготовку студентов.

Ключевые слова: волевые качества, физические качества, физическое воспитание, студенты, коронавирус.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.3.p107-112

FORMATION OF VOLITIONAL QUALITIES IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS AND THEIR EFFECT ON PHYSICAL

TRAINING

Alexander Anatolyevich Evgeniev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation; Igor Gennadievich Vinogradov, the

candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Evgeny Georgievich Shubin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Aerospace Instrumentation

Abstract

In the spring of 2020, the world was gripped by the impact of the global pandemic of the new coronavirus infection COVID-19 caused by the coronavirus SARS-CoV-2. The restrictions imposed in connection with the pandemic have had a significant impact on many aspects of life - on the social, political, economic, cultural spheres; the pandemic has most significantly affected people's health. The lifestyle of people and, in particular, students has undergone significant changes after the introduction of restrictive measures, which has affected motor activity. By showing strong-willed qualities, observing the principles of gradualness, regularity, systematic, consistency and individualization, the student will be able to ensure strong physical health to overcome life difficulties. In the scientific experiment, conducted by us at the university of 2020-21, the assessment of volitional qualities, and their impact on the physical fitness of students was given concerning the difficulties encountered in the process of physical education of students in the course of training sessions. The influence of the level of development of volitional qualities on the physical training of students was also studied.

Keywords: volitional qualities, physical qualities, physical education, students, coronavirus.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных на сегодняшний день и сложных проблем в области физического воспитания студентов является, выявление внешних и внутренних условий, определяющих состояние психики студента и проявления волевых качеств, связанных с этим состоянием. Проявления волевых усилий являются на наш взгляд необходимым условием для положительной социальной позиции и общественно важной деятельности студентов. Многие процессы и стрессы с ними связанные, возникающие во время учебного процесса в университете, и непосредственно во время занятий физической культурой, несут большую эмоциональную нагрузку и тем или иным способом отражаются на психологическом и соответственно поведенческом фоне студентов, что является весомым социальным фактором. Волевые качества, как целеустремленность, выдержка, самообладание, настойчивость, инициативность, самостоятельность, смелость, решительность, которые проявляются во время учебных занятий по физической культуре, несомненно окажут положительное влияние как в последующей жизни студента, так и профессиональном росте как специалиста, постоянно совершенствующегося и повышающего свои компетенции. Из этого следует, что изучение волевых качеств студента в процессе учебных занятий по физической культуре позволяет более полно раскрыть качественные характеристики личности каждого студента. Научный анализ изученной литературы показывает, что воля, как

и все другие психические процессы, возникала и развивалась в процессе исторического развития человека, его общественных отношений и определялась целями и потребностями [1]. Волю следует рассматривать как психический процесс, позволяющий человеку свободно действовать в окружающей среде, опираться на законы природы, общества, человеческого развития. Проблема воспитания волевых качеств успешно разрабатывается в психологии спорта, поскольку связана с условиями и потребностями спортивной деятельности, предъявляющей максимальные требования к волевой сфере личности. Занятия по физической подготовке студентов в ВУЗе имеют свою специфику. Важными условиями воспитания волевых качеств студентов являются формирование и развитие социальных чувств: долга, ответственности. Это позволяет контролировать себя, правильно определять свои сильные и слабые стороны, видеть перспективу дальнейшего развития и физического совершенствования тела. В ходе изучение научной литературы к настоящему времени ряд ученых пришли к выводу, что воля как один из аспектов сознания человека, является функцией нормально функционирующего мозга, продуктом его деятельности, позволяющим человеку управлять собой, особенно преодоление трудностей [2]. Однако, несмотря на некоторые разработки ученых в этой области, вопросы воспитания волевых качеств студентов начальных курсов в процессе физического воспитания требуют дальнейшего изучения. Цель нашего научного исследования было изучение уровня развития волевых качеств студентов в процессе занятий по физической культуре и спорту и их влияние на физическую подготовленность. Исследование студентов проводилось в университете 2019-2020 гг. в три этапа. На первом этапе оценивалась значимость трудностей, которые возникают в процессе учебных занятий по физической культуре. На втором этапе была оценка волевых качеств и определялся уровень развития волевых качеств студентов в процессе физического воспитания. На третьем этапе исследовали уровень физической подготовленности студентов по уровню развития волевых качеств. В исследовании приняли участие 100 студентов нашего университета (60 юношей и 40 девушек) основного отделения в возрасте от 18 до 22 лет. Методы исследования включали анализ и обобщение научных литературных источников, педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование. Оценка значимости трудностей, возникающих в процессе занятий физической культурой, проводилась на основе специально разработанной нами анкеты, целью которой является уточнение субъективной оценки обучающихся, обстоятельств и условий занятий, трудности, связанные с недостаточным уровнем физической подготовки, последствиями болезней и травм, и личным отношением к занятиям. Для выяснения структуры волевых качеств студентов был проведен анкетированный опрос студентов, в котором нам было необходимо было упорядочить значимость волевых качеств. Для изучения влияния волевых качеств на уровень физической подготовленности студентов применялись тесты по физической подготовке. Для осуществления процесса воспитания волевых качеств, прежде всего, необходимо было выявить и систематизировать трудности, возникающие при подготовке к учебным занятиям по физической культуре, и выяснить, как они сказываются на состоянии учащегося. Трудности, возникающие во время учебных занятий по физической культуре, можно разделить на два вида: объективные и субъективные.

Нами было выявлено три группы основных трудностей, возникающих в учебном процессе на занятиях по физической культуре:

• (А) группа, обусловленные недостаточным уровнем физического развития и физической подготовленности студентов.

• (Б) группа, относятся возникающие заболевания, а также травмы и их последствия, пропуски занятий, потеря физической формы, ухудшение здоровья, депрессия, вызванная вынужденной самоизоляцией в ходе пандемии коронавирусной инфекции.

• (В) группа, связанные с личностным отношением студента к занятиям физическими упражнениями - отсутствие дисциплины, не соблюдение здорового образа жизни,

низкий уровень мотивации и интереса к физической активности, лень.

Анкетированный опрос студентов показал, что трудности, возникающие в ходе учебного процесса занятиями по физической культуре, отличаются от трудностей, возникающих при самостоятельных занятиях физическими упражнениями (таблица 1).

Таблица 1 - Субъективная оценка студентами значимости трудностей в процессе физического воспитания

Учебные занятия Самостоятельное тренировки

Юноши Девушки Юноши Девушки

Л Л - Л Л - Л Л - Л Л -

А 22.0 22.9 5.1 34.1 14.0 2 12.0 33.5 4.5 14.5 34.3 1.2

Б 8.5 33.0 4.5 21.5 28.6 3.9 13.4 25.9 10.7 13.5 34.3 2.2

В 13.4 35.2 2.8 14.6 28.6 5.4 13.1 31.7 8.2 16.9 25.6 4.5

Примечание: Л - значительный уровень трудностей; - - отсутствует уровень трудностей.

Наиболее существенные трудности в процессе физического воспитания были связаны с преодолением низкого уровня физического развития и физической подготовленности студентов, у юношей 22% и девушек 34.1%. В процессе самостоятельных занятий значимость этих трудностей для многих студентов снижалась соответственно 12% и 14,5%. Но наши наблюдения показали, что это была субъективная оценка учащихся, поскольку в процессе самостоятельного обучения многие студенты ставили легкие задачи, избегая трудностей, требующих проявления силы воли. Только 5,1% юношей и 2% девушек имели высокий уровень физической подготовленности и легко преодолевали трудности в процессе физического воспитания.

Рассматривая процесс преодоления трудностей в физическом воспитании студента, можно сказать, что объектом воздействия педагогов является психика учащихся, а также и формирование волевых качеств (таблица 2).

Таблица 2 - Значимость волевых качеств в процессе физического воспитания студентов

Волевые качества учебный процесс самостоятельные занятия

юноши девушки юноши девушки

Целенаправленность 16.2 17.6 19.4 16.7

Настойчивость 15.3 12.3 9.5 10.0

Выносливость и самоконтроль 14.9 14.9 7.4 9.1

Инициативность и независимость 2.4 1.9 13.1 14.0

Смелость, решительность 1.3 3.2 0.7 0.1

Результаты анкетирования студентов, показало, что ведущим волевым качеством студентов является целеустремленность, ее значимость у юношей составила 16,2% в процессе физического воспитания, а в самостоятельной физической подготовке - 19,4%; у девушек - 17,6 и 16,7% соответственно. Следующее место у юношей заняли настойчивость в процессе занятий физической культурой - 15,3%, а также инициативность и самостоятельность при самостоятельных занятиях физической культурой - 13,1%. Третью позицию в учебном процессе занимали выносливость и самообладание 14,9%, а также настойчивость при самостоятельных занятиях, которые необходимы студентам на протяжении всего процесса физического совершенствования.

Четвертую позицию в образовательном процессе занимают инициативность и самостоятельность у юношей 2,4%, эти качества занимают последнюю позицию у девушек - 1,9%. Выносливость и самоконтроль находились на четвертом месте при самостоятельной тренировке как у юношей 7,4%, так и у девушек 9,1%.

Это свидетельствует о том, что в процессе самостоятельной тренировки студенты выполняют упражнения в меру своих возможностей, а максимальной силы воли не проявляют. Последние места у юношей занимали смелость и решительность: 1,3% - в учебном процессе и 0,7% - при самостоятельных занятиях.

Несколько иные результаты получены у девушек: на втором месте в учебном процессе оказались выносливость и самообладание - 14,9%, а при самостоятельном обуче-

нии - инициативность и самостоятельность - 14,0%.

Третье место в учебном процессе, а также при самостоятельных занятиях занимали настойчивость и настойчивость - 12,3% и 10,0% соответственно.

Таблица 3 - Показатели физической подготовленности студентов юношей в зависимости от уровня развития их волевых качеств_

Тесты Развития волевых качеств

Высокое (16) Среднее (34) Низкое (10)

3000 м бег 12.49±2.4 мин 13.23.±2.3мин 15.29±2.5 мин

100 м бег 13.9±1.4 сек 14.6±1.49 сек 15.3±2.19 сек

Прыжок в длину с места 2.39±17см 2.29.0±24 см 217.0±2.2см

Отжимания 47±3 34±3 25±4

Подтягивания 13±4 9±2 7±1

Приседания за 1 мин. 51±3 40±3 32±2

5x10 м челночный бег 9.0±1.4 9.9±0.6 10.5±1.2

Примечание: среднее значение ± стандартное отклонение.

Таблица 4 - Показатели физической подготовленности студентов девушек в зависимости от уровня развития их волевых качеств_

Тесты Развития волевых качеств

Высокое (8) Среднее (14) Низкое (18)

2000 м бег 10.21±2.3 мин 11.17±1.5 мин 12.14±2.2 мин

100 м бег 17.1±0.47 сек 18.3±0.92 сек 18.9±1.4 сек

Прыжок в длину с места 1.89±17 см 1.76±12 см 1.68±11 см

Отжимания 19±2 14±3 7±2

Приседания 40±3 30±2 19±2

5x10 м челночный бег 10.7±0.4 11.4±0.6 11.9±0.9

Примечание: среднее значение±стандартное отклонение.

Анализ результатов теста на физическую подготовленность по уровню волевого развития студентов выявил четкую закономерность, свидетельствующую о том, что у студентов с высоким уровнем развития волевых качеств, так же и высокий уровень развития физических качеств. Чем ниже уровень волевых качеств, тем хуже результаты студентов (как юношей, так и девушек) в тестах по физической подготовленности. И наоборот, чем выше показатели физической подготовленности, тем более целеустремленными, настойчивыми, и решительными ведут себя учащиеся на учебных занятиях по физическому воспитанию, а также проявляют более высокую активность в самостоятельных занятиях физической культурой. Занятия физической культурой в ВУЗе имеют свою специфику, которая существенно влияет на психику студентов, их эмоциональные переживания и состояние, все это требует от учащихся проявлению большой силы воли. Проявление волевых качеств происходит в тех действиях, которые связаны с необходимостью преодоления трудностей и всевозможных препятствий на пути к цели, и требуют от учащихся физических и волевых усилий. Воспитание волевых качеств в процессе учебных занятий позволяет воспитать в студенте высокою работоспособность, дисциплинированность. Изучение структуры волевых качеств студентов свидетельствует о том, что значение проявления волевых качеств в процессе физического воспитания и в процессе самостоятельной тренировки различно и может варьироваться в зависимости от вида упражнений, эмоционального фона, психологического климата на занятии, психологическое настроение перед учебным занятием всей учебной группы. Полученные данные показывают, что структура волевых качеств студентов в учебном процессе отличается от их структуры при самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Особенно это проявляется в проявлении настойчивости, инициативности, самостоятельности.

Анализ оценки развития волевых качеств студентов показал, что они значительно лучше развиваются и проявляются у юношей в процессе учебных занятий по физической культуре и спорту. Юноши не так остро, как девушки, реагируют на свои физические недостатки и слабую физическую форму.

Полученные данные подтверждают выводы научных исследований о том, что физическое воспитание является одним из средств формирования воли студентов, что совершенствование физических способностей выявляет и развивает волевые качества.

ВЫВОДЫ

В результате исследования анализа полученных данных мы пришли к следующим выводам:

- оценка трудностей, с которыми сталкиваются студенты в процессе учебных занятий по физической культуре и спорту, показывают, что наиболее существенными являются трудности, связанные с преодолением изначально низкого уровня физической подготовленности студентов. Волевые качества воспитываются и закрепляются в процессе учебных занятий физической культуре, при преодолении возникающих трудностей в ходе учебного процесса, а также при выполнении физических упражнений, и сдаче контрольных нормативов;

- правильная организация учебного процесса, а также позитивно активное отношение к нему студента с четкой поставленной перед ним целью, является главной предпосылкой развития в нем волевых качеств;

- установлено, что основными волевыми качествами как юношей, так и девушек являются целеустремленность, настойчивость, выносливость и самообладание, а также инициативность и самостоятельность;

- выявлен факт, что высокий уровень волевых качеств имеют 8,5% юношей и 5,8% девушек, 25,4% юношей. Средний уровень развития у студентов и 18,4% девушек, а низкий уровень развития у 16,1% юношей и 25,8% девушек.

Это свидетельствует о том, что занятия по совершенствованию физической подготовки посредством физических упражнений являются эффективным средством развития волевых качеств, что, несомненно, скажется на дальнейшей успешной социализации студентов - будущих специалистов в выбранной профессии и современном обществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Осипов Д.А. Совершенствование мотивационной сферы и памяти как структурных компонентов афферентного синтеза двигательных навыков боксера / Д.А. Осипов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - № 13 (3). - С. 57-65.

2. Болотин А.Э. Структура и содержание образовательной технологии управления здоровым образом жизни студентов / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев // Журнал физического воспитания и спорта.- 2015.- Ч. 3, - С. 362-364.

REFERENCES

1. Osipov D.A. (2018). "Improvement of the motivational sphere and memory as structural components of the afferent synthesis of the boxer's motor skills", Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sports, No. 13 (3), pp. 57-65.

2. Bolotin, A.E. and Bakayev, V.V. (2015), "Structure and content of the educational technology of managing students' healthy lifestyle", Journal of Physical Education and Sport, No.3, pp. 362-364.

Контактная информация: igor0115@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 896.323

МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-ФУТБОЛИСТОВ СРЕДСТВАМИ КРОССФИТА

Саида Адамовна Евтых, кандидат педагогических наук, доцент, Инга Сергеевна Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный аграрный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.